Научная статья на тему 'Интервью с председателем Омского регионального отделения РАЮН, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимиром Александровичем Азаровым'

Интервью с председателем Омского регионального отделения РАЮН, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимиром Александровичем Азаровым Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с председателем Омского регионального отделения РАЮН, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимиром Александровичем Азаровым»

ГОСТЬ РЕДАКЦИИ

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 236-240.

Интервью с председателем Омского регионального отделения РАЮН, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимиром Александровичем Азаровым

The interview with the Omsk regional office chairman, the honored artist of the Russian Federation, the doctor of juridical science, professor, Omsk State University holder of chair of criminal process and criminal science

Vladimir A. Asarov

Владимир Александрович, всё начинается с детства. Каким оно Вам запомнилось?

Действительно, жизнь любого человека начинается с детства. Мне повезло родиться в семье учителей, мама - математик, папа -историк. Ощущения детства и юности у меня связаны с необходимостью выполнения возложенных на меня (и двух моих сестёр) в семье обязанностей и острым желанием прочитать как можно больше книг. И если второе занятие доставляло мне большое удовольствие (у родителей была огромная библиотека - более двух тысяч томов, которые я перечитал не один раз), то первое я воспринимал как данность, с которой нужно справляться.

Родители определили меня одновременно в три школы - общеобразовательную, музыкальную и спортивную. Все их я успешно закончил: музыкальную - по классу аккордеона, спортивную - ДСШ № 4 (баскетбольную), и 69-ю общеобразовательную (математический класс). Музыкой я занимался с неохотой, а баскетболом - увлечённо и с удовольствием, учился же я всегда хорошо.

Все летние каникулы я проводил в деревне Тамбовка Омской области, у любимых дедушки и бабушки, о которых остались самые светлые воспоминания.

Ваш путь в профессию. Почему выбрали именно юридический факультет?

Профессию я выбрал осознанно. В юности прочитал всё, что смог найти, о профессии следователя и пограничных с ней видах юридической деятельности, начиная с Л. Шейнина и заканчивая А. Конан-Дойлем, Сименоном и Гарднером. Поэтому, когда после окончания школы (точнее, ещё в 9-м классе) меня пригласили в профессиональный баскетбольный клуб «Урал -маш» (Свердловск, ныне - Екатеринбург), руководство команды предложило выбрать любой из Свердловских вузов, где я бы хотел учиться, конечно же, выбор пал на Свердловский юридический институт. Сдав вступительные экзамены, я был зачислен на первый курс, где, проучившись первый семестр и прослушав лекции таких мэтров советской юриспруденции, как профессора С. С. Алексеев, В. М. Михайлов, И. Я. Дюрягин, П. И. Савицкий, по настоянию тренерского совета «Уралмаша», был вынужден перейти на индивидуальный график обучения. Причиной послужили постоянные разъезды, участие в Первенстве СССР, Первенстве России,

236

Интервью с Владимиром Александровичем Азаровым

игры за сборную РСФСР и молодёжную сборную СССР. В составе команды «Уралмаш» я стал четырёхкратным чемпионом России по баскетболу, мастером спорта СССР. Свердловский юридический институт я окончил экстерном, самостоятельно постигая каноны юриспруденции, сдавая зачёты и экзамены по индивидуальному графику.

Что больше всего запомнилось из студенческой жизни?

Это может показаться странноватым, но самые острые мои ощущения в студенчестве связаны с баскетболом. Если я был в Свердловске (а не на выезде) и команда института играла на первенстве города, я приходил на игру, выступал за родной вуз, забивал свои 40-50 очков, и мы, естественно, выигрывали. Что же касается собственно обучения в институте, то в память врезались два эпизода: блестящие лекции по теории государства и права, которые артистически читал профессор Сергей Сергеевич Алексеев, и - тройка за экзамен по уголовному процессу (который последние 40 лет является сердцевиной моей профессии). Любопытно, что злосчастную тройку (как на семестровом экзамене, так и на государственном!) мне поставил доцент Фёдор Милентьевич Кудин, являвшийся куратором нашей группы. Последние 20 лет, сегодня профессор Ф. М. Кудин - мой близкий друг и единомышленник, он многократно и публично признавался в этой своей «ошибке» («профессору В. Азарову» поставил тройку по уголовному процессу!). Причина этой оценки совершенно тривиальна - Фёдор Милентьевич критически относился к спортсменам, и вдвойне критически - к студентам, пропускавшим занятия. Студент же

В. Азаров был классным баскетболистом, а на занятия - просто не ходил (по вышеназванным обстоятельствам).

