Часть рекомендаций открывается разделом «оценок» 5.2.1, с пунктами 1-3, в которых утверждается необходимость механизмов правового возмещения ущерба в разных отношениях, который может быть нанесен людям в связи с деятельностью ИИ.
Так, оценка п. 3 требует достаточного этического основания текущего регулирования, чтобы предоставить правовые рамки, которые бы соответствовали темпам технологического развития.
Затем идет раздел 5.2.2, и пунктами 4-11 с рекомендациями по различным модусам «развития», который открывается предложением создать рамки для повышения экспликабельности тех систем ИИ, которые принимают социально значимые решения.
Потом, в части 5.2.3, с пунктами 12-17, рассматривается «инсентифизация» (Incentivisation), которая в финансовом отношении понимается на уровне ЕС в виде развития и использования ИИ технологий, которые социально предпочтительны и дружественны, благоприятны окружающей среде.
Наконец, раздел 5.2.4, «Поддержка», с пунктами 18-20 анализирует, в том числе, разработку саморегулирующегося кодекса поведения для профессий, связанных с ИИ, имеющих специфические этические обязательства.
Г.В. Хлебников
2019.02.002. СОКОЛОВА М.Е. ИНТЕРВЬЮ С БИБЛИОГРАФОМ, ФИЛОСОФОМ И КОГНИТОЛОГОМ АЛЕКСАНДРОЙ ВЕНКО-ВОЙ КУМАНОВОЙ1.
Ключевые слова: Куманова А.В.; интервью; библиография; библиотека; информация.
Пожалуйста, расскажите немного о вашей работе над изданием «Умберто Эко в България. Биобиблиография» (състав.: А. Куманова (предговор), М. Найдова. - София: За буквите -О писменехъ, 2017), об истории этого издания.
- Это очень интересная работа на грани библиографии, литературоведения, семиотики и философии - первая попытка со-
1 А.В. Куманова - доктор педагогических наук, профессор университета библиотековедения и информационных технологий (София, Болгария).
брать все, что издано в Болгарии из трудов У. Эко и литературы о нем.
Во время работы над книгой первичные материалы - библиографические записи текущей национальной библиографии Болгарии - были уточнены и в ряде случаев дополнены. Были раскрыты особенности жанровых характеристик работ У. Эко, уточнены персоналии, приведены сведения об оригинальных заглавиях его трудов. При работе над указателем, нами - мною и моей дипломантки Мариэттой Найдовой - была использована библиографическая методика, текстологически учитывающая семантику творчества Эко, для которого главным было стремление к интерпретации многомерности реальности и сознания. В стилистике работ Эко это выражалось в ризоматических многоуровневых построениях - одновременно понятийных (рациональных), и образных (художественных) формах.
Удалось ли Вам отразить в издании эту особенность творчества Эко?
Именно она, эта особенность работ маэстро побудила нас к отказу от одномерного аннотирования данного творчества. Ведь такое аннотирование заключало бы его произведения в рамках одномерных субъективных (наших) интерпретаций, что глубоко сужало бы и искажало бы их объективный - многомерный и многоуровневый - смысл. Между тем, чтобы отразить такую творческую многомерность требуется скорее разработка специальной формы индикативного коллективного реферата для вторично-документальных целей ради трактовки уникальных произведений Эко.
Поскольку зачастую в разных изданиях одного и того же произведения У. Эко и самим писателем, и его переводчиками вносились уточнения, мы сделали самостоятельное описание каждого такого издания (с перекрещивающимися ссылками).
В итоге один из рецензентов отметил, что уровень нашей биобиблиографии ставит ее в один ряд с крупнейшими вторично-документальными работами об У. Эко проф. Питера Бонданеллы -издание Кембриджского университета и Джеймса Контурси - издание в Миннеаполисе, создавая тем самым тривиум публикаций. Любопытно к тому же, что наша эковиана претерпела три издания в 2017 г.
Как идеи Умберто Эко повлияли на ваше собственное научное творчество?
