Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 1. С. 15-23.
УДК 340.12
Б01 10.24147/1990-5173.2021.18(1).15-23
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Т. Е. Грязнова
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Омск, Россия
Введение. Методологический плюрализм конца XIX в., идеи исторической школы права, открытия в области естественных наук обусловили формирование социологического направления в российской юриспруденции, сторонники которого внесли существенный вклад в осмысление государства. Цель. Целью работы является интерпретация взглядов на государство ведущих представителей данного типа пра-вопонимания - В. И. Сергеевича, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, С. А. Муромцева, Ф. Ф. Кокошкина, М. М. Ковалевского и Б. А. Кистяковского. Методология. При написании работы применены методы диалектики, герменевтики и аксиологии. Результаты. Истоки осмысления государства с социологической точки зрения были заложены В. И. Сергеевичем и А. Д. Градовским. Согласно Н. М. Коркунову, государство - это юридическое отношение свободных субъектов, закономерно и объективно возникающее на определённой стадии развития общества, на основе единства совместной жизни и признанного принудительного властвования. С. А. Муромцев рассматривает государство как политическую организацию общества, обладающую публичной властью, осуществляющую организованную юридическую защиту находящихся на его территории субъектов правоотношений. Ф. Ф. Кокошкин мыслит государство в качестве основанного на солидарности территориального союза, имеющего самостоятельную политическую организацию и обладающего признанной обществом и основанной на праве принудительной властью. М. М. Ковалевский понимает под государством политический союз свободных людей, занимающих определённую территорию и подчинённых общепризнанной, основанной на праве власти. Б. А. Кистяковский интерпретирует государство как правовую организацию народа, расположенного на определённой территории, объединённого социальной солидарностью и обладающего организованной властью. В качестве признаков государства юристы выделяют власть, территорию, население, право (законодательство). Заключение. В целом российские учёные рассматривают государство как объективное явление (по Н. М. Коркунову - юридическое отношение), закономерно возникающее в результате эволюции более простых социальных форм. Важной составляющей теоретических конструкций отечественных исследователей является интерпретация государства сквозь призму его юридической природы, психологической теории власти и идеи общественной солидарности, а также общесоциальный подход к трактовке сущности государства.
Ключевые слова: В. И. Сергеевич; А. Д. Градовский; Н. М. Коркунов; С. А. Муромцев; Ф. Ф. Кокошкин; М. М. Ковалевский; Б. А. Кистяковский; социологическая теория государства; либерализм.
1. Введение
Проблема происхождения, сущности и назначения государства, начиная с глубокой древности, привлекала пристальное внимание мыслителей, результатом деятельности которых стал целый ряд теорий, позволяющих прояснить юридическую природу этого института. Во второй половине XIX в. методологический плюрализм, идеи исторической школы права, открытия в области естественных наук обусловили формирование быстро набирающего популярность социологического направления в юриспруденции, сторонники которого внесли существенный вклад
в осмысление данного феномена. И если зарубежные социологические теории достаточно хорошо изучены современным научным сообществом, то отечественные, несмотря на наличие многочисленных исследований, по-свящённых как отдельным мыслителям [1-8], так и социологическому направлению в целом [9-13], оставляют открытыми ещё целый ряд вопросов, которые касаются определения, признаков и функций государства, установления причин его образования, факторов, влияющих на специфику развития, и т. д. В связи с чем целью предлагаемой работы является осмысление и интерпретация взглядов
на государство ведущих представителей российской социологической юриспруденции конца XIX - начала XX вв.: В. И. Сергеевича, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, С. А. Муромцева, Ф. Ф. Кокошкина, М. М. Ковалевского и Б. А. Кистяковского.
2. Методология
При написании работы применены методы диалектики, герменевтики и аксиологии - основополагающие при проведении исследований политико-правового профиля. Диалектика даёт возможность проследить развитие связанных с темой теоретических конструкций авторов. Герменевтика направлена на достижение понимания смысла отражённого в текстах правового мышления учёных [14]. Понимание теорий достигается посредством уяснения сущности и взаимосвязи их элементов - идей, понятий, принципов и гипотез, в связи с чем, доминантное значение приобретают интерпретация, осмысление и истолкование взглядов юристов. Что касается аксиологического метода, то он позволяет уяснить ценностные установки российских исследователей, играющие главную роль при интерпретации сущности государства.
