Научная статья на тему 'Interview with sensei Yoshida Nobumasa: part II. The essence of budo'

Interview with sensei Yoshida Nobumasa: part II. The essence of budo Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
боевые искусства / история Японии / воинская культура / дзюдзюцу / дзюдо / будо / Ёсэйкан / сущность будо. / martial arts / history of Japan / military culture / ju-jutsu / judo / budo / Yoseikan

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лестев Антон Евгеньевич, Эйдинов Денис Наримович, Асеев Роман Георгиевич, Денисова Елена Сергеевна, Нобумаса Йошида

Вниманию читателей журнала «Современные востоковедческие исследования» представляется вторая часть эксклюзивного интервью с легендой японского будо – сэнсэем Йошида Нобумаса (9 дан дзю-дзюцу, 9 дан айкидо). Во второй части интервью сэнсэй рассуждает о сущности боевых искусств и месте будо в современном мире. Сэнсэй касается важных вопросов истории послевоенного становления и развития японских боевых искусств. Интервью у сэнсэя Н. Йошида было взято в стенах клуба боевых искусств «Фурудэра додзё» во время летнего международного семинара по Дзю-Току-Дзюку Дзю-Дзюцу 2019 года. В интервью принимали участие: Эдзава Кацуми (6 дан дзюдзюцу), Роман Георгиевич Асеев (руководитель клуба «Фурудэра додзё»), Денис Наримович Эйдинов (руководитель клуба боевых искусств «Тэнсин»), Антон Евгеньевич Лестев (к.и.н., инструктор клуба боевых искусств «Тэнсин»). Блестящую работу по переводу с японского языка во время семинара и интервью осуществила Елена Сергеевна Денисова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лестев Антон Евгеньевич, Эйдинов Денис Наримович, Асеев Роман Георгиевич, Денисова Елена Сергеевна, Нобумаса Йошида

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИНТЕРВЬЮ С СЭНСЭЕМ ЙОШИДА НОБУМАСА: ЧАСТЬ II. СУЩНОСТЬ БУДО

The second part of the exclusive interview with the legend of Japanese budo Sensei Yoshida Nobumasa (9th dan ju-jutsu, 9th dan aikido) is presented to the readers of the journal "Modern Oriental Studies". In the second part of the interview, Sensei discusses the essence of martial arts and the place of budo in the modern world. Sensei addresses important issues in the history of the post-war formation and development of Japanese martial arts. Sensei N. Yoshida was interviewed at the Furudera Dojo martial arts club during the 2019 summer international seminar on Ju-TokuJuku Ju-Jutsu. Also in interview took part: Ezawa Katsumi (6th dan ju-jutsu), Roman Georgievich Aseev (head of the Furudera Dojo club), Denis Narimovich Eidinov (head of the Tenshin martial arts club), Anton Evgenievich Lestev (Ph.D., instructor of the Tenshin martial arts club). Brilliant translation work from Japanese during the seminar and interview was carried out by Elena Sergeevna Denisova.

Текст научной работы на тему «Interview with sensei Yoshida Nobumasa: part II. The essence of budo»

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

ИНТЕРВЬЮ / ЛЕСТЕВ А. Е., ЭЙДИНОВ Д. Н., АСЕЕВ Р.Г., ДЕНИСОВА Е.С. НОБУМАСА ЙОШИДА / УДК 94:(091 )(=950)+796.81

INTERVIEW WITH SENSEI YOSHIDA NOBUMASA: PART II. THE ESSENCE OF BUDO

ИНТЕРВЬЮ С СЭНСЭЕМ ЙОШИДА НОБУМАСА: ЧАСТЬ II. СУЩНОСТЬ БУДО

Лестев Антон Евгеньевич, Эйдинов Денис Наримович, Асеев Роман Георгиевич, Денисова Елена Сергеевна, Нобумаса Йошида,

Nihon Den JuJutsu Academy Ju-Toku-Juku

АННОТАЦИЯ

Вниманию читателей журнала «Современные востоковедческие исследования» представляется вторая часть эксклюзивного интервью с легендой японского будо - сэнсэем Йошида Нобумаса (9 дан дзю-дзюцу, 9 дан айкидо). Во второй части интервью сэнсэй рассуждает о сущности боевых искусств и месте будо в современном мире. Сэнсэй касается важных вопросов истории послевоенного становления и развития японских боевых искусств. Интервью у сэнсэя Н. Йошида было взято в стенах клуба боевых искусств «Фурудэра додзё» во время летнего международного семинара по Дзю-Току-Дзюку Дзю-Дзюцу 2019 года. В интервью принимали участие: Эдзава Кацуми (6 дан дзю-дзюцу), Роман Георгиевич Асеев (руководитель клуба «Фурудэра додзё»), Денис Наримович Эйдинов (руководитель клуба боевых искусств «Тэнсин»), Антон Евгеньевич Лестев (к.и.н., инструктор клуба боевых искусств «Тэнсин»). Блестящую работу по переводу с японского языка во время семинара и интервью осуществила Елена Сергеевна Денисова.

