Научная статья на тему 'Интернет-зависимость - проблема современной молодежи'

Интернет-зависимость - проблема современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3876
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Суворова Екатерина Валерьевна

Данная статья посвящена компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Рассмотрены основные подтипы интернет-зависимости, а также личностные особенности подростков, имеющих данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-зависимость - проблема современной молодежи»

SCIENCE TIME

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Рогова Евгения Евгеньевна, Суворова Екатерина Валерьевна, Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону

E-mail: evgrogova@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Рассмотрены основные подтипы интернет-зависимости, а также личностные особенности подростков, имеющих данную проблему. •

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, виртуальное общение.

Современный мир построен на базе компьютерных систем. Практически все сферы человеческой жизни «захвачены» компьютером. Как пишет П. Мунтян: «Многие информационные данные доступны лишь в электронном виде, а их бумажные первоисточники истлели и пущены на макулатуру... Неумение работать с компьютером в современном мире может быть приравнено к неумению писать и читать» [10, с. 1]. К тому же интернет охватывает десятки миллионов пользователей во всем мире.

Современная молодежь привязана к компьютеру с детства. Действительно, всё более развивающиеся технологии решают множество проблем. Интернет позволяет найти любую интересующую информацию, общаться со знакомыми и незнакомыми людьми, играть в игры. Но очень часто компьютер «поглощает» молодежь. «Основные разновидности деятельности, осуществляемой

посредством Интернета, - а именно, общение, познание и игра (развлечение) -обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности» [5, с.1]. В этом случае речь идет об «интернет-аддикции». Причем данная зависимость отличается от других видов аддиктивного поведения тем, что требует намного меньшего времени для формирования.

Термин «интернет - зависимость» был предложен Голдбергом в 1996 для описания непреодолимого желания пользоваться интернетом. «Goldberg

641

о

Щ SCIENCE TIME Щ

характеризует интернет - зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы деятельности»» [6, с.66]. Компьютерная зависимость - это проблема, которой занимаются клинические психологи. Обсуждаться эта тема начала в 1994 г. Кимберли Янг поместила на сайт опросник, по результатам которого было выявлено 400 аддиктов из 500. Позже этой проблемой занимались такие исследователи, как И. Голдберг, Д. Гринфилд, К. Суррат и другие [15].

Для человека, зависимого от интернета, свойственны следующие поведенческие реакции: «активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете;... забывание в ходе работы в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна. готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера...» [14, с.1].

Психиатры делят симптомы интернет-зависимости на физические и психологические. К последним относятся: эйфория за компьютером,

невозможность остановиться, пренебрежение домашними делами, пренебрежение членами семьи, ощущение фрустрации и депрессии без доступа к компьютеру, проблемы с работой или учебой. К физическим симптомам относятся: сухость и краснота в глазах, головные боли, пренебрежение режимом и гигиеной, пропуск приемов пищи, боли в спине, расстройства сна [16].

Зависимость от интернета нельзя назвать болезнью, однако последствия от нее разрушительны. Войкунский описывает исследование, которое показывает, что участились случаи убийств и самоубийств, бракоразводных процессов, побегов детей из дома, эмоциональных расстройств, депрессий и стрессов.

Выделяется пять подтипов интернет-зависимости:

- киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;

- пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточное количество знакомых и друзей в Сети;

- навязчивая потребность в Сети - онлайновые азартные игры, покупки или участия в аукционах;

- информационная перегрузка - бесконечный поиск информации по поисковым сайтам;

- компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры [7].

Остановимся подробней на каждом подтипе. К. Янг уделяет большое

внимание киберсексуальной зависимости. Этой зависимости подвержены неудовлетворенные сексуальной жизнью люди. Из проблем, вызывающих

642

о

Щ SCIENCE TIME Щ

данный подтип зависимости, можно выделить такие: сексуальная

неудовлетворенность, недостаточное общение, разногласия в подходах к воспитанию детей, финансовые проблемы. Это относится к семейным парам. Причем К. Янг уверена, что кибер-измены часто перерастают в настоящие измены. Главная профилактика заключается в установлении теплых, доверительных отношений между супругами [17].

Коммуникация в сети очень привлекательна. В ней прослеживаются следующие преимущества для молодежи: отсутствует оценка партнера по внешним данным, нет необходимости быстрого формирования мысли, есть возможность общаться «от другого лица». Такая коммуникация может даже вывести человека на новый уровень [12]. Но всё хорошо в меру. Когда это увлечение перерастает в аддикцию - это начинает негативно действовать на психическую и физическую жизнедеятельность человека.

В формировании зависимости от виртуального общения С.Э. Давтян выделяет три стадии: стадию увлечения «новой игрушкой», абстинентную стадию (на которой возникает бессоница, навязчивые мысли, нарушение внимания, эмоциональная неустойчивость, раздражительность и другое) и стадия социальной дезадаптации. Для последней стадии характерны: депрессии, апатия, вялость, сужение круга интересов, снижение активности, семейные проблемы и социальная изоляция [7].

Сейчас достаточно популярными являются интернет-магазины, аукционы, рекламные страницы и интернет объявления. Решающим фактором роста популярности этих сайтов является легкая доступность. Интернет-коммерция особенно привлекательна для молодежи. Она может предоставить молодым людям даже материальный достаток и карьерный рост. Но также и несет собой отрицательную дисоциализирующую нагрузку [13].

Поиск информации завлекает пользователей, благодаря тому, что информационные ресурсы действительно безграничны. Помимо этого, каждый может выложить свою информацию, или высказать свое мнение по прочитанной публикации. Но именно поэтому возникают и отрицательные стороны такого поиска информации. Из-за огромного количества информации усложняется выбор достоверной информации. Тем более так называемая online информация еще не зарекомендовала себя также, как offline источники [4].

