Научная статья на тему 'Интерпретация проблемы качества философией и экономической теорией'

Интерпретация проблемы качества философией и экономической теорией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрякова Екатерина Александровна

Статья посвящена проблеме противоречия философского и экономического понятия качества. Выявлено отличие в принципах подхода к оценке качества, обусловленное тем, что, с философской точки зрения, качество абсолютно, а с экономической это относительная категория, которая, на данный момент, не имеет единых критериев и общего логического основания. В связи с этим сделан вывод об отсутствии общего мнения по поводу экономического содержания категории качества. Установлено, что причиной этого является методологическая несостоятельность исходных положений, которая проявляется, прежде всего, в отождествлении качества с потребительной стоимостью и рассмотрением ее в отечественной науке только с позиций классической политэкономии. В заключительной части статьи предложен ряд мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of the problem of guality in philosophy and economics

On the basis of the research done the contradiction of philosophical and economical concept of quality is considered, the problem of absence of a uniform criteria and the general logic basis is revealed. It is established, that the reason of it is absence of the general opinion concerning the economic maintenance of a category of quality which is shown in an identification of quality with consumer cost and its consideration only from positions of classical political economy.

Текст научной работы на тему «Интерпретация проблемы качества философией и экономической теорией»

Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ФИЛОСОФИЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ

Статья посвящена проблеме противоречия философского и экономического понятия качества. Выявлено отличие в принципах подхода к оценке качества, обусловленное тем, что, с философской точки зрения, качество абсолютно, а с экономической — это относительная категория, которая, на данный момент, не имеет единых критериев и общего логического основания. В связи с этим сделан вывод об отсутствии общего мнения по поводу экономического содержания категории качества. Установлено, что причиной этого является методологическая несостоятельность исходных положений, которая проявляется, прежде всего, в отождествлении качества с потребительной стоимостью и рассмотрением ее в отечественной науке только с позиций классической политэкономии. В заключительной части статьи предложен ряд мероприятий, направленных на решение обозначенных проблем.

Категория качество, как показатель конкурентоспособности товара и услуги, все активнее используется в мировой экономике. Комплекс качественных свойс тв любого товара направляет механизм настраивания рыночных процессов в направлении стабильности, сбалансированности и гибкости реагирования экономики на запросы потребителей. Крометого, она формирует систему самонапедения на потребности покупателей. В-третьих, глобальная экономическая интеграция обусловливает понимание качества, как экономической категории, в средство международного общения. Использование категории качества позволяет каждому экономическому субъекту легче входить в мировое хозяйственное пространство.

В то же время современный уровень научной достоверности представлений о качестве не соответствует требованиям рынка. Более того, как экономическая категория, этот показатель в мировой и отечественной литературе практически не имеет единых критериев и общего логического основания. Отсюда вытекает потребность в научном осмыслении и практическом внедрении адекватных теоретических и методологических подходов в оценке качества через соответствующий теоретический инструментарий.

Качество — результат и индикатор общественнотрудовой деятельности человека. Но содержание понятия, как и большинство других базовых экономических категорий, весьма разноречиво. На различных уровнях научного абстрагирования, проблема качества исследуется и интерпретируется по-разному. Большинство разработок, несомненно, имеет большое теоретическое и практическое значение. Однако в них отсутствует системный анализ сущности качества и понимания его природы, структуры и критериев для идентификации. Качество рассматривается в значительной степени статически, и не отображает закономерной стохастичности изменения свойств товара — при сохранении неизменным (инвариантным) самого качества.

Понятие качес тва, даже в самых «(фундаментальных» философских исследованиях, никогда не было однозначным. Можно предположить, что понимание качества одного и того же предмета для каждого субъ-

екта настолько же индивидуально, насколько индивидуальны характеры, интересы и предпочтения различных субъектов. Можно легко предположить, что никто из обывателей не способен да ть точного определения. Но то, что и в научной среде к проблеме качества, дефиниций качества никто, по существу не обращается, — достаточно странно.

