Научная статья на тему 'Интерпретация электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему'

Интерпретация электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему»

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНУЮ СИСТЕМУ

Д. А. КОЧЕРГИН, кандидат экономических наук кафедра теории кредита и финансового менеджмента СПбГУ

Электронные деньги являются новой экономической категорией, появившейся в результате непрерывной эволюции денежных форм, стремительное развитие которой обусловлено бурным ростом электронных технологий платежа. Четкая интерпретация электронных денег является необходимым условием для взвешенной оценки их влияния на денежно-кредитную систему и разработки адекватных мер, направленных на регулирование деятельности в этой сфере. В статье предлагаются основные подходы к интерпретации электронных денег и оценка их влияния на денежно-кредитную систему. Кроме этого, анализируются основные подходы к регулированию эмиссии электронных денег в целях снижения риска нарушения стабильности денежно-кредитной системы в развитых странах*.

Интерпретация электронных денег

С момента появления электронных денег в начале 1990-х гг. ряд международных финансовых институтов (Банк Международных расчетов, Европейский Центральный банк, Федеральная Резервная система США и др.) предложили собственные определения термина «электронные

1 Survey of Electronic Money Developments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basel, 2001. November. P. 1 -2; Survey of Developments in Electronic Money and Internet and Mobile Payments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basel, 2004. March. P. 2.

2 Использование понятия «денежная стоимость» в контексте электронных денег означает, что речь идет о хранилище покупательной способности или денежном активе, который может обращаться между экономическими агентами.

деньги» (e-money). Однако ни одно из них нельзя признать унифицированным, в равной степени удовлетворяющим целям денежной теории и бизнес-практики. Можно выделить несколько подходов к определению электронных денег, в рамках которых интерпретация электронных денег различается. Условно их можно разделить на европейский, североамериканский и азиатский.

В рамках европейского подхода (страны ЕС) электронные деньги рассматриваются как новая форма денег, которая требует особого режима регулирования их эмиссии и обращения. Согласно определению Банка Международных расчетов термин «электронные деньги» обозначает «предо-плаченные или хранящие стоимость финансовые продукты, в которых информация о фондах или стоимости, доступной потребителю для многоцелевого использования, хранится на электронном устройстве, находящемся вего владении»1. Данное определение включает как предоплаченные карты (prepaid cards), также известные как электронные кошельки (electronic purses), так и предоплаченные программные продукты (prepaid Software produets), используемые в компьютерных сетях, также известные как цифровые наличные (digital cash). Оно является типичным примером подхода физического владения, используемого для интерпретации электронных денег, который характеризуется следующими особенностями:

— электронные деньги являются денежной стоимостью2, хранящейся на электронном устройстве, которое находится в физическом владении потребителя;

— устройство для осуществления трансакций (платежный инструмент) с использованием электронных денег потребителя (карта, мобильный телефон, персональный компьютер и др.) должно в то же самое время быть устройством, которое содержит электронные деньги (т.е. содержит запись о сумме электронных денег);

— системы электронных денег не могут работать на основе индивидуальных счетов, поскольку фактически это делало бы электронные деньги одной из форм депозитов3.

В настоящее время широко используемым в Европе является определение электронных денег, предложенное Директивой Европейского парламента и Совета № 2000/46/ЕС от 18 сентября 2000 г. (далее - Директивой ЕС по электронным деньгам), направленной на регулирование деятельности институтов-эмитентов электронных денег. Согласно данной Директиве «электронные деньги являются денежной стоимостью, представленной требованием на эмитента, которая: 1) хранится на электронном устройстве; 2) эмитируется по получению средств эмитентом в размере, не менее внесенной в качестве предоплаты денежной суммы; 3) принимается в качестве средства платежа иными институтами (помимо эмитента)»4. Данное определение также, как определение электронных денег Европейского Центрального банка5, является примером функционального подхода, используемого для интерпретации электронных денег, который характеризуется следующими особенностями:

— электронные деньги являются денежной стоимостью, хранящейся на электронном устройстве;

— устройство для осуществления трансакций (платежный инструмент) с использованием электронных денег потребителя (карта, мобильный телефон, персональный компьютер и др.) является технологически нейтральным в том смысле, что оно может либо содержать запись о сумме электронных денег непосредственно, либо предоставлять немед-

3 Предполагается, что в системах электронных денег допускается использование только «общих счетов пассивов» («general liability accounts») или так называемых «теневых счетов» («shadow accounts»), которые выполняют не финансовую, а учетную функцию. Они используются для фиксирования информации об объемах эмиссии электронных денег и их уничтожения в целях безопасности платежей.

4 Directive ofthe European Parliament and of the Council 2000/46/EC of 18.09.2000 «On the Taking Up, Pursuit of and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions» // Official Journal of the European Communities. L275. 27.10.2000. P. 40. Art 1, (3b).

5 Cm. Payment and Securities Settlement Systems in the Accession Countries (Blue Book). European Central Bank, 2001. June. P. 735; Electronic Money System Security Objectives. European Central Bank. Frankfurt am Main, 2003. May. P. 8.

ленный доступ к источнику, содержащему такую запись (например, удаленному компьютерному серверу эмитента);

— системы электронных денег могут работать как на основе индивидуальных счетов, так и на основе общеэмиссионных счетов, поскольку функционально и те, и другие не являются депозитами.