Ю. Д. Бабаева рассказывает о хакерах, и отмечает, что чаще всего это подростки, компенсирующие этим увлечением недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости личности подростков-хакеров говорят их действия: распространение компьютерных вирусов, взлом электронных систем защиты информационных источников, хищения денежных средств из банков [2, с3].

Помимо хакеров существуют и другие нарушители в сети. Бондаренко

643

о

Щ SCIENCE TIME Щ

выделяет пять категорий правонарушений: хакерство (взломщики), нарушители режима секретности персональных данных, диффамация (анонимное

распространение по компьютерным сетям ложной информации), кибертерроризм и компьютерная педофилия (онлайновая детская порнография).

Существенную роль в формировании интернет-аддикции играет анонимность. Благодаря анонимности молодые люди могут «примерять» на себя разные роли, общение осуществляется без проблем, существует реальная возможность посещать запрещенные сайты без риска быть пойманным, заниматься киберсексом и множество других преимуществ [6].

В жизни молодые люди могут быть застенчивыми, закрытыми, скромными, а интернет позволяет им раскрыться, раскрепоститься. Благодаря интернету они делают такие вещи, на которые никогда бы не решились в реальной жизни. Поэтому для молодежи, особенно подростков, еще не «нашедших» себя и испытывающих различные психологические проблемы, интернет является своеобразным убежищем от жизненных проблем. «В большей степени

компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния» [11, с.192].

Важно понимать, что расслабление, самоутверждение и все остальные положительные реакции возникают только во время пребывания в интернете. Затем человек возвращается в реальный мир со всеми его конфликтами, переживаниями и проблемами. Вполне естественно желание вернуться в виртуальный мир, где нет никаких забот. Так и возникает привязанность, а следом и зависимость. «Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство аддиктов - это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире - виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия» [1, с.7].

Короленко Цезарь Петрович, единственный из всех авторов, пишет о том, что виртуальный мир может также выполнять функцию транзиторного объекта. Это значит, что реальность и виртуальный мир сливаются между собой. «Будущий аддикт сливается с виртуальным миром как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь частью, принадлежностью виртуальной реальности. Границы между реальным и виртуальным миром становятся все

644

о

Щ SCIENCE TIME Щ

более проницаемыми. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. Уходя в виртуальный мир, аддикт перестает ощущать себя в биологическом плане. В результате происходит вытеснение драйва (инстинкта) самосохранения. Опасность состоит в том, что аддикт относится к реальной действительности как к виртуальной, незаметно для себя переносит на нее виртуальную динамику, в которой все возможно и восстановимо, любому событию можно дать «обратный ход». Это приводит к значительному нарушению регулирующей функции Эго, к потере связи с реальностью» [9]. Такая ситуация приводит к тому, что ожидаемые в реальности события теряют свою привлекательность, вместо достижения реальной цели аддикты создают ее в своем воображении, а реальный мир всё больше вызывает раздражение и злость. В конце концов, молодые люди полностью «уходят» в воображаемый мир. Например, компьютерные игры несут в себе определенные архетипы, привлекательные для аддикта. Аддикт, в свою очередь, попадая под действие этих архетипов (архетип Героя, Старого Мудреца и др.) начинает проецировать их на реальные события, отношения. Такой архетип овладевает молодым человеком, приводя к переоценке своих сил, что обрекает его на поражение в реальной действительности [8].

Учитывая все вышесказанное, становится понятно, что лечить интернет -аддикта надо не запретом на посещение интернета, а совсем другими способами. «...Нельзя действовать запретительно. Потому что в случае насильственного отстранения он будет искать обходные пути. Скорее всего, в его жизни появились проблемы, которые он не может решить и о которых не может говорить» [2].

В целях профилактики интернет-зависимости следует проводить систематические тренинги общения, личностного роста. «Группу риска», то есть людей, подверженных зависимости к интернету, можно выявить по поведению. Они погружены в себя, много фантазируют, держатся в стороне от одноклассников, иногда не успевают по предметам.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Психологическая модель Интернет-зависимости личности. Мир психологии, №1/2004.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. Опубликовано: Психологический журнал, т. 18, №2 1, 1998, с. 89-100

3. Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. (http://cyberpsy.ru/2011/06/bondarenko-s-v/).

645

о

Щ SCIENCE TIME Щ

4. Боровкова Н. Виртуальное зависание // Человек и наука. Февраль, 2002.

5. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции.—URL: http ://www.psychology.ru/internet/ecology/04.stm

6. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема.—URL: http://cyberpsy.ru/2011/06/vojjskunskijj-a-e/

7. Давтян С.Э. Клинико-катамнестический анализ одной разновидности интернет-аддикции (патологического влечения к виртуальному общению).— URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=101844

8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-псих. и психиатр. аспекты. - Мн.: Беларусь, 1988.

10. Мунтян П. Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема.—URL: http://cyberpsy.ru/2011/04/muntyan-p/

11. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

12. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», _

4 2000. ?

13. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде.—URL: http:// cyberpsy.ru/2011/05/perezhogin-l-o-internet-addikciya-v-podrostkovoj-srede/

14. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.—М.: Прогресс, 1989.

15. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шабалина. - СПб.: Сова, 2001. - 599 с.

16. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы, - 2-е изд., переработ. и доп. - М. ВАШ, 2007.

17. Янг К. С. Диагноз: Интернет-зависимость.—URL: http://cyberpsy.ru/2011/04/ kimberli-s-yang-diagnoz-internet-zavisimost/

646

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.