Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения'

Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1956
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимов Сергей Константинович

Целью статьи является изучение проблемы интернет-зависимости, которая пагубно влияет на человека, постепенно приводя к деградации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования интернет-зависимого поведения»

Раздел VII. Психология

С.К. Акимов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Подавляющее большинство современных активно живущих людей вовлечено в мир компьютерных технологий. От человека требуется взаимодействие с компьютером все чаще, особенно в крупных городах. Без этого состоятельность человека вызывает такое же сомнение, как умственные способности того, кто не умеет читать и писать. И - хочет человек того или нет - компьютер начинает ассоциироваться с такими понятиями как «необходимость», «современность», да и просто «жизнь».

Новая реальность формируется независимо от желаний человека и занимает в его жизни тем больше места, чем больше он взаимодействует с компьютером. Эта реальность становится дополнительным, вспомогательным инструментом, облегчающим достижение целей человека. Особенности взаимоотношений с этой реальностью оказываются отражением жизни человека и ее продолжением, то есть еще одним местом, в которое он может помещать и свои достижения, и свои проблемы.

По мнению А. Котлярова, виртуальная реальность - это особое, «промежуточное» психологическое «пространство». Оно отражает конкретное восприятие компьютера и может быть разным, в зависимости от потребностей человека. За счет виртуальной реальности человек продолжает свою внутреннюю реальность в том направлении, которое соответствует его целям. Виртуальная реальность заполняет «пустые» места в жизни человека, создает возможность «изменить, улучшить и создать» на месте обычной реальности новую, сконструированную по заказу. «Новая» реальность дает возможность достигать в ней свои цели и этим привлекательна. То есть виртуальная реальность не создается для того, чтобы полностью повторять обычную жизнь, ее задача -заполнить «щели в разрывах» действительности, обычной жизни, «провести ремонт» внешнего и внутреннего мира в соответствии со своими целями. Желательность виртуальной реальности определяется тем, насколько человек способен достигать своих целей в обычном, невиртуальном мире. Чем больше проблем с достижением в обычной реальности, тем привлекательнее создание виртуальной [3].

Первое исследование проблемi Интернет-зависимости было опубликовано в 1994 году психологом М. Раутербергом, затем последовали исследования М. Орзак, основавшей в 1996 году больничную службу для зависимых от новых технологий [2].

Термин «Интернет-зависимость» был предложен И. Голдбергом для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом. Он утверждал, что Интернет-зависимость «оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы деятельности» и обозначает патологическое использование компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия^, 5].

Дж. Сулер считает, что Интернет-зависимость обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям. Это пренебрежение важными вещами из-за аддиктивного поведения, разрушение отношений со значимыми людьми, раздражение или разочарование значимых людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть это поведение [4].

Дан Велеа в своих исследованиях диагностирует проблему полизависимости: «Сеть служит путепроводом, чтобы легче было утолить свою жажду в виртуальном мире» [2].

Мишель Лежуайе считает, что «это заболевание очень близко к алкоголизму». Вначале приносит удовольствие, а затем удовольствие превращается в настоятельную потребность.

К. Янг выделено пять главных подтипов Интернет-зависимости, которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев, пристрастие к компьютерным играм.

Интернет-зависимость - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Основные пять типов, которые приводит К. Янг, характеризуются следующим образом:

1. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры [6, 7].

Доктор Дж. Фиаринг указывает на следующие симптомы Интернет-зависимого:у человека «перекашивает» систему ценностей и приоритетов; Интернет-зависимый становится менее критичным к себе и считает плоды своего онлайнового труда неповторимыми и гениальными.

Свою систему критериев Интернет-зависимых приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии трех или более пунктов из следующих.

1. Толерантность. Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает, если человек не увеличивает это количество времени, то эффект заметно снижается.

2. «Синдром отказа». Наблюдается при прекращении или сокращении времени, проводимого в Интернете. Характеризуется двумя или более из следующих симптомов (развиваются в течение периода от нескольких дней до месяца): психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернете; фантазии или мечты об Интернете; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Использование Интернета позволяет избежать «синдрома отказа».

