Научная статья
ШБЙХ АНТА ДИОП: ВЫДАЮЩИЙСЯ МЫСЛИТЕЛЬ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ АФРИКАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
О 2024 JI.M. Садовская
САДОВСКАЯ Любовь Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований, Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-002-3765-9736. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу научной и политической деятельности выдающегося мыслителя Африки XX столетия - Шейха Анта Диопа, который считается родоначальником африканской исторической науки и символом африканского возрождения. Она приурочена к 100-летию со дня его рождения. В работе показана его многодисциплинарная научная деятельность как в области гуманитарных, так и точных наук. Обращено внимание на разработку различных методов датирования археологических и геологических образцов, которая помогла Ш.А. Диопу внести вклад в изучение происхождения человека и продвижение идей о том, что Древний Египет был неразрывно связан с народами Африки. Исследуется политический аспект его деятельности от активиста студенческого движения за независимость Черной Африки во Франции, до создателя и руководителя политических партий в Сенегале.
В статье рассматривается его оппозиционная деятельность по отношению к политической власти страны, включая президента J1.C. Сенгора. Противоречия касались несогласия Ш.А. Диопа с существующей политической системой Сенегала, которая, как он полагал, не была демократической и независимой. В работе делается вывод о значении наследия африканского мыслителя для современной исторической науки и развития общественной мысли в Африке. Его труды продолжают вдохновлять африканцев и людей африканского происхождения по всему миру, несмотря на негативное отношение некоторых представителей европейской школы к его теории о зарождении человеческой цивилизации в Африке. В работе анализируется не только вклад ученого в мировую историческую науку, но также и перспективы для будущего поколения африканских исследователей, которые продолжат работу по основным направлениям его деятельности.
Ключевые слова: Шейх Анта Диоп, Африка, Древний Египет, афроцентризм, федеративное государство, политическая борьба, африканское возрождение
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-19-31
Для цитирования: Садовская JIM. Шейх Анта Диоп: выдающийся мыслитель, пробуждающий африканское самосознание. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 19-31. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-19-31
К 100-летию со дня рождения Ш.А. Диопа
В 2023 г. широко отмечалось столетие со дня рождения выдающегося африканца -Шейха Анта Диопа, ставшего одним из самых известных антропологов и египтологов в мире.
С 21 по 29 декабря 2023 г. в Дакарском университете, который носит его имя, и в Фундаментальном институте Черной Африки (ИФАН)1, где знаменитый сенегалец работал с 1960 по 1986 гг., прошли мероприятия в честь этого события. В церемонии их открытия принял участие президент Сенегала М. Салль. В дни торжеств в Дакаре, в музее Теодора Моне, состоялось открытие выставки, посвященной жизни и творчеству Шейха Анта Диопа.
Не вызывает сомнения, что влияние его наследия на африканскую научную и общественную мысль в условиях меняющегося мира достаточно велико. Идеи Ш.А. Диопа развиваются в Африке, прежде всего в Институте египтологии Дакарского университета, а также рядом ученых из нескольких стран, среди них такие известные исследователи, как конголезец Т. Обенга [Obenga 1996] и африкано-американец М.К. Асанте [Asante 1990]. Изучением наследия Шейха Анта Диопа занимались и известные российские ученые, среди которых, в первую очередь, стоит упомянуть JI.E. Куббеля [Куббель 1969], Э.С. Львову [Львова 2012], Д.М. Бондаренко [Бондаренко 2016], Н Е. Хохолькову [Хохолькова 2012, 2023].
Чтобы лучше понять феномен Ш.А. Диопа, необходимо ознакомиться с условиями, в которых формировалась личность будущего ученого, его взгляды и убеждения, а позднее - научные открытия.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Шейх Анта Диоп родился 29 декабря 1923 г. в Тьету, недалеко от Дакара. При рождении мальчику дали имя его дяди - шейха Анта М'Баке, одного из младших братьев шейха Амаду Мбамбы М'Баке, основателя самого многочисленного суфийского братства Мюридийа [Пономарев 2020: 65].
Задолго до рождения А. Диопа, в 1895 г. и тот, и другой были изгнаны из страны за критику политики, проводимой колониальной администрацией. Анта М'Баке вынужден был отправиться в Габон, Амаду Мбамба - во Французский Судан (современный Мали)2.
А. Диоп рано потерял отца и до 5-летнего возраста жил со своей матерью Маме Магатт в городе Диурбеле, пока его не отдали в кораническую школу в городе Коки. Там он провел несколько лет «в моральном и материальном одиночестве», необходимом, как считают мюриды, для формирования личности. Позднее по настоянию матери он поступил в Диурбеле во французскую школу. В 1937 г. Ш.А. Диоп едет в Сен-Луи, чтобы сдать свой первый экзамен на бакалавра. Второй он уже сдавал в Дакаре3.
Незаурядные способности Ш.А. Диопа проявились довольно рано, когда он еще обучался в средней школе (1938-1943 гг.). Уже тогда он начал писать историю Сенегала. У него появились первые идеи о создании проекта культурного ренессанса и политической независимости Черной Африки4. Безусловно, все это предопределило его дальнейший успех в различных научных областях - истории, антропологии, египтологии, химии, физики, философии и других.
