Научная статья на тему 'Интерпретация событий Октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента'

Интерпретация событий Октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕНТ / ИСТОРИЯ РОССИИ / МОЛОДЕЖЬ / 1917 ГОД / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / MODERN CONTENT / HISTORY OF RUSSIA / YOUTH / 1917 / OCTOBER REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пильгун Мария Александровна, Дзялошинский Иосиф Мордкович

В статье представлен анализ контента, посвящённого Октябрьской социалистической революции 1917 года, для выявления оценок данного исторического события в языковом сознании современных молодых пользователей. Сложность задач, поставленных в исследовании, определила использование междисциплинарного подхода. Для получения эмпирического материала, отражающего релевантный материал, были проведены следующие процедуры: массовое анкетирование и фокус-групповое интервьюирование; анализ контента, посвященного Октябрьской революции, собранного из социальных сетей (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal); анализ эссе, посвященных данной тематике. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения «Automap». Также использовался метод координационного управления смыслом (coordinated management of meaningCMM) (B.Pearce, V. Cronen). В ходе исследования было выявлено, что контент, посвященный событиям Великой Октябрьской социалистической революции, не занимает большого места в современном коммуникативном пространстве. Смешение фактов различных эпох в контенте, связанном с событиями 1917 года, который создают молодые пользователи, свидетельствует об отсутствии адекватной интерпретации указанных событий в их языковом сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interpretation of the events of the October revolution in modern users’ language consciousness: content analysis

The article presents the analysis of the content is devoted to the events of 1917, to identify assessments of the historical events in the linguistic consciousness of modern young users. The complexity of the tasks set in the study, identified using an interdisciplinary approach. To obtain empirical material, reflecting the relevant material was conducted following procedures: a mass survey and focus-group interviewing; content analysis devoted to the 1917 harvested from social networks (Facebook, Vkontakte, livejournal); analysis of essays devoted to this subject. Data processing was carried out using the software "Automap". Also used method of coordination management of meaning CMM (Pearce B., V. Cronen). The study revealed that the content devoted to the events of the October Socialist Revolution does not occupy a large place in the modern communicative space. A mixture of facts from different eras evidenced by the lack of adequate interpretation in the content associated with the events of 1917, which is created by young people.

Текст научной работы на тему «Интерпретация событий Октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента»

УДК 81'22

интерпретация событий октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента1

В статье представлен анализ контента, посвящённого Октябрьской социалистической революции 1917 года, для выявления оценок данного исторического события в языковом сознании современных молодых пользователей. Сложность задач, поставленных в исследовании, определила использование междисциплинарного подхода. Для получения эмпирического материала, отражающего релевантный материал, были проведены следующие процедуры: массовое анкетирование и фокус-групповое интервьюирование; анализ контента, посвященного Октябрьской революции, собранного из социальных сетей (Фейсбук, ВКонтакте, livejoumal); анализ эссе, посвященных данной тематике. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения «Automap». Также использовался метод координационного управления смыслом (coordinated management of meaning- cMM) (B.Pearce, V. cronen). В ходе исследования было выявлено, что контент, посвященный событиям Великой Октябрьской социалистической революции, не занимает большого места в современном коммуникативном пространстве. Смешение фактов различных эпох в контенте, связанном с событиями 1917 года, который создают молодые пользователи, свидетельствует об отсутствии адекватной интерпретации указанных событий в их языковом сознании.

Ключевые слова: современный контент, история России, молодежь, 1917 год, Октябрьская революция.

Языковое сознание позволяет личности формировать свои представления об окружающем мире и оценочную парадигму в отношении различных событий, в

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-36-12000/16.

Пильгун Мария Александровна, профессор,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 127411, Москва, ул. Яхромская, 1-222, e-mail: [email protected]

Дзялошинский Иосиф Мордкович профессор,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 127413, Москва, ул. Азовская, 22-65, e-mail: [email protected]

введение

частности исторических. В свою очередь, историческая память - один из важных элементов самосознания общества, определяющих особенности менталитета, языковой картины мира, траектории развития. Выявление особенностей интерпретации значимых исторических событий в современном контенте, аксиологических и коннотативных оттенков при их осмыслении в сознании различных групп общества позволяют выявить многие социальные и идеологические проблемы, с определённой долей вероятности прогнозировать поведенческие особенности пользователей в он-лайн и оф-лайн среде, обозначить предполагаемые путы развития событий в современном обществе.

