Научная статья на тему 'Интернет-возможности продвижения туристических услуг'

Интернет-возможности продвижения туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22410
1593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МАРКЕТИНГ / РЕКЛАМА / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТСКАЯ КОМПАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-САЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемешко Т. Б.

В статье рассматриваются возможности Интернета в туризме, инструменты распространения, продвижения интернет-сайта и туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-возможности продвижения туристических услуг»

но-экономического развития России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2012. - № 8 (50).

12. Когнитивная бизнес-аналитика / Н.М. Абдикеев, А.Н. Аверкин, Л.П. Дьяконова, Н.Б. Завьялова, Э.И. Кистрина, В.П. Романов; под ред. Н.М. Абдикеева. - М.: ИНФРА-М, 2010.

ИНТЕРНЕТ-ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

© Лемешко Т.Б.*

Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

В статье рассматриваются возможности Интернета в туризме, инструменты распространения, продвижения интернет-сайта и туристических услуг.

Ключевые слова интернет, маркетинг, реклама, туристский продукт, туристические услуги, туристская компания, интернет-сайт.

В настоящее время сфера туризма является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Сегодня на развитие туристического рынка активное влияние оказывают технологии продвижения туристических продуктов и услуг, т.е. маркетинг и реклама туристических предприятий в сети Интернет [1].

Интернет очень важен для туристических компаний любого масштаба: они могут посредством сети Интернет эффективно и быстро осуществлять бронирование и резервирование, представлять свои услуги, осуществлять оперативную коммуникацию с потребителями и партнерами.

Представленность (самопрезентация) компании в Мировой сети обеспечивает туристическому предприятию возможность расширения потенциальной клиентской базы.

Особый интерес у туристских организаций вызывают следующие формы использования глобальной сети [2]:

- коммуникации и эффективная связь;

- электронная рассылка своих коммерческих предложений;

- реклама и продвижение туристского продукта;

- маркетинговые исследования;

- электронная презентация фирмы и ее туристского продукта;

- использование системы бронирования и резервирования;

- туристические порталы и сайты;

* Старший преподаватель кафедры Прикладной информатики.

- получение оперативной информации по тарифам и ценам для отелей, ресторанов, различных перевозчиков и другим туристским услугам;

- использование электронных каталогов туристского продукта по странам и направлениям;

- публикация объявлений на сетевых досках объявлений;

- использование сети интернета для взаиморасчета;

- информация о тематических выставках;

- использование возможностей электронных международных и межрегиональных туристских выставок, ярмарок;

- создание виртуального туристского офиса и др.

Сегодня большинство российских туристских компаний использует Интернет как большую доску объявлений для рекламы своих возможностей по организации туристского обслуживания.

Реклама является основой любой деятельности, особенно коммерческой, туристской: пользователь мог бы воспользоваться услугами, если бы знал об их существовании. Реклама в Интернете является самой быстрой: издание или обновление веб-страницы выполняется мгновенно. Реклама в Интернете является самой дешевой, а при размещении на своем собственном сайте еще и относительно бесплатной (оплачивается только хостинг и услуги веб-дизайнера). Реклама в Интернете имеет преимущество в том, что клиентам можно предложить не только текстовую информацию, но и мультимедийную (интерактивную), т.е. с фотографиями, видео, аудио [3].

За последнее десятилетие объем рекламы в сети Интернет значительно вырос. Объясняется это тем, что данный вид продвижения товаров и услуг имеет колоссальный охват потенциальных покупателей - целевой аудитории рекламы. При этом маркетинг в Сети «работает» 24 часа в сутки 7 дней в неделю и доступен в любой точке мира любому потенциальному потребителю.

Используя возможности современных информационных технологий, электронная реклама имеет высокую степень воздействия и высокую информативность.

В социально-культурном сервисе и туризме компьютерная реклама может использоваться в разных направлениях:

1. Создание веб-сайтов туристических фирм.

2. Размещение баннерной рекламы и т.п.

3. Рассылка посредством электронной почты рекламных предложений.

4. Распространение информации об услугах посредством создания иллюстративных CD-ROM (мультимедийные технологии) и др.

