Научная статья на тему '"с чего начинается Родина?": о развитии патриотической семантики в песенном тексте'

"с чего начинается Родина?": о развитии патриотической семантики в песенном тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
646
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ТЕКСТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / ТЕКСТОВЫЕ ЕДИНИЦЫ / АККУМУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА / SONG TEXT / PATRIOTISM / PATRIOTIC SEMANTICS / TEXT UNITS / ACCUMULATIVE FUNCTION OF LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левина Вера Николаевна, Ван Хуэй

Рассматривается вопрос о развитии патриотической семантики в песне с учетом жанрового подхода. Уделяется внимание текстовым единицам, которые актуализируют патриотическую семантику в песенном контексте. Представлены результаты функционально-семантического анализа текста песни «С чего начинается Родина». Авторы утверждают, что в текстовом сематическом поле этой песни актуализируется три уровня патриотической семантики. Характеризуются текстовые единицы, специфичные для каждого уровня. Новизна исследования видится в том, что особенности развития патриотической семантики в коммуникативном пространстве песенного текста проанализированы с применением понятия «текстовые единицы». Актуальность исследования обусловлена востребованностью песен в качестве эмпирического материала в современной научной парадигме, а также реализацией в них одной из главных функций языка аккумулятивной, то есть функции накопления и хранения информации, историко-культурной памяти, передачи ценностных ориентиров следующим поколениям. Подчеркивается, что обращение к теме патриотизма имеет важное общественно-социальное значение в рамках практики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного. Авторы используют термины текстовая пейзажная единица и текстовая единица с патриотической семантикой и разрабатывают их содержание. В ходе функционально-семантического анализа песенного текста выявлено исходное и потенциальное, приращенное содержание текстовых единиц с учетом контекстного окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Левина Вера Николаевна, Ван Хуэй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“How the Motherland Begins”: on Development of Song's Patriotic Semantics

The question of development of patriotic semantics in a song is considered taking into account genre approach. Attention is paid to text units that actualize patriotic semantics in the song context. The article presents the results of functional and semantic analysis of the text of the song “How the Motherland Begins.” The authors claim that in the text semantic field of this song three levels of patriotic semantics are actualized. Text units specific for each level are characterized. The novelty of the study is seen in the fact that the features of the development of patriotic semantics in the communicative space of the song text are analyzed using the concept of “text units.” The relevance of the study is due to the demand for songs as an empirical material in the modern scientific paradigm, as well as the implementation of one of the main functions of the language accumulative, that is, the function of accumulation and storage of information, historical and cultural memory, transfer of value orientations to the next generations. It is emphasized that the reference to the theme of patriotism is of great social importance in the practice of teaching Russian as a native, non-native and foreign language. The authors use the terms text landscape unit and text unit with patriotic semantics and develop their content. In the course of the functional-semantic analysis of song text, the initial and potential, incremented content of text units is revealed, taking into account the context environment.

Текст научной работы на тему «"с чего начинается Родина?": о развитии патриотической семантики в песенном тексте»

Левина В. Н. «С чего начинается Родина?» : о развитии патриотической семантики в песенном тексте / В. Н. Левина, Ван Хуэй // Научный диалог. — 2018. — № 12. — С. 107— 118. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-107-118.

Levina, V. N., Van Khuey (2018). "How the Motherland Begins": on Development of Song's Patriotic Semantics. Nauchnyy dialog, 12: 107-118. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-107-118. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 811.161.142:784.7+801.7

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-12-107-118

«С чего начинается Родина?»: о развитии патриотической семантики в песенном тексте

© Левина Вера Николаевна (2018), orcid.org/0000-0002-3732-6990, Scopus Author ID 57192235109, SPIN-code 4387-0134, доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка № 1, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия), levina_ vn@mail.ru.

© Ван Хуэй 2018), orcid.org/0000-0002-8045-0532, преподаватель русского языка, Даньчжоуский филиал Хайнаньского университета (Даньчжоу, КНР), vkhuey@mail.ru.