Изучение особенностей отношения к ключевым историческим событиям у молодых пользователей дает возможность определить специфику гражданской идентичности, выявить факторы, влияющие на формирование оценок главных исторических событий в истории страны, а также целый ряд важных идеологических и образовательных проблем.

Предмет исследования: анализ контента, посвящённого событиям 1917 года, для выявления оценок данного исторического события в языковом сознании современного молодого поколения.

Гипотеза: идеи всеобщей справедливости, определяющие социалистическую доктрину, имеют важное значение для большой части российской молодежи. Утопичность, невозможность их достижения в современном политическом и экономическом контексте порождает депрессивные настроения, апатию и обостряют неприятие окружающей действительности.

Методология

Сложность задач, поставленных в исследовании, определила использование междисциплинарного подхода.

Для получения эмпирического материала, отражающего релевантный материал были использованы массовое анкетирование и фокус-групповое интервьюирование и др. В процессе анкетирования респонденты должны были без обращения к каким-либо дополнительным материалам и подсказкам назвать 10 важнейших событий, которые, по их мнению, потрясли Россию в ХХ веке.

Для проведения контент-анализа использовалась программа QDA Miner v.2.0.8 с модулем WordStat v.5.1.12, разработанные компанией Provalis Research (Canada). Описание особенностей качественного и количественного контент-анализа текстов представлено достаточно подробно [White, March 2006; Krippendorf 2012 and al.].

В ходе исследования проводилось кодирование - соотнесение частей текста с категориями, с помощью которых осуществлялся анализ. Выборка 'корреляционного' словаря основывалась на критерии частоты и порядка совместного расположения слов в тексте. В списке кодов для качественного контент-анализа внимание было сосредоточено не на частоте упоминания тех или иных слов, а на темах, присутствующих в тексте. Корреляционный словарь позволяет выявить смыслы, выраженные эксплицитно, а коды качественного контент-анализа отражают имплицитную информацию, заложенную в тексте.

Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения «Automap» (http://www.casos.cs.cmu.edu/projects/automap/) и Tableau Public (https://public.tableau.com/).

Для определения индекса влиятельности была использована формула: [число лайков]*0.8+[число репостов]*1.7+[число комментариев к посту]*1.1.

Также использовался метод координационного управления смыслом (coordinated management of meaning- CMM) (B.Pearce, V. Cronen). CMM, созданная в рамках социокультурной традиции, восходит к таким научным направлениям, как социальный конструкционизм, прагматизм, символический интеракционизм, риторика, нарративные подходы в психологии и организационной коммуникации, этно-методология, интерпретативная этнография и т.д.

Процедуры

Исследование проводилось в три этапа:

Массовое анкетирование и фокус-групповое интервьюирование.

Анализ контента, посвященного 1917 году, собранного из социальных сетей (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal).

Анализ эссе, посвященных данной тематике.

Материал исследования

Опрос 2 500 человек, период июнь 2015 - ноябрь 2016 г. (респонденты: студенты вузов разных специальностей, возраст: 16-25 лет, гендерное соотношение: муж. - 42.1%, жен. - 57.9).

Опрос проходил в 15 городах, репрезентирующих федеральные округа России (Волгоград, Вятка, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пятигорск, Ростов-на-Дону, С.-Петербург, Тюмень, Ульяновск, Хабаровск, Челябинск).

В ходе формирования виртуального корпуса текстов Интернета по предмету исследования была собрана база сообщений, содержащих контент, посвященный 1917 году, собранных из социальных сетей (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal). Срок сбора - с 2015 по сентябрь 2016 года. 1917 done (пертинент, полная информация). xls (139.2 Мб).

В ходе применения метода свободного сочинения на заданную тему студентам разных специальностей трех московских вузов: МГУ, НИУ ВШЭ и РГГУ (N - 300) предложили написать в аудитории, без подготовки свободное анонимное сочинение (эссе) на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?». На выполнение задания было выделено всего 20 минут. В эксперименте участвовали по 100 студентов из каждого вуза. Среди опрошенных 59,8% женщин; 40,2% мужчин.

Затем предоставленные респондентами тексты были подвергнуты количественному и качественному анализу, в ходе которого выяснялись ответы на следующие вопросы: 1) отношение к революции; 2) оценка революции; 3) причины революции; 4) исторические последствия революции.

