УДК 391.9 ББК 63.52
С.А. Умгаев
Республиканский туристский информационный центр
СИМВОЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ КИМОНО
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Статья посвящена символической роли кимоно в боевых искусствах востока в контексте этнологического изучения групп интересов. Теоретическую основу исследования составили концепции функций народного костюма П.Г. Богатырёва и системы вещей в пространстве культуры Ж. Бодрияра. В статье рассматриваются главные функции кимоно: принадлежности к группе, возрастной принадлежности (символ мастерства) и эстетические функции. На основе функциональной структуры использования кимоно сделан вывод о его символической роли «старинной вещи». Как старинная вещь кимоно символически отсылает к истории боевых искусств, к мифологии создания стиля. Кимоно свидетельствует о подлинно традиционном характере боевых искусств и является одним из основных элементом формирования духовного пространства будо.
Ключевые слова: кимоно, боевые искусства, будо, спортивная одежда, спортивная униформа, символическая роль, духовность, система вещей, старинная вещь.
S.A. Umgaev
Republic tourist information center
THE SYMBOLIC ROLE OF KIMONO IN CONTEMPORARYMARTIAL ARTS PRACTICE IN RUSSIA
This article investigates the symbolic role of kimono in oriental martial arts in the context of ethnological studies of groups of interests. P.G. Bogatyrev sconcept offolk clothes functions and the object value system by Jean Baudrillard provided the theoretical basisfor the research. The article considers the main functions of kimono: group identity, age identity (as a mastery symbol) and aestheticsfunction. The author investigatedfunctional structure of kimono and came to the conclusion that it playsa symbolic role of an "antique object". As an antique object kimono symbolically reflects the past of martial arts and mythology of style creation. Kimono testifiesa truly traditional character of martial arts and is the main element in forming budo's spiritual space.
Key words: kimono, martial arts, budo, sports clothes, sports uniform, symbolic role, spirituality, system of objects, antique object.
Костюм, одежда всегда являлись традиционными объектами пристального изучения со стороны самых разных научных дисциплин. Это один из наиболее ярких элементов, характеризующих как отдельного человека, так и группу. Если сфера социального есть область коммуникации между людьми, то костюм всегда исполнял и будет исполнять роль одного из самых важных носителей информации.
Цель настоящей работы - раскрыть символическую роль кимоно в современной российской практике боевых искусств.
Объектом исследования выступают группы занимающихся единоборствами, использующие в своей практике кимоно. Объединённые в различные секции и школы, в нашем исследовании они обобщены как группы интересов. Основной акцент сделан на группы каратистов стиля синкиокусинкай Федерации синкиокусинкай каратэ
Республики Калмыкия (ФСК РК) и Московской Федерации каратэ киокусинкай (МФКК), что связано с особенностью источниковой базы, основанной на полевых исследованиях автора.
Термин группа выбран потому, что единоборства являются коллективным времяпрепровождением. Для полноценного занятия единоборствами необходим как минимум тренинг-партнёр. Занятие единоборствами - групповая практика, объединяющая людей, которые стремятся совершенствовать своё мастерство. Это стремление мы обозначим как «интерес». Учитывая характер деятельности, направленный на совершенствование спортивного и боевого мастерства, мы можем говорить о процессе обучения, что подразумевает наличие сэнсэя, наставника, тренера, учителя.
Понятие «группа интересов» стирает в понятийном аппарате исследования границы между культурой и субкультурой, т.к. представления о единоборствах являются частью спортивной действительности современной культуры [см. 4] и достоянием популярной культуры. Кроме того, термин группа интересов объединяет профессионалов и любителей, обучающих и обучаемых.
Основными источниками исследования являются полевые материалы автора, собранные им в ходе полевых исследований групп интересов боевых искусств в городе Москва в 2013-14 годах (в частности, в Центральном Додзё Московской федерации кёкушин каратэ) и городе Элиста в Республике Калмыкия в 2013-14 и 2016-18 годах в различных секциях и залах единоборств.
Несмотря на географическую и хронологическую разницу, считаем, что пространство додзё, символическое поле, единообразно на всей территории Российской федерации, взаимосвязано и объединено общей историей развития. Кроме того, нами сделано ещё одно обобщение - в единое символическое поле включаются разные виды восточных единоборств (будо): айкидо, дзюдо, дзю-дзюцу, кэндо, ниндзюцу, киокусинкай и прочие.
