Д.Е. Евсюков
Новосибирский государственный университет Ул. Пирогова, 2 Новосибирск, 630090
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕНЕЖНУЮ СИСТЕМУ
На протяжении последних десятилетий ничто не развивалось так стремительно, как компьютерные технологии и электронные коммуникации. В настоящее время информационные технологии и в первую очередь Интернет широко применяются в бизнесе. Прогресс в информационных технологиях сделал возможным появление современных платежных систем, использующих последние достижения в этой области и позволяющих осуществлять банковские платежи, не выходя из дому, расплачиваться в магазине пластиковой карточкой и приобретать товары через Интернет. С развитием современных платежных систем связано возникновение так называемых «электронных» или «цифровых» денег (electronic money, electronic cash, digital cash). Словосочетание «электронные деньги» широко распространилось не только на Западе, но и в России.
Особенностью платежных систем, использующих электронные деньги, является то, что эквивалент денежной стоимости, заранее оплаченный их эмитенту, хранится в цифровом виде на микропроцессоре карты, на жестком диске компьютера или другом устройстве, которым распоряжается их владелец, и может использоваться в качестве средства платежа без непосредственного участия при транзакции банка. Это является их основным отличием от платежных систем, использующих карты с магнитной полосой, где необходима связь с банком в режиме он-лайн для проведения операций по счету, а также от различных систем удаленного доступа.
Многими экономистами проводятся аналогии между электронными и наличными деньгами и высказывается предположение о постепенном вытеснении в ближайшем будущем наличных денег эмитированных центральных банков частными электронными деньгами. С распространением электронных денег связан ряд вопросов, ответы на которые еще предстоит найти. Среди них влияние эмиссии электронных денег на объем денежной массы, способность центрального банка осуществлять кредитно-денежную политику прежними методами, роль банковской системы в новой экономике и др. В последние годы эти вопросы активно обсуждаются в научных кругах на Западе, данной тематике были посвящены несколько конференций с участием ведущих ученых (см. список в конце статьи). Недавно также появилось несколько научных публикаций российских экономистов, посвященных анализу этого феномена.
Цель настоящей статьи - сформулировать определение электронных денег, учитывающее все особенности их функционирования, рассмотреть направления воздействия электронных денег на финансовую систему и проанализировать возможные меры по обеспечению стабильности денежных рынков в условиях распространения электронных денег.
Понятие электронных денег и преимущества их использования
Для проведения анализа влияния электронных денег на денежную систему и выявления основных последствий их широкого распространения, прежде всего, необходимо четко определить само понятие электронных денег, чтобы отличать платежные системы, использующие электронные деньги от других систем и вычленить электронные деньги из всего набора финансовых продуктов.
На Западе вопросы, связанные с функционированием электронных денег, активно обсуждаются с середины 90-х годов. За это время термин «электронные деньги» стал широко применяться в научных кругах, нашел отражение в ряде официальных документов и закрепился законодательно. Тем не менее, существуют различные подходы к пониманию термина «электронные деньги» в разных источниках. Рассмотрим основные из них.
По определению Банка международных расчетов (г.Базель) электронные деньги - это «хранимая стоимость (stored value) или предоплаченные продукты (prepaid products), где запись об имеющихся в распоряжении потребителя средствах или стоимости хранится на устройстве,
находящемся во владении потребителя» [9]. Электронные деньги могут «использоваться для осуществления платежей через POS-терминалы, прямых перечислений между двумя устройствами или через открытые компьютерные сети, такие как Интернет» [8].
Экспертами Европейского Центрального банка под электронными деньгами в широком смысле понимается «электронный запас денежной стоимости (electronic store of monetary value) на техническом устройстве, который может быть широко использован для осуществления платежей компаниям иным, нежели эмитент, без обязательного использования при транзакции банковских счетов, но действуя как предоплаченный инструмент на предъявителя (prepaid bearer instrument)»
[7].
Таким образом, электронные деньги, с одной стороны, рассматриваются как запас денежной стоимости, которая хранится в электронном виде на некотором устройстве и может циркулировать в этом виде в платежной системе в качестве средства платежа. Этот подход к определению электронных денег как денежной стоимости, имеющей специфическую форму, связанный с некоторой технологией хранения этой стоимости (в данном случае - в электронном виде), можно условно назвать технологическим.
