Научная статья на тему 'Медиадискурс репрезентации событий 1917 года: молодежный контент'

Медиадискурс репрезентации событий 1917 года: молодежный контент Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ / 1917 ГОД / MEDIA DISCOURSE / HISTORICAL EVENTS / 1917

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пильгун Мария Александровна

Статья посвящена анализу медийного аспекта репрезентации в сознании российской молодёжи событий 1917 г., исторической памяти как смысловой основе национальной и гражданской идентичности. В ходе реализации проекта была собрана в социальных сетях (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal) и проанализирована база сообщений, посвящённых 1917 г. cледующим этапом стало массовое анкетирование. Опрос проходил в 12 городах, репрезентирующих все федеральные округа России (кроме Крыма); опрошены 1548 человек. На последнем этапе было проведено фокус-групповое интервьюирование. В ходе исследования было выявлено, что контент современных социальных сетей, посвящённый событиям 1917 г., повторяет социальное напряжение событий вековой давности. Конфликт, расколовший 100 лет назад общество на враждебные непримиримые лагеря, продолжает разделять людей и сегодня. В виртуальном про.странстве оценка исторических событий становится ещё одним способом марки.ровки «свой чужой», приводит к конфликтной коммуникации и росту социально.го напряжения. Изучение особенностей восприятия современной российской молодёжи со.бытий в России в 1917 г. поможет выявить факторы, влияющие на формирование оценок главных исторических событий в истории страны, а также решить целый ряд важных идеологических и образовательных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Discourse Representations of the Events of 1917: Youth Content

The article analyzes the media aspect of the 1917 events representation in the consciousness of the Russian youth, and it regards historical memory as the semantic basis of national and civic identity. while implementing the project, firstly, a database of social networks messages (facebook, Vkontakte, livejournal), related to the events of 1917, was collected and studied. Secondly, there followed a mass survey. the survey was conducted in 12 cities representing all federal Districts of Russia (except for the crimea). the number of respondents totaled 1548. the study was completed with focus-group interviews. the investigation revealed that the content of modern social networking on the events of 1917 in terms of social tensions repeats the events of a century ago. the conflict, that split the society into hostile camps 100 years ago, continues to divide people today. In the virtual space, the assessment of historical events is turning into another way of marking “friend or foe”, it leads to conflict communication and increases social tensions. the study how modern Russian youth perceives the events of 1917 will help to determine the specificity of its identity, outline the factors influencing the formation of historical events assessments in the country’s history, as well as overcome a number of important ideological and educational issues.

Текст научной работы на тему «Медиадискурс репрезентации событий 1917 года: молодежный контент»

УДк 81'22

МЕДиАДискУрс репрезентации событий 1917 ГОДА:

молодежный контент

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту №15-36-12000.

пильгун Мария Александровна

профессор,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 109028, Москва, Хитровский пер., д. 2/8, корп. 5,

mpilgun@hse.ru

Статья посвящена анализу медийного аспекта репрезентации в сознании российской молодёжи событий 1917 г., исторической памяти как смысловой основе национальной и гражданской идентичности.

В ходе реализации проекта была собрана в социальных сетях (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal) и проанализирована база сообщений, посвящённых 1917 г. Следующим этапом стало массовое анкетирование. Опрос проходил в 12 городах, репрезентирующих все федеральные округа России (кроме Крыма); опрошены 1548 человек. На последнем этапе было проведено фокус-групповое интервьюирование.

В ходе исследования было выявлено, что контент современных социальных сетей, посвящённый событиям 1917 г., повторяет социальное напряжение событий вековой давности. Конфликт, расколовший 100 лет назад общество на враждебные непримиримые лагеря, продолжает разделять людей и сегодня. В виртуальном пространстве оценка исторических событий становится ещё одним способом маркировки «свой - чужой», приводит к конфликтной коммуникации и росту социального напряжения.