Данная статья посвящена кимоно - форме спортивной одежды, используемой занимающимися боевыми искусствами в современной России. Для того чтобы точно определить предмет настоящего исследования, необходимо уточнить терминологию, используемую в практике боевых искусств.
В современной России широко популярны восточные единоборства японского происхождения. Термин «единоборства» отсылает нас к спорту, но часто к единоборствам и в особенности к восточным стилям применяют термин «боевые искусства». В контексте данной статьи этот термин представляется нам более подходящим. Слово «искусство» подразумевает наличие культуры как выразительного символического пространства. Одним из ярких элементов символического ряда является кимоно.
Все боевые искусства японского происхождения называются будо (бу - война, воин; до - путь). Основными направлениями будо являются: каратэ различных стилей, дзюдо, айкидо, дзю-дзюцу, кэндо, различные виды кэмпо и т.д. Доги (до - путь, ги -одежда) - общее понятие для всех форм спортивной одежды в японских боевых искусствах. В каждом конкретном направлении используются также свои собственные наименования: в каратэ - каратэ-ги, в дзюдо - дзюдо-ги, в айкидо - кэйко-ги и т.д. Однако зачастую доги называют просто ги.
Почему в обиходе мы используем понятие «кимоно», а не доги? Кимоно (с яп. одежда) называют в Японии традиционное японское одеяние, национальный костюм, одежду, отличающуюся от доги как структурно и визуально, так и функционально. В современной России вместо доги принято использовать понятие «кимоно», как обобщённого названия японской одежды.
Кимоно представляет собой три предмета одежды: распашная куртка, штаны и пояс. Кимоно однотонно, как правило, белого или бежевого цвета (возможно синего, редко чёрного или красного). Крой и фасон могут незначительно различаться в разных видах единоборств. Сделано кимоно, как правило, из хлопковой ткани, фактурой напоминающую джинсовую. Оригинальный внешний вид значительно отличает кимоно от любой другой спортивной одежды. В зале (додзё), где большинство одето в кимоно, спортсмены, одетые в любую другую спортивную форму, резко выделяются, контрастируя с общей однотонностью и однородностью формы. В таком функциональном состоянии кимоно не просто отличается, но и противопоставляется другой спортивной одежде.
Подобная обособленность кимоно указывает на наличие особенного функционала, подобного народному костюму, одним из выдающихся исследователей которого является П.Г. Богатырёв. В своей работе «Функции национального костюма в Моравской Словакии» он замечает: «Многое из того, что мы обнаруживаем при анализе функций народного костюма, будет относиться к любой другой одежде...» [6, с. 299]. Его теоретические представления о народном костюме могут быть перенесены на кимоно по той причине, что оно не подвержено сиюминутной моде. Как и народный костюм, кимоно следует относить к традиции, а не к современности.
Семантический функционал одежды в широком смысле обеспечивается тем, что в символическом пространстве она заменяет собой человека. «Одежда является. метонимическим заместителем человека в разнообразных обрядовых ситуациях» [14, с.43]; о символизме одежды [9, 11]. «Прототипичность» [15, с. 250] кимоно указывает на широкий спектр символической выразительности, т.к. тело является основным объектом и предметом в спортивной деятельности, порождая обширный культурфи-лософский дискурс [7].
Отражая характер деятельности в боевых искусствах, кимоно выступает как «старинная вещь» по Ж. Бодрияру, который в своём труде «Система вещей» [8] предложил классификацию вещей в пространстве культуры. В быту вещи предстают перед нами не как совокупность технических функций, а как целостные объекты, почти платоновские идеи. Основные свойства старинной вещи: отсылать к истории, указывать на миф о первоначале, свидетельствовать о подлинности, восстанавливать целостность бытия и замораживать время.