Термин «качество» и проблема его трактовки впервые возникли в трудах древних философов. Однако с течением времени оно не только уточнялось, но менялась также и суть этого понятия, и критерии оценки качества. Это происходило по мере наполнения содержания слова «качество» прагматичным смыслом. В конце концов, стала проявляться не только востребованность этого понятия в реальной жизни, но и необходимость изучения способов измерения и формирования определенного уровня качества любого объекта. Реализацию этой необходимости в теории и практике взяла на себя экономическая наука.

Философское определение лишь отдаленно напоминает экономическое определение качества, а, по сути, отлично от него, хотя согласно требованиям методологии науки этого быть не должно. По определению философского словаря качество есть «существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. В отношениях какого-либо предмета с другими проявляются различные его свойства или группы свойств. В этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений» (1|. В современной экономической'трактовке качества: «Качество — совокупность характеристик объекта, о п юсящихся к его способности удовлетворят!, установленные и предполагаемые потребности»[2). И в первом, и во втором определении речь идет о характеристиках (свойствах) объекта (предмета). Но с экономической точки зрения, рассматриваемый круг свойств, по мере исследования объекта, сужается. Рассматриваются только те из них, которые определя-

ют способность удовлетворения потребителя на стадии потребления, а остальные свойства при этом игнорируются или рассматриваются как малозначительные.

Другое отличие состоит в принципах подхода к оценке качества. Философское определение не содержит критериев оценки. С философской точки зрения, качество абсолютно, т.е. в принципе не может идти речь о высоком качестве, низком качестве — оно не приемлет определения «осетрина не бывает второй свежести». С экономической же точки зрения качество объекта, это относительная категория. Так, например, если объект не обладает характеристиками, способными хотьсколько-нибудь удовлетворить потребителя, то это будет означать, что он некачественный или то же имеет низкий уровень качества. Объекты могут сравниваться между собой только по способности удовле творять потребности, другие кри терии качества несущественны. Гнилые помидоры как бы не являются помидорами в экономике, поскольку не могут быть реализованы. Качество в этом смысле имеет для экономической науки относительный характер.

Таким образом, реально качество любого объекта существует в двух измерениях: «философском» и «экономическом». Но сложностыюнятия «качество» проявляе тся не только в противоречиях, выявленных при сравнении философского и экономического определения. Даже в рамках экономической науки имеет место полемика относительно того, что же считать качеством того или иного объекта.

В последние годы осуществлено достаточно большое количество попыток дать экономическое определения понятия качества. В литературе встречается более ста таких определений. В 1970 г., с целью выработки единою понятия качества продукции, был введен ГОСТ 15467-70 «Качество продукции. Термины». В настоящее время действует ГОСТ 15467-79. В нем качество продукции определено как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребнос ти в соответствии с ее назначением» [3|. Анализ данного определения качества продукции был проведен в трудах

Н. С. Перекалиной и других ученых. Был сделан вывод что такая трактовка качества лишена экономического смысла и характеризует технический и технологический аспекты категории. При этом качество отождествляется с потребительной стоимостью, с ее полезностью и не отражает меры удовлетворения потребности в данном качестве, а также не характеризует отношения производителя и потребителя, возникающие в процессе воспроизводства товара (4). В этой связи уместно задуматься над отличием экономического содержания деятельности от, например, бухгалтерского учета. Бухгалтерия, по определению, имеет дело только со ставшим качеством. Экономика — и со ставшим, и содержащимся лишь в потенции. Именнопоэтому не имеетэкономическогосодержания и определение качества, которое дает международная организация по стандартизации (ИСО). Стандарт ИСО 8402-86 качество продукции характеризует как «совокупность свойств и характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности» [5|. Требования стандартов и отечественного, и международного сводятся к тому, что, если продукция потребляется, то она качественная вне зависимости от степени ее достоинства и полезности, а ИСО фактически предполагает, что кроме качества потребляемых товаров никакого другого качества не существует. В связи с этим В. Ю. Огвоздин писал: «Если та или

иная продукция со всей "совокупностью свойств" не удовлетворяет конкретного потребителя, тогда согласно этому определению данная продукция вообще не обладает качеством. В действительности любая продукция имеет свои "плохие" или "хорошие" свойства и характеристики, а значит, и соответствующее качество. Но следует иметь в виду, что уровень качества конкретной продукции может удовлетворить, а кого-то нет. Но от этого они (свойства) не перестают существовать» [6|.

