Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЮЖНОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ПЕРЕСЕК»'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЮЖНОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ПЕРЕСЕК» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ «ПЕРЕСЕК» / МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНОГО ПЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ ЮЖНОРУССКОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карачаров И.Н.

Фольклорный ансамбль «Пересек» Белгородского государственного центра народного творчества более 30 лет занимается сбором, изучением и исполнением музыкального фольклора Юга России. Основными направлениями работы коллектива являются: научно-исследовательское, просветительское, учебно-методическое. Основой творческой деятельности коллектива являются песни Белгородской области. «Пересек» разрабатывает и апробирует новые формы интерпретации южнорусского фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF SOUTH RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE IN THE CREATIVITY OF THE FOLKLORE ENSEMBLE «PERESEK»

The folk music ensemble “Peresek” of the Belgorod State Center of Folk Art has been collecting, studying and performing musical folklore of the South of Russia for more than 30 years. The main areas of work of the team are: research, educational, methodological areas. The basis of the creative activity of the group are the songs of the Belgorod region. "Peresek" develops and tests new forms of interpretation of South Russian folklore.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЮЖНОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ПЕРЕСЕК»»

УДК 78.01

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЮЖНОРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ТВОРЧЕСТВЕ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ «ПЕРЕСЕК»

И.Н. Карачаров

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail:ikaracharov@yandex.ru

Фольклорный ансамбль «Пересек» Белгородского государственного центра народного творчества более 30 лет занимается сбором, изучением и исполнением музыкального фольклора Юга России. Основными направлениями работы коллектива являются: научно-исследовательское, просветительское, учебно-методическое. Основой творческой деятельности коллектива являются песни Белгородской области. «Пересек» разрабатывает и апробирует новые формы интерпретации южнорусского фольклора.

Ключевые слова: музыкальный фольклор, фольклорный ансамбль «Пересек», местные традиции народного пения, исследования южнорусской песенной культуры, Белгородский государственный центр народного творчества.

Вторая половина ХХ столетия была отмечена новым явлением в отечественной культурной жизни - появлением молодежных фольклорных ансамблей. Возникнув на волне нового интереса молодежи к своим забытым национальным корням, их деятельность стала созвучной настроениям многих людей, желающих не только узнать больше о народной культуре, но и приобщиться к ее подлинным истокам.

Молодежное фольклорное движение зародилось в студенческой среде - первые молодежные коллективы появились в столичных музыкальных вузах. Под руководством В.М. Щурова в 1968 году был создан студенческий фольклорный ансамбль в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В 1976 году А.М. Мехнецов организует ансамбль из студентов Ленинградской консерватории. В 1978 году Н.Н. Гилярова создает фольклорный ансамбль в Московской консерватории. Молодежное фольклорное движение ширилось и развивалось. Примеру столичных вузов последовали региональные. Вскоре коллективы, исполняющие фольклор, появились во многих российских учебных заведениях.

В 1989 году был создан российский фольклорный союз -общественная организация, объединившая фольклорные ансамбли, центры, студии, школы традиционной народной культуры, а также ученых-исследователей. Хоть цели и задачи, которые ставили перед собой коллективы, были общими - изучение, сохранение и трансляция фольклора в его подлинном, нефальсифицированном виде - каждый ансамбль решал их по-своему, находил свой, только ему присущий путь. Постоянно шли поиски методов работы над фольклорной песней, накапливался репертуар, отбирались наиболее удобные для коллектива формы исполнительства. Это все, в конечном счете, и определяло индивидуальное творческое лицо каждого коллектива, его творческий стиль.

Одним из коллективов, который выбрал путь сохранения и трансляции южнорусской народной музыкальной культуры стал, созданный в 1987 году, фольклорный ансамбль «Пересек». Основателем коллектива (тогда еще безымянного) был выдающийся фольклорист, хормейстер, композитор заслуженный работник культуры РФ И.И. Веретенников [2]. Следует отметить, что именно Иваном Ивановичем были заложены основные принципы работы коллектива с народной песней. Прежде всего, это нацеленность на сохранение и трансляцию только своего местного материала. Воспроизведение всех элементов фольклорной традиции в их подлинном виде. Иван Иванович призывал делать все возможное, чтобы народная песня стала известна и доступна любому человеку. Отсюда отношение к народной музыке не только как к музейному раритету, но и как к основе для творчества. С 1988 года ансамблем руководит автор этой статьи - кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ И.Н. Карачаров.

Основные направления творческой деятельности «Пересека», прежде всего, были связаны с задачами базовой организации -Белгородского государственного центра народного творчества. Одной из главных задач на первом этапе работы ансамбля стало собирание белгородского музыкального фольклора, создание собственной коллекции записей. Первыми участниками коллектива стали работники центра народного творчества, которые удачно совмещали профессиональную деятельность с работой в коллективе. За тридцатилетний период времени участниками «Пересека» были записаны

сотни народных песен, инструментальных наигрышей, народной хореографии, зафиксированы местные традиции и обряды, связанные с пением, сохранены уникальные образцы народной одежды.

