Интертекстуальные особенности русских патриотических песен (лингвистический аспект)
Грищук Артём Валерьевич,
аспирант, кафедра зарубежной филологии, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет
E-mail: grishchuk-artem@mail.ru
Дельвиг Наталья Андреевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет
E-mail: natad1313@yandex.ru
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что такая сфера жизни, как патриотизм, давно проникла почти во все проявления культуры общества. В большинстве случаев патриотическое воздействие на сознание происходит на визуальном уровне: на улицах люди видят плакаты и бил-борды, дома смотрят телевизионные программы и видеоролики. Но кроме визуальной информации существует и аудиаль-ная. Музыкальные композиции используются в современном мире не только в качестве легкого досуга, дающего возможность отвлечься от дел либо наоборот настроиться на нужный лад, но и зачастую несут в себе конкретный патриотический подтекст.
В данной статье речь идет об интертекстуальных особенностях современных русских патриотических песен. Автор дает определение терминам «песенный дискурс», «патриотическая песня» и «интертекстуальность». На примере отдельных русских патриотических песен начала XXI века автор анализирует функционирование феномена интертекстуальности с лингвистической точки зрения, приходя к выводу, что современные патриотические песни насыщены образами, интуитивно понятными каждому представителю российской лингвокультуры.
Ключевые слова: патриотическая песня, интертекстуальность, песенный дискурс, лингвистический аспект, музыка, патриотизм, Родина, символ.
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что такая сфера жизни, как патриотизм, давно проникла почти во все проявления культуры общества. В большинстве случаев патриотическое воздействие на сознание происходит на визуальном уровне: на улицах люди видят плакаты и билборды, дома смотрят телевизионные программы и видеоролики. Но кроме визуальной информации существует и аудиальная. Музыкальные композиции используются в современном мире не только в качестве легкого досуга, дающего возможность отвлечься от дел либо наоборот настроиться на нужный лад, но и зачастую несут в себе конкретный патриотический подтекст. Одни из песен скрывают его под художественными образами, а другие, напротив, ярко выражают объектами, непосредственно связанными с патриотизмом. Патриотические музыкальные символы, объединяющие большие группы людей, со временем начинают встречаться в произведениях все чаще и чаще. Это связано с тем, что определенные образы сильнее, чем другие, воздействуют на патриотическое сознание людей и, в конечном счете, имеют больший эффект. В настоящее время без исполнения разнообразных песен не обходятся ни разнообразные официальные мероприятия государственного масштаба, ни оппозиционные митинги и акции протеста. Соответственно, представляется целесообразным рассмотреть феномен патриотизма с точки зрения его функционирования в современных русских патриотических песнях в рамках интертекстуальности.
Целью данного исследования является анализ интертекстуальных особенностей современных патриотических песен. Для достижения указанной цели необходимо дать определение «песенного дискурса» и «патриотической песни», а также определение понятия «интертекстуальность», после чего на примере современных патриотических песен охарактеризовать функционирование в них феномена интертекстуальности с точки зрения лингвистического аспекта.
Песни всегда являлись значимым элементом в культуре народа, и в рамках лингвокультуроло-гии песенный дискурс является существенным ресурсом, отражающим базовые ценности и культурные составляющие. Для исследования механизмов формирования идентичности и раскрытия различных сторон взаимодействия общества с его языком, необходимо постоянно глубоко изучать этот ресурс.
В социальном конструктивизме и постструктурализме дискурс описывается и характеризует-
ся о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ся выраженной в тексте идеологической ориентацией, набором тем, пресуперпозиций и действий в социуме. При этом он всегда связан с историей, отражает культуру и формируется обществом, а потому узнаваем и отображает различные контексты. Песенный же дискурс в данной статье будет рассмотрен в соответствии с подходом Н. Фэрклоу, в рамках которого контекст создания песни и ее интерпретации наряду с текстовой составляющей включаются в это понятие.
Являясь средством отражения и выражения внутреннего мира и взгляда из него на внешний мир, песня как культурная единица представляет собой определенную эмоциональную, эстетическую и нравственную позицию создателя.
