Научная статья на тему 'Качество товаров, работ, услуг как правовая категория'

Качество товаров, работ, услуг как правовая категория Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
8360
645
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ПРАВО НА ТРУД / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / КАЧЕСТВО / ТОВАР / УСЛУГИ / РАБОТА / QUALITY / GOODS / SERVICES / WORKS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Панова Альбина Сергеевна

В статье освещается категория качества применительно к товарам, работам и услугам. Автор исследует эту категорию с учетом научных концепций и законодательных актов, а также судебной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of Goods, Works, Services as Legal Category

The article highlights the category of quality concerning goods, services and works. The author analyses this category from a standpoint of scientific concepts, legal enactments and judicial practice.

Текст научной работы на тему «Качество товаров, работ, услуг как правовая категория»

Библиографический список

Кванина В. В. Гражданское регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. М., 2005.

Конин Н. М. Административное право России. Саратов, 2004.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. // РГ. 2008. 6 нояб.

Суханов Е. А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. 2003. № 9.

Качество товаров, работ, услуг как правовая категория

А. С. Панова

Проблема качества — предмет исследования многих наук: философской, экономической, товароведческой, технической и др. Задача юридической науки заключается в формировании эффективного правового механизма, обеспечивающего производство и поступление на рынок товаров (работ, услуг) требуемого качества. Однако для того, чтобы создать такой механизм, следует разобраться в основных правовых категориях, и прежде всего выяснить сущность правовой категории «качество товаров (работ, услуг)».

Как философская категория качество отображает существенную определенность вещей. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств1. Под свойством в философии понимается то, что присуще какому-либо предмету, со-

Панова Альбина Сергеевна — заместитель декана юридического факультета по научной работе Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат юридических наук, доцент.

1 Ученые в области технических наук также под качеством вещи (предмета) понимают ее свойства. См., например: Копытов Л. Н. Исследование физико-химических факторов, влияющих на прочность стекла: Авто-реф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1963. С. 3.

ставляет его конкретное существо-вание2. Свойство выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним3. Таким образом, качество — это прежде всего совокупность свойств.

Свойства любой продукции (работы, услуги) могут быть описаны и выражены в соответствующих показателях. Однако сами показатели являются субъективной формой объективных (реальных) свойств. В частности, надежность оценивают следующими показателями: наработкой на отказ, вероятностью безотказной работы и др. На практике показатели качества не всегда адекватно отражают объективные свойства продукции, либо определенная их (свойств) часть вообще не получает закрепления в показателях. Все показатели качества можно условно подразделить на количественные и качественные. При рассмотрении показателя качества продукции следует различать: наименование показателя (например, интенсивность отказов); численное значение показателя,

2 См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I. Л., 1930. С. 403.

3 См.: Советский энциклопедический сло-

варь. М., 1990. С. 1192.

которое может применяться в зависимости от различных условий (например, 500 л)4. Таким образом, показатели качества продукции — категория относительная. Группируются они по различным основаниям, объем и точность их регламентации зависит от уровня развития науки, техники, производства.

Свойства товара (работы, услуги) условно можно подразделить на простые и сложные. Простые выражают специфику, «как» и «что» вещи (соленость, горькость, мягкость, прозрачность и т. п.), сложные характеризуют производственные и эксплуатационные аспекты. К числу последних следует относить безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность, работоспособность, надежность, прочность. Можно также говорить об активных и пассивных свойствах товара (работ, услуг). Например, к активным свойствам обуви можно отнести ее не-промокаемость, размерность, к пассивным — эстетичность, расцветку. Законодательство направлено в основном на регулирование активных свойств товаров. В связи с насыщением рынка разнообразными товарами изготовители начали уделять внимание и пассивным свойствам товаров (работ, услуг).

Свойства бывают существенные и несущественные. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом. Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще — общая характеристика любых материальных тел, нахо-

4 См.: Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. О. А. Герасимов. Екатеринбург, 2007. С. 40.

дящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, называются признаками. Некоторые свойства предмета (вещи) могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Именно устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. Качество — это целостная, интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими пред-метами5. С учетом философского понимания качества правильно утверждать, что все товары (работы, услуги) обладают качеством — все товары (работы, услуги) качественны.