В процессе более глубокого исследования неизбежен вывод, что отсутствие единого мнения но поводу экономического содержания понятия качества связано главным образом с методологической несостоятельностью исходных положений, принимаемых многими исследователями проблем, которая проявляется, прежде всего, в отождествлении качества продукции с потребительной стоимостью и рассмотрением ее в отечественной науке только с позиций классической политэкономии.

Категория качества между тем возникла и наполнилась содержанием в процессе общественно-трудовой деятельности человечества. Содержание категории качества, как и других категорий, весьма сложно, оно включает в себя ряд моментов. Не случайно, что определение этой категории оказывается очень нелегким делом, гак как существовали в прошлом, и имеются в настоящее время различные определения качества. Объектная (предметная) теория качества впервые была описана Аристотелем, однако исследования преследовали теоретический характер и не были увязаны между собой для практического хозяйственного использования (7).

После Аристотеля в течение длительного времени качество определяется значительно меньшим количеством моментов. Так, в средние века экономическая наука понимала качес тво как инструмент для превращения абстрактного материального объекта в конкретный объект (форму). Объектная (предметная) теория качества древнего мира и средних веков в XIX в. дополнилась исследованиями Гегеля, который выделил в качестве определяющего момен та качества — свойства объекта, и предложил меру оценки качества в виде абстрактно-теоретической категории «количество». Развивая философскую парадигму качества Аристотеля, Гегель отмечал: «Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есгь» |8). Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопреде-ляемость. Качество есть в-себе-количество, а количество— в-себе-качесгво. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функционального подхода к качеству, выражению его через количественные показатели.

С появлением товарного производства товар стал «клеточкой» капиталистического способа производства, а качество — сосредоточением совокупности общественных отношений, регулирующих все сферы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление на микроуровне и макроуровне. В силу этого природу качества необходимо определять как комплексную.

Рассмотрим с позиций комплексности ряддсфини-ций качества в рамках соотве тствующей парадигмы

качества. Эволюция товарного машинного производства в XIX в. трансформировала философскую парадигму качества в механистическую парадигму. Механистическая парадигма качества исходила из положения существования сложившейся жесткой технологии производственного процесса краткосрочного планирования, выпускающего узкий товарный ассортимент с затратной ценовой политикой, причем конкурентоспособность товара осуществлялась преимущественно с помощью ценовой конкуренции, а в качестве основного способа достижения цели использовался экономико-математический метод максимизации прибыли за счет роста объемного производства. В качестве методологической основы механистической парадигмы качества было взято положение К. Маркса об объективно существующем внутреннем противоречии товара, как единства потреби тельной стоимости, способной удовлетворять необходимые потребности, и стоимости, зависящей от качества товара через затраты на его производство. К. Маркс писал: «Так как товар покупается покупателем не потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется:

1) что потребительные с тоимос ти «оцениваются», т.е. исследуется их качество (точно гак же, как количество их измеряется, взвешивается и т.п.);

2) что когда различные сорта товаров мо1уг заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение и т.д. и т.п.» [9].

Однако аргументация К. Маркса входила в существенное противоречие с философской парадигмой качества, которая являлась начальным этапом формирования механистической парадигмы. С помощью абстрактной категории стоимости, в определении К. Маркса, нельзя практически и однозначно формализовать модель экономической категории качества реального товара, поскольку стоимость отражала только количес твенную сторону труда без его результативности—качества. «...Классическая политическая экономия, — писал Ф. Энгельс в 1891 г., — нашла, что стоимость товара определяется заключающимся в нем трудом, необходимым для его производства» (10). В настоящее время это объяснение стало совершенно недостаточным. Маркс впервые основательно исследовал свойство «... труда создавать стоимость и при этом нашел, ч то не всякий труд, который кажется необходимым или даже действительно необходимым д\я производства товаров, при всех условиях придает этому товару стоимость (а тем более потребительную стоимость) такой величины, которая соответствует затраченному количеству труда» [ 111.