1 ИФАН (Institut fondamental d'Afrique noire, IFAN) с 1966 г. является научно-исследовательским институтом, возникшим на базе Французского института Черной Африки, который в 1963 г. был интегрирован в Дакарский университет.
2 de Saint Perier L. Cheikh Anta Diop, une vie d'historien africain. Jeune Afrique. 28.12.2023. https ://jeune-afrique.com/1519243/culture/cheikh-anta-diop-une-vie-dliistorien-africain/ (accessed: 05.01.2024)
3 Ibid.
4 Ibid.
В 1946 г. молодой сенегалец отправляется учиться в Париж, желая получить профессию авиационного инженера. Он поступает на факультет высшей математики лицея Анри-IV в Париже и одновременно на философский факультет Сорбонны, где изучает египтологию и лингвистику.
Погружаясь всю свою жизнь в одновременное постижение как точных, так и гуманитарных наук, таких как философия, история и лингвистика, Ш.А. Диоп объединяет разные направления познания и никогда не перестает проверять свои теории на практике.
В Сорбонне он обучается у самых блестящих умов того времени: историка Анри Лота, философа Гастона Башляра, этнолога Марселя Гриоля, физика Фредерика Жолио-Кюри. В 1948 г. он получает степень по философии и поступает на факультет естественных наук.
Наряду с изучением философии Ш.А. Диоп занимается исследованием происхождения языков волоф и серер, на которых говорят на его родине в Сенегале.
Свой первый научный труд «Лингвистическое исследование Уолове. Происхождение языка и расы валафов» Ш.А. Диоп опубликовал в 1948 г. в журнале Présence Africaine [Diop 1948а], который в 1947 г. основал известный деятель культуры Алиун Диоп. В том же году в специальном выпуске журнала Le Musée vivant [Diop 19486] появилась статья молодого ученого под названием «Когда мы можем говорить об африканском ренессансе?», частично посвященная вопросу использования и развития африканских языков. В ней он впервые касается вопроса о необходимости развития африканских гуманитарных наук, начиная с Древнего Египта, точно так же, как делали это на греко-латинской основе западные историки [Diop 19486: 59].
В 1949 г. Ш.А. Диоп регистрирует в реестре Сорбонны тему докторской диссертации «Культурное будущее африканской мысли», руководителем которой был профессор Гастон Башляр.
В 1950 г. он получает два диплома по общей и прикладной химии, а в 1951 г. представляет в Сорбонне свою вторую диссертацию, озаглавленную «Кем были додинастические египтяне?». Ее руководителем был профессор Марсель Гриолль.
Одновременно с научной работой молодой ученый погружается в активную политическую деятельность. Он становится генеральным секретарем Федерации студентов Демократического объединения Африки (FERDA, La Fédération des étudiants de rassemblement démocratique africain). В том же 1951 г. Ш.А. Диоп организует в Музее человека в Париже конференции «Происхождение волоф и народа, говорящего на этом языке» и «Культурные основы современных африканских цивилизаций».
С 1956 г. Ш.А. Диоп преподавал физику и химию в школах им. Вольтера и Клода Бернара в Париже. Это не помешало ему участвовать в Первом конгрессе черных писателей и художников, проходившем в Сорбонне в 1956 г., а в 1959 г. - во Втором, на котором выступил с докладом об африканском культурном единстве.
В 1957 г. Ш.А. Диоп специализируется по ядерной физике в лаборатории Collège de France, которой руководил Фредерик Жолио-Кюри, а затем в Институте имени Пьера и Марии Кюри в Париже. Молодой сенегалец высоко ценил великого французского физика Ф. Жолио-Кюри, с которым познакомился еще в 1953 г.
9 января 1960 г. Ш.А. Диоп защитил в Сорбонне докторскую диссертацию под названием «Доколониальная Черная Африка». В 1960 г. вместе с женой Луизой-Мари Мэйс и первым из четырех своих детей он окончательно возвратился в Сенегал и полностью посвятил свою жизнь научной и политической деятельности, которой занимался до конца своей жизни. Выдающийся мыслитель скончался в своем доме в Дакаре 7 февраля 1986 г.
РОДОНАЧАЛЬНИК АФРИКАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Шейх Анта Диоп - первый африканец, который под углом политической, научной, культурной, гуманистической и идеологической точек зрения теоретизировал африканское возрождение. Для него Африка - это «колыбель человеческой цивилизации», и никакая мысль, никакая идеология не чужды ей, поскольку она была землей их зарождения [Diop 1967: 231].
Это положение разрушило многие европоцентристские идеи о происхождении Африки и ее народов. В одной из своих работ по предыстории и истории «Африканское происхождение цивилизации: миф или реальность?» он доказывает, что человечество и цивилизация начались с чернокожих людей, что Древний Египет в течение первых двух тысяч лет своей истории был в основном чернокожим [Diop 1967: 230].
Здесь стоит заметить, что идея Ш.А. Диопа об африканском происхождении человеческой цивилизации не разделялась большинством ученых ни в период его жизни, ни после смерти. Появление новых научных дисциплин, например, палеогенетики, специализирующейся на изучении ДНК останков древних организмов, позволило современным исследователям пролить свет на многие спорные вопросы, в том числе и о происхождении носителей древнеегипетской цивилизации, которая, к тому же, не была ни самой древней, ни единственной на Земле: очаги цивилизации возникали в разных регионах нашей планеты и развивались независимо друг от друга до определенного времени.
