Научная статья на тему 'Репрезентация культа Баст в современной России'

Репрезентация культа Баст в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2726
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМЕТИЗМ / НЕОКЕМЕТИЗМ / КУЛЬТ БАСТ / БАСТЕТ / СЕХМЕТ / ТАМЕРАНСКАЯ ВИККА / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / KEMETISM / KEMETICISM / THE CULT OF BAST / BASTET / SEKHMET / TAMERAN WICCA / NEO-PAGANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кочеганова Полина Петровна

Кеметизм как новое религиозное движение, направленное на возрождение древнеегипетских культов, является уникальным феноменом в религиозной жизни России. Неокеметизм включает в себя как викканские концепции, так и этнический реконструктивизм, включающий огромное многообразие культов, посвящённых богам египетского пантеона. В России культ Бастет (Сехмет) или культ Кошки тесно связан с зоозащитным движением и является эклектичным, идеологическим движением, направленным не только на прославление Богини в рамках традиции, но и на «заботу о детях богини». В статье предпринята попытка составить общий обзор становления и развития культа Баст в современной России. Также приводятся выдержки из личной переписки со жрицей Баст-Сехмет, последовательницей культа Кошки Людмилой Пругло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kemetism or Egyptian Neopaganism, is the contemporary revival of Ancient Egyptian religion and related expressions of religion in classical and late antiquity. There are several main groups, each of which take a different approach to their beliefs, ranging from eclectic to reconstructionistic. Kemetism is a unique phenomenon for Russia. In Russia the cult of Bastet (Sekhmet) or the cult of the Cat is closely linked to the animal protection movement. The cult is eclectic, ideological movement. The article attempts to make a General review of the formation and development of the cult of Bast in Russia. Also is the excerpt from the personal correspondence with a priestess of bast-Sekhmet, Lyudmila Pruglo.

Текст научной работы на тему «Репрезентация культа Баст в современной России»

УДК 299.572(470)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТА БАСТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1 © Кочеганова Полина Петровна, студент факультета гуманитарных наук

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (Россия)

polya. co4eganova@mail. т

На сегодняшний день, говоря о неоязычестве в России как о важной составляющей религиозной и культурной жизни, нельзя не отметить такие, казалось бы, противоречащие национальной специфике языческих культов тенденции как эклектизм и некий космополитизм. Последний выражается, в том числе, и во взаимопроникновении традиций и обрядово-культовых действий в рамках разнородных движений и в заимствовании (распространении) культа далеко за пределы его географического (национального) ареала. Примером подобного космополитизма является медленное, но уверенное распространение в России кеметизма и одного из самых популярных его культов - культа Баст.

Кеметизм или неокеметизм - современная политеистическая египетская религия. Её название происходит от термина «Кемет» - с египетского «земля» (tA-kmt - Та-кемет -чёрная земля) . Движение было основано в 1988 г. в Чикаго бывшей последовательницей викканской традиции Тамарой Логан Сиуда.

Феномен кеметизма представляет особый интерес, так как сочетает в себе казалось бы, противоположные, в рамках абсолютного большинства существующих классификаций, особенности. Как отмечает А. В. Гайдуков, в новом язычестве выделяют два направления: универсальное (эклектичное, «всемирное») и этническое, ориентированное на определённую народную традицию [Гайдуков 2016: 41]. Кеметизм сочетает в себе оба. Так, исидическое и кеметическое направления викканства относятся к универсальному типу с его синкретизмом (синтез монотеизма и политеизма)3 и природоориентированностью4. Оба они включены в концепцию тамеранской викки5. Этнический кеметизм репрезентуется посредством кеметического реконструкционизма - самого объёмного по числу действующих культов направления кеметизма. Адепты данного течения делают акцент на историческую преемственность. Их основной задачей является возрождение религиозных культов Древнего Египта до греко-римского периода. Приоритетным по объективным причинам считается этнический, а не национальный компонент. Так все сторонники кеметического реконструкционизма, в независимости от выбранного культа (культ Баст, культ Анубиса, культ Ра и др.) признают необходимым возрождение по мере возможности египетского

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

2 Сам термин кеметизм многими адептами признаётся некорректным, так как он не является автохтонным, хотя и восходит к древнеегипетскому аллегорическому названию «Та-кемет» («Чёрная земля»), обозначавшему первоначальное египетское царство, где правили боги. Чёрной землёй называлась плодородная территория по берегам Нила. Понятие «чёрной земли» как олицетворение жизни противопоставлено «красной земле» -безжизненной пустыне.

