Научная статья на тему 'Интервью с директором центральной городской деловой библиотеки г. Москвы Н. А. Забелиной'

Интервью с директором центральной городской деловой библиотеки г. Москвы Н. А. Забелиной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1601
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интервью с директором центральной городской деловой библиотеки г. Москвы Н. А. Забелиной»

ТЕМА НОМЕРА

Интервью с директором государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная городская деловая библиотека» Натальей Аветиковной Забелиной

В современном мире заметно изменяется роль книги. Вероятно, также меняется значение и роль библиотек. Что я имею в виду? Вот, например, в моей жизни и в жизни многих людей книга занимает огромное место. Мы все помним эти клише из детства: книга — источник знаний, книга — лучший подарок. Раньше, в доинфор-мационную эпоху, роль библиотек была понятна. Что на сегодня? Как влияет Интернет на книгу и на библиотеку? Каким образом все это соотносится с ролью библиотеки для человека?

— Наталья Аветиковна, мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о библиотечной отрасли в целом. Какое значение имеет библиотека для человека сегодня, в современном мире? И Интернет в данном случае — это консолидация сил или, может быть, антагонизм, который неразрешим?

— Стоит начать немного с истории. Библиотеки в разные времена развития человечества выполняли разную миссию. В начале библиотечного развития книг в нашем привычном понимании еще не было, все записи делались на пергаменте, на камне, на скалах и так далее. Это просто была запись какой-то информации, но люди хотели ее сохранить и потом в случае надобности к ней обратиться. Разве это не напоминает библиотечное хранение? С годами, с Гуттенберга появилось книгопечатание, стали издаваться книги. Приобрести книгу могли только люди очень состоятельные, то есть определенный слой общества. Как известно, те, кому принадлежало знание, книги, те управляли миром. Книга давала возможность управлять обществом, потому что благодаря книге, благодаря знаниям владеющие ими люди имели привилегированное положение над всеми остальными, кто этих знаний не имел, то есть здесь

Н.А. Забелина

книга была эксклюзивной, элитарной и принадлежала очень узкому кругу людей, верхней прослойке общества. Роль книги очень изменилась, к примеру, в России в послереволюционное время. После революции книга выполняла еще одну и исключительно важную роль: она стала служить широким массам, просветительство стало ее новой функцией. И роль библиотек в связи с этим тоже изменилась, они из коллекционных библиотек, если хотите, архивных библиотек, места, где собирались коллекции, превратились в публичное место.

— Место коммуникаций?

— Да, можно и так сказать, назвать это местом коммуникаций, куда уже могли приходить абсолютно все слои общества. Книга стала доступной, точнее, общедоступной. Можно отметить такую, я считаю, важную роль — библиотеки всегда были, есть и будут оплотом общества, то есть они всегда будут создавать ... вот хотела одну фразу сказать, но не буду.

— Скажите...

— Они будут создавать всегда стабильность и устойчивость в развитии общества. Это совершенно точно. Именно библиотеки, а не средства массовой информации, как сейчас нам пытаются сказать. Я абсолютно не согласна, что роль телевидения, прессы важнее в этом плане, чем такие академические учреждения, как библиотеки. Все равно телевидение и пресса — это вторичная информация. СМИ откуда-то черпают эту информацию. Вся информация первичная приходит именно в библиотеку в виде книги, в виде журнала, в виде газеты. А сейчас, в современном обществе, в виде какого-то электронного ресурса. Но, тем не менее, именно все эти коллекции собирают в библиотеке, а средства массовой информации являются как раз пользователями этой информации. За последние где-то 20 лет и, может быть, за последние 10 лет наиболее активно вошли в нашу жизнь новые средства информации, я имею в виду Интернет. Очень много полемики и в России и за рубежом на эту тему, более того, даже есть такие предположения, не заменит ли Интернет вообще библиотеки, потому как сегодня все можно найти в Интернете. Тогда, собственно, к чему сводится роль библиотек? Для меня, как для библиотекаря с достаточно солидным стажем, странно это слышать. Все мы помним замечательный фильм «Москва слезам не верит», где герой утверждал, что через 20 лет будет вообще одно сплошное телевидение, и оно заменит все. Однако люди ходят в театры, на выставки, посещают музеи, и весьма активно. То же самое и с библиотеками, просто многие не понимают, что книга помимо того, что она, безусловно, является источником информации, с этим сложно спорить, еще и памятник культуры. Вот в этом статусе Интернет никогда с нею не сравнится! Более того, сейчас говорят, что меньше стали читать книг, больше пользоваться Интернетом. Знаете, у меня нет таких данных, что стали меньше читать, а по нашей библиотеке незаметно, что стали меньше читать.