Собранные материалы не только пополняли репертуар коллектива, но и стали основой серьезных научных исследований. Так, руководителем «Пересека» под руководством профессора В.М. Щурова была защищена диссертация кандидата искусствоведения и выпущена монография «Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье)» [3]. Монография содержит развернутое научное предисловие и 132 песенных примера, выполненных в многоканальном изложении. Диссертационные исследования О.И. Алексеевой [1] и С.П. Коноваленко [4] также связаны с традиционной народной культурой. На основе песен, исполняемых «Пересеком» создана серия сборников, объединенных общим названием «Песни из репертуара фольклорного ансамбля «Пересек». И, несмотря на то, что активная фаза собирательской деятельности уже закончена, идет осмысление накопленного материала, получающее свое продолжение в многочисленных научных статьях, публикуемых участниками коллектива.

Изучение народной одежды у участницы коллектива И.В. Саркисян - преподавателя технологии в белгородской школе № 41, нашло свое отражение в изготовлении кукол, одетых в белгородские костюмы. Основным направлением работы коллектива является просветительская деятельность. Одной из главных задач «Пересек» видит в популяризации музыкального фольклора Белгородской области и знакомство с ним самого широкого круга зрителей. На протяжении многих лет постепенно складывался собственный исполнительский стиль коллектива, апробировались различные формы взаимодействия со слушателями. Одной из наиболее предпочтительных форм для ансамбля считается лекция-концерт. Именно этот формат предоставляет возможность познакомить зрителей не только с самими музыкальными произведениями, но и дать необходимую информацию о месте песни в традиции, ее участии в определенном обряде и другие сведения, которые делают представление о ней полноценным, пробуждают интерес у слушателей к непростому для восприятия материалу. Из последних программ «Пересека», выполненных в жанре лекций-концертов, можно

отметить встречу с липецким коллективом «Воскресенье» (рук. К. Иващенко), которая прошла в рамках фестиваля «Пересек» собирает друзей» и концерт в БГЦНТ в рамках «Ночи искусств».

Следует особо отметить, что «Пересек» использует новые, современные технологии для достижения максимального эффекта от выступлений. Оба мероприятия транслировались онлайн на интернет-портале «Культура РФ». Сейчас записи этих концертов находятся в свободном доступе на сайте, и на сегодняшний день их зрительская аудитория составила 244 тысячи человек. Мы планируем и дальше пользоваться этим каналом для расширения зрительской аудитории и получения максимального эффекта от выступлений.

Известно, что фольклорная песня в ее аутентичном звучании сложна для восприятия неподготовленным человеком. Специфика распевания народного стиха, наличие диалектных слов, разновременное произнесение текст, обусловленное особенностями развития народного многоголосия - все это затрудняет восприятие песни, зачастую ведет к непониманию ее смысла. Одним из способов решение данной проблемы коллектив видит в трансляции на экранах песенного текста во время исполнения. И сейчас все стационарные концерты «Пересека» сопровождаются подобной демонстрацией. О подобном новшестве мы имеем только положительные отзывы.

Однако ничто не может заменить для коллектива непосредственного общения со зрителем. «Пересеком» разработаны специальные концертные программы для школьников и студентов. Особенность этих выступлений состоит в том, что они проходят в интерактивной форме. Вовлечение аудитории в фольклорный обряд, участие зрителей в хороводах, бытовых танцах делает эти встречи запоминающимися. Подобные выступления позволяют наладить максимальный контакт со зрителем, стирают грань между сценой и залом, как это и было раньше в традиционных формах бытования фольклора, в которых не было четкого разделения на зрителей и участников.

Понимая всю сложность владения несколькими локальными традициями Белгородчины, участники коллектива стараются максимально точно передавать все нюансы, присущие той или иной местной культуре. Стилевая достоверность в воспроизведении

фольклорных произведений - главная исполнительская доминанта «Пересека». Зная, насколько подчас сложен для современного слушателя музыкальный фольклор в его аутентичном звучании, коллектив постоянно ищет способы подачи материала, которые бы смогли заинтересовать нашу аудиторию, пробудить у зрителей желание поближе познакомиться с культурным наследием нашего народа. Одним из перспективных направлений сценического воплощения музыкального фольклора мы считаем театрализацию. Порой даже условное воспроизведение элементов драматического действия, помогают на сцене воссоздать ту атмосферу, в которой некогда жили эти песни. Так, исполнение обрядовых свадебных песен значительно лучше воспринимается зрителями, если оно сопровождается определенным сценическим действием, представляющим основные этапы свадебного обряда.

