Научная статья на тему 'Интервью с профессором Кготатсо Б. Шаем (Университет Лимпопо, ЮАР) Эпистемология афроцентризма для социальных наук'

Интервью с профессором Кготатсо Б. Шаем (Университет Лимпопо, ЮАР) Эпистемология афроцентризма для социальных наук Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / афроцентризм / научное знание / политика знания / иерархия знаний / Южная Африка / Africa / Afrocentricity / Scientific Knowledge / Politics of Knowledge / Knowledge Hierarchies / South Africa

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кготатсо Б. Шай

Кготатсо Шай – профессор политологии, в недавнем прошлом возглавлял кафедру культурных и политических исследований в Университете Лимпопо в ЮАР, а также Южноафриканскую ассоциацию политических исследований. В настоящее время он – действующий президент Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента. Он инициировал издание флагманской книжной серии и выступает в качестве ее главного редактора. Профессор Шай – автор трех научных книг, входит в число исследователей, деятельность которых учитывается в рейтинге южноафриканского Национального исследовательского фонда (South Africa National Research Foundation, NRF). В его актике более 100 рецензируемых публикаций в изданиях, аккредитованных Министерством высшего образования и подготовки кадров ЮАР. В сфере его научных интересов – африканская политика, международные отношения и политика знаний. В интервью профессор K. Шай рассуждает об афроцентризме как о центральной теоретической парадигме и аналитической призме, которую следует применять в африканских социальных науках. Он описывает свой личный путь внедрения афроцентричных подходов и рассказывает о наиболее влиятельных ученых-афроцентристах, как представляющих континент, так и живущих за его пределами. Он также рассказывает о своем опыте председательства в Южноафриканской ассоциации политических исследований (South African Association of Political Studies, SAAPS) и Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента (South African Association of Public Administration and Management, SAAPAM), проблемах и перспективах функционирования этих организаций. В интервью также затрагивается тема иерархии системы производства знаний в Африке, выстраиваемой научными журналами, многие из которых издаются в Южной Африке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afrocentric Epistemology for Social Sciences (Interview)

Kgothatso Shai is a Full Professor of Political Science and the immediate past Head of the Department of Cultural & Political Studies at the University of Limpopo in South Africa. He previously served as President of the South African Association of Political Studies (SAAPS). He is also the incumbent President of the South African Association of Public Administration and Management (SAAPAM), where he is also serving as the founding Editor in Chief of the association’s flagship Book Series. He is a National Research Foundation (NRF)-rated researcher and the author of three academic books. He has published over 100 peer-reviewed and Department of Higher Education and Training (DHET)-accredited journal articles and book chapters. His research interests interweave between African politics, international relations, and the politics of knowledge. In his interview, Professor Kgothatso Shai talks about Afrocentricity as a central theoretical framework and analytical lens that should be applied in African social sciences. He describes his personal way of implementing Afrocentric approaches and discusses the main scholars of Afrocentricity, representing both the continent and those living outside it. He also talks about his experience of presiding over the South African Association of Political Studies (SAAPS) and the South African Association of Public Administration and Management (SAAPAM), the challenges and prospects of these organizations. The interview also touches on the problem of the knowledge hierarchies in Africa, structured by scientific journals, many of which are published in South Africa

Текст научной работы на тему «Интервью с профессором Кготатсо Б. Шаем (Университет Лимпопо, ЮАР) Эпистемология афроцентризма для социальных наук»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ АФРИКИ

Интервью

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ АФРОЦЕНТРИЗМА ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Интервью с профессором Кготатсо Б. Шаем, Университет Лимпопо,

Южная Африка

Кготатсо Шай - профессор политологии, в недавнем прошлом возглавлял кафедру культурных и политических исследований в Университете Лимпопо в ЮАР, а также Южноафриканскую ассоциацию политических исследований. В настоящее время он -действующий президент Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента. Он инициировал издание флагманской книжной серии и выступает в качестве ее главного редактора. Профессор Шай - автор трех научных книг, входит в число исследователей, деятельность которых учитывается в рейтинге южноафриканского Национального исследовательского фонда (South Africa National Research Foundation, NRF). В его актике более 100 рецензируемых публикаций в изданиях, аккредитованных Министерством высшего образования и подготовки кадров ЮАР. В сфере его научных интересов -африканская политика, международные отношения и политика знаний.

