Научная статья на тему 'Интерпретация как метод историко-педагогического исследования'

Интерпретация как метод историко-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОД / ПОДХОД / ГЕРМЕНЕВТИКА / INTERPRETATION / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / PEDAGOGY / METHOD / APPROACH / HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобкова А. А.

В статье рассматривается понятие интерпретации как метода историко-педагогического исследования. Анализируются сущность и роль исследования педагогики прошлых лет в современной системе образования, рассматриваются ее цели и структура. Определяется понятие методологии историко-педагогических исследований, которые, по сути, являются целостной системой деятельности, направленной на получение информации об исторических фактах, явлениях и процессах педагогики в разные временные эпохи. Для этого используются процедуры анализа исторических материалов, логики и специальных методов научных исследований. Исследуются основные методологические подходы, использующиеся в процессе проведения изучения педагогической мысли на разных исторических этапах ее развития, определяются их основные принципы и методы. Автором проводится анализ метода интерпретации, являющийся одним из основных элементов герменевтического подхода в исследованиях. Указывается, что интерпретация представляет собой особый метод установления смысловых и понятийных значений различных вербальных структур. Выделены основные аспекты развития интерпретации как метода научного познания в разные исторические периоды, прослеживаются особенности ее использования в научных исследованиях. Наконец, выделены формы и приемы использования метода интерпретации для анализа текстового материала педагогических источников в разные исторические периоды, а также сделаны выводы о способах прорыва возникающего в процессе исследования герменевтического круга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION AS A METHOD OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article considers the concept of interpretation as a method of historical and pedagogical research. The essence and role of the study of pedagogy of past years in modern pedagogical science is analyzed, its goals and structure are considered. The concept of the methodology of historical and pedagogical research is determined, which in essence is an integrated system of activities aimed at obtaining information on historical facts, phenomena and processes of pedagogy in different time periods. For this, analysis procedures of historical materials, logic and special methods of scientific research are used. The main methodological approaches that are used in the process of researching pedagogical thought at different historical stages of its development are investigated, their basic principles and methods are determined. The method of interpretation is analyzed, which is one of the main methods of the her meneutic approach in research. It is indicated that interpretation is a special method of establishing the semantic and conceptual meanings of various verbal structures. The main aspects of the development of interpretation as a method of scientific knowledge in different historical periods are identified, the features of its use in scientific research are traced. Finally, the forms and methods of using the interpretation method for analyzing the textual material of pedagogical sources at different time intervals are highlighted, and conclusions are drawn about the methods of breaking through the hermeneutic circle that arises in the process of research.

Текст научной работы на тему «Интерпретация как метод историко-педагогического исследования»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

А. А. Колобкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Российского университета кооперации, г. Мытищи E-mail: akolobkova@ yandex.ru

Anastasia A. Kolobkova

PhD (Education), Associate professor of the Department of humanities and foreign languages, Russian University of cooperation, Mytishchi

УДК 372.881.1 DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10006

Интерпретация как метод историко-педагогического исследования

В статье рассматривается понятие интерпретации как метода историко-педагогического исследования. Анализируются сущность и роль исследования педагогики прошлых лет в современной системе образования, рассматриваются ее цели и структура. Определяется понятие методологии историко-педагогических исследований, которые, по сути, являются целостной системой деятельности, направленной на получение информации об исторических фактах, явлениях и процессах педагогики в разные временные эпохи. Для этого используются процедуры анализа исторических материалов, логики и специальных методов научных исследований. Исследуются основные методологические подходы, использующиеся в процессе проведения изучения педагогической мысли на разных исторических этапах ее развития, определяются их основные принципы и методы.

Автором проводится анализ метода интерпретации, являющийся одним из основных элементов герменевтического подхода в исследованиях. Указывается, что интерпретация представляет собой особый метод установления смысловых и понятийных значений различных вербальных структур. Выделены основные аспекты развития интерпретации как метода научного познания в разные исторические периоды, прослеживаются особенности ее использования в научных исследованиях. Наконец, выделены формы и приемы использования метода интерпретации для анализа текстового материала педагогических источни-

Как цитировать статью: Колобкова А. А. Интерпретация как метод историко-педагогического исследования // Ценности и смыслы. 2020. № 1 (65). С. 84-94.