Определение, предложенное в Директиве ЕС по электронным деньгам, с той или иной степенью точности в 2000-2004 гг. было внедрено в денежные и банковские законодательства всех 25 стран-членов ЕС. Различия, которые можно обнаружить, связаны с широтой и точностью формулировок термина «электронные деньги». Например, в Германии электронные деньги интерпретируются как денежная стоимость, хранимая на электронном информационном носителе в форме требования на эмитента, которое принимается третьими лицами как средство платежа, не будучи законным средством. В Швеции электронные деньги определяются как денежная стоимость, представленная обязательством эмитента, которая без наличия индивидуального счета сохраняется в электронном устройстве и принимается как средство платежа иными лицами, чем эмитент. В Финляндии электронные деньги определяются как сумма денег на электронном устройстве, находящемся в распоряжении потребителя.

В настоящее время функциональный подход к интерпретации электронных денег является более востребованным как среди исследователей, так и разработчиков новых электронных платежных систем, поскольку только технологически нейтральная интерпретация позволяет полностью реализовать потенциальные выгоды от внедрения электронных денег в качестве нового средства платежа. Среди таких выгод следует отметить: сокращение трансакционных издержек, снижение платежных/расчетных рисков, развитие конкуренции в сфере розничных платежей, стимулирование достижения критической массы пользователей.

В рамках североамериканского подхода (США, Канада) электронные деньги не рассматриваются в качестве новой формы денег, а трактуются как новый вид финансовых или платежных услуг, предоставляемых либо кредитными, либо иными институтами. Согласно широкому определению электронных денег, предлагаемому «Актом об унификации денежных услуг» (Uniform Money Service Act), термин «электронные деньги» относится к деньгам или денежным субститутам, которые преобразованы в информацию, хранимую на мик-

рочипе или персональном компьютере, для того, чтобы они могли быть переданы по информационным сетям, таким, как Интернет»6. В более узком смысле электронные деньги рассматриваются в качестве денежной стоимости (хранимой стоимости), определяемой отдельно от термина «деньги». Так, денежная стоимость выступает как средство платежа, но не является при этом универсально принимаемым и не предусматривает обязательный обмен на традиционные денежные формы. Таким образом, в США электронные деньги чаще всего уподобляют другим предоплаченным финансовым продуктам, таким, как дорожные чеки или денежные приказы.

В рамках азиатского подхода (Япония, Сингапур, Тайвань) в настоящее время не используется однозначное определение электронных денег. В странах, придерживающихся этого подхода, электронные деньги часто рассматриваются либо в качестве новой формы депозита, либо в качестве близкого их заменителя. Например, Банк Японии совместил в определении электронных денег два наиболее распространенных подхода. Согласно этому определению «электронные деньги представляют собой электронное средство платежа, хранящее денежную стоимость в электронной форме (или право требования денежной стоимости), эмитированную в обмен на наличные или депозитные деньги»7. В целом анализ официальных публикаций позволяет заключить, что электронные деньги рассматриваются в большинстве азиатских стран как одна из новых форм банковского долга (новый вид депозита), используемых в качестве средства платежа.

В России в настоящее время нет официального определения электронных денег. Тем не менее на основании непубликуемой информации можно сделать вывод, что Центральный банк Рдссии скло-

6 Uniform Money Services Act. National Conference of Commissioners on Uniform State Laws. St. Augustine, Florida, July 28 — August 4,2000 (revision 2001). P. 10.

1 Tachi R.. etal. Forum on the Development of Electronic Payment Technologies and Its Implications for Monetary Policy. Interim Report. Bank of Japan, Institute for Monetary and Economic Studies, Discussion Paper. 2000-E-6, 2000. P. 12.

8 Система электронных денег представляет собой механизм, который обеспечивает проведение платежей на низкие суммы, в котором электронные деньги рассматриваются как новое средство платежа (электронный суррогат монет и банкнот). Система электронных денег описывается на основе модели с набором подсистем, позволяющих электронной стоимости перемещаться под контролем системного администратора, который контролирует безопасность, обращение и уничтожение электронной стоимости в рамках системы (См. Electmnic Money System Security Objectives. European Central Bank. Frankfurt am Main, 2003. May. P. 8).

нен рассматривать электронные деньги в качестве денежного обязательства эмитента. При этом эмиссия не предусматривает открытие клиенту банковского счета или предоставление ему кредита. В настоящее время Центральный банк России изучает возможность использования определений электронных денег и требований по регулированию деятельности в этой сфере, содержащихся в Директивах Европейского парламента и рекомендациях Банка международных расчетов.

Трудность в четком определении электронных денег является следствием того, что они являются средством платежа, выпускаемым в системах, различающихся по своим эмиссионным и платежным характеристикам. В вопросе интерпретации электронных денег ключевыми являются три фактора: а) эмиссионный фактор (происходит ли в результате эмиссии электронных денег продажа пассивов эмитента); б) платежный фактор (является ли платеж электронными деньгами окончательным расчетом); в) фактор принимаемости (насколько широко принимаются электронные деньги в качестве средства платежа третьими лицами).

Существование разных определений электронных денег, четко соотнесенных с определенными типами эмиссионных систем, в рамках которых они выпущены, можно считать целесообразным на современном этапе развития электронных денег.