3 В частности исидическая викка основана на божественной диаде Исида - Осирис (богиня-мать и бог-отец), а кеметическая викка смещает фокус на божественную триаду Отец - Мать - Дитя. При этом сама богиня-мать может иметь множество ипостасей, в том числе и рассматриваемые в рамках данной статьи Бастет и Сехмет.

4 В основе лежит цикл праздников Колеса года, обрядово-культовые действия предполагают тесное взаимодействие с природной средой, в том числе работу со стихиями.

5 Тамеранская викка - это новое направление в викканской традиции. Сам термин произошёл от ещё одного самоназвания Древнего Египта - Ta Mri («возлюбленная земля»). Тамеранская викка основана на викканских традициях и учениях о Боге и Богини, концепции Колеса Года, но совмещает их с древнеегипетской мифологией и культурной традицией.

языка6[Quirke 2014: 7], использование древнеегипетского календаря (адаптированного под современную систему летоисчисления) и даже подобия социальной структуры времён Древнего Египта.

Стоит сказать пару слов о современных нео-египетских движениях с вольной интерпретацией египетской и викканской традиций. Их последователи вдохновляются общими идеями, культурой Древнего Египта, но не включены в систему верований как таковую. К этой категории относятся египетская йога, различные эзотерические практики, программы духовного роста. Так, например, жрица нТр, основательница виртуального «Звёздного храма» Анна Иштар обосновывает свой интерес к кеметизму следующим образом: «несколько моих древних Ка всё ещё живут в Древнем Египте. Для меня это особенное время и место, это мир в котором стремление к безупречности, красоте, гармонии и совершенству - священная обязанность каждого человека, а поэтичность образов делает мир живым, каждая частичка которого божественна» [Звёздный храм]. Очевидно, что восприятие древнеегипетских верований в данном случае далеко от кеметических (в смысле реконструкции) и викканских концепций.

Культ Баст является синкретичным, в том смысле, что сочетает в себе как черты кеметического реконструкционизма, так и некоторые моменты тамеранской викки. В его основе лежит почитание Баст (Бастет) - богини радости, веселья, любви, красоты, домашнего очага и плодородия, а также её второй ипостаси7 - грозной богини-львицы Сехмет. Богиня Баст часто отождествлялась с тождественной ей по функциям богиней Хатхор и даже на рукоятке систра их изображали вместе [Рак 2000: 56-57]. Культ богини изначально зародился в городе Бубастис, в период правления XXII династии (Бубастидов) в X-VIII вв. до н. э. Об исключительном статусе богини в указанный период свидетельствуют её эпитеты: aAt-pHty - Обладающая великой Силой; irt-ra - Око Ра; Hnwt-Taw-n-anx -Госпожа Дыхания Жизни; Hnwt-THn - Госпожа Великолепия; nbt-anx - Госпожа Жизни; nbt-Awt-ib - Госпожа Удовольствия, владычица Обеих Земель, великая владычица Ишеру и др. [Лапис, Матье 1969: 160].

Появление этого культа в России связано с общей волной ремифологизации и возрождением интереса к этническим традициям, в том числе и древнеегипетской. Этому способствовали и новые социально-экономические и социально-культурные реалии постсоветской России. Во времена доминирующего материализма существование животных рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма. Массовые забои, отлов и истребление бездомных животных были стандартной процедурой в Советском Союзе. В современной России продолжается борьба активистов за права животных, культивирование идей гуманности, борьба с культурой потребления. На общей волне деятельности правозащитных организаций поднимается интерес и к культурным, религиозным аспектам этого вопроса, появляется особый интерес к зооморфным божествам, концепциям гармоничного соседства человека и окружающего его природного мира. «Первое, на что обращают внимание большинство исследователей неоязычества - это природоцентризм (как одна из важнейших и наиболее широко распространённых мировоззренческих установок), постулирующий идею природы как высшей ценности, рассматривающий человека и общество как своеобразные составляющие природной среды» [Гизбрехт 2016: 48].