— То есть вы хотите сказать, что нет никакой динамики на убывание? И не было ее?

— Вы знаете, я какой-то агрессивной динамики, даже другого слова здесь не могу подобрать, более точного, как мне кажется, не вижу, объясню почему. За последние два года я веду своеобразные наблюдения, в местах наибольшего скопления людей — транспорт, особенно в метро, пляжи и так далее. Мне интересно, люди, когда они не заняты работой, на отдыхе, в дороге, чем они заняты в этих местах? Люди ЧИТАЮТ — это факт. Когда есть возможность, я все это фотографирую, и потом эти фотографии стараюсь показать людям. И на фотографиях это совершенно очевидно.

— Человек с книгой у вас на фотографии?

— Да. Я не отрицаю, что есть люди, которые читают с помощью ри-дера, есть такие, безусловно. Ну, кто бы спорил! Но в основном все-таки в руках книга либо журнал. Очень многие читают журналы. Иностранцы почему-то чаще читают журналы, они какие-то толстые журналы просматривают. А россияне в основном — книги. Да, конечно, может быть, это не какая-то там серьезная литература, глубокая, философская. В основном это, может быть, какие-то романчики, детективы, карманного формата книжечки. Сказать, что люди не читают, и все глубоко погружены только в Интернет, — это неправильная информация, она под собой просто не имеет никаких оснований. Более того, говорить о том, заменит ли Интернет книгу, вряд ли можно. Это странная какая-то постановка вопроса.

— Давайте мы все-таки разберемся в этой ситуации.

— Что такое Интернет? Это современное средство связи, которое позволяет быстро, оперативно получить какую-то фактическую информацию. Он и создавался для этих целей. Он не создавался для образовательных целей, у него не было никогда раньше такой задачи. Если вам нужно быстро что-то купить в интернет-магазине, да, это очень удобно. Если вы, как водитель, а для меня это вообще больной вопрос, хотите понять, что в Москве происходит с пробками, то вы быстренько вошли в Интернет, посмотрели, убедились, куда лучше не ехать. Интернет особенно удобен, если брать такую информацию первичную, статистическую какую-то, для задач, решение которых нужно сегодня, сейчас или в ближайшие день-два. Безусловно, конкурировать с Интернетом библиотека никогда не будет, у нее совершенно другие задачи. Все-таки библиотека, прежде всего, — это сбор коллекций, уникальных изданий, это ее главная задача. Помимо этого библиотека несет просветительские функции, она должна заниматься просвещением. Раньше было такое слово очень хорошее, оно мне очень нравилось, а сейчас почему то от него отошли — библиотека всегда занималась руководством чтением. То есть она должна рекомендовать, дальше, конечно, читатель решит, что нужно ему из того, о чем он услышал, почитать, привлекло ли его то, о чем библиотекарь ему расска-

зал. Это совсем другая история, но совет был дан — в этом важная роль библиотеки. Интернет таких функций не выполняет. Опасно, что сегодня в Интернете выкладывают полнотекстовые издания. Начнем с того, что Гражданский кодекс, точнее, его четвертую часть, никто не отменял. Значит, это уже незаконные действия. Значит, если люди на это идут, это их ответственность, и это уже компетенция других органов, которые, наверное, должны с этой ситуацией как-то разбираться. В Интернете много чего несанкционированного, если «погулять» по Интернету, то там вообще надо закрыть половину сайтов. Библиотеки в этом плане — законопослушные учреждения, я это подчеркиваю. Приобретая электронный ресурс, мы приобретаем только лицензионные диски, мы не позволяем себе купить где-то что-то, непонятно «где» и непонятно «что», для нас это принципиальный вопрос. Более того, мы здесь оказались в катастрофически проигрышной ситуации.

— Почему?