Мультимедийные технологии сегодня получили широкое распространение в разных сферах, в частности и в туристической. Многие туристические компании используют в продвижении своих товаров мультимедийные презентации, которые могут иметь разные сюжеты, сценарии, структуру, а также анимации, графики, музыку и другой звуковой ряд [1].

Посредством мультимедийной презентации можно решать ряд маркетинговых задач, например:

- ознакомление целевой аудитории с туристским продуктом, применяя различные визуальные элементы и звуковой ряд;

- поддержка рекламных кампаний, направленных на повышение спроса на турпродукт, услуги, популяризацию бренда, а также PR-кам-паний и BTL-акций и др.

Основным каналом распространения и продажи туристического продукта является интернет-сайт. Веб-сайты туристических компаний являются эффективным каналом, позволяющим потребителям изучать рынок туристического предложения и делать правильный выбор при бронировании и покупке тура.

Сайт туристической компании (агентства) - это современный и эффективный способ коммуникации и бизнеса между фирмой и пользователями -потенциальными потребителями туристических продуктов и услуг. Интернет-сайт туристической компании становится наиболее эффективным средством маркетинговой коммуникации с потенциальным потребителем, средством постоянного расширения клиентской базы [1].

При создании и продвижении сайта большое значение имеют его дизайнерское решение, структура и визуальное оформление, но самая важная составляющая популярности сайта - это его содержание, которое должно регулярно обновляться и быть всегда актуальным. Важно заинтересовать посетителя, пришедшего на сайт, качественным наполнением ресурса, необходимо предоставить ему развернутую информацию о курортах, отелях, визах, перелетах, условиях размещения, ценах, наличии мест. Грамотно построенный сайт, где дизайн гармонично сочетается с содержанием и структурой, произведет приятное впечатление на посетителей и поможет стимулировать их к покупке товаров и услуг.

Продвижение сайта в поисковых системах и каталогах является одним из самых эффективных и при этом скрытых приемов маркетинга.

Рассмотрим маркетинговые инструменты продвижения интернет-сайта и туристических услуг:

1. Поисковая оптимизация (поисковое продвижение) - это вывод интернет-сайта на лидирующие позиции в поисковых системах (Google, Yandex, Rambler и др.). Чтобы на сайт обратили внимание, он должен оказаться в самом начале результатов поиска (в первой десятке). Для этого осуществляется SEO-оптимизация, предполагающая внесение изменений в текстовое содержание, код страниц и настройки веб-сервера, а также размещение ссылок на сайт на сторонних тематических ресурсах.

Плюсы данного инструмента интернет-маркетинга - прямое обращение к целевой аудитории. Кроме того, данный вид маркетинга низкозатратен,

так как основные расходы связаны с качеством сайта и его подготовкой к продвижению.

Поисковая оптимизация даст лучший результат и больше число посетителей сайта, если применять ее совместно с контекстной рекламой.

2. Контекстная реклама - это информация, которую пользователи находят в рекламной зоне выдачи поисковой системы, а также на сайтах, которые участвуют в партнерской программе. Это текстовая ссылка, соответствующая смысловому содержанию запроса в поисковой системе или интернет-страницы (то есть если вам необходима информация о погоде в Италии, то рядом будет находиться информация о турфирме, предлагающей туры в эту страну). Главным плюсом контекстной рекламы является ее мобильность (можно быстро менять содержимое рекламных объявлений, направлять ее в разные регионы и в разное время).

Минусом данного маркетингового инструмента является более высокая стоимость контекстной рекламы и более низкая посещаемость (просматри-ваемость, кликабельность) в сравнении с поисковым продвижением.

3. Баннерная реклама - графическое изображение или текстовый блок рекламного характера, являющийся гиперссылкой на Web-страницу с расширенным описанием продукта или услуги. Важно следующее: от дизайна и оформления баннера, от креативности подхода автора зависит эффективность данного вида рекламы и ее вклад в продвижение сайта и услуг фирмы. Кроме того, в отличие от других видов рекламы в Сети, баннерная реклама двунаправлена - она привлекает пользователя на сайт и создает имидж компании, товара или сайта. Баннерная реклама остается сегодня одним из самых популярных и эффективных способов привлечения посетителей на веