Научная статья на тему 'Комплексное освоение музыкального фольклора в системе профессионального образования'

Комплексное освоение музыкального фольклора в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ / НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЛОКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева О. И.

В статье рассматриваются педагогические технологии освоения музыкального фольклора в контексте комплексной взаимосвязи предметов специального цикла в ВУЗе. Внимание акцентируется на фольклорных традициях Белгородского края как базовой основы профессионального музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное освоение музыкального фольклора в системе профессионального образования»

материал. Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Д.Б. Элько-нина, В.В. Давыдова в рамках исторического образования.

Урок истории - это взаимосвязь и взаимовлияние двух личностей - преподавателя и обучающихся через третью личность, историческую, которая помогает проникать в прошлое и познать его. Преподаватель является не только носителем знаний, вооруженным определенными педагогическими технологиями. Прежде всего, он носитель опыта, передача которого новому поколению предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение добрых чувств.

Список литературы:

1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. - Волгоград: Изд-тво «Учитель», 2008.

3. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника // Журнал «Завуч». - 2003. - № 8.

КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Алексеева О.И.*

Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород

В статье рассматриваются педагогические технологии освоения музыкального фольклора в контексте комплексной взаимосвязи предметов специального цикла в ВУЗе. Внимание акцентируется на фольклорных традициях Белгородского края как базовой основы профессионального музыкального образования.

Ключевые слова Профессиональное образование, комплексный подход, этнокультура, музыкальный фольклор, песенные жанры, народная традиция, локальный стиль.

* Доцент кафедры Искусства народного пения, кандидат философских наук.

В XXI веке, на новой фазе развития человеческой цивилизации, резко обозначилась основная социокультурная проблема - падение нравственности и бездуховность общества. Наступивший кризис повлёк кардинальные перемены в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере культуры. Отрыв от своих корней, привёл к изменению системы ценностей, выработанной веками, увеличивая тем самым психологическое воздействие окружающей среды на человека, делая его уязвимым и незащищенным.

Исходя из этого, мы вправе рассматривать традиционную народную художественную культуру как фундаментальную основу формирования базовых общечеловеческих качеств, таких как любовь, доброта, трудолюбие, справедливость, добрососедство, милосердие, честность, любовь к родному дому, Родине, природе и других одобряемых и разделяемых большинством людей социальных ценностей. В свою очередь, в традиционной народной художественной культуре наиболее ярко проявляются черты национального характера, менталитета, вековые традиции и мастерство народа, что, несомненно, делает актуальной проблему освоения народных традиций, их эт-нопедагогического потенциала, трансляцию в современный социум лучших образцов музыкально-хореографического фольклора.

Прогрессирующее исчезновение культурных традиций и элементов художественного творчества народа, вызванное уходом из жизни старшего поколения, обозначило необходимость организации специальных мероприятий, направленных на разработку механизмов сдерживания разрушительных для этнокультурного пространства тенденций.

В этой связи особую значимость приобретает Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» и ряд проектов и программ, осуществляемых в России, в которых традиционная народная художественная культура выступает как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство общества и государства.

Свидетельством пристального внимания правительства Белгородской области к вопросам сохранения и возрождения традиционной народной художественной культуры служит принятие целого ряда постановлений в этом направлении, реализация которых позволила выйти на качественно иной уровень решения вопросов освоения, сохранения и развития традиционной народной художественной культуры.

В связи с этим, современное состояние образовательной системы особенно актуализирует проблему возврата к национальным истокам и традициям, как ядру отечественной народной художественной культуры, основы духовно - нравственного воспитания молодого поколения. Одной из основных задач музыкального образования является воспитание у молодёжи в

современных условиях художественно-творческой активности в контексте учебной деятельности образовательных учреждений искусства и культуры.

При подготовке специалиста важнейшими остаются вопросы изучения региональной, локальной специфики народных традиций. Важность этого весьма убедительно звучит в высказывании В.Г. Белинского, подчеркивающего ценностную основу национальных обычаев, без которых «народ есть образ без лица» [1, с. 36], тем самым, акцентируя внимание на его индивидуальности и неповторимости.

Профессиональное обучение студентов специализации искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры основано на взаимосвязи федерального и регионального компонентов. Подготовка специалистов успешно осуществляется посредством многоуровневой системы этнохудожественного образования ДШИ, СУЗ, ВУЗ). Практика убедительно подтверждает эффективность данной модели. Новый виток в подготовке специалиста, был осуществлён посредством блочно-мо-дульной системы, разработанной М.С. Жировым («Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры», Белгород, 2003 г.).