— Потому что, приобретая лицензионные диски, мы обязаны иметь разрешение автора на выдачу этого диска читателю, но, с точки зрения здравого смысла, вы же понимаете, это абсолютно нереально, мы не можем оббегать всех авторов и заключить с ними договоры, получить разрешение. Совершенно не обязывает это делать Интернет. Конечно, эта проблема во всем мире решена, а в России — нет. Вот это, конечно, непонятно. Почему это распространяется на библиотеки, которые не преследуют коммерческих целей, мы ничего не тиражируем, не занимаемся продажей этих источников. Допустим, книгу в бумажном варианте я могу выдать, это не считается нарушением, а диск того же автора в электронном виде того же учебника я не могу выдать.

— Это несовершенства законодательства?

— Да.

— Непонимание институциональной роли библиотеки?

— Конечно! Это парадокс какой-то. Поймите, либо совсем тогда ничего не выдаем и закрываем библиотеки, либо как-то надо эту проблему решать. Мы с ней обращались, выходили в разные инстанции, в Государственную Думу, например, но как-то пока проблема не решена.

— Наталья Аветиковна, давайте спустимся с этих высот именно к вашей библиотеке. Ваша библиотека городская, деловая. Что это означает? Кто читатель вашей библиотеки? Может быть, стоит посмотреть динамику развития? Кто был, кто сейчас, что сюда людей привлекает, какие они решают здесь свои задачи?

— Знаете, мы создавались довольно необычным образом. Изначально родоначальником идеи создать в России деловую библиотеку был американец Тери Истон, вот портрет его у меня стоит. Очень состоятельный человек, руководитель фонда в Америке «XXII век», это еще в ХХ веке фонд так назывался. Вот они, придя в Россию в начале 90-х годов, активно помогали

в гуманитарном плане. И они вдруг задались вопросом, а где у вас центр, который будет помогать развитию вашего малого и среднего бизнеса? А никаких таких деловых центров тогда еще не было. У этого фонда родилась идея — открыть в Москве деловую библиотеку. Цель была именно такая — создать библиотеку, которая будет работать в помощь малому и среднему бизнесу. Она должна быть такая узконаправленная — только для бизнесменов. Вначале, собственно, так и было. В 1991 году здесь был аншлаг, к нам приходили все: кто-то сосисочную хочет открыть, кто-то парикмахерскую. Просили: помогите бизнес-план составить и многое другое. Мы еще сами не очень, честно говоря, это все понимали, как это все сделать.

— В 1991 году?

— Да, в 1991 году.

— То есть вы создавались даже раньше, чем Володя Яковлев открыл свой «Коммерсант»?

— Конечно. Именно в 1991 году мы начали активно развиваться. Что нам предложили американцы? Они нам привезли полностью все оборудование. Для библиотек в те годы получить компьютер — это, наверное, как сейчас метеорит упал, и все в шоке. Это было примерно то же самое.

— Чем же вы их так обаяли, что они вас выбрали?

— Не знаю, наверное, это лучше у них спросить. Они нас не сразу выбрали, они объездили очень много библиотек. Но на нашей библиотеке остановились, то есть они сначала решили поездить, посмотреть, пообщаться, но потом почему-то снова приехали к нам и здесь остались.

— А библиотека к тому моменту уже существовала?

— Да, конечно. До этого была библиотека имени Александра Александрович Фадеева, мемориальная библиотека с кабинетом Фадеева и, так сказать, личные вещи, фонд Фадеевский здесь был, и мы очень плотно, хорошо общались с потомками Фадеева, еще тогда была жива Ангелина Иосифовна Степанова — его супруга. У нас была такая чисто гуманитарная миссия, исключительно литературной, отчасти и музейной, направленности. Мы сделали очень резкий скачок: из сугубо литературной традиционной библиотеки прыгнули в деловую библиотеку передовых технологий.

— Американцы профинансировали библиотеку, ее развитие?

— Конечно, все за их деньги было куплено, у нас вообще средств таких и близко не было. Нас полностью компьютеризировали, привезли факсы, ксероксы, кабельное телевидение свое у нас было. До того, когда вышел закон об отмене кабельного телевидения, оно много лет работало здесь, вот там — на семнадцатом этаже. Когда мы все это увидели, то мы вообще не знали, что со всем этим делать, по сути, никто ничего не умел. Здесь работали в основном такие потомственные библиотекари с определенным складом литературного ума, с определенными взглядами на процессы гуманитарные, и вдруг здесь полностью все меняется...