Всплеск интереса к культу Баст в России выпадает на период 2008-2010 гг., что вполне соотносится с новым витком зоозащитного движения. Интересно, что связь движения

6 Египетский язык является мёртвым языком. Последняя веха развития египетского языка — коптский язык. Он используется в Коптской православной церкви, но попытки его возрождения как родного языка остались безуспешными. Современное население Египта использует египетский диалект арабского языка [Allen 2010].

7 По разным данным, Баст и Сехмет почитаются как две ипостаси одной богини или же, как две самостоятельные зооморфные богини. В рамках неоязыческого культа данный вопрос также не является до конца решённым.

8 Древнеегипетский музыкальный инструмент, использующийся в религиозных обрядах.

91

в защиту животных с формирование новой идеологии и религии отмечают не только сами адепты или зоозащитники, но и лица, занимающие диаметрально противоположную позицию: «на Западе нынче модно жалеть бездомных зверей. Или выступать против меха. Или отказываться от мяса. Религиозный фанатизм ушел в историю, а инстинкты остались. Вот и обратился весь пыл на квазирелигиозные цели типа защиты живой природы любой ценой, не щадя живота своего. Это их нравы и их проблемы. А нам бы хоть изредка людей не забыть пожалеть» [Со звериным гуманизмом 2010]. Подобного рода наблюдения имели место ещё в 2010 г.

Связь экологических движений (движений в защиту природы и прав животных) и основных догматов веры подтверждают и сами адепты. Так, жрица Баст-Сехмет, последовательница культа Кошки Людмила Пругло отмечает, что «оценить численность адептов довольно затруднительно, поскольку в настоящий момент российский культ Кошки - в большей степени идеология, нежели религия. Согласно системе наших взглядов, благословения Баст заслуживает всякий человек, заботящийся о детях Богини; при этом он может быть приверженцем абсолютно любой конфессии. Также нередки случаи, когда человек осознанно причисляет себя к культу Кошки, но не считает нужным соблюдать ритуальные аспекты, ограничиваясь, например, сугубо зоозащитными. Как жрица должна сказать, что не вижу в этом ничего предосудительного, поскольку дела для нас всегда будут стоять выше слов - даже слов сакральных и молитвенных» [ЛПА].

Конечно, распространение культа Бастет в России обусловлено целым спектром различных факторов. Одним из важнейших является также традиция преемственности по отношению к западным культурным и религиозным реалиям: «На Западе кеметизм в целом популярнее, чем в России: довелось переводить множество эзотерической литературы, практик, медитаций и молитв от американских авторов. Однако о Баст вспоминают не так часто, гораздо больше внимания уделяется Сехмет. Мне известно о действующем храме Богини-львицы в штате Невада, расположенном неподалеку от знаменитой военной базы под названием "Зона 51"» [ЛПА].

Социологический портрет последователя культа Кошки составить достаточно сложно, однако не ввиду отсутствия сведений, а в связи с широтой взглядов, как неофитов, так и жречества. Сам концепт «кошки» в массовом сознании неразрывно связан с такими противоречивыми ассоциациями как «свобода», «независимость», «уют», «хищник», «ласка», разнородность присуща и его адептам. «Это связано, прежде всего, с антиавторитарным пафосом неоязыческого духа - целенаправленным позиционированием своей мировоззренческой системы в качестве свободной и отказывающейся от любых форм духовного принуждения и дисциплинарности» [Чудинов 2016: 202].

Культ не содержит ограничений по гендерным, национальным, возрастным и иным критериям: «среди нас и мужчины, и женщины, а также люди, не идентифицирующие себя с определённым гендером. Последователи Бастет всех профессий и возрастов, и все приходят к Богине своими путями». Условие только одно: «всем причисляющим себя к Культу Кошки следует заботиться о детях Бастет и Сехмет» [ЛПА]. Однако тот факт, что Баст - богиня, в первую очередь покровительствующая женщинам и материнству, определил превалирование адептов женского пола.

Культ Баст нашёл широкое отражение в массовой культуре и искусстве (кинематограф, художественная литература, живопись, поэзия, прикладное творчество) как на исторической родине культа, так и в других странах, в том числе и в России9. Художественное и сакральное тесно переплетены между собой. Одно и то же произведение может восприниматься как стихотворение, и как молитва. Многие произведения являются отражением основных постулатов культа:

9 Приведём ряд примеров: повесть братьев Шарк «Кошки для Бастет»; роман Джеймса Боуэна «Уличный кот по имени Боб»; роман Бернара Вербера «Завтрашний день кошки». Из живописи: Вера Лусия Эмерим (картины «Богиня Баст - Дочь Солнца», «Крылатая Баст» и др.); российская художница Iren Horrors (Баст). Из кинематографа: «Кошачье создание» (1973 г.), «Бессмертные: Война миров» (2004 г.) и т. д.