Кимоно как одежда выполняет сразу несколько функций, отмеченных Богатырёвым, с поправкой на тренировочные реалии. По цели использования оно обладает и повседневной, и обрядовой, и в какой-то степени празднично-торжественной функцией. Первую кимоно проявляет как обязательная униформа для тренировок, вторую - как одежда для аттестации на пояс, различных символических действий. Третья функция размыта: судьи на соревнованиях, аттестационная комиссия при сдаче на пояс зачастую одеты в классическую официальную одежду, пиджак и рубашку.
В контексте символической выразительности кимоно обладает выраженной эстетической, практической и возрастной функцией. Последняя указывает не на реальный возраст, а на возраст в символической реальности каратэ, который определяется мастерством.
Кимоно указывает также на разную степень принадлежности: форма, цвет кимоно и различные дополнительные элементы (юбка хакама у занимающихся айкидо, к примеру; чёрный цвет кимоно у ниндзюцу) указывают на принадлежность к виду, стилю и школе боевого искусства.
Существуют функции главные и второстепенные. Сообразно выразительному ряду главными функциями кимоно выступают всё же принадлежность и функция определения мастерства (старшинства). К ним мы добавим функцию эстетическую. Её особенность в том, что эстетика в боевых искусствах комплексная - это эстетика зала, одежды и действия, и как таковая она перекликается с функцией практической. Практика становится эстетикой, а эстетика - идеалом практики. В этом и заключается смысл любого искусства - создавать красоту.
Кимоно само является символом принадлежности к боевым искусствам - будо. Современная идеология будо совмещается в секциях боевых искусств со спортивными принципами, сформированными олимпийским движением.
Философия и идеология восточных единоборств во многом совпадают с целями олимпизма: «...будо - это духовные системы... Их цель - самосовершенствование личности» [12, с. 21]. Восточная традиция предполагает этикет, который включает в себя правильное поведение и правильное оформление.
Олимпизм выступает как философия «чистого спорта», незапятнанного символического поля, которое должно транслировать вовне социальные идеалы современности. Подобно религиозному ритуалу, спорт служит общественно нужной цели. Фигура спортсмена в такой символической системе олицетворяет такие ценности, как courage (отвага), gameness (способность к игре), composure (спокойствие) и integrity (моральная чистота) [1,с. 365]. Символизм костюма в такой интерпретации будет носить двоякий характер: с одной стороны, он будет являться частью фигуры спортсмена, с другой - олицетворять для самого спортсмена специфику и культуру его вида спорта. Одежда, в особенности в восточных единоборствах, несёт в себе философский смысл, являясь одним из главных носителей традиционной культуры единоборств. Одноцветное, белое, реже бежевое, синее или чёрное, лишённое лишних элементов и украшений, оно призвано лаконично относить нас к главным ценностям духовного пути.
Выражение принадлежности заключается в использовании кимоно не только в качестве одежды, но и в качестве символа. Кимоно становится идеей, понятием, визуальным знаком, идентификатором. Принадлежность к спорту и единоборствам в целом и к какому-нибудь его виду в частности вполне может являться одной из точек самоидентификации и транслироваться окружающим посредством изображений на повседневной одежде. Современный рынок предлагает широкий спектр одежды с символами, обозначающими принадлежность к разным видам спорта, и к единоборствам в том числе. Для обозначения принадлежности к видам единоборств используется вещественная атрибутика конкретного вида единоборств: для бокса перчатки, для борьбы - борющиеся люди в борцовском трико, для тхэквондо - одетые в тобок (униформа белого цвета, схожая по крою с кимоно) спортсмены [об идентичности в спорте см. 2].
Изображение одежды спортивной появляется на одежде повседневной, добавляя ей новое измерение. Если мы примем спорт как один из «конструктов культурной идентичности»[5, с. 87], то различные виды спортивной одежды будут маркерами идентичности групповой. В этом качестве кимоно выступает как универсальный символ будо, так как используется во всех боевых искусствах японского направления.
Крой кимоно и дополнительные элементы являются более узкими идентификаторами по видам боевых искусств. К примеру, в дзюдо используются кимоно белого и синего цвета, в айкидо на кимоно может надеваться хакама (чёрная юбка), в стилях киокусина используется кимоно с короткими рукавами и т.д.
Внутривидовая стилевая принадлежность обозначается эмблемой. Как правило, в современных стилях будо существуют две эмблемы - графическая и иероглифическая.