Изучение особенностей восприятия современной российской молодёжи событий в России в 1917 г. поможет выявить факторы, влияющие на формирование оценок главных исторических событий в истории страны, а также решить целый ряд важных идеологических и образовательных проблем.

Ключевые слова: медиадискурс, исторические события, 1917 год.

введение

В представленной статье в качестве объекта исследования выступает историческая память российской молодежи. Одной из основных задач исследования стало выявление отношения молодежи к ключевым событиям истории России ХХ в.

1.Спустя столетие интерес к русским революциям не ослабевает, а потому неудивительно, что до сих пор отечественная история и тем более публицистика остаются ареной борьбы разных трактовок происходивших в тот период событий [УГР-опрос: какой была бы Россия, если бы большевики не пришли к власти?; Красные» против «белых»: Гражданская война в России не закончена?; Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты 2007; Горбачёвские чтения 2008 и др.].

В данном исследовании проводится анализ «остаточных знаний» об Октябрьской революции 1917 г. у московских студентов. С одной стороны, это люди, изучавшие школьный курс отечественной истории, с другой - для большинства нынешних студентов революция 1917 г. - просто одно из исторических событий, изученных по программе.

Неформальное общение с большим количеством молодых людей дало основание для формулирования гипотезы, согласно которой социалистические идеи всеобщей справедливости до сих пор актуальны для значительной части российской молодежи. Однако их неосуществимость становится все более очевидной, что вызывает ментальную фрустированность, выражающуюся в неприятии той действительности, в которой приходится жить.

В этом плане специальный интерес представляет анализ как деятельности средств массовой информации по формированию образа 1917 г., так и восприятие медийного образа 1917 г. современными поколениями молодых людей. Необходимость выделения именно медийного аспекта этой многогранной проблемы объясняется тем, что большую часть своих знаний и представлений молодые люди получают сегодня именно через медиа. Однако распространение современных информационных технологий не только открывает новые возможности, но и создает дополнительные проблемы в сфере социального развития и вовлечения в него молодежи.

В качестве основных методик, с помощью которых был получен эмпирический материал, использовались анализ медиаконтента, массовое анкетирование, фокус-групповое интервьюирование, метод свободного сочинения на заданную тему и др.

Для анализа медиаконтента использовалась программа QDA Miner v.2.0.8 с модулем WordStat v.5.1.12, разработанные компанией Provalis Research (Canada) [White, Marsh 2006; Krippendorff 2012]. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения Automap и Tableau Public.

Для определения индекса влиятельности мы использовали формулу: [число лайков]*0.8 + [число репостов]*1.7 + [число комментариев к посту]*1.1.

Следующим этапом было массовое анкетирование. Респонденты должны были - не прибегая к каким-либо дополнительным материалам и подсказкам - назвать 10 важнейших событий, которые, по их мнению, потрясли Россию в ХХ в.

Опрос проходил в 12 городах, репрезентирующих все федеральные округа России (кроме Крыма). Крымский федеральный округ не был включен в число территорий для проведения исследования, так как молодые люди в этом регионе до последнего времени учились по другим образовательным программам, пребывали в ином медийном поле, поэтому их ответы на вопросы анкеты на данном этапе не могут быть признаны репрезентативными для анализа отношения российской молодёжи к событиям XX в. Всего были опрошены 1548 человек.

Что касается метода свободного сочинения на заданную тему, то его главное преимущество, по сравнению с анкетированием и фокус-групповой дискуссией, заключается в том, что респондент не может обнаружить замысел исследователей, свободен в своих описаниях и на него не оказывает давления группа. Студентам трёх московских вузов (МГУ, НИУ ВШЭ и РГГУ) предложили написать в аудито-

рии, без подготовки свободное анонимное сочинение (эссе) на тему «Как вы оцениваете октябрьские события 1917 года?». На выполнение задания отводилось всего 20 минут. В эксперименте участвовали по 100 студентов из каждого вуза.