92

Не надо ко мне прижиматься своим эгрегором! С моей точки отсчёта не видно твоих пророков, «Буддистов» с огромным эго И летающих макаронных монстров. Адептов религии кошек не так уж много, Но служащих Ей не счесть.

Наши когти и зубы, поверьте, сверкают остро -Не в крестовых походах за «веру», а чтобы поесть;

Или отбить у собаки израненного котёнка;

Или в марте сразиться за чувство, что пахнет весной.

Человек, защищающий кошку, для нас - святой,

Не важно, какие молитвы читает в потёмках.

Говорят, демиург - это Он, но мы знаем Богиню-Мать.

Её ярко прославил египетский пантеон,

Потому Её дети нередко мяучат - «Баст»,

Но на небе столько же звезд, сколько Её имён10.

В частности, в приведённом выше отрывке отражено неодобрение, но максимальная терпимость к другим религиозным движениям, догмат действия, а не веры; культ Богини матери и её детей - кошек (максимальная реконструкция), а также множественность ипостасей Богини.

Обрядовый комплекс культа включает в себя как общие праздники, так и закрытые действа: месса, магические ритуалы, некоторые эзотерические практики. На вопросы, связанные с праздниками Богини, признаваемыми в России, нам ответила жрица Баст-Сехмет Людмила Пругло: «Древнеегипетские праздники прописаны в годовом календаре-гороскопе, начало которого устанавливалось жрецами в соответствии с разливом Нила и гелиакическим восходом Сириуса над северной широтой самых крупных городов Древнего Египта. Из-за того, что древние египтяне не признавали високосные года, календарь регулярно сдвигался, и два важных явления в точности совпадали лишь раз в 1460 лет. Считалось, что именно столько длится полет Бенну, древнеегипетского феникса; и когда Бенну прилетает в Гелиополь, умирает и возрождается - начинается новая эра. Поскольку традиция кеметизма уже давно вышла за пределы территории Египта, ориентироваться на разлив реки Нил стало затруднительно и нерационально, зато астрологический аспект Календаря не утратил своей актуальности. Даты и предсказания не универсальны - они сдвигаются в зависимости от положения наблюдателя, или же избранных мест силы его божеств-покровителей.

В настоящее время среди кеметистов часто применяется синхронизация по Александрии: первый день Тота - 19 июля. Также распространён вариант начала года 16 июля. Культ Кошки ориентируется по гелиакическому восходу Сириуса над священными городами Баст и Сехмет - северной широте Бубастиса и Мемфиса. Следовательно, для приверженцев культа год начинается 23 июля; эта дата символично совпадает с воцарением на небе зодиакального знака Льва. Что же касается прославления Баст, то в доступном нам переводе Каирского календаря упоминания о фестивале отсутствуют. Однако, в тексте Канопского декрета подтверждается, что праздник Богини отмечался в первый день месяца Пайни - это 15 апреля по «Александрийской» синхронизации, и 19 апреля для последователей культа Кошки. Переводчик Канопского декрета, S. Birch, также упоминает, что праздник Бастет носил название Bubasteia (Бубастейя). Описание Бубастейи присутствует у Геродота во второй книге «Истории», однако оно в равной степени может относиться к первому дню месяца Пайни (Хенет-Хети-Перти) и десятому дню месяца Паофи (Менхет)» [ЛПА].

10 Автор стихотворения Людмила Пругло [см.: Интервью со жрицей 2017].

93

Таким образом, в отношении праздников имеет место полная историческая и религиозная реконструкция, максимально приближенная к реалиям того времени. Реконструируется и сама религиозная служба, от религиозной атрибутики до последовательности действий жреца и жрицы и подношений богине. В частности, во время мессы используется систр.