В интервью профессор К. Шай рассуждает об афроцентризме как о центральной теоретической парадигме и аналитической призме, которую следует применять в африканских социальных науках. Он описывает свой личный путь внедрения афроцентричных подходов и рассказывает о наиболее влиятельных ученых-афроцентристах, как представляющих континент, так и живущих за его пределами. Он также рассказывает о своем опыте председательства в Южноафриканской ассоциации политических исследований (South African Association of Political Studies, SA Al'S) и Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента (South African Association of Public Administration and Management, SAAPAAÍ), проблемах и перспективах функционирования этих организаций. В интервью также затрагивается тема иерархии системы производства знаний в Африке, выстраиваемой научными журналами, многие из которых издаются в Южной Африке.

Ключевые слова: Африка, афроцентризм, научное знание, политика знания, иерархия знаний, Южная Африка

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113

Для цитирования: Шай К.Б. Эпистемология афроцентризма для социальных наук (Интервью). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 107-113. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113

- Уважаемый профессор Шай, в своих многочисленных научных работах Вы часто упоминаете «афроцентричную критику» [Rapanyane, Shai 2019; Shai 2016; Shai 2020a; Shai et al 2022], «анализ» [Legodi, Shai 2018; Shai, Vunza 2021], «перспективу» [Shai, Nyawasha, Ndaguba 2018], «обзор» [Langa, Shai 2019; Nkuna, Shai 2021], «ответ» [Shai 2020b], и даже «разбор» [Rapanyane, Shai 2020]. Это своего рода универсальная парадигма, применимая ко всем социальным наукам? С какой точки зрения Вы смотрите на мир в этой перспективе?

- Действительно, афроцентризм - это всеобъемлющая теоретическая парадигма, которую я последовательно применяю в политических исследованиях и социальных науках в самом широком смысле [Shai 2017; Shai 2023]. С этой теорией меня познакомил доктор A.B. Дхливайо1 еще во время моего обучения в магистратуре по политологии в Университете Венда в Южной Африке в 2010 г. Профессор Дхливайо выступил внешним рецензентом моей магистерской диссертации, теоретическая часть которой сочетала идеи реализма и идеализма [Shai 2010]. Часть высказанных им рекомендаций побудила меня пересмотреть и переосмыслить вопросы внешней политики с афроцентричной точки зрения [Asante 1990; Asante 2003]. Я принял этот вызов и по сей день остаюсь верен ему. Знакомство с литературой по афроцентризму подтолкнуло меня к самопознанию. До этого в моих работах сквозила предвзятость в отношении к Африке [Shai 2009].

Именно эта онтологическая позиция заложила благодатную почву для формирования моей эпистемической идентичности. Для нас, африканцев, выбор и использование афроцентризма в качестве контекстуальной и теоретической призмы не подлежит обсуждению. Во многом это можно объяснить тем, что афроцентризм напрямую обращен к сердцу и воображению нашей подлинной эпистемической идентичности. Речь идет о врожденной эпистемической идентичности с богатой историей применения на благо истине и науке. Я считаю, что афроцентризм - это будущее социальных наук в Африке и других странах, где изучаются африканские проблемы, процессы, системы и институты [Azibo 2011; Baugh, Guión 2016].

- Кто из крупнейших ученых повлиял на становление эпистемологии афроцентризма?

- Среди известных ученых в области эпистемологии афроцентризма немало имен. В числе прочих я бы назвал Молефи Кете Асанте [Asante 2004], Мауланга Каренга [Karenga 1997], Ама Мазама [Mazama 2003], Арчи Мафедже [Mafeje 2008], Тойин Фалола, Дани Набудере и других [Shai, Molapo 2015].

Будучи афроамериканцем, М. Асанте сыграл очень важную роль в информационно-пропагандистской работе и популяризации афроцентризма как теории социальных изменений на глобальном уровне. Долгое время он работал в благоприятной интеллектуальной среде в США в Университете Темпл. Асанте не раз говорил, что он диоповец, тем самым признавая влияние работ Шейха Анта Диопа на свою научную деятельность2. Хотя Асанте получил образование в области коммуникационных исследований, его влияние распространяется на все гуманитарные и социальные науки.

Не могу не упомянуть про исключительный вклад политолога М. Каренги, также афроамериканца, в афроцентристский дискурс, а именно в разработку и применение

1 Доктор A.B. Дхливайо родился в Зимбабве, обучался в университетах Зимбабве и Нигерии, много лет преподавал историю в Университете Лимпопо в ЮАР. В настоящее время на пенсии (прим. ред.).