Однако для африканского исследователя, в частности, Ш.А. Диопа древнеегипетская цивилизация была, разумеется, ближе и важнее. Он считал, что культура Древнего Египта больше напоминает культуру Африки, чем Европы. Доказательство этого он видел в существовании на его территории такого типа социально-общественного устройства, как матриархат и такого обычая, как обрезание, что не было свойственно Европе. К тому же у египтян было много богов, как и у нубийцев. На их рисунках они были окрашены в черный цвет. Под руководством Диопа лаборатория в Дакаре провела анализ нескольких образцов кожи древнеегипетских мумий и выявила в них высокое содержание пигмента меланина, говорившее о темнокожести жителей Древнего Египта.
На конференции, состоявшейся в Каире с 20 января по 3 февраля 1974 г. под эгидой ЮНЕСКО, собравшей самых выдающихся ученых-египтологов со всего мира, был отмечен «глубочайший уровень проработки» Ш.А. Диопом концепции об «африканстве Египта» и подтверждена его идея «об африканском происхождении человека как на стадии Homo erectus, так и Homo sapiens» [The Peopling of Ancient Egypt ... 1978: 91].
Co временем парадигма, которой придерживался Ш.А. Диоп, о том, что египтяне были автохтонными африканцами, подверглась изменению. Позднейшие палеонтологические исследования показали, что на самом деле древние египтяне генетически были ближе к жителям Ближнего Востока, чем субсахарской Африки [Schuenemann et al. 2017]. Что касается утверждения сенегальского ученого о том, что кожа у них имела темный тон, то оно нашло свое подтверждение в современной науке. Безусловно верной оказалась и поддерживаемая им теория об африканском происхождении человека как биологического вида {Homo sapiens). Несмотря на то, что в середине XX в. теория внеафриканского происхождения человека всерьез рассматривалась многими представителями мейнстримовой науки, в настоящее время она существует лишь в качестве маргинальной околонаучной гипотезы.
Занимаясь проблемой происхождения египтян, Ш.А. Диоп в 1977 г. опубликовал книгу «Генетическая связь египетских фараонов и негро-африканские языки» [Диоп 1977]. В ней ученый пытался доказать принадлежность языков Черной Африки к одной
и той же группе, главной из которых является древнеегипетская. В этой работе он дает лингвистическое сравнение древнеегипетского языка с западноафриканским языком волоф и находит в них схожие формы. По его мнению, большинство местоимений в обоих языках одинаковы, а некоторые слова волоф незначительно отличаются от древнеегипетских в произношении: Icidhicid - спрашивать, fwialfula - обычный, lahlnah - запрещать, прятать и т.д. [Diop 1977:317].
Стоит обратить внимание на то, что идея Ш.А. Диопа о принадлежности древних египтян к негроидной расе и связанном с этим близким родством древнеегипетского языка с языком волоф опровергалась евроцентристскими историками-африканистами, такими как Раймон Мони, Морис Кейвинг, Жан Девисс, лингвистами Морисом Уи, Эмилио Бонвини [Houis 1980] и другими.
Тем не менее, были и те, кто разделял его представление о том, что египтяне были чернокожими. Среди них - афроамериканец Молефи Кете Асанте, который назвал теорию Ш.А. Диопа об африканском происхождении человечества «афроцентризмом»5, то есть методом возвращения в подлинную Африку во всех областях мысли [Asante 1990]. И хотя сам Ш.А. Диоп не считал себя афроцентристом, на самом деле «диопова мысль» является парадигмой афроцентризма. На протяжении всей своей жизни он утверждал, что существует общая культурная преемственность среди африканских народов, которая более важна, чем различное развитие этнических групп, проявляющееся с течением времени в языковых и культурных особенностях.
Как отмечает известный российский антрополог Д.М. Бондаренко, наличие у африканцев панафриканского пласта идентичности, пусть и не в качестве основного, свидетельствует о том, что иногда именно в колониализме, в политике колонизаторов, основанной на принципах «разделяй и властвуй», они усматривают истоки разобщенности народов Африки, конфликтов на континенте в наше время [Бондаренко 2016: 82-83].
Ш.А. Диоп смог доказать, что за последние 500 лет европейские и американские историки писали или переписывали историю, прославляя людей европейского происхождения, и искажали историю остального мира.
Вернувшись в Сенегал, он писал, что в пределах своих возможностей и средств надеется внести эффективный вклад в развитие научных исследований в области гуманитарных и точных наук. Что касается Черной Африки, то здесь, считал он, речь идет о создании собственной истории, чтобы морально поддержать народ в период борьбы за независимость. Ученый руководствовался тем, что «каждый народ имеет свою историю», при этом «интеллектуалы должны изучать прошлое не для того, чтобы погрязнуть в нем, а для того, чтобы извлечь из него уроки»6.
ИДЕЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАН ЧЕРНОЙ АФРИКИ
Утверждая идею об общей культурной преемственности среди африканцев, Ш.А. Диоп был сторонником федеративного государства Черной Африки. В своей
5 М.К. Асанте в своей теории «афроцентризма» пошел дальше не только Ш.А. Диопа и его африканских последователей, но также тех африкано-американских общественных деятелей XIX - середины XX вв., которым тоже «Африка прошлых столетий представлялась высокоразвитым в технологическом и культурном отношении континентом, колонизированным белыми людьми с помощью коварства и обмана» [Бондаренко 2016: 62].
6 Sanghare S. Biographie et Bibliograhie du Professeur Cheikh Anta Diop. Xippil-Xool-Le Courrier du Visionnaire. 6.2.2012. https://levisionnaireafric 1 .wordpress.com/2012/02/06/biographie-et-bibliographie-du-professeur-cheikh-anta-diop/ (accessed: 26.08.2024)
работе «Экономические и культурные основы федеративного государства Черной Африки» он обосновал его экономическую, политическую и культурную необходимость [Бюр 1960].
Именно императив черного федеративного государства и препятствия, которые необходимо преодолеть для его создания, побудили ученого обратиться к изучению истории континента. Исследуя прошлое, он ставил перед собой три цели: заменить существующие деструктивные предубеждения об Африке истинной африканской историей и таким образом вселить гордость в людей этого континента; выявить общие черты всех его жителей, чтобы заложить основу единства и их принадлежности к одному народу; исследовать ранние политические и экономические теории, которые можно будет использовать для построения будущего федеративного государства.
Многодисциплинарная научная подготовка выдающегося мыслителя позволила ему обратиться к исследованию, затрагивающему геостратегические вопросы. Ш.А. Диоп понимал, что колониальное образование и даже иностранные религии (христианство, ислам) имели своей целью сделать автохтонное население слабым и покорным, не имеющим возможности для самореализации. Он считал, что если «признать западную модель общественного устройства, навязанную насилием и варварством, угнетающей и разрушающей континент, то ее следует изменить, предпочтительно с помощью системы африканских ценностей» [Т)юр 1954: 13]. Неслучайно Ш.А. Диопа называют «пионером деколонизации истории и переоценки африканского исторического нарратива»7.
Будучи разносторонним ученым и прагматиком, он прогнозирует угрозы, стоящие перед новыми государствами, и предлагает единственный путь, по которому им необходимо следовать в будущем, - путь политического единства. Африканский мыслитель предлагает сформировать Совет глав государств, который обеспечит постепенную передачу местных компетенций и суверенитетов федеральной власти.
Идея необходимости федерализма для государств Африки встречается почти во всех работах Ш.А. Диопа. В книге «Негритянские нации и культура» [Т)юр 1954] он пытается доказать, что независимость небольших бывших колоний, таких как Сенегал, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Того, Дагомея и других - это лишь иллюзия, поскольку им придется страдать от всякого рода внешнего давления и автоматически попадать в орбиту экономического влияния колониальных держав [Т)юр 1954: 21].
Наблюдая за международной политикой, Ш.А. Диоп был уверен, что только мощные «географические блоки» могут достойно защитить свои интересы и обеспечить безопасность народам. Разбросанные африканские колонии, стремившиеся в то время к самостоятельности, были, с его точки зрения, слишком маленькие, чтобы противостоять миру, с которым они столкнулись, став независимыми. «Оставаясь изолированными друг от друга, - отмечал Ш.А. Диоп, - они в конечном итоге, окажутся раздавленными на международной арене». И если африканцы не объединятся, то «их рабство и колонизация продолжатся, только в другой форме» [Т)юр 1954: 13]. Ученый считал единство естественным призванием народов Африки к югу от Сахары, потому что они имеют одно общее цивилизационное, языковое и социально-политическое происхождение8.
7 de Saint Perier L. Cheikh Anta Diop, une vie d'historien africain. Jeune Afrique. 28.12.2023. https://jeune-afrique.com/1519243/culture/cheikh-anta-diop-une-vie-dliistorien-africain/ (accessed: 05.01.2024)
8 Уже через 10 лет после выхода работы «Экономические и культурные основы федеративного государства Черной Африки» [Diop 1960] Ш.А. Диоп пришел к выводу о необходимости единства государств Севера и Юга континента поскольку оно отвечает их глобальным интересам. Он верил в то, что преимущества континентального федеративного государства станут очевидными.
Ш.А. Диоп был против сохранения «колониальных языков», поскольку они позволили бы европейским державам формально (политически) уйти из Африки, но остаться там реально в экономической и культурной сферах. По его мнению, объединенным африканцам, безусловно, понадобится общий язык как в сфере управления, так и культуры. Это должен быть африканский язык, выбранный всеми вместе, и который будет преподаваться в школе [Diop 1960: 110].
Стоит обратить внимание на то, что в этом вопросе взгляды Ш.А. Диопа кардинально расходились с установками бывшего президента Сенегала JI.C. Сенгора (1960-1981 гг.). В противовес своему оппоненту, который выступал за официальное признание на территории Сенегала шести языков, JI.C. Сенгор ратовал за использование по всей стране французского языка как «нейтрального». Он считал, что выбор одного из национальных языков в качестве государственного может привести к этническому конфликту. Сенгор был против идентификации государства с одним (пусть даже самым многочисленным) этносом волоф. Для Ш.А. Диопа сохранение колониального языка в качестве государственного позволило бы бывшей метрополии оказывать влияние на все сферы социально-экономического развития его страны.