Сохранение и распространение культуры и ее составляющих, происходит в том числе и в рамках песенного дискурса. Песня, благодаря своему проникновению в самые разные области жизни, способна отразить ключевые ценности и взгляды на мир, изменения в социуме, этические аспекты жизни, социальную позицию, различные события и многое другое. При этом она обладает способностью влиять на создание и поддерживать определенные нормы поведения и культуры, и участвовать в процессе преемственности поколений. Поль Рикёр, философ-герменевт, отметил, что музыка является способом бытия, и это совершенно верно. Музыка вообще и песни как её частное - это способ познавания и трактовки мира. Влияние песен на людей порой достигает величайшей интенсивности, и процесс познания и интерпретации мира получается крайне глубоким. Именно из-за этого, для того чтобы изучить культуру, традиции, особенности восприятия мира, мировоззрения, выявить определенные черты лингвокультурного сообщества, необходимо исследовать песенные тексты, которые обладают популярностью у групп людей разного пола, возраста, профессий, и относящихся к разным социальным слоям [10, с. 40].
Наряду со сказанным, песня является и определенным голосом во взаимодействии различных обществ и культур, а также отдельных людей, и так было всегда с момента формирования человеческого общества. Посреднические функции песни в рамках взаимодействия людей и народов наиболее ярко проявляются в периоды различных типов напряжения во взаимоотношениях, например политического и социального, что и происходило практически весь прошлый век. Значимость песни усилилась и акцентировалась, в условиях возникновения и подъема различных общественных движений в рамках борьбы за права определенных слоев, приведшей к возникновению разнообразных субкультур. Песня явилась самым доступным способом выражения собственной позиции и идеи. Она стала инструментом передачи 5 прогрессивных взглядов на устройство социума, § нового мировоззрения, и в условиях изменяющих-£3 ся социальных процессов обрела дополнительные еЗ функции и роли. Это повлекло за собой измене-Ц ние отношения к песне, и она перестала считаться
чем-то исключительно развлекательным, обретя идеологические функции [11, с. 9].
Невозможно отрицать значимость песен в формировании и укреплении социальной и национальной принадлежности и идентичности, в сохранении сплоченности и связей на различных уровнях, поскольку она создает чувство единства, принадлежности к чему-то большему. Так, в песнях ис-паноязычных авторов в 60-х годах прошлого века хорошо прослеживаются такие социальные темы как конфликт поколений и необходимость саморазвития, протесты против войны и потери духовной составляющей из-за развития технологии и так далее.
Сложное сочетание вербального и невербального компонентов песни - это то, чем является песенный дискурс. Из-за того, что песня способна нести в себе чувственные и эмоциональные составляющие, у нее появляется возможность достичь синхронности с миром и слушателем, потому что именно таково стремление автора и исполнителя песни. При всей своей структурной простоте, выраженной в повторяемости музыкальной части припева и куплетов, песня является важнейшей и популярной частью культуры.
Единство двух составляющих, лингвистической и экстралингвистической, также является проявлением двойственности песни. Через передачу нарративного текста, в виде историй и распространенных ситуаций, и аргументативного текста, в виде мнения и отношения автора, текст уточняет чувственные и эмоциональные составляющие, и это является его ключевой функцией [1, с. 100]. В песнях различных жанров присутствует своя структура и специфческие особенности тем, и это тоже относится к лингвистической составляющей [5, с. 58]. В то время как социолингвистические характеристики и особенности моделей поведения, наряду с особенностями и характером музыкального воплощения, жанра и т.д., являются частями экстралингвистической составляющей.
Посредством «скрытых предписаний, основ меры окружающего мира...» песня демонстрирует культурные шаблоны и ориентиры [6, с. 28]. Через песню формируется общее представление «о характерных, присущих народу чертах», этнических и культурных [6, с. 29]. Также находит свое отражение и ментальность как проявление народного характера, и культурный фон времени, и различные исторические и социальные процессы, являющиеся частью конкретного общества, и менталитет, через который проявляется характер и специфика души определенного народа.
Любой вид дискурса реализует определенные функции, и песенный дискурс не является исключением. К функциям песни относят:
1. Эмотивную, направленную на активизацию способности слушателя сопереживать автору в его эмоциональной оценке событий, отраженных в песне.
2. Конативную, призванную повлиять на получателя посредством сообщения. Песня являет-
ся «определенным побудительным дискурсом» и, в рамках отражения духа эпохи, транслирует «характерную реализацию идеологии конкретного времени».
3. Референтную, в рамках которой слушателю дается некоторая информация содержательно-фактуального характера, в связи с тем, что в песнях, как правило, присутствует конкретная ситуация, на которой базируется текст песни.
4. Поэтическую, сосредоточенную на тексте и направленную на придание форме информации, которая в нем содержится, образности, выразительности и уникальности, таким образом она исполняет эстетическую роль.
5. Фатическую, в рамках которой, устанавливается и поддерживается контакт между исполнителем и слушателем. Инструментами для этого служат различные средства языка, в виде форм предложений, местоимений, формы второго лица и прочих средств стилизации близких доверительных отношений [7, с. 200].
В силу присутствия общих черт у дискурсов лирической поэзии и песенного, таких как средства и способы передачи мыслей, образов и чувств, особенности композиционного построения, наличие «скрытого сюжета» и подтекста, песенный дискурс традиционно не обосабливался от дискурса лирической поэзии и считался лишь ее вариацией.
Интертекстуальность как связь произведений в жанре, идентичности тем (традиционные человеческие ценности), похожести мотивов (чувства), так же в качестве элемента присутствует в обоих дискурсах [2, с. 182]. Аллюзии на различные значимые культурные единицы, их частичное воспроизводство, отсылки к прецедентным текстам, все это определенные аспекты выражения и реализации интертекстуальности.
Диалогизм в песенном дискурсе выражается не только в преимущественном употреблении форм 1-го и 2-го лица различных частей речи, в форме предложений (императивной и вопросительной), но и в большом количестве обращений.
Сама стихотворная форма представляется важным признаком дискурса лирической поэзии. При этом такая форма не является характеристикой песенного дискурса или его отличительной чертой. Поскольку несмотря на то, что тексты в форме стиха и встречаются наиболее часто, в определенных жанрах песен (сюда можно отнести, например, рэп) нерифмованные строки также вполне распространены.
Интертекстуальность, адресатность, когерентность, прагматичность, идеологичность являются характерными и ярко выраженными чертами песенного дискурса.
Наряду с ними в качестве характеристики песенного дискурса необходимо упомянуть и субъективность и аксиологичность. В песнях посредством определенного стиля, образов и оригинального ощущения мира, находят свое отражение культурные ценности и противоположные им явле-
ния и феномены. Справедливо будет относиться к тексту песни как к произведению художественной речи, исходя из того, что такие признаки как композиционно ритмическое построение, подход к донесению позиции автора, используемые образно-поэтические средства, присутствие подтекста, интертекстуальность, диалогичность и пр., являются общими для лирической поэзии и текстов песен. Вместе с тем, ввиду присутствия характерных именно для песни черт, таких как роль слушателя, и простота содержания, позволяет отделить песенный дискурс от дискурса лирической поэзии.
Тема любви к Родине всегда была одной из ключевых в традициях песенно-поэтического творчества разных народов мира. Еще в сочинениях поэтов древнейших времен, в былинах и балладах воспевался героизм как простого народа, так и правителей, вождей и военачальников, а также воспевались гордость и боль за родную сторону, за державу. В русской патриотической поэзии известны песнопения авторства Ивана IV Грозного, одно из которых восхваляет Владимирскую икону Божией матери, по легенде защитившую Москву от Тамерлана. После победы над Наполеоном в 1816 году был утвержден первый официальный гимн «Молитва русского народа». В авторской песне второй половины XX века, в условиях идеологического контроля, осмысление истории России, недостатки социалистического строя, духовная несвобода, боль за проблемы общества и пути Родины были замаскированы шуточно-сатирическими повествовательными образами. Кроме этого, тема патриотизма проявилась в жанре военных баллад, так как многие из основателей авторской песни были участниками Великой Отечественной Войны.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единое определение патриотической песни. Однако, учитывая содержание данной разновидности песенных текстов, можно предложить следующее определение: патриотическая песня -это песенный текст, в котором основное внимание уделяется идеям патриотизма или же патриотическим символам.
Как уже было сказано выше, песенному дискурсу (в том числе и патриотическим песням) присуща интертекстуальность.
Под интертекстуальностью принято понимать «формирование смысла текста другим текстом с помощью преднамеренных композиционных стратегий, таких как цитата, аллюзия, калька, плагиат, перевод, стилизация или пародия, или взаимосвязями между похожими или родственными произведениями, воспринимаемыми аудиторией или читателем текста» [3, с. 43].
Современные патриотические песни насыщены интертекстом.
Так, например, в патриотической по смыслу песне Дениса Майданова «Мой флаг» есть такие строки: «Я поднимаю свой флаг моего государства. Я поднимаю свой флаг моего государ-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ства...». Очевиден приоритет музыки над текстом и эстрадная направленность произведения, отсюда вытекает противоречие принципам авторской песни.
Национальная, вросшая в русские души память о последней Отечественной войне находит отражение в творчестве молодых бардов, выступающих сегодня на фестивальных площадках. У лауреата различных бардовских фестивалей Елены Санаровой в песне «Русские солдаты» есть строки:
Словно в землю на века вросли,
Но врагов нежданных не впускали!
Полумертвые в атаку шли,
Их полуживые прикрывали.
Сколько безымянных вас лежит?...
Интересным аспектом для сравнения является восприятие различными исполнителями концепта «Родина». Например, трудно найти музыкальную группу, чаще уделяющую внимание патриотическим мотивам, чем «Любэ». Вот отрывок из композиции «За тебя, Родина-мать!» 2014 года: «.Головы вверх гордо поднять. За тебя, Родина-мать! / Мы до конца будем стоять. За тебя, Родина-мать! /Мы будем петь, будем гулять. За тебя, Родина-мать! / И за страну трижды ура! За тебя, Родина-мать.». В данном случае можно наблюдать повторение традиционного для российской культуры образа «Родины-матери», история которого начинается еще в Древней Руси [8, с. 34]. Несмотря на древность происхождения, он по-прежнему используется в проправительственных патриотических песнях как социально-эмпатический образ. Его особенностями являются естественное происхождение, врожденность и неотчуждаемость.
При этом оппозиционно настроенные музыканты порой напрямую покушаются на этот один из самых сильных проправительственных образов. Группа «Anacondaz» в композиции 2019 года «Пусть они умрут» упоминает такие понятия как «Родина-мать» и «Вождь-отец», причем слово «мать» рифмуется с обсценным глаголом, которым обозначается деятельность Родины и Вождя по отношению к лирическому герою. Такое положение дел описывается как «Самый что ни на есть абьюзивный инцест». Подобное заявление по своему смыслу не просто отрицает ценность проправительственного образа «семьи», но и указывает на угнетение, проводимое с помощью этих символов. Та же группа «Anacondaz» насыщает политическими символами не только тексты песен. На обложке ее мини-альбома «Мои дети не будут скучать» изображение скульптуры «Родина-мать зовет!» скрещено со средневековой скульптурой 5 «La Mort Saint-Innocent», олицетворяющей «свя-о тую невинную смерть» [9]. Это привело к обраще-£3 нию в прокуратуру, составленному директором S музея-панорамы «Сталинградская битва» А. Де-Ц ментьевым.
Однако, в патриотических песнях можно также наблюдать и шуточно-сатирическое, ироничное изложение авторского отношения к политической действительности. Так у дипломанта 46 Грушин-ского фестиваля, проходившего в 2019 году, Ольги Рязановой из г. Тюмень название стихотворения «Денег нет, но вы держитесь!» позаимствовано из известного афоризма председателя правительства Д. Медведева.
Анализ песни «Родина» Сергея Трофимова показывает свободное, легкое, образное восприятие Родины; здесь есть святые понятия, впитанные из «бабушкиных сказок», но с налетом беспечного счастья. Нельзя даже сравнить смысловую составляющую этого произведения с поэтической высотой слога В. Высоцкого или глубиной исповедальных элегий А. Дольского. В тексте песни «Генофонд» С. Трофимов легким юмором проходит над известной фразой В. Путина:
Я уродился ладно скроенным,
Умом и статью удался,
Патриотически настроенным
Мочить в сортире всех и вся....
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно интертекстуальных особенностей современных русских патриотических песен, а именно:
1. Песни могут быть истолкованы как креоли-зованный продукт, то есть выступают в качестве сочетания оформленного в устной или письменной форме вербального текста и музыкальной составляющей. Помимо этого, песни выступают как творческий результат ситуативно обусловленной общественной коммуникации, находясь под непосредственным воздействием экстралингвистических показателей конкретной ситуации общения. Кроме того, представляется возможным заключить, что в текстах песен преобладающими выступают информативный и репродуктивный типы.
2. Темы любви к Родине, понятий чести, долга, будут актуальны всегда, в любом виде искусства. Тема трагедии войн, прошлых и современных, неизменно находят отражение в современной авторской песне, которая является зеркалом общественных настроений. Патриотическая песня сегодня звучит не только на эстраде и у бардовских костров, во многих городах проводятся крупные фестивали патриотической песни в рамках школьного воспитания, в культурных центрах силовых структур. Как бы не ругали современные критики «показной неопатриотизм», любовь к Родине заложена в сердце русского человека очень глубоко и навсегда, и если она находит выражение в искусстве, в песенной поэзии, то такое искусство очень ценно.
3. В настоящее время большинство музыкальных произведений патриотической направленности используют те символы, которые изначально имели естественное, природное происхождение. Идея предельно понятна: все, что было еще до по-
явления этих песен, хорошо работает и находится в гармонии. Также стоит отметить, что многочисленные символы патриотизма используют в своих произведениях музыканты, придерживающиеся различных политических взглядов, но противопоставляют и сталкивают символы друг с другом, в основном, оппозиционеры. Это вполне объяснимо, если учесть, что оппозиционные исполнители не централизованы: трудно выделить какую-то главную песню или какого-то главного исполнителя. В то же время такое разнообразие позволяет произведениям контркультуры находить больший спектр целей для политико-символических атак.