Разновидности электронных денег и степень их развития

В наиболее общем случае электронные деньги подразделяются в зависимости от устройства хранения электронной стоимости: 1) на основе многоцелевых предоплаченных карт (card-based systems); 2) на основе предоплаченных программных/сетевых продуктов (software-based/network-based systems); 3) на основе предоплаченной стоимости, хранимой в виртуальных бумажниках на удаленных серверах эмитента (server-based systems).

Первый тип систем электронных денег8 основывается на многоцелевых предоплаченных картах, также называемых картами с хранимой стоимостью (stored-value cards), или электронными кошельками (electronic purses), которые являются перезаряжаемыми. Такие карты представляют собой многоцелевые предоплаченные карты, на микропроцессоре которых хранится информация о денежной стоимости, сумма которой может снижаться или возрастать в зависимости от типа проводимых с картой операций. Стоит заметить, что к электронным деньгам относятся лишь мно-

гоцелевые универсальные предоплаченные карты (т. е. такие, в которых денежная стоимость может использоваться для платежей в пользу третьихлиц). Одноцелевые предоплаченные карты, получившие широкое распространение в телефонии и транспортных услугах по всему миру, не относятся к электронным деньгам. Информация, размещенная на таких картах, не является денежной по своей природе, а представляет собой предо плаченное количество единиц потребления отдельно взятой услуги.

Второй тип систем электронных денег основывается на предоплаченных программных/сетевых продуктах, также называемых цифровыми наличными (digital cash). В данном случае денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров на жестких дисках или других устройствах хранения информации (например, на картах памяти), и с помощью специального программного обеспечения осуществляется ее перевод по электронным коммуникационным сетям, в том числе и по Интернет. Подобно многоцелевым предоплаченным картам, к электронным деньгам относятся только многоцелевые программно-сетевые продукты.

Третий тип систем электронных денег использует в качестве устройства хранения электронных денег виртуальные бумажники (v-wallets), размещенные на сервере эмитента, доступ к которому предоставляется посредством ввода персонального кода дистанционно. В таких системах для перевода стоимости держателю электронных денег требуется получить дистанционный доступ к серверу и только после этого с помощью программно-аппаратных средств эмитента может осуществляться перевод электронных денег по коммуникационным сетям, таким как Интернет и др. Как можно обнаружить в третьем типе систем электронных денег, стоимость не размещается непосредственно у своего владельца, а находится в его дистанционном доступе. Основанием отнесения этих систем к системам электронныхденегявляется функциональный подход к интерпретации электронных денег.

Системы на базе многоцелевых предоплаченных карт изначально были ориентированы на совершение розничных платежей (платежей низкого номинала) в традиционной экономике, в то время как системы на основе предоплаченных программных/сетевых продуктов и предоплаченной стоимости, хранимой в виртуальных бумажниках на удаленных серверах эмитента — на совершение платежей низкого номинала в электронной экономике. В настоящее время в связи с инфраструктурными трудностями, связанными с внедрением электрон-

ных денег в традиционной экономике, и высокой конкуренцией со стороны систем электронного доступа в электронной экономике наблюдается тенденция по универсализации использования различных типов систем электронных денег. Речь идет о разработке таких систем электронных денег, которые обеспечивали бы перевод денежной стоимости из одного электронного устройства хранения вдругое, например, с жесткого диска компьютера на смарт-карту или со смарт-карты в память электронного органайзера и т.д.

На протяжении 1996-2000 гг. в мире осуществлялось свыше двухсот проектов создания новых платежных систем на основе электронных денег. Большинство из них носило экспериментальный и локальный характер. Большинство из этих систем электронных денег получили название системы первого поколения. Наиболее известными из них являлись системы электронных наличных Мопёех, иШпи^, а также системы цифровых наличных Оь §1Саз11 и ЮеПпе. Несмотря на большой интерес со стороны разработчиков новых платежных систем, системы электронных денег первого поколения в значительной степени оказались невостребованными как потребителями, так и торговыми точками. Большинство из них либо были закрыты, либо так и не вышли из стадии испытаний. Причин этого было много: неспособность электронных денег достигнуть критической массы пользователей, высокие капитальные издержки внедрения, низкое соответствие предъявляемым к ним требованиям как к новому средству платежа и др. Системы первого поколения не были удобными в пользовании. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использовать сложные алгоритмы совершения трансакций. Системы первого поколения не были универсальными в использовании. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек.

В 2000-2003 гг. многие кредитные и некредитные институты начали разрабатывать системы электронных денег второго поколения. В их основу были заложены повышенные требования к удобству пользования и универсальности использования электронных денег. Многие институты при внедрении электронных денег стали широко использовать поощрительные и дисконтные программы. В 2003 г. более чем в 50 странах мира функционировали системы электронных денег. В табл. 1 представлены данные по крупнейшим системам электронных денег в 2000-2003 гг.

Таблица 1

Основные данные по крупнейшим системам электронных денег (2000-2003 гг.)

Страна Название Тип Число Число Текущие

системы системы* карточек терминалов остатки

Австрия Quick С 6 млн 74, 7 тыс. 14, 1 млн евро

Бельгия Proton С 2,5 млн 113 тыс. 129 млн дол.

Германия GeldKarte С 62 млн 133 тыс. 75 млн евро

Гонконг Octopus С около 9 млн около 23 тыс. нет данных

Нидерланды Chipknip С 17,2 млн 165 тыс. 60 млн евро

Канада, Бразилия VISA Cash С около 130 тыс. около 1 тыс. нетданных

Китай, Ю. Корея Mondex С 950 тыс. 7,5 тыс. 0,5 млн дол.