На кимоно наносится иероглифическая эмблема. К примеру, в синкиокусинкай каратэ она расположена на левой стороне груди. В группах ФСК РК и МФКК его называют «чинден», но в других видах боевых искусств этот термин при авторе не употреблялся.
Эстетическая функция структурно смешивается с функцией стилевой принадлежности и символической выразительности. Айкидо, к примеру, согласно поговорке, является боевым искусством интеллектуалов. «Дзюдо - для всех, каратэ - для фанатов, айкидо - для интеллектуалов» - говорит в интервью Владимир Тагиров, 5-й дан айкидо [16].
Подобное позиционирование отделяет айкидо от других видов, требует эстетического усложнения кимоно. Это усложнение обеспечивает хакама - старинный элемент японской одежды, носимый самураями. Чёрные широкие штаны надевают поверх белого ги, это символизирует благородство айкидо, его высокий класс и добавляет элитарные нотки. Эстетика хакама связана также и с техническим наполнением айкидо - скрывающее ноги одеяние добавляет красоты при плавных перемещениях и амплитудных бросках, создавая визуальный ряд, отличный от дзюдо или джиу-джитсу. Хакама, таким образом, усложняет символ и добавляет ему эстетической глубины.
В стилях киокусина используется кимоно с коротким рукавом. Такой символизм очевиден - созданное знаменитым Масутацу Оямой полноконтактное каратэ изначально позиционировалось как противовес бесконтактным стилям (к примеру, сётокан). Короткие рукава создают эстетический эффект «закатанных рукавов» и выражают готовность к действию, в данном случае - к поединку в полный контакт.
Цвет также имеет значение. Популярное направление ниндзюцу, позиционирующее себя как боевое искусство японских шпионов и разведчиков синоби. В этой работе не рассматривается, является ли это боевое искусство реальной традицией или «новоделом», созданным в угоду рыночной конъюнктуре для использования широко тиражированного в кинематографе образа наёмного убийцы и шпиона ниндзя. Тем не менее в группах, где занимаются этим видом боевых искусств, используют чёрное кимоно. Чёрный цвет -это цвет ночи и тайны, он идеально подходит для передачи эстетики.
Главным элементом кимоно является пояс. Именно он отвечает за функцию возрастной принадлежности, которая применительно к боевым искусствам отражается в мастерстве. По своей семантической насыщенности пояс является чуть ли не отдельным символом и порой надевается без кимоно.
Пояс обозначает степень мастерства занимающегося. Она обозначается цветом пояса для ученических степеней (кю) и нашивками на пояс - для мастерских степеней (дан). Всего 10 ученических степеней кю и 10 мастерских степеней дан. Система степеней существует во всех стилях будо: айкидо, дзюдо, каратэ, джиу-джитсу и т.д. Степени мастерства выстраиваются в иерархическую структуру: сэнсэй, сэмпай, старшие пояса (сэмпаи по отношению к младшим), младшие пояса.
Мастерство, таким образом, образует иерархию. Что означает иерархия в боевых искусствах? В первую очередь, это отношение к традиции. Традиция подразумевает воспроизводство через преемственность от учителя к ученику. Однако воспроизводство и преемственность - это традиционная функция семьи. Подобно тому, как «рождение сына означает, что однажды он станет жрецом того божества, в которое превратится умерший предок» [10, с.20], преемственность на духовном пути означает,
что ученик продолжит передавать боевое искусство учителя и, встав на его путь, почитать его. Обязательным элементом оформления залов для занятий (додзё) каратэ, айкидо, дзю-дзюцу и т.д. является наличие портрета основателя стиля и портретов значимых для зала и школы фигур.
Таким образом, все элементы кимоно складываются в определённую функциональную структуру. Кимоно само обозначает принадлежность к будо, его эстетическая составляющая углубляет эту принадлежность до видовой, а уже внутри вида (направления) различия между школами и стилями заключаются в эмблеме. С другой стороны, пояс призван обозначать принадлежность возрастную, идентифицировать занимающегося видом боевых искусств уже внутри группы (школы) согласно степени его мастерства. Кимоно является многоуровневым показателем идентичности.
