Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»'

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ЖИВАЯ ИСТОРИЯ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попп Иван Александрович, Тагильцева Наталия Григорьевна, Ширшов Владимир Дмитриевич

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодежи средствами такого вида художественной деятельности, как вокальное исполнительство. Раскрываются идеи отечественных педагогов о влиянии художественной и музыкальной деятельности на формирование патриотических чувств подрастающего поколения. Рассматриваются такие формы патриотического воспитания, как фестивали и конкурсы. Одним из таких конкурсов является фестиваль «…России сможем послужить», который является традиционным, а с 2021 г. проводится на базе Всероссийской многофункциональной гражданско - патриотической онлайн - платформы «Живая история». Представлены результаты анкетирования участников фестиваля, которые высказали мнения по его организации и возможностям в деле патриотического воспитания молодежи. На основе полученных ответов анкеты делаются выводы о том, что молодые исполнители проявляют интерес к патриотической песне прошлых лет и настоящего времени. Выявляются и «узкие» места в процессе приобщения подрастающего поколения к отечественной песенной культуре, в частности, недостаточные знания истории создания песен, взятых исполнителем в репертуар, а также о творчестве известных исполнителей патриотической советской песни прошлого, что ставит перед учителями, педагогами дополнительного образования вопрос более активного приобщения к традициям и истории отечественной песенной культуры в процессе уроков музыки и внеклассных мероприятий. В опоре на ответы участников фестиваля формулируется вывод о необходимости включения в репертуар эстрадного исполнителя патриотической песни, которая дает возможность образного представления через песню «живой истории» нашего Отечества. Статья предназначена педагогам высшей школы, преподавателям учреждений среднего профессионального образования, педагогам и учителям школ, которые проявляют интерес к поиску эффективных средств патриотического воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попп Иван Александрович, Тагильцева Наталия Григорьевна, Ширшов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC SONG IN ALL-RUSSIAN PATRIOTIC PROJECT “LIVING HISTORY”

The article examines the problem of patriotic education of young people by means of such a type of artistic activity as vocal performance. The ideas of domestic teachers about the influence of artistic and musical activities on the formation of patriotic feelings of the younger generation are revealed. Such forms of patriotic education as festivals and competitions are considered. One of these contests is the festival “... We Can Serve Russia”, which is traditional, and since 2021 is held on the basis of the All-Russian multifunctional civil - patriotic online platform “Living History”. The results of the questionnaire survey of the participants of the festival, who expressed their opinions on its organization and possibilities in the matter of patriotic education of youth, are presented. Based on the responses to the questionnaire, it is concluded that young performers show interest in the patriotic song of the past and present. “Bottlenecks” are also revealed in the process of introducing the younger generation to the national song culture, in particular, insufficient knowledge of the history of the creation of songs taken by the performer into the repertoire, as well as about the work of famous performers of patriotic Soviet songs of the past, which poses a question for teachers, teachers of additional education more active introduction to the traditions and history of Russian song culture in the process of music lessons and extracurricular activities. Based on the answers of the festival participants, a conclusion is formulated that it is necessary to include a patriotic song in the repertoire of a pop singer, which makes it possible to represent the “living history” of our Fatherland through the song. The article is intended for higher school teachers, teachers of secondary vocational education institutions, teachers and school teachers who are interested in finding effective means of patriotic education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.035.6 DO110.26170/2079-8717_2021 _03_24

ББК Ч400.522 ГРНТИ 14.27.01 Код ВАК 13.00.01

Попп Иван Александрович,

кандидат исторических наук, начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: popp82@mail.ru

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: musis52nt@mail.ru

Ширшов Владимир Дмитриевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: shvd66@mail.ru