Ю. Корея MYbl С, N 2,1 млн 7 тыс. 3,72 млн дол.

Малайзия MEPS Cash С 9,2 млн 8,2 тыс. 6,5 млн дол.

Сингапур NETS CashCard С 6 млн 20 тыс. 26,3 млн дол.

Швеция Cash Card с 4,2 млн 41 тыс. 0,013 млн дол.

Швейцария CASH с 3,7 млн 33,5 тыс. нетданных

Финляндия Avant с около 1 млн около 6 тыс. около 1,4 млн дол.

Франция Moneo с 1,1 млн 100 тыс. 21 млн евро

* С - card-based (на основе многоцелевой предоплаченной карты);

N - network-based (на основе предоплаченных программно-сетевых продуктов) Источник: составлено по материалам Survey of Developments in Electronic Money and Internet and Mobile Payments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements, 2004. March. P. 183-202.

Среди наиболее широко известных систем электронных денег на основе многоцелевых предоплаченных карт следует выделить европейские системы электронных кошельков: Avant (Финляндия); Cash Card (Швеция); Chipknip (Голландия); ЕигобООО (Испания); GeldKarte (Германия); FUNCHIP (Чехия); MiniCASH (Люксембург); MiniPay (Италия); Moneo (Франция); Proton (Бельгия); Quick (Австрия) и др. Среди систем электронных денег, реализуемых на межнациональной основе, следует отметить системы VISA Cash и Mondex, которые все еще находятся на стадии испытаний.

В отличие от электронных денег на основе многоцелевых предоплаченных карт, электронные деньги на основе программных/сетевых продуктов или на серверной основе развиваются значительно медленнее. Электронные деньги на основе программных/сетевых продуктов развиваются или находятся на стадии испытаний лишь в нескольких странах: Австрии; Гонконге; Испании; Италии; Ю. Корее, Норвегии, России, Тайване. Сфера их использования и предоставляемые ими расчетные функции являются весьма ограниченными.

В России в настоящее время нет успешно функционирующих систем электронных денег на основе многоцелевых предоплаченных карт, что свидетельствует о низкой заинтересованности

'Cm. Payment Systems in Russia. The Bank of Russia. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basle, 2003. September.

кредитных и других финансовых институтов в предложении данного нового средства платежа, а также о низком потребительском спросе на данное средство платежа. Электронные деньги не позволяют в короткие сроки значительно увеличить доходность эмитента в отличие от таких новых для российского рынка платежных инструментов, как револьверные кредитные карты или услуги по открытию нау-счетов. Электронные деньги на основе программных/сетевых продуктов развиваются рядом небольших банков. Наиболее известными системами электронных денег на основе программных/сетевых продуктов являются PayCash, Яндекс-деньги и др. Данные системы ориентированы на осуществление платежей в Интернет, но объемы эмиссии электронных денег и интенсивность их использования в рамках данных систем являются статистически незначительными9.

Влияние электронных денег на денежно-кредитную систему

Вопрос о влиянии электронных денег на денежно-кредитную систему является предметом пристального внимания как исследователей и экономистов, так и органов денежно-кредитного регулирования. Так как электронные деньги, выпущенные в открыто циркулирующих системах, имеют возможность обращаться между агентами, данный факт позволил ряду исследователей утверждать, что электронные деньги способны кон-

курировать с наличными деньгами центральных банков и даже более, что они в ближайшие годы способны заменить наличные деньги в обращении развитых стран. Однако при более внимательном анализе оказывается, что подавляющая масса электронных денег выпускается в рамках так называемых закрыто циркулирующих систем, что не предусматривает возможности их обращения. В этой связи электронные деньги на данном этапе развития следует рассматривать как новое средство платежа, которое не столько замещает наличные деньги в обращении, сколько дополняет расчеты с их использованием.

В настоящее время нет единого мнения по поводу возможных масштабов и направлений влияния электронных денег на денежно-кредитную систему. Это связано с большим многообразием систем электронных денег, в которых электронные деньги представляют собой разные по своей природе финансовые продукты. Тем не менее можно выделить две взаимосвязанные области, где влияние электронных денег на денежно-кредитную систему представляется наиболее вероятным: 1) объем денежной массы в обращении; 2) эмиссионный доход центральных банков.

Электронные деньги и объем денежной массы. При оценке влияния электронных денег на объем денежной массы следует учитывать ряд факторов: а) будут ли электронные деньги в перспективе использоваться для замены наличных денег в обращении; б) будут ли объемы эмиссии электронных денег достаточными для существенной замены наличных денег; в) каким образом определяется денежная масса на национальном уровне (предусматривается ли включение в ее состав частных платежных средств); г) будут ли выпущенные электронные деньги (и в каком качестве) учитываться в составе

10 Подобную тенденцию можно наблюдать в настоящее время в ряде развитых стран, в том числе в странах еврозоны и США. В США электронные деньги (эмитированных только кредитными институтами) включаются в состав компонента «депозиты до востребования» («overnight deposits») денежного агрегата M16. В странах еврозоны электронные деньги включаются в состав компонента «трансакционные депозиты» («transaction deposits») агрегата Ml. В данных странах предусматривается обязательное резервирование по средствам, полученным в результате эмиссии электронных денег.

11 Подробнее см. Кочергин Д. А. Влияние электронных денег на денежную массу // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, серия 5 «Экономика». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. № 4. Р. 70-86.