результаты

В ходе первого этапа исследования были выявлены события, набравшие более 1% (включительно) от суммарного количества событий, упомянутых респондентами (Таблица 3). Первую десятку наиболее значимых событий в истории ХХ века, по версии респондентов, составили: Великая Отечественная война (9,1 процента от суммарного количества событий, упомянутых респондентами); Октябрьская революция (8,8 процента); распад СССР (8,7 процента); полет в космос Ю. Гагарина (8,1 процента); Первая мировая война (7,0 процента); Вторая мировая война (4,1 процента); холодная война (4,0 процента); перестройка (3,7 процента); созда-

ние атомного/ядерного оружия (3,2 процента); взрыв на Чернобыльской АЭС (3,1 процента).

Показательно, что события Октябрьской революции занимают второе место в данном рейтинге. Закономерно, что Великая Отечественная война была названа наибольшим количество респондентов в первую очередь, поскольку в идеологической и медийной современной парадигме именно это историческое событие является ключевым для построения различных моделей формирования общественного мнения в политической жизни российского общества. Считается, что оценка событий Великой Отечественной войны объединяет всех россиян, к какой бы социальной или политической группе они не относились. Различие трактовок хода и результатов Великой Отечественной войны российскими и зарубежными историками и политиками - одна из серьезных предпосылок мировоззренческого конфликта, противопоставления Россия - Запад.

При анализе причин, стимулировавших закрепление тех или иных событий в памяти участников исследования, можно констатировать, что в кажущейся хаотичности выделенных событий прослеживается весьма отчетливая закономерность: в исторической памяти молодых современников закрепились факты, связанные либо со значительным количеством вовлеченных людей (Великая Отечественная война, Октябрьская революция), либо с масштабом последствий для дестабилизации социальной системы. Под дестабилизацией мы понимаем не только разрушительные процессы (хотя большинство выделенных событий именно таковы); но и события, которые стимулируют социальное развитие, но в форме резкого переворота. Именно таковы полет в космос Юрия Гагарина, распад СССР, перестройка и некоторые другие исторические факты. Иногда несколько факторов сливаются в одно целое.

В ходе реализации второго этапа исследования анализ семантического наполнения сообщений позволил выделить следующие кластеры: 1917 год в исторической и сравнительной перспективе. 1917 год в мировой истории (Великая Французская и Великая Октябрьская революции - 5; Почему революция в России неизбежна (18), В кольце революций. Вспоминают дети Столыпина - Аркадий и Александра - 3; Все было хорошо, пока не пришел Петр I - 19; Генеральная прокуратура РФ рассматривает вопрос о законности признания независимости прибалтийских республик - 9 и под.). Последствия 1917 года. Важные события 1917 (орфогода (VI съезд РСДРП(б), начавший революцию - 113 и под.); Голодомор - 62; ГРЭС; Завод - 27). Последний российский император (60 фактов о последнем Русском Императоре Николае Александровиче и его правлении - 156 и под.). СССР (10 мифов об СССР - 3),Переименования, связанные с 1917 г. (станция «Войковская»

- 14 и под.). Осмысление событий 1917 г. (Абсолютизм, ментальность - 4; Почему революция в России неизбежна - 18; Великая Иудейская Революция 1917 года в Российской Империи - 31; Русская Власть - 2; Вранье, ложь - 11; Вредитель - 2; Государство диктатуры люмпен-пролетариата - 8 и под.). Символы 1917 г. (Аврора

- 27; Башня; Кремль - 25; Броненосец; Корабль - 28; Вояка; Памятник - 2; Герб; Символ - 61 и под.).

Экономические, социальные и политические конфликты (Анархист - рабочий - 9; Аристократия; Игра - 2; Буржуазия; Завод - 121; Буржуй; Рубль - 24; Враг; Элемент - 9; Граница; Шпион - 2; Эсер; Мятеж - 44 и под.). Участники событий

1917 г. Искусство и революция. Религия и революция (Бог; Антихрист - 74; Боженька; Украина - 2; Бунтарь; Вера - 3 и под.).. Сексуальная революция. Территория революции - 19. Личность в революции. (Биография Ленина - 86; Демонтаж памятников Ленину - 57; Сталин и под.)