Затем предоставленные респондентами тексты подверглись количественному и качественному анализу, в ходе которого выяснялись отношение к революции, ее оценка, причины и исторические последствия.

Анализ семантического наполнения сообщений, собранных из социальных сетей (Фейсбук, ВКонтакте, livejournal), позволил выделить такие кластеры, как 1917 г. в исторической и сравнительной перспективе; 1917 г. в мировой истории (Великая французская и Великая Октябрьская революции; последствия 1917 г.; VI съезд РСДРП(б); последний российский император; переименования, связанные с 1917 г., и др.

Отметим, что контекст революционных событий начала ХХ в. в России для современной молодежи, как правило, остается далеким и чрезвычайно туманным. Так, максимальный показатель индекса влиятельности (5787,6) и наибольшее количество лайков (6070) получил материал: Мам, а когда Ленин умер, ты плакала? - Да, блин, и когда динозавры вымерли, тоже рыдала... (https://vk.com/wall/-39410028_101139). Далее в рейтинге по указанным параметрам стоят материалы о сексуальной революции (индекс влиятельности - 5326,5; количество лайков - 4871), 60 фактов о последнем русском императоре Николае II и его правлении (индекс влиятельности - 4572,2; количество лайков - 4232), интересные факты о Сталине (индекс влиятельности - 2930,9; количество лайков - 2497), Генеральная прокуратура РФ рассматривает вопрос о законности признания независимости прибалтийских республик (индекс влиятельности 2078,5; количество лайков - 1984), демонтаж памятников Ленину (индекс влиятельности 789,4; количество лайков -838).

Число комментариев к постам в социальных сетях указывает на интерес, который вызвал материал у пользователей, поэтому анализ по данному критерию представляется достаточно значимым. Важной характеристикой комунникацион-ной среды оказывается тот факт, что максимальное количество комментариев имеют агрессивные по тональности тексты. А в комментариях к ним градус агрессии, как правило, еще более возрастает.

2.Лидерами рейтинга по количеству комментариев стали материалы по теме «История СССР», ресурс «Россия - Российская Федерация - Russia» (https:// www.facebook.com/12795478538/posts/10154613036343539). - 18 893 комментариев [Пильгун, Дзялошинский 2016; Пильгун 2016 (а)].

Другим критерием, отражающим важность материала, является репост [Lipschultz 2014; Miller 2013; Sauter 2014; Verboord 2014]. Подобным образом пользователи выражают своё одобрение и согласие с материалом, который тиражируется. Рефлексия в отношении такого достаточно сложного для восприятия материала, каким является контент, посвящённый событиям 1917 г., преобладает в Фейсбуке [Пильгун 2016 (б)].

Результаты массового анкетирования

В целом по массиву все опрошенные выделили 146 событий отечественной истории ХХ в., оказавших, по их мнению, существенное влияние на развитие страны. Для дальнейшего анализа были отобраны наиболее часто упоминаемые события (рис. 1).

Процент от суммарного количества событий, упомянутых респондентами

Другое Культурные события Осуждение культалнчногтпна XX съезде КПСС Буржуаэн ол ю щ| я 1905-1907гг. Расстрел ц,т|ккоЛ • емьн Смерть СплиШ Гй< П *ои - к е ЦI ¿ни стан Дефолт1998 г. ОврээоааниеСССР

I рнн^лн^ЛЯ Р'ГИ "

с о чд^ине лимн н I 'н;1- | - и>| о оружн я Холоднаявойна 11н|звл|мщюе^н война РаспадСССР

Великая (УтвЧесгаЩНаН ВСМН<*

3,7

- 4

— ,1,1

В,7 — 9,1

Рис. 1. События, набравшие более 1% (включительно) от суммарного количества событий, упомянутых респондентами

Наибольшее число участников опроса вспомнило о таких событиях, как Великая Отечественная война, Октябрьская революция, распад СССР, полёт в космос Ю. Гагарина, Первая мировая война, Вторая мировая война, холодная война, перестройка, создание атомного/ядерного оружия, взрыв на Чернобыльской АЭС.

