Научная статья на тему 'От информационного моделирования до "информационной технологии огня". (аналитический обзор)'

От информационного моделирования до "информационной технологии огня". (аналитический обзор) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОСФЕРА / НООСФЕРА / БИБЛИОСФЕРА / ГУМАНИТАРНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ / РИЗОМА / СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ / АРИИ / НЕСТИНАРСТВО / АРКАИМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Соколова М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От информационного моделирования до "информационной технологии огня". (аналитический обзор)»

него можно отказаться, поскольку оно не является неизбежным и незаменимым (с. 69).

В связи с этим автору кажется недостаточным рассуждать только о незаменимости отношений, в том числе и этических. Нужно описывать и тело как драгоценный сосуд, благодаря которому отношения живы. Это отнюдь не свидетельствует о неизбежном кризисе отношения к человеку как величайшей ценности. Объявлять «что-то» нередуцируемым, как в случаях трансцендентального остатка «эго» (Э. Гуссерль), мира и его плоти (М. Мерло-Понти), Другого (Autrui) (Э. Левинас), события (М. Хайдеггер) или реляций, означает - открыть множественность нередуцируемого, оставляющего нестираемый след.

Однако нередуцируемость не означает неизбежность или необходимость. Напротив, их можно избежать. Если заботиться о драгоценном, содержащемся в теле, и приветствовать его, человеческое процветает, а если избегать его и пренебрегать им, то человек умрет из-за хрупкости своего тела и неспособности ухаживать за собой. Отношения, подтвержденные как нередуцируемые, в то же время не являются неопровержимыми. Ведь опровержимое -это все, что провоцирует свободу человека перед любым проявлением гуманности (с. 71).

И.М. Цибизова

2017.04.005. СОКОЛОВА М.Е. ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДО «ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОГНЯ». (Аналитический обзор).

Ключевые слова: инфосфера; ноосфера; библиосфера; гуманитарная библиография; ризома; солярный культ; арии; нести-нарство; Аркаим.

Александра Куманова, известная болгарская исследовательница инфосферы и других информационно-библиографических проблем, доктор наук, профессор Университета библиотековедения и информационных технологий УниБИТ (София), приложила много усилий для разработки широкого понимания информационной среды библиографии, связанной с гуманитарным знанием. Различным аспектам такого понимания посвящены ее многочисленные работы - монографии и учебники, которые благодаря их переводам

на русский язык и многочисленным рецензиям хорошо знакомы и российскому читателю.

Вообще российской культуре, информационно-библиографо-ведческой традиции, а также филологическо-семиотической и фи-лософско-информационной традиции Куманова обязана многим, тем более что она училась и стажировалась в России в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства (СПбГУКИ), часто бывает в России и сейчас, поддерживает творческие и научные связи с российскими учеными-гуманитариями и представителями библиографического и библиотечно-информационного сообщества.

В связи с юбилеем болгарской исследовательницы в Болгарии в 2016-2017 гг. усилиями ее коллег вышло несколько изданий, посвященных ее идеям.

Прежде всего это написанный самой Кумановой учебник-компендиум по общему библиографоведению «Интеграл гуманитарной библиографии в XXI веке (Генезис мировой универсальной библиографии), вышедший на русском языке в Софии в издательстве «За буквите-О писменехъ», 2017 год (1). Годом раньше, в 2016 г., в издательстве LAP LAMBERT Academic Publishing (Saarbrücken) вышло еще одно его издание1.

Издание имеет посвящение: «Посвящается светлой памяти Г. Шнейдера, Л.-Н. Мальклес, К.Р. Симона». Учебник выпущен к 75-летию публикации Т. Боровым библиографического путеводителя «Путь к книгам». Тем самым болгарская исследовательница отметила влияние этих выдающихся ученых-библиографов на формирование ее собственных идей.

Понятийный аппарат учебника по гуманитарной библиографии создан на основе ризомно-ретикулярной концепции библио-графоведения, которая разрабатывалась Александрой Кумановой на протяжении 20 лет и отражена в ряде других фундаментальных публикаций автора. Излагая свои ключевые идеи, автор создает широкую многостороннюю панораму информационного пространства, связанного с библиографией гуманитарного знания (1, с. 23-31).

1 Куманова А.В. Интеграл библиографии: Учебник-компендиум по общему библиографоведению / Общ. ред. Н. Василев. - Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2016. - 132 с.

Для Кумановой гуманитарная библиография - это вторично-документальный уровень никогда не прекращающегося широкомасштабного информационного моделирования единого многомерного и многоярусного информационного пространства связей между миром документов и миром читателей.