Специфика обучения, основанная на комплексной взаимосвязи предметов специального цикла по трём регионам области, предполагает наряду с формированием и совершенствованием вокально-хоровых навыков и умений, воспроизведением изучаемого, осуществление и осознанное решение музыкально-художественных, хореографических задач конкретного произведения. Базовой основой обучения являются фольклорные традиции Белгородской области.

Подтверждением того, что Белгородчина является уникальным ареалом с неповторимой многожанровой музыкальной, песенно-хореографической культурой является анализ трудов ученых-исследователей, этнографов М. Стахови-ча, Т. Бершадской, Н. Лопатина и В. Прокунина, Е.Э. Линевой, Н.С. Коха-новской, К.В. Квитки, А.В. Рудневой, В.М. Щурова, местных учёных, исследователей, этнографов И.И. Веретенникова, И.Н. Карачарова, М.С. Жи-рова, О.Я. Жировой, позволяющих обозначить в ряду «южнорусских» - Белгородскую область как целостную культурную зону, выделив три главных ее очага: Белгородско-Воронежский, Белгородско-Курский, Белгородско-Ос-кольский.

История освоения края, его географическое положение, миграционные потоки, этнический состав населения, стереотип поведения, говоры, система традиционных обрядов и праздников, тип костюма и жилищ, указывают на то, что при всей общности и единстве народной художественной культуры каждый из регионов имеет свои специфические особенности. Так, Белго-родско-Оскольский регион отмечен наличием песен с «вывискиванием», двух-хорным пением, Белгородско-Воронежский - наличием многоголосных песен с развитой полифоничекой основой, а также карагодных с особым видом под-

танцовки - пересеком, Белгородско-Курский - особой разновидностью песен в сопровождении как круговых, так и некруговых форм движения.

Характеризуя песенную традицию края в целом, необходимо прежде всего выделить наиболее общие и характерные ее черты и свойства. Это бытование сезонных хороводных («карагодных») песен, их приуроченность к определенному времени года, повсеместное распространение «алилёшных» песен, то есть песен с наличием характерного припева «лёли, лёли», «ляли, ляли», «алилей лёли, лёли». На Белгородчине огромное множество разнообразных по форме и характеру свадебных песен, плясок, инструментальных наигрышей, песен календарю -земледельческого круга, плясовых. Последние - подвижны, ритмически чётки, исполняются с опорой на хореографию [2, с. 33]. Для песенного стиля края характерна как простейшая полифоническая форма многоголосия - гетерофония (все голоса являются вариантами одной мелодии), так и контрастное двухголосие (голоса достаточно обособлены и находятся в контрастном соотношении), а также самый развитый тип многоголосия - контрастная полифония с трехголосной основой.

Певческая исполнительская традиция Белгородчины - яркая, полётная, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями (ширь полей и лугов, мягкий климат), спецификой открытого пространства, особенностями художественной образности песен, яркими свойствами характера и темперамента местных жителей.

Традиционные напевы русских сел, входящих в западную часть Белгородского края ритмически четки, подвижны, их мелодический рисунок прост и скуп. Основу песенного репертуара составляют сезонные хороводные песни и их особые разновидности: танки, карагоды и хороводы с полотенцами («ширинки»). Круговая хороводная пляска «в кружку» составляет суть понятия «карагод». Индивидуальное мастерство участвующих в ней мужчин: «хазунов», «скакунов», «крыловиков» - занимает главенствующее место. Как правило, танки водили в строго определенное время года, чаще всего весной и летом, и этой приуроченности соответствовали определенные песни и разновидности таночных движений. «В конце зимы и ранней весной, во время великого поста, в этих местах (группа сел Ракитянского района) исполнялись так называемые «говеенские» песни. Они скромны по тематике, мелодии их сдержанны, неторопливы, строги» [3, с. 51].

Характерной особенностью песенного фольклора Белгородско-Курского региона является почти полное отсутствие в нем традиционной протяжной лирической песни. «Местная лирика представлена либо поздней городской песней, либо лирическими песнями украинского происхождения» [4, с. 46]. Говоря о стилевых основах песенной культуры региона в целом следует отметить «... наличие здесь большого числа песен с узким диапазоном мелодий простейшей моторной ритмикой, лаконичными композиционными струк-

турами, гетерофонной фактурой...» [4, с. 46], что в очередной раз подтверждает о её древних корнях.