ков в разные исторические периоды, а также сделаны выводы о способах прорыва возникающего в процессе исследования герменевтического круга.

Ключевые слова: интерпретация, историко-педагогическое исследование, педагогика, метод, подход, герменевтика.

Сегодня несомненным является факт, что поиск решения актуальных проблем отечественной педагогической науки невозможен без рассмотрения историко-педагогического знания в ретроспективе. Именно в истории педагогической мысли прошлого скрыт огромный дидактический, научно-методический, воспитательный потенциал, познавательная и преобразовательная ценность которого может служить эффективным инструментарием для организации педагогической деятельности. Поэтому обращение к поучительному историческому опыту теории и практики учебно-воспитательного процесса даст возможность найти и проработать новые, нетрадиционные и высокоэффективные пути развития современной педагогической науки в целом.

Фактически историко-педагогическое исследование, являясь разновидностью научно-педагогического исследования, по своей сущности ищет ответ на вопросы: что уже было исследовано в педагогике? какова степень истинности исследованного? и что это дает? В поиске ответов на данные вопросы применяется особый методологический аппарат, построенный на основе системного, аспектного и герменевтического подходов, характеризирующий различные методы историко-педагоги-ческого исследования. Одним из таких методов является интерпретация, применяемая не только в историко-педагогическом исследовании, но в иных сферах гуманитарного знания. Интерпретация является фундаментальным методом работы и одновременно когнитивной процедурой, значение которой заключается в установлении значения и понятийного смысла различных вербальных структур.

Среди значимых исследований данной проблематики стоит отметить труды Б. М. Бим-Бада, С. В. Бобрышова, М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, К. В. Ельницкого, Е. В. Козловой, Г. Б. Корнетова, Т. С. Просветовой, С. В. Сергеевой, И. Б. Федотовой и т.д. Большей частью работы касаются общих вопросов анализа методологического аппарата историко-педагогического исследования, вместе с тем конкретное значение метода интерпретации также представляет интерес

для истории педагогики. Цель данной статьи — проанализировать общую методологию историко-педагогического исследования и роль интерпретации в ней.

Основная часть. Значение и роль историко-педагогического исследования не отрицались никогда во все периоды развития отечественной педагогической мысли. Однако серьезная и активная работа в данной сфере началась только с середины 90-х годов ХХ века. М. В. Богуславский так характеризует этот период: «.. .обнажившиеся лакуны и деформации в познании феноменов прошлого объективно сформировали исследовательскую программу, своего рода задание историкам педагогики.» [3, с. 37]

Действительно, именно данное время стало периодом существенного увеличения количества исследований в сфере истории педагогики, имеющих методико-технологическую, гносеологическую, источниковедческую и прогностическую направленность. Как результат — в начале ХХ1 века в педагогической науке были переосмыслены как направленность, так и содержание историко-педагогического процесса.

Для начала рассмотрим сущность философской категории истори-ко-педагогического исследования. В широком смысле, как указывает Г. Б. Корнетов, историко-педагогическое исследование стоит трактовать как некий определенный субъективный образ педагогической деятельности, который выражается через понятия и представления. Узкий же смысл данной категории заключается в изучении информации о прошлом педагогической науки. Иными словами, ученый резюмирует, что историко-педагогическое исследование дает возможность понимать прошлое педагогической науки и использовать полученную информацию в целях решения различных современных задач теории и методики образования [6, с. 68].

Отметим, что целями проведения историко-педагогических исследований являются:

- познание закономерностей, законов, принципов и методик педагогики прошлых лет;

- решение современных задач образовательного процесса, используя позитивный опыт педагогики прошлого;

- выявление генезиса современных проблем в теории образования и воспитания;

- определение наиболее перспективных направлений в развитии современной российской педагогики и системы образования;

- обоснование или же опровержение определенных педагогических

постулатов, принципов, теорий;

- формирование нового педагогического мировоззрения;

- создание на основе прогрессивного педагогического опыта прошлых лет инновационных идей.