2 В данном номере «Ученых записок Института Африки РАН» опубликована статья JIM. Садовской, посвященная духовному наследию Шейха Анта Диопа (прим. ред.).

кавайды3 как философской культурной национально-освободительной теории. Это важно, учитывая, что все теории уходят корнями в конкретные философии.

Еще один афроамериканец, А. Мазама, лингвист по образованию, отстаивает афроцентризм как парадигму, более обширную, чем просто теория. В числе прочих заслуг М. Асанте, и А. Мазамы в том, что касается афроцентристского дискурса, - их многолетняя работа соредакторами ведущего издания для продвижения афроцентристской науки .Journal of Black Studies4.

Вклад социолога А. Мафедже в эпистемологию афроцентризма в значительной степени отражает опыт Южной Африки и принимает форму того, что он называет африканскостью (afi'icanity). Несмотря на то, что вышеперечисленные ученые разделяют многие положения афроцентричной эпистемологии, А. Мафедже отказывается признавать африканцев-нерезидентов носителями африканской агентности. Он утверждает, что афроцентризм может быть укоренен только в коренном африканском знании.

Т. Фалола - нигерийский историк, работающий в США в Техасском университете. Он автор множества новаторских работ, которые расширили понимание многих насущных проблем, касающихся Африки.

Д. Набудере считается одним из ведущих угандийских политологов, внесшим выдающийся вклад в изучение африканской проблематики, особенно в части политики, философии и культуры. Его концептуализация и формулировка африкологии (Aßikology5) как дисциплины, из которой проистекает афроцентризм, не имеет себе равных.

- Давайте поговорим о ранних истоках афроцентристских теорий, обратимся к середине XX в. В прошлом году мы отмечали столетие со дня рождения Шейха Анта Диопа, выдающегося сенегальского историка. На протяжении всей своей жизни он вел идеологический спор, если не сказать конфронтацию, с основателем Негритюда Леопольдом Сенгором, президентом Сенегала (1960-1980). На чьей стороне ваши симпатии в этом споре и почему?

- Непростой вопрос! Я бы предпочел не привязываться к личностям, а выбирать идеи. Это связано с тем, что идеологическая борьба между Шейхом Анта Диопом и Леопольдом Сенгором имела сложный и длительный характер. Например, я солидарен с Л. Сенгором в вопросе об африканской идентичности и единстве, поскольку разделяю убеждение, что африканскость не может быть ограничена искусственными колониальными границами. В глобальном масштабе африканцев объединяет общий опыт страданий, в том числе постоянное отношение к ним с подозрением. У меня также есть все основания полагать, что и африканцы по крови, и африканцы по географическому местонахождению должны сыграть свою роль в развитии Африки. Прямо или косвенно, наша судьба и будущее связаны с Африкой, которая является нашей единственной исконной родиной и домом предков.

3 Кавайда (в переводе с суахили означает «традиция») - это синтез африканских идей и практик, разработанный Маулангой Каренгой (прим. ред.).

4 Основан в 1970 г. Молефи Кете Асанте; охватывает широкий спектр предметных областей, включая: общество, социальные проблемы, афроцентричность, экономику, культуру, средства массовой информации, литературу, язык, наследие и биологию (прим. ред.).

5 Африкология - это открытая философия производства знаний, основанная на признании достижений древней африканской цивилизации. Концепция была предложена известным угандийским ученым Дани Вадада Набудере (прим. ред.).

Шейх Анта Диоп не обязательно отвергает вышеприведенные аргументы. Напротив, он расширяет данную линию мысли, локализуя концептуализацию африканскости или негритюда до конкретных африканских корней и одной из древнейших человеческих цивилизаций в Египте. Что касается вопроса о языке, то я считаю, что Диоп был прав. Родной язык - это сердце культуры, которое является основой для развития его носителей. Успешные страны Европы и Азии добились успеха благодаря своим языкам, которые выражают их системы ценностей. Аналогичным образом, развитие Африки может быть обеспечено с помощью африканского языка (языков).

Однако более серьезная проблема заключается в том, что африканские языки еще не достигли такого уровня, чтобы стать глобально компетентными наравне с английским. Кроме того, пытаясь продвигать африканские языки, мы должны делать это таким образом, чтобы они не стали препятствием для нашего эффективного участия в международных отношениях. Продвигая африканские языки, мы также должны помнить о том, как сложно договориться об общем континентальном языке для африканцев, учитывая существующие различия в колониальной истории. Поэтому я бы утверждал, что африканские языки не должны рассматриваться как конкуренты таких иностранных языков, как английский и французский. Наследие колониализма и глобальная взаимозависимость требуют, чтобы они сосуществовали и дополняли друг друга.