Ключевые слова и фразы: боевые искусства, история Японии, воинская культура, дзю-дзюцу, дзюдо, будо, Ёсэйкан, сущность будо.

Для цитирования: Йошида Н., Асеев Р.Г., Эйдинов Д.Н., Лестев А.Е., Денисова Е.С. Интервью с сэнсэем Йошида Нобумаса: Часть II. Сущность будо. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(2): 151-155

ABSTRACT

The second part of the exclusive interview with the legend of Japanese budo - Sensei Yoshida No-bumasa (9th dan ju-jutsu, 9th dan aikido) is presented to the readers of the journal "Modern Oriental Studies". In the second part of the interview, Sensei discusses the essence of martial arts and the place of budo in the modern world. Sensei addresses important issues in the history of the post-war formation and development of Japanese martial arts. Sensei N. Yoshida was interviewed at the Furudera Dojo martial arts club during the 2019 summer international seminar on Ju-Toku-Juku Ju-Jutsu. Also in interview took part: Ezawa Katsumi (6th dan ju-jutsu), Roman Georgievich Aseev (head of the Furudera Dojo club), Denis Narimovich Eidinov (head of the Tenshin martial arts club), Anton Evgenievich Lestev (Ph.D., instructor of the Tenshin martial arts club). Brilliant translation work from Japanese during the seminar and interview was carried out by Elena Sergeevna Denisova.

Key words: martial arts, history of Japan, military culture, ju-jutsu, judo, budo, Yoseikan.

For citation: Yoshida N., Aseev R.G., Eidinov D.N., Lestev A.E., Denisova E.S. Interview with Sensei Yoshida Nobumasa: Part II. The essence of Budo. Modern oriental studies. 2020; 2(2): 151-155

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Лестев А.: Известно, что сэнсэй Мо-тидзуки модернизировал и видоизменил многие техники кэндзюцу и айкидо. С чем, по Вашему мнению, это связано?

Йошида Н.: Мотидзуки сэнсэй испытал очень большое влияние идей сэнсэя Кано Дзи-горо - основателя дзюдо. Сэнсэи Кано, конечно, известен как мастер дзюдо, но на самом деле он был специалистом в области педагогики. Именно благодаря влиянию Кано сэнсэя Мотидзуки сэнсэи окончательно определил разницу между будо и спортом.

Лестев А.: Отправлял ли сэнсэй Мотид-зуки своих учеников к другим мастерам на обучение, как это делал сэнсэй Кано Дзигоро?

Йошида Н.: Нет, Мотидзуки сэнсэи обычно этого не делал. На самом деле именно Кано сэнсэи отправил Мотидзуки сэнсэя в Кодокан, чтобы он изучал боевые искусства там, в частности, Катори Синто рю. При этом сам Кано сэнсэи оплачивал обучение и проживание там.

Лестев А.: Как Вы решили стать профессиональным инструктором и посвятить этому жизнь, как решились открыть додзё своё?Или для Вас это был очевидный выбор?

Йошида Н.: Собственного додзе у меня нет. Я, конечно, преподаю, но не было решения отказаться от другои работы. Я параллельно занимался будо и продолжал работать.

Лестев А.: Сэнсэй, вот интересно, приходят ли к Вам за секретами мастерства известные спортсмены-дзюдоисты?

Йошида Н.: Как-то нет, я вообще с ними сам не очень-то хочу встречаться (смеется). Так как это совершенно разные вселенные теперь.

Рисунок 1. Участники семинар Н. Йошида в Фуру-дэра додзё.