3. Основная часть
3.1. Учение о государстве В. И. Сергеевича
Одним из первых российских юристов, попавших под воздействие западноевропейского позитивизма, стал В. И. Сергеевич. Развивая подход О. Конта и апеллируя к достижениям исторической школы права, задачу современной государственно-правовой науки автор усматривает в открытии и уяснении законов, управляющих развитием человечества. «Эмпирический закон, сам по себе, признаётся верным только в пределах того пространства, времени и обстоятельств, в которых был наблюдаем. Но если он будет оправдан дедуктивно ...он ... может быть возвышен до значения общего закона человеческого развития», - пишет исследователь1. К числу последних государствовед относит законы солидарности социальных явлений и соответствия исторического результата группе производящих его условий [15, с. 198].
Руководствуясь знанием вышеназванных законов, многофакторным подходом и сравнительно-историческим методом исследова-
ния государственно-правовых явлений, В. И. Сергеевич рассматривает государство как закономерный результат эволюции более простых форм - семьи, рода, племени. В качестве основных причин его возникновения он указывает социальную природу и разум индивида, появление способности осознавать наряду с личными общественные интересы. «Никто не наблюдал первоначального возникновения государств. Но они, конечно, возникали. ни с тем определённым осознанием своих особых целей, потребностей и средств существования, каким обладают в эпоху своей зрелости», - отмечает учёный . Государство, по В. И. Сергеевичу, возникает тогда, когда человечество преодолевает рамки кровно-родственных союзов и образует форму, «которая могла бы вмещать в себя разные семьи и разные роды»3, что, по мнению автора, соответствует стадии вечевого быта народов.
Развитие человеческого разума, осознание ценности и значимости государства как выразителя и защитника интересов, как отдельного индивида, так и общества в целом, приводит к окончательному возвышению данного института над иными социальными образованиями. Многочисленные свидетельства в пользу данной гипотезы В. И. Сергеевич находит в процессе исследования го -сударства и права древних греков, германцев и славян4.
3.2. Теория государства А. Д. Градов -ского
«Государство, по А. Д. Градовскому, есть явление историческое, т. е. подчинённое условиям пространства и времени»5. Человечество, следуя трём стадиям развития - охотничьему, пастушескому и оседлому - в силу ряда объективных и субъективных причин, закономерно приходит к политической организации.
Поддерживая взгляд современных экономистов и социологов на разделение труда как на одну из главных причин образования государства, автор акцентирует внимание на значимости в данном процессе индивидуального и общественного сознания. «Государственные формы, являются следствием общения людей данного времени, с его экономическими условиями, верованиями, страстями и умственными стремлениями», - убеждён
исследователь6. Взгляд на государство как на «прогрессирующую форму человеческого общежития»7 обусловлен влиянием целого ряда факторов - власти, религии, экономики, науки, свободы, права и нравственности, под воздействием которых происходит эволюция всех социальных форм. Государство возникает тогда, «когда каждый из этих элементов достаточно выяснился, когда каждому из них приблизительно указано его место в обществе, когда каждый народ, своеобразно вырабатывающий эти элементы, готовится стать деятельной особью в среде других народов», - пишет автор8.
В качестве признаков государства А. Д. Градовский, в соответствии с формирующейся в социологической юриспруденции традицией, называет территорию, насе-
9
ление и верховную власть .
Рассматривая власть в качестве главного элемента государства, автор обращает внимание на то, что вместе с ней появляются нормы, регулирующие отношения правящих и управляемых. Тем самым исследователем ставится вопрос о трактовке законодательства в качестве неотъемлемого признака государства. Очевидно, что человек как разумно-нравственное существо руководствуется определёнными нормами и в предшествующих государству общественных союзах (семье, роде, общине), однако только в государстве социальные правила поведения облекаются в закон «как важнейшее содержание и атрибут власти», - подчёркивает учёный10.