Под информационным моделированием подразумевается непрерывное движение информации - ее свертывание, создание, поиск, хранение, распространение, фильтрование, сжатие, структурирование информации и установление связей между информационными реалиями посредством библиографической деятельности (1, с. 25).

Информационное пространство планеты, о котором идет речь, и где человек свободно вступает в любые информационно-коммуникативные взаимодействия, не имеет географических и административных границ. Оно едино и в этом качестве составляет основу гуманитарного универсума. В аспекте общепланетарного культурного универсума без географических границ информационное пространство именуется инфосферой. Если подчеркнуть аспект его наполненности разумом, то оно становится у Кумановой равнозначным понятию ноосферы, а в качестве семисферы оно связано с аспектом знака, значения, смысла.

Информационное пространство, о котором идет речь, структурировано по уровням. Библиографический или вторично-документальный уровень расположен над уровнями фактов и первичных документов и отражает их. Более высокими по отношению к нему рефлексивными уровнями являются уровни метасистем и их философских интерпретаций (1, с. 26).

Таким образом, библиографическая сфера, связанная с гуманитарным знанием, выполняет роль посредника между уровнями эмпирических явлений и их философско-метатеоретических обобщений. Она - информационный «проводник», сеть информационных связей и каналов, обеспечивающих единство универсума гуманитарного знания. Для того чтобы описать, каким образом устанавливаются эти связи, Куманова вводит понятие ретикулы. Это понятие дает возможность описать, как устанавливаются вертикально-решетчатые связи между различными структурными уровнями, с которыми связана библиографическая деятельность. Имеются в виду такие критерии и уровни классификации вторично-документальных библиографических источников, как докумен-

тальный, читательский, сущностной, видовой, функциональный, содержательный, организационный (1, с. 27).

Автором предложен собственный подход и основания историографии международной универсальной библиографии. Создавая картину развития мирового библиографического знания, Кума-нова использует постмодернистское понятие ризомы, которое дает возможность описать нелинейное становление и самоорганизацию ментальной структуры единого информационного пространства планеты (в том числе и мировой библиографической традиции) на ноосферном уровне. Ризомный подход применяется Кумановой к вторично-документальной сфере и к области концепций гуманитарного и гуманитарно-библиографического знания (1, с. 31-51).

В итоге перед нами развертывается картина мировой информационной библиографической ризомы как ноосферного геокосмического феномена - подвижного всеобъемлющего, единого, но многомерного и дифференцированного информационного пространства, состоящего из уже рассмотренных нами систематизированных снизу вверх уровней гуманитарных феноменов: информационных объектов (фактов); документов об этих объектах (фактах); библиографической информации об этих документах (вторично-документальных объектов); относящихся к ним метасистем и их философских интерпретаций.

Таким образом, ретикулярно-ризоматический подход к структурированию сферы вторично-документальных библиографических источников является одной из ключевых идей Кумановой. Опираясь на него, автор учебника предлагает картину генезиса мировой универсальной библиографии планеты (III в. до н.э. - ХХ1 в.) и воссоздает ее морфологию. При составлении данной хронологической классификации было использовано более чем 5000 первично и вторично документальных источников на 20 языках, вышедших в XVIII-XXI вв. В заключение Кумановой была построена модель архитектоники библиосферы в целом в виде библиографического синопсиса инфосферы и ноосферы (1, с. 51-65).

В связи с юбилеем Кумановой был также издан весьма объемистый (более 1700 страниц) - сборник «GLORIA BIBLIO-SPHERAE (Нить Ариадны)», для которого ученые из разных стран, связанные с болгарской исследовательницей научными и дружескими связями, написали свои статьи на различных языках (3).

Сборник открывается многочисленными поздравлениями со стороны различных учебных и научных структур (УниБИТ, Болгарской академии наук, Санкт-Петербургской арктической академии наук, Ноосферной общественной академии наук (Санкт-Петербург), болгарской Национальной библиотеки им. св. Кирилла и Мефодия и других библиотек и т.д.) и от коллег Кумановой из различных стран.

В сборнике также размещено интервью с юбиляром, в котором Куманова рассказала об истории своей семьи - нескольких поколений болгарских интеллектуалов, своем собственном духовном и профессиональном становлении, а также о встречах со многими уважаемыми коллегами (3, с. 39-120). В сборнике также размещены ее интервью с известными болгарскими и российскими специалистами в области информационно-библиотечных наук: Руджеро Гиляревским, Стояном Денчевым, Скотом Дж. Лойдом, Яковом Шрайбергом, Николаем Ярымовым (3, с. 1117-1179).