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ ПАТРИОТИЧЕСКОМ ПРОЕКТЕ «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическое воспитание; патриотические песни; патриотизм; противодействие экстремизму; историческая память; живая история; средства воспитания; патриотические проекты.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодежи средствами такого вида художественной деятельности, как вокальное исполнительство. Раскрываются идеи отечественных педагогов о влиянии художественной и музыкальной деятельности на формирование патриотических чувств подрастающего поколения. Рассматриваются такие формы патриотического воспитания, как фестивали и конкурсы. Одним из таких конкурсов является фестиваль «...России сможем послужить», который является традиционным, а с 2021 г. проводится на базе Всероссийской многофункциональной гражданско-патриотической онлайн-платформы «Живая история». Представлены результаты анкетирования участников фестиваля, которые высказали мнения по его организации и возможностям в деле патриотического воспитания молодежи. На основе полученных ответов анкеты делаются выводы о том, что молодые исполнители проявляют интерес к патриотической песне прошлых лет и настоящего времени. Выявляются и «узкие» места в процессе приобщения подрастающего поколения к отечественной песенной культуре, в частности, недостаточные знания истории создания песен, взятых исполнителем в репертуар, а также о творчестве известных исполнителей патриотической советской песни прошлого, что ставит перед учителями, педагогами дополнительного образования вопрос более активного приобщения к традициям и истории отечественной песенной культуры в процессе уроков музыки и внеклассных мероприятий. В опоре на ответы участников фестиваля формулируется вывод о необходимости включения в репертуар эстрадного исполнителя патриотической песни, которая дает возможность образного представления через песню «живой истории» нашего Отечества.

Статья предназначена педагогам высшей школы, преподавателям учреждений среднего профессионального образования, педагогам и учителям школ, которые проявляют интерес к поиску эффективных средств патриотического воспитания подрастающего поколения.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Попп, И. А. Патриотическая песня во Всероссийском патриотическом проекте «Живая история» / И. А. Попп, Н. Г. Тагильцева, В. Д. Ширшов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 204-209. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_03_24.

Popp Ivan Аleksandrovich,

Candidate of History, Head of Department of Scientific, Educational and Design Activities, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Tagiltseva Natalia Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Musical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Shirshov Vladimir Dmitrievich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PATRIOTIC SONG IN ALL-RUSSIAN PATRIOTIC PROJECT "LIVING HISTORY"

KEYWORDS: patriotic education; patriotic songs; patriotism; countering extremism; historical memory; living history; means of education; patriotic projects.

ABSTRACT. The article examines the problem of patriotic education of young people by means of such a type of artistic activity as vocal performance. The ideas of domestic teachers about the influence of artistic and musical activities on the formation of patriotic feelings of the younger generation are revealed. Such forms of patriotic education as festivals and competitions are considered. One of these contests is the festival "... We Can Serve Russia", which is traditional, and since 2021 is held on the basis of the All-Russian multifunctional civil-patriotic online platform "Living History". The results of the questionnaire survey of the participants of the festival, who expressed their opinions on its organization and possibilities in the matter of patriotic education of youth, are presented. Based on the responses to the questionnaire, it is concluded that young performers show interest in the patriotic song of the past and present. "Bottlenecks" are also revealed in the process of introducing the younger generation to the national song culture, in particular, insufficient knowledge of the history of the creation of songs taken by the performer into the repertoire, as well as about the work of famous performers of patriotic Soviet songs of the past, which poses a question for teachers, teachers of additional education more active introduction to the traditions and history of Russian song culture in the process of music lessons and extracurricular activities. Based on the answers of the festival participants, a conclusion is formulated that it is necessary to include a patriotic song in the repertoire of a pop singer, which makes it possible to represent the "living history" of our Fatherland through the song.

The article is intended for higher school teachers, teachers of secondary vocational education institutions, teachers and school teachers who are interested in finding effective means of patriotic education of the younger generation.

FOR CITATION: Popp, I. A., Tagiltseva, N. G., Shirshov, V. D. (2021). Patriotic Song in All-Russian Patriotic Project "Living History". In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 204-209. DOI: 10.26I70/2079-8717_2021_03_24.