Для преодоления возникших противоречий в конце XIX в. сформировалосьсубъективное маржинальное направление в экономике качества на основе линейной теории предельной полезности. В рамках общей теории предельной полезности развивались три концепции (кардиналистская,орАИналистская, выявленных предпочтений), которые отличалисьдруг от друга различными подходами к оценке качества товарной продукции. Кардиналистская концепция предполагала возможность прямого измерения качества по результатам экспортных оценок контрагентов на товарном рынке. В ординалистской концепции анализируется косвенное измерение качества с помощью математического аппарата функций безразличия на базе принципа порядковых шкал, позволяющего ранжировать качество по условной шкале качества. Функции безразличия, введенные, представляютсобой непрерывные статические характеристики рынка потребительского выбора между товарными наборами равного

качества. (12). Однако ординалистская концепция не нашла должного практического применения в силу излишней абстрактности концепции формирования категории качества, не поддающейся количественной проверке и оценке.

Практически все положения теории предельного качества (полезности) отличаются высоким уровнем абстрактности, существенно затрудняющим получение прикладных результатов. Главная особенность теории заключается в том, что процесс формирования качества и стоимости переносится из сферы производства в сферу обращения, что приводит, в конечном счете, к абсолютизации спроса. Также маржиналисты своими теоретическими разработками обосновали внедреьшевпрактикуанализарынкаипотребитсльских предпочтений (качества) экономико-математических методов и вычислительной техники XX в. Маржиналисты очень часто цитировали И. Канта, сказавшего, что «в любом частном учении о природе можно найти науки в собственном смысле лишь столько, сколько имеется в ней математики» 113).

Функциональное понимание качества, закономерность выражать качественные характеристики через количественные показатели прак тически оставалось неизменным продолжая наполняться все более прагматичным смыслом.

В конце 60-х годов появилась научная дисциплина, изучающая способы измерения и количественное оценивание качества объектов любой природы. — квалиметрия. Эта дисциплина исходит из того, что качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Различие в размерности количественных значений характеристик свойств продукта преодолевается использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) значений. Относительная значимость характеристик учитывается коэффициентами весомости [14). Отметим, что в теории полезности разработана похожая методика измерения полезности (в условных единицах — «ютилях»). Количество реально используемых на практике методов квалиметрии чрезвычайно мало. Отмечено, что разработчики методик зачастую недопустимо упрощают стоящую передними задачу, заменяют серьезные исследования простыми экспертными оценками. Кроме того, практический опыт исследования качества в целях добровольной сертификации продукции показывает, что для различных групп потребителей степень важности отдельных характеристик продукции может сильно различаться. Сведение совокупности показателей качества в одно количестветшое значение на основе обобщенных коэффициентов весомости приводят к формированию недостаточно информативных моделей качества. На наш взгляд на данном этапе развития квалиметрии выполнение количественных оценок качества многих видов продукции технически невозможно или экономически не целесообразно.

Итогом этих процессов стало утверждение в мировом производстве идеи приоритета качества. 06-остренное внимание к качеству продукции вызывалось не только конкуренцией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологических, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management —TQM), главным содержанием которой является ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой качество определяется как «совокуп-

ОМС КИЙ НАУЧНЫЙ вестник № 3 <67) гоо»

ность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей» [15]. В экономической теории XXI в. происходит признание и становление информационной парадигмы при участии качества объекта (информационный способ производства на базе информационной структуризации) и качества субъекта («социальный человек»).

За рамками этих исследований осталось направление, связанное с формированием единой концепции качества. Здесь существует спек тр научных проблем. Прежде всего, к ним следует отнести неполноту комплексного исследования экономической природы качества, что, несомненно, препятствует решению ряда задач, связанных с функционированием качества в пространственно-временных координатах. На практике это не позволяет классифицировать концепции качества с целью выработки микро- и макроэкономических управленческих решений. Вследствие этого снижается эффективность соответствующих бизнес-процессов. Практически не разработана проблема системной многомерности и многоаспектности качества, что нс позволяет сформировать единую концепцию качества д\я ее практического эффективного использования. Недостаточно исследован инструментарий оценки качества на микро- и макроуровнях экономического анализа, что приводиткоиределенным сложностям измерения качества.