Остальные многочисленные статьи коллег Кумановой посвящены проблемам библиотек, библиотековедения и информационного пространства, различным информационным феноменам и процессам, истории книги и книжного дела, разнообразным духовно-гуманитарным проблемам, затронутым в творчестве Кумановой. Есть в сборнике раздел, где размещены и публикации, посвященные работам самого юбиляра.

Среди публикаций сборника заслуживают безусловного внимания статьи крупнейших российских ученых Р.С. Гиляревского, Г.Б. Здановича, А.В. Соколова.

Так, один из выдающихся специалистов в области информатики, научных и массовых коммуникаций в России посвятил свою статью «Публикационная активность как оценка научных достижений» неоднозначности последствий искусственной активизации публикационной деятельности в России (3, с. 292-303). Он считает, что совершенствование оценки результативности научной работы должно идти по пути разработки показателей, учитывающих всю систему научной деятельности, а не только ее исследовательской составляющей, которая в наше время является завершающим этапом, опирающимся на все предыдущие. А при формальной оценке продуктивности и / или эффективности научного труда лишь по числу опубликованных работ и / или полученных на них ссылок

допускается серьезная ошибка, тормозящая развитие науки (3, с. 301-302).

Российский археолог, исследовавший Аркаим, доктор исторических наук, зам. директора по научной работе заповедника «Аркаим» Геннадий Борисович Зданович посвятил свою статью трактовке представления о доме в «Ригведе» и его применению к археологии аркаимского жилища (3, с. 415-426).

Известный российский специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций Аркадий Васильевич Соколов посвятил две свои статьи «Библиография как инфраструктура библиоферы» (3, с. 849856) и «Четыре сферы бытия библиографии: библиосфера, доку-ментосфера, инфосфера, ноосфера» (3, с. 857-872) многочисленным проблемам современной библиографии.

В последнее десятилетие еще одним направлением в творчестве Кумановой стали проекты на основе приложения ее методологических разработок рассмотрения информационных процессов к различным культурно-историческим духовным явлениям. Первым из таких проектов стало изучение болгарского нестинарства, результаты исследования которого были изложены Кумановой в работе «Нестинариана»1.

Следующей работой в этом же русле стала «Арианика: ек-спедиция в Воттовара - Карелия и Аркаим - Урал: центрове на праевропейската цивилизация в Русия», написанная коллективом авторов - проф., д-р экон. наук Станко Денчев, проф., д-р полит. наук Александра Куманова, доцент, д-р Никола Казанский, ас., д-р Николай Василев. Книга стала результатом экспедиции болгарских ученых в Карелию (гора Воттовара) и на Южный Урал в Челябинскую область, организованной в августе 2015 г. ГУБИТ и Болгарской академией наук под патронажем Международной академии по информатизации при ООН. Целью этой поездки было проследить трансформацию и пути распространения арийского мифологического солярного культа на основе археологических находок в районе Воттовары в Карелии и на территории историко-культурного заповедника «Аркаим» на Южном Урале в России.

1 Куманова А.В. Нестинариана: История, фотомонография: Учебное пособие. - София: За буквите-О писменехъ, 2014. - 205 с.

Основной посылкой, из которой исходили болгарские ученые, было историческое единство и эволюционные связи предков ариев и славян - праариев и протославян в период «великого переселения народов», т.е. от 20 тыс. лет до 5 тыс. лет до н.э. В исследовании обосновывается распространение культа Солнца и всего религиозно-мифологического комплекса ариев в результате их переселения с Севера по всему земному шару, в том числе и в район Северной Месопотамии. Далее, уже из этого ареала культ огня проник и в Древний Иран, откуда - через Малую Азию - достиг Болгарии, где до сих пор в горах болгарской горной Странджи существует нестинарская община - маленькое демографическое сообщество, поддерживающее древнюю традицию огнепоклонничества.

Таким образом, предложенный в «Арианике» макро-истори-ческий обзор показывает маршруты распространение арктической духовности, религиозно-мифологического дискурса ариев - северного солярного культа света.

Написанная на основе полученных результатов «Арианика» представляет собой учебное пособие, основанное на междисциплинарном подходе, которое включает в себя описание археологических и других культурных артефактов, их мифологический, исторический и лингвистический анализ, а также обширные фотоматериалы и библиографический указатель литературы (кадастровую библиографическую карту проблематики экспедиции, XIX-XXI вв.) (2, 154).

Методологически и идейно книга стала продолжением предыдущего исследовательского проекта Кумановой, посвященного сохранившемуся болгарскому нестинарству. И там, и здесь методологией является концепция информационной среды, предложенная болгарскими учеными и прежде всего Станко Денчевым и Александрой Кумановой.