Обширный функционал кимоно создаёт основу для определения его символической роли. Кимоно относится к категории вещей традиционных, необычных, старинных. Кимоно принадлежит к ряду вещей, функция которых неочевидна, скрыта, эти вещи «уникальные, диковинные, фольклорные, экзотические, старинные» [8, с.83]. Однако там, где кимоно используется, его наличие обязательно. Кимоно является элементом «этикета додзё», в восточных единоборствах за ношением кимоно строго следят. Строгость соблюдения данной нормы зависит от конкретной секции или тренера. Как правило, новичкам разрешается некоторое время заниматься без кимоно. Закрывают глаза на единичные случаи посещения занятий без кимоно в другой спортивной форме -хотя в таком случае тренер или другие занимающиеся задают вопрос: «Что с кимоно случилось?». В ходе проведения включённого наблюдения автору не раз приходилось отвечать на данный вопрос или слышать, как его задавали. В г. Элиста тренер предложил автору, если нет возможности носить кимоно на тренировке, соблюдать норму частично и надевать хотя бы пояс [Полевые материалы автора].
Кимоно, таким образом, обладает особой важностью. Как «старинная вещь», кимоно отвечает «императиву совершенного, законченного существа» [8, с. 85]. Кимоно -это конкретное и осязаемое, вещественное и достоверное напоминание о прошлом. В символическом мире «завершённое существо» облачено в кимоно, оно носило его в идеальном прошлом. В японских боевых искусствах таким прошлым является момент основания и создания стиля.
Любой стиль боевых искусств имеет основателя. На портрете он всегда изображён в кимоно. Миф о первоначале конкретизирован: каждое боевое искусство создано конкретным человеком. Основателем айкидо был Морихей Уэсиба, основателем дзюдо - Дзи-гаро Кано, каратэ шотокан - Фунакоси Гитин, каратэ киокусин - Масутацу Ояма.
Имена основателей навсегда вошли в историю их стилей, они стали символами своих боевых искусств. Как создателей стиля, их мастерство было объявлено эталонным, а потому - совершенным. Рассказы об их искусности являются частью дискурса любого зала боевых искусств. Их мастерство - залог совершенства созданного им стиля. Боевое искусство уже рождается совершенным, и поэтому традиция будо всегда обращена в прошлое. Своеобразной мифологической иллюстрацией, призванной показать регрессию современности по отношению к прошлому, является история о том, что на заре появления в киокусин каратэ были разрешены удары в пах и голову. Именно в такой жесткой и абсолютной обстановке воинский дух, составляющий суть киокусин каратэ, был совершенным. Однако с целью снизить травматизм были введены ограничения: опасные удары были запрещены. Рассказы об этом моменте истории являются частью дискурса любого зала (додзё) киокусинкай.
Кимоно - это символическое свидетельство подлинности, наиболее яркий «след творчества» основателя. Кимоно - это разделитель на подлинное и неподлинное. Автору приходилось слышать такие замечания относительно кимоно: «Без хакамы (обязательного элемента, надеваемого поверх кимоно в айкидо) это не искусство, а какая-то самодеятельность». И ещё: «Без кимоно каратэ становится кикбоксингом». Иллюстрируя неподдельную духовность практики, кимоно наглядно демонстрирует устремлённость боевых искусств в прошлое.
Современные стили боевых искусств находят свои корни в истории: у каждого основателя был свой учитель. Цепочка ученик-учитель в боевых искусствах никогда не прерывается, она вплетается в идеологию и мифологию стиля. Один стиль как бы произрастает из другого, ученик, не в силах превзойти учителя на его поле, в его стиле, создаёт свой - так было с большинством стилей будо. Устаревшие стили, будзюдцу, которые не соответствовали современным реалиям или которыми невозможно было заниматься в современности, сменились более молодыми, созданными на их основе. Айкидо произошло из айки дзю-дзюцу, дзюдо - из раличных стилей дзю-дзюцу, каратэ -из окинавских стилей. Цепочка традиции, передачи не только знаний, но и духовных свойств ведёт через фигуру основателя стиля своё начало в условную глубь времён. Все практикующие каратэ понимают, что каратэ, созданное во второй половине XX века, является легитимным продолжателем традиции боевых искусств.