Что повлияло на выбор именно той отрасли права, которой Вы занимаетесь? Почему посвятили себя именно уголовному процессу?

Кстати, полагаю, что именно эта «тройка» по уголовному процессу во многом повлияла на выбор мною этой отрасли права в качестве предмета научного интереса, а в дальнейшем - кон -кретного направления профессиональной юридической деятельности.

Какие вехи своей жизни Вы считаете узловыми, судьбоносными?

Над этим вопросом я неоднократно размышлял ещё до момента его появления в нашей беседе. Ключевыми вехами своей судьбы считаю рубежи, на которых жизнь ставила меня перед выбором. Их было несколько.

Первый - когда пришлось выбирать между большим спортом (где у меня были блестящие перспективы - меня из «Уралмаша» приглашали в команды мастеров, в то время - суперклубы СССР - ЦСКА (Москва) и «Спартак» (Ленинград) и работой по специальности. Это было трудное решение. Мне было 22 года, впереди минимум 10 лет баскетбола, который я очень любил (и продолжаю любить). Я выбрал профессию следователя. Около десятка лет проработав следователем, став одним из лучших в этой профессии (о чем свидетельствует Почётная грамота, полученная из рук начальника УВД Омской области, генерала И. Р. Алексеева), я вновь встал перед выбором: оставаться на ниве практической борьбы с преступностью или испробовать свои возможности в научно-педагогической деятельности. Мне было уже «за 30»... Я принял приглашение руководства Омской высшей школы милиции МВД СССР и пришел работать преподавателем. Вновь сел за книги, поступил в адъюнктуру (аспирантуру) Московской школы милиции МВД СССР. Мне, в очередной раз, очень повезло с учителем - моим научным руководителем был назначен профессор Чувилёв Александр Александрович, заслуженный деятель науки России, выдающийся отечественный юрист и совершенно неординарный человек. Под его руководством я подготовил и досрочно защитил кандидатскую диссертацию.

Впоследствии именно профессор А. А. Чувилёв консультировал меня при подготовке и прохождении докторской диссертации.

Как складывалась Ваша преподавательская деятельность?

Моя научно-педагогическая деятельность складывалась, по моим оценкам, успешно. В Омской высшей школе милиции МВД СССР (а потом - МВД России) я прошел путь от пре-

237

Гость редакции

подавателя до начальника кафедры криминалистики, а затем - кафедры уголовного процесса, защитив две диссертации и получив учёные звания доцента и профессора.

Сегодня я «командую» кафедрой уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, на которой доцентами работают мои бывшие студенты и аспиранты (их у меня защитилось 20 человек, сейчас ещё двое «вышли» на защиту). С удовольствием читаю лекции студентам и магистрантам, работаю в трёх докторских диссертационных советах, руковожу аспирантурой, сотрудничаю с десятком федеральных и региональных юридических журналов, являюсь членом их редсоветов и редколлегий. Регулярно публикую результаты своих научных изысканий. К примеру, в 2013-2014 гг. мною опубликовано около двух десятков научных статей и четыре монографии - в Федеральном издательстве «Юрлитинформ», в соавторстве с моими учениками.

Каково Ваше отношение к ЕГЭ при поступлении в юридические вузы?

Отрицательное. Способность к неординарному мышлению, быстрота реакции при смене ситуации, креативность, эмоциональный фон собственных оценок, возможности демонстрировать речевые навыки, стиль общения - всё это остаётся «за кадром» тестового контроля, являющегося сутью ЕГЭ. А именно эти свойства необходимы юристу-профессионалу, в первую очередь - следователю.