3. Интернет используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

4. Существуют постоянное желание или делаются безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета.

5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернета.

6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернета.

7. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются этой привязанностью: недосыпание, семейные, супружеские проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями [4, 5].

Шерри Теркл утверждает, что чат или форум похож на тест Роршаха, на который игроки проецируют свою фантазию. Но в отличие от теста Роршаха, эта фантазия не остается на листе бумаги: игрок действует от лица своего персонажа. Персонаж может получать признание в разных формах (например, нравиться другим участникам коммуникации или быть главенствующим в одном из них). Это важно для игрока, если в реальной жизни он признания не получает [1, 4].

М. Орзак выделила психологические и физические симптомы, характерные для патологического использования компьютера.

Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

По ее мнению, в Интернет-аддикции важна, прежде всего, констатация качественного отличия аддиктивного агента, содержанием которого в данном случае выступает виртуальный мир, где можно реализовывать скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя героем, испытывать различные эмоции в играх, виртуальных контактах, принимаемых решениях. Все это формирует иллюзию общения с реальным миром [2, 4].

Д. Винникотт считает, что виртуальный мир как аддиктивный агент в определенном смысле способен выполнять функцию и транзиторного, или переходного, объекта (transitional object) [1, 4]. Транзиторный объект занимает промежуточное психологическое пространство, находясь между внутренней и внешней реальностью. Для ребенка транзиторные объекты, заменяют контакты с родителями во время их отсутствия или психологической недосягаемости, обусловленной родительским невниманием. Он взаимодействует с транзиторными объектами как с живыми людьми, наделяя их свойствами последних. Его общение с транзиторными объектами психологически привлекательно, так как, даже если они наделяются отрицательными характеристиками, ими можно безопасно манипулировать, создавая разнообразные сюжеты сказочного содержания и сценарии. Таким образом, транзиторный объект имеет огромное значение для развития ребенка при условии сохранения границ между его реальным Я и воображаемым миром.

Виртуальный компьютерный мир также замещает реальность, однако в этом случае «прилипание» к нему сразу же приобретает принципиально иной характер. Будущий аддикт сливается с виртуальным миром, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь его частью. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. В результате происходит вытеснение инстинкта самосохранения.

Анализ особенностей Интернет-аддикции обнаруживает, что ее важной составляющей, по сравнению с другими аддикциями, является многоуровневое включение аддикта в виртуальную реальность с нарастающей иллюзорной оценкой происходящего. Аддиктивная личность использует свою систему ценностей, особенное мышление, восприятие и эмоции. Но ни при одной из других форм адцикции не достигается такой интеграции психических, функций, как при Интернет-аддикции. Высокая степень интеграции приводит к тому, что интернет-аддикт не нуждается в использовании типичных для других форм аддикции психологических защитах. Здесь практически отсутствуют такие защиты, как отрицание, проекция, интеллектуализация.

При других формах аддикции между аддиктивной и преаддиктивной личностью происходит постоянная борьба, которая в разные периоды, в зависимости от степени прогредиентности адциктивного процесса, приводит к различным исходам. В случаях Интернет -аддикции такая ситуация значительно менее типична и возникает только на начальном этапе адциктивного процесса или не возникает вообще. Отбрасывание прежнего Я происходит без внутренней борьбы мотивов, автоматически, без сопротивления и «ностальгических» переживаний по прошлому. Динамика подобного рода особенно опасна, так как значительно ограничивает возможности коррекции ад-диктивного процесса.

И. Малкина-Пых выделяет ряд факторов, делающих Интернет притягательным в качестве потенциального аддиктивного агента. К ним, в частности, относятся: возможность многочисленных анонимных социальных интеракций; виртуальная реализация фантазий и желаний с установлением обратной связи; нахождение желаемых «собеседников», удовлетворяющих любым требованиям; возможность установления контакта с новыми лицами и контроль над этим контактом; неограниченный доступ к информации, к различным видам развлечений; участие в играх [4].