Коннотативные характеристики контента отражают весь спектр оценок событий 1917 года, представленный в современном обществе. Между тем следует отметить очевидное преобладание негативных характеристик, выраженных следующими номинациями: переворот, ложь, вранье, катастрофа, клика и др. Номинативными конструкциями: Государство диктатуры люмпен-пролетариата, Великая Иудейская Революция 1917 года в Российской Империи, Синяя Борода в женском обличье, монстр революции и пр.

С другой стороны, в проанализированном материале присутствует сегмент, отражающий идеализированный обожествлённый образ Ленина (ассоциативная связь Ленин - Иисус Христос).

Между тем стоит отметить, что контекст революционных событий начала ХХ в России для современной молодежи остается далеким и чрезвычайно туманным. Так, максимальный показатель индекса влиятельности (5787,6) и наибольшее количества лайков (6070) получил материал: Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? — Да, блин, и когда динозавры вымерли, тоже рыдала... (https://vk.com/ wall/-39410028_101139). Далее в рейтинге по указанным параметрам стоят материалы: о сексуальной революции (индекс влиятельности - 5326,5; количество лай-ков - 4871), 60 фактов о последнем Русском Императоре Николае Александровиче и его правлении (индекс влиятельности - 4572,2; количество лайков - 4232), интересные факты о Сталине (индекс влиятельности - 2930,9; количество лайков -2497), генеральная прокуратура РФ рассматривает вопрос о законности признания независимости прибалтийских республик (индекс влиятельности 2078,5; количество лайков - 1984), демонтаж памятников Ленину (индекс влиятельности 789,4; количество лайков - 838).

Довольно показательным представляется материал «Память Ленина и Петра Iувековечили в Apple Watch» (https://vk.com/wall/-16883015_124053).

Наибольшее количество комментариев к конкретным постам, относящимся к 1917 г., закономерно, было обнаружено в Фейсбуке (18 893, кластер «История. СССР»).

Комментарии к постам являются красноречивым свидетельством оценки событий Октябрьской революции в языковом сознании молодых российских пользователей.

Лидер рейтинга по количеству комментариев: Материалы по теме «История. СССР», ресурс «Россия - Российская Федерация - Russia» (https://www. facebook.com/12795478538/posts/10154613036343539). - 18 893 комментариев. Материалы по теме «История. СССР», ресурс AdMe.ru (https://www.facebook. com/309669250171/posts/10153182831485172) - 16771 комментариев. Материалы по теме «История. СССР», ресурс National Geographic Россия (https://www.facebook. com/116651035075978/posts/902629456478128) - 3679 комментариев. Материалы по теме «Сталин», ресурс Глобальный еврейский онлайн центр Jewish.Ru (https:// www.facebook.com/117612978065/posts/10154024557378066) - 2462 комментариев.

Материалы по теме «История. СССР», ресурс Глобальный еврейский онлайн центр Jewish.Ru https://www.facebook.com/117612978065/posts/10154022339368066) -2342 комментариев [Пильгун 2016].

В ходе третьего этапа исследования был использован метод свободного сочинения на заданную тему. Преимущество этого метода - по сравнению с анкетированием и фокус-групповой дискуссией - заключается в том, что респондент не может обнаружить замысел исследователей, свободен в своих описаниях и на него не оказывает давления группа. Подавляющее большинство студентов обозначали октябрьские события 1917 года (далее - Событие) как «революцию» («Октябрьскую революцию», «Великую Октябрьскую социалистическую революцию»). Примерно в 15% случаев употреблялось слово «переворот», причем иногда в одном ответе слова «революция» и «переворот» присутствовали одновременно («октябрьский переворот», «революционный переворот»). Среди других определений события: «вооруженное восстание», «заговор», «захват власти», «смена правительства», «смена политического строя».

Практически все опрошенные упоминали о том, что революция была одним из крупнейших событий ХХ века, повлиявшим на отечественную и мировую историю, поворотным моментом и точкой отсчета дальнейшего исторического развития.

Для формализации оценки отношения к этому событию была использована

шкала из 5 вариантов, плюс вариант «затрудняюсь ответить». Рис. 1).