- В одной из своих работ Вы сделали оговорку: «Мы (авторы этой статьи) все африканцы по крови и по географическому положению» [Shai et al 2022: 54]. Значит ли это, что только местные ученые могут использовать эту афроцентристскую перспективу и что она не имеет перспектив универсального применения?

- Мы твердо убеждены, что идея универсального применения теорий в корне не верна. То, что часто преподносится нам в качестве универсальных теорий, по сути, является евро-американскими теориями. Как и они, афроцентризм является производной от ситуативной или контекстно-ориентированной истины. Ключевым элементом афроцентризма является африканский опыт, история и системы культурных ценностей [Shai 2023; Asante 2007; Asante 2017].

Конечно, это никоим образом не означает, что только местные ученые могут использовать афроцентризм. Афроцентризм зародился в том числе и в США и странах Карибского бассейна благодаря усилиям отдельных афроамериканцев, разделяющих африканское культурное наследие. Кроме того, следует помнить, что рамки афроцентризма не связаны жестким образом с расой или географией. Можно быть африканцем, живущим в Африке, и при этом не являться афроцентристом в силу феномена, который У.Э.Б. Дюбуа называет «двойным сознанием» [Azibo 2011].

- В свое время Вы возглавляли Южноафриканскую ассоциацию политических исследований. Вы действующий президент Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента. Что Вам удалось сделать для развития социальных наук в Южной Африке на этих ответственных постах?

- Южноафриканской ассоциации политических исследований принадлежит авторитетный журнал Politikon: South African Journal of Political Studies6, который

6 «Politiken: Южноафриканский журнал политических исследований» - официальный журнал Южноафриканской ассоциации политических исследований, издается с 1974 г. (в настоящее время ведущим британским издательством Taylor & Francis). См. подробнее: https://www.tandfonline.coin/ journals/cpsa20 (прим. ред.).

предоставляет возможности публикации политическим мыслителям в Южной Африке и за ее пределами. Во время моего пребывания на посту президента этой ассоциации мы смогли организовать национальный конгресс, региональные коллоквиумы, политические диалоги и вебинары в партнерстве с организациями-единомышленниками. Такие партнерства по своей сути - это возможность наращивания потенциала в издательском деле. На этой основе можно было бы сделать очень многое. Но обстоятельства складывались не в нашу пользу из-за сложных отношений между Советом и редакционной коллегией журнала.

В рамках Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента была разработана концепция и запущена успешн выпуск серии книг, которые расширили возможности публикаций для экспертного сообщества в Южной Африке и за ее пределами. Эта книжная серия дополняет возможности публикации аккредитованного журнала Journal of Public Administration 1. Благодаря своей четкой программе развития данный журнал сделал очень многое для революционных изменений в индустрии знаний в Южной Африке.

Были подписаны Меморандумы о взаимопонимании, которые формализовали и укрепили совместную деятельность между Южноафриканской ассоциацией политических исследований и Южноафриканской ассоциацией государственного управления и менеджмента, их стратегическими партнерами.

- Южноафриканские научные и особенно социальные журналы (холдинг African Journals Online, AJOL) и издательства формируют не только национальное знание, но и выступают в качестве структурной силы для всего Африканского континента, чего не было в период апартеида, до 1994 г. Какова природа этой структурной силы - это скорее деколонизация или реколонизация Африки к югу от Сахары?

- Я полагаю, что динамика развития южноафриканской науки как структурной силы свидетельствует о том, что она находится на перепутье между деколонизацией и неоколониализмом [Shai 2023; Shai 2022]. До 1994 г. в южноафриканской индустрии знаний доминировали белые, которые, по сути, служили местным авангардом евро-американского империализма. В период после 1994 г. демократическое правительство сделало очень много для трансформации идеологического пространства таким образом, чтобы южноафриканская наука могла быть интегрирована в прикладное измерение мягкой силы. Преимущества трансформации знаний в этой сфере ощущаются в Южной Африке и в Африке в целом.