Тема патриотического воспитания подрастающего поколения была, есть и будет чрезвычайно актуальной для Российского государства. Философы и педагоги прошлого и настоящего (А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин, В. А. Су-хомлинский и др.) провозглашали идеи воспитания детей и юношества в духе любви к Родине, обосновывали необходимость формирования ответственности за судьбы Российского государства. Реализация этих идей в практике школьного обучения происходила различными путями, наиболее эффективные из них внедрялись в школьную воспитательную систему.

Поиск средств, форм эффективных путей патриотического воспитания подрастающего поколения продолжался во все времена. И сегодня исследователи, школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования выявляют и успешно внедряют в практику средства, которые имеют воздействие на формирование и становление патриотических чувств подрастающего поколения современных детей.

Среди множества таких уже апробированных средств и форм патриотического воспитания российские и советские педагоги еще в начале ХХ века (В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко) особо выделяли художественную деятельность, музыку и, в частности, народную песню. Музыкальная деятельность: игра в оркестре, пение в хоре, восприятие высокохудожественных музыкальных произведений - явились теми средствами, которыми не только воспитывали будущих граждан России, но и перевоспитывали детей, имевших проблемы в воспитании в силу социальных катаклизмов.

К сожалению, проблемы в деле воспита-

© Попп И. А., Тагильцева Н. Г., Ширшов В. Д., 2021

ния подрастающего поколения имеются и сегодня, когда юные граждане России порой не знают о ее славной и героической истории или отрицают тот вклад, который внесла наша страна в борьбу против фашизма, экстремизма и агрессии, когда вековые российские ценности с легкостью меняются на ценности другого порядка - потребления, индивидуализма, пренебрежения к национальным традициям. Устранение всех названных негативных явлений возможно только во взаимодействии различных институтов воспитания, в выявлении форм и средств, соответствующих веянию времени и интересам современной молодежи.

Одним из эффективных средств патриотического воспитания подрастающего поколения является художественная деятельность, на что обращали внимание великие отечественные педагоги. Однако сегодня этой сфере уделяется мало внимания. Вовлечение юношества в различные виды художественной деятельности может дать даже больший результат, чем воспитательные лекции, беседы, инструкции по правилам поведения и различные нравоучения. В этой связи современным педагогам и исследователям, очевидно, стоит ознакомиться с идеями великих отечественных российских педагогов начала ХХ века, ведь художественная деятельность: вокальное, инструментальное исполнительство, композиторское творчество - вызывает огромный интерес у подрастающего поколения и сегодня.

Особо популярным видом музыкальной деятельности у молодежи в настоящее время является песенное творчество, а именно эстрадное вокальное исполнительство. Многочисленные вокальные конкурсы, в том числе и детские, призваны сформировать музыкальные и вокальные данные, развить эсте-

тический вкус и творческие способности. Однако на многих таких конкурсах превалируют англоязычные вокальные произведения и композиции, смысл которых порой бывает непонятен ребенку. Текст таких композиций вызывает вопросы, а их художественные формы порой даже являются вредными для неокрепших детских голосов. Примечательно, что о воспитательных возможностях таких шоу для детей и юношества ни педагоги, ни сами устроители конкурсов вообще не задумываются. На данную проблему сегодня обращают внимание представители педагогического сообщества, общественность и родители. Президент РФ В. В. Путин на встрече с деятелями культуры высказал инициативу по организации и проведению вокального конкурса, репертуарная составляющая которого включала бы русскоязычные высокохудожественные вокальные произведения [11].

