КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕЦЕНЗИИ)
2019.02.037. СОКОЛОВА М.Е. ИДЕИ УМБЕРТО ЭКО НА ФОНЕ «ЖИДКОГО» МИРА.
Рецензия на: Умберто Эко в България (Нишката на Ариадна): Биобиблиография / Състав.: А. Куманова, М. Найдова. - София: За буквите - О писменехъ, 2017. - 122 с.
Ключевые слова: Эко У.; мир; Куманова А.В.; информация; Россия.
Творческое наследие известного итальянского писателя, фи-лософа-семиотика и медиевиста Умберто Эко (1932-2016) отражено в нескольких крупных биобиблиографических изданиях мирового уровня. Прежде всего это биобиблиографии, созданные профессором П. Бонданеллой из Университета Индианы1 и Дж. Контурси в Миннеаполисе2.
Теперь к ним прибавилось и третье, европейское издание, вышедшее недавно в Болгарии, подготовленное исследователями из Университета по библиотекознанию и информационным технологиям (УниБИТ) в Софии, куда включены издания работ итальянского семиотика и материалы о нем с 1984 по 2017 г. Издание осуществлено в рамках культурной программы председательства Болгарии в Совете ЕС в 2018 г.
1 Bondanella P. Bibliography of Umberto Eco // Umberto Eco and the open text: Semiotics, fiction, popular culture. - Cambridge: Cambridge university press, 1997. - P. 200-215.
2 Contursi J.L. Umberto Eco: An annotated bibliography of first and important editions. - Minneapolis: The Minnesota Bookman Publications, 2005. - 352 p.
Посвященные вторично-документальной информации о творчестве Эко, все вместе эти три книги образуют своеобразный университетский библиографический тривиум.
Главный составитель издания - известный болгарский ученый, профессор УниБИТ (г. София, Болгария), автор теории универсальной библиографии Александра Куманова, научное творчество которой тесно связано множеством интеллектуальных нитей с различными культурными традициями - болгарской, европейской, российской, американской.
Профессор Куманова происходит из семьи с давними культурными традициями, представители которой на протяжении нескольких поколений были связаны с болгарской культурой, искусством и наукой. Эти культурно-родственные связи дали ей возможность освоить и синтезировать интеллектуальные традиции различных стран. Большую помощь и финансовую поддержку в ее исследовательской работе ей оказал ее дядя по материнской линии -артист Тодор Павлов, семья которого живет теперь во Флориде.
В своих книгах, которые пришли и к российскому читателю, ей удалось создать глубокую философско-синтетическую картину исторического развития информационной среды мирового гуманитарного знания. Эта концепция безграничной планетарной информационной среды опирается прежде всего на понятие ноосферы В.И. Вернадского и неклассические постмодернистские семиотические идеи Эко. Понятие ризомы, предложенное итальянским философом-семиотиком, дало возможность смоделировать историческое структурирование гуманитарного знания и вторичной информации о нем, развитие гуманитарного информационно-библиографического универсума в целом, которое в итоге завершается созданием глобальной информационной сферы разума -ноосферы, как, вслед Тейяру де Шардену, называл это В.И. Вернадский.
Издание, посвященное Эко, о котором идет речь, безусловно, имеет важное значение для воссоздания полноты биобиблиографической картины интеллектуального мира итальянского фи-лософа-семиотика и его научной рецепции, прежде всего в Болгарии. Это серьезный вклад в болгарскую, европейскую и в целом мировую гуманитарную науку. Издание является продолжением всего корпуса идей и работ Кумановой, создавшей мас-
штабную картину ноосферного развертывания гуманитарного информационно-библиографического универсума как части мирового культурно-исторического процесса.
В чем же ценность этого издания, воссоздающего полную биобиблиографическую картину творчества Эко в 1984-2017 годах в Болгарии, именно для российских читателей?
Прежде всего оно предназначено для узкой группы специалистов, которым оно, безусловно, интересно, причем как для тех, кто интересуется творчеством Эко, итальянская литература, культура и философия, так и для всех, кому интересна болгарская культура, философия, филология, семиотика и проч. Ведь общеизвестен вклад болгарской мысли в европейскую философскую культуру, например, в лице родившейся в Болгарии Юлии Кристе-вой, ставшей французской исследовательницей семиотики, литературы и языка, психоаналитики. Являясь частью творчества болгарского ученого Александры Кумановой, исходящей из универсальной духовной связи и преемственности информационной гуманитарной среды, издание транслирует гуманистическо-информационный пафос и для широкого круга профессионалов, связанных с библиотечно-информационным делом.
Между тем сегодня российские профессионалы, работающие в информационно-библиотечной сфере, находятся в сложной противоречивой ситуации. С одной стороны, они не только успешно работают с профессиональными информационными ресурсами, но и вписываются во все современные тренды развития электронных коммуникаций, присутствуют в социальных сетях и проч. В то же время в сфере профессиональной гуманитарной библиографии есть и тревожащие явления, например, невозможность для ученых-гуманитариев пользоваться ресурсами крупнейшего научно-информационного центра, каким была огромная библиотека Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, как следствие произошедшего в ней пожара в январе 2014 г.
В России сильны традиции теории научной вторично-документальной информации, гуманитарной библиографии, разработана и широкая философская библиографическая концепция, связанная с ноосферой, близкая по направленности и предпосылкам к концептуальным поискам Александры Кумановой, напри-
мер, когнитографическая концепция библиографии Валерия Александровича Фокина.
Но в «жидком» мире, как принято сейчас называть мир после коммуникативного информационного взрыва, в той экзистенциальной ситуации, в которую попадает человек в условиях одновременно и переизбытка информации и недоверия к ней, ее истинности, потери надежных жизненных опор, прежние системные рациональные теоретические построения, основы научного мировоззрения оказались непрочными и ненадежными опорами.
Между тем на фоне нового технократического мировоззрения, когда порой звучат высказывания о непродуктивности и не-эффектиности гуманитарных наук, гуманистическая концепция информационно-библиографического универсума сегодня востребована как воздух, перед лицом того нового аспекта разума, которое стоит сейчас на пороге в связи с ожиданием пришествия сильного искусственного интеллекта1 в его двух проекциях на социальный мир: либо стоящий над человеком ИИ, либо единый технологизированный разум человечества на основе нейрокомму-никаций.
Концепция гуманитарного информационно-библиографического универсума как универсальной ризомы (У. Эко) на основе постмодернистской неклассической парадигмы познания, созданная трудами профессора Александры Кумановой, в значительной мере восполняет эту лакуну, напоминая о важности обращения к общекультурным гуманистическим ценностям при определении дальнейших путей развития информационно-научной среды.
М.Е. Соколова
1 Сильным искусственным интеллектом в отличии от слабого ИИ принято называть такую стадию исследований и практических разработок в этой области, когда будет создан ИИ, обладающий самосознанием и волей, способностью к самоопределению.