Мне больше интересно работать именно с теми, кто пришел изучать будо, им я все стараюсь объяснить. У меня никогда не было цели открыть зал, набрать учеников, заработать на этом денег. Мотидзуки сэнсэи также не ставил такои цели. Он всегда говорил, что деньги ему не нужны. Поэтому сам он жил очень небогато, у него была своя работа. И Сугино сэнсэи жил точно также - кроме будо у него была работа, на которои он зарабатывал деньги. Сеичас очень много специалистов будо, которые берут деньги за сдачу экзаменов, присваивают даны за определенное вознаграждение. Я неоднократно сдавал экзамены учителю, даны получал, но ни разу не сдавал деньги за это. Сугино сэнсэи был точно таким же человеком. Сеичас, наверное, мир сильно изменился, все зависит от того, сколько у кого денег, в Аикикаи та же проблема. Поэтому современные мастера очень неплохо на этом зарабатывают.

Лестев А.: Насколько в современной Японии сохраняется интерес к традиционным боевым искусствам?

Йошида Н.: Интерес падает. На самом деле иностранцы даже больше интересуются

VOL.2 №2 2020

ISSN: 2686-9675

ИНТЕРВЬЮ / ЛЕСТЕВ А. Е., ЭЙДИНОВ Д. Н., АСЕЕВ Р.Г., ДЕНИСОВА Е.С. НОБУМАСА ЙОШИДА / УДК 94:(091)(=950)+796.81

и более старательно занимаются, чем японцы.

Лестев А.: Приходилось ли Вам выступать на каких-нибудь показательных выступлениях, которые Вам запомнились, например перед Императором или членами его семьи?

Йошида Н.: Я неоднократно участвовал в показательных выступлениях, но какое-то одно мне сложно выделить. Все они чем-то значимы. Приходилось и заграницей показывать различные техники. В частности, первая поездка была во Вьетнам с Мотидзуки сэнсэем в 1973 году. Вы все, наверное, знаете о Вьетнамскои воине. Как раз в 1973 году был разгар воины, когда Север с Югом воевали, и вот в том момент, когда военные деиствия прекратилась, правительство Южного Вьетнама решило себя пропагандировать, пиарить себя по всему миру. И вот однои из программ было приглашение специалистов из других стран. В части боевых искусств обратились к японцам. Туда поехал с семинаром Мотидзуки сэнсэи, а я был его ассистентом.

* v Ч \ Wt*

I L, Т

___"«К . -Т. Ishikawa

«_ ^^ ' . T.'Mochizuki ^Як

^ / Т. Yoshida

Hinh cua ThSy Nobumasa Yoshida gi>i tang

Рисунок 2. Сэнсэи М. Мотидзуки и Н. Йошида на семинаре во Вьетнаме.

Лестев А.: Именно перед вьетнамцами вы выступали или перед американскими солдатами?

Йошида Н.: Перед вьетнамцами, французы там тоже были, но в основном вьетнамцы.

Эйдинов Д.: Сэнсэй, вот Вы сказали, что спортивное дзюдо и традиционное будо -это совершенно две разные вселенные. Вот в чем, на Ваш взгляд, самая главная разница между спортивным единоборством и традиционным дзюдо?

Йошида Н.: Главное отличие в цели - что ставить своей целью спорт и что ставит своей целью будо. Если мы говорим про спорт, то главное здесь - победа, чемпионство, выиграть какои-то приз, занять место. Если говорить про будо, то здесь важен воспитательныи, дидакти-ческии момент.

Эйдинов Д.: Нихон Дэн Дзю-Току-Дзюку -это ведь не только боевые искусства, это еще и изучение традиций и культуры?

Йошида Н.: Да, безусловно, поэтому здесь и важен воспитательная составляющая.

Эйдинов Д.: Вот мы выяснили, что интерес к традиционному будо в Японии, особенно среди молодежи, сейчас падает. Какое место в современном мире традиционное будо могло бы найти? Для чего оно в тот век, когда в целом не нужно бояться за своё здоровье и беспокоится о своей безопасности? Для чего оно еще может понадобиться и что может дать человеку в современном обществе?

Йошида Н.: Очень хорошии вопрос Вы задали. Деиствительно время меняется, меняются люди. Поэтому дзю-дзюцу невозможно преподавать как что-то застывшее, все равно техники нужно как-то адаптировать, и в каж-дьш период они понимаются по-своему.

MODERN ORIENTAL STUDIES

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Рисунок 3. Сэнсэй Н. Йошида обучает технике удушения.

Вы сказали о самозащите, она тоже может быть разная в зависимости от того, о каком времени мы говорим, о каких народах, о каких странах. Каждыи из нас, занимаясь будо, должен постоянно думать о том, какое место будо занимает в нашеи жизни, для чего оно нужно, в чем отправная точка? Собственно Мотидзуки сэнсэи

Рисунок 4. Сэнсэй Н. Йошида обучает российских учеников.