Психологические признаки Интернет-зависимости включают в себя, наряду со специфичными, и общие для других форм аддиктивного поведения. К ним относятся: повышенное настроение во время использования Интернета; неудержимое влечение к выходу в Интернет; увеличение количества времени нахождения в Интернете; трудности прекратить сеанс связи; нарастающие

отрицательные эмоции (раздражительность, дисфория, апатия, сниженное настроение, чувство пустоты, скука) вне общения с компьютером; потеря интереса к семье, работе, прежним увлечениям; безответственность, невыполнение обязанностей на работе и дома, частые ошибки в производственной деятельности [4].

В зависимости от того, какие цели человек помещает в виртуальную реальность, А. Котляров выделяет следующие проявления зависимости:

1. Виртуальные отношения связаны с ограничениями выбора в отношениях и любви в обычной жизни. Они проявляются заменой реальных отношений и секса виртуальным общением в Интернете (часто, но не обязательно сексуально окрашенным) и получением удовольствия от ки-берпорнографии. Благоприятные условия для переноса отношений в виртуальную реальность -анонимность и доступность. Человек получает возможность свободно проявить любые скрытые или подавляемые фантазии без страха понести физический ущерб, быть наказанным, осмеянным и при полном контроле над своими экспериментами (можно в любое время сменить киберлюбовни-ка, выйти из киберпространства). Виртуальная реальность откликается на любые пожелания, что дает ощущение признания своего успеха в отношениях. Женщины получают возможность «изменить» свою привлекательность и подтвердить собственные ограничивающие представления о ней. Мужчины подтверждают свои ограничения, «пряча» свою тревогу по поводу материальной состоятельности, потенции.

2. Виртуальные взаимодействия с людьми связаны с ограничениями выбора во взаимоотношениях в обычной жизни. Это результат неверно выбранной цели или проблем со способом ее представления. Проявляется заменой реальных взаимодействий виртуальными (общение в чатах).

3. Виртуальные действия связаны с ограничением выбора в действиях и проявляются заменой реальных поступков виртуальными (азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и бирж в Интернете, компьютерные игры, информационная перегрузка) [3].

А. Войскунский считает, что зависимость от Интернета становится проблемой, когда человек что-то теряет и в минуты просветления готов это признать. Поведенческие характеристики аддиктов однообразны: люди проводят много часов в Сети, смещается распределение времени в сутках, питаются тем, что можно съесть не отходя от компьютера. Обманывают друзей, начальство и родителей, преуменьшая количество времени в Сети.

По его мнению, особого вреда Интернет-зависимость не приносит. «Не всегда зависимости разрушают организм, как наркомания. Компьютер в общем-то ни при чем, это очередное орудие, с помощью которого люди проводят время и удовлетворяют свои потребности - не всегда преступные. Но если они теряют друзей, семью, работу, не отзываются на значимые для них события - это некоторая деградация личности».

Интернет сам по себе нейтральное средство, изначально предназначавшееся для научно-исследовательских и военных целей. Сейчас дискуссия о вреде Интернета достаточно серьезна. Рассмотрение глобальной Сети с этой точки зрения является новым феноменом, который почти не изучен. С другой стороны, влияние Сети на личную жизнь может быть минимальным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Больбот Т. 1нтернет-залежтсть: актуальна проблема?: мат-ли VII Мжнар. мед. конгресу студентш i мо-лодих вчених (21-23 травня 2003 р.). Тернопшь: Тернопшь. держ. мед. акад. iм. 1.Я. Горбачевського, 2003.

2. Карделлан Кристин, Грезийон Габриэль. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / пер. с фр. А. Лущанова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 272 с.

3. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006.

4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Изд-во Эксмо, 2006.1008 с.

5. Goldberg I. Internet addiction disorder //CyberPsychol. Behavior. 996. Vol. 3. N 4. Р. 403-412.

6. YoungK. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction - And a Winning strategy for Recovery. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998. 55 p.

7. Young K., Rodgers R.C. The relationship between depression and Internet addiction // CyberPsychol. Behavior. 1998. Vol.1. N 1. Р.56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.