Научная статья на тему 'Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой гражданского и арбитражного процесса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Лидией Александровной Тереховой'

Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой гражданского и арбитражного процесса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Лидией Александровной Тереховой Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
498
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Невзгодина Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой гражданского и арбитражного процесса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Лидией Александровной Тереховой»

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 2 (43). С. 244-247.

Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой гражданского и арбитражного процесса ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Лидией Александровной Тереховой

Interview with Doctor of Law, Professor and Head of the Chair of Civil and Arbitration Process of OmSU n.a. F. M. Dostoevsky Lydia Terekhova

Всё начинается с детства. Каким оно Вам запомнилось?

Я росла в благополучной семье, с очень важным чувством полной защищенности. В том числе я благодарна своим родителям и за защиту от тотальной советской идеологии, которая в то время навязывалась (как ни трудно сейчас поверить в такое) начиная с детского сада. Я имела все, что может интересовать ребенка в соответствующем возрасте. Значительную часть моей жизни занимал спорт, я занималась художественной гимнастикой у В. Е. Штельбаумс (которая теперь известна всему миру как тренер гимнасток И. Чащиной и Е. Канаевой), именно спорт меня приучил к дисциплине, что помогает и до сих пор.

Ваш путь в профессию. Почему выбрали именно юридический факультет?

Я потомственный юрист, поэтому особых сомнений в выборе профессии не испытывала. Кроме того, я из поколения «рожденных в СССР» и в 1980-е гг., когда определялась с профессией, особого выбора у нас и не было. Если бы выбирала сейчас, ушла бы в сферу туризма или журналистику.

Что больше всего запомнилось из студенческой жизни?

Пожалуй, особый студенческий дух, мы не только учились (что само по себе было интересно), но и очень много проводили творческих, спортивных и других мероприятий. Было весело, и очень важным было хорошее творческое чувство, что мы вместе делаем общее дело.

Что повлияло на выбор именно той отрасли права, которой Вы занимаетесь?

Так сложилось. Начинала я работу на кафедре гражданского права и процесса с преподавания общей части гражданского права. Тема кандидатской диссертации была «гибридная» («Проблемы повышения эффективности судебной защиты жилищных прав граждан»), в ней были вопросы гражданского права, жилищного права и гражданского процесса. В связи с работой над диссертацией я познакомилась с учеными-процессуалистами из Уральской государственной юридической академии (сейчас - университет) К. И. Комиссаровым, В. П. Воложани-ным, И. В. Решетниковой и В. В. Ярковым. Это и определило мой дальнейший путь.

244

Интервью с Лидией Александровной Тереховой

Какие вехи своей жизни Вы считаете узловыми, судьбоносными?

Рождение сына, защиту докторской диссертации. И, к сожалению, живем мы в такие времена, что любая внешняя «встряска» может стать и узловой, и даже судьбоносной, хотя ты этого и не планировал.

Как складывалась Ваша преподавательская деятельность?

Я пришла в университет после работы в органах прокуратуры и считала себя уже сложившимся специалистом. Но довольно быстро поняла, что многому придется учиться, одно дело - знать самому, другое - уметь эти знания передать. Собственно, смысл преподавания я бы свела к простой фразе: нужно из сложного сделать простое, найти такие слова, чтобы все самые сложные положения становились понятными и запоминались. Особенность преподавательской профессии - высочайшая степень публичности, ни одна другая профессия с ней в этом не сравнится. Как я уже сказала, первый предмет, который я преподавала в университете, это гражданское право. Потом «производственная необходимость» и факт защиты диссертации по смежной специальности привели к преподаванию гражданского процесса. А в 1995 г. появился курс арбитражного процесса и я была очень рада, что мне поручили его разработать и преподавать. Наивысшая для меня оценка - когда приходят студенты и уверенно говорят: «Гражданский процесс мы знаем».

Почему посвятили себя именно гражданскому процессу?

Мне со студенческих лет нравились именно гражданско-правовые дисциплины, я училась именно на этой специализации, именно в этой сфере мне нравилось работать и в прокуратуре, хотя приходилось также поддерживать обвинение по уголовным делам и проводить следственные действия. Но уголовное право и уголовный процесс мне всегда были чужды, и профессия следователя никогда не нравилась. Я цивилист по духу и полагаю, что главным в любом обществе является именно Гражданский кодекс, а не Уголовный, соответственно, возникающие конфликты должны решаться в гражданском судопроизводстве. Так что я достаточно логично пришла к тому предмету, который мне близок.

Каково Ваше отношение к ЕГЭ при поступлении в юридические вузы?