— Их пришлось уволить?

— Нет, вы знаете, мы не уволили ни одного человека. Я не сторонник увольнений, я считаю, что с каждым человеком можно договориться, каждого человека можно привлечь на свою сторону, убедить и заинтересовать, просто к каждому нужны какие-то свои подходы. У нас здесь люди работают по 20 и более лет, а уходят либо на пенсию, либо в декрет, изредка уезжают куда-нибудь. У нас в коллективе мужчины по многу лет работают, почти половина из них — бывшие военные. Дело в том, что, получив вот это благо, мы все поняли, что мы совершенно не готовы к этому благу, мы не знаем ни как этим пользоваться, ни зачем это нам. Вы не представляете, сколько критики я выслушала в свой адрес: что это за библиотека, зачем нам нужна такая библиотека, какие такие компьютеры вообще могут быть в библиотеке, в библиотеках это вообще не должно быть никогда и ни за что... Но я человек довольно жесткий, меня в сторону не свернешь, если я что-то решила, я все равно к этой цели дойду, чего бы мне это ни стоило. Значит, мы медленно, но верно, не обращая внимания на отголоски критики некоторых наших коллег, обучались, погружались во всю эту историю. Прошло чуть больше полугода, мы все спокойненько освоили компьютеры, начали работать и факсы, и ксероксы, и кабельное телевидение.

— А как о вас узнавали люди? Как сюда приходили?

— Мы создали действительно уникальное учреждение. На тот момент не было ничего подобного в России. И нам, конечно, в этом продвижении очень помогли средства массовой информации. Телевидение у нас тут просто «жило». Если какой-то день не приедут с телевидения, мы уж думали, что-то случилось, что ж такое, не приехал-то никто. День и ночь в новостях, там и сям. Бизнесмены в Москве, пожалуйста, приходите, все получите, развивайтесь. Мы изменили штатное расписание библиотеки, у нас появились такие отделы, которые совершенно не свойственны деятельности библиотеки: отдел маркетинга, отдел фандрайзинга. И это все наполнялось ресурсами, безусловно. А самое главное — стали приходить другие кадры: маркетологи, аналитики, не просто библиотекари.

— Иными словами, приходили специалисты, обслуживающие именно эту аудиторию?

— Конечно. Мы не стали ломать библиотекарей до такой степени, чтобы они занялись несвойственными им функциями.

— Откуда маркетологи в 90-е годы?

— Ну что вы, еще какие были, у меня вот до сих пор Светлана Владимировна работает, уже лет 17—18. Если сравнивать с современным маркетологом, тогда, конечно, подходы были другие совершенно, инструментарий просто был другой. Однако на тот момент, когда люди хотели заняться бизнесом и вообще не понимали, как это сделать, для них это было громадное подспорье, что там говорить.

— Услуги были платные?

— Нет, мы никогда не оказывали и по сей день не оказываем никаких платных услуг, потому что мы из районной библиотеки перешли в разряд городской, стали пятой городской библиотекой, благодаря нашему бывшему мэру Юрию Михайловичу Лужкову. Нас передали в комитет по культуре города Москвы, и мы являемся городской бюджетной организацией. У нас, конечно, были спонсоры, мы получали много грантов, мы писали проекты в такие известные фонды, как Шведский королевский фонд, Фонд Нидерландов, Фонд Сороса, Евразия и много других. Понимая, что у нас какие-то новые идеи, нас очень активно поддерживали. Нам выделялись довольно-таки приличные деньги. Поэтому мы развивались на внебюджетные, как сейчас это модно говорить, средства. Для наших читателей все было бесплатно. И сейчас остается бесплатным.

— Помнится, разнообразная работа была с фондами?

— Да, закрутилась такая вообще совершенно сумасшедшая машина, потому что поток был просто нескончаемый. Вот, к примеру, мы попали в одну такую интересную американскую программу агропромышленную, и сюда приходили теплоходы, тоннами привозили семена американские и инвентарь. А мы молодым начинающим фермерам раздавали здесь бесплатно эти семена и инвентарь, даже были такие забавные статьи типа «Деловая библиотека осеменила всю Россию». Формально, наверное, это так и было, потому что действительно фермеры мешками и машинами все это увозили. Мы как-то вдруг ввязались в эту программу, молодые, наверное, были, задорные, не очень осознавали, чем это все может закончиться. Когда увидели здесь вереницы автомобилей с лопатами, граблями и всем прочим, то поняли, что поступили в какой-то степени опрометчиво, потому что уходила на это масса времени и сил. Зато люди благодарили, потом писали письма, приглашали, привозили какие-то огурцы, помидоры, выращенные на этих полях, значит, это пошло на благо, наверное, это самое главное.