%

эзтруднзюс* оценки* / не 6epyii*iVflnTb

U JHL : -IJ4--U U I [JMuJ I::. :Ш

гкррв е отрицательное

гчровну г^люгаа "(VHHyicoB

ttiilpee ntmdJHH I fc-ibHUK

<1ЛН"ИнД-|НГ ПЛЛПЧ-НТГ-Н.НПГ

& 1 □ 15 30 25 » 15

Рисунок №1

Отношение к Событию (% от числа опрошенных)

Почти 30% опрошенных затруднились дать какую-либо оценку события, что вполне ожидаемо. Они объясняли это следующим образом: не берусь судить о событиях, в которых сам не участвовал и не разговаривал с очевидцами; исторических источников очень много, существуют множество противоречивых оценок,

трудно составить свое мнение.

Распространенное суждение: революция - часть истории, данность, которую мы имеем. Что случилось, то случилось. Нельзя судить, как бы все сложилось, не будь революции и страна пошла бы по другому пути развития.

Некоторым студентам (таких немного) просто неинтересна эта тема и они не хотят ее обсуждать.

Около 12% респондентов дали противоречивую оценку событий. По их мнению, революция имела как положительные, так и отрицательные последствия, и какие из них преобладают - сказать трудно. В этой группе часто ссылаются на различные оценки, взятые из литературы, но не могут определиться с собственной.

19% студентов оценивают революцию однозначно отрицательно, не упоминая ни о каких положительных последствиях. Еще 19,8% относятся скорее отрицательно, т.е. отмечают какие-то плюсы, но минусов существенно больше.

15,5% респондентов выражают скорее положительное отношение, и только 3,4% дают однозначно положительную оценку.

Таким образом, объединив все ответы в три варианта (положительное отношение, отрицательное отношение, затрудняюсь оценить или амбивалентное отношение), можно видеть, что отрицательное отношение существенно преобладает над положительным.

В своих сочинениях многие респонденты рассматривали историческую ситуацию, сложившуюся к ноябрю 1917 года, и называли причины произошедшего События. Большинство студентов согласны с тем, что в сложившихся на тот момент условиях социальный взрыв был неизбежен. Это обусловлено как внешними, так и внутренними проблемами страны (рис. 2.). Следует отметить, что все упоминавшиеся причины революции тесно связаны между собой, одно вытекает из другого, поэтому процентное распределение достаточно условно.

Другое

Реформы Сго^шинэ Слзбоиьречамэ к^ирлая н Манппяип и 1:1;и.г л пгйп

К^ИЛ-Ч. И =1 НОН [ДМ** К Пгн.п НЁ-ДЭДЬЛЬСТВЭ

Слабое** &рец>енчоголрэе>«апьствз компяече социальны* пробчем

%

У1- ■ ■ г "И1-" п Гч'к:: .N"11 ичймг

О 5 10 15 20 25 30 15 М 45 50

Рисунок №2

Причины События (% от числа ответивших) вопросы психолингвистики

Наиболее часто встречающиеся в сочинениях причины - участие России в Первой мировой войне (40%) и комплекс нерешенных социальных проблем (40%), в том числе: социальное неравенство, сильное расслоение общества, бесправие и обнищание простого народа.

Около трети студентов, размышлявших над причинами октябрьских событий, указывали на слабость Временного правительства, его неспособность справиться с кризисными явлениями и решить задачи реформирования страны.

Такое же количество участников исследования отмечали в качестве причины революции рост недовольства во всех слоях населения, протестные настроения, накалившуюся до предела обстановку.

Чуть меньшее количество студентов упоминали кризисные явления в экономике, говорили о том, что экономическая система России устарела, промышленность и сельское хозяйство были на грани развала.

Отмечался также тот факт, что монархия как форма политического устройства изжила себя, это сочеталось со слабостью конкретного режима Николая II; старая власть была неспособна управлять страной. (В данных ответах нельзя не отметить характерный для современных студентов анахронизм: к моменту свершения Октябрьской революции монархия уже была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 г.) Некоторые отмечали отрицательную роль столыпинских реформ.

Кроме того, упоминалось распространение социалистических идей, революционное влияние Европы на ряд социальных групп.

Около 40% опрошенных студентов в своих сочинениях так или иначе давали оценку действий партии большевиков в ходе событий 1917 г. Вот некоторые характерные высказывания: Активные, амбициозные политики, переигравшие всех других; Оказались в нужное время в нужном месте; Подобрали власть, которая валялась на улице; Осуществили переворот практически без сопротивления; Использовали недовольство народа в своих целях; Выдвинули привлекательные лозунги, которые нравились народу; Имели поддержку народа, им не было реальной альтернативы; Были готовы на все ради достижения своих целей, прагматичны до цинизма; Ленин - яркий лидер, имел авторитет, ему удалось спасти страну от краха.