Государство, по А. Д. Градовскому, представляет собой отражение интеллектуального, нравственного и экономического уровня развития своего народа, является аккумулятором многообразных интересов и устремлений как индивидов, так и различных социальных объединений, что позволяет интерпретировать его как «орган общественной солидарности, созданный в области национально-политического общения отдельных лиц и общественных групп»11.
3.3. Теория государства Н. М. Корку -
нова
С точки зрения Н. М. Коркунова, проблема происхождения и сущности государства до сих пор остаётся одной из самых сложных и спорных в юриспруденции. Исследователь убеждён, что пришедший на смену дли-
тельно господствовавшей теории общественного договора исторический подход, в рамках которого государство признается закономерным итогом развития более простых форм человеческих сообществ и наделяется признаками населения, власти и территории , далеко не окончательно проясняет существо вопроса.
Определяющую роль в процессе становления государства он отводит субъективным представлениям личности о наиболее совершенном правовом порядке13. Последние являют собой результат сложного взаимодействия индивидуальных качеств человека и особенностей окружающей среды, причём «субъективные свойства личности слагаются частью под влиянием наследственности, частью под влиянием той обстановки, среди которой живёт человек», - подчёркивает учёный . Таким образом, на эволюцию социальных институтов оказывает влияние два рода факторов: обусловливаемых индивидуальной жизнью (родственные связи, хозяйственная деятельность, религия, наука, нравственность) и обусловливаемых жизнью общественной (язык, общественные союзы и право).
Н. М. Коркунов различает произвольные и непроизвольные формы человеческих сообществ. Примерами произвольных форм, возникающих в результате соглашения людей, служат научные объединения, политические партии, акционерные компании и т. д. Что касается непроизвольных форм, то «они могут основываться или на единстве происхождения (семья, племя), или на единстве совместной жизни (община, государство), или, наконец, на единстве интересов (так называемое общество в тесном смысле слова)», - пишет автор15.
Определяющим признаком государства Н. М. Коркунов считает наличие верховной власти. Очевидно, что человек как существо социальное зависит не только от государства, но и от иных произвольных или непроизвольных форм, членом которых является. При этом «всё, от чего человек сознаёт себя зависимым, властвует над ним . независимо от того, существует ли это властвующее или нет. Для властвования требуется только сознание зависимости, а не реальность её». Таким образом, «власть есть сила, обусловлен-
ная сознанием зависимости подвластного», -
16
делает вывод автор . С этой точки зрения государственная власть находится в прямой зависимости от психологических переживаний подвластных субъектов.
Отличительный признак государственной власти заключается, по мнению исследователя, в её принудительном характере, поскольку другие социальные союзы, насколько бы они не были самостоятельны в других отношениях, функцию принуждения могут осуществлять только с разрешения и под контролем государства. «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства», - пишет юрист17.
Несмотря на то, что предложенное определение содержит все признаки, позволяющие идентифицировать государство как особую социальную форму, Н. М. Коркунов считает его недостаточным для уяснения юридической стороны вопроса. Поскольку развитие государственной жизни являет собой результат борьбы разграничиваемых правом личных и общественных интересов, «с юридической точки зрения государство представляется юридическим отношением самостоятельного принудительного властвования, субъектом которого является всё население государства, объектом - самая власть принуждения, а содержание составляют права участия во властвовании и обязанности повиновения», - подчёркивает ис-следователь18.
Таким образом, государство, по Н. М. Коркунову, можно определить как юридическое отношение свободных субъектов, закономерно и объективно возникающее на определённой стадии развития общества на основе единства совместной жизни и признанного принудительного властвования.
3.4. Учение о государстве С. А. Муромцева
Идею закономерного развития человечества развивает С. А. Муромцев . К числу законов, воздействующих на эволюцию социума, он относит борьбу интересов и солидарность общественных явлений. Результатом влияния вышеназванных законов, а также взаимодействия внутренних (свойства лич-
ности) и внешних (условия окружающей среды) факторов являются все известные человечеству формы общения. «Умственные, нравственные, физические способности человека, физические, этнографические и политические элементы среды участвуют в образовании, движении и разрушении всей социальной жизни», - поясняет юрист20.