С экономической точки зрения категорию качества следует связывать с потребительной стоимостью и общественными потребностями. Под потребительной стоимостью понимается полезность, благо, ее способность благодаря своим свойствам удовлетворять человеческие потребности в качестве средств производства и предметов потребления или в качестве услуг6. «Качество товара, проявляясь через естественные свойства вещи, выражает вместе с тем определенные производственные отношения, определяет общественную полезность товара, а следовательно, и общественную потребность в нем»7. Качество не тождественно потребительной стоимости. В связи с этим Н. С. Перекалина пишет, что различные свойства, которыми могут обладать одинаковые вещи, позволяют им в разной степени удовлетворять определенные потребности. В разнородных потребительных стоимостях, удовлетворяющих потребности челове-

5 См.: Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. С. 139—140.

6 См.: Качество продукции и эффективность производства / Под ред. А. В. Гличева и Л. Я. Шухгальтера. М., 1977. С. 21.

7 Сергиевский В. Н. Проблемы оптимального соотношения производства и потребления в СССР. М., 1968. С. 31.

ка, проявляется совокупность различных полезных работ столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей — одним словом, проявляется общественное разделение труда, которое составляет условие существования товарного производства, обусловливает рост потребностей, а последние способствуют его дальнейшему углублению и развитию8.

Качество всегда определяется той потребностью, для удовлетворения которой продукция создается. В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений. Потребность — в самом общем значении этого слова — существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности. Таково наиболее общее, философское значение категории «потребность». В качестве субъектов — носителей потребностей могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей или социальная группа в рамках данного общества, человечество в целом9. Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности10. Таким образом, потребность — это то, что требует своего удовлетворения, а само это удовлетворение возможно в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой. Как отме-

8 См.: Перекалина Н. С. Качество продукции и растущие потребности общества. М., 1982. С. 17—18.

9 См.: Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 12.

10 Там же. С. 13.

чает А. Н. Леонтьев, главная характеристика потребностей — их предметность. Потребность — это всегда потребность в чем-то, что находится вне организма. Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика — способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь. Потребность как внутреннее условие деятельности субъекта — это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом и своего «опредмечивания». Развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство, доставляя теперь потребностям предметы, служащие для их удовлетворения, этим их изменяет и создает новые потребности11. Таким образом, существование категории качества товара (работы, услуги) обусловлено наличием в обществе разнообразных потребностей. Сама категория качества — категория общественная. Если имеется потребность в использовании продукции независимо от того, используется ли продукция по назначению или нет, то использование продукции не по назначению не будет означать потерю ее качества. Но использование продукции не по установленному целевому назначению может привести к снижению эффективности ее потребления.

Отечественное законодательство длительное время устанавливало так называемое стандартное качество, когда производимая продукция (работы, услуги) должны были соответствовать требованиям стандартов. При этом сами требования разрабатывались без учета мнения потребителей, и, как следствие, товары (работы, услуги) не соответствовали их ожиданиям. В междуна-

11 См.: Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., 1971. С. 1, 5, 7.

родных стандартах понятие качества трактуется иначе. В стандарте ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» качество связывается с соответствием требованиям заинтересованных сторон, прежде всего потребителей. Под требованием к качеству понимается потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Поэтому за рубежом под требованиями к качеству подразумеваются, главным образом, требования, предъявляемые к качеству товара потребителями, а само качество связывается со степенью соответствия ожидаемым потребностям.

ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»12 определяет качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Здесь качество продукции понимается через свойства, определяющие возможность использования продукции в соответствии с ее назначением. При этом под свойством продукции понимается объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Одни ученые-юристы определяют качество продукции через термин «свойство». В частности, О. А. Красавчиков считает, что определение, содержащееся в ГОСТе 15467—79, само по себе не вызывает каких-либо существенных возраже-ний13. В. С. Белых отмечает, что каче-

12 Межгосударственный стандарт ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» (утвержден и введен в действие постановлением Госкомстандарта СССР от 26 января 1979 г. № 244). М., 2002.

13 См.: Красавчиков О. А. Функции хозяйственного законодательства и категория «управление качеством продукции» //

ство продукции (работ, услуг) — это совокупность технических, экономических и иных общественно полезных свойств продукции (работ, услуг), складывающихся на всех стадиях ее жизненного цикла («петля качества») и получивших закрепление в нормативно-технической документации и условиях договора, а при отсутствии в договоре таких условий — в порядке и способах, предусмотренных законодательными актами; характеризуется способностью удовлетворять конкретные общественные потребности с оптимальными затратами на единицу ее потребительной стоимости14.