Многообразие произведений музыкального фольклора восточной части Белгородчины представлено наличием всех трёх родов: эпоса, лирики, драмы. И хотя в чистом виде эпические жанры в этом регионе не зафиксированы, в репертуаре аутентичных ансамблей сел Нижняя Покровка Красногвардейского района и Подсереднее Алексеевского района есть лирико-эпические песни о борьбе русских с татарами. Уникален факт: баллада о вражьем полоне, записанная в Подсереднем, бытует во многих вариантах.

Протяжные лирические песни в данном регионе именуют «долгими», «тяглыми». Одно из главных достоинств протяжных лирических песен данного региона - богатство многоголосного распева. «Голоса поющих отчетливо подразделяются на три обособленные группы. Запевалы ведут основную, среднюю вокальную партию. Нижние голоса «басуют», образуя прочное гармоническое основание - фундамент всей песни. Верхние подголоски, согласно местной терминологии, «тянут на пистон». Они противопоставляются главной мелодии, проходящей у запевалы, и в то же время поддерживают её. Сливаясь в одну вокальную партию, верхние голоса строго координируются с басом, формируют с ним устойчивый «каркас» [2, с. 36].

Особыми жанровыми свойствами обладают песни свадебного обряда. Прежде всего, следует отметить обилие «лелёшных» песен с пляской, сопровождающих практически все основные элементы свадебной игры.

В селах Белгородско-Оскольского региона можно услышать типичные для русского юга лирические песни, звучащие на «беседах», посиделках, во время уличных гуляний. В целом лирическим песням данного региона присуща тонкая отточенность поэтического языка, разнообразие эпитетов, метафор, широта мелодического развития, использование размашистых интонационных ходов (в объеме сексты, септимы), богатство мелодической орнаментики, полифонический склад, октавный подголосок.

Каждый из перечисленных стилевых зон изучаются студентами в синтезе на предметах предусмотренных учебным планом: «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Вокальная подготовка», «Народная хореография региона» «Изучение областных певческих стилей», «История народной одежды», «Расшифровка записей народной музыки», «Русское народное музыкальное творчество» и др.

Рамки учебного процесса предполагают ознакомление студентов с различными направлениями деятельности: форма копирования фольклорных певцов, форма вторичного воспроизведения, пение обработанного материала и т.п. Эффективность подготовки будущего специалиста и воспитания в нём лучших качеств национального самосознания и высокого профессионализма осуществляется благодаря встречам с истинными мастерами, подлинными носителями народных традиций.

Таким образом, блок предметов работает на формирование будущего специалиста, формирует его личностные качества, дополняет и расширяет его представление о народной песенной культуре. Такое интегративное решение комплексного освоения фольклорных традиций края в системе профессионального образования позволяет успешно реализовывать содержание учебных программ, а также научно-методическую, исследовательскую, концертную деятельность.

Список литературы:

1. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 4. Статьи, рецензии и заметки, март 1841 - март 1842 / В.Г. Белинский. - М.: Худож. лит., 1979. -654 с.

2. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000. - 267 с.: ил.

3. Карачаров И.Н. Песенная традиция бассейна реки Псел / И.Н. Кара-чаров. - Белгород, 2005. - 422 с.

4. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция / В.М. Щуров. - М.: Сов. композитор, 1987. - 312 с.: ил., нот.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СКАЗКИ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

© Аракчеева И.В.*

Общеобразовательная школа-интернат № 19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД», г. Новокузнецк

В статье описан опыт работы над проектом «Сказки для первоклассников», который позволяет воспитывать поликультурную, целеустремленную, самостоятельную, творческую личность.

Современный государственный образовательный стандарт требует применения новых педагогических технологий, которые позволяли бы развивать в ребенке самостоятельность, целеустремленность, активность, смелость, гибкость, мобильность, смекалку.

Одной из таких технологий является проектная, помогающая каждому ребенку раскрыть и проявить свои творческие способности, научиться работать в команде, находить компромиссы, делать одно большое общее дело.

Дети младшего школьного возраста зачастую плохо и мало читают. Планшеты и ноутбуки, телевидение и интернет вытесняют книги. Родители не читают сами и не читают с детьми, дома почти нет книг.

* Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.