Убеждён - ЕГЭ оправдан при поступлении в вузы технического профиля. С абитуриента-ми-гуманитариями должен общаться опытный экзаменатор - человек, способный оценить те качества личности, которые недоступны восприятию ЭВМ.

В контексте предстоящей реформы высшего юридического образования что бы Вы изменили в действующей системе подготовки юристов?

По сторонним оценкам, я отношусь к прогрессивно мыслящим юристам. Именно в данном контексте я бы подчеркнул - не вижу острой необходимости в кардинальной реформе высшего образования в России. Наши специалисты (а не бакалавры или магистры) востребованы в мире многие десятилетия.

Отечественная система подготовки кадров к сегодняшнему дню достигла высших качественных кондиций, что позволяет ей успешно самосовершенствоваться, впитывать в себя лучшие мировые образцы инновационных технологий в сфере образования. Очередная реформа, по моему мнению, затевается чиновниками от образования, и нужна она только им. В организационном же плане очевидна острая потребность в сокращении негосударственных вузов, где качество образовательных услуг, как правило, резко снижено, и существенного укрепления материальной базы, в первую очередь наиболее солидных и положительно себя проявивших на ниве образования классических университетов, к которым, безусловно, относится ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Кардинальных изменений в системе подготовки юристов не требуется. Есть прямая зависимость качества подготовки от уровня организации работы кафедр и их личного состава. Позитивным примером здесь могут служить такие «мощные» кафедры нашего факультета, как кафедра уголовного права и криминологии, трудового права, гражданского права, социального права, уголовного процесса и криминалистики, государственного и муниципального права, теории и истории государства и права, гражданского и арбитражного процесса. Если, как у нас, кафедры возглавляются известными и высокопрофессиональными юристами, а в их составе классные педагоги и учёные - система постоянно совершенствуется и ей «реформы сверху» не нужны.

Отличаются ли современные студенты от студентов Вашего поколения и если да, то чем?

Современные студенты отличаются от моих студенческих сверстников. И, как я считаю, весьма существенно. Сегодня они более прагматичны, самостоятельны, более грамотны, независимы, но, одновременно, менее профессионально ориентированы (даже на старших курсах) и менее заинтересованы в своей личной судьбе, что для меня особенно прискорбно. Я внушаю

238

Интервью с Владимиром Александровичем Азаровым

своим ученикам: «Безразличие к себе - “путь в никуда”. Надо любить себя, бережно относиться к своей личности и работать до самоотречения над собой. Тогда придёт успех».

Как, на Ваш взгляд, можно преодолеть традиции правового нигилизма, которые до сих пор характерны для менталитета многих россиян?

Это трудноразрешимая проблема. К сожалению, у россиян «на генетическом уровне» за столетия сформировалась установка на ожидание отношений патернализма с властью. Это порождает у большей части граждан стереотип «при чём здесь право, если власть должна решать все наши жизненные вопросы». С моей точки зрения, изменить ситуацию здесь можно лишь одним способом: совершенствуя «систему сдержек и противовесов» трех ветвей государственной власти. Сегодня исполнительная власть, по моим оценкам, гораздо сильнее законодательной и судебной «вместе взятых». Чиновник - от муниципального до высшего - решает любые вопросы. Зачастую - вопреки предписаниям закона, как бы «по совести» и «по справедливости».

Именно эти тенденции порождают правовой нигилизм. Пример строжайшего выполнения закона должна демонстрировать, прежде всего, центральная исполнительная власть. Тогда за ней вынуждены будут следовать региональная и муниципальная. Только такая схема, как я считаю, в состоянии «сдвинуть» нигилистическое отношение многих граждан нашего Отечества к праву.

Могли бы Вы сформулировать Ваше жизненное кредо, т. е. основной принцип, которому стараетесь следовать в жизни?