Но этот путь не был легким, поскольку даже в условиях нового демократического устройства повестка дня в области знания в Южной Африке по-прежнему в значительной степени определяется меньшинством и его солидарностью с коллегами в других странах [Shai 2017]. Сложность ответа на вопрос о том, представляет ли демократическая Южная Африка силу деколонизации или повторной колонизации научного знания, связана с тем, что повестка дня национального дискурса определяется не прогрессистами, а по сути задается на локальном уровне международными силами монополистического капитала. Следовательно, большинство ученых в Южной Африке опираются на заданный извне дискурс, что запускает процессы неправильного образования и деградации образования нации.

'«Журнал государственного управления» - ежеквартальный журнал, выпускаемый южноафриканским издательством ЪаЪтег от имени Южноафриканской ассоциации государственного управления и менеджмента. См. подробнее: https://journals.co.za/journal/jpad (прим. ред.).

- Каждый год новые поколения исследователей-международников начинают карьеру как в России, так и в Южной Африке. Что бы Вы им порекомендовали для укрепления академического сотрудничества между нашими странами?

- Я настоятельно рекомендую совместно проводить две конференции по Африке в год, одну - в африканских городах, а другую - в Москве. Эти конференции заложат благодатную почву для непрерывных контактов на высоком уровне с перспективой долгосрочного сотрудничества в преподавании и обучении, исследованиях и общественной работе, что, в свою очередь, неизбежно положительно повлияет на дипломатическую практику.

Беседовал Д. А. Дегтерев

REFERENCES

Asante М.К. Kemet, Afrocentricitv and Knowledge. Trenton: Africa World Press, 1990. Asante M.K. Afrocentricitv: The Theory of Social Change. Chicago: African American Images, 2003. Asante M.K. From Imhotep to Akhenaten: An Introduction to Egyptian Philosophers. Paris: Menaibuc, 2004. Asante M.K. An Afrocentric Manifesto. Toward an African Renaissance. Maiden: Polity Press, 2007. Asante M.K. Revolutionary Pedagogy: Primer for Teachers of Black Children. New York: Universal Write Publications, 2017.

Azibo D.A. Understanding Essentialism as Fundamental: The Centered African Perspective on the Nature of Prototypical Human Nature: Cosmological Ka (Spirit). The Western Journal of Black Studies. 2011. Vol. 35. №2. Pp. 77-91.

Baugh E.J., Guion L. Using culturally sensitive methodologies when researching diverse cultures. Journal of

MultiDisciplinary Evaluation. 2016. Vol. 3. № 4. Pp. 1-12. https://doi.org/10.56645/jmde.v3i4.74 Karenga M. Kawaida Theory: An African Communitarian Philosophy. Los Angeles: University of Sankore Press, 1997.

Langa N.. Shai K.B. The Pillars of the Jacob Zuma-led South Africa's Foreign Policy: An Afrocentric Review.

African Renaissance. 2019. Vol. 16. № 3. Pp. 107-124. https://doi.org/10.31920/2516-5305/2019/vl6n3a6 Legodi L.T., Shai K.B. The Shackles of Colonialism in South African Universities: An Afrocentric Analysis. Commonwealth Youth and Development. 2018. Vol. 16. № 1. Pp. 1-11. https://doi.org/10.25159/2663-6549/4816

Mafeje A. Africanity: A Combative Ontology. CODESRIA Bulletin. 2008. № 3-4. Pp. 106-113. Mazama A. (Ed.). The Afrocentric Paradigm. Trenton: Africa World Press, 2003.

Modupe D.S. The Afrocentric Philosophical Perspective: Narrative Outline. In: Mazama A. (Ed.). The

Afrocentric Paradigm. Trenton: Africa World Press, 2003. Nkuna V.M., Shai K.B. What drives Russia's involvement in Africa? (An Afrocentric review of Russia-South Africa relations, 2000-2018). Journal of Public Affairs. 2021. Vol. 21. № 2. e2176. https://doi.org/10.1002/ pa.2176

Rapanyane M.B., Shai K.B. China's multinational corporations in the Democratic Republic of Congo's mining industry: An Afrocentric critique. Journal of Public Affairs. 2019. Vol. 20. № 2. e2046. https://doi.org/10. 1002/pa.2046

Rapanyane M.B., Shai K.B. An Afrocentric dissection of the key drivers of China's Zambia Policy. Journal of

African Foreign Affairs. 2020. Vol. 7. № 1. Pp. 7-22. http://doi.org/10.31920/2056-5658/2020/7nlal Shai K.B. Rethinking United States-South Africa Relations. Hoedspruit: Royal B. Foundation 2009. Shai K.B. The United States of America's Foreign Policy Towards Africa: The Case Studies of Kenya and

Nigeria, 1990-2008. Unpublished MA dissertation. Thohoyandou: University of Venda, 2010. Shai K.B. An Afrocentric critique of the United States of America's foreign policy towards Africa: The case of

Ghana and Tanzania, 1990-2014. PhD Thesis. Mankweng: University of Limpopo, 2016. Shai K.B. South African State Capture: A Symbiotic Affair between Business and State Going Bad (?). Insight

on Africa. 2017. Vol. 9. № 1. Pp. 1-14. https://doi.org/10.1177/0975087816674584 Shai K.B. Mokoko Sebola on 'Scientific Knowledge in Africa': an Afrocentric Critique. African Renaissance.