Проведенный историко-онтологический анализ противоречий формирования понятия качества, и в «философском» и в «экономическом» смысле, предопределяет следующие мероприятия:

1. Современное понятие категории качества должно быть существенно дополнено представлением о качестве как динамическом, стохастическом и комплексном феномене, формирующем соответствующие экономические формы общественных отношений между производителями и потребителями в целях удовлетворения как индивидуальных, гак и общественных потребностей. Это даст возможность проанализировать соответствие концепций качества классической, неоклассической и информационной теориям, а также философским представлениям о качестве.

2. По сути, категорию качества можно определить как систему договорных (условных) трудовых отношений и связей по поводу производства благ, товаров и услуг. Эти отношения отражают потребительские, эстетические, конкурентные, экономические характеристики, соответствующие современному уровню развития техники итехнолоти, спроса и пред\ожения, форм рыночных связей И Т.Д.

3. Наполнение экономическим содержанием ка тегории качества в исходной основе происходит в производстве и реализуется на рынке, причем системная многомерность и многоаспектность качества служит методологической и методической основой формирования единой синтетической концепции качества.

Актуализация этих аспектов имеет большое зна-чениедля стабильного функционирования экономики, так как способствует повышению эффективности лежащей в ее основе рыночной системы и составляющих ее хозяйствующих субъектов. Именно всестороннее изучение существующих на сегодняшний день основных теоретических и прикладных концепций качества, а также их взаимосвязи с целью выяснения научной обоснованности экономических разработок обеспечат решение важных прикладных задач оценки качества товаров, продукции и услуг.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инф-ра-М, 2000. — 545 с.

2. Управление качеством / С.Д. Ильенкова. Н.Д. Ильенкова.

B.С. Мхигарян и др. — М.: ЮНИТИ-ДАИА. 2004. — С. 105.

3. ГОСТ 15467-79Управление качеством продукции. Основные понятия.Термнны и определения.

4. Перекалнна, Н.С. Качество и системе маркетинга. — М.: Система. 1991. —С. 72.

5. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО./ Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. — СПб: СПб картофабрнкн ВСЕГЕИ, 1999, —С. 117.

6. Огвоздии, В.Ю. Об уточнении методической основы и терминологии стандартов ИСО 9000 и ИСО 8*102 // Стандарты и качество. — 1993. — № 11. — С. 53.

7. Аристотель, Метафизика // соч.: в 4-х т.. — М.: Мысль, 1976.—Т. 1. — С. 227.

8. Гегель. Г. В. Ф. Наука логики: в Зт. — СПб.: Наука — 1994. — Т. I, —С.47.

9. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. - М.: Госполиздат, 2-е изд.. 1961. -Т.20 — С. 251.

10. Шляхтснко, С. Г. Категории качества и количества. — Л.: ЛГУ. 1968.- С. 75.

11. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения. - М.. Госполиздат, 2-е изд. 1961.-Т.20 — С. 304.

12. Ядгаров. Я.С. История экономических умений: Учебник д\я вузов. - М.: ИНФРА-М. 1998. — 288 с.

13. Кант, И. Сочинения: в 6 т. - М.. 1963 — 1966. — Т. 6. —

C. 234.

14. Федюкии, В.К., Дурнев, В.Д., Лебедев, В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъп. Рилант, 2001. — С. 289.

15. Швец. В.В. О проблемах терминологии, менеджменте качества и эффективности внедрения ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. — 1996. — № 3. — С. 27-28.

БОДРЯКОВА Екатерина Александровна, аспирант кафедры философии Новосибирского государственного медицинского университета Росздрава, ассистент кафедры 1-уманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

Статья поступила в редакцию 11.02.08 г.

©ЕА. Бодрякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.