Как показал анализ, в исторической памяти молодых современников закрепились факты, связанные либо со значительным числом вовлеченных людей, либо с масштабом последствий для дестабилизации социальной системы.

Следующее задание, которое должны были выполнить участники опроса, заключалось в необходимости проранжировать по 10-балльной шкале те десять событий, которые они сочли самыми важными для России ХХ в. Обобщенные результаты ранжирования представлены на рис. 2.

Ранг

ОмнмпиАскяе игры 1980 1

КнриГккин K|nm1i —

Hd'IA'lU XlWlOAH Jl" войны '

Научыые открытия ■

Смерть Сталина —

Буржуазная революций 1№5-1907п". _

МИ 1*0ПН л I

ФеВрлЛ^кайреФОЛюЦий 1 -

Великая Отечествеинав BoiiHd ----

012345(789 Рис. 2. Средние ранги значимости событий

Приведенные выше усредненные данные дают общее представление о том, какие события и в какой степени были признаны значимыми всеми респондентами. Однако научный интерес представляют и данные о том, какое количество респондентов присвоили тому или иному событию конкретное ранговое место. В таблице 1 приведены статистические данные, представляющие собой кластерные распределения, «сгущения» мнений респондентов о важности событий, попавших в десятку самых значимых для России в ХХ в.

Таблица № 1

количество респондентов, поставивших событие на соответствующее ранговое место (в целом по массиву)

событие ранговое место

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая Отечественная война 623 247 165 47 47 15 15 15 11 0

Октябрьская революция Вторая мировая война 329 365 141 94 92 49 53 35 11 15

163 126 84 63 16 21 21 16 4 21

Февральская революция 56 51 99 38 27 24 3 14 24 3

Образование СССР 46 64 39 78 32 14 43 4 11 25

Распад СССР 57 147 237 192 147 68 90 79 57 34

Первая мировая война 87 156 87 138 112 87 52 52 52 43

Расстрел царской семьи 38 9 62 26 56 26 18 15 26 18

Гражданская война 4 50 71 43 43 32 32 46 18 25

Буржуазная революция 1905-1907 18 18 12 12 32 18 34 26 8 12

Так, например, «сгущение» на первом ранговом месте события «Великая Отечественная война» очевидно. Событие «Октябрьская революция» большее количество респондентов поставило на второе ранговое место; однако немалое число респондентов не сочли это событие особенно значимым, поставив его на 7-ое, 8-ое и даже 10-ое ранговые места. Событие «Вторая мировая война» набрало меньшее количество «голосов», но уверенно вышло на третье ранговое место. При этом интересно, что одинаковое количество респондентов поставило это событие на 5-ое и 8-ое места, а также на 6-ое, 7-ое и 10-ое. Очень интересную картину дают кластеры события «Распад СССР»: степень его значимости сконцентрировалась на 3-ем и 4-ом ранговых местах, что позволило ему войти в десятку значимых, но занять только шестое место. Примерно такая же ситуация и с событием «Первая мировая война». Еще более любопытна ситуация с событием «Образование СССР», которое не вошло в первую десятку важных событий, но оказалось на 5-ом месте по значимости, так как выбрали это событие не очень большое количество респондентов, однако выбравшие присвоили ему достаточно высокое ранговое место. Кстати это событие включили в список важных столько же участников опроса, сколько вспомнили про событие «Гражданская война», однако степень значимости последнего оказалась значительно ниже.

результаты фокус-группового интервьюирования

Основными целями данной части исследования были получение и анализ информации об особенностях восприятия современной российской молодежью событий 1917 г., роли медиа в формировании интерпретаций исторических событий, месте событий 1917 г. в иерархии значимых исторических дат по мнению российской молодежи.

