Научная статья на тему 'Интервью с Л. В. Пругло'

Интервью с Л. В. Пругло Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с Л. В. Пругло»

ИНТЕРВЬЮ С ЛЮДМИЛОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ ПРУГЛО 23 мая 2018 г. Нижний Новгород - Санкт Петербург

Биография, присланная респондентом

Людмила Владимировна Пругло родилась в 1997 г. в городе Санкт-Петербурге в семье ветеринарных врачей. В 2013 г. окончила школу (Гатчинская средняя общеобразовательная школа №8 «Центр образования» Ленинградской области). Имеет первый разряд по шахматам. В 2014 г. переехала в Москву, поступила в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж № 39», до 2015 г. обучалась по специальности «Компьютерные системы и комплексы». В период с 2014 по 2016 г. работала менеджером приоритетных проектов в сфере численного моделирования. В 2016 г. переехала в г. Гатчина, перевелась в Московский финансово-промышленный университет «Синергия» на специальность «Интернет-маркетинг». С 2017 г. входит в команду авторов журнала «Время луны». В 2018 г. окончила курс «Мастер ногтевого сервиса». Занимается возрождением и популяризацией Культа Кошки.

Как Вы пришли к культу Баст и традиции кеметизма? Культ Баст является частью кеметизма или самостоятельным религиозным движением?

Различные взгляды на культ Кошки существуют и процветают. Иногда наша вера рассматривается как частный случай кеметизма, а порой - как форма поклонения Богине в викке. Последователи других языческих течений нередко находят в Баст и Сехмет черты своих божеств, а принятие межпантеонной ипостатичности в свою очередь формирует уважение к родственной вере. Как жрица, я стараюсь учитывать всё многообразие мнений, и не считаю подобное расхождение трактовок чем-либо «еретическим». Впрочем, в моём персональном представлении, культ обретает всё больше самостоятельных черт.

Сколько лет Вы являетесь жрицей культа?

Для начала необходимо понять, какой вид деятельности можно официально отнести к жречеству. Десять лет назад я начала искать информацию о поклонении кошкам и делиться с единомышленниками полученными знаниями, но жрицей меня впервые назвали гораздо позже - когда эти знания помогли обратившимся людям на их жизненном пути. Существует неформальное разделение жрецов на «солитари» и «общинных», мне же сложно отнести себя к одной из этих категорий. С одной стороны, я сохраняю контакт с последователями культа, оказываю поддержку по мере необходимости и возможности. С другой - крайне редко представляется возможность проводить групповые ритуалы. Получается, что титул «жрицы» весьма условен, и в существующих реалиях представляет собой синтез личной практики и организационных вопросов.

Сегодня кеметизм сочетает в себе множество различных направлений, в том числе викканских, например, Исидическая викка. Как Вы к этому относитесь? По Вашему мнению, кеметизм должен быть реконструкцией древних культов или же Вы за его модернизацию?

Я в значительной степени выступаю за модернизацию культа и приветствую обмен опытом с родственными религиозными направлениями. Поскольку время немилосердно к информации, полная реконструкция, к сожалению, невозможна. Однако новые технологии всегда открывают новые перспективы, и для развития веры в том числе.

Каковы основные догматы культа Баст?

Современный культ Кошки - больше идея, чем религия. У нас нет строгих догматов, однако всех последователей объединяет мировоззрение: перенимая мудрость кошачьих, превыше всего мы ценим саму жизнь и проявление божественной любви в ней, а также считаем неприкосновенной свободу личности.

Мы по возможности поддерживаем зоозащитные проекты, занимаемся популяризацией правильного ухода за питомцами. В целом надеемся сделать мир лучше, обращая внимание людей как на красоту природы в целом, так и заботу о кошках в частности. Мы верим, что Баст благословляет каждого, помогающего Её детям, независимо от религиозных, политических и иных убеждений человека.

Про особенности культа можно подробнее прочесть в статье: vk.com/@miwt_bast-osobennosti-kulta-koshki

Баст и Сехмет почитаются как две ипостаси одной Богини или же как два божества?

