https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.19
Антоненко Виктория Владимировна
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
В данной статье проанализированы основные работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых затронуты важнейшие вопросы учения об апокатастасисе протоиерея Сергия Булгакова. Исследователи его творчества считают, что именно софиология стала базой для формирования учения об апокатастасисе как части философии истории и религиозной антропологии С. Н. Булгакова, несмотря на то, что ими были предложены различные варианты понимания его учения о всеобщем спасении. Учение об апокатастасисе в интерпретации С. Н. Булгакова - это, скорее, "теологумен" - частное богословское мнение. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2018/12-2/19.1^т!
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 2. C. 279-282. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 141.4 Дата поступления рукописи: 15.10.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.19
В данной статье проанализированы основные работы отечественных и зарубежных исследователей, в которых затронуты важнейшие вопросы учения об апокатастасисе протоиерея Сергия Булгакова. Исследователи его творчества считают, что именно софиология стала базой для формирования учения об апокатастасисе как части философии истории и религиозной антропологии С. Н. Булгакова, несмотря на то, что ими были предложены различные варианты понимания его учения о всеобщем спасении. Учение об апокатастасисе в интерпретации С. Н. Булгакова - это, скорее, «теологумен» - частное богословское мнение.
Ключевые слова и фразы: С. Н. Булгаков; учение об апокатастасисе; софиология; спасение; эсхатология.
Антоненко Виктория Владимировна
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва [email protected]
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЯ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА:
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА
Учение об апокатастасисе в христианстве очень неоднозначно и являлось предметом исследования богословских и религиозно-философских работ. Во многом это было связано с необходимостью нового осмысления положения православия в окружении инославных религий. Возрождение теории апокатастасиса содержало в себе некий экуменический контекст - признание или хотя бы допущение равноспасительности иных религиозных конфессий, чему мешал определенный Вселенскими соборами догмат о вечности адских мучений. Важным фактором в этом процессе стало формирование софиологической традиции в русской религиозной философии. Русская софиология практически вся поддерживала идею апокатастасиса. Будучи продолжателем софиологической традиции и философии всеединства, С. Н. Булгаков также обратился к учению об апокатастасисе.
Построенная им система видения мира формирует уникальный синтез религиозного и философского мировоззрений. В этом синтезе особое место занимает вопрос о всеобщем спасении. Данное учение по широте поставленных мировоззренческих проблем выходит за рамки традиционного богословия, оно представляет собой глобальное исследование в области онтологии, гносеологии, антропологии и метафизики.
Изучение идейного наследия протоиерея Сергия Булгакова актуально не только в узко научно-философском, религиоведческом, богословском планах. В условиях современного духовного противостояния общественной и православной систем ценностей этический нонконформизм все чаще приводит человека к мысли о конечности бытия и прагматической ценности бытийного существования.
Религиозная составляющая всегда присутствовала в жизни С. Н. Булгакова. Так, в свое время Н. О. Лосский отзывался о нем следующим образом: «...священник в седьмом поколении, бывший марксист, ставший одним из главных вдохновителей Всероссийского Поместного Собора в Москве в 1917 году» [1]. Подтверждением этой идеи служит цитата С. С. Хоружего: «История, культура, искусство - все приходило к нему через церковь, через богослужение, вобранным в церковный космос» [20]. В этом же контексте описывает субъективизм в религиозной философии С. Н. Булгакова Т. В. Борисова, утверждая, что для него догмат веры был не оценкой, а «мерой истинности философских построений» [3, с. 17]. Таким образом, в лице мыслителя мы видим сложный синкретизм православной веры, каноники (богословия), немецкой и античной философских традиций, и поэтому сложно четко размежевать богословие и религиозную философию в творчестве мыслителя.
По мнению И. И. Евлампиева, «в трудах Булгакова мы находим отражение всех самых острых дискуссий той эпохи» [11, с. 8]. В труде «Свет невечерний» [7] он попытался соединить религию и философию, веру и разум в целостную систему, попытался «доказать возможность и необходимость их единства» [11, с. 40].
В первой комплексной работе «Философия хозяйства» [9] впервые звучит идея о том, что Бог и мир связаны, а не противостоят друг другу. Именно с этой идеи формируется его софиология. Философ осуществил софиологический анализ хозяйства и искусства, жизни и смерти, провел комплексную апологию земной реальности. София - звено, которое связывает Бога с миром. Исследователи творчества С. Н. Булгакова считают, что именно софиология стала базой для формирования учения об апокатастасисе как части философии истории и религиозной антропологии С. Н. Булгакова.