Все социальные группы С. А. Муромцев делит на кратковременные и специальные соединения и постоянные и генетические общественные союзы, к числу которых относит государство. Характерной чертой человеческих сообществ является, по мнению автора, наличие надзора за деятельностью своих членов. Особенность государства заключается в осуществлении надзора не только за индивидами, но и за находящимися на его территории общественными объединениями, что даёт возможность предоставить организованную защиту всем нуждающимся в ней субъектам правоотношений. «Глава государства имеет власть; он пользуется ею для различного воздействия на подданных (правовое отношение) и в ней же находит опору для такого воздействия (юридическое отношение)», - поясняет исследователь21. Главную особенность публичных правоотношений он усматривает в том, что, осуществляя юридическую защиту, власть сама является субъектом права и не в меньшей степени, чем иные субъекты, подлежит этой защите.
Таким образом, С. А. Муромцев рассматривает государство как политическую организацию общества, обладающую публичной властью, осуществляющей организованную юридическую защиту и охраняющую права находящихся на его территории субъектов правоотношений.
3.5. Теория государства Ф. Ф. Кокош-кина
Всё многообразие социальных форм Ф. Ф. Кокошкин подразделяет на две категории: «отношения, основанные на начале взаимности ... интересов, и отношения, основанные на начале солидарности или общности интересов»22. Последние лежат в основе родовых и племенных союзов, занимающихся первобытными формами хозяйства - охотой, рыболовством и скотоводством. Появление связанного с земледелием оседлого образа жизни способствовало формированию
новых солидарных интересов - совместного проживания на одной территории, внешней защиты и внутреннего правопорядка, что, по мнению автора, и обусловило появление го -сударства.
Разделяя взгляд своих коллег на перечень элементов государства, Ф. Ф. Кокошкин настаивает на необходимости рассматривать его как «общественное явление»23, главным признаком которого является наличие самостоятельной принудительной власти. К обстоятельствам, воздействующим на трансформацию личной власти в политическую, автор относит общественное настроение («общий дух подчинения власти»), силу привычки и соответствие общим интересам народа. «Из всех видов личной власти. наибольшие шансы. приобрести общественный и правовой характер имеет та власть, которая более других может соответствовать общим интересам»24, т. е. власть государственная.
Развивая психологическую концепцию власти Н. М. Коркунова и идею юридической природы государства С. А. Муромцева, Ф. Ф. Кокошкин связывает устойчивость власти с наличием факта её коллективной поддержки народом и проистекающем отсюда её юридическом характере. Власть становится государственной лишь в том случае, когда «поддерживающее её общественное настроение кристаллизуется в абстрактных юридических нормах. Юридические нормы, устанавливающие обязанность повиновения государственной власти и определяющие её организацию, и составляют непосредственное основание государства», - пишет иссле-
дователь25.
Таким образом, можно заключить, что Ф. Ф. Кокошкин мыслит государство в качестве покоящегося на основе солидарных интересов территориального союза, имеющего самостоятельную политическую организацию и обладающего признанной обществом и основанной на праве принудительной публичной властью.
3.6. Учение о государстве М. М. Кова -левского
Размышляя над происхождением государства, М. М. Ковалевский постулирует наличие единых для всех народов стадий общественной эволюции, проистекающих из фор-
мирования «замиренной среды», возникновение которой связывает с осознанием индивидами идеи общего блага. Преодоление свойственного человеческой природе индивидуализма свидетельствует о вступлении народов на путь солидарности, с эволюцией которой под воздействием экономических, духовных, психологических факторов автор связывает генезис права и государства26. «У самых диких племён мы уже встречаемся с подобиями стадных соединений, в среде которых образуются сперва матриархальные, затем патриархальные группы, незаметно обращающие. стадо. в род. Вековой процесс потребовался для того, чтобы обратить союз родов в город-государство, а города-государства. в государства-нации», - пишет учёный27.
Существенное продвижение юридической науки в исследовании феномена государства М. М. Ковалевский связывает с введением в научный оборот, благодаря работам М. Лацаруса, Г. Штейнталя и Г. Тарда, понятия «психология народов», которое он предпочёл заменить термином «коллективная пси-хология»28. Именно коллективное осознание людьми необходимости государства, а также своей зависимости от него обусловило возникновение данного института. «Основой всякого государственного общежития является психологический мотив - готовность подчинения.» - подчёркивает автор29.