Во второй части своего исследования «Экономические и культурные основы федеративного государства Черной Африки» ученый определяет направление, которое может привести к единству народов Африки южнее Сахары. Во главу угла он ставит изучение ее энергетических ресурсов, необходимых для развития в приоритетном порядке. Ш.А. Диоп считает, что природные ресурсы важно объединить и после этого составить континентальный план интеграции [Diop 1960: 112].
Безусловно, в рекомендациях ученого, и это отмечали его оппоненты, было много утопичного. Тем не менее, для него главное заключалось в радикальном преобразовании сознания самих африканцев с целью подготовки их к решению трудных задач, связанных с достижением реальной независимости. Ш.А. Диоп обращает внимание на препятствия, которые встают перед ними на пути к объединению. Помимо африканского менталитета, «униженного» колониальным образованием, другую проблему он видит в разногласиях среди самих африканцев, которые считают себя отличающимися друг от друга, более того нередко враждующими между собой. Это находит свое отражение в трайбализме, межэтнических войнах и так далее.
Неизбежно возникает вопрос: как бы Ш.А. Диоп посмотрел на сегодняшнюю ситуацию в Африке? Вероятнее всего, он бы сожалел о том, что так мало ошибался. Еще в 1960 г. сенегалец предрекал, что без немедленного и необходимого федеративного союза он увидит «распространение небольших слабых авторитарных государств, находящихся под экономическим господством бывших колониальных держав» [Diop 1960: 116].
О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕГРИТЯНСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Занимаясь поиском решения проблемы создания федеративного государства Ш.А. Диоп, сделал открытие о происхождении египтян, которые, по его мнению, были чернокожими. «Для нас, - писал он, - возвращение в Египет во всех областях является необходимым условием для того, чтобы иметь возможность заложить основы современных гуманитарных наук и обновить африканскую культуру» [Diop 1981: 12].
Идея изучения проблемы об африканском происхождении египтян подтолкнула ученого к использованию таких методов научного исследования, как радиоуглеродное датирование артефактов и останков, а также тестирования содержания меланина в
египетских мумиях. Он был первым во франкоязычной Африке, занявшимся исследованием в такой области знаний.
В 1963 г. через три года после возвращения в Дакар, Ш.А. Диоп назначается руководителем лаборатории радиоуглеродного датирования (в составе отдела археологии и предыстории ИФАН). Стоит заметить, что с 1966 г., после установки счетчика радиоактивности RA14, лаборатория стала полностью функционирующей. Это произошло при поддержке Комиссии по атомной энергетике {CEA, La Commission de l'énergie atomique) из Сакле (Франция) и благодаря рабочему партнерству между ИФАН и французским Национальным центром научных исследований {CNRS, Le Centre national des recherches scientifiques). Большую помощь Ш.А. Диопу в работе его лаборатории датирования оказали такие французские физики, как Жан лё Ран, который внедрил первую систему радиоуглеродного датирования в CNRS, Жак Лабейри, директор Центра слабой радиоактивности (CFR, Le Centre de la radio-activité faible) и Жоржета Делибриа, директор радиоуглеродной лаборатории {LDC, Le Laboratoire de datation au carbone)9.
Ш.А. Диоп назвал одно из помещений для датированных измерений в честь Теодора Моно, а другое - для химической обработки образцов - в честь Жана лё Рана. Это было свидетельством благодарности первому, как выдающемуся научному деятелю, создавшему и руководившему ИФАН до 1965 г., и второму, как одному из пионеров метода датирования по углероду-14.
В Черной Африке только Сенегал и Южная Родезия (ныне Зимбабве) имели у себя такую лабораторию датирования по углероду-14. Ш.А. Диоп рассматривал это учреждение как ядро будущего африканского научного центра, занимающегося изучением слабой радиоактивности и разработкой различных методов датирования. Он считал, что эти методы будут полезны многим научным дисциплинам, таким, например, как археология, геология, климатология и др.
Руководствуясь этими убеждениями, ученый в 1974 г. публикует работу «Ядерная физика и полная хронология». В ней он описывает различные методы датирования археологических и геологических образцов с помощью радиоуглерода, апробированные в его лаборатории [Diop 1974].
Опираясь на древние и современные египетские источники, на иконографию фараонов, на лингвистику, привлекая также краниометрию10, изучение групп крови и эпидермальной пигментации, Ш.А. Диоп утверждал, что «основу египетского населения в додинастический период (период фараонов) везде, где автохтонный расовый тип выражен хоть с малейшей ясностью, составлял негроидный тип». «Характерные негроидные черты фараона Нармера I династии, основателя линии фараонов, Джосера III династии (при нем уже существовали все технологические элементы египетской цивилизации) наводят на мысль, что все слои египетского общества принадлежали к одной черной расе», - подчеркивал Ш.А. Диоп [Diop 1977: 93].
Он считал Египет «матрицей африканских культур» [Диоп 1977: 85]. Для ученого, получившего образование в области физики и химии, долина Нила была не только тиглем, в котором чернокожими людьми создавалась цивилизация, поражавшая мир на протяжении тысячелетий, но и «матрицей социальных, династических и ритуальных структур более позднего периода». Об этом, по мнению Ш.А. Диопа, свидетельствуют многочисленные языковые связи и обычаи [Diop 1981].