2020a. Vol. 17. № 1. Pp. 143-156. http://doi.org/10.31920/2516-5305/2020/17nla7 Shai K.B. The death of scientific knowledge in [South] Africa: An Afrocentric response to M.P. Sebola. Journal

of Public Affairs. 2020b. Vol. 20. № 1. el975. https://doi.org/10.1002/pa.1975 Shai K.B. Scholarship and Politics in South Africa's Higher Education System. London: Adonis & Abbey Publishers, 2021

Shai K.B. The Useless Knowledge in South Africa: The Origins and Way Forward for the Knowledge Economy.

Africa Insight. 2022. Vol. 52. № 3. Pp. 1-16. Shai K.B. "Pathetic Scholarship" in Gukurahundi and Related Studies: A Silver Lining from Social Media

Cloud. African Perspectives of Research in Teaching & Learning. 2023. Vol. 7. № 2. Pp. 378-386. Shai K.B. An Afrocentric critique of South Africa's contemporary knowledge production regime. EUREIL4:

Social and Humanities. 2023. № 1. Pp. 72-80. http://doi.org/10'.21303/2504-5571.2023.002542 Shai K.B. Madness in South African Public Administration Scholarship: An Afrocentric Therapy. African

Journal of Development Studies. 2023. Vol. 13. № 3. Pp. 105-119. Shai K.B., Nyawasha T.S., Ndaguba E.A. [De] constructing South Africa's Jacob Zuma led ANC: An Afrocentric perspective. Journal of Public Affairs. 2018. Vol. 18. № 4. el842. https://doi.org/10.1002/ pa. 1842

Shai K.B., Vuma S.L., Rapanyane M.B., Marong M.N., Bah M. An Afrocentric Criticism of World Systems Analysis as a Critical Theory in International Relations. African Journal of Political Science. 2022. Vol. 10. № 2. Pp. 53-62. https://doi.org/10.36615/ajps.vl0i2.1317 Shai K.B., Vunza M. Contradicting Rhetorical (RE) Presentations of Gukurahundi in Zimbabwe: An Afrocentric Analysis. African Journal of Rhetoric. 2021. Vol. 13. № 1. Pp. 226-239.

AFROCENTRIC EPISTEMOLOGY FOR SOCIAL SCIENCES Interview with Prof. Kgothatso B. Shai, University of Limpopo, South Africa

Kgothatso Shai is a Full Professor of Political Science and the immediate past Head of the Department of Cultural & Political Studies at the University of Limpopo in South Africa. He previously served as President of the South African Association of Political Studies (SAAPS). He is also the incumbent President of the South African Association of Public Administration and Management (SAAPAM), where he is also serving as the founding Editor in Chief of the association's flagship Book Series. He is a National Research Foundation (NRF)-rated researcher and the author of three academic books. He has published over 100 peer-reviewed and Department of Higher Education and Training (DHET)-accredited journal articles and book chapters. His research interests interweave between African politics, international relations, and the politics of knowledge.

In his interview, Professor Kgothatso Shai talks about Afrocentricity as a central theoretical framework and analytical lens that should be applied in African social sciences. He describes his personal way of implementing Afrocentric approaches and discusses the main scholars of Afrocentricity, representing both the continent and those living outside it. He also talks about his experience of presiding over the South African Association of Political Studies (SAAPS) and the South African Association of Public Administration and Management (SAAPAM), the challenges and prospects of these organizations. The interview also touches on the problem of the knowledge hierarchies in Africa, structured by scientific journals, many of which are published in South Africa

Keywords: Africa, Afrocentricity, Scientific Knowledge, Politics of Knowledge, Knowledge Hierarchies, South Africa

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113

For citation: Shai, K.B. (2024). Afrocentric Epistemology for Social Sciences (Interview).

Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 107-113. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-107-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.