В сентябре 2000 года Европейским Парламентом была принята Директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирование деятельности в сфере электронных денег [2]. В статье 3 b указанной директивы содержится следующее определение электронных денег: «денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:
- хранится на электронном устройстве,
- эмитируется после получения средств в размере не меньшем этой стоимости,
- принимается в качестве средства платежа предприятиями иными, нежели эмитент».
В последнем определении вводится дополнительный элемент, позволяющий рассматривать электронные деньги как особое требование к их эмитенту и характеризующий правовой аспект их эмиссии и обращения.
В российских официальных документах термин «электронные деньги» не встречается. Наиболее близким к понятию электронных денег является термин «предоплаченный финансовый продукт», определение которого содержится в Указаниях ЦБ РФ №276-У и №277-У, принятым в 1998 г. [26, 27] В соответствии с данными документами «под предоплаченными финансовыми продуктами понимаются денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме». Данное определение также характеризует правовую сторону функционирования электронных денег.
Правовой подход, рассматривающий функционирование электронных денег как совокупность правовых отношений, в соответствии с которым электронные деньги определяются как денежное обязательство эмитента, а в процессе обращения выступают как денежное требование к нему, позволяют провести аналогии между электронными деньгами и дорожными чеками [24], векселями или беспроцентным займом. Правовая модель эмиссии, обращения и погашения электронных денег подробно рассмотрена в статье А.В. Шамраева [32].
Определение электронных денег как предоплаченного финансового продукта, которое содержится в вышеупомянутых Указаниях ЦБ РФ и прослеживается в первом из рассмотренных определений Банка международных расчетов, характеризует экономическую сторону их функционирования, поэтому данный подход назовем экономическим.
Итак, существует три похода к определению понятия «электронные деньги»: экономический, правовой и технологический. Однако все три подхода взаимосвязаны и характеризуют различные стороны электронных денег. Наиболее полное на наш взгляд определение, учитывающее все особенности электронных денег, должно звучать следующим образом:
Электронные деньги - это предоплаченный финансовый продукт, который характеризуется следующими признаками:
(а) представляет собой денежное обязательство эмитента,
(б) выпускается после получения эмитентом денежных средств в размере не меньшем выпускаемой стоимости,
(в) не требует использования при транзакции банковских счетов,
(г) принимается в качестве средства платежа экономическими субъектами иными, нежели эмитент,
(д) информация о размере денежной стоимости хранится в электронной форме на устройстве во владении держателя.
Пункт (а) отражает правовой подход к определению электронных денег, а пункт (д) -технологический. Пункт (в) характеризует свойство электронных денег, которое отличает их от систем удаленного доступа к счету, а пункт (г) - от одноцелевых чиповых карт, например, телефонной компании.
Сформулировав определение электронных денег, рассмотрим несколько их примеров. Обычно выделяют два вида электронных денег: на базе карт (card-based) и на базе сетей (network-based). В первую группу входят пластиковые карты со встроенным микропроцессором, на который записан эквивалент денежной стоимости, заранее оплаченной эмитенту, которым может являться как банк, так и небанковская организация. Они называются «смарт-карты» (smart cards), или «карты с хранимой стоимостью» (stored value cards), или «предоплаченные карты» (prepaid cards), или «электронные кошельки» (electronic purses). Наиболее известный пример электронных денег на базе карт, эмитированных банковскими организациями, - карты Mondex. С помощью специального электронного бумажника можно проверить остаток на карте и перевести денежную стоимость на другую карту, а с помощью специальной приставки - послать по телефону и т.д. Другая широко распространенная система - VisaCash. Во многих странах существуют свои системы электронных платежей на базе смарт-карт.
В настоящее время смарт-карты, выпущенные небанковскими организациями и позволяющие осуществлять платежные операции, достаточно широко распространены. Это телефонные, транспортные, медицинские и другие карточки. Однако большинство из них являются одноцелевыми, то есть позволяющими оплачивать услуги (товары) только в пользу одной компании. Как только появляется возможность расплатиться, например, телефонной карточкой (как это сделали некоторые телефонные компании Японии) или карточкой городского транспорта (как это практикуется в Нью-Йорке) за товары или услуги других компаний, например в супермаркете, такой платежный инструмент переходит в разряд электронных денег. Это свойство электронных денег отражено в пункте (г) вышеприведенного определения.
Во многих странах успешно развиваются системы электронных денег на базе сетей («Сетевые деньги» - network money, или «цифровые наличные» - digital cash), идея которых была предложена американским специалистом по криптографии, основателем DigiCash Дэвидом Чоумом еще в конце 70-х годов [30] и стала реально осуществимой с развитием криптографических алгоритмов шифрования с открытым ключом и слепой подписи. Из наиболее известных систем «сетевых денег» следует отметить CyberCash, DigiCash, FirstVirtual, а также российские PayCash и WebMoney. Для проведения платежей, с использованием «сетевых денег», необходимо установить специальное программное обеспечение, обычно бесплатное. «Сетевые деньги» используются, как правило, для платежей в Интернет-магазинах, виртуальных казино и биржах, а также для оплаты других товаров и услуг, заказ которых происходит через Интернет.
Главное преимущество электронных денег заключается в гораздо более низкой стоимости транзакций по сравнению с наличными деньгами и чеками. Так, обслуживание наличного денежного оборота в развитых странах обходится в 2-3% от ВВП [13]. Только в США ежегодные издержки розничных продавцов и банков по управлению наличными деньгами (учет, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности) составляют 60 млрд.долл. [19] По утверждению ведущих экономистов электронные деньги, например, смарт-карты могут значительно сократить эти издержки. В то же время «сетевые деньги» могут значительно сэкономить расходы по безналичным платежам. Так, по расчетам американского экономиста Дэвида Хамфри издержки электронных платежей с использованием «сетевых денег» составляют около половины или трети издержек безналичных расчетов и расчетов чеками [20]. Удобство расчетов для потребителя и низкая стоимость транзакций для продавца при наличии хорошей системы защиты делает электронные деньги достаточно привлекательными. Об этом свидетельствует большое количество
проектов систем электронных денег, которые разрабатываются и внедряются в последнее время разных странах. В 2000 году только в Западной Европе действовало 29 систем электронных денег [6, 9].
Безусловно, с внедрением систем электронных денег связано множество проблем. В первую очередь необходимо обеспечить достаточную степень защиты таких систем, анонимность расчетов и др. Однако практика показывает, что эти системы динамично развиваются, занимая все большую долю рынка. Рассмотрим возможное влияние электронных денег на финансовую систему.
Влияние на денежную систему
Прежде чем приступить к анализу возможного влияния обращения электронных денег на денежную систему, следует отметить, что для разных видов электронных денег это влияние будет совершенно разным. Кроме того, при анализе нужно принимать во внимание, является ли эмитент кредитной организацией или нет. Так, смарт-карты, выпущенные банком, и «сетевые деньги», обращающиеся в платежной системе компании, которая не является кредитной организацией, будут оказывать различное влияние на денежную массу и способность центрального банка проводить денежную политику. Наконец, нужно учитывать наличие резервных требований к эмитенту электронных денег. Поскольку объем данной статьи не позволяет провести всесторонний анализ всех возможных последствий внедрения платежных систем с использованием электронных денег с учетом всех особенностей их функционирования, мы сосредоточимся на рассмотрении основных моментов и, прежде всего, влияния на деятельность центрального банка.
Появление различных систем расчетов, использующих электронные деньги, рассматривается многими экономистами как возрождение «частных денег», которые были упразднены в развитых странах в сер. 19 - нач. 20 веков с введением монополии центральных банков на эмиссионную деятельность. Эти процессы также сродни идеям Фридриха фон Хайека о демонополизации деятельности центральных банков в области создания денег как средства борьбы с инфляцией [31].
Считается, что со временем электронные деньги будут постепенно вытеснять наличные, эмитированные центральными банками, и составят им, таким образом, конкуренцию. Такие процессы уже можно наблюдать в некоторых странах. Так, в Дании, где предоплаченные карточки распространены гораздо шире, чем в других странах, наблюдается постепенный рост доли платежей с их использованием при соответствующем снижении доли транзакций наличными деньгами [16].
Если предположить, что все большее число экономических субъектов будет предпочитать использование при расчетах электронных денег, спрос на деньги центральных банков снизится. Это приведет к снижению объема наличных денег в обращении и как следствие ухудшению баланса центрального банка и потере им своего основного дохода - сеньоража. Кроме того, бесконтрольная эмиссия электронных денег может привести к резкому увеличению денежной массы и росту инфляции. При этом центральный банк теряет контроль за массой электронных денег, по крайней мере тех, которые выпущены небанковскими организациями, через механизм резервных требований. Наконец, если добавить сюда распространение систем частного клиринга, возникает вопрос о необходимости дальнейшего существования центральных банков. Нужно сказать, что возможность функционирования экономики, в которой отсутствует центральный банк и даже деньги в той форме, в которой они существуют сейчас, рассматривалась учеными еще в 70-х -начале 80-х годов (например, в часто цитируемых статьях Фишера Блэка, Юджина Фэмы и Роберта Холла: [11], [15], [16]). С появлением электронных денег эти вопросы снова стали актуальными. Ниже рассмотрены основные параметры, влияние на которые активно обсуждается в научных кругах.