9 de Saint Perier L. Cheikh Anta Diop, une vie d'historien africain. Jeune Afrique. 28.12.2023. https://jeune-
afrique.com/1519243/culture/cheikh-anta-diop-une-vie-dliistorien-africain/ (accessed: 05.01.2024) 111 Краниометрия - методика измерения черепа, используется в целях изучения его строения.
К тому же, ученый настаивал на огромном влиянии негро-африканского Древнего Египта на культурное развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной западной цивилизации. Другими словами, во всей истории человечества Ш. А. Диоп искал древнеегипетское влияние.
Благодаря своей работе по истории происхождения Египта, а также своему вкладу в изучение происхождения человека, Ш.А. Диоп сыграл важную роль в опровержении представлений об интеллектуальном превосходстве европейцев, основанном на биологических различиях между расами. Его идея об африканском происхождении человека как биологического вида {Homo sapiens) подтвердила положение о том, что все люди имеют общую биологическую историю, между ними отсутствуют интеллектуальные различия, основанные на расовой теории.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Исследуя феномен Ш.А. Диопа, нельзя не обратить внимание на его участие в политической деятельности. Уже в студенческий период, который прошел в Париже в 1950-е - 1960-е гг., Ш.А. Диоп являлся видным политическим активистом среди африканских студентов, обучавшихся во Франции. Принимая активное участие в антиколониальном движении, в 1951 г. он стал организатором Первой панафриканской конференции студентов, которая состоялась в Париже. К тому времени Ш.А. Диоп был членом Демократического объединения Африки {Rassemblement Démocratique Africain, RDA) и одним из лидеров Федерации студентов Черной Африки во Франции {Fédération des étudiants d'Afique noire en France, FEANF), которая впервые выдвинула лозунг предоставления континенту немедленной независимости. С 1951 по 1953 гг. он являлся ее генеральным секретарем. С этого времени и до конца своей жизни он вел политическую борьбу за освобождение Африки. В 1952 г. в журнале La voix de l'Afrique Noire Ш.А. Диоп опубликовал статью под названием «К африканской политической идеологии», в которой содержатся базовые принципы борьбы за национальную независимость для всех африканцев. Первые пять сформулированы следующим образом:
- мы должны бороться за идеи, а не за людей;
- судьба народа находится прежде всего в его собственных руках;
- она не зависит от красноречивых требований какого-нибудь члена какой-нибудь европейской палаты или ассамблеи;
- эта судьба может быть улучшена здесь, на земле, с помощью средств, уже успешно применяемых другими народами, <...> человек может преобразовать общество и природу;
- для этого на практике применяются такие средства, как организованные коллективные выступления (забастовки с экономическими требованиями, голодовки, демонстрации, политические забастовки, другие массовые выступления, скоординированные в континентальном масштабе - и как можно скорее) п.
Политик полагал, что «руководствуясь этими принципами, удастся осуществить координацию сил, изменить их соотношение в антиколониальной борьбе и стать хозяевами жизни»12.
В 1960 г. после защиты докторской диссертации в Сорбонне и возвращения в Сенегал молодой ученый получает должность ассистента во Французском институте Черной Африки. Свою главную цель он видел в том, чтобы внести эффективный вклад
11 Díalo D. Cheikh Anta Diop, savant et politique. Seneplus. 30.03.2020. https://seneplus.com/opinions/cheikh-anta-diop-savant-et-politique (accessed: 31.07.2024)
12 Ibid.
в стимулирование научных исследований в области гуманитарных и точных наук, а также морально поддержать свой народ в период борьбы за независимость.
Свою научную деятельность Ш.А. Диоп совмещает с политической. Он создает партию - Блок сенегальских масс (BMS, Le Bloc des masses sénégalaises), оппозиционную действующему режиму JI.C. Сенгора и премьер-министру Мамаду Диа, и становится ее генеральным секретарем.
В 1962 г. за свою политическую деятельность (его партия выступает против профранцузской политики президента JI.C. Сенгора) он был заключен в тюрьму города Диурбеля с середины июля до середины августа 1962 г. В 1963 г. Ш.А. Диоп отказывается от министерского поста, предложенного ему президентом. В результате такого противостояния партия BMS была запрещена. Но в 1976 г. Ш.А. Диоп создает новую - Национально-демократическое объединение (RND, Le Rassemblement national démocratique), которой руководил до самой смерти в 1986 г. Эта партия издавала сначала журнал Siggi, а затем Taxaw на языке волоф, редактором того и другого был сам опальный политик13. В них он опубликовал несколько статей, касающихся как внутренней, так и международной политики.
19 марта 1976 г. в Сенегале был обнародован документ, известный как «Закон о трех течениях»: социалистическом, либеральном и марксистско-ленинским14. Правящая Социалистическая партия Сенегала присвоила себе ярлык социалистической, Демократическая партия - либеральной, Партия независимости и труда Сенегала -марксистско-ленинской. Ш.А. Диоп отказался выполнить требование присоединиться к одному из этих течений и вступил в противостояние с правительством и президентом, которое длилось 5 лет. В 1977 г. по инициативе Национально-демократического объединения была подписана петиция с требованием возвращения к подлинной многопартийной системе, а не трем устраивавшим правящий класс течениям. Ее подписали несколько сотен интеллектуалов Сенегала.