Моё кредо в жизни - самодостаточность. Она имеет большую гамму проявлений. Вот некоторые из них: «довольствуйся тем, что сам создал»; «успех в жизни не измеряется официальными наградами, должностями и званиями»; «относись с любовью и бережно ко всему, чего достиг своим трудом»; «душевное равновесие, комфорт и гармония - результаты твоей работы над собой»; «твоя сила в том, что ты снисходителен к тем, кто ревниво к тебе относится».

Чему Вы посвящаете свободное время? Ваши увлечения и хобби?

Почти всё свободное время занимает работа с аспирантами и соискателями (их у меня полтора десятка). Оставшееся время посвящаю семье, в первую очередь - любимой жене Ирочке (она у меня шейпинг-модель, умница и красавица, стараюсь её баловать, если университет повысит мне зарплату, куплю ей пятую шубу или ещё что-нибудь в ювелирном магазине). На даче плотничаю (имею полученную ещё в юности профессию столяра-плотника 4-го разряда), развожу махровые георгины, голландские лилии и китайские розы.

Что бы Вы посоветовали, с позиций своего жизненного опыта, молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, - сегодняшним студентам-юристам?

Преодолевать себя. Работать «до самоотречения». Трудиться над созданием из себя успешного, самодостаточного человека.

Если бы представилась такая возможность, то чтобы Вы хотели изменить в прожитой жизни?

Ничего. Полагаю, что живу так, как мне нравится. Именно это дает мне уверенность, чувство удовлетворения и душевного комфорта.

Что Вы выше всего цените в людях и что в человеке для Вас наиболее неприемлемо?

Мне очень повезло с учителями. В спорте моими «гуру» были заслуженный тренер РСФСР Виктор Николаевич Промин и заслуженный мастер спорта России Александр Ефимович Кан-дель. Они научили меня терпеть боль, усталость, физические страдания, преодолевать себя и побеждать. Мой учитель в науке и в жизни профессор Александр Александрович Чувилёв ценил в людях честность, открытость, обязательность и профессионализм. Разделяю оценки своих учителей.

Не приемлю: неискренность, снобизм, зависть и дилетантизм.

239

Гость редакции

Какими качествами в первую очередь должен обладать интеллигентный человек?

Интеллигентный человек, в моем понимании, - высокообразован, вряд ли категоричен в оценках, это высоконравственный, культурный, духовный и способный на самоиронию, адекватно воспринимающий юмор, деликатный субъект.

Верите ли Вы в судьбу?

Это сложный, скорее даже философский вопрос. Мой ответ Вам здесь, Елена Львовна, неоднозначен. Судьба человека, с моей точки зрения, определяется в первую очередь его пониманием своего предназначения в жизни, внутренними его установками, выстроенной им в своем сознании шкалой ценностей, наличием волевых, интеллектуальных качеств. Последние же -плоды собственных усилий по преодолению себя. Согласен с народной мудростью: «воспитай характер - получишь свою (понимай - “желанную тебе”) судьбу».

Считаете ли Вы, что у каждого человека должен быть сформулированный им смысл жизни, а если да, то в чем он для Вас?

Действительно, жизнь человека не может быть бессмысленной. Полагаю, что любой человек рожден для счастья. Я не исключение. Для меня счастье - в любви. К себе, своим близким, своим ученикам, результатам своего труда, творчества (в том числе научного).

О чем Вы в своей жизни больше всего сожалеете?

Если человек представляет собой личность, то он вместо сожалений выстраивает и реализует конкретные планы своей дальнейшей успешной жизни, в том числе учитывая уроки из предательства друзей и происков врагов.

Что Вам нравится в современной молодежи, а что - не очень?

В современной молодёжи мне нравится всё, пока её отдельные представители не попадают в число моих студентов, магистрантов или аспирантов. Тогда порой мне приходится удивляться и начинать работать над преодолением их инертности, равнодушия к себе, невоспитанности, инфантильности, в отдельных случаях лени или даже безграмотности.

Какие ценности в жизни являются для Вас основополагающими?

Не буду их перечислять, поскольку их иерархия и содержание очевидны из моих ответов на предыдущие вопросы.

Гостя расспрашивала главный редактор журнала Е.Л. Невзгодина

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.