Фокус-группы должны были выполнить несколько заданий: выявить, проанализировать и систематизировать значимые даты и события в восприятии российском молодежи в истории России; определить место событий 1917 г. в сформулированной системе значимых дат и событий у целевой аудитории исследования; выявить факторы, влияющие на формирование оценок исторических событий 1917 г. у групп молодежи.

Особый интерес представляет анализ как деятельности средств массовой информации по формированию образа 1917 г., так и восприятия медийного образа 1917 г. современными поколениями молодых людей.

Интервьюируемые были распределены по возрасту в две группы: от 15 до 20 лет и от 21 до 30. Анализ представлений участников фокус-групп о значимых событиях XX в. показывает их совпадение с результатами массового анкетирования.

В целом молодежь назвала все основные события, обосновала их значимость и необходимость появления в такого рода списке, лидерами являются наиболее трагические для истории страны даты. Как показали результаты анализа, участники фокус-групповых дискуссий признают Революцию 1917 г. весьма значимым событием в истории России XX в., она делит лидерство с Великой Отечественной войной.

На вопрос, кто были основные участники событий, первым в обеих группах был назван В.И. Ленин. Далее шли перечисления основных политических сил: «кадеты, эсеры, левые, правые, большевики, меньшевики».

К этому списку в ходе обсуждения добавился Николай ГГ. Далее назывались такие революционные деятели, как Троцкий, Колчак, Деникин, Молотов, Корнилов, Каменев, Зиновьев, Милюков.

Лозунги, которые были объявлены организаторами революции, более молодым участникам удалось воспроизвести практически дословно. Именно они вспомнили, что было обещано и что, по их словам, не оправдалось: «Власть народу! Земли крестьянам! Фабрики рабочим! Власть Советам!»

Наибольший интерес представляет интерпретация реализации декларированных лозунгов. По мнению участников дискуссий, в результате революций поставленные задачи были реализованы, но «не для народа, а для власти, которая говорила, что власть у народа».

Анализ мнений участников фокус-групп относительно их медийного поведения и источников информации, из которых они черпают знания об истории, позволяет выделить несколько тенденций.

Первая закономерность связана с практически тотальным отказом от просмотра телевидения в пользу других альтернативных каналов информации. Заменой телевизора стал Интернет, именно он приобретает популярность и завоёвывает аудиторию, в том числе в части получения новостей. Предпочтение онлайн новостей является второй заметной тенденцией.

Проведённый анализ показал разнообразие источников информации об истории, в частности о событиях 1917 г. Самым первым источником назывались книги, а это — учебники истории, разнообразные методические издания и брошюры по подготовке к экзаменам. Далее вспоминались художественные произведения, причем не только, входящие в школьную программу (поэма «Двенадцать» А. Блока, «Доктор Живаго» Б. Пастернака), но и литературные произведения, действие которых охватывает большой исторический период («Угрюм-река», «Поднятая целина», «Белая гвардия»). Большой интерес вызывают исторические романы Б. Акунина, которые в деталях воссоздают рассматриваемую эпоху.

Другим весьма действенным инструментом для формирования представлений о российской истории являются художественные и документальные фильмы, спектакли, тематические выставки. Молодежь посещает их, находит для себя интересную информацию.

Еще одним распространённым источником сведений являются «значимые другие»: родители, родственники, друзья.

результаты свободного сочинения

Практически все опрошенные упомянули о том, что революция была одним из крупнейших событий ХХ в., повлиявших на отечественную и мировую историю, поворотным моментом и точкой отсчёта для дальнейшего исторического развития.

Для формализации оценки отношения к этому событию была использована

шкала из 5 вариантов, плюс вариант «затрудняюсь ответить» (рис. 3).