Объем денежной массы
Одним их ключевых моментов в дискуссии о возможных путях развития платежных систем с использованием электронных денег, является влияние последних на объем денежной массы. Многие экономисты сходятся во мнении, что эмиссия электронных денег окажет влияние на денежный агрегат М1 (См. например [21]). При этом количественное выражение этого влияния будет зависеть от того, как мы определяем само понятие денежной массы, а именно: рассматриваем ли мы электронные деньги как один из ее элементов или нет.
Так, если не учитывать объем электронных денег при расчете денежной массы, то при обмене электронных денег, выпущенных банком, на наличные деньги клиента произойдет уменьшение агрегата МО и соответствующее увеличение объема депозитов. При этом в конечном счете агрегат М1 скорее всего увеличится из-за эффекта расширения депозитов, следовательно денежная масса возрастет. Однако не все так однозначно. Если со стороны центрального банка введены обязательные резервные требования на объем эмитированных электронных денег, расширение депозитов будет ниже, а при стопроцентной ставке резервирования, которую предлагают установить некоторые экономисты, не будет иметь места, то есть денежная масса не изменится. Если же эмитентом электронных денег выступает небанковская организация, то взаимосвязи проследить гораздо труднее: резервные требования центрального банка на нее не распространяются, а объем депозитов этой организации в коммерческом банке, возникший при выпуске электронных денег в отсутствии специальных норм регулирования может быть использован ею по своему усмотрению. Наконец, результаты изменятся, если мы при расчете объема денежной массы будем рассматривать электронные деньги как один из ее элементов. Таким образом, влияние эмиссии электронных денег на денежную массу является неоднозначным и зависит от ряда дополнительных предположений. Не останавливаясь подробно на количественной оценке вариантов такого влияния (несколько сценариев рассмотрено, например, в [10]), заметим, что при отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно -кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.
Еще один вопрос, ответ на который необходимо получить, - влияние распространения электронных денег на скорость денежного обращения. Одно из предположений: обращение электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения и вызвать инфляцию даже без увеличения объема денежной массы. Однако скорее всего этого не произойдет, так как система расчетов не существует сама по себе: деньги не станут обращаться без осуществления сделок. По расчетам Исследовательского института Hitachi положительный результат от повышения эффективности расчетов будет гораздо выше, чем риск инфляции [34].
Баланс центрального банка и сеньораж
Наличные деньги являются беспроцентным обязательством центрального банка. В настоящее время наличные денежные средства занимают существенную часть пассива центрального банка. Так, в европейских странах банкноты и монеты в обращении составляют более трети всех обязательств центральных банков [21]. Переход экономических субъектов от расчетов деньгами центрального банка к расчетам электронными деньгами приведет к снижению данной статьи пассивов центрального банка и соответствующему снижению приносящих доход активов, что сократит, в конечном счете, его доходы.
Баланс центрального банка может ухудшиться также из-за снижения обязательных резервов, депонируемых в нем коммерческими банками. В случае отсутствия резервных требований на электронные деньги частных эмитентов по мере роста объема платежей, осуществляемых с использованием электронных денег, остатки по счетам коммерческих банков, попадающие под резервные требования центрального банка, будут снижаться.
Наконец, появление частных эмитентов электронных денег ставит под угрозу монопольное право центрального банка на получение сеньоража. Более того, электронный сеньораж станет важным стимулом развития частных систем электронных денег как небанковскими, так и банковскими организациями, поскольку такая деятельность сможет принести существенные прибыли [14]. По словам известного исследователя истории денег Джона Везерфорда электронный сеньораж станет ключевым фактором в накоплении богатства и власти в 21 веке [23].