В боевых искусствах прошлое многослойно: это и основание стиля, и его преемственность (традиция), и, конечно же, тот воинский дух, который отсутствует сейчас. Прошлое боевых искусств - это воспоминание о том времени, когда будо являлось бусидо. В прошлом дух был доведён до абсолюта - ведь боевые искусства вели к абсолютному результату, к смерти. Эта романтика древности раскрыта в современной массовой культуре, в классических (к примеру «Семь самураев» режиссёра Акира Куро-сава) [17] и более популярных фильмах, в литературе (к примеру, роман «Десять меченосцев» о Миямото Мусаси знаменитого писателя Эйдзи Ёсикава) [13]. Воинская доблесть исторической Японии, как она представлена в массовой культуре, является идеальным пространством, запечатлённым в символизме кимоно в практике боевых искусств в современной России.
Боевые искусства в России заключают в себе противоречие между прошлым и настоящим, которое раскрывается в противопоставлении традиции и спорта, подлинного инобытия и неподлинной реальности. В таком противоречии сакрального и профанного функционал каратэ, заключающийся в принадлежности к группе и к положению внутри группы, связан, прежде всего, с его символической ролью в практике боевых искусств.
Кимоно «заколдовывает время» [8, с.84]. В противовес повседневной одежде, современной моде, кимоно постоянно. Повседневная одежда с одной стороны слишком рациональна, она свидетель настоящего положения вещей, «реальной» практичной жизни современной западной экономической цивилизации. Она свидетельствует о таких фактах, как социальное положение, личностные характеристики, финансовое состояние. Она также подвержена влиянию моды, её символизм непрочен и недолговечен - что свидетельствовало когда-то, теперь не означает ничего. Кимоно же лишено этих недостатков, надев его, практикующий окружает себя правильной и подлинной реальностью.
Многогранность и насыщенность символического функционала кимоно свидетельствует о его первостепенной роли в формировании знакового пространства боевых искусств. В структуре интереса к боевым искусствам символическое пространство выступает как определяющий фактор. Именно оно превращает спортивную практику в духовное действие - боевое искусство, будо.
Список литературы
1. Birell S.. Sport as Ritual. Interpretations from Dürkheim to Goffman//Social Forces. vol. 60. #2. 1981.P. 354-376
2. McClancyJeremy. Sport, Ethnicity and Identity. 1996. 203 p.
3. Olympic Charter (in force as from 6 august 2015). Lausanne. Switzeland. 2015
4. Sage George H. Sport and Social Sciences//Contemporary Issues in Sports. sep. 1979. P 1-14
5. Абдулкаримов С. А. Спорт и культурная идентичность в современном обществе: история и современность//Этнографическое обозрение. 2004. №5.с.87-94
6. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М. 1971. 523 с.
7. Богданова Д.Ш. Спортивное тело как объект культурфилософского дискурса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. №2 (2). 2012. C. 51-58
8. Бодрияр Ж. Система вещей. М. 2001. 218 с.
9. Боева О.А. Знаковые функции и символы традиционной народной одежды // Известия Волгоградского педагогического университета. № 3(57). 2011. с.52-55
10. Болон Жан-Клод. История безбрачия и холостяков. М. 2010. 480 с.
11. Гимаева Р.М. Личностные факторы значимости одежды // Мир науки, культуры, образования. №3(52). 2015. С. 228-230
12. Дрэгэр Донн Ф. Классические будзюцу. Киев. «София». 2000.111 с.
13. Ёсикава Эйдзи. Десять меченосцев. Роман-эп. М. 2005. 864 с.
14. Толстая С.М. Символический язык одежды//Славянская традиционная культура и современный мир: сб. мат. науч. конф. Вып 8. М. 2005. С. 42-53
15.Шунтова Т. С. Прототипичный подход к исследованию наименований спортивной одежды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №114. 2009.с.249-254.
16. Видеоролик «Айкидо с Владимиром Тагировым - часть 1. Интервью с мастером айкидо айкикай и демонстрация техники» (взято 17.02.2018 из https://www.youtube.com/ watch?v=VQ0U5rT0DU0&list=PLFG8KxzP_co-P1J7S5aeUQYLwyUZ1Ed_F)
17. Семь самураев. Реж. Акира Курасава. Япония. 1954