ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2010. № 3 (24). С. 215-217.
ИНТЕРВЬЮ С КАНДИДАТОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТОМ, ЗАВЕДУЮЩИМ КАФЕДРОЙ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОМГУ
РОМАНОМ ЛЕОНИДОВИЧЕМ ИВАНОВЫМ
THE INTERVIEW WITH THE CANDIDATE OF LEGAL SCIENCES, DOCENT,
THE HEAD OF DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW IN THE OMSK STATE UNIVERSITY ROMAN L. IVANOV
- Всё начинается с детства. Каким оно Вам запомнилось?
- Детство мое прошло на Дальнем Востоке. Было оно вполне беззаботным. Учеба в школе давалась мне легко, родители отличника из меня не делали, времени для удовлетворения внешкольных интересов хватало, поэтому о той поре жизни остались самые теплые воспоминания.
- Ваш путь в профессию. Почему Вы выбрали именно юридический факультет?
- Не могу определенно сказать, какое обстоятельство решающим образом повлияло на выбор профессии юриста.
Скорее всего то, что несколько лет на юридическом факультете обучался мой отец. Поэтому у меня была возможность кое-что разузнать о будущей специальности практически из первых рук.
- Что больше всего запомнилось из студенческой жизни?
- Пожалуй, больше всего запомнились времена экзаменационных сессий и летние каникулы. Первые, потому что в этот период в общежитии (я постигал профессию на юридическом факультете Иркутского государственного университета, который тогда ещё носил имя А.А. Жданова) граница между днем и ночью стиралась, празднованиям по случаю успешной сдачи очередного экзамена у многочисленных однокашников не было конца, появлялись дополнительные возможности для неформального общения. А во время летних каникул мы с друзьями выезжали в составе студенческих строительных отрядов в разные районы Иркутской области, где тоже прекрасно проводили время, заодно овладевая некоторыми навыками рабочих профессий и принося пользу народному хозяйству и собственному карману.
- Что повлияло на выбор именно той отрасли, которой Вы занимаетесь?
- Мою научную специализацию, в первую очередь, определили мои учителя, их умение увлечь студентов своим предметом, показать, насколько он может быть интересен, если подойти к его изложению неформально. Они стремились о сложных явлениях рассказывать без наро-
читой наукообразности, но одновременно и без вульгарного упрощенчества. Лишь много позже я осознал, насколько сложно это было сделать во времена, когда в общей теории государства и права доминировала коммунистическая партийная догматика. Такими учителями были Николай Андреевич Пьянов, Юрий Иванович Агеев, Николай Александрович Власенко.
- Какие вехи своей жизни Вы считаете узловыми, судьбоносными?
- Среди судьбоносных этапов жизни могу назвать учебу в Иркутском государственном университете и в аспирантуре Ленинградского государственного университета, а также переезд в г. Омск.
- Как складывалась Ваша преподавательская деятельность?
- Преподавать я начал в годы учебы в аспирантуре: по заведенному там порядку все аспиранты очной формы обучения обязательно проводили семинарские занятия со студентами, принимали у них зачеты и помогали своим научным руководителям принимать курсовые экзамены. После защиты кандидатской диссертации полтора года проработал в Иркутском государственном университете, а с 1990 г. работаю в Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского.
- Каково Ваше отношение к ЕГЭ при поступлении в юридические вузы?
- Я не могу со знанием дела рассуждать о ЕГЭ, поскольку не владею необходимой для этого информацией. Однако глубоко сомневаюсь, что можно научить школьника мыслить самостоятельно, «натаскивая» его на решение тестов сомнительного содержания, требующих однозначного правильного ответа и тогда, когда его нет и быть не может. Ведь объект научного познания сложен и должен рассматриваться с разных сторон. А разве на это ориентирован ЕГЭ?
- В контексте предстоящей реформы высшего юридического образования что бы Вы изменили в действующей подготовке юристов?
- Разумных предложений на этот счет и без меня уже сделано немало. А вот итоговую государственную аттестацию я бы изменил, сделав её не внутривузовской, а независимой, внешней.
- Отличаются ли современные студенты от студентов Вашего поколения и если да, то чем?
- Конечно, отличаются, поскольку у разных поколений система ценностей, мировоззрение не может быть одинаковым. На мой взгляд, нынешние студенты более инфантильны. Возможно, такая оценка обусловлена тем, что когда студентом был я, то среди моих однокашников было много ребят, отслуживших в армии, поработавших на производстве, закончивших рабфак. И к жизни они относились более ответственно, по-взрослому.
- Как, на Ваш взгляд, можно преодолеть традиции правового нигилизма, которые до сих пор характерны для менталитета многих россиян?
- То, что у нас обычно именуется правовым нигилизмом, в большинстве случаев таковым не является. Образ среднестатистического россиянина как прирожденного правового нигилиста создан средствами массовой информации. Чтобы люди жили по правовому закону, а не по при-блатненным понятиям, юридические нормы и принципы должны быть обязательны и одинаковы для всех. До тех пор, пока существуют российские граждане и организации, которые «более равны» перед законом, чем другие, преодолеть негативное отношение к правовым ценностям или свести его к минимуму не удастся.
- Могли бы Вы сформулировать Ваше жизненное кредо, т. е. основной принцип, которому стараетесь следовать в жизни?
- Никогда никому не завидуй.
- Чему Вы посвящаете свободное время? Ваши увлечения и хобби?
- Люблю читать остросюжетную художественную литературу, собирать и слушать музыкальные записи.
- Что бы Вы посоветовали, с позиций своего жизненного опыта, молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, - сегодняшним студентам-юристам?
- Доводить начатое дело до конца.
- Если бы представилась такая возможность, то что бы Вы хотели изменить в прожитой жизни?
- Поменять что-то одно без изменения всего остального невозможно, поэтому ничего бы менять не стал.
- Что Вы выше всего цените в людях? А что в человеке для Вас наиболее неприемлемо?
- На первый вопрос однозначно ответить не могу, поскольку окружающие нас люди разные и каждый ценен по-своему. Главное, чтобы было что ценить. А вот неприемлема подлость в любых её проявлениях.
- Какими качествами в первую очередь должен обладать интеллигентный человек?
- У интеллигентного человека должна быть совесть.
- Верите ли Вы в судьбу?
- В определенной мере - да.
- Считаете ли Вы, что у каждого человека должен быть сформулированный им смысл жизни, а если - да, то в чем он для Вас?
- Хорошо, если человеку удается рационально сформулировать, в чем должен состоять смысл его жизни. Но сделать это крайне сложно и мне кажется, что большинство людей находятся в постоянном поиске этого смысла. Я не составляю исключения.
- О чем Вы в своей жизни больше всего сожалеете?
- Сожалею о тех своих скверных поступках, которые причинили вред близким людям и последствия которых уже нельзя исправить, за которые не успел извиниться.
- Что Вам нравится в современной молодежи, а что - не очень?
- Современная молодежь более мобильна, внутренне более свободна. Это импонирует. А вот её общеобразовательный уровень огорчает.
- Какие ценности в жизни для Вас являются основополагающими?
- Здоровье родных и близких, возможность заниматься интересным делом.
С гостем беседовала главный редактор журнала Е.Л. Невзгодина