Не менее важным фактором, влияющим на происхождение государства, М. М. Ковалевский считает эволюцию хозяйственных форм. Покоящемуся на натуральном хозяйстве родовому и племенному быту отвечает патриархальный политический строй с большим или меньшим участием в делах управления всех свободных людей. Формирование современного государства он связывает со становлением основанного на капитале менового хозяйства.
Размышляя над природой государства, М. М. Ковалевский критически расценивает получивший достаточно широкую известность как за рубежом (Г. Еллинек), так и в России (Н. М. Коркунов) взгляд на государство как правовое отношение. «Государство есть прежде всего факт, есть реальное явление и. всякое объяснение его природы должно отправляться от этого признака», - настаивает исследователь30.
Помимо указанного к числу признаков государства М. М. Ковалевский относит власть, население, территорию и законодательство. В целом можно заключить, что автор определяет государство как пронизанный солидарностью политический союз свободных людей, занимающих определённую территорию и подчинённых общей признанной, основанной на праве власти.
3.7. Взгляды на государство Б. А. Кис-тяковского
Исследуя интерпретацию государства сторонниками социологической юриспруденции, нельзя обойти вниманием размышления Б. А. Кистяковского. Подвергая критике определения своих современников, он настаивает на справедливости следующего суждения: «Государство есть оседлый на определённой территории народ, объединённый известной степенью социальной солидарности и обладающий организованной вла-стью»31.
Соглашаясь в целом с перечнем выделяемых в социологической юриспруденции признаков государства, Б. А. Кистяковский вносит существенный вклад в интерпретацию главного из них - публичной власти. «Государство... есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т. е. ни от кого не заимствованной властью», - подчёркивает автор . Размышляя о сущности власти и признавая исключительную важность попыток отдельных учёных, в частности Н. М. Коркунова, выйти за рамки формально-догматического подхода, Б. А. Кистяковский убеждён в том, что его коллега допустил серьёзную методологическую ошибку, заменив юридическую конструкцию власти её социально-психологическим понятием33.
Детально исследуя процесс зарождения и проявления власти в различных исторических сообществах Б. А. Кистяковский выделяет такие её признаки, как престиж, обаяние, авторитет, традиции, привычку, силу и идею. Причём «идея, или нравственное оправдание государственной власти, становится постепенно основным и наиболее важным признаком этой власти», - констатирует ис-следователь34. Автор убеждён, что именно идейность государственной власти делает её
непререкаемым носителем суверенитета и обеспечивает поддержку всех субъектов правоотношений.
Обобщая взгляды мыслителя на государство, можно сделать вывод, что понимание им данного института гораздо шире приведённых определений. Государство, по Б. А. Кистяковскому, это правовая организация объединённого социальной солидарностью народа, расположенного на определённой территории, обладающего полнотой публичной власти, выражающей национальную идею.
4. Заключение
Как видим, в конце XIX - начале XX вв. проблема происхождения, определения и сущности государства является одним из приоритетных направлений научного поиска либеральных представителей отечественной социологической юриспруденции. Руководствуясь идеей закономерного исторического развития, сравнительно-историческим методом и многофакторным подходом к изучению государственно-правовых феноменов, российские учёные рассматривают государство как объективное явление (по Н. М. Коркуно-ву - юридическое отношение), закономерно возникающее в результате эволюции более простых социальных форм.
Важной составляющей теоретических конструкций отечественных исследователей, их вкладом в развитие мировой политико-правовой мысли, является интерпретация го -сударства сквозь призму его юридической природы, психологической теории власти и идеи общественной солидарности, а также общесоциальный подход к трактовке сущности государства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сергеевич В. И. Задача и метода государственных наук. Очерки современной политической литературы. - М. : Тип. Грачева и Ко, 1871. -С. 228-229.
2 Сергеевич В. И. Русские юридические древности. - 2-е изд. - СПб., 1900. - Т. II. - С. 51; Его же. Древности русского права. - 3-е изд. - СПб., 1908. - Т. II. - С. 51.
3 Сергеевич В. И. Задача и метода государственных наук. Очерки современной политической литературы. - С. 228.