12 Рассчитано на основе дан ных Euro-denominated Electronic Money in Circulation in the Euro Area // Monthly Bulletin. European Central Bank, 2004. July. P. 1; Euro Area Statistics. Monetary Aggregates and Counterparts // Monthly Bulletin. European Central Bank, 2004. July. P. 12.

агрегированных показателей денежной массы; д) будут ли центральные банки использовать те же самые инструменты по ограничению денежного мультипликационного эффекта для электронных денег, что они используют для депозитных денег (нормы обязательных резервов и др.).

Наиболее вероятной представляется ситуация, когда: а) электронные деньги будут постепенно замещать наличные деньги в обращении; б) объемы электронных денег, находящихся в обращении, будут расти; в) электронные деньги будут учитываться в составе компонентов денежной массы; г) электронные деньги будут включаться в состав денежного агрегата М1\ д) электронные деньги будут предусматривать обязательное резервирование, нормы которого будут эквивалентны нормам по депозитам до востребования10. В такой ситуации замещение наличных денег центрального банка электронными деньгами повлияет на все денежные агрегаты, хотя наибольшее влияние будет оказываться на денежный агрегат М1.

Замещение наличных денег электронными деньгами повлияет на денежный агрегат Л/7 в двух направлениях. Во-первых, замена наличных денег повлияет на Л/7 непосредственно, через сокращение доли наличных денег в обращении и увеличение доли электронных денег. Во-вторых, замена налич-ныхденегтакже изменит резервную позицию банков и, возможно, размер депозитов до востребования. Второе направление может иметь даже большее значение, чем первое, так как оно в большей степени влияет на М1. Эффект ликвидности (эффект расширения узко определяемых денег Л/7) от замещения наличных денег центрального банка электронными деньгами будет зависеть, прежде всего, от обязательных резервныхтребований(нессужаемой части депозитов, резервируемой для обеспечения текущих изъятий) в конкретной стране. В целом можно ожидать роста денежной массы в результате замещения наличных денег в обращении электронными деньгами при условии достаточно высоких объемов эмиссии электронных денег и низких нормах обязательного резервирования11.

В настоящее время объемы эмиссии электронных денег в странах еврозоны являются незначительными. На 1 июня 2004 г. они оценивались в 280 млн евро, что составляло 0,067 % от объема наличных денег в обращении, или в 0,010 % от величины денежного агрегата Л/712. Среди европейских стран наибольший удельный вес в структуре денежного оборота электронные деньги получили в Бельгии, где в начале 2002 г. они составляли около 1,6% от

Таблица 2

Основные данные по многоцелевым предоплаченным картам и операциям с их использованием в развитых и развивающихся странах в 2000-2002 гг.

Страны Кол-во карт с хранимой стоимостью (в тыс. шт.) Средняя сумма загрузки стоимости на карту (в дол. США) Среднее число платежей картой с хранимой стоимостью Средняя сумма трансакции (в дол. США)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Бельгия 7931 7998 8271 24,3 27,3 34,7 6,1 7,6 14,6 3,5 4,0 5,2

Канада 87 74 77 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. незн. незн. незн.

Франция н.д. 319 838 незн. 29,8 29,0 н.д. 8,8 22,0 незн. 3,2 3,6

Германия 60700 67333 67525 29,1 25,3 25,8 0,4 0,4 0,5 2,5 2,1 2,0

Гонконг н.д. н.д. н.д. н.д. Н.Д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.

Италия 45 30 310 незн. незн. незн. незн. незн. незн. незн. незн. незн.

Япония н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. Н.Д. н.д. н.д.

Нидерланды 20900 21000 17400 н.д. н.д. н.д. 1,2 1,5 5,0 2,7 2,5 2,6

Сингапур 4697 5639 9776 н.д. н.д. н.д. 21,3 18,1 71,8 1,0 1,2 0,5

Швеция 593 557 392 27,6 24,4 н.д. 4,9 2,7 1,5 7,4 4,9 6,2

Швейцария 6496 7192 490 н.д. н.д. н.д. 5,4 5,6 5,4 3,3 3,0 3,2

Великобритания н.д. н.д. н.д. незн. незн. н.д. н.д. н.д. н.д. незн. незн. н.д.

США н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. Н.Д. н.д. н.д.

Источник: составлено по Statistics on Payment and Settlement Systems in Selected Countries. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basle, 2004. March. P. 181-182, 184; Payment and Securities Settlement Systems in the European Union (Blue Book). Addendum Incorporating 2002 Figures. European Central Bank, 2004. April. P. 14, 16.

объема наличных денег в обращении, или 0,18% от величины М1. Среди азиатских стран наибольший удельный вес электронные деньги имеют в Сингапуре, где в начале 2003 г. они составляли около 0,37% от объема наличных денег в обращении, или 0,13% от величины Л/713.

Несмотря на довольно большое число многоцелевых предоплаченных карт (наиболее распространенной разновидности электронных денег), находящихся в обращении в ряде стран ЕС: Германии, Нидерландах, Бельгии и др., а также азиатских странах, интенсивность их использования остается низкой, а суммы трансакций являются незначительными (табл. 2). Исключением является Сингапур, где интенсивность использования многоцелевых предоплаченных карт в последние годы значительно возросла. Таким образом, опасения относительно резкого увеличения денежной массы и ускорения темпов инфляции в результате бесконтрольной эмиссии электронных денег являются необоснованными.