В свете поручений президента РФ В. В. Путина кабинету министров по организации и проведению такого конкурса, проекты, которые существуют сегодня в формате русской, советской песни, являются чрезвычайно актуальными, хотя и весьма малочисленными. В этом плане особо актуальным становится открытый фестиваль патриотической песни в русле Всероссийского патриотического проекта «Живая история» «...России сможем послужить», организаторами которого являются:

- Свердловская областная организация им. Героя Советского Союза Ю. В. Исламова ООО «Российский союз ветеранов Афганистана»;

- ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»;

- Администрация Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга;

- ГАУ СО «Региональный центр патриотического воспитания».

Поддержка данного проекта осуществляется Муниципальным музеем памяти воинов-интернационалистов «Шурави» и Культурным центром «Солдаты России».

Онлайн-проект «Живая история» [2; 7; 8] «разработан с целью сохранения исторической памяти современной молодежи. Этот всероссийский проект за счет использования новейших информационных технологий позволяет вовлекать представителей разных возрастных групп населения, охватывает всю обширную территорию нашего Отечества, объединяет общественные и административные структуры, образовательные организации, обеспечивает преемственность поколений» [6, с. 129].

В этом году Уральский государственный педагогический университет проводил уже в 25-й раз областной конкурс патриотической

песни. Он был посвящен 800-летию со дня рождения князя Александра Невского. В рамках данного конкурса, помимо формулировки художественно-эстетических задач и задач популяризации патриотической песни, были сформулированы задачи патриотического воспитания молодежи - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, формирование положительного отношения к ценностям ратной службы и верности воинскому долгу, толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий.

Осуществление патриотического воспитания в названном конкурсе, включающем определенную репертуарную составляющую, происходит в русле исследований авторов, изучающих особенности и специфику песенного исполнительства. Анализ и обобщение позиций таких исследователей позволили выделить следующие значимые для организации песенных конкурсов позиции. Так, Н. И. Кашина, А. А. Пшеничникова, Л. Н. Пи-чугина, Н. И. Щевчич подчеркивают мысль о том, что в традициях патриотического воспитания отмечается тенденция объединения разных направлений воспитательной работы с молодежью. В подобные коллаборации почти всегда входит искусство: кино, живопись фотография, музыка, а также советская и российская патриотическая песня. В исследовании О. С. Ильичевой доказывается, что патриотическая песня «может оказать неоценимую помощь в духовном сопротивлении историческому беспамятству и формированию ценностного сознания национальной цивилизационной самоидентичности» [4, с. 17].

Авторы искусствоведческих работ проводят анализ содержания различных по стилям, жанрам и эпохам отечественных песен с позиции их воспитательного потенциала, а именно патриотического воспитания. Авторы анализируют музыкальный язык, средства выразительности, особенности песенной формы таких произведений, как детская советская песня [9], песни Первой мировой войны [3], фронтовые песни Великой Отечественной войны [1; 10], отечественные эстрадные песни первой половины ХХ века [5]. Итогом музыковедческого анализа является вывод о том, что в процессе их воспроизведения вокалистами или участниками хоровых и ансамблевых коллективов происходит идентификация с участниками тех или иных событий. Исполнители проникаются чувствами героев песенных произведений, откликаются на их призывы, мысли и действия. Все вместе: процесс идентификации с героями, появление сочувствия им, «вчув-ствование» в содержание произведения -приводит к духовному и нравственному раз-

витию личности, к формированию патриотических чувств и становлению духовной культуры исполнителей.

Эффективность данного процесса зависит от многих факторов, среди которых понимание исполнителем содержания произведения, мотивация к исполнению песни, интерес к произведению, знание о том, как ее исполняли известные артисты, представление о возможности нового варианта исполнения. Однако само исполнение песни, подготовка к которому осуществляется в творческом процессе, должно предполагать и определенный социальный эффект. Это исполнение должно происходить в определенных условиях - конкурса, концерта, фестиваля, которые давали бы исполнителю возможность продемонстрировать свое творчество публике.