По оценкам специалистов Центрального банка Нидерландов сеньораж от эмиссии банкнот и монет в настоящее время составляет в странах Группы десяти 0,28-0,66% от ВВП [12]. В то же время текущие расходы центральных банков находятся на уровне от 0,03 до 0,17% от ВВП [5]. По одному из вариантов расчетов, в котором предполагается замена всех наличных платежей эквивалентом до 25$ платежами с использованием предоплаченных карточек, снизит сеньораж от
10 до 38%, при этом для всех десяти стран он все еще будет покрывать расходы даже при исключении накопления (тезаврации) наличных денег. При полной замене наличного денежного обращения расчетами электронными деньгами сеньораж снизится на 42-100% (при условии, что тезаврированные остатки останутся на прежнем уровне), что приведет к убыткам четырех из десяти центральных банков.
Частные системы расчетов
Еще одна опасность для центральных банков, связанная, в том числе с ростом объема электронных денег в обращении, - появление систем частного клиринга. Так, по мнению Бенджамина Фридмена через некоторое время коммерческие банки уже не будут нуждаться в клиринговой системе центрального банка, они будут использовать более эффективные частные системы расчетов, работающие в системе реального времени [17].
Осуществление банками расчетов через частные системы сделает ненужным хранение ими средств на счетах в центральном банке. Заместитель управляющего Банка Англии Мервин Кинг считает, что рано или поздно наступит эра бартерной экономики, в которой расчеты будут производиться с помощью любых финансовых активов, цена которых известна в режиме реального времени, при этом цены будут исчисляться в определенных расчетных единицах, определенных на основе общественного выбора [22].
Рассмотренные факторы заставляют задуматься о будущей судьбе центральных банков. Оценка их роли в новой экономике варьируется в научных кругах от изменения функций и методов регулирования до полного отмирания их как финансовых институтов (точки зрения ряда западных экономистов на эту проблему проанализированы в [28]). Последнее мнение является довольно спорным, однако очевидно, что центральному банку и другим органам государственного регулирования необходимо предпринять определенные шаги для сохранения стабильности денежной системы и поддержания жизнеспособности этих институтов. Можно говорить о двух составляющих решения проблемы. Первая - это разработка четкой правовой базы, регулирующей данные отношения. Вторая - корректировка методов денежно-кредитной политики и введение новых пруденциальных норм.
Государственное регулирование рынка электронных денег
В большинстве стран законодательство, регулирующее выпуск и обращение электронных денег, находится в стадии разработки. В США разработкой такого законодательства занимается Бюджетный комитет Конгресса, в Европе - Комиссия по электронным деньгам Европейского Парламента. Рекомендации и отчеты подготавливаются также Комиссией по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и экспертами центральных банков «Группы десяти». В России данные вопросы относятся к компетенции Центрального банка РФ.
Серьезные шаги в области законодательства, регулирующего правоотношения в сфере эмиссии и обращения электронных денег предприняты в последнее время европейскими законодателями. Как уже было отмечено, в 2000 году Европейским Парламентом была принята Директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирование выпуска и обращения электронных денег [2]. В указанной директиве содержится предписание странам-членам ЕС запрещать эмиссию электронных денег лицам или организациям, которые не являются кредитными учреждениями (статья 1, пункт 4). Таким образом, в европейском законодательстве круг эмитентов электронных денег ограничен кредитными организациями. Однако при этом сделан еще один существенный шаг - расширение самого понятия «кредитного учреждения». Согласно директиве 2000/28/ЕС [1], принятой одновременно с директивой 2000/46/ЕС, к кредитным организациям отнесены также все учреждения - эмитенты электронных денег. При этом данным учреждениям запрещено заниматься предоставлением любой формы кредита [2, статья 1, пункт 5а]. Еще одно ограничение касается минимального размера первоначального капитала, который установлен на уровне 1 млн. Евро (статья 4, пункт 1). Кроме того, организациям - эмитентам электронных денег предписано направлять средства в размере не ниже их обязательств по выпущенным электронным деньгам в активы, имеющие нулевой уровень кредитного риска, а также (в пределах двадцатикратного размера собственного капитала) в некоторые другие высоколиквидные активы. Директива
2000/46/ЕС содержит также другие требования к эмиссии электронных денег: по ограничению структуры капитала, рисков и др. (Указанная директива подробно анализируется в [33]). Однако уже из этих положений видно, что европейские законодатели сделали выбор в пользу жестких норм регулирования деятельности эмитентов электронных денег в отличие, например, от США, где преобладает более либеральный подход. Страны-члены ЕС должны до 21 апреля 2002 года ввести в действие законы и процедуры, соответствующие данной директиве.