Без сомнения театрализация является одним из перспективных направлений в представлении фольклора на сцене и многие коллективы уже пользуются этой формой. Однако, как показывает практика, не всегда певцы в той же мере владеют актерским мастерством, так же как и вокальным. В таком случае театрализация становится «ахилесовой пятой» выступления и существенно снижает впечатление от концерта.

В программе, посвященной свадебным песням с. Большебыково Красногвардейского района Белгородской области, «Пересек» использовал форму, которая объединила в себе театрализацию и лекцию-концерт. По нашему мнению, данный подход является удачной находкой, поскольку сохраняет принцип театрализации, но избавляет певцов от необходимости «полноценной» актерской игры. Действие, которое происходило на сцене, сопровождалось дикторским текстом, а певцы лишь иллюстрировали действия свадебных персонажей. Подобный прием позволил передать зрителям довольно полное представление о свадебном обряде, ограничиваясь лишь показом его отдельных фрагментов.

Как показывает практика, одним из направлений в популяризации народной музыки может служить ее творческое переосмысливание. Молодежной аудиторией с энтузиазмом воспринимаются традиционные белгородские песни, звучащие в обрамлении электронных инструментов. Интересный эффект дает сочетание ритмики традиционных плясовых песен и характерных ритмических рисунков современных эстрадных

жанров. «Пересек» начал подобные опыты более 20 лет назад. Одним из главных условий в подобном пересечении стилей для нас остается незыблемость, неприкосновенность фольклорной первоосновы. На наш взгляд, это одна из форм существования традиционного фольклора в условиях поликультурной городской среды.

Еще одним важным для коллектива видом деятельности является учебно-методическая. «Пересеком» накоплен богатый опыт работы с народной музыкой, которым он делится с руководителями хоров и ансамблей народной песни Белгородской области. Ежегодно коллектив проводит выездные семинары, которые имеют множество положительных отзывов. Как правило, такие занятия содержат и теоретический материал, который включает обзор южнорусской традиции в целом и выявляет особенности той традиции, которой посвящен семинар. Затем «Пересек» представляет несколько примеров песенного, хореографического, инструментального местного фольклора. В практической части семинара слушатели осваивают предложенный материал, который затем может быть использован в работе. Однако, основная задача таких встреч - оказание методической помощи руководителям коллективов.

«Пересек» много лет сотрудничает с Белгородским государственным институтом искусств и культуры. С кафедрой «Искусство народного пения» нас связывают многолетние творческие отношения. Преподаватели и студенты кафедры составляют значимую часть коллектива. «Пересек» много лет был базой практики для студентов-«народников», где они совершенствовали свое педагогическое и исполнительское мастерство. Особенностью освоения народной музыки в коллективе является сочетание народных и профессиональных педагогических методов.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что основным направлениям в интерпретации южнорусского фольклора фольклорным ансамблем «Пересек» БГЦНТ является сохранение первоисточника и дальнейшее его воспроизведение в максимально приближенном к первооснове виде. Наиболее часто используемыми формами сценического воплощения народной музыки для «Пересека» являются театрализованное представление, лекция-концерт, гибридная форма.

Новой формой подачи южнорусского фольклора для коллектива является интернет-трансляция.

«Пересек» продолжает свою творческую деятельность и постоянно ищет новые формы интерпретации южнорусского фольклора.

Список литературы

1.Жиров, М. С., Алексеева, О. И. Русская народная песня: история и современность : моногр. / Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. -167 с. + вкл. 8 с.

2.Карачаров, И. Н. Музыкальная культура белгородского края в персоналиях: Иван Иванович Веретенников - фольклорист, просветитель, педагог, композитор // Музыка и время. - 2017. - № 5. - С. 29-32.

3.Карачаров, И. Н. Песенная традиция бассейна реки Псёл (Белгородско-Курское пограничье) / под общ. ред. В. М. Щурова ; Упр. культуры Белгородской обл., Белгородский гос. центр нар. творчества, Белгородское гос. музыкальное училище им. С. А. Дегтярева. - Белгород, 2004.

4.Коноваленко, С. П. Философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в народном православии : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгородский государственный университет. - Белгород, 2008. - 145 с.

INTERPRETATION OF SOUTH RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE IN THE CREATIVITY OF THE FOLKLORE ENSEMBLE «PERESEK»

I.N. Karacharov

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: ikaracharov@yandex.ru

The folk music ensemble "Peresek" of the Belgorod State Center of Folk Art has been collecting, studying and performing musical folklore of the South of Russia for more than 30 years. The main areas of work of the team are: research, educational, methodological areas. The basis of the creative activity of the group are the songs of the Belgorod region. "Peresek" develops and tests new forms of interpretation of South Russian folklore.

Keywords: musical folklore, Peresek folk ensemble, local traditions of folk singing, studies of South Russian song culture, Belgorod State Center of Folk Art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.