Для получения представления о вопросах, касающихся непосредственно личности исполнителя, его предпочтений, интересов и мнений по поводу особенностей патриотических песен после проведения открытого фестиваля патриотической песни «...России можем послужить», было проведено анкетирование участников данного фестиваля. В анкетировании принимали участие 27 исполнителей - участников фестиваля. Возраст участников составил от 15 до 24 лет.

Вопросы, которые задавались участникам фестиваля, были поделены на несколько блоков. Первый блок вопросов касался оценки участниками организации фестиваля. В этом блоке вопросов были те, которые выявляли возможность включения в фестивальный репертуар кавер-версий песен российского песенного золотого фонда, а также отношение к проведению фестиваля в он-лайн-формате. Второй блок вопросов был нацелен на выявление мотивации вокалистов к участию в таком фестивале. В этот блок вошли вопросы, способствующие выявлению причины участия в фестивале, причины появления интереса к выбранному песенному репертуару, и вопросы, раскрывающие стремление участников фестиваля и впредь исполнять те или иные произведения. Третий блок вопросов касался выявления знаний молодых исполнителей истории патриотической песни и их знаменитых исполнителей. Четвертый блок способствовал выявлению мнений участников фестиваля о необходимости проведения мероприятий такого плана для молодежи. Уже отмечалось, что фестиваль в этом году проводился 25-й раз, в связи с этим организаторам фестиваля было интересно узнать о том, принимали ли анкетируемые участие в других конкурсах.

Анализ ответов на каждый блок вопросов показал следующее. Ответы подростков-

обучающихся в общеобразовательных школах в целом не отличались от тех, которые давали студенты вузов и колледжей. Все участники положительно отнеслись к проведению конкурса в онлайн-формате, высказали желание дальнейшего изучения и исполнения патриотического песенного репертуара. Они отметили необходимость и важность проведения таких конкурсов, так как (далее приводятся выдержки от ответов анкеты, орфография и пунктуация сохранены):

- «Молодые исполнители должны воспитываться не только на англоязычном песенном репертуаре, но и на исконно наших, российских патриотических песнях».

- «Хотя сейчас и говорят, что патриотические песни устарели, и я в чем-то с этими мнениями согласна, но, все-таки, считаю, что посредством таких песен мы сохраняем свою историческую память».

- «Такие песни нужны, хотя бы для того, что возрождать незаслуженно забытые произведения, например такое, как „Танго у полустанка"».

- «Такие песни сближают людей».

- «Такие песни формируют любовь к Родине, а значит, способствуют воспитанию патриотизма».

Основными мотивами участия в этом фестивале были отмечены следующие (приводятся выдержки из ответов участников анкетирования):

- Участие в фестивале для саморазвития (ответ дали 70% анкетируемых).

- Демонстрация своих способностей и знакомство с другими участниками (ответ дали 20% анкетируемых).

- Этот фестиваль стал для участника традиционным (ответ дали 10% анкетируемых).

Выбор песенного репертуара был обусловлен (приводятся выдержки из ответов участников анкетирования, орфография и пунктуация сохранены):

- «Интересом к истории ее создания, отражением трагических судеб людей».

- «Эту песню написала учитель нашей школы».

- «Песня имеет огромное значение для всей моей семьи».

- «В этой песне чудесная мелодия, интересное содержание и красивая «минусовка».

- «Очень хорошо в ее содержании воплощена идея патриотизма и любви к Родине».

Что касается ответов на вопросы относительно знания истории той или иной патриотической песни и знаний исполнителей таких песен в прошлом, то ни от одного из участников не было получено исчерпывающих ответов по истории создания произведения, выбранного для исполнения. Вы-

яснилось также, что все они мало знают выдающих исполнителей патриотической советской песни прошлых лет. Только один из участников назвал М. Бернеса, остальные называли исполнителей, которые, по их мнению, уже относились к истории эстрадной песни: это Л. Лещенко, И. Кобзон, Н. Расторгуев. К сожалению, фамилии таких известных отечественных исполнителей, как К. Шульженко, Л. Утесов, Л. Кост-рица или И. Шмелев никто из участников ни в одной анкете не указал.