Историко-педагогическое исследование проявляется, как отмечает Б. М. Бим-Бад, в нескольких формах:

1) как социальная и индивидуальная память о прошлом педагогики;

2) как схема педагогической деятельности, которая была осуществлена и осмыслена ранее;

3) как результат фиксации, анализа, обобщения и переосмысления процессов, событий и явлений педагогической науки в прошлом [2, с. 122].

Таким образом, история педагогики сегодня является основой как для современной педагогической науки, так и для будущей педагогической культуры общества, поскольку, как указывал В. Вжосек, она «...дает координаты и инструменты ориентации в педагогических проблемах, помогает понять их истоки и осмыслить имеющийся опыт их решения, определить пути их преодоления. История педагогики является уникальной лабораторией, в которой на протяжении веков накапливался и апробировался опыт постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений.» [4, с. 23]

Фактически, сегодня историко-педагогическое знание стало выступать как важнейший источник и средство модернизации и трансформации отечественной системы образования. По словам Т. А. Савченко, значительно возрос интерес к изучению тех методологических подходов, с помощью которых наиболее эффективно выполнять историко-педаго-гические исследования [10]. В свою очередь, С. В. Сергеева и Е. В. Козлова акцентируют внимание на грамотном, обоснованном и удачном выборе тех подходов, методов и средств, с помощью которых можно оптимально выполнить исследования в сфере истории педагогики [11].

Методология историко-педагогических исследований, по мнению Г. Б. Корнетова, определяется как система деятельности по получению знаний об исторических фактах, явлениях и процессах педагогики в разные временные эпохи с помощью анализа исторических материалов, логики и специальных методов научных исследований. Фактически предметом методологии историко-педагогической науки является не сам процесс обучения, воспитания и развития в разные периоды, а способы

его отражения в исследованиях [6, с. 70].

Сегодня важнейшей детерминантой методологии историко-педа-гогического исследования является подход. Ученые до сих пор спорят о сущности и роли подходов в структуре историко-педагогического знания. Так, одна группа ученых рассматривает подход как определенное указание на исходный стратегический принцип, который берется за основу процесса исследования, или же совокупность принципов. Другая группа исследователей данное понятие трактует как комплекс общих социально детерминированных науковедческих убеждений означенного субъекта познания, которым он стремится следовать. Таким образом, по их мнению, подход необходимо отождествлять с целенаправленным проведением в исследовании некой определенной мировоззренческой позиции. Третья группа ученых рассматривает подход через одновременное применение согласованного набора правил, приемов, методов, служащих формой, способом и условием реализации соответствующих принципов.

Итак, в методологии историко-педагогических исследований выделяют такие основные подходы, как системный, цивилизационный, формационный, культурологический, региональный, аксиологический, герменевтический и т.д.

Системный подход, по словам В. А. Сластенина, представляет собой учет всех элементов педагогической системы, изменений системы, в целом или покомпонентно, вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и научно-технического прогресса [12, с. 131]. В процессе проведения историко-педагогического исследования он реализуется через определенные принципы. Рассмотрим основные из них:

- принцип историзма, который, по словам Т. М. Аминова, дает возможность рассматривать историю педагогической мысли в ее неразрывной связи с тенденциями и основными вехами развития той или иной эпохи [1, с. 445];

- принцип всесторонности, который помогает проводить анализ выявленных в ходе исследования фактов и явлений, относящихся к процессу становления и развития явлений педагогической науки в прошлом;

- принцип развития, предусматривающий исследование любого явления или факта в процессе его возникновения, становления, динамического изменения и современного состояния.

Системный подход и указанные выше принципы проведения исто-

рико-педагогического исследования обусловливают появление методов исследования — анализ и синтез, обобщение и систематизация.