Тем не менее центральные банки стран еврозо-ны, Гонконга, Малайзии, Сингапура, Швейцарии, Литвы и ряда других стран собирают информацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Данные приведены с учетом только розничных объемов безналичных трансакций. Рассчитано на основе данных Statistics on Payment and Settlement Systems in Selected Countries. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basle. 2004. March. P. 107.

14 Boeschoten W.C., Hebbink G.E. Electronic Money, Currency Demand and Seignorage Loss in the G10 Countries. De Nederlandsche Bank: DNB Staff Reports, 1996. № 1. P. 6.

по банковским эмитентам электронных денег. Правительство Японии уполномочено проводить инспекции и собирать информацию по эмиссии электронных денег эмитентами предоплаченных карт. Банк Англии собирает информацию по банковским эмитентам электронных денег, в то время как Управление по финансовым услугам собирает информацию по лицензированным институтам-эмитентам электронных денег. Большинство центральных банков развитых стран в целях облегчения контроля за эмитентами электронных денег применяют мониторинг в режиме реального времени.

Электронные деньги и эмиссионный доход центральных банков. Широкое замещение наличных денег электронными деньгами может привести к потере части эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, а также сокращению их баланса за счет снижения средств, хранимых кредитными институтами на его резервных счетах. Тем не менее снижение эмиссионного дохода центральных банков до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции, представляется маловероятным.

Среди нескольких методов оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства метод оценки по средней сумме электронных денег, хранимых потребителями, предложенный голландскими экономистами У. Босхотеном (ВоезсГкЛеп \У.) и Г. Хеббинком (НеЬЫпк в.), на наш взгляд, является наиболее обоснованным14.

Данный метод основывается на оценке суммарной величины электронных денег, сохраняемых и испЙльзуемых потребителями для трансакционных целей вместо наличных денег, и анализе соответствующей ей величине сокращения эмиссионного дохода центральных банков вследствие падения спроса на наличные деньги.

Использование данного метода позволило определить, что если каждый индивид являлся бы держателем электронных денег на сумму в 100 дол., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) в 1994 г. могло бы составить от 0,01 % в Японии до 0,05 % в Великобритании. На наш взгляд, реальные показатели падения эмиссионного дохода вследствие использования электронных денег могут быть по меньшей мере в 2-3 раза ниже. Предположения о том, что средняя сумма стоимости, хранимой на карте, будет составлять 100 дол. и что электронные деньги будут широко использоваться для платежей на сумму до 25 дол., оказались явно преувеличенными. На протяжении последних лет в развитых странах средняя сумма стоимости, хранимой на карте, составляла около 40 дол., а платежи электронными деньгами, как правило, не превышали 10 дол. (см. табл. 1).

Использование метода оценки по средней сумме электронных денег, хранимых потребителями, с корректированными значениями исходных показателей, позволило определить, что если каждый индивид являлся бы держателем электронных денег на сумму, соответствующую среднему национальному уровню (не более 40 дол.), падение эмиссионного дохода в 2002 г. (в процентах к ВВП) могло бы составить от 0,003 % в Японии до 0,02 % во Франции.

Возможные потери сеньоражного дохода вследствие сокращения резервных балансов, хранимых кредитными институтами в центральном банке, из-за возрастающего использования электронных денег являются также незначительными, так как в большинстве развитых стран центральные банки в настоящее время выплачивают процентный доход по резервным балансам, хранимым на своих счетах, и таким образом заинтересовывают кредитные институты поддерживать резервные балансы на достаточно высоком уровне.

Пока ни один центральный банк не отметил заметного неблагоприятного воздействия на размер его баланса и сокращение эмиссионного дохода вследствие снижения объема наличных денег в

1S Survey of Developments in Electronic Money and Internet and Mobile Payments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements. Basel, 2004. — March. P. 5-6.

обращении в результате эмиссии электронных денег15. Тем не менее центральные банки всегда могут предпринять ряд мероприятий, направленных на предотвращение роста денежной массы вследствие широкой эмиссии электронных денег и на поддержание эмиссионного дохода, а именно: 1) законодательное ограничение возможности создания электронных денег частными эмитентами; 2) введение высоких обязательных резервных требований в отношении электронных денег; 3) введение требований о проведении расчетов с государственными компаниями и организациями, в том числе налоговыми органами только центробанковскими деньгами; 4) сокращение излишка ликвидности, создаваемого заменой наличных денег электронными деньгами, посредством осуществления операций на открытом рынке; 5) введение монополии на выпуск электронных денег и переход к эмиссии электронных денег в централизованном порядке.

Законодательные ограничения о возможности эмиссии электронных денег только кредитными институтами успешно применяются в большинстве стран ЕС. Причем, более жесткие ограничения на выпуск электронных денег могли бы вступить в противоречие с осуществляемой в большинстве развитых стран политикой по увеличению эффективности финансового сектора. Высокие резервные требования по электронным деньгам (в сравнении с требованиями по текущим депозитам) могли бы уменьшить опасность неконтролируемого увеличения денежной массы. Тем не менее они сделали бы выпуск электронных денег менее прибыльным и затормозили бы их развитие. Введение требования о проведении расчетов с государственными компаниями и организациями только центробанковскими деньгами могло бы иметь действенный эффект на взаиморасчетные резервы, хранимые в центральных банках, однако на наличные деньги в обращении эта мера могла бы иметь лишь косвенное влияние. Поддержка денежного предложения на определенном уровне посредством операций на открытом рынке могла бы дать желаемый результат. Однако эти операции, направленные на сокращение избыточных резервов, могли бы привести к сокращению денежной базы.

Центральные банки ряда стран могли бы начать самостоятельный выпуск электронных денег. Возможность выпуска электронных денег на централизованной основе рассматривалась в разное время центральными банками Японии, Финляндии, Канады, Казначейством США, а также Денежно-кредитным управлением Сингапура (Денежным

советом уполномоченных Сингапура). Несмотря на то, что ряд центральных банков, в частности Банк Японии, пришли к заключению, что в конечном счете электронные деньги будут выпускаться центральными банками, в настоящее время, за исключением Сингапура, органы денежно-кре-дитного регулирования остаются пассивными и не планируют выпуск электронных денег на централизованной основе.

Таким образом, в настоящее время электронные деньги не оказывают существенного влияния на эмиссионный доход центральных банков. Тем не менее органы денежно-кредитного регулирования должны быть готовы к ситуации, когда объемы эмиссии электронных денег и интенсивность их использования начнут возрастать вследствие увеличения сферы использования электронныхденег и достижения критической массы их пользователей.

Регулирование деятельности в сфере электронных денег

Деятельность в сфере электронных денег не должна осуществляться произвольно в силу специфического характера электронных денег как нового средства платежа, рассматриваемого в большинстве стран в качестве электронного суррогата наличных денег. Сравнивая подходы к регулированию деятельности в сфере электронных денег в экономически развитых странах, можно выделить две условные группы стран.

Первая группа включает страны, в которых эмитенты электронных денег могут быть как традиционными депозитными институтами, так и специализированными кредитными институтами. Последние (специализированные институты) рассматриваются в качестве особого типа кредитных институтов, деятельность которых регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. К странам, придерживающимся такого подхода, относятся: страны ЕС, Австралия и др.

Вторая группа включает страны, в которых эмитенты электронных денег рассматриваются в качестве «денежных отправителей» (за исключением банков, занимающихся эмиссией электронных денег), и их деятельность регулируется подобно другим недепозитным финансовым институтам, традиционно участвующим в платежном

16 Directive of the European Parliament and of the Council 2000/46/EC of 18.09.2000 «On the Taking Up, Pursuit of and Prudential Supervision of the Business of Electronic Money Institutions» // Official Journal of the European Communities. L 275. 27.10.2000. P. 40. Art. 1(5).

бизнесе. К странам, придерживающимся такого подхода, относятся: США, Канада, Швейцария, Малайзия и др.

Рассмотрим основные подходы к регулированию деятельности в сфере электронныхденег на примере некоторых стран, входящих в разные группы.

Страны ЕС. В рамках Европейского Союза регулирование деятельности в сфере электронныхденег осуществляется на всесторонней и согласованной основе. Основой этого регулирования являются две Директивы ЕС, принятые в 2000 г.: Директива Европейского парламента и Совета № 2000/46/ЕС по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег и Директива Европейского парламента и Совета № 2000/28/ЕС по регулированию деятельности кредитных институтов, которые регулируют порядок эмиссии электронных денег и определяют основные принципы надзора за традиционными депозитными институтами и новыми кредитными институтами, названными института-ми-эмитентами электронных денег. В настоящее время национальные денежные и банковские законодательства всех 25 стран-членов ЕС согласованы с требованиями данных директив.

Поскольку выпускать электронные деньги в настоящее время могут как банки, так и небанковские кредитные институты, следует указать на некоторые различия в порядке регулирования деятельности институтов-эмитентов электронных денег. В целом режим регулирования институтов-эмитентов электронных денег является более мягким, чем режим регулирования банковских институтов, однако предусматривает ряд серьезных ограничений: необходимость в постоянном поддержании балансовых остатков, ограничения по источникам вложения средств, полученных в результате эмиссии электронных денег и др.

Кроме того, деятельность институтов-эмитентов электронных денег, помимо эмиссии электронных денег, ограничена следующими операциями: 1) предоставлением тесно связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как администрирование электронныхденег (распространение и учет), а также выпуск и администрирование других платежных средств, за исключением тех, которые основаны на той или иной форме кредита; 2) сохранением информации на электронных носителях, поступивших от других предприятий или общественных институтов16.

Среди основных мер по регулированию деятельности институтов-эмитентов электронных денег необходимо отметить следующие:

— минимальные требования к объему собственного первоначального капитала института-эмитен-та электронных денег составляют 1 млн. евро;

— эмитенты должны постоянно иметь собственные средства в объеме, равном или превышающем на 2 % размер текущих обязательств (или средней величины общих финансовых обязательств за шесть последних месяцев) по эмиссии электронных денег;

— институты-эмитенты электронных денег должны инвестировать средства в размере не менее чем их финансовые обязательства, связанные с эмиссией электронных денег, в активы, которые характеризуются нулевым риском и высокой степенью ликвидности;

— не реже одного раза в шесть месяцев инсти-туты-эмитенты должны сообщать органам денежно-кредитного регулирования информацию об объеме собственного капитала, объеме финансовых обязательств по эмиссии электронных денег, а также информацию об активах, в которые осуществляются инвестиции, а также бизнес-планы своей деятельности и правила системы контроля за рисками.

Европейские законодательные органы стремятся сделать регулирование электронных денег частью банковского регулирования. Во-первых, выбранная стратегия отражает европейскую традицию рассматривать платежи как бизнес, предоставляемый главным образом банками. Во-вторых, электронные деньги рассматриваются как революционно новое средство платежа. Поскольку эмиссией денег в прошлом занимались только банки, то нет никаких причин регламентировать выпуск электронных денег иным образом.

США. Регулирование деятельности в сфере электронных денег в США не является таким всесторонним и согласованным, как в странах ЕС. Одной из попыток согласовать регулирование деятельности в сфере электронных денег в США на федеральном уровне является принятие Акта «Об унификации денежных услуг». Согласно этому Акту эмиссия электронных денег рассматривается как «денежная передача» («money transmission»), которая подобна традиционным услугам по переводу денег (телеграфным переводам) или продаже платежных инструментов (дорожных чеков)17. Эмитен-

17 См. Uniform Money Services Act. National Conference of Commissioners on Uniform State Laws (NCCUSL), 2001. P. 6.

18 Подробнее см. КочергинД. А. Мировой опыт регулирования в сфере электронных денег // Мировая экономика и международные отношения. М., 2005. № 4.

ты электронных денег рассматриваются в качестве «денежных отправителей» («money transmitters») и, следовательно, должны регулироваться подобно другим недепозитным финансовым институтам, традиционно участвующим в платежном бизнесе. Подобного мнения придерживается Совет управляющих федеральной резервной системой и Казначейство США18.

В 2003 г. более чем в 45 штатах имелись законы о «денежных отправителях», которые в целом применялись к небанковским институтам, оказывающим платежные услуги потребителям. Традиционно данные законы применялись к небанковским институтам, которые выпускали платежные продукты, такие как денежные приказы и дорожные чеки, или предлагали услуги по денежным переводам. В последние годы некоторые штаты начали включать электронные деньги (предоплаченные карты) в рамки своих законов о денежных переводах.

Законы о «денежных отправителях» нацелены на обеспечение безопасности и управляемости деятельности в сфере денежных услуг. Они регулируют два основных вопроса. Во-первых, ограничения по источникам использования фондов, полученных от потребителя «денежным отправителем». Например, некоторые законы требуют, чтобы 100 % от суммы неиспользуемых фондов хранились в высоколиквидных активах. Во-вторых, отношения между лицензированным «денежным отправителем» и любым из его уполномоченных дистрибьюторов: ряд законов требует, чтобы любые средства, переданные потребителем дистрибьютору, переводились лицензированному «денежному отправителю» в течение определенного времени.

В целом регулирование деятельности в сфере электронных денег в США сосредоточивается главным образом на отдельных платежных услугах, а не на банковских институтах, как это делается в большинстве стран ЕС. В отличие от европейских регулирующих органов американские органы регулирования склонны рассматривать электронные деньги как просто новый тип платежных услуг. Они не фокусируют свое внимание на «теоретической концепции» электронных денег, а предлагают режим регулирования просто модифицированных средств платежа, аналоги которых уже широко используются.

Россия. В России в настоящее время нет специальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере электронных денег. Указание Центрального банка РФ от 03.07.1998 № 276-У «О порядке выдачи разрешения кредитным организа-

Таблица 3

Общий порядок регулирования деятельности в сфере электронных денег в развитых странах и России

Страны Единая нормативная база Статус эмитента Пруденциальное регулирование деятельности эмитентов Надзор за эмитентами

ЕС Да (Директивы ЕС: 2000/46/ЕС; 2000/28/ЕС) Кредитные институты (депозитные институты и специализированные кредитные институты) Да (всесторонняя структура, обеспечивающая комплексное регулирование деятельности эмитентов электронных денег) Да (периодический сбор данных и встречи с эмитентами)

США Нет (отдельные законы штатов «О денежных отправителях»; Акт «Об унификации денежных услуг»; регулирование РОЮ) Не определен (как правило, недепозитные институты) Частичное (как правило, схожее с регулированием недепозитных институтов) Частичное (как правило, схожий с надзором за недепозитными институтами)

Россия Нет (указание ЦБ РФ от 03.07.1998 № 276-У) Кредитные институты (только банки) Частичное Частичное

циям — резидентам на распространение платежных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов» не может являться руководством для комплексного регулирования деятельности в сфере электронных денег. Предполагается, что в новой редакции Положения Банка России № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» будет определен термин «предоплаченная карта», а также будут установлены требования по операциям, совершаемым с их использованием, и отражению этих операций в бухгалтерском учете институтов-эмитентов предоплаченных карт в целях обеспечения контроля за их деятельностью.

В табл. 3 представлены общие данные по порядку регулирования деятельности в сфере электронных денег в некоторых развитых странах и России.

В заключение следует отметить, что эволюцию электронных денег не следует считать законченным явлением. Электронные деньги следует рассматривать как новое средство платежа, отличающееся по своим функциональным характеристикам как от наличных, так и от депозитных денег. Несмотря на то, что в настоящее время электронные деньги не оказывают существенного влияния на денежно-кредитную систему, по мере роста объемов эмиссии и достижения критической массы пользователей их влияние может оказаться не менее важным, чем повсеместное внедрение платежей с использованием депозитных денег во второй половине XX в. В этой связи деятельность в данной сфере должна предусматривать особый порядок регулирования и контролирования со стороны органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.