Особое внимание было уделено всеми участниками проблеме исполнения кавер-версий. Все они указали, что такие кавер-версии обязательно должны быть в конкурсной программе, так как они дают возможность возрождения старых, прекрасных забытых песен, расширения творческих возможностей исполнителей в плане аранжировки, вокального исполнения, а самое главное, дают возможность пережить те эмоции и чувства, выделить те ценностные доминанты, которые были воплощены в патриотических песнях прошлого. Несколько анкетируемых высказали даже предложение по поводу специальной оценки жюри фестиваля за кавер-версию той или иной патриотической песни и введения специального поощрения исполнителю за современное прочтение в кавер-версии той или иной песни прошлого.

Обобщение результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

- Фестивалями патриотической песни сегодня интересуются молодые исполнители (в ответах они назвали несколько других фестивалей и конкурсов такого порядка).

- Все исполнители хотят внести какие-то современные нюансы в исполнение патриотических песен, поэтому не отрицают

возможность исполнения и создания кавер-версий той или песни.

- Современная молодежь, к сожалению, мало знает о знаменитых исполнителях патриотической советской песни, которая воспроизводилась по радио и телевидению в середине ХХ века, также невелики знания молодых исполнителей по истории создания той или иной песни. В этом плане, очевидно, на школьных уроках музыки, внеклассных мероприятиях, в молодежных клубах следует больше уделять внимания произведениям патриотической направленности, рассказывать о выдающихся вокалистах-исполнителях прошлого.

В заключение стоит отметить, что патриотические песни настоящего и прошлого раскрывают для молодых исполнителей вехи «живой» истории нашей страны, когда каждый из них переживает и проживает те события, о которых говорится в песне, а столь далекая от современной молодежи история нашей страны предстает перед ними в живых и конкретных образах. Поэтому символично, что данный фестиваль, имеющий название «.России сможем послужить», проходит в русле Всероссийского патриотического проекта «Живая история», когда, как отмечают сами участники, историческое прошлое становится для них жизненной реальностью. Радует, что молодое поколение эстрадных исполнителей, несмотря на засилье рок- и поп-музыки, транслируемой в СМИ, интересуется патриотической песней, готово ее исполнять, представляя свое творчество на различных фестивалях. Замечательно и то, что все анкетируемые исполнители планируют участие и в следующем, 26-м фестивале «.России сможем послужить».

ЛИТЕРАТУРА

1. Головченко, К. П. Песня и ее место на фронте Великой Отечественной войны / К. П. Головчен-ко // Культурный ландшафт регионов. - 2019. - Т. 1, № 1. - С. 43-49.

2. Грибан, И. В. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» / И. В. Грибан, И. А. Попп / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 112-117.

3. Девяткина, Г. Н. Песни Первой мировой войны как средство патриотического воспитания юношества / Г. Н. Девяткина // Искусствоведение. - 2015. - № 4. - С. 47-49.

4. Ильичева, О. С. Песни о Царицине - Сталинграде-Волгограде в отечественной массовой музыкальной культуре / О. С. Ильичева // Культурная жизнь Юга России. - 2014. - № 4 (55). - С. 17-20.

5. Кашина, Н. И. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века / Н. И. Кашина, А. А. Пшеничникова, Л. Н. Пичугина // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 173-179.

6. Попп, И. А. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, А. И. Бурова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 1. - С. 129-133.

7. Попп, И. А. Социальное партнерство при реализации студенческих патриотических проектов (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 4. - С. 105-111.

8. Попп, И. А. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.

9. Чугунова, Л. В. Детская песня как элемент патриотического воспитания: опыт советского прошлого / Л. В. Чугунова // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 6 (74). - С. 132-138.

10. Щевич, К. С. Роль песен о Великой Отечественной войне в формировании патриотического воспитания молодежи / К. С. Щевич // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения : материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С. В. Беспаловой. - 2018. - С. 271-272.