Другие ученые понимают качество через соответствие свойств продукции требованиям нормативных документов и условиям договоров. Так, М. Б. Емельянова указывает, что правовая категория «качество продукции» означает степень соответствия свойств продукции комплексу и уровню требований, установленных стандартами, техническими условиями или образцами (эталонами), а в случае отсутствия названных нормативно-технических документов или при согласовании более высоких либо детализированных по сравнению с ними требований — договору поставки15.

В законодательстве отсутствует единое определение понятия «качество товаров, работ, услуг». Большинство законов определяют качество товара (продукции, работы, услуги) через соответствие государственным стандартам. К примеру, в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» под качеством лекарственных средств понимается соответствие лекарственных средств государствен-

Гражданское право, эффективность и каче-

ство: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 60. Свердловск, 1977. С. 27.

14 См.: Белых В. С. Указ. соч. С. 51.

15 См.: Емельянова М. Б. Стандарты и качество продукции (правовой аспект проблемы). М., 1971. С. 51—52.

ному стандарту качества лекарственных средств. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что поставки газа потребителям осуществляются только при соответствии качества поставляемого газа государственным стандартам и при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.

Некоторые законы понимают под качеством товара (работы, услуги) совокупность его потребительских свойств (характеристик), что в целом представляется оправданным. Так, Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» содержит понятие «качество зерна и продуктов его переработки», определяемое как совокупность потребительских свойств зерна и продуктов его переработки, соответствующих требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов. Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» качество пищевых продуктов понимается как совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.

Некоторые законы содержат лишь отдельные положения о качестве тех или иных объектов. Так, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает правила государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой

области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями. Данный Закон не различает понятий «качество» и «безопасность», употребляя их применительно к госконтролю как равнозначные, что, на наш взгляд, является неправильным. Категория качества выражается через потребительские свойства (регулирование осуществляется преимущественно посредством частно-правовых средств), а безопасность товара (продукции) связана с отсутствием угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу (регулирование происходит посредством публично-правовых средств).

Таким образом, в законодательстве, во-первых, качество товаров (работ, услуг) определяется, как правило, через соответствие свойств товара (работы, услуги) требованиям государственных стандартов, а во-вторых, под качеством в большинстве случаев имеется в виду доброкачественность, которая означает пригодность продукции к использованию по назначению, соответствие существенных свойств продукции (товара, работы, услуги) требованиям нормативно-технических документов, условиям договоров.

Качество — это совокупность не только положительных, но и отрицательных, нежелательных свойств изделия. Оно может быть высоким, и тогда говорят, что продукция доброкачественная, добротная, высококачественная, и низким, что свидетельствует о ее недоброкачественности. Но ни в том, ни в другом случае неправильно говорить, что продукция «качественная» или «некачественная», качество (только различное) имеется у той и другой продукции16. Кроме того, качество — категория комплексная, и само по себе четкое соблюдение всех требований при изготовлении продукции не всегда гарантирует высокую степень качества. Во-первых, непосредственно началу изготовления предшествует ряд дополнительных стадий: изобре-

16 См.: Емельянова М. Б. Указ. соч. С. 55.

тение, проектирование, освоение новой продукции, запуск ее в производство. Во-вторых, качество продукции включает и такие свойства, которые реализуются уже после ее изготовления: сохранение в процессе транспортировки, надежность в ходе длительной эксплуатации, доступность и возможность быстрого ремонта и т. д.17

Судебная практика связывает категорию качества товаров (работ, услуг) с общественной потребительной стоимостью, а также с соответствием товара требованиям государственных стандартов. В частности, в одном из судебных решений указано, что трансформатор (товар, поставленный по договору поставки) является некачественным (т. е. ненадлежащего качества — А. П.) ввиду невозможности его эксплуатации, что подтверждается протоколами испы-таний18. В другом случае суд счел, что товар (поставленные по договору семена) нельзя считать ненадлежащего качества, так как покупатель (ответчик по делу) не предъявил продавцу (истцу по делу) претензий в связи с поставкой товара (семян), не соответствующего требованиям стандартов. К данному выводу суд пришел в связи с недоказанностью факта ненадлежащего качества19.

С точки зрения права можно говорить о низком, среднем, высоком качестве, о надлежащем и ненадлежащем качестве, об обычном (качество продукта пригодно для целей обычного использования) и необычном (качество продукта пригодно для отличных от обычного использования целей) качестве. В правовом руководстве ЮНСИТРАЛ по международным встречным торговым сделкам

17 См.: Запорожец А. М. Правовые проблемы обеспечения качества продукции. Харьков, 1989. С. 11.