Рассматривается вопрос о развитии патриотической семантики в песне с учетом жанрового подхода. Уделяется внимание текстовым единицам, которые актуализируют патриотическую семантику в песенном контексте. Представлены результаты функционально-семантического анализа текста песни «С чего начинается Родина». Авторы утверждают, что в текстовом сематическом поле этой песни актуализируется три уровня патриотической семантики. Характеризуются текстовые единицы, специфичные для каждого уровня. Новизна исследования видится в том, что особенности развития патриотической семантики в коммуникативном пространстве песенного текста проанализированы с применением понятия «текстовые единицы». Актуальность исследования обусловлена востребованностью песен в качестве эмпирического материала в современной научной парадигме, а также реализацией в них одной из главных функций языка — аккумулятивной, то есть функции накопления и хранения информации, историко-культурной памяти, передачи ценностных ориентиров следующим поколениям. Подчеркивается, что обращение к теме патриотизма имеет важное общественно-социальное значение в рамках практики преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного. Авторы используют термины текстовая пейзажная единица и текстовая единица с патриотической семантикой и разрабатывают их содержание. В ходе функционально-семантического анализа песенного текста выявлено исходное и потенциальное, приращенное содержание текстовых единиц с учетом контекстного окружения.

Ключевые слова: песенный текст; патриотизм; патриотическая семантика; текстовые единицы; аккумулятивная функция языка.

1. Введение

Песенный текст является благодатным эмпирическим материалом для лингвистических исследований, так как это особый вид художественного поэтического текста. Песня представляет собой синтез вербальной и музыкальной знаковых систем, поэтому обладает рядом дифференцирующих признаков в системе текстов. Присутствие музыкального компонента в песне усиливает воздействие текста на эмоциональную сферу ее адресанта, на первый план выходит такая категория текста, как эмотивность, которая включает и модальность, и тональность, и оценку [Барташова и др., 2012]. На восприятие песни оказывают большое влияние индивидуально-личностные особенности исполнителя песни (темперамент, манера исполнения, тембр голоса и т. п.). «Пение текста» — это, как пишет С. С. Татубаев, «социально значимая, прагматически активная и эффективная форма реализации языка» [Татубаев, 1982, с. 115].

Песня «С чего начинается Родина» была написана для кинофильма о событиях Великой Отечественной войны «Щит и меч» и прозвучала в нем в 1968 году [Советская музыка]. Но спустя столько лет она присутствует в современном коммуникативном пространстве. Об этом свидетельствуют названия текстов СМИ, наименования программ развития патриотического воспитания школьников и молодежи, выступления политиков и общественных деятелей, тексты для сопровождения мероприятий патриотической тематики и т. п.

Эта песня является ярким примером гармоничного единства: текста поэта-песенника М. Матусовского, музыки В. Баснера и манеры исполнения М. Бернеса, который со свойственной ему искренностью, задушевностью, проникновенностью спел эту песню, до сих пор трогающую сердца людей разного возраста. Простым и понятным языком творческий коллектив создателей песни говорит о столь важном в наше время чувстве патриотизма, которое, конечно, в условиях глобальных общественных процессов подвергается трансформации. Кроме того, сложность такого феномена, как песня, требует поиска новых методов и подходов к его изучению.

Цель статьи — на примере песни «С чего начинается Родина» показать особенности репрезентации и развития в песенном тексте патриотической семантики.

За последнее время интерес к исследованию песен в лингвистике заметно вырос. Ученых интересуют экспрессивно-семантическая

структура русской лирической песни [Карапетян, 2001], содержательные и языковые особенности текстов современной эстрадной песни [Нагибина, 2002], стереотипность шлягера как текста массовой культуры [Григорьева, 2003]. В рамках когнитивистики исследуются коммуникативный и стилистический аспекты популярной лирической песни [Кострюкова, 2007], семантический объем и ассоциативный потенциал лексемы родина в песнях первой половины XX века [Мукосеева, 2009]; изучаются народно-песенные тексты [Чернова, 2010], песенный дискурс [Мензаирова, 2010]. А. Н. Полежаева рассматривает современный песенный текст в лингвоэкологическом аспекте, анализируя его речевые характеристики с точки зрения влияния на подростков [Полежаева, 2011]. Н. А. Седова изучает тексты лирических песен с позиций лингво-культурологии [Седова, 2013]. Таким образом, краткий обзор исследований песен свидетельствует о востребованности данной проблематики в современной научной парадигме и разнообразии методов и подходов к их изучению.

2. Анализ развития патриотической семантики в песенном тексте

Патриотическая семантика в песне репрезентируется текстовыми единицами, в которых она может быть исходной или приращенной, вторичной, потенциальной. Под текстовой единицей в настоящем исследовании понимается система единиц текста, выражающих информацию одного из типов: природную, событийную, философскую, культурную, психологическую и т. п. Информационный потенциал текстовой единицы раскрывается через систему лексических единиц, которые, как слова-«ключи», передают авторское видение окружающей действительности и отношение к ней. Однако форма выражения текстовых единиц может быть различной и варьироваться от единичной лексемы до целого текста.

Понятие «текстовые единицы» не ново в лингвистике. Многие филологи использовали соответствующий термин, но в зависимости от необходимости решения конкретных исследовательских задач вкладывали в него разное понимание. Некоторыми учеными выделялись термины лингво-культурема, интертекстема, логоэпистема, отражающие взаимодействие языка и культуры [Болотнова, 2010; Бурвикова и др., 2008]. В настоящем исследовании используется термин текстовые единицы, обозначающий понятие, которое разработано и достаточно подробно описано представителями Тамбовской лингвистической школы — профессором С. В. Писку-новой и ее учениками. Например, на материале художественных и публи-

цистических текстов были рассмотрены текстовые единицы с пейзажной семантикой, текстовые единицы с семантикой оценки, текстовые единицы голографического типа, описаны текстовые единицы «времена года» в системе языковой культуры Тамбовского региона, выявлены и проанализированы текстовые единицы с психологической семантикой и др. [Пискунова, 2002; Непрокина, 2008; Рвачева, 2009; Швецова, 2010; Товт 2010; Левина, 2013; Назарова, 2014 и др.]. Общетеоретические основы понятия «текстовая единица с патриотической семантикой» на примере русских песенных текстов XX—XXI веков были подробно рассмотрены в работе [Пискунова и др., 2017]. Приведенный перечень исследований свидетельствует о наличии системного подхода к изучению текстовых единиц в коммуникативном пространстве текста.

В структуре текста песни «С чего начинается Родина» три части — куплеты, каждый из которых начинается с риторического вопроса С чего начинается Родина? [Советская музыка]. Он выполняет функцию актуа-лизатора патриотической семантики: картинка в букваре, хорошие верные товарищи, соседний двор, песня, мать — маркеры любви к малой родине, связанные прежде всего с периодом детства (школа, двор, товарищи, мать, ее песни). При этом в завершающих двух строках первой части песни речь идет уже о зрелом чувстве патриотизма: С того, что в любых испытаниях // У нас никому не отнять [Советская музыка] — ключевая текстовая единица с патриотической семантикой по форме равная предложению. С чего начинается Родина? — это ключевой рематический компонент каждой части песенного текста.

Вторая часть песни представляет собой текстовую пейзажную единицу категории «локальный сельский пейзаж»: С заветной скамьи у ворот, // С той самой березки, что во поле, // Под ветром склоняясь, растет. // А может, она начинается // С весенней запевки скворца //И с этой дороги проселочной, // Которой не видно конца [Советская музыка]. Она может быть охарактеризована как многокомпонентная индивидуально-авторская политематическая единица текста, согласно определению структурно-содержательных компонентов текстовых пейзажных единиц, представленному в исследовании пейзажной картины мира в системе русской языковой культуры (подробнее о текстовых пейзажных единицах см.: [Левина, 2013]).

Авторы песни «С чего начинается Родина», используя такие единицы в тексте, отдают дань традициям, заложенным еще в народных лирических песнях с характерным для них приемом параллелизма между эмоциями, чувствами человека и природными явлениями, состояниями. Но в услови-

ях контекста песни пейзажную семантику в анализируемой текстовой единице следует считать исходной, а потенциальной является патриотическая семантика, так как многогранное понятие «патриотизм» включает всю палитру чувств, эмоций человека по отношению к родной земле, природе. Эта часть текста раскрывает юношеское чувство любви к родному дому. В тексте данное содержание репрезентируется следующими ключевыми лексемами:

1) заветная скамья (заветный — 'особенно ценимый, оберегаемый, свято хранимый'; 'самый дорогой для кого-л., задушевный') [ТСРЯ, с. 313]; контекстное употребление этого сочетания основано на метонимии, так как не сама скамейка сокровенная, желанная, а те воспоминания, которые с ней связаны;

2) поле — актуализирует семантику пространства (поле — 'обширное природное пространство'; 'пространство, охватываемое глазом') [БТСРЯ, с. 898];

3) весенняя запевка скворца — в тексте актуализирует семантику весны как начала жизненного цикла, молодости (весна — 'время года, которое наступает после зимы (март, апрель, май)'; 'весной называют период молодости или время радостных событий в жизни человека') [ТСРЯ, с. 151];

4) дорога, которой не видно конца — семантика выбора жизненного пути, поиска себя, бесконечности (дорога — 'направление, путь следования; направление деятельности, путь развития': Пойти по какой-л. дороге (выбрать направление деятельности). Нашёл свою дорогу (своё место в жизни, своё призвание)) [БТСРЯ, с. 277];

5) березка — дерево, традиционно считающееся символом России: «Образ березы воплощает истинно русскую "задумчивую красу" как страны в целом, так и малой Родины, и отчего дома» [Лелеко, 2009, с. 338].

В третьей части песенного текста речь идет о периоде зрелости мыслей и чувств человека, чувство любви к Родине становится осознанным и достигает своего апогея: И клятвы которую в юности // Ты ей в своем сердце принес [Советская музыка]. Информацию о зрелом периоде жизни актуализируют в тексте песни текстовые единицы, отсылающие к темам отчего дома и его покидания (табл.).

Автор текста использует слово-сигнал буденовка, которое актуализирует воспоминания о детстве, связанные с образом отца. Лексема буденовка является устаревшей и означает: 'красноармейский суконный шлем особого покроя с козырьком и ушами (первоначально — у буденовцев)';

Таблица

Текстовые единицы третьей структурной части песни «С чего начинается Родина»

Текстовая единица с патриотической семантикой Актуализированное содержание

С окошек, горящих вдали... возвращение взрослого человека в родной дом

Со старой отцовской буденовки, Что где-то в шкафу мы нашли. воспоминания о детстве, образ отца

Со стука вагонных колес дорога жизни

соответственно буденовец 'в годы Гражданской войны: боец 1-й Конной армии, которой командовал (1919—1923) С. М. Будённый' [БТСРЯ, с. 100].

Песенный текст имеет «открытый финал» (С чего начинается Родина...), давая читателю или слушателю возможность для размышлений.

3. Эволюционный характер патриотической семантики в песенном тексте

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что в анализируемом песенном тексте патриотическая семантика получает свое развитие. Каждая часть песенного текста соответствует определенному периоду жизни человека: первая часть — детство и подростковый возраст, когда чувство любви к малой Родине, чаще неосознанно зарождается (I у р о -вень патриотической семантики), вторая часть — юность, когда укрепляется это чувство (II уровень патриотической семанти-к и ) , третья часть — зрелость, когда у человека происходит переоценка ценностей, в том числе и отношения к своей Родине (III уровень патриотической семантики).

Авторам песни удалось показать эволюцию чувства патриотизма — от детского, еще смутного, скрытого чувства любви к малой Родине до большой гордости и осознанной верности своей Родине.

В тексте песни репрезентантами этого содержания являются текстовые единицы с патриотической семантикой, которая в условиях контекста в этих единицах может быть рассмотрена как приращенная. И если построить текстовое семантическое поле этого песенного текста, то можно предположить, что в центре будет находиться индивидуально-авторская текстовая единица «С чего начинается Родина». Уровневая организация патриотической семантики может быть представлена следующим образом (рис.):

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ключевые слова I уровня патриотической семантики

картинки в букваре товарищи, двор песни, мать испытания

ключевые слова II уровня патриотической семантики

заветная скамья березка, поле, весенняя запевка дорога

у ворот ветер скворца

ключевые слова III уровня патриотической семантики

окошки вдали старая отцовская буденовка в шкафу стук вагонных колес клятва в юности

Рис. Уровневая организация патриотической семантики в песенном тексте «С чего начинается Родина»

4. Заключение

Результаты анализа текста песни «С чего начинается Родина» позволяют заключить, что этот песенный текст может быть рассмотрен в двух аспектах: как собственно текст — ограниченное текстовое семантическое поле, которое может быть проанализировано в отношении развития в нем патриотической семантики через систему текстовых единиц, и как часть песенного дискурса XX—XXI веков, в структуре которого песня «С чего начинается Родина» может быть рассмотрена как масштабная, занимающая одну из ключевых позиций индивидуально-авторская текстовая единица с патриотической семантикой, которая входит в единое текстовое семантическое поле «Патриотизм» русских песенных текстов XX—XXI веков.