Методология построена на основе взаимодействия многообразных информационных фондов, включающих различные информационные артефакты (археологические, исторические, мифологические, лингвистические), информационных технологий, соответствующих различным эпохам (и прежде всего огня - первой информационной технологии, служившей человеку для обозначения его связи с космосом), и интеракций во времени и пространстве (имеется в виду историография точек зрения на данный

предмет). Согласно данному методологическому подходу, любой духовный, культурный или информационный феномен может быть рассмотрен в проявлениях и взаимодействиях этих трех составных компонентов (2, с. 152).

Сама Куманова характеризует общий подход, использованный в данной книге, как культуролого-феноменологическое декодирование на базе новых археологических артефактов (2, с. 154).

В разделе «Воттоваара - Карелия» рассматривались археологические доказательства существования родины ариев в Карелии -в районе Северного полярного круга. Во втором разделе «Аркаим-Урал», опираясь на работы и идеи российского археолога Г. Б. Здановича, исследовавшего Аркаим, предложенную им научно-доказательную базу, авторы рассказали о воссозданном в результате масштабных археологических работ облике высокоразвитой духовной и материальной культуре «страны городов», существовавшей в уральских степях около Х1Х-ХУ1 вв. до н.э.

Таким образом, Аркаим является промежуточным звеном между мегалитической культурой Стоунхенджа и Воттовары и культурным посредником, способствующим переносу этих древних знаний в Шумер, Анатолию и Иран, что является подтверждением протоарийских корней славян. Аркаим - это символ духовного единства западной нордической культуры и восточной мудрости (2, с. 157-158).

Лингвистический аспект исследования был осуществлен доктором Николаем Василевым в сотрудничестве с филологами из Челябинска Леонидом Петровичем и Владиславом Леонидовичем Пи-сановыми, которые предложили идею предслоговой звуковой коммуникации. Такой подход дает возможность выявить связь славянского языка с языком праисторического человека, жившего на территории нынешней России (2, с. 156).

В процессе своего распространения по миру, получая выражение в различных практиках, связанных с огнем как символом солнца, солярный культ ариев, оставивших свои следы и в Аркаи-ме, развился в зороастризм и оказал влияние на христианство. Если рассматривать в этом контексте нестинарство, то нестинары являются жрецами Божественного огня, который не только не обжигает их, но просвещает и даже осеняет даром провидения (2, с. 160).

2017.04.006-009

Духовно-культурное значение Аркаима для современного человечества Александра Куманова видит в том, чтобы напоминать человеку о его изначальном космическом статусе и ноосферной миссии, призванной гармонично соотнести и проявить одну через другую духовную и материальную культуры (2, с. 159).

Список литературы

1. Куманова А.В. Интеграл библиографии в ХХ1 веке: (Генезис мировой универсальной библиографии): Учебник-компендиум по общему библиографоведе-нию: (Теория библиографической формы) / Общ. ред. Николай Василев. - София: За буквите - О писменехь, 2017. - 184 с.

2. Арианика: експедиция в Воттовара - Карелия и Аркаим - Урал: Центрове на праевропейската цивилизация в Русия. Протоарии и протославяни: (Културо-лого-феноменологично декодиране на митологичния, историческия и лингвис-тичния план): Учебно пособие по дисциплината «Нестинарство: Информаци-онни кодове на културното наследство» / Науч. ред. Николай Яръмов и др. -София: За буквите - О писменехъ, 2016. - 208 с.

3. GLORIA BIBLIOSPHERAE (Нить Ариадны): Исследования в честь акад. проф. Александры Кумановой: Юбилейный сборник по случаю 65-летия основания УниБИТ / Науч. ред. Стояна Денчева. - София, 2016. - 1774 с.

2017.04.006-009. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЖОНА Р.Р. ТОЛКИНА. (Сводный реферат).

2017.04.006. COOK S.J. The peace of Frodo: On the origin of an English mythology // Tolkien Studies / Ed. Bratman D., Drout M.D.C. -Morgantown: West Virginia univ. press, 2015. - Vol. 12. - P. 59-76.

2017.04.007. «The Hobbit» and Tolkien's mythology / Ed. Eden B.L. -Jefferson: McFarland & Company, 2014. - 236 p.

2017.04.008. Tolkien among the Moderns / Ed. Wood R.C. - Notre Dame: Univ. of Notre Dame press, 2015. - 312 p.

2017.04.009. Tolkien in the New Century / Ed. Croft J.B. et al. -Jefferson: McFarland & Company, 2014. - 268 p.

Ключевые слова: мифотворчество; гибридная мифология; нордическая традиция; скандинавская мифология; английская мифология; легендариум; карлики; краудсорсинг критики; модернизм; постмодернизм; нигилизм; ницшеанство; платонизм; Средиземье;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.