4 Сергеевич В. И. Первичные народные собрания у германцев и греков. - СПб., 1907. - 33 с. ;
Его же. Лекции и исследования по древней истории русского права. - СПб., 1903. - 664 с.
5 Градовский А. Д. О современном направлении государственных наук: речь, произнесенная на годичном акте Императорского С.-Петербургского университета 8 февраля 1873 года // Градовский А. Д. Собр. соч. - СПб. : Тип. А. А. Ста-сюлевича, 1899. - Т. I. - С. 31.
6 Градовский А. Д. Общество и государство (теоретические очерки) // Градовский А. Д. Собр. соч. - Т. III. - С. 350.
7 Градовский А. Д. Обозрение государственных учреждений: лекции 1880-1881 гг. : рукопись. - [Б. м.], 1881. - С. 4.
8 Градовский А. Д. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в С.-Петербургском университете 10 октября 1866 года // Градовский А. Д. Собр. соч. - Т. I. - С. 12.
9 Градовский А. Д. Государственное право: лекции, читанные в 1881-1882 акад. году. - СПб., 1882. - С. 32.
10 Градовский А.Д. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в С.-Петербургском университете 10 октября 1866 года. -С. 17.
11 Градовский А.Д. Государственное право: лекции, читанные в 1881-1882 акад. году. -С. 164.
12 Коркунов Н. М. Лекции по энциклопедии права, читанные профессором С.-Петербургского университета Н. М. Коркуновым в 1879/80 акад. году. - СПб. : Лит. Пазовского, 1880. - С. 114120.
13 Коркунов Н. М. Общественное значение права: лекция в Императорском Александровском лицее (22 ноября 1891 г.). - СПб. : Тип. Р. Голике, 1892. - С. 15.
14 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / предисл. И. Ю. Козлихина. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. - С. 280.
15 Там же. - С. 282.
16 Коркунов Н. М. Русское государственное право. - СПб. : Тип. А. А. Стасюлевича, 1909. -Т. I. - С. 24.
17 Там же. - С. 27.
18 Коркунов Н. М. Указ и закон. - СПб. : Тип. А. А. Стасюлевича, 1894. - С. 195, 198.
19 Муромцев С. А. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. - М. : Тип.
A. И. Мамонтова и Ко, 1886. - С. 27-29.
20 Муромцев С. А. Определение и основное разделение права / вступ. ст., коммент. Ю. И. Гревцова. - 2-е изд. - СПб. : Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. - С. 44.
21 Там же. - С. 88.
22 Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву / под ред. и с предисл.
B. А. Томсинова. - М. : Зерцало, 2004. - С. 2.
23 Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. В связи с основными началами общего государственного права : конспект лекций, составленный слушателем Н. Невзоровым под редакцией лектора. - Симферополь : [б. и.], 1918. -
C. 1.
24 Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. - С. 64.
25 Там же. - С. 121.
26 Ковалевский М. М. Прогресс // Вестник Европы. - 1912. - № 2. - С. 232-233, 258 ; Его же. О задачах школы общественных наук // Вестник воспитания. - 1903. - № 6. - С. 3-4 ; Его же. Учение о личных правах. - М. : [б. и.], 1906. - С. 6-7.
27 Ковалевский М. М. Общее конституционное право: лекции, читанныя в С.-Петербургском университете и Политехникуме в 1907-1908 гг. -СПб. : [б. и.], 1908. - Ч. II. - С. 104.
28 Ковалевский М. М. Теория заимствования Тарда. - М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1903. - С. 15.
29 Ковалевский М. М. Прогресс. - С. 238.
30 Ковалевский М. М. Общее учение о государстве: лекции проф. М. М. Ковалевского, читанные в 1908/9 г. - СПб. : [б. и.], 1909. - С. 26.
31 Кистяковский Б. А. Государственное право (общее и русское): лекции Б. А. Кистяковского, читанные в Московском коммерческом институте в 1908/1909 академическом году. - М. : [б. и.], 1909. - С. 90.
32 Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1916. - С. 412.
33 Там же. - С. 463.
34 Там же. - С. 478.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гревцов Ю. И. С. А. Муромцев и его труд «Определение и основное разделение права» // Муромцев С. А. Определение и основное разделение права / вступ. ст., коммент. Ю. И. Гревцова. - 2-е изд. -СПб. : Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. - С. 8-15.