Идеи постнеклассической парадигмальности У. Эко о ризо-матических связях между явлениями различного уровня «свертывания» информации (на уровне фактов, документов, метасистем, философских картин связей между вещами) вообще оказали огромное влияние на гуманитарное мышление, начиная с последней четверти ХХ в. и продолжают оказывать его и в ХХ1 в. Своим творчеством Эко вывел эту поистине интердисциплинарную проблематику из замкнутых лабораторий структурализма и сделал их достоянием широкого общественного сознания. Это уникальный творческий акт гражданского просветительства планетарного масштаба, последствия которого мы будем осознавать еще долго.
Меня всегда очень глубоко интересовало творчество Эко. Теоретическое ризоматическо-системное выстраивание ускользающих от обыденного взгляда на вещи связей между явлениями, доведенное Жилем Делезом и Феликсом Гваттари до постулатов, завораживает в том практическом воплощении, которое дал У. Эко. Он отслеживал это в интерактивных образных и рациональных моделях. Его ризоматические модели имеют яркую гуманитарную направленность и интерактивную структуру, являясь открытыми для различных - в том числе и противоположных -точек зрения. Плюрализм У. Эко семиосферичен. Он имеет значение для планетарного мышления, которое через его идеи внедряется в общественное сознание.
На вашу концепцию универсального развития библиографии большое влияние оказали понятия ноосферы (Вернадский) и ризомы (Эко). Как вы считаете, можно ли назвать ее гуманистичной?
Развиваемое мною системно-структурное компаративистич-ное направление в библиографии, понимаемой как ноосферное вторично-документальное явление, называется гуманитарной библиографией.
Это направление: а) универсально по подходу и б) укоренено в генезисе форм мировой (международной) универсальной библиографии, начиная с III в. до н.э. (Каллимах Александрийский) вплоть до текущих международных библиографических указателей ХХ-ХХ1 вв., создаваемых информационной индустрией.
Гуманизм изначально присущ библиографии. Она онтологически гуманитарна (даже если в содержательном аспекте относится к естественным наукам и технике).
Является ли гуманизм по прежнему важной ценностью в современном информационном обществе?
Да, я уверена, что гуманизм является ценностью и современного информационного общества (например, в полифонизме мирового универсального вторично-документального моделировании ни один из существующих на сегодняшний день девятнадцати таких указателей, выходящих на трех континентах земного шара (Европы, Азии, Америки) не может претендовать на исключительность. Все они, взятые как единая система, представляют планетарный костяк информации, позиционирующие прочие библиографические формы - национальные, региональные, краеведческие и так далее. Гуманизм является ценностью и будущего общества знаний, к которому повернуты умы и сердца архитекторов планетарного мышления и древности, и современности (например: миф об Ариадне, отдавшей Тесею КЛУБОК - это ноосфера в представлении древности! - серебряной нити; ПСИХОЦИВИЛИЗАЦИЯ Станислава Лема, ИНФОСФЕРА Руджеро Гиляревского, БИБ-ЛИОСФЕРА Аркадия Соколова).
Какие темы и публикации были для Вас важными в научном отношении в последние годы? Расскажите немного о направлениях вашей научной работы.
Мне интересен интерактивный полифонизм взглядов и любое открытое доброжелательное отношение к его проявлениям. Такие подходы направлены на выработку современной многомерной философско-информационной картины мира. Здесь следует особо выделить труды Юрия Лотмана, Томаса Себеока, Умберто Эко и порождаемые им школы.
На почве сравнительного изучения их трудов мною было проведено систематическое углубленное прочтение трех концепций истории библиографии - Георга Шнейдера, Луиз-Ноэль Мальклес, Константина Симона и двух концепций историков библиографии второй степени - Арчи Тейлора и Ирины Гудовщико-вой. Именно об этом я прочитала открытую лекцию 19 декабря 2018 г. в рамках торжественного отмечания 100-летия Санкт-Петербургского института культуры перед библиотечными спе-
циалистами самого высокого уровня из России и многих других стран. Этим миропониманием были пронизаны всегда и мои выступления на форумах Международной академии информатизации ООН, Арктической академии наук и Ноосферной академии наук.