В российской практике из нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электронных денег, можно привести лишь два вышеупомянутых Указания ЦБ № 276-У и № 277-У, в которых используется термин «предоплаченный финансовый продукт» и которые регулируют порядок выдачи кредитным организациям регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии и разрешений на распространение предоплаченных финансовых продуктов. Каких либо специальных норм относительно порядка надзора за деятельностью таких кредитных организаций в указанных документах не содержится.
Итак, одним из принципиальных вопросов, которые необходимо решить при разработке национального законодательства - какие финансовые институты (или не только финансовые) будут иметь право эмиссии электронных денег. Если эмитентом электронных денег являются кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны центрального банка. Однако высокий уровень начального капитала, который необходим кредитной организации, ограничивает развитие мелких платежных систем, использующих электронные деньги.
Рассмотрим еще несколько моментов, которые необходимо учесть при выработке политики государственного регулирования рынка электронных денег.
Во-первых, необходим надзор за деятельностью по выпуску электронных денег со стороны специального государственного органа, которым может стать в частности центральный банк. Также представляется необходимым ввести обязательное лицензирование деятельности по эмиссии электронных денег. Надзорный орган должен, с одной стороны, контролировать выполнение пруденциальных норм финансовой устойчивости, ликвидности и риска, а с другой стороны, получать необходимую статистику для расчета параметров денежного регулирования.
Во-вторых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. С одной стороны, для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги (эмитентов и держателей, или потребителей), в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные или безналичные деньги по первому требованию клиента. С другой стороны, важно уделить внимание использованию достаточно стойких алгоритмов шифрования и защищенных протоколов передачи данных через Интернет, а также разработке стандартов функционирования платежных систем. Нужно сказать, что в настоящее время в мире осуществляется более 150 проектов платежных систем на основе электронных денег, отличающихся большим разнообразием подходов и технологий. Разработкой стандартов для банков для достижения совместимости различных схем занимается Европейский комитет по банковским стандартам (см., напр. [4]). Первые шаги делаются и частными организациями. В 1999 году 12 ведущих корпораций в области электронных платежей и информационных технологий объявили о создании универсального формата электронного кошелька [29]. Для сетевых денег пока единого стандарта не существует. Наконец, для ограничения риска потерь может применяться страхование эмиссии подобно страхованию депозитов. Такая схема, возможно, будет применяться во Франции и Италии [3].
В третьих, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Так, многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган) дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, и это отмечает, например, американский экономист Бенджамин Коэн, эмитенты электронных денег
будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или выведут операции за пределы юрисдикции государства с жесткими пруденциальными нормами [14].
Среди других мер предлагается в частности ввести обязательное использование денег центрального банка при проведении расчетов в пользу государственных структур, в том числе при уплате налогов, а также при осуществлении платежей самими этими организациями. Такую точку зрения высказывает, например, заместитель управляющего Банка Англии Чарльз Фридмен [16]. Однако такой механизм по признанию самого автора будет иметь искусственный характер, и возможен только в том случае, если центральный банк останется «правительственным» банком. К тому же во многих странах государственный сектор не является существенной частью современной рыночной экономики.
Одним из новых методов регулирования в эпоху электронных денег, который успешно используется в настоящее время центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая «канальная» система регулирования процентных ставок [25], при которой центральный банк регулярно устанавливает ночную процентную ставку, исходя из которой рассчитываются депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. По мнению профессора Принстонского университета Майкла Вудфорда такая система останется достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, таких, например, как появление электронных денег.
При рассмотрении мер по предотвращению негативных последствий распространения частных электронных денег нужно отметить, что государство само может начать выпускать электронные деньги и, как крайний случай, ввести собственную монополию на их выпуск, объявив электронные деньги законным платежным средством и наделив, например, центральный банк, эмиссионными полномочиями. Идея введения монополии на выпуск электронных денег уже высказывалась профессором В.М.Юровицким в крайне радикальной форме: полный отказ от наличных расчетов и полная прозрачность для государства всех платежей. Таким образом, можно решить проблемы коррупции, теневой экономики, ухода от налогов и т.д. (см., напр. [35], [36] и
др.).
Однако нужно отметить, что выпуск государством электронных денег и закрепление за ними статуса законного платежного средства, связаны со значительными издержками и предполагают достаточно высокий уровень технологического развития. В большинстве развитых стран такой путь развития официально пока не рассматривается, хотя идеи эти обсуждаются. Пожалуй, единственной страной, где такой путь выбран официально, является Сингапур, в котором по сообщению информационного агентства NewsBytes, с 2008 года электронные деньги станут законным платежным средством. Однако Сингапур является страной, где уровень развития коммуникаций и подключения населения к Интернет является одним из самых высоких в мире.
В рамках данной статьи была сделана попытка сформулировать понятие электронных денег, выявить основные направления влияния их на денежный рынок и определить наиболее эффективные меры государственного регулирования их выпуска и обращения. Проведенный анализ позволяет заключить, что хотя в настоящее время электронные деньги находятся на начальном этапе своего развития, а степень их распространения достаточно низка, они обладают значительным и мало изученным потенциалом, что с учетом ускорения научно-технического прогресса может привести к их стремительному распространению в новой экономике, и требует уделения большего внимания изучению данных проблем.
В российских условиях пути развития и степень распространения электронных денег будут определяться спецификой отечественной экономики. Хотя развитие информационных технологий в России находится на достаточно высоком уровне, что делает возможным внедрение соответствующих платежных систем, потенциальное количество их пользователей и объемы транзакций будут, скорее всего, гораздо ниже, чем на Западе. Причинами этого являются в частности низкий уровень заработной платы, нестабильность российской финансовой системы и, как следствие, недоверие к ней широких слоев населения, отсутствие надлежащей инфраструктуры и малая вероятность изыскания частными эмитентами достаточных финансовых ресурсов для ее
создания. Кроме того, такие особенности функционирования отечественных предприятий как «расшивка неплатежей», «оптимизация налогообложения» и др. может также внести специфику в развитие платежных систем, в части которых участниками может быть сделан акцент на построении систем взаимозачетов между предприятиями или изобретении схем ухода от налогов. Наконец, очевидно, что в российских условиях необходимо особое внимание уделить вопросам безопасности потребителя и защите от финансовых махинаций.
Конференции, посвященные обсуждению вопросов электронных денег:
"The Future of Money in the Information Age", Cato Institute's 14th Annual Monetary Conference, Washington, May 23, 1996.
"Toward Electronic Money and Banking: The Role of Government", United States Department of the Treasury Conference, Washington, September 19-20, 1996.
"New Challenges for Monetary Policy", symposium sponsored by the Federal Reserve Ba nk of Kansas City, Jackson Hole, Wyoming, August 26-28, 1999.
"Future of Monetary Policy and Banking", A Conference Looking Ahead to the Next Twenty-Five Years, organised by the Journal of International Finance, Financial Sector Vice Presidency of the World Bank, and the Research Department of the International Monetary Fund, Washington, July 11, 2000.
Список литературы:
1. Directive 2000/28/EC of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 amending Directive 2000/12/EC relating to the taking up and pursuit of the business of credit institutions // Official Journal of the European Communities. -L 275. 27.10.2000. - P. 37-38.
2. Directive 2000/46/EC of the European Parliament and of the Council of 18.09.2000 «On the taking up, pursuit of and prudential supervision of the business of electronic money institutions» // Official Journal of the European Communities. -L 275/39. 27.10.2000. - P. 39-43.
3. Electronic Money. Consumer Protection, Law Enforcement, Supervisory and Cross Border Issues. Report of the Working Party on Electronic Money. Bank for International Settlements. Group of Ten. - Basel, April 1997. - 40 pp.
4. European Banking Standard: the Interoperable Financial Sector Electronic Purse. European Committee for Banking Standards. - Brussels, June 1999. - 88 pp.
5. Implications for central banks of the development of electronic money. Bank for International Settlements. - Basle, October 1996. - 16 pp.
6. Overview of European Electronic Purse Products. European Committee for Banking Standards. - Brussels, March 2000. -73 pp.
7. Report on Electronic Money. European Central Bank. - Frankfurt am Main, August 1998. - 47 pp.
8. Risk Management for Electronic Banking and Electronic Money Activities. Basle Committee on Banking Supervision. -Basle, March 1998. - 25 pp.
9. Survey of Electronic Money Developments. Bank for International Settlements. Committee on Payment and Settlement Systems. - Basel, Switzerland. - May 2000. - 104 pp.
10. Berentsen A. Monetary Policy Implications of Digital Money // International Review of Social Science (Kyklos). - 1998. -Vol.51, Nr. 1. - P. 89-117.