Только 7 апреля 1981 г., уже после ухода с поста президента JI.C. Сенгора, суд Дакара положил конец судебному разбирательству, инициированному правительством Сенегала против политика Ш.А. Диопа. Партия Национально-демократическое объединение была официально признана после многих лет неустанной борьбы за свое существование и за принятие закона, снимающего ограничения на многопартийность.
Нельзя не отметить, что взаимоотношения между JI.C. Сенгором и Ш.А. Диопом были сложными. Их можно охарактеризовать как конфликт интеллектуалов, который не был идеологической ссорой между лидерами противоборствующих политических партий. К тому же, Ш.А. Диоп не поддерживал культурно-философскую доктрину негритюда, одним из идеологов которой был Л. Сенгор, считая ее унизительной для самих африканцев. Он выступал за африканский ренессанс, основанный на наследии
Египта фараонов, а также популяризацию негро-африканских языков15.
* * *
Последние научные исследования и общественно-политическая эволюция в мире еще больше усиливают актуальность, плодотворность и точность научных работ Шейха Анта Диопа.
13 Ibid.
14 Принятие «Закона о трех течениях» позволило Прогрессивному союзу Сенегала, лидером которого был сам президент, на XIII конгрессе Социнтерна (Женева, ноябрь 1976 г.) войти в состав этой международной организации.
15Lubabu T. Léopold Sédar Senghor - Cheikh Anta Diop: la guerre idéologique. Jeune Afrique. 31.12.2009. https://www.jeuneafrique.coiii/199095/politique/l-opold-s-dar-senghor-cheikli-anta-diop-la-guerre-id-ologique/ (accessed: 30.05.2024)
Сегодня лаборатория по датированию в IFAN продолжает свою работу, одновременно расширяя исследования по экологическим проблемам, таким как количественная оценка загрязнения воздуха в Дакаре. Несмотря на закрытие в 1980 г., она возобновила работу в 2003 г., что подтверждает актуальность научных исследований, начатых Ш.А. Диопом более полувека назад. Неоценимое наследие, которое он оставил после себя, безусловно, будет использовано для построения будущего Африки. Работы Ш.А. Диопа разрушили колониальные убеждения и показали африканцам наиболее верный путь к возрождению.
Несмотря на то, что ученый не раз побеждал в научных битвах, которые он вел со своими оппонентами, тем не менее, они всячески старались принизить его влияние на африканскую общественную мысль. Однако Ш.А. Диоп всегда верил, что посеянные им семена прорастут, и что будущее поколение африканцев продолжит работу по направлениям его исследований в разных областях знаний, в том числе и в сфере создания федеративного государства в Африке. Неслучайно его ранее не опубликованные статьи и выступления вошли в сборник «Science et Philosophie. Textes 1960-1986», изданный Дакарским университетом по случаю 20-летия со дня его смерти [Diop 2007].
Сенегальский исследователь Диало Диоп в своей статье «Шейх Анта Диоп, ученый и политик» сравнивая его энциклопедический ум со знаменитым физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном, отмечает, что африканский мыслитель «занимался политикой так, как если бы речь шла о науке» и, наоборот, «наукой словно речь шла о политике»16.
Писатель Бубакар Борис Диоп (Сенегал) считает ученого «символом политического и культурного сопротивления Африки, достаточно известного на всем континенте»17. В качестве подтверждения он пишет о том, что «в Нигерии Шейх Анта Диоп - один из редких франкоязычных интеллектуалов, которых читают с большим вниманием», а в Бамако и Йоханнесбурге существуют школы его имени18.
Работы сенегальского мыслителя продолжают оставаться предметом анализа, критики и комментариев со стороны специалистов, принадлежащих к разным областям знаний. Они дают мощный импульс развитию собственной африканской школы по различным направлениям исследования континента.
Знакомство с трудами и идеями африканского ученого позволяет выявить поразительный гений Ш.А. Диопа, его чутье, смелость, мудрость и понимание на высочайшем уровне проблем своего времени, его безграничную любовь к своему народу.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бондаренко Д.М. Оттенки черного. Культурно-антропологические аспекты взаимовосприятия и взаимоотношений африкано-американцев имигрантов из стран субсахарской Африки в США. М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2016. Пономарев И.В. (ред.). Исламские радикальные движения на политической карте современного мира.
Зона Сахары-Сахеля и Африканский Рог. T. IV. М.: Институт Африки РАН, 2020. Куббель JI.E. Доколониальная Африка в трудах Шейха Анта Диопа. Советская этнография. 1969. № 4. С. 156-164.
Львова Э.С. Диоп Шейх Анта. Давидсон А.Б. (ред.). История Африки в биографиях. М.: Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 2012. С. 484-489.
16Dialo D. Cheikh Anta Diop, savant et politique. Seneplus. 30.03.2020. https://seneplus.com/opinions/cheikh-anta-diop-savant-et-politique (accessed: 1.07.2024)
17 Témoignages sur Cheikh Anta Diop. IFAN-CAD. 24.01.2024. https://ifan.ucad.sn/temoignages-sur-cheikh-anta-diop/ (accessed: 15.05.2024)
18 Ibid.
Хохолькова Н.Е. Молефи Кете Асанте: как Африка «цивилизовала» весь мир. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4 (30). С. 19-22.