%

затрудняюсь оценить/не берусь судить 30,2

однозначно отрицательное ^^^^^^^^^^^^^^^^^ 19

скорееотрпцательное 19,8

поровну плюсов и минусов ^^НЯ^Н^НЯ 12.1

скореепопожительное однозначно положительное 3,4

О 5 10 15 20 25 30 35

Рис. 3. Отношение к событиям 1917 г. (% от числа опрошенных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Почти 30% опрошенных затруднились дать какую-либо оценку события, что вполне ожидаемо. Они объяснили тем, что сложно судить о событиях, в которых сам не участвовал и не разговаривал с очевидцами, исторических источников очень много, существуют множество противоречивых оценок, трудно составить свое мнение.

В своих сочинениях многие респонденты рассматривали историческую ситуацию, сложившуюся к ноябрю 1917 г., и называли причины произошедшего. Большинство студентов согласно с тем, что в тех условиях социальный взрыв был неизбежен. Это было обусловлено как внешними, так и внутренними проблемами страны (рис. 4).

%

Реформы СТОЛЫПИНА 5,7

Слабость режима Николая II ■ 14,3

Монархия изжила себя ■ 14,3

40

40

0 10 го 30 40 50

Рис. 4. Причины событий в 1917 г. (% от числа ответивших) Наиболее часто встречающиеся в сочинениях причины — участие России в Первой мировой войне (40%) и комплекс нерешённых социальных проблем (40%), в том числе социальное неравенство, сильное расслоение общества, бесправие и обнищание простого народа.

Респонденты отметили и положительные исторические последствия событий 1917 г. (рис. 5).

Другое

Влияние нз другие страны [покшпн и: к но падл) Й п II янн р и л ш I уг и е I л 1НН ы н Д|1|>д< тлл бйр01Ъ< Я) ГраНЦШСКНб Права Н ВОбОДН

■ озданн?' .и!ьн 1)1*1 «егнигйЛ пержавм |1.^МШН'Х ц. >1 й^иЫЙ КуЛИ/рЛ Гощшн ПрииЫШЛенНР(1И Пдаончнлм [монархией и феодализмом Выбор н ового п ути ра жи тн лпрон ы Социальное равенство и гарантии

ТОЛЧОКНрЛМИТНЮ (ТрЛИЫ

Рис. 5. Положительные исторические последствия событий 1917 г. (% от

числа ответивших)

Обобщив комментарии студентов к изучаемым событиям, можно выделить ещё несколько характерных мнений: революция положила начало социальному эксперименту, который в итоге потерпел поражение; революция была неизбежна, но оказалась слишком жестокой и кровопролитной, можно было реформировать страну в более щадящем варианте; эта дата ассоциируется с праздником, который до сих пор важен для старшего поколения.

Быводы

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Важное значение для формирования системы знаний и мнений современной молодёжи имеет медийный дискурс. Молодое поколение ищет интерактивный способ подачи информации. Вместе с тем следует отметить, что источники информации о событиях 1917 г. крайне разнообразны: это книги (как учебные, так и художественные), интернет-ресурсы, художественные и документальные фильмы, а также выставки и театр.

2. В ходе исследования было выявлено, что контент современных социальных сетей, посвящённый событиям 1917 г., повторяет социальное напряжение событий вековой давности. Конфликт, расколовший 100 лет назад общество на враждебные непримиримые лагеря, продолжает разделять людей и сегодня. Поле битвы переместилось в виртуальное пространство, где оценка исторических событий становится ещё одним способом маркировки «свой—чужой», приводит к конфликтной коммуникации и росту социального напряжения.

3. Выполненное исследование подтверждает тезис о том, что для 1917 г. в сознании респондентов преобладает двойственная символика: как знак радикальных изменений в судьбе российского государства и как символ тупикового пути, на который свернула Россия.

4. Коммуникативное взаимодействие по этой тематике активных акторов в социальных сетях может быть определено как антидиалогическое, конфликтное. Участники общения рассматривают оппонентов не как суверенных личностей с

определённой политической и аксиологической парадигмой, а как объект политического противодействия. Отрицаются возможности поиска общих базовых позиций и диалога.

5. Идеи всеобщей справедливости, определяющие социалистическую доктрину, по-прежнему имеют важное значение для значительной части российской молодежи.