11. Black F. Banking and Interest Rates in a World Without Money // Journal of Bank Research. - 1970. - Autumn. - P. 9-20.
12. Boeschoten W.C., Hebbink G.E. Electronic Money, Currency Demand and Seigniorage Loss in the G-10 Countries. - De Nederlandsche Bank Staff Report. - 1996. - № 1. - 18 pp.
13. Chaum D. Privacy and Social Protection in Electronic Payment Systems / Dorn J.A. (ed.) The Future of Money in the Information Age. - Washington, Cato Institute, 1997.
14. Cohen B. J. Electronic Money: New Day or False Dawn? // Review of International Political Economy. - 2001. - Vol. 8, No. 2.
15. Fama E.F. Banking in the Theory of Finance // Journal of Monetary Economics. - 1980. - № 6. - P. 39-57.
16. Freedman C. Monetary Policy Implementation: Past, Present, and Future - Will the Advent of Electronic Money Lead to the Demise of Central Banking? // International Finance. - July 2000, Vol. 3, Iss. 2. - P. 211-227.
17. Friedman B.M. The Future of Monetary Policy: The Central Bank as an Army With Only a Signal Corps. National Bureau of Economic Research Working paper W7420. Cambridge, November 1999. - 28 pp.
18. Hall R.E. Optimal Fiduciary Monetary Systems // Journal of Monetary Economics. - 1983. - № 12. - P. 33-50.
19. Hayes D.G., Gillespie J.F.E., Daly P.H., Grippo G., Johnson P.J. An Introduction to Electronic Money Issues, paper prepared for the US Department of the Treasure Conference "Towards Electronic Money and Banking: The Role Of Government". Washington, September 1996. - 35 pp.
20. Humphrey D.B., Pulley L.B., Vesala J.M. Cash, Paper and Electronic Payments: A Cross-Country Analysis // Journal of Money, Credit, and Banking. - 1996. - Vol. 28. - № 4. - P. 914-939.
21. Issing O. New Technologies in Payments - A Challenge to Monetary Policy. European Central Bank. Press division, 2000. -17 pp.
22. King M.A. Challenges for Monetary Policy: New and Old // Bank of England Quarterly Bulletin. -1999. - N 39. - p. 11-57.
23. Weatherford J. The History of Money. - New York: Three Rivers Press, 1997. - P. 245-246.
24. White L.H. The Technology Revolution and Monetary Evolution / Dorn J.A. (ed.) The Future of Money in the Information Age. - Washington, Cato Institute, 1997.
25. Woodford M.D. Monetary Policy in a World Without Money // International Finance. - July 2000, Vol. 3, Iss. 2. - P. 229260. Р. 229-260.
26. Указание ЦБ РФ "О порядке выдачи разрешений кредитным организациям - резидентам на распространение платёжных карт или предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов" от 3.07.98 № 276-У (в ред. Указания ЦБ РФ от 05.10.98 № 373-У).
27. Указание ЦБ РФ "О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям - резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов" от 3.07.98 № 277-У (в ред. Указания ЦБ РФ № 678-У от 15.11.99).
28. Грачева М. Центральные банки в эпоху электронных денег: потеря былого могущества? // Мир электронной коммерции. - 2000. - № 10, 2001 - № 1, 2.
29. Грачева М. Цифровой кошелек: появление универсального формата // Мир электронной коммерции. - 2000. - № 3.
30. Торкановский В.С., Кочергин Д.А., Белозеров С.А. Электронные формы денег и новые виды платёжных систем (на примере стран Запада и России) // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000. - № 1.
31. Хайек Ф. А. Частные деньги. - Б.м.: Институт национальной модели экономики, 1996. - 229 с.
32. Шамраев А.В. Правовая природа «электронных денег»: обязательственно-правовая модель. // Деньги и кредит. -2000. - № 4. - С. 38-41.
33. Шамраев А.В. Развитие европейского права электронной коммерции // Мир электронной коммерции. - 2001 - № 3.
34. Электронные деньги и общество открытой сети. - М., 1997. - 96 c.
35. Юровицкий В.М. XXI век: электронные деньги как фактор цивилизованного развития // Банковское дело. - 1996. -№ 10. - С. 8-15.
36. Юровицкий В.М. Принципы построения универсальной электронно-денежной системы // Банковское дело. - 1996. -№ 3. - С. 31-36; № 4. - С. 26-29.