Хохолькова Н.Е. Вернувший Африке прошлое: к столетию со дня рождения Шейха Анта Диопа. Тезисы доклада на ХХХП Международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки: «Россия и Восток. К 300-летию Санкт-Петербургского университета». СПб: Издательство РХГА, 2023. С. 489-490.
Asante М.К. An Afrocentric Manifesto: Toward an African Renaissance. Cambridge: Polity Press, 2003.
Asante M.K. Kemet, Afrocen tri city, and Knowledge. Trenton: Africa World Press, 1990.
Clark J.H. The Historical Legacy of Cheikh Anta Diop: His Contributions to a New Concept of African History. Présence Africaine. 1989. № 149-150. Pp. 110-120. https://doi.org/10.3917/presa.149.0110
Diop C.A. Antériorité des civilisations nègres. Mythe ou vérité historique? Paris: Présence Africaine, 1967.
Diop C.A. Civilisation ou barbarie: anthropologie sans complaisance. Paris: Présence Africaine, 1981.
Diop C.A. Etude de linguistique Ouolove. Origines de la langue et de la race Valaf. Présence Africaine. 1948a/3. № 4. Pp. 672-684.
Diop C.A. Les fondements économiques et culturels d'un état fédéral d Afrique noire. Paris: Présence Africaine, 1960.
Diop C.A. Nations nègres et culture: de 1Antiquité nègre égyptienne aux problèmes culturels de 1Afrique Noire d'aujourd'hui. Paris: Présence Africaine, 1954.
Diop C.A. Parenté génétique de l'égyptien pharaonique et des langues négro-africaines. Dakar: IF AN, 1977.
Diop C.A. Physique nucléaire et chronologie absolue. Dakar: IF AN, 1974.
Diop C.A. Quand pourra-t-on parler d'une renaissance africainLe Musée Vivant. 19486. № 36-37. Pp. 57-65.
Diop C.A. Sciences et Philosophie. Textes 1960-1986. Dakar: IF AN, 2007.
Houis M. Égyptien pharaonique et langues africaines. Afrique et langage. 1980. № 13. Pp. 69-79.
Obenga T. Cheikh Anta Diop, Volnev et Sphinx - Contribution de Chekh Anta Diop. Paris: Présence Africaine, Khepera, 1996.
Schuenemann V., Peltzer A., Welte В., van Pelt P., Molak M., Wang Ch.-Ch., Furtwangler A., Urban С., ReiterE., Nieselt K„ Teftmann В., Francken M., Harvati K„ Haak W., Schiffels S., Krause J. Ancient Egyptian mummy genomes suggest an increase of Sub-Saharan African ancestry in post-Roman periods. Nature Communications. 2017. Vol. 8. № 1. Pp. 1-11. https://doi.org/10.1038/ncommsl5694
The Peopling of Ancient Egypt and the Deciphering of Meroitic Script. Proceedings of the symposium held in Cairo from 28 January to 3 February 1974. Paris: UNESCO, 1978.
Tine A. Léopold Senghor et Cheikh Anta Diop face au panafricanisme: deux intellectuels, même combat mais conflict des idéologies? In: Bah T. (Ed.). Intellectuels, nationalisme et idéal panafricain. Perspective historique. Dakar: CODESRIA, 2005. Pp. 129-157.
CHEIKH ANTA DIOP: THE GREAT THINKER AWAKENING AFRICAN SELF-CONSCIOUSNESS
© 2024 Lyubov Sadovskaya
SADOVSKAYA Lyubov Mikhaylovna, PhD (History), Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0023765-9736. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the scientific and political activities of the outstanding African thinker of the 20th century—Cheikh Anta Diop, who is considered the founder of African historical science and a symbol of the African Renaissance. Written in commemoration of the 100th anniversary of his birthday, the paper gives a description of his multidisciplinary scientific activity in both the humanities and the exact sciences. Special attention is paid to his development of various methods of dating archaeological and geological samples, which helped Diop contribute to the study of human origins and the promotion of ideas that Ancient Egypt was inextricably linked with the African people. The paper also analyzes his political activities, from an activist of the student movement for the independence of Black Africa in France to the founder and leader of political parties in Senegal, and his opposition stance towards the political authorities of the country, including
President L.S. Senghor—a stance based on his disagreement with the existing political system of Senegal, which he believed to be lacking democracy and independence. The work concludes by stressing the importance of the legacy of the great African thinker for modern historical science and the development of social thought in Africa. His works continue to inspire Africans and people of African descent around the world, despite the negative attitude of some representatives of the European school towards his theory about the origin of human civilization in Africa. In addition to his contribution to world historical science, the paper also analyzes the prospects for the future generation of African researchers who will be following in his footsteps.
Keywords: Cheikh Anta Diop, Africa, Ancient Egypt, Afrocentrism, federal state, political struggle, African revival
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-19-31
For citation: Sadovskaya L.M. Cheikh Anta Diop: The Great Thinker Awakening African Self-Consciousness. Journal of the Institute for African Studies. 2024. №. 3. Pp. 19-31. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-19-31