Таким образом, можно заключить, что последствия Октябрьской революции и сегодня остаются актуальным полем общественных дискуссий и активной идеологической борьбы.

литература

Горбачёвские чтения. Вып. 6: Мифы о советской эпохе распространяются сегодня: к итогам дискуссии о 90-летии Октябрьской революции. Демократическое движение и интеллигенция в современной России / Международный фонд социально-экономических и политологических исследований. (Горбачёв-Фонд). М.: Горбачев-Фонд, 2008. 182 с.

«Красные» против «белых»: Гражданская война в России не закончена? (http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1922).

Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. М.: Институт социологии РАН, 2007.

Пильгун М.А. Репрезентация исторических событий в языковом сознании: 1917 год // Вопросы психолингвистики. 2016. № 3 (29). С. 241-259. (а).

Пильгун М.А. События 1917 года в виртуальной среде: между белыми и красными — как и сто лет назад // Россия в 1917 году в восприятии современной российской молодежи - медиадискурс: Материалы второй Международной научно-практической конференции. М.: АПК и ППРО, Ф-т журн. МГУ, 2016. С. 49-59. (б).

Пильгун М.А., Дзялошинский И. М. Интерпретация событий Октябрьской революции в языковом сознании современных пользователей: анализ контента // Вопросы психолингвистики. 2016. № 4 (30) С. 181-193

Castells M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. N.Y.: Polity; Bennett L. (ed.) (2008). Civic Life Online: Learning How Digital Media Can Engage Youth, 2012.Cambridge, MA: MIT Press.

Castells M. The Power of Identity: The Information Age: Economy. Society and Culture. Vol. II, 2009, London: Wiley-Blackwell.

Krippendorff K. Content Analysis. An Introduction to Its Methodology. Third Edition. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2012.

Lipschultz J.H. Social Media Communication: Concepts, Practices, Data, Law and Ethics. New York and London: Routledge, 2014.

McCracken G. Transformations: Identity Construction in Contemporary Culture, 2008. Urbana: Illinois University Press.

Miller D. Tales from Facebook. Cambridge and Oxford, UK: Polity Edition, 2013.

Sauter T. 'What's on your mind?' Writing on Facebook as a tool for self-formation. New Media & Society. August 2014. № 16. Рр. 823-839.

Verboord M. The impact of peer-produced criticism on cultural evaluation: A multilevel analysis of discourse employment in online and offline film reviews // Ibid. September 2014. № 16. Рр. 921-940.

VIP-опрос: какой была бы Россия, если бы большевики не пришли к власти? (http://diletant.media/vip_opros/26048456/).

White D.M., Marsh Е.Е. Content analysis: a flexible methodology // Library trends. 2006. 1(55). Р. 22-45.

MEDIA DISCOURSE REPRESENTATION OF THE EVENTS OF 1917:

YOUTH CONTENT

Maria A. Pilgun

Professor

National Research University Higher School of Economics 5, 2/8 Khitrovsky per., Moscow, 109028 Russia

mpilgun@hse.ru

The article analyzes the media aspect of the 1917 events representation in the consciousness of the Russian youth, and it regards historical memory as the semantic basis of national and civic identity.

While implementing the project, firstly, a database of social networks messages (Facebook, Vkontakte, livejournal), related to the events of 1917, was collected and studied. Secondly, there followed a mass survey. The survey was conducted in 12 cities representing all Federal Districts of Russia (except for the Crimea). The number of respondents totaled 1548. The study was completed with focus-group interviews.

The investigation revealed that the content of modern social networking on the events of 1917 in terms of social tensions repeats the events of a century ago. The conflict, that split the society into hostile camps 100 years ago, continues to divide people today. In the virtual space, the assessment of historical events is turning into another way of marking "friend or foe", it leads to conflict communication and increases social tensions.