научил меня этому подходу, я постоянно думаю, откуда начались будо, в чем основная причина [их возникновения].

Эйдинов Д.: Сэнсэй, мы уже говорили об это, что Мотидзуки сэнсэй в своё время трансформировал будо, он подходил довольно творчески к техникам дзюдо и айкидо. Сейчас на Западе есть много людей, которые совсем недолго прозанимавшись, начинают миксовать техники, даже появились смешанные единоборства. Вот как понять, где та самая грань, когда человек может подойти творчески и что-то поменять, и это будет естественным развитием и эволюцией, а когда это просто выскочки и самозванцы? На что следует ориентироваться?

Йошида Н.: Ваш вопрос больше касается технического исполнения?

Эйдинов Д.: Не совсем. С одной стороны у нас есть база, есть традиции, есть изначальная техника и всё чаще, когда мы сталкиваемся с модернизированной техникой, она всё дальше и дальше уводит нас от исторической основы, и мы можем заблудиться в этом. С другой стороны, как Вы и сказали, неизменным, учитывая современные реалии, всё это тоже невозможно оставить. И я хотел узнать, где те критерии, по которым можно судить, что вот это эволюция, а вот это просто недобросовестный подход?

Йошида Н.: Такие же разговоры идут и в Японии. Техника меняется и меняется постоянно. Если такого постепенного движения не будет, то не будет и никакого прогресса. Когда мы говорим о будзюцу, будь то кэндзюцу или дзю-дзюцу, ни одно из этих направлении

ISSN: 2686-9675

ИНТЕРВЬЮ / ЛЕСТЕВ А. Е., ЭЙДИНОВ Д. Н., АСЕЕВ Р.Г., ДЕНИСОВА Е.С. НОБУМАСА ЙОШИДА / УДК 94:(091)(=950)±796.81

Рисунок 5. Сэнсэй Н. Йошида награждает А. Лестева сертификатом участника семинара и со смехом рассказывает, как кипела его голова от обилия вопросов на интервью.

не является чем-то законченным или застывшим, ни в одном из них нет ваза, которое было бы самое лучшее, самое эффективное или единственно правильное. Например, если мы возьмем робусэ, каждьш из вас все равно его будет выполнять его по-своему. В этом суть будзюцу.

Эйдинов Д.: Ну потому что мы все разные, у нас разные физические возможности.

Йошида Н.: Да, сила у всех разная и рост. Это неизбежныи процесс, все равно исполнение одних и тех же ваза, будет всегда различаться. И пытаться все это вместить в какие-то рамки или ограничить было бы большои ошибкои. Представьте, что есть какая-то организация, если она продолжит развиваться, а какие-то ее части начнут деиствовать произвольно, то вся организация распадется, поэтому у каждои организации есть свои правила. Что я хотел этим сказать? Я считаю, что любые виды боевых искусств должны развиваться в соответствии со временем, в котором они существуют, в соответствии с людьми, которые их изучают.

Не нужно сосредотачиваться на чем-то малом. Возвращаясь к сравнению спорта и боевых искусств, следует отметить, что если спорт ставит своеи целью выявить одного победителя, то цель будо дать инструмент защиты для 99 проигравших. Если в спорте выявлен один победитель, то нам нужно чем-то помочь оставшимся. И это одна из целеи будо.

Асеев Р.: Золотые слова. Подводя итог нашеи беседы, я хотел бы поблагодарить сэнсэя за очереднои визит в Россию. Поблагодарить сэнсэя Кацуми, так как ему это еще сложнее - отпуск в Японии очень кратковременньш и надо ценить, что значительную часть этого времени, которое он мог бы посвятить своеи семье, своим родным, он проводит здесь с нами. Вот это представитель мышления будо. На семинаре сэнсэя Иошида присутствовали разные люди, кто занимается самбо, дзюдо, бразильским джиу-джитсу, аикидо, аикибудо, самои разнои комплекции, есть очень здоровые ребята, есть тяжелые, и абсолютно все восхищены тем, как сэнсэи объясняет, как показывает на личном примере - это всех восхищает.

Эйдинов Д.: Если мы в 78 лет сможем сделать то же самое, то я буду просто счастлив.

Асеев Р.: Я хотел бы попросить в нескольких словах дать напутствие тем, кто занимается.

Йошида Н.: У меня много сеичас мыслеи, но я очень устал и не могу их сеичас собрать. Лучше мы с вами еще потренируемся!

Принята к публикации: 10.04.2020 Submission Date: 2020.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.