Безусловно, исследование песенных текстов является перспективным, так как в современном информационном пространстве песня выступает одной из форм коммуникации, средством передачи ценностных ориентиров последующим поколениям, поэтому песенные тексты имеют и важное аксиологическое звучание.

Источники и принятые сокращения

1. БТСРЯ — Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург : Норинт, 2000. — 1536 с.

2. Советская музыка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : sovmusic.ru.

3. ТСРЯ — Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под ред. Д. В. Дмитриева. — Москва : Астрель : АСТ, 2003. — 1582 с.

Литература

1. Барташова О. А. Специфика реализации текстовых категорий в тексте песни / О. А. Барташова, Н. А. Алексеева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2012. — № 1. — С. 27—36.

2. Болотнова Н. С. Использование эксперимента в исследованиях по коммуникативной стилистике текста / Н. С. Болотнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). — 2010. — Вып. 6 (96). — С. 33—38.

3. Бурвикова Н. Д. Логоэпистемическая составляющая современного языкового вкуса / Н. Д. Бурвикова, В. Г. Костомаров // Филологические науки. — 2008. — № 2. — С. 3—11.

4. Григорьева Т. А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Т. А. Григорьева. — Санкт-Петербург, 2003. — 18 с.

5. Карапетян Е. А. Экспрессивно-семантическая структура русской лирической песни как жанровой формы художественной речи и лексические средства ее формирования : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Е. А. Карапетян. — Ставрополь, 2001. — 25 с.

6. Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном; коммуникативном и стилистическом аспектах : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / О. С. Кострюкова. — Москва, 2007. — 24 с.

7. Левина В. Н. Пейзажная картина мира в системе русской языковой культуры : автореферат диссертации . доктора филологических наук / В. Н. Левина. — Тамбов, 2013. — 45 с.

8. Лелеко В. В. Образ березы в советской массовой песне 1960—1980-х годов / В. В. Лелеко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 101. — С. 335—339.

9. Мензаирова Е. А. Актуализация концептов «любовь» и «женщина» в песенном дискурсе : автореферат диссертации . кандидата филологических наук / Е. А. Мензаирова. — Ижевск, 2010. — 19 с.

10. Мукосеева Е. А. Словесно-художественный комплекс Родина в русских и французских песнях первой половины XX века : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Е. А. Мукосеева. — Санкт-Петербург, 2009. — 18 с.

11. Нагибина Е. В. Внелитературные явления в жанре современной эстрадной песни / Е. В. Нагибина // Филологические традиции и современное литературное образование. — Москва, 2002. — С. 99—105.

12. Назарова Н. Ю. Преобразование психологической семантики в современной текстовой коммуникации / Н. Ю. Назарова // Вестник Московского государственного областного университета. — 2014. — № 3. — С. 50—56.

13. Непрокина Ю. А. Текстовые единицы «ВРЕМЕНА ГОДА» в системе языковой культуры тамбовского региона : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Ю. А. Непрокина. — Тамбов, 2008. — 24 с.

14. Пискунова С. В. Текстовые единицы с патриотической семантикой в русских песнях XX—XXI вв. : функционально-семантический аспект / С. В. Пискунова, В. Н. Левина, X. Ван // Вестник Тамбовского университета. Серия Филологические науки и культурология. — 2017. — Т. 3. — Вып. 2 (10). — С. 14—18.

15. Пискунова С. В. Тайны поэтической речи (грамматическая форма и семантика текста) : монография / С. В. Пискунова. — Тамбов : Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 408 с.

16. Полежаева А. Н. Проблемы современного песенного текста: лингвоэколо-гический аспект : автореферат диссертации . кандидата филологических наук / А. Н. Полежаева. — Иваново, 2011. — 28 с.