The study how modern Russian youth perceives the events of 1917 will help to determine the specificity of its identity, outline the factors influencing the formation of historical events assessments in the country's history, as well as overcome a number of important ideological and educational issues.

Key words: media discourse, historical events, 1917.

References

Gorbachevskie chtenija [The Gorbachev Readings.]. Vyp. 6.: Mify o sovetskoj ehpohe rasprostranjajutsja segodnja: k itogam diskussii o 90-letii Oktjabr'skoj revoljucii. Demokraticheskoe dvizhenie i intelligencija v sovremennoj Rossii / Mezhdunarodnyj fond social'no-jekonomicheskih i politologicheskih issledovanij [Vol. 6: Myths about the Soviet era apply today: to the outcome of the discussion on the 90th anniversary of the october revolution. Democratic movement and the intelligentsia in modern Russia / International Foundation for Socio-economic and Political Studies] (Gorbachev-Fond). M.: Gorbachev-Fond, 2008. 182 p.

«Krasnye» protiv «belyh»: grazhdanskaja vojna v rossii ne zakonchena? [The Reds against the Whites: the Civil War in Russia Is Not Over?](http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1922).

Molodezh' novoj Rossii: obraz zhizni i cennostnye prioritety [The youth of the new Russia: lifestyle and value priorities] M.: Institut sociologii RAN, 2007.

Pil'gunM.A. Reprezentacija istoricheskih sobytij v jazykovom soznanii: 1917 god [Representation of historical events in the language consciousness: the year of 1917]. Voprosypsiholingvistiki [Journal of Psycholinguistics] M.: 2016. No 3 (29). Pp. 241-259.

Pil'gun M.A. Sobytija 1917 goda v virtual'noj srede: mezhdu belymi i krasnymi -kak i sto let nazad [The events of 1917 in the virtual space: in-between the Whites and the Reds as a hundred years ago]. Rossija v 1917 godu v vosprijatii sovremennoj rossijskoj molodezhi mediadiskurs. Materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The 1917 Russia perception of modern Russian youth in media discourse // Proceedings of the Second International Scientific-Practical Conference]. M.: APK i PPRO, F-t zhurn, MGU, 2016. Pp. 49-59.

Pil'gun M.A., Dzjaloshinskij I.M. Interpretacija sobytij Oktjabr'skoj revoljucii v jazykovom soznanii sovremennyh pol'zovatelej: analiz kontenta [The interpretation of the events of the October revolution in language consciousness of modern users: analysis of content]. Voprosy psiholingvistiki [Journal of Psycholinguistics]. M.: 2016. No 4 (30). Pp. 181-193.

Castells M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. N.Y.: Polity; Bennett L. (ed.) (2008). Civic Life Online: Learning How Digital Media Can Engage Youth, 2012.Cambridge, MA: MIT Press.

Castells M. The Power of Identity: The Information Age: Economy. Society and Culture. Vol. II, 2009, London: Wiley-Blackwell.

Krippendorff K. Content Analysis. An Introduction to Its Methodology. Third Edition. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2012.

Lipschultz J.H. Social Media Communication: Concepts, Practices, Data, Law and Ethics. New York and London: Routledge, 2014.

McCracken G. Transformations: Identity Construction in Contemporary Culture, 2008. Urbana: Illinois University Press.

Miller D. Tales from Facebook. Cambridge and Oxford, UK: Polity Edition, 2013.

Sauter T. 'What's on your mind?' Writing on Facebook as a tool for self-formation. New Media & Society. August 2014. № 16. Рр. 823-839.

Verboord M. The impact of peer-produced criticism on cultural evaluation: A multilevel analysis of discourse employment in online and offline film reviews // Ibid. September 2014. No16. Рр. 921-940.

VIP-опрос: какой была бы Россия, если бы большевики не пришли к власти? (http://diletant.media/vip_opros/26048456/).

White D.M., Marsh E.E. Content analysis: a flexible methodology // Library trends. 2006. 1(55). Pp. 22-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.