Как и любое новое религиозное движение, культ Баст базируется на ряде священных книг и определённом пласте теоретических исследований в данной области. О священных книгах и выдающихся деятелей для российского культа Кошки рассказывает Людмила Пругло: «Я бы отметила вклад жриц Сехмет из храма в штате Невада, хотя они в большей степени практики, нежели теоретики. Также довольно интересны работы Роуз Шэрон, аналогично посвящённые львиному аспекту культа. Вызывает сожаление лишь то, что о Баст говорится гораздо меньше. Не священной, но достаточно значимой для нас является древнеегипетская «Книга Небесной Коровы», также известная, как «Книга Коровы» - это мифологическая история периода Нового Царства, предположительно переписанная с текстов периода Среднего Царства. Она повествует о дуалистичном аспекте культа и объясняет важную роль божественных ипостасей. Ярость Львицы, которая обрушилась на людей, являет собой своеобразное представление об Апокалипсисе, но при этом не лишает надежды» [ЛПА].

Последний аспект, который будет освещён в рамках данного обзора - это организационное состояние российского культа Баст. На сегодняшний день культ Баст не имеет единого центра и представляет собой в основном адептов или небольшие их группы, объединённые в единое целое посредством виртуального пространства. Проводятся закрытые мессы и акции в защиту животных, но массовые праздники и службы не отправляются. Представители жречества отвечают в основном за теоретико-методологическое и идеологическое поддержание культа. Так, интервьюируемая, Людмила Пругло, адаптировала для последователей этого культа древнеегипетский календарь-гороскоп, занимается переводом и адаптацией ритуалов с египетского, а также является создательницей крупнейшего в социальной сети «ВКонтакте» сообщества, посвящённого богине Баст [Интервью со жрицей 2017]. Идейную и моральную поддержку в распространении культа оказывает Международная языческая федерация11. Также жреческий состав активно сотрудничает со сторонними экспертами, в том числе с переводчиком уроков Алана Гарднера. Подобное сотрудничество позволит читать молитвы и заклинания не только на египетском, но и на коптском.

Таким образом, сегодня культ Бастет в России представляет собой развитую идеологическую систему, теснейшим образом связанную с зоозащитной деятельностью и реконструкцией древнеегипетского культа. Культ содержит концепции и положения, свойственные викканскому универсальному направлению кеметизма. Организационная слабость и недооформленность движения замещается проработанными теоретико-методологическими основами культа, а также осуществляемыми в рамках него адептами индивидуальными ритуальными и эзотерическими практиками.

Источники и материалы

1) Звёздный храм - Виртуальный египетский храм // Звездный Храм нТр: Интернет-сайт. URL: https://ntr.guru/ishtar-ntr (дата обращения: 05.12.2017).

2) Интервью со жрицей 2017 - Бастет правит миром: интервью со жрицей и защитные ритуалы Кемет // Время Луны: Интернет-страница журнала о викке и язычестве. URL: https://vk.com/tempuslunaenews?w=wall-35114378 773 (дата обращения: 05.12.2017).

11 Общественное объединение лиц, причисляющих себя к язычникам, созданное в 1971 г. с целью защиты права язычников на свободу вероисповедания. Имеет региональные отделения в различных странах. Международный сайт организации: http://www.paganfederation.org.

3) ЛПА - Личная переписка автора от 25.12.2017 с Людмилой Пругло (местожительство респондента - г. Санкт Петербург, самоопределение - жрица Баст-Сехмет, последовательница культа Кошки).

4) Со звериным гуманизмом 2010 - Со звериным гуманизмом // РИА Новости. 27.01.2010. URL: https://ria.ru/authors/20100127/206455322.html (дата обращения: 05.12.2017).

Список литературы

1) Гайдуков 2016 - Гайдуков А. В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / под ред. Р. В. Шиженского. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 24-46.

2) Гизбрехт 2016 - Гизбрехт А. И. К вопросу об эстетике русского неоязычества (на материале изобразительного и декоративно-прикладного творчества) // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 47-61.

3) Лапис, Матье 1969 - Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Наука, 1969.

4) Рак 2000 - Рак И. В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

5) Чудинов 2016 - Чудинов С. И. Неоязыческий проект духовно-политического порядка: метафизика власти в условиях социальной турбулентности // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 201-214.

6) Allen 2010 - Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. 2nd editon, revised. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

7) Quirke 2014 - Quirke St. Exploring Religion in Ancient Egypt. Maldon (MA); Oxford; Chichester: Wiley-Blackwell, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.