Цивилизационный подход, отстаиваемый М. В. Богуславским и Г. Б. Корнетовым, предполагает исследование прошлого педагогической науки через рассмотрение истории народа, группы народов, этноса как определенной социокультурной общности и их взаимосвязи. Также в данном подходе учитываются особенности государственного управления и политики в сфере педагогики, общественные, семейные, моральные, религиозные нормы и правила в педагогике изучаемого исторического периода и т.д.

Формационный подход характеризируется анализом особенностей развития педагогики в разные временные отрезки через анализ экономической и социально-классовой структуры общества. В. Я. Струминский, Е. Н. Медынский и другие ученые указывают на возможность экстраполяции полученных в ходе исследований результатов на современную систему педагогической науки и систему образования страны, а также на определенную типизацию полученных данных.

Культурологический подход дает возможность проводить исследование отдельных аспектов истории педагогики через существующую тогда социокультурную систему для достижения преемственности ценностей, идей, теорий, принципов, норм, идей и т.д. как методов подготовки личности к успешной социализации. По мнению З. И. Равкина, с помощью культурологического подхода можно эффективно преодолеть весь негатив абстрактности в процессе изучения достижений педагогической мысли определенного временного отрезка в конкретной социокультурной обстановке [9, с. 28].

Региональный подход характеризируется возможностью выявления специфических, присущих конкретному региону типологических особенностей локального педагогического опыта. Как считают идеологи данного подхода З. И. Равкин и Ю. В. Пыльнев, региональный подход может стать высокоэффективным источником для обогащения педагогической науки и системы образования [9].

Аксиологический подход определяет возможность проведения истори-ко-педагогических исследований через анализ духовных и материальных явлений педагогики в их способности влиять на удовлетворение потребностей нации, общества, социальной группы и отдельного человека. Теоретики педагогической аксиологии З. И. Равкин, Н. Д. Никандров

и т.д. отстаивали мысль об исключительной важности педагогических ценностей — идеалов, знаний, явлений, которые регулируют взаимоотношения всех субъектов педагогического процесса [9].

Герменевтический подход в научной среде трактуется как постижение смысла отношений объекта исследования через искусство интерпретации. Данный подход связан с именами выдающихся мыслителей Г.-Г. Гадмера, В. Гумбольдта, В. Панферова, В. Г. Кузнецова и др. Герменевтика в данном случае выступает как направление научной деятельности, которое связано с исследованием и трактовкой определенных понятий и явлений педагогической науки на протяжении ее истории развития.

Как отмечает Т. С. Просветова, герменевтический подход на практике реализуется через два основоположных принципа:

- принцип диалога, который дает возможность эксплицировать подтекст анализируемого феномена и является по сути основным методологическим принципом герменетивтики; с его помощью ученые получают возможность увидеть и исследовать процесс педагогики прошлого как систему создающих ее основополагающих элементов и субъектов;

- принцип герменевтического круга — принцип понимания текстов, который основывается на повторном возвращении от целого к его части, а потом наоборот [7, с. 188].

Именно понимание и реализация на практике указанных двух принципов герменевтики обусловливает появление и практическое использование — наряду с пониманием и объяснением — метода интерпретации.

Интерпретация в широком смысле может рассматриваться как определенная когнитивная процедура, направленная на выявление и формулирование не только явно выраженных идей, но и скрытого смысла (от лат. Шегрге1айо — посредничество, разъяснение, толкование, перевод). В таком понимании интерпретация широко используется в учебном процессе, в частности в иноязычном обучении [5]. Но вместе с тем интерпретация — это также и методологический прием герменевтики, позволяющий устанавливать смысловые и понятийные значения различных вербальных структур. Как форма познания действительности интерпретация использовалась еще античными философами-неоплатониками для выявления значения аллегорий, которыми были богаты античные тексты. В эпоху Средневековья интерпретация активно использовалась средневековыми богословами, выступая как основой прием методологии

экзегеники — процесса толкования священных христианских текстов.

В дальнейшем, с возникновением большого числа философских течений и школ, философское осмысление понятия интерпретации стало выражаться через различные философско-герменевтические, структурно-семиотические и постмодернистские трактовки, связанные с социогуманитарной и исторической сферой, поскольку все основные знания идут к нам через текст и его понимание. Впоследствии, в эпоху Нового времени, логика интерпретации становится определяющей в социофилософских изысканиях научной мысли, выступая как логика понимания и объяснения.