Еще у нас был очень интересный проект, он назывался «За мир на Кавказе!». Мы делали такую международную экспедицию, у меня есть фотографии, могу показать. Времена были лихие, шла война в Чечне, и нам не хотелось стоять в стороне и наблюдать за бедой. Мы собрали экспедицию из лучших парашютистов мира, нашли спонсоров, закупили самолет. Оплачивал один банк, сейчас его уже нет. Полетели туда, чтобы совершить прыжки с вершины Эльбруса и привлечь мировую общественность к этой проблеме, чтобы в конце концов люди начали как-то мирно договариваться, а не стрелять друг в друга. Слава богу, совершили все это, прыгнули, отсняли фильм. Это имело широкий резонанс. Потом телевидение этот фильм показывало, и мы тоже получали массу каких-то звонков, писем: «Это что, библиотека? А куда вы прыгали? А как вообще вы прыгали: с книжками или без?» Вопросы были о том, зачем нам все это надо, это не

работа библиотеки, библиотека должна проводить конференции, вечера. Я это могу объяснить только таким образом: поскольку ключевое слово в названии нашей библиотеки «деловая», то и все было акцентировано именно на это слово, вся работа. И основным нашим читателем на тот момент был представитель бизнеса. Неважно какого — малого, среднего. Олигархи к нам, конечно, не приходили, у них своя жизнь кипела, в основном, малый и средний бизнес приходил. Библиотекой пользовались очень активно, ведь у многих даже кабинета не было своего, и они могли здесь и ксероксом воспользоваться, и почту отправить. По сути, это еще был как бы личный кабинет людей, которые пытались как-то наладить свой бизнес. В общем, такая бурная жизнь кипела примерно где-то до 2003 или 2004 года.

— А потом фонды начали сворачивать свою работу?

— Да, фонды достаточно активно свернули свою работу, мы поняли, что надо тактику свою менять, и мы стали более открытыми, мы стали уже ориентированы не только на предпринимательский класс, но прежде всего на молодежь, во многих вузах появились экономические факультеты. Кто-то же должен их насыщать информацией? Тогда Интернет не был так популярен, в 90-х в основном источником была книга, журнал. У нас и сейчас достаточно высокая посещаемость, а тогда, чтобы попасть в библиотеку, люди стояли в очередях.

— А что такое высокая посещаемость, это в каких цифрах выражается?

— Количество людей, посещающих библиотеку, раньше доходило до 600—800 в день! Это было что-то немыслимое, даже на ксерокс стояли колоссальные очереди. Мы были рады этому ксероксу, потому что перестали хоть книги портить, энциклопедии. Перестали ходить с бритвой и быстренько нужное вырезать. Журнал, книга в одном экземпляре, один срезал, другому нет уже больше возможности получить эту информацию. Мы работали до 8 часов вечера каждый день, все субботы, воскресенья, они и сейчас у нас рабочие, но сейчас это просто, а тогда утром открыли — очередь, вечером с трудом закрыли. Было очень много людей. Уже в основном пошла молодежь, студенчество, молодые ученые, аспиранты. Материала у нас много было, журналы выписывали активно, книг закупали много, мы по своей теме — экономика, финансы, право — покупали практически все, что выходило в России. В других крупных библиотеках этого можно было не найти, а у нас было.

— Это же бюджетные деньги? На комплектование вам хватало?

— Да, и бюджетные деньги давались, но очень многое покупали и вне бюджета, конечно. Если мы понимали, что вышли тиражи, на которые у нас сейчас нет денег, значит, находили людей, которые были заинтересованы и спонсировали приобретение новых книг.

— Я сейчас, может быть, уйду чуть в сторону, но мне хочется узнать, а между библиотеками существует какое-то соревнование по поводу «моя комплектация и твоя комплектация», что у меня есть, что у тебя есть?