Учение об апокатастасисе сформировано им в так называемой «Большой трилогии» «О Богочеловече-стве»: «Агнец Божий» [4] (1933), «Утешитель» [5] (1936), «Невеста Агнца» [6] (1945), а также примыкающей к ней заключительной книге «Апокалипсис Иоанна» (1944). В ней С. Н. Булгаков раскрывает свою антропологию и философию истории, которые насквозь пропитаны религиозным, даже библейским, подходом. И несмотря на то, что большинство исследователей относят эту трилогию к богословским трудам, по мнению С. С. Хоружего, эти произведения - это «венец» всей системы С. Н. Булгакова [20]. В подтверждение этому в статье монахини Елены в «Богословских трудах» [16, с. 160] звучит мысль о том, что «Агнец Божий» представляет собой вершину богословских, философских и практически-религиозных постижений мыслителя.
Однако если обратиться к более поздним работам, а именно к «Софиологии смерти» [8], то можно проследить, что для С. Н. Булгакова смерть не материальна и не метафизична, а глубоко индивидуальна. На собственном примере мыслитель объясняет все предсмертные переживания не страхом потерять связь
с тленным миром, а ожиданием воссоединения с Богом, ведь каждый на смертном одре становится соучастником соискупительной жертвы Христа, тем самым включается и в Его воскресение. Таким образом, философия смерти у С. Н. Булгакова полностью христоцентрична [Там же].
Особенное внимание протоиерей Сергий Булгаков уделяет понятию времени. Со временем он связывает существование человека, всей материи и истории, софиологию смерти. Понимая историю как благодатный Богочеловеческий процесс, он признает зрелым плодом истории только свободное торжество божественного начала в свободном человеческом творчестве. Именно этот контекст привел современную исследовательницу творчества С. Н. Булгакова О. В. Сенину к заключению о том, что «духовные искания Сергея Николаевича Булгакова приводят современных исследователей его творчества к выводу о возможности построения целостного мировоззрения в рамках религиозной философии, к необходимости объединения возможностей разума, веры и интуиции, а также показывают предмет философского анализа в трех ипостасях: объективной реальности мира и человека, субъективной реальности отношений человека к миру и трансцендентной реальности Бытия мира» [18, с. 43]. А Н. О. Лосский в своем труде «История русской философии» [15] отвел С. Н. Булгакову одно из первых мест среди русских философов, хотя и считал, что обращение его к апоката-стасису было обусловлено желанием преодолеть проблему зла - найти удовлетворительное ему объяснение.
Первыми к анализу учения об апокатастасисе протоиерея Сергия Булгакова обратились его современники и последователи. В этом контексте базовыми считаются работы Н. А. Бердяева, Л. А. Зандера, В. В. Зень-ковского, Н. О. Лосского.
Так, ученик и последователь С. Н. Булгакова Л. А. Зандер в своем двухтомном произведении [12; 13], посвященном отцу Сергию, исследует все составляющие философской системы мыслителя. В отдельной главе второго тома он анализирует суть и составляющие учения об апокатастасисе С. Н. Булгакова. Он считает, что в этом учении скрыта «христианская надежда, которая не может быть отнята от нашей веры» [13, с. 345], поскольку оно дает понимание человеку о неотделимости неба и земли.
Современник и сторонник С. Н. Булгакова Н. А. Бердяев в своей работе «Возрождение Православия (о. С. Булгаков)» отмечает, что размышления философа о смерти, спасении, воскрешении базируются в первую очередь на идее о «многомысленности» плоти: духовной, тонкой, преображенной, природно-исторической и пр. [2, с. 613].
В работе «История русской философии» Н. О. Лосский отмечает, что С. Н. Булгаков понимал под смертью блаженство и надежду на воскресение в грядущем мире. Далее Николай Онуфриевич показывает, что вопрос воскресения у отца был тесно связан с идеей о имяславии, ведь преображение всех тварей он сопоставлял с «воплощением слова Божиего в Иисусе Христе» [15, с. 243]. В таких условиях спасение осуществляется для каждого объективно, посредством соединения с Христом - ведь «Христос живет во мне» (то есть в каждом). Однако, несмотря на возможность такого спасения, Н. О. Лосский замечает, что, по мнению С. Н. Булгакова, путь к нему тернист и сложен [15, с. 254].