Отрицательное. Тестирование для гуманитарных профессий гибельно. Оценить потенциального кандидата в юристы только с помощью тестов невозможно. Тест как форма контроля удобен, но не для любой ситуации. Обязательно должен быть и устный экзамен, на котором преподаватели факультета могли бы видеть потенциал кандидата. Умение сформулировать собственные мысли, общую эрудицию с помощью теста не выявить. Есть и ещё одна проблема: качество составления самих тестов. Ведь это особое умение, и, насколько я успела заметить, не все составители им владеют.

В контексте предстоящей реформы высшего юридического образования что бы Вы изменили в действующей системе подготовки юристов?

Современная ситуация требует узкой специализации. Поэтому подготовка должна быть «точечной», например, нацеленной конкретно на то, что будущий юрист будет работать представителем (судьей, прокурором) в сфере гражданского судопроизводства. И именно во время учебы, в небольших по составу группах (не более 12 человек) студент должен получать необходимые знания и практические навыки. Мне бы хотелось реализовать такую концепцию в магистратуре нашего факультета.

Отличаются ли современные студенты от студентов Вашего поколения, если да, то чем?

Принципиальных различий я не вижу. Разве что гаджеты другие.

245

Гость редакции

Как, на Ваш взгляд, можно преодолеть традиции правового нигилизма, которые до сих пор характерны для менталитета многих россиян?

Правовой нигилизм, как мне кажется, рождается на базе другой российской «традиции» -невежества и лени, нежелания читать и искать информацию. Многолетняя политика унижения школ и школьных педагогов дает свои отрицательные всходы. Звучит банально, но именно со школы все должно начинаться: любовь к чтению, желание узнать больше, развиваться как личность. Если этого не заложено в свое время родителями и школой, все последующие попытки что-то «привить», в том числе и уважение к закону, понимание своих прав и умение их защищать, уже бесполезны.

Могли бы Вы сформулировать Ваше жизненное кредо, т. е. основной принцип, которому стараетесь следовать в жизни?

Когда-то мне рассказали анекдот из серии «психоаналитика по-...». Звучит примерно так: «Психоаналитика по-американски: у Вас проблемы? Вы хотите об этом поговорить? Психоаналитика по-русски: у тебя проблемы? Давай выпьем! И психоаналитика по-китайски: компартия Китая постановила - нет у вас никаких проблем, идите и работайте!»

Я стараюсь следовать китайскому варианту, он многократно доказал мне свою жизнеспособность.

Чему Вы посвящаете свободное время? Ваши увлечения и хобби?

«Я во многом нахожу удовольствие», как говорила героиня известного английского романа. Но прежде всего это, конечно, музыка, фильмы, книги и путешествия.

Что бы Вы посоветовали, с позиций своего жизненного опыта, молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, - сегодняшним студентам-юристам?

Готовиться к тому, что их ждет самый сложный и ответственный этап в жизни, где и успехи, и ошибки самым непосредственным образом повлияют на всю дальнейшую жизнь. И придется много и, желательно, безошибочно выбирать: место работы, спутника жизни, место жизни. Могу только удачи пожелать и хорошего советника в нужное время и в нужном месте.

Если бы представилась такая возможность, то что бы Вы хотели изменить в прожитой жизни?

Я бы уделила большее внимание изучению иностранных языков.

Что Вы выше всего цените в людях? А что в человеке для Вас наиболее неприемлемо?

Ценю порядочность. А на второй вопрос в свое время хорошо ответил Высоцкий: «Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют».

Какими качествами в первую очередь должен обладать интеллигентный человек?

Он должен сомневаться. Сомнения - путь поиска новых знаний.

Верите ли Вы в судьбу?

Нет.

Считаете ли Вы, что у каждого человека должен быть сформулированный им смысл жизни, если да, то в чем он для Вас?

Откровенно говоря, я никогда для себя не ставила вопрос в такой плоскости. У меня всегда было два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Но всегда очень конкретные. Защита диссертации, например, к определенному сроку.

246

Интервью с Лидией Александровной Тереховой

О чем Вы в своей жизни больше всего сожалеете?

Есть некоторые моменты, но говорить об этом не хочется. Ведь история не знает сослагательного наклонения.

Что Вам нравится в современной молодежи, а что - не очень?

Мне всегда и везде очень нравится молодежь. Хорошие и плохие качества присущи представителям любого поколения, здесь я бы не проводила деления по возрасту.

Какие ценности в жизни являются для Вас основополагающими?

Это, пожалуй, семейные ценности.

Что бы Вы на месте интервьюера спросили у самого себя? Сформулируйте, пожалуйста, эти вопросы и ответьте на них.

Мне здесь нечего добавить. Поставленные вопросы были достаточно ёмкими и интересными. Спасибо.

Гостя расспрашивала главный редактор журнала «Вестник Омского университета. Серия “Право”» Е. Л. Невзгодина

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.