11. Путин поручил продумать организацию конкурса песен на русском языке. - URL: https://rg.ru/2021/03/25/putin-poruchil-produmat-organizaciiu-konkursa-pesen-na-russkom-iazyke.html. -Текст : электронный.

REFERENCES

1. Golovchenko, K. P. (2019). Pesnya i ee mesto na fronte Velikoi Otechestvennoi voiny [The Song and Its Place at the Front of the Great Patriotic War]. in Kulturnyi landshaft regionov. Vol. 1. No. 1, pp. 43-49.

2. Griban, I. V., Popp, I. A. (2015). Ne poteryat' svyaz' pokolenii: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoi Pobedy» [Not to Lose the Connection between the Generation: the Project "Living History. 70 years of the Great Victory"]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 8, pp. 112-117.

3. Devyatkina, G. N. (2015). Pesni Pervoi mirovoi voiny kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya yunoshestva [Songs of the First World War as a Means of Patriotic Education of Youth]. In Iskusstvovedenie. No. 4, pp. 47-49.

4. Il'icheva, O. S. (2014). Pesni o Tsaritsine - Stalingrade-Volgograde v otechestvennoi massovoi muzykal'noi kul'ture [Songs about Tsaritsyn - Stalingrad-Volgograd in the National Mass Musical Culture]. In Kulturnaya zhizn' Yuga Rossii. No. 4 (55), pp. 17-20.

5. Kashina, N. I., Pshenichnikova, A. A., Pichugina, L. N. (2020). Dukhovno-nravstvennoe vospitanie studen-tov pedagogicheskogo kolledzha sredstvami otechestvennoi vokal'noi muzyki sovetskogo perioda vtoroi poloviny XX veka [Spiritual and Moral Education of Students of a Pedagogical College by Means of Russian Vocal Music of the Soviet Period of the Second Half of the 20th Century]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 173-179. ... . ... . .

6. Popp, I. A., Burova, A. I. (2017). Sokhranenie istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine: prak-tiko-orientirovannyi podkhod (na primere realizatsii Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») [Preserving the Historical Memory of the Great Patriotic War: a Practice-Oriented Approach (on the Example of the Implementation of the All-Russian Patriotic Project "Living History")]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 129-133.

7. Popp, I. A., Popp, I. S., Shakhnovich, I. S. (2017). Sotsial'noe partnerstvo pri realizatsii studencheskikh patrioticheskikh proektov (na primere Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») [Social Partnership in the Implementation of Student Patriotic Projects (on the Example of the All-Russian Patriotic Project "Living History")]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 105-111.

8. Popp, I. A., Shakhnovich, I. S. (2015). Proektnyi podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») [Project Approach in the Patriotic Education of Youth (on the Example of the All-Russian Patriotic Project "Living History")]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 210-214.

9. Chugunova, L. V. (2016). Detskaya pesnya kak element patrioticheskogo vospitaniya: opyt sovetskogo proshlogo [Children's Song as an Element of Patriotic Education: the Experience of the Soviet Past]. In Vestnik MGUKI. No. 6 (74), pp. 132-138.

10. Shchevich, K. S. (2018). Rol' pesen o Velikoi Otechestvennoi voine v formirovanii patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [The Role of Songs about the Great Patriotic War in the Formation of Patriotic Education of Youth]. In Bespalova, S. V. (Ed.). Russkii mir: problemy dukhovno-nravstvennogo, grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya iputi ikh resheniya: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 271-272.

11. Putin poruchil produmat' organizatsiyu konkursa pesen na russkom yazyke [Putin Instructed to Think Over the Organization of a Song Contest in Russian]. URL: https://rg.ru/2021/03/25/putin-poruchil-produmat-organizaciiu-konkursa-pesen-na-russkom-iazyke.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.