В. В. Зеньковский в «Основах христианской философии», анализируя христианскую метафизику, говорит о том, что всеобщее спасение невозможно без свободного возвращения злых духов к Богу [14]. Именно в работе этого ученого прослеживается параллель между проблемами преодоления зла (сатаны) и всеобщим спасением. Учение об апокатастасисе С. Н. Булгакова привело его к пониманию того, что «гармонизация мира находит препятствия в начале свободы» [Там же].
Достаточно ценной работой является статья протоиерея Г. Серикова «Учение об апокатастазисе (о всеобщем восстановлении) у "отца отцов" (святителя Григория Нисского) и у прот. Сергия Булгакова» [19]. Изложив в начале статьи историю и сущность учения об апокатастасисе, протоиерей Г. Сериков далее анализирует на грани богословия и науки идеи С. Н. Булгакова об этом. Он выделяет несколько главных аргументов отца. Во-первых, С. Н. Булгаков, размышляя о всеобщем спасении, раздумывает над тем, распространяется ли оно на демонов. Второй вопрос, который затрагивает философ, - это продолжительность и роль (функциональность) адских мук. Ведь, привыкнув к тому, что огонь в преисподней - «адский», мы считаем, что пребывание там - мука, заслуженная за наши грехи. Эта «традиция», по С. Н. Булгакову, - всего лишь «уголовно-пенитенциарная» мера Церкви для сохранения человеческой нравственности. Таким образом, он приходит к выводам, что «адский огонь есть огонь очистительный, врачевательный». Тем более что невозможно, чтобы существовал вечный ад наравне с вечным Царством Божьим. Третий аргумент - эк-клезиологический - утверждает, что «хотя Суд Божий есть Суд личный и совершается над каждым человеком, но вместе с тем, он есть и Суд всеобщий, церковный, ибо человечество Христово едино, и судьба каждого связана со всеми, и за всех ответственна» [19, с. 28]. Еще одним аргументом является размышление о тварной сущности человека, а именно о его свободе, которая есть дар Божий. Ведь если свобода дарована Богом, то как она соотносится с Божьим замыслом - предопределением человеческой судьбы. Как вариант решения этой дилеммы С. Н. Булгаков вводит понятие свободной необходимости [Там же].
Анализирует вопрос всеобщего воскресения в контексте апокалиптики С. Н. Булгакова и Д. В. Гусев, утверждая, что апокатастасис у философа - это теургический акт, и эту идею он перенял у о. Федорова [10, с. 93-94].
Еще один вариант понимания апокатастасиса С. Н. Булгакова предложили Д. Е. Муза и Т. С. Оленич. Они утверждают, что в своей эсхатологии он упраздняет деление потустороннего мира на ад и рай, ведь «ад -при богоспасающей силе Любви - невозможен» [17, с. 171].
Среди западных исследователей идеи протоиерея Сергия Булгакова также популярны, потому что они видят в нем не просто одного из самых оригинальных православных богословов ХХ в., но и фигуру такого
калибра и такой богословской глубины, что ее можно поставить в один ряд с великанами западного богословия наподобие Ганса Урса фон Балтазара (1905-1988), Карла Барта (1886-1968), Карла Ранера (1904-1984) или Пауля Тиллиха (1886-1965).
Среди авторов монографий и статей о С. Н. Булгакове стоит отметить А. Каменских. В его исследовании об Оригене [21] утверждается, что отклики философии Оригена прослеживаются еще в ранних работах С. Н. Булгакова «Философия хозяйства» и «Свет Невечерний», а в трилогии они получили завершенный облик. Апокатастасис С. Н. Булгакова интерпретируется исследователем в контексте его эсхатологии. По его мнению, протоиерей Сергий Булгаков пытается ответить на вопрос: как могут существовать две несовместимые эсхатологические перспективы? Ответ им видится в следующем: из двух вариантов только один неминуемо верный - возможность перехода от смерти к жизни, от разрушения к спасению, даже с помощью «вечного страдания», посредством апокатастасиса, что достигается с помощью универсального спасения, без любых ограничений или исключений, но с его разнообразием и мульти-организованным символом. В этой идее исследователь видит полное соответствие учению Оригена.
С проблемой всеобщего спасения и дилеммой, связанной со спасением дьявола, по мнению А. Каменских, у С. Н. Булгакова также связана тема времени, ведь «время неизмеримо для человечества» [21, р. 455]. Несомненно, что нет, так сказать, хронологически устойчивого времени. Его продолжительность переосмысливается как его ограниченность и конечность.