Литература
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1963. - 378 с.
2. Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. Влияние музыки на человека // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2. - С. 181-183.
3. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Очерки социального бытия искусства. - М., 1999. - 241 с.
4. Житомирский Д., Леонтьева О. Миражи музыкального прогресса // Кризис буржуазной культуры и музыка. - М., 1963. - Вып. 4. - С. 229242.
5. Иванова И.П. К проблеме интертекстуальности в современной лингвистике // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. -№ 3. - С. 43-47.
6. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 87 с.
7. Орлов Г. (К. Закс). Древо музыки. - Вашингтон - СПб., 1992. - 408 с.
8. Рябов О.В. «Родина-мать»: история образа // Женщина в российском обществе. - 2006. -№ 3. - С. 33-46.
9. Хоркин К.А. Провластные и оппозиционные символы в современной российской музыке // Огарев-ОпНпе. - 2019. - № 7 (160). - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/provlastnye-i-oppozitsionnye-simvoly-v-sovremennoy- rossiyskoy- muzyke (дата обращения: 27.11.2022).
10. Чернявская В.Е. Лингвистика теста. Лингвистика дискурса: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2013. - 208 с.
11. Шиповская Л.П. Музыка и общество: социологический аспект (развитие и состояние музы-
кального сознания общества) // Сервис plus. -2013. - № 1. - С. 3-9.
INTERTEXTUAL FEATURES OF RUSSIAN PATRIOTIC SONGS (LINGUISTIC ASPECT)
Grischuk A.V., Delvig N.A.
Moscow City Pedagogical University, Sevastopol State University
The relevance of the study of the stated topic is due to the fact that such a sphere of life as patriotism has long penetrated almost all manifestations of the culture of society. In most cases, the patriotic impact on consciousness occurs at the visual level: people see posters and billboards on the streets, and watch television programs and videos at home. But besides visual information, there is also auditory information. Musical compositions are used in the modern world not only as an easy leisure activity, which makes it possible to escape from business or vice versa to tune in the right way, but also often carry a specific patriotic overtone.
This article deals with the intertextual features of modern Russian patriotic songs. The author defines the terms "song discourse", "patriotic song" and "intertextuality". On the example of individual Russian patriotic songs of the early 21st century, the author analyzes the functioning of the phenomenon of intertextuality from a linguistic point of view, coming to the conclusion that modern patriotic songs are saturated with images that are intuitively understandable to every representative of Russian linguistic culture.
Keywords: patriotic song, intertextuality, song discourse, linguistic aspect, music, patriotism, Motherland, symbol.
References
1. Asafiev B.V. Musical form as a process. - L.: Music, 1963. -378 p.
2. Bogatyreva Zh.V., Shutilova M.F. Influence of music on a person // Modern science-intensive technologies. - 2013. -No. 7-2. - S. 181-183.
3. Dukov E.V. Concert in the history of Western European culture. Essays on the social existence of art. - M., 1999. - 241 p.
4. Zhitomirsky D., Leontyeva O. Mirages of musical progress // Crisis of bourgeois culture and music. - M., 1963. - Issue. 4. -S. 229-242.
5. Ivanova I.P. To the problem of intertextuality in modern linguistics // Uchenye zapiski Tambovskogo otdeliya Rosmu. - 2015. -No. 3. - P. 43-47.
6. Makarov M.L. Fundamentals of the theory of discourse. - M.: Gnosis, 2003. - 87 p.
7. Orlov G. (K. Zaks). Music tree. - Washington - St. Petersburg, 1992. - 408 p.
8. Ryabov O.V. "Motherland": the history of the image // Woman in Russian society. - 2006. - No. 3. - S. 33-46.
9. Khorkin K.A. Pro-government and opposition symbols in modern Russian music // Ogarev-Online. - 2019. - No. 7 (160). -Electronic resource. - Access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/provlastnye-i-oppozitsionnye-simvoly-v-sovremennoy-rossiyskoy-muzyke (date of access: 11/27/2022).
10. Chernyavskaya V.E. Linguistics test. Discourse Linguistics: A Study Guide. - M.: Flinta; Nauka, 2013. - 208 p.
11. Shipovskaya L.P. Music and society: sociological aspect (development and state of the musical consciousness of society) // Service plus. - 2013. - No. 1. - P. 3-9.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со