В моём представлении Баст и Сехмет - два лика одной Богини. Более того, я считаю, что у неё великое множество лиц. Однако иногда последователи признают только Кошку или только Львицу, потому что им ближе соответствующий аспект идеологии, а иногда поклоняются им обеим, но как различным божествам. И этот взгляд я нахожу не менее правильным.

Есть ли на сегодняшний день в России и на западе официальные и неофициальные организации культа (община, ковен), храмы? Если да, то состоите ли Вы в одной из них?

Мне заочно известно о действующем храме Сехмет в штате Невада (URL: https://sekhmettemple.com/) и Ордене Баст («Апокриф», № 100, стр. 168, URL: http://apokrif93.com/apokrif/100.pdf), и надеюсь, что однажды мне представится возможность для обмена опытом с коллегами.

Проводятся ли в рамках культа обряды, посвящённые Богине? Может ли в них принять участие непосвящённый?

Как говорил Сергей Петрович Капица, «трудно собрать стадо из кошек». Редкость наших групповых обрядов только подтверждает это выражение: обычно ритуальная практика сугубо индивидуальна. Не могу сказать точно, связано ли это с истинно кошачьей потребностью в одиночестве, с территориальным разбросом последователей Богини, или же с нашей малочисленностью, но хочу верить, что в перспективе всё больше единомышленников будут готовы к совместному проведению культовых фестивалей.

Культ Баст является, как я понимаю, религией космополитичной, то есть национальный компонент не учитывается. Какие же требования предъявляются к неофитам? Есть ли какие-то гендерные, возрастные, социальные ограничения. Обязателен ли отказ от предыдущей веры (например, ритуал раскрещивания)?

В нашем случае отказ от предыдущей веры необязателен, хотя немногие конфессии допускают потерю своей религиозной монополии. Вот подходящая цитата из моего интервью в онлайн-журнале «Время Луны»: «Портрет среднестатистического последователя Культа Кошки составить непросто: среди нас и мужчины, и женщины, а также люди, не идентифицирующие себя с определённым гендером. Последователи Бастет всех профессий и возрастов, и все приходят к Богине своими путями. Естественно, что всем, причисляющим себя к Культу Кошки, следует заботиться о детях Бастет и Сехмет. Это необязательно должна быть активная зоозащитная позиция, но хотелось бы, чтобы человек знал основы правильного ухода за животными - как минимум, разбирался в классах кормов и осознавал необходимость ветеринарного вмешательства».

Вы адаптировали для последователей культа древнеегипетский календарь, работаете с источниками на древнеегипетском. Насколько важным, по вашему мнению, является такое погружение в культуру и историю культа? Может ли быть

соыодишмИЕРТЛРЬОМЕЯЕБ, 2018. V. ИНТЕРВЬЮ

адептом культа человек, который лишь поверхностно знаком с традициями Древнего Египта?

Древнеегипетская история и культура служит нам хорошей опорой, однако было бы непрактично замыкаться на реконструкционизме в ущерб современным технологиям и творческому аспекту культа. Я всегда приветствую аутентичность в ритуалах, однако буквальное возрождение древних традиций нахожу как невозможным, так и ненужным.

Как Вы относитесь к другим религиозным движениям, направленным на возрождение традиционных верований: асатру, родноверие и т. д?

С умеренным любопытством, если в контексте этих верований упоминается особенная роль кошачьих. Во всех остальных случаях - нейтрально.

Каким Вы видите будущее культа Баст в России через 15-20 лет?

Хочется верить, что численность единомышленников возрастёт, появится возможность действовать более централизованно: чаще проводить групповые обряды, активнее помогать детям Богини, организовать общее святилище. К такому будущему я стремлюсь, и поэтому всегда открыта как для знакомства с заинтересованными людьми, так и для обсуждения общих проектов, связанных с культом Кошки.

Беседовала Полина Кочеганова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.