17. Рвачева О. Ю. Объективная и субъективная оценочная семантика в условиях языковой коммуникации / О. Ю. Рвачева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 4 (72). — С. 106—109.

18. Седова Н. А. Ценностно-семантический аспект категории «часть — целое» в текстах лирических песен / Н. А. Седова // Омский научный вестник. — 2013. — № 4 (121). — С. 131—134.

19. Татубаев С. С. Певческая речь как особый способ функционирования языка / С. С. Татубаев // Вопросы языкознания. — 1982. — № 2. — С. 113—118.

20. Товт А. М. Исходная и авторская семантика слова в современной прозе (на материале текстов Т. Толстой и Л. Улицкой) : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / А. М. Товт. — Тамбов, 2010. — 24 с.

21. Чернова Н. Р. Концептосфера «Время» в русских и немецких народно-песенных текстах : автореферат диссертации . кандидата филологических наук / Н. Р. Чернова. — Славянск-на-Кубани, 2010. — 20 с.

22. Швецова В. М. Принципы семантического развития голографических единиц в смысловом пространстве художественного текста / В. М. Швецова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2010. — № 2. — С. 123—126.

"How the Motherland Begins": on Development of Song's Patriotic Semantics

© Levina Vera Nikolayevna (2018), orcid.org/0000-0002-3732-6990, Scopus Author ID 57192235109, SPIN-code 4387-0134, Doctor of Philology, associate professor, Department of Russian Language No. 1, People's Friendship University of Russia — RUDN University (Moscow, Russia), levina_vn@mail.ru.

© Van Khuey (2018), orcid.org/0000-0002-8045-0532, Russian language teacher, Hainan University Danzhou (Danzhou, PRC), vkhuey@mail.ru.

The question of development of patriotic semantics in a song is considered taking into account genre approach. Attention is paid to text units that actualize patriotic semantics in the song context. The article presents the results of functional and semantic analysis of the text of the song "How the Motherland Begins." The authors claim that in the text semantic field of this song three levels of patriotic semantics are actualized. Text units specific for each level are characterized. The novelty of the study is seen in the fact that the features of the development of patriotic semantics in the communicative space of the song text are analyzed using the concept of "text units." The relevance of the study is due to the demand for songs as an empirical material in the modern scientific paradigm, as well as the implementation of one of the main functions of the language — accumulative, that is, the function of accumulation and storage of information, historical and cultural memory, transfer of value orientations to the next generations. It is emphasized that the reference to the theme of patriotism is of great social importance in the practice of teaching Russian as a native, non-native and foreign language. The authors use the terms text landscape unit and text unit with patriotic semantics and develop their content. In the course of the functional-semantic analysis of song text, the initial and potential, incremented content of text units is revealed, taking into account the context environment.

Key words: song text; patriotism; Patriotic semantics; text units; accumulative function of language.

Material resources

BTSRYa — Kuznetsov, S. A. (ed.). (2000). Bolshoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Norint (In Russ.).

Sovetskaya muzyka. Available at: http://www.sovmusic.ru. (In Russ.).

TSRYa — Dmitriev, D. V. (ed.). (2003). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Moskva: As-trel; AST. (In Russ.).

References

Bartashova, O. A., Alekseyeva, N. A. (2012). Spetsifika realizatsii tekstovykh kategoriy v tekste pesni. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1: 27—36. (In Russ.).

Bolotnova, N. S. (2010). Ispolzovaniye eksperimenta v issledovaniyakh po kommunika-tivnoy stilistike teksta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogichesk-ogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki (Filologiya), 6 (96): 33—38. (In Russ.).

Burvikova, N. D., Kostomarov, V. G. (2008). Logoepistemicheskaya sostavlyayush-chaya sovremennogo yazykovogo vkusa. Filologicheskiye nauki, 2: 3—11. (In Russ.).

Chernova, N. R. (2010). Kontseptosfera «Vremya» v russkikh i nemetskikh narodno-pe-sennykh tekstakh: avtoreferat dissertatsii... kandidata filologicheskikh nauk. Slavyansk-na-Kubani. (In Russ.).