Основное внимание в своих эссе почти все студенты уделили рассмотрению исторических последствий революции.

Среди положительных последствий (рис. 3) наиболее часто упоминались толчок к общему развитию страны и достижение социального равенства (по 35,4% ответивших). Основные достижения в социальном плане: равные права для всех, ликвидация сословий, социальные гарантии (8-часовой рабочий день, образование, медицина и др.). 30,8% отметивших положительные последствия революции, назвали выбор нового прогрессивного (некапиталистического) пути развития страны. 23,1% считают, что революция покончила с монархией и феодальными пережитками. Для 15,4% респондентов важным оказалось повышение грамотности населения, а также доступ народа к культурным ценностям.

Интересно, как студенты трактовали влияние Октябрьской революции на другие страны. 9,2% считают, что события в России дали толчок борьбе других народов за свои права, 6,2% - что наша революция продемонстрировала, по какому

пути не надо идти, и в этом смысле показала положительный пример для всего мира.

Примерно для 10% важным положительным последствием является создание СССР - сильной, мощной державы, заявившей о себе на мировом уровне. В этой связи упоминаются дальнейшие успехи Советского Союза: победа в Великой отечественной войне, полет в космос и т.д.

Г[)ашд>н£иие и свобод*

Саддама сильной, вели кол дердеавы Галмстншь и кулыурл

РйЗйиТн^ ГцНмышМннасТн ГЬшпычилигмпмархнрй И ф рода л и чипом К-1..К ~р мгсюгэпутнраюнтп стра>ш Саципльим1 рапгнетпа к ыргштн-н-

В некоторых эссе авторы отметили отрицательные последствия революции, первое место среди которых занимает Гражданская война - о ней упомянуло около половины ответивших (табл. 4.). Почти такое же количество студентов отметили огромные человеческие жертвы, кровопролитие, насилие (речь здесь идет не только о Гражданской войне, но и о последующих жертвах нового режима).

Важным и непоправимым следствием революции стал подрыв генофонда нации (отметили 28,9%). Имеется в виду массовая эмиграция лучших представителей науки и культуры, офицерства, истребление неугодных представителей интеллигенции внутри страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее серьезной проблемой на долгие годы стало изменение сознания людей (15,7%). В результате революции и последующей гражданской войны в сознании людей перевернулись все прежние ценности. Обесценивание человеческой жизни и родственных чувство («брат идет на брата»), жестокость и насилие, постоянный страх - все это последствия событий 1917 года.

Около четверти студентов, отметивших негативные последствия революции, указывают на создание в результате революции тоталитарного режима в стране, жестокое подавление инакомыслия, репрессии, сталинизм.

%

Дру

ТнЫМК н п.| 1П-НТИН стр.

О 5 10 15 И 15 30 35 4С 45

Рисунок №3

Положительные исторические последствия События

(% от числа ответивших)

Часть респондентов считает, что нельзя было бездумно разрушать достижения Российской империи (как экономического, так и культурного плана), сложившиеся традиции и уклад жизни.

Сравнительно небольшая часть студентов (около 8% ответивших) отметила, что новая власть создала неэффективную экономическую систему, отменив частную собственность и сделав ставку на коллективный труд во благо общества. 6% упомянули об осложнении отношений России с мировым сообществом, политическую и экономическую изоляцию.

Рисунок №4

Отрицательные исторические последствия События

(% от числа ответивших) Обобщив комментарии студентов к изучаемому событию, можно выделить еще несколько характерных мнений: Революция положила начало социальному эксперименту, который в итоге потерпел поражение; Революция была неизбежна, но оказалась слишком жестокой и кровопролитной, можно было реформировать страну в более щадящем варианте; Несмотря на все минусы, революция дала толчок к развитию, страна вышла на новый уровень, стала одной из ведущих мировых держав; Провозглашались хорошие идеи (социальная справедливость, уничтожение эксплуатации), но благая цель не оправдывает средства, которые были использованы, игра не стоила свеч; Неясно, кто финансировал деятельность большевиков, остается открытым вопрос о возможности немецкого финансирования; Эта дата ассоциируется с праздником, который до сих пор важен для старшего поколения. резюме

Выполненное исследование дает основание для формулирования нескольких проблем, нуждающихся в глубоком анализе.