18 См. решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2009 г. по делу № А60-11526/2009-С6.

19 См. постановление Федерального арбит-

ражного суда Волго-Вятского округа от 21 сентября 2009 г. по делу № А79-10393/2008.

от 12 мая 1992 г. говорится об «экспортном», «высшем» или «соответствующем требованиям рынка» качестве. В зарубежном законодательстве обоснованно устанавливается, что товары, пригодные для продажи, должны быть среднего качества («иметь справедливое среднее качество в пределах описания»20). В отличие от качества доброкачественность означает, что товар (работа, услуга) удовлетворяет потребительским требованиям, положительного (хорошего) качества.

Качество товара (работы, услуги) — это совокупность способных удовлетворять общественные потребности свойств, которые познаны (известны) к конкретному моменту времени (например, к моменту заключения договора). Поэтому сущность категории качества связана с особенностями познавательного процесса: бесконечностью процесса познания, когда то, что сегодня нам кажется существенным, завтра обнаруживает производный и феноменальный характер, ведь за познанной сущностью каждый раз открывается новая и более глубокая сущность. И в этом смысле качество (как совокупность свойств) подвижно. Оно «эволюционирует». Подвижны и изменчивы и наши потребности в товарах (работах, услугах). В современных условиях существования общества количество потребностей неизбежно увеличивается, поэтому проблема обеспечения качества товаров (работ, услуг) становится одной из наиболее насущных. Важно и то, что свойства товара могут обусловливать его пригодность удовлетворять определенные потребности в течение определенного периода времени. С истечением этого периода свойства товара могут измениться, причем настолько, что товар перестанет удовлетворять потребности. Товар станет ненадлежащего

20 Единообразный торговый кодекс США (§ 2—315) // Коммерческое право. 2008. № 1. С. 209.

качества. В то же время невозможно устранить из познавательного процесса субъективную человеческую составляющую даже в таких, казалось бы, точных науках, как математика, и высокоабстрактных науках, как логика21. Поэтому категория качества — категория объективно существующая, общественная.

Товар (работа, услуга) может обладать свойствами, которые небезопасны для жизни, здоровья, имущества потребителей, для окружающей природной среды. Такие свойства регулируются государством посредством закрепления в специальных правовых актах (в настоящее время — в технических регламентах) показателей безопасности. Посредством таких показателей формулируются требования к безопасности товаров (работ, услуг). К примеру, Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложи-ровую продукцию» устанавливает требования безопасности к пищевой масложировой продукции (группы продуктов, допустимые уровни, показатели); требования безопасности к пищевой масложировой продукции по микробиологическим показателям; требования безопасности к непищевой масложировой продукции (группы продуктов, допустимые уровни, показатели). Показатели безопасности устанавливаются в основном методами, используемыми в технических отраслях знаний, затем закрепляются в праве. В силу того, что существует вероятность причинения вреда от использования данных товаров (работ, услуг) государство осуществляет регулирующее воздействие на процессы создания, реализации и эксплуатации такой продукции (работ, услуг) при помощи системы технического регулирования.

С учетом сказанного с юридической точки зрения качество товара (рабо-

21 См.: Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С. 242.

ты, услуги) — это совокупность существенных свойств товара (работы, услуги), характеризующих его общественную потребительную стоимость, закрепляемых в стандартах, иных нормативно-технических документах, условиях договора, а в случае отсутствия стандартов, иных нормативно-технических документов, условий договора (или их неполноты) устанавливаемых в порядке и способами, предусмотренными законами, другими правовыми актами, обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Библиографический список

Белых В. С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. О. А. Герасимов. Екатеринбург, 2007.

Введение в философию / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

Емельянова М. Б. Стандарты и качество продукции (правовой аспект проблемы). М., 1971.

Запорожец А. М. Правовые проблемы обеспечения качества продукции. Харьков, 1989.

Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

Качество продукции и эффективность производства / Под ред. А. В. Гличева и Л. Я. Шухгальтера. М., 1977.

Копытов Л. Н. Исследование физико-химических факторов, влияющих на прочность стекла: Автореф. дис. . канд. техн. наук. М., 1963.

Красавчиков О. А. Функции хозяйственного законодательства и категория «управление качеством продукции» // Гражданское право, эффективность и качество: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 60. Свердловск, 1977.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., 1971.

Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005.

Перекалина Н. С. Качество продукции и растущие потребности общества. М., 1982.

Сергиевский В. Н. Проблемы оптимального соотношения производства и потребления в СССР. М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.