Grigoryeva, T. A. (2003). Stereotipnost' shlyagera kak teksta massovoy kultury: avtoreferat dissertatsii. kandidata filologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Karapetyan, E. A. (2001). Ekspressivno-semanticheskaya struktura russkoy liricheskoy pesni kak zhanrovoy formy khudozhestvennoy rechi i leksicheskiye sredstva

eeformirovaniya: avtoreferat dissertatsii ... kandidata filologicheskikh nauk. Stavropol. (In Russ.).

Kostryukova, O. S. (2007). Tekst sovremennoy populyarnoy liricheskoy pesni v kogni-tivnom; kommunikativnom i stilisticheskom aspektakh: avtoreferat dissertatsii... kandidata filologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).

Leleko, V. V. (2009). Obraz berezy v sovetskoy massovoy pesne 1960—1980-kh godov.

Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena, 101: 335—339. (In Russ.).

Levina, V. N. (2013). Peyzazhnaya kartina mira v sisteme russkoy yazykovoy kultury: avtoreferat dissertatsii. doktora filologicheskikh nauk. Tambov. (In Russ.).

Menzairova, E. A. (2010). Aktualizatsiya kontseptov «lyubov'» i «zhenshchina» v pesen-nom diskurse: avtoreferat dissertatsii ... kandidata filologicheskikh nauk. Izhevsk. (In Russ.).

Mukoseyeva, E. A. (2009). Slovesno-khudozhestvennyy kompleks Rodina v russkikh i frantsuzskikhpesnyakhpervoypolovinyXXveka: avtoreferat dissertatsii. kandidata filologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. (In Russ.).

Nagibina, E. V. (2002). Vneliteraturnyye yavleniya v zhanre sovremennoy estradnoy pesni. Filologicheskiye traditsii i sovremennoye literaturnoye obrazovaniye. Moskva. 99—105. (In Russ.).

Nazarova, N. Yu. (2014). Preobrazovaniye psikhologicheskoy semantiki v sovremennoy tekstovoy kommunikatsii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta, 3: 50—56. (In Russ.).

Neprokina, Yu. A. (2008). Tekstovyye edinitsy «VREMENA GODA» v sisteme yazykovoy kultury tambovskogo regiona: avtoreferat dissertatsii. kandidata filologicheskikh nauk. Tambov. (In Russ.).

Piskunova, S. V., Levina, V. N., Van, Kh. (2017). Tekstovyye edinitsy s patrioticheskoy semantikoy v russkikh pesnyakh XX—XXI vv.: funktsionalno-semantiches-kiy aspekt. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Filologicheskiye nauki i kulturologiya, 3/2 (10): 14—18. (In Russ.).

Piskunova, S. V. (2002). Tayny poeticheskoy rechi (grammaticheskaya forma i seman-tika teksta): monografiya. Tambov: Izdatelstvo TGU im. G. R. Derzhavina. (In Russ.).

Polezhayeva, A. N. (2011). Problemy sovremennogo pesennogo teksta: lingvoeko-logicheskiy aspekt: avtoreferat dissertatsii. kandidata filologicheskikh nauk. Ivanovo. (In Russ.).

Rvacheva, O. Yu. (2009). Obyektivnaya i subyektivnaya otsenochnaya semantika v us-loviyakh yazykovoy kommunikatsii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, 4 (72): 106—109. (In Russ.).

Sedova, N. A. (2013). Tsennostno-semanticheskiy aspekt kategorii «chast' — tseloye» v tekstakh liricheskikh pesen. Omskiy nauchnyy vestnik, 4 (121): 131—134. (In Russ.).

Shvetsova, V. M. (2010). Printsipy semanticheskogo razvitiya golograficheskikh edi-nits v smyslovom prostranstve khudozhestvennogo teksta. Vestnik Pyati-

gorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 2: 123—126. (In Russ.).

Tatubayev, S. S. (1982). Pevcheskaya rech kak osobyy sposob funktsionirovamya yazyka. Voprosyyazykoznaniya, 2: 113—118. (In Russ.).

Tovt, A. M. (2010). Iskhodnaya i avtorskaya semantika slova v sovremennoy proze (na materiale tekstov T. Tolstoy i L. Ulitskoy): avtoreferat dissertatsii... kandidata filologicheskikh nauk. Tambov. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.