— Вы знаете, нет, такого соревнования нет, потому что Москва — это вообще уникальный мегаполис, здесь невозможно соревноваться, районы разные и контингент людей, проживающих в этих районах, тоже очень разный, где-то есть промышленные районы, где-то есть районы интеллектуальные. Там, где много сосредоточено высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совершенно другая аудитория, спрос у них совершенно другой, литература им нужна совершенно другая. А если имеете в виду нас, то, что комплектовали мы, в Москве не комплектовала ни одна библиотека. Я вам совершенно авторитетно могу это сказать.

— По объему, по количеству?

— Скорее, по «репертуару». Все, что по нашей тематике выходило, я еще раз это повторю, мы покупали, это мало кто себе мог позволить. Очень мало библиотек, которые вообще могли себе позволить, так сказать, такой большой «репертуар» именно названий, не экземпляров. Когда купили, например, одного Пушкина 50 экземпляров и говорят, что вот у меня фонд большой, а по сути-то — один Пушкин. А у нас по названиям, по одной тематике есть очень большой выбор. Мы очень плотно работали с вузами и комплектовались согласно их учебным планам, то есть не просто покупали, потому что захотели, конечно, нет. Работает справочно-библи-ографический отдел, спрос изучается, имеется картотека отказов и картотека читательского спроса. Каждый год мы старались и сейчас до сих пор берем вузовские программы, чтобы понять, что сегодня в вузах происходит, какую литературу там рекомендуют студентам.

— Получается, что и в библиотеке многое определяют кадры?

— Как говорил Сталин: «Кадры решают все». Эта фраза на века, она не избитая, она просто констатирующая, потому что это абсолютно точно. Можно насытить какими угодно книгами, можно поставить сверхсовременное оборудование и технологии — это не проблема на самом деле, но кто всем этим будет управлять? Кто будет в конечном итоге определять действенность этого ресурса?

— Вы сейчас получаете кадры, адекватные вашим требованиям? Кто выпускает библиотекарей, есть ли тут какие-то проблемы?

— Скажу вам такую вещь, не знаю, обижу я вузы или нет, но дело в том, что, к сожалению, с приходом рыночной экономики вузы очень быстро перестроились в эту струю. Они стали тоже выпускать специалистов, которые востребованы на рынке. Такого классического библиотекаря, для которого на первом месте читатель, он — главный в стенах библиотеки, не мы. Мы у читателя на службе состоим. Но не наоборот. Если человек этого не понимает, то ему не надо работать в библиотеке, в нашей библиотеке точно не надо работать. Здесь работают люди, которые понимают, что здесь главный человек, король этого государства — читатель. Он переступил порог, и библиотекарь должен сделать все, чтобы он сюда вернулся еще и еще раз.

— Но вы получаете такого готового специалиста? Или, по сути дела, вы здесь их поднимаете до своих требований?

— У меня такого готового нет ни одного. В основном ищешь на стороне и не всегда с профильным образованием, у меня примерно процентов 50 сотрудников не имеют библиотечного образования, есть педагоги, а есть даже инженер, военные, подполковник милиции, да кто хотите. Люди совершенно разного профиля.

— То есть они, по сути дела, здесь осваивают специальность?

— Да, конечно. Они просто получают здесь вторую специальность, вторую профессию.

— И самое главное для них, как вы сказали, — это клиентоориентиро-ванность?

— Прежде всего. Кто сюда приходит работать, должны быть готовы работать с людьми. Люди, как вы понимаете, приходят разные, мы же здесь не ведем элитный отбор. Но, тем не менее, они наши читатели, и надо учиться контактировать.

— Скажите, пожалуйста, а городская библиотека — это особая сеть? Сколько в Москве библиотек?

— В Москве 480 библиотек сейчас.

— И какие из них в вашей сети?

— Наша сеть состоит из пяти городских библиотек.

— Это взаимозаменяемость?

— В том числе. Это и взаимозаменяемость, взаимопомощь, но я бы даже сказала: не взаимозаменяемость, а взаимодополняемость. Мы в чем-то дополняем друг друга, но при этом каждый ведет свое направление. Вот есть Центральная юношеская библиотека — она занимается этим направлением, есть просто Центральная городская библиотека, она занимается разными направлениями, есть детская библиотека, она занимается только детьми, есть вот деловая библиотека, она занимается технологиями.

— Это вы? Вы головное предприятие в своем направлении?

— Да, в области компьютерных технологий — это такой полигон, если хотите.

— Вы как головное предприятие с точки зрения инноваций? Что такое инновация в библиотеке?

— Вы знаете, много появилось современных, красивых, звучных слов, и все пытаются как-то за них зацепиться, не всегда даже понимая суть. Что есть инновации? Да, мы внедряем новые методики, новые подходы, технологии. Это инновации? Наверно. Есть русское слово «новизна», что-то новое, интересное в работе, вот мне оно как-то ближе. Время многое меняет, работа других библиотек тоже перестраивается, сегодня невозможно представить себе библиотеку, у которой нет хотя бы маленького интернет-класса. Каждая библиотека хочет иметь свое представительство в интернет-сети, все создают сайты. Появились новые подходы к проведению

мероприятий. Раньше все сводилось к чему? Какие-то литературные вечера, научно-практические конференции, в общем, круг был понятен, он состоял из 5—6 позиций, и, собственно, на этом все. Сейчас мы много проводим того, что даже лет пять—семь назад вряд ли бы рискнули делать. Мы провели первую среди библиотек такую мощную акцию — флеш-моб «Запишись в библиотеку».

— Это совместно с другими библиотеками?

— Нет, мы одни были, совместно с парком «Сокольники», они нам предоставили пространство, а мы привезли книги, наши ретро-формуляры, чтобы это запомнилось, и проводили очень интересно.

— Это такие картоночки были?

— Да, душу грели нам эти картоночки. Во время акции мы работали часа два, а записалось человек 300 сразу. Книги и диски, которые мы привезли, разобрали все. Нам издательства для этой акции подарили книги, разные были книги по тематике, не осталось вообще ни одной книги, все разобрали. Люди, во-первых, не верили, что это бесплатно, каждый второй нам задавал вопрос: «А куда потом сдавать?» Мы говорим: «Мы вам дарим». Изумление на лице. Никто не сказал: «Да зачем мне эта книга?» Все брали с радостью и благодарностью.

— Меня очень заинтересовала ваша книга «Российские библиотекари», ведь Вы, наверное, первый человек, который обратил внимание общественности на библиотекаря. Действительно, я раньше не видела таких работ, с акцентом на этой профессии.

— Я согласна с вами, мы много говорим о выдающихся ученых, литераторах, художниках. Я ни в коей мере не умаляю их достоинства. Безусловно, все это достойные люди, заслуживающие и уважения и почитания. Но почему-то никто и никогда не вспоминает про профессию библиотекаря. Хотя у каждого детство проходит со словом, с книгой. И большинство людей ходит в библиотеку. Мало у кого раньше дома были свои роскошные библиотеки, которые удовлетворили бы полностью всех членов семьи. Шли сами в библиотеку и первый раз вели туда ребенка. Это, прежде всего, был дом культуры, памятник культуры. Туда вели не просто за книжкой. Туда шли как в храм, который давал знания. Отношение было совершенно другое к этому, и человек, который вас принимает, это же очень важно, библиотекарь — это очень важный человек в жизни каждого из нас. Ребенка приняли радостно, с улыбкой, ему дали именно правильную литературу, хорошую, которая несет добро, которая несет уважение друг к другу. И он понесет это дальше. Мы сейчас все это катастрофически теряем. Мы теряем элементарные вещи, мы перестали уважать друг друга. Сейчас в приоритете «я» — личность. Все остальное — потом. Это вообще очень опасная тенденция. Вот тогда этого не было. И роль библиотекаря была велика, потому что он был помощник, он общался, он рассказывал, он делал правильные акценты в тех или иных книгах. Он был руководите-

лем нашего чтения. Это абсолютно точно. И то, что мы с годами это утрачиваем, плохо, потому что библиотека для того и существует, чтобы сеять добро, дать знания человеку, дать просвещение, чтобы он понимал, что он в этом мире не один. Конечно, можно себя образовывать до бесконечности, но образование еще не есть культура. И сегодня этой культуры обществу катастрофически не хватает. Поэтому мне просто хотелось в какой-то степени, если хотите, увековечить скромный труд этих людей. Среди них много подвижников и людей просто интересных, преданных делу. Там есть люди, которые в годы Великой Отечественной войны спасали Библиотеку имени Ленина. Сами мерзли, а топили только в запасниках, чтобы книги сохранить. Как можно о таких людях не написать?!