Контент, посвященный событиям Великой Октябрьской социалистической революции, не занимает большого места в современном коммуникативном пространстве.

Смешение фактов различных эпох в контенте, связанном с событиями 1917 года, который создают молодые пользователи, в их языковом сознании, свидетельствует об отсутствии адекватной интерпретации.

Важное значение для формирования системы знаний и мнения современной молодежи имеет медийный дискурс. Очевидно, именно распространением и активным продвижением в информационном пространстве образов Великой Отечественной войны следует объяснить выведение данного факта в число наиболее значимых исторических событий, по мнению респондентов. События 1917 года занимают значительно меньшее место в коммуникативном пространстве и занимают вторую позицию в рейтинге респондентов.

При формировании идентичности современного российского молодого человека в области исторических событий лидирует Великая Отечественная война, события 1917 года занимают, по данным опроса, вторую позицию. Между тем, анализ тематического контента социальных сетей Фейсбук, Вконтакте и Livejournal позволяют говорить, что корректные трактовки, обсуждение событий 1917 года происходят только в рамках определенных ресурсов, посещаемых ограниченным кругом пользователей.

Результаты опроса московских студентов, проведенного в виде свободного сочинения (эссе), показали, что подавляющее большинство студентов неравнодушны к проблемам отечественной истории, знакомы с различными трактовками событий 1917 года, стремятся осмыслить их и сформировать собственное мнение. Разброс оценок достаточно велик, но практически все понимают сложность и противоречивость исторических процессов, в которых не может быть только «черного» или «белого». Выполненное исследование подтверждает тезис о том, что 1917 год в сознании респондентов, участвовавших в исследовании, обладает двойственной символикой. С одной стороны, события этого года выступают в качестве знака значительных - по большей части позитивных - изменений в судьбе российского государства как геополитической системы. С другой стороны, это символ тупикового пути, на который свернула Россия, соблазненная небольшой группой политических авантюристов. Самое интересное, что и тот, и другой символические смыслы иногда совмещаются в одной и той же голове.

Таким образом, можно заключить, что Октябрьская революция и сегодня остается актуальным полем общественных дискуссий и активной идеологической борьбы.

литература

Pil'gun M.A. Reprezentacija istoricheskih sobytij v jazykovom soznanii: 1917 god [Representation of historical events in the linguistic consciousness: 1917th year], Voprosy psiholingvistiki. 2016, N 3 (29) pp. 241- 259.White D.M., Marsh, E.E. Content analysis: a flexible methodology // Library trends. 2006, 1(55). - Р. 22-45.

Krippendorff, K. Content Analysis. An Introduction to Its Methodology. Third Edition. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2012. - 456 p.

the interpretation of the events of the october revolution in modern users' language consciousness:

content analysis

Maria A. Pilgun professor,

National Research University «High School of Economics», 127411 , Moscow , ul . Yakhromskaya, 1-222 , e-mail: [email protected]

Joseph M. Dzyaloshinsky

professor,

National Research university «High School of Economics», 127413, Moscow, ul. Azovskaya, 22-65, e-mail: [email protected]

The article presents the analysis of the content is devoted to the events of 1917, to identify assessments of the historical events in the linguistic consciousness of modern young users. The complexity of the tasks set in the study, identified using an interdisciplinary approach. To obtain empirical material, reflecting the relevant material was conducted following procedures: a mass survey and focus-group interviewing; content analysis devoted to the 1917 harvested from social networks (Facebook, Vkontakte, livejournal); analysis of essays devoted to this subject. Data processing was carried out using the software «Automap». Also used method of coordination management of meaning - CMM (Pearce B., V. Cronen). The study revealed that the content devoted to the events of the October Socialist Revolution does not occupy a large place in the modern communicative space. A mixture of facts from different eras evidenced by the lack of adequate interpretation in the content associated with the events of 1917, which is created by young people.

Keywords: modern content, the history of Russia, the youth, 1917, the October Revolution.

References

Pil'gunM.A. Reprezentacija istoricheskih sobytij v jazykovom soznanii: 1917 god // Voprosy psiholingvistiki. 2016, N 3 (29) - C. 241- 259.

White D.M., Marsh, E.E. Content analysis: a flexible methodology // Library trends. 2006, 1(55). - P. 22-45.

Krippendorff, K. Content Analysis. An Introduction to Its Methodology. Third Edition. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2012. - 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.