Комментируя далее работы С. Н. Булгакова, А. Каменских отмечает, что у мыслителя существует лекция о будущем раскаянии дьявола. Также в его работах можно найти все специфические элементы доктрины Оригена об универсальном спасении: сложность вечности, которая нужна, чтобы выполнять это спасение, будущее раскаяние дьявола, аналогия между созданием и апокатастасисом, критика вечности ада и т.п. Подводя итог, ученый приходит к выводам, что отличительной чертой учения об апокатастасисе протоиерея Сергия Булгакова является концепция последовательной вечности, которая необходима для универсального спасения в условиях предопределенной свободы [21].
Таким образом, весь массив булгаковедческих исследований можно разделить на богословские, философские и религиоведческие. Специальных работ, посвященных непосредственно учению об апокатастасисе С. Н. Булгакова ничтожно мало. Эта тема разрабатывается либо в контексте софиологии мыслителя, либо носит скорее исторический, нежели концептуальный характер.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проведенный анализ работ мыслителей и исследователей свидетельствует о наличии потребности в новых исследованиях проблематики апокатастасиса С. Н. Булгакова в философии. Кроме того, следует признать, что осмысление проблемы апокатастасиса в «Большой трилогии» протоиерея Сергия Булгакова находится в начальной стадии и до сих пор не имеет системного и целостного рассмотрения.
Философское наследие Сергея Булгакова хоть и не представляет собой завершенную философскую систему, отличается цельностью и единством. В противовес эволюционному развитию выдвигается понятие эсхатологического прогресса. Именно в контексте этой философии формируется его учение об апокатаста-сисе - всеобщем спасении от вечных мук без любых ограничений и исключений [20]. Его основной мотив -оправдание мира: бытия и материального космоса, то есть оправдание материи с позиций Бога. Учение об апокатастасисе состоит у него из двух составляющих - размышления о вечности адских мук и возможности спасения падших ангелов.
Следовательно, учение об апокатастасисе в интерпретации С. Н. Булгакова является скорее «теологуме-ном» - частным богословским мнением.
Список источников
1. Аржаковский А. Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже [Электронный ресурс]. URL: http://hesychasm.ru/library/Sophia/institute.htm (дата обращения: 01.10.2018).
2. Бердяев Н. А. Возрождение Православия (о. С. Булгаков) // Бердяев Н. А. Собрание сочинений: в 4-х т. Париж: YMCA PRESS, 1989. Т. III. С. 580-621.
3. Борисова Т. В. Субъективизм в религиозной философии С. Булгакова как проблема // Булгаковские чтения: сб. науч. ст. по материалам VI Всероссийской научной конференции с международным участием / под общ. ред. Л. И. Пахарь. Орел: Картуш, 2012. С. 15-21.
4. Булгаков С. Н. О Богочеловечестве: в 3-х ч. Париж: YMCA PRESS, 1933. Ч. 1. Агнец Божий. 468 с.
5. Булгаков С. Н. О Богочеловечестве: в 3-х ч. Париж: YMCA PRESS, 1936. Ч. 2. Утешитель. 447 с.
6. Булгаков С. Н. О Богочеловечестве: в 3-х ч. Париж: YMCA PRESS, 1945. Ч. 3. Невеста Агнца. 621 с.
7. Булгаков С. Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения / худож. оформ. Б. Ф. Бублик. М. - Х.: АСТ; Фолио, 2001. 672 с.
8. Булгаков С. Н. Софиология смерти // Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. С. 273-306.
9. Булгаков С. Н. Философия хозяйства / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.
10. Гусев Д. В. Антропологические аспекты апокалиптики в философском наследии С. Н. Булгакова // Булгаковские чтения: сб. науч. ст. по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием / под общ. ред. Л. И. Пахарь. Орел: АПЛИТ, 2011. С. 88-98.
11. Евлампиев И. И. Религиозный идеализм С. Н. Булгакова: «за» и «против» // С. Н. Булгаков: pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология: в 2-х т. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2003. Т. 1. С. 5-62.
12. Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова: в 2-х т. Париж: YMCA PRESS, 1948. Т. 1. 479 с.
13. Зандер Л. А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова: в 2-х т. Париж: YMCA PRESS, 1948. Т. 2. 386 с.
14. Зеньковский В. В. Основы христианской философии [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/library/08_z/ en/ovsky_03.html#22 (дата обращения: 01.10.2018).
15. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 482 с.