— И вы их всех знаете?

— Не всех лично, но знаю многих. Я уже 40 лет работаю в библиотечном деле. Многих из них знаю очень хорошо, это очень достойные люди, которые достойно несли культуру, и до сих пор многие работают. Конечно, многие уже и на пенсии. Они достойны этого, чтобы о них написали. Вот поэтому у меня родилась такая идея. Издала эту книгу на свои деньги. Хотелось, чтобы она была тоже достойной — на хорошей бумаге, в красивом переплете. Если вы обратили внимание, она прошита, это книжка на века, это не склеенные странички, два раза перевернул — все разлетелось. Мне очень хотелось, чтобы она была вот так искусственно состарена, чтобы отразилось время.

— А вы думаете об имидже библиотеки? И каково будущее?

— Имидж библиотеки делают люди, это совершенно точно. Но и здание, и оформление, и наполнение, безусловно, играют свою роль. Человек, придя в библиотеку, изначально должен понять, что пришел в учреждение культуры. Имидж, конечно, надо создавать. Мы очень много работаем со средствами массовой информации. Мы понимаем прекрасно, что более мощного ресурса, чем средства массовой информации, в этом вопросе себе даже представить сложно. Однажды у нас была такая акция 1 сентября, в День знаний, тоже в «Сокольниках». Мы наняли коня с кучером. Кучер из XIX века, шикарный конь и карета. Мы сели в эту карету. Тоже есть по этому поводу фотографии. Поехали по парку «Сокольники» с шарами, на которых было написано: «Деловая библиотека». В «Сокольниках» было много народу. И мы подъезжали к группам людей и вели беседу. Люди почему-то все время думали, что мы им хотим что-то предложить, что-то продать или купить. И были крайне удивлены, что мы из библиотеки. А студенты говорили: «А что, разве у нас еще есть библиотеки? Разве вас не закрыли?» Вот так говорила молодежь на улицах, что нас очень огорчило. Мы с ребятами в парке обсуждали будущее книги. Подавляющее большинство голосовало за книгу. Да, конечно, Интернет — это прикольно, переписываться, пообщаться, какую-то информацию скачать. Но никогда художественную литературу мы все не будем читать посредством Интерне-

та. Мы любим держать книжечку в руках, мы любим ее запах. Один мальчик сказал: «Она живая». Вот это ее принципиально отличает от ридера. Книга — она живая. И только один мальчик просто в состоянии полного какого-то авангардизма подпрыгивал и говорил: «Вот у меня телефон, я читаю Шекспира». На что я говорю: «Хорошо, давай проведем эксперимент. Прочитал?» — «Прочитал». — «Теперь дай мне, пожалуйста, свой телефон, расскажи, что ты здесь прочитал, о чем». — «Ну, вот там чего-то кто-то...» Я говорю: «Понимаешь, неудобно тебе. Ну что такое экран на телефоне?» Как утверждают психологи: текст, который читается посредством компьютера, неважно, ридер или еще что-то, усваивается только на 65%. Нет полного усвоения этого текста. Книга рождает воображение. Вот почему ребенку надо читать, он же познает мир. Что он может там через ридер познать, я вас умоляю. У него идет познание через иллюстрации, картинку.

— Скажите, пожалуйста, вы называли цифры: от 600 до 800 посетителей ежедневно у вас бывало раньше. А сейчас сколько?

— Значительно меньше, конечно, но тоже очень прилично — 200 — 300 человек в день.

— Как выстраиваются отношения с властью? С муниципальными органами? Есть ли какая-то поддержка?

— Я всегда с властью дружила, у нас всегда хорошие выстраивались отношения, потому что мы их все время привлекаем к нашей работе. Мы им вообще покоя-то не даем, много хороших проектов и идей. Находим понимание и с городскими властями, и в округе. Мы очень плотно работаем с Московской городской Думой. Там у нас Герасимов Евгений Владимирович курирует культуру, и ему все это близко и понятно. А потом я являюсь депутатом Муниципального собрания Алексеевское нашего Северо-Восточного административного округа.

Интервью провела О. Зубкова

Литература

1. Российские библиотекари. Москва / Сост. Н.А. Забелина. — М.: Альфа-М,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009. — 352 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.