Наконец, интерпретация нашла свое отображение и в истории педагогики. Метод интерпретации нацеливает ученого на толкование значения педагогических фактов, явлений, источников на определенном историческом фоне, содержащем как общие для всех, так и относящиеся сугубо к педагогической науке теоретические положения и фактические (эмпирические) данные. Метод интерпретации незаменим для исследователей, стремящихся сформулировать выводы и свои собственные умозаключения по изученному им тексту. Таким образом, как указывают С. В. Сергеева и Е. В. Козлова, в процессе исследования истории педагогики автор формирует свое отношение к изученному, обобщая материал и делая свои выводы и умозаключения [11].

Основной единицей исследования здесь, безусловно, выступает текстовый материал, который одновременно становится особой реальностью для анализирующего его ученого. Такое изучение базируется на нескольких концепциях понимания и трактовки текста:

- концепция «педагогический текст — читатель», или «говорящий — слушающий»: как утверждал основатель данной концепции Дж. Остин, она состоит из трех измерений — буквального понимания, понимания выразительности текста и понимания мотивирующего, стимулирующего действия прочитанного на анализирующего его ученого; понимание педагогического текста, таким образом, проходит через смысловое выравнивание между ученым, интерпретирующим текст, и смысловой наполненностью текста [7];

- концепция самостоятельной ценности текста: как считал П. Рикер, изучение историко-педагогических текстов происходит через проведение параллелей между педагогической системой и общественной системой, между идеальными и реальными контекстами педагогики

в разные исторические отрезки, между главными и второстепенными мотивами действия педагогической мысли [13].

Поэтому основой для проведения интерпретации педагогического материала прошлых лет является возникновение герменевтического круга «текст — читатель», причем от имени последнего выступает исследователь историко-педагогических явлений. При этом герменевтический круг возникает в процессе самой интерпретации данных о педагогических явлениях и процессах прошлого, в первую очередь как соотношение целого и частного в структуре исследования:

- чтобы понять общий смысл материала, нужно понимать частности;

- чтобы понимать отдельные частности в данном материале, нужно ориентироваться в его общем смысле.

Наконец, чтобы добиться выхода из такого круга, исследователю необходимо сформировать так называемое «предпонимание», то есть знания, умения и навыки, сформированные уже ранее в силу иных, предыдущих исследований ученого, его научного, педагогического, жизненного опыта.

Выводы. Историко-педагогическое исследование, являясь, по сути, анализом прошлого педагогической науки, имеет свою собственную методологическую базу, основу которой составляют методологические подходы, принципы и методы. Среди них важное место занимает интерпретация, которая является одним из ключевых методов герменевтического подхода в педагогике и предусматривает толкование изучаемого педагогического процесса на основе анализа педагогического прошлого, педагогических текстов прошлого. Однако отсутствует четкость определения роли интерпретации на разных уровнях и этапах процесса научного познания педагогики прошлых лет, недостаточно внимания уделяется роли факторов, которые влияют непосредственно на сам процесс интерпретирования в историко-педагогическом исследовании, не обозначены особенности социально-педагогического подхода к феномену интерпретации. В этой связи обозначенные проблемы должны стать целью будущих исследований в данной сфере.

Литература

1. Аминов Т. М. Новая концепция историко-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 445-449.

2. Бим-Бад Б. М. Что такое философия истории педагогики? // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: итоги, проблемы, перспек-

тивы. М.; Тверь, 2005. С. 122-142.

3. БогуславскийМ. В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): монография. М.: Научная книга, 2007. 222 с.

4. Вжосек В. Методология истории как теория и история исторического мышления // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / пер. с польского. М., 2011. С. 23-41.

5. Колобкова А. А. Интерпретация профессиональных иноязычных текстов при обучении реферативному изложению // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 3А. С. 155-161.

6. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 68-83.

7. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып. XVII. М., 1986. С. 22-129.

8. Просветова Т. С. Специфика методологии историко-педагогических исследований // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 188-193.

9. Равкин З. И. Образование: идеалы и ценности. М., 1955.

10. Савченко Т. А. Методологические основы историко-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 284-299.

11. Сергеева С. В., Козлова Е. В. Историко-педагогическое исследование: подходы, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1-8.

12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика. М., Школа-Пресс, 1997. 512 с.

13. Федотова И. Б. Преобразовательный потенциал историко-педагогического знания как источник модернизации российского образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 69-75.

INTERPRETATION AS A METHOD OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article considers the concept of interpretation as a method of historical and pedagogical research. The essence and role of the study of pedagogy of past years in modern pedagogical science is analyzed, its goals and structure are considered. The concept of the methodology of historical and pedagogical research is determined, which in essence is an integrated system of activities aimed at obtaining information on historical facts, phenomena and processes of pedagogy in different time periods. For this, analysis procedures of historical materials, logic and special methods of scientific research are used. The main methodological approaches that are used in the process of researching pedagogical thought at different historical stages of its development are investigated, their basic principles and methods are determined. The method of interpretation is analyzed, which is one of the main methods of the her-

meneutic approach in research. It is indicated that interpretation is a special method of establishing the semantic and conceptual meanings of various verbal structures. The main aspects of the development of interpretation as a method of scientific knowledge in different historical periods are identified, the features of its use in scientific research are traced. Finally, the forms and methods of using the interpretation method for analyzing the textual material of pedagogical sources at different time intervals are highlighted, and conclusions are drawn about the methods of breaking through the hermeneutic circle that arises in the process of research.

Keywords: interpretation, historical and pedagogical research, pedagogy, method, approach, hermeneutics.

References

• Aminov T. M. Novaya koncepciya istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 11. S. 445-449. [In Rus].

• Austin J. L. Slovo kak deystviye // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Teoriya rechevyh ak-tov. Vyp. XVII. M., 1986. S. 22-129.

• Bim-Bad B. M. Chto takoe filosofiya istorii pedagogiki? // Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale tret'ego tysyacheletiya: itogi, problemy, perspektivy. M.; Tver', 2005. S. 122-142. [In Rus].

• Boguslavskij M. V. Metodologiya, soderzhanie i tekhnologii obrazovaniya (istoriko-peda-gogicheskij kontekst): monografiya. M.: Nauchnaya kniga, 2007. 222 s. [In Rus].

• Fedotova I. B. Preobrazovatel'nyj potencial istoriko-pedagogicheskogo znaniya kak is-tochnik modernizacii rossijskogo obrazovaniya // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2015. № 2. S. 69-75. [In Rus].

• Kolobkova A. A. Interpretaciya professional'nyh inoyazychnyh tekstov pri obuchenii re-ferativnomu izlozheniyu // Pedagogicheskij zhurnal. 2018. T. 8, № 3A. S. 155-161. [In Rus].

• Kornetov G. B. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoj teorii i praktiki // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2011. № 1. S. 68-83. [In Rus].

• Prosvetova T. S. Specifika metodologii istoriko-pedagogicheskih issledovanij // Vestnik VGU. Seriya: problemy vysshego obrazovaniya. 2018. № 3. S. 188-193. [In Rus].

• RavkinZ.I. Obrazovanie: idealy i cennosti. M., 1955. S. 28. [In Rus].

• Savchenko T. A. Metodologicheskie osnovy istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 7. S. 284-299. [In Rus].

• Slastenin V. A. IsaevI. F., Mishchenko A. I. and others Pedagogika. M., Shkola-Press, 1997. 512 s. [In Rus].

• Sergeeva S. V., Kozlova E. V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie: podhody, principy, metody // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 1-8. [In Rus].

• Vzhosek V. Metodologiya istorii kak teoriya i istoriya istoricheskogo myshleniya // Istoricheskaya nauka segodnya: teorii, metody, perspektivy / per. s pol'skogo. M., 2011. S. 23-41. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.