Сейчас многие говорят, что новое молодое поколение, сформировавшееся на пользовании интернетом и гаджетами, является поколением с совсем иным сознанием, складом ума. Их иногда называют миллениалами или поколением Z, или даже поколением Альфа. Что Вы можете сказать в связи с этим как профессор УНИБИТ о ваших студентах? Какие они? Как смотрят на информационную сферу гуманитарных наук?
Гуманитарные науки имеют огромную мировоззренческую роль и их роль, безусловно, будет возрастать. Это знание чрезвычайно актуально для современных неофитов и для будущих поколений, ибо оно указывает на ПУТЬ, идущий от человека - от его способности устанавливать связи между вещами, - УНИКАЛЬНАЯ ДЛЯ КАЖДОГО ЕДИНИЧНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО АКТА ДОРОГА в библио-инфо-ноосфере.
Каково сейчас состояние научно-информационных центров и библиотек по гуманитарным и социальным наукам в Болгарии? Участвуют ли они в крупных европейских и мировых информационных проектах?
Могу рассказать об этом на собственном примере.
Систематическое проведение мною мастер-классов и в Болгарии, и в Санкт-Петербурге по мировой универсальной библиографии, как и изучение на ее основе проблемы информационного картографирования солярного культа, имеющего северное происхождение и распространившегося по всему земному шару, очевидно является ответом на Ваш вопрос. Ведь эти исследования связаны с международными проектами, в которых принимали и принимают участие ученые из многих стран. Объединяет их усилия болгарский методологический центр информатизации и гуманитарных исследований, имеющий широкую международную известность - Университет библиотековедения и информационных технологий в Софии. Полевые и историографические исследования по теме солярного культа проводились в Болгарии, Италии, России, Иране, Турции, на границе России с Финляндией
(Карелия) и Казахстаном - в Аркаиме. Разрабатываются возможности такого картографирования распространения солярного культа в Армении, Грузии, Узбекистане. Эти исследования проходят под эгидой Международной академии информатизации при ООН, Арктической академии наук, Ноосферной академии наук.
2019.02.003. ГЕВОРКЯН АР. МЕТАФИЗИКА МАРКСИЗМА: ГЕНЕЗИС И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Ключевые слова: немецкий идеализм; просвещенческая парадигма; политэкономия; утопический социализм; метафизика; позитивизм.
Феномен Октябрьской революции хотя и находится в эпицентре жесткой идеологической конфронтации, однако нуждается в своем объективном анализе и в понимании эпохальной значимости события столетней давности. И на это имеются серьезные основания. Ныне Октябрь во временном плане уже исторически дистанцирован от нас. Именно по этой причине становится возможным (вне контекста каких-либо мифологем), определить его как главное событие ХХ в. И здесь зачастую мы сталкиваемся с непониманием значения Октября, поскольку главный «довод» сводится к тому, что Россия была не готова к социализму, и революция искусственно форсировала этот переход. Но в данном случае мы имеем дело с механистическим подходом, генетически связанного с просвещенческой парадигмой. Суть сказанного сводится к следующему. Здесь задан упрощенный взгляд на формационный принцип, взятый в разрыве с цикличностью исторического развития. Кроме того, при таком однобоком понимании формационного принципа, развитие отождествляется с прогрессом со всеми вытекающими последствиями. Отсюда и следует линейность и примитивизация исторического процесса.
Однако с позиции историзма, исторической философии, формационные принципы нераздельно связаны с цикличностью. При таких теоретических установках, развитие дано во всей своей сложной многообразности. Такие основания развития выступающие в неразрывном единстве цикличности и формационных начал, существенно переиначивают картину мировой истории. Здесь уже определяющим является диалектический принцип познания дейст-