16. Монахиня Елена. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944). Личность, жизнь, творческое служение, осияние фаворским светом. М.: Изд-во Православного университета имени о. Александра Меня, 2003. 407 с.
17. Муза Д. Е., Оленич Т. С. Софийная природа бытия в концепции С. Н. Булгакова: попытка аксиологической транскрипции // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 18. № 2. С. 160-174.
18. Сенина О. В. Духовные искания С. Н. Булгакова и их отражение в его философской системе // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. Т. 11. № 1. С. 40-43.
19. Сериков Г. Учение об апокатастазисе (о всеобщем восстановлении) у «отца отцов» (святителя Григория Нисского) и у прот. Сергия Булгакова // Вестник русского христианского движения. 1971. № 101/102. Ч. III/IV. С. 25-29.
20. Хоружий С. С. София-Космос-Материя: устои философской мысли отца Сергия Булгакова [Электронный ресурс]. URL: https://predanie.rU/horuzhiy-sergey-sergeevich/book/159423-posle-pereryva/#/toc4 (дата обращения: 01.10.2018).
21. Kamenskikh A. Origen in Russian philosophy: From Gregory Skovoroda to Nikolai Berdyaev // Schole. 2015. Vol. 9. № 2. Р. 454-456.
INTERPRETATION OF ARCHPRIEST SERGEI BULGAKOV'S DOCTRINE OF APOCATASTASIS:
HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEM
Antonenko Viktoriya Vladimirovna
St. Tikhon's Orthodox University, Moscow lyubimayaviktoriya@mail. ru
The article analyses the basic domestic and foreign works tackling the key issues of archpriest Sergei Bulgakov's doctrine of apo-
catastasis. Though the researchers propose different interpretations of his universal salvation doctrine, they still believe that just Sophio-
logy became the basis for the doctrine of apocatastasis as a part of Bulgakov's philosophy of history and religious anthropology.
The doctrine of apocatastasis in S. N. Bulgakov's interpretation is rather a "theologumen" - a private theological opinion.
Key words and phrases: S. N. Bulgakov; doctrine of apocatastasis; Sophiology; salvation; eschatology.
УДК 1; 614.2 Дата поступления рукописи: 30.10.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.20
В фокусе внимания автора - проблема активной эвтаназии и ассистируемого самоубийства. Опираясь на рассуждения современных философов и представителей биоэтики, автор показывает, что подлинный узел проблем, связанных с данными явлениями, концентрируется вокруг специфики профессии врача и уважения автономии личности пациента. Отдельное рассмотрение также получает тема применения обезболивающих средств. Освещая различные точки зрения, автор приходит к выводу о том, что позиция сторонников эвтаназии и ассистируемого самоубийства зиждется на абсолютизации ценности автономии личности и ведет к таким морально сомнительным, внемедицинским причинам для смерти, как «усталость от жизни», «потеря смысла жизни».
Ключевые слова и фразы: эвтаназия; ассистируемое самоубийство; врач; пациент; автономия; боль; мораль; личность.
Волков Алексей Владимирович, д. филос. н., доцент
Петрозаводский государственный университет [email protected]
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ
Прошло уже более двух десятилетий с того момента, как граждане американского штата Орегон поддержали закон, предоставляющий им право на ассистируемый уход из жизни. Впоследствии, уже в 2000-е годы, активная эвтаназия была легализована в ряде европейских стран. И, тем не менее, несмотря на легальный статус этих нововведений, они по-прежнему порождают горячие научные и общественные дебаты. Что касается России, то в ней, как известно, эвтаназия запрещена законом. Однако это не означает, что данная тема не вызывает интереса в отечественном правовом поле и социальном пространстве. Так, совсем недавно, в 2017 г. генеральный директор фирмы ООО «Мегаполис-курорт» Анатолий Аронов подал заявку в Роспатент по регистрации товарного знака «Эвтаназия-тур». Речь шла о товарном знаке на своего рода «медицинский туризм» - поездках российских граждан, решивших уйти из жизни, в одну из швейцарских клиник, проводящую процедуру эвтаназии. Данное обстоятельство, а также существующие в российском обществе проблемы развития паллиативной медицины, заставляют обратиться к обсуждению темы эвтаназии. Опираясь на рассуждения современных философов и представителей биоэтики, мы, во-первых, постараемся очертить наиболее существенные аспекты споров между сторонниками и противниками эвтаназии, а во-вторых, попытаемся определить, какая из двух позиций спорящих сторон обладает большей моральной обоснованностью. В заключение мы