2. Зорькин В. Д. Муромцев (Из истории политической и правовой мысли). - М. : Юридическая литература, 1979. - 128 с.
3. Козлихин И. Ю. Предисловие // Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. - 430 с.
4. Куприц Н. Я. Ковалевский. - М. : Юридическая литература, 1978. - 120 с.
5. Томсинов В. А. Федор Федорович Кокошкин (1871-1918). Биографический очерк // Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. - М. : Зерцало, 2004. - С. IX-XLVIII.
6. Туманова А. С. Теория права С. А. Муромцева: к вопросу о рождении социологической юриспруденции в России конца XIX - начала XX века // История государства и права. - 2016. - № 21. - С. 43-48.
7. Фролова Е. А. Б. А. Кистяковский как методолог, философ и социолог права // Государство и право. -2019. - № 3. - С. 149-158.
8. ЭкимовА. И. Коркунов. - М. : Наука, 1983. - 179 с.
9. Жуков В. Н. Социология права в России. - М. : Юрлитинформ, 2017. - 400 с.
10. Корнев В. Н. Методологические основы учения о государстве в либеральной правовой мысли России второй половины XIX - начала XX вв. // Философия права. - 2006. - № 3. - С. 8-12.
11. Корнев В. Н. Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России конца XIX - начала XX века : монография. - М. : Юрлитинформ, 2005. - 340 с.
12. Корнев А. В. Государство и право в контексте консервативной и либеральной идеологии: опыт ретроспективного анализа : монография. - М. : Проспект, 2014. - 318 с.
13. Табаков А. Л. Теория социально-правового государства как модель социальной справедливости: взгляды русских либералов конца XIX - начала XX в. // История государства и права. - 2018. - № 2. -С. 12-17.
14. Овчинников А. И. Правовое мышление в герменевтической парадигме. - Ростов н/Д. : Изд-во Ростов. ун-та, 2002. - 288 с.
15. Грязнова Т. Е. Идея демократии в российской либеральной правовой мысли второй половины XIX -первой половины XX вв. - Омск : Омская академия МВД России, 2010. - 284 с.
Информация об авторе
Грязнова Татьяна Евгеньевна - доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории права и государства
Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Адрес для корреспонденции: 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 4280-8586, Author ID: 304936
Информация о статье
Дата поступления - 17 декабря 2020 г. Дата принятия в печать - 25 января 2021 г.
Для цитирования
Грязнова Т. Е. Интерпретация государства в социологической юриспруденции Российской империи // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 1. С. 15-23. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(1).15-23.
INTERPRETATION OF THE STATE IN THE SOCIOLOGICAL JURISPRUDENCE
OF THE RUSSIAN EMPIRE
T.E. Gryaznova
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Omsk, Russia
Introduction. Methodological pluralism of the late XIX century, ideas of the historical school of law, discoveries in the field of natural sciences led to the formation of a sociological trend in Russian jurisprudence, whose supporters made a significant contribution to the understanding of the state. Purpose. The aim of the work is to interpret the views of the leading representatives of this type of legal understanding on the state -V.I. Sergeevich, A.D. Gradovsky, N.M. Korkunov, S.A. Muromtsev, F.F. Kokoshkin, M.M. Kovalevsky and B.A. Kistyakovsky. Methodology. The methods of dialectics, hermeneutics and axiology are used in writing the work. Results. The origins of understanding the state from a sociological point of view were laid by V.I. Sergeevich and A.D. Gradovsky. According To N.M. Korkunova, the state is a legal relation of free subjects, logical and objectively arise at a certain stage of development of a society based on the unity of marriage and recognized the compulsory ruling. S.A. Muromtsev views the state as the political organization of society, with public authorities carrying out organized legal protection within its territory of legal entities. F.F. Kokoshkin thinks of the state as a territorial union based on solidarity, having an independent political organization and having a compulsory power recognized by society and based on law. M.M. Kovalevsky understands the state as a political union of free people occupying a certain territory and subordinated to a generally recognized power based on law. B.A. Kistyakovsky interprets the state as a legal organization of a people located on a certain territory, united by social solidarity and having organized power. As signs of the state, lawyers distinguish power, territory, population, law (legislation). Conclusion. In general, Russian scientists consider the state as an objective phenomenon (according to N.M. Korkunov - a legal relationship), which naturally arises as a result
of the evolution of simpler social forms. An important component of the theoretical constructions of Russian researchers is the interpretation of the state through the prism of its legal nature, the psychological theory of power and the idea of social solidarity, as well as a general social approach to the interpretation of the essence of the state.
Keywords: V.I. Sergeevich; A.D. Gradovsky; N.M. Korkunov; S.A. Muromtsev; F.F. Kokoshkin; M.M. Kovalevsky; B.A. Kistyakovsky; sociological theory of the state; liberalism.
REFERENCES
1. Grevtsov Yu.I. S.A. Muromtsev Definition and main division of Law, in: Muromtsev S.A. Definition and main division of Law, 2nd edition. Saint Petersburg, Publishing House of St. Petersburg State University, 2004, pp. 8-15. (In Russ.).
2. Zorkin V.D. Muromtsev (From the history of political and legal thought). Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1979. 128 p. (In Russ.).
3. Kozlikhin I.Yu. Introduction, in: Korkunov N.M. Lectures on the General theory of Law. Saint Petersburg, Yuridicheskii Tsentr Press Publ., 2003. 430 p. (In Russ.).
4. Cupric N.Ya. Kovalevsky. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1978. 120 p. (In Russ.).
5. Tomsinov V.A. Fyodor Fyodorovich Kokoshkin (1871-1918). Biographical sketch, in: Kokoshkin F.F. Lectures on General State Law. Moscow, Zertsalo Publ., 2004, pp. IX-XLVIII. (In Russ.).
6. Tumanova A.S. Theory of Law by S.A. Muromtsev: on the Birth of Sociological Jurisprudence in Russia in the late XIX - early XX century. Istoriya gosudarstva i prava = History of State and Law, 2016, no. 21, pp. 43-48. (In Russ.).
7. Frolova E.A. B.A. Kistyakovsky as a methodologist, philosopher and sociologist of Law. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 2019, no. 3, pp. 149-158. (In Russ.).
8. Ekimov A.I. Korkunov. Moscow, Nauka Publ., 1983. 179 p. (In Russ.).
9. Zhukov V.N. Sociology of Law in Russia. Moscow, Yurlitinform Publ., 2017. 400 p. (In Russ.).
10. Kornev V.N. Methodological foundations of the doctrine of the state in the liberal legal thought of Russia in the second half of the XIX - early XX centuries. Filosofiya prava = Philosophy of Law, 2006, no. 3, pp. 812. (In Russ.).
11. Kornev V.N. Issues of the theory of the state in the liberal legal thought of Russia in the late XIX - early XXcentury, monograph. Moscow, Yurlitinform Publ., 2005. 340 p. (In Russ.).
12. Kornev A.V. State and Law in the context of conservative and liberal ideology: the experience of retrospective research, monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 318 p. (In Russ.).
13. Tabakov A.L. The Theory of the social-legal state as a Model of Social Justice: Russian Liberals' Views of the late XIX - early XX centuries. Istoriya gosudarstva i prava = History of State and Law, 2018, no. 2, pp. 12-17. (In Russ.).
14. Ovchinnikov A.I. Legal thought in the hermeneuticparadigm. Rostov-on-Don, Rostov University Publishing House, 2002. 288 p. (In Russ.).
15. Gryaznova T.E. The Idea of democracy in the Russian liberal legal thought of the second half of the XIX -first half of the XX centuries. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2010. 284 p. (In Russ.).
About the author
Gryaznova Tatyana - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Associate Professor, Head of Department of Theory and History of Law and State
Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Postal address: 7, Komarova pr., Omsk, 644092, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-code: 4280-8586, Author ID: 304936
Article info
Received - December 17, 2020 Accepted - January 25, 2021
For citation
Gryaznova T.E. Interpretation of the State in the Sociological Jurisprudence of the Russian Empire. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 1, pp. 15-23. DOI: 10.24147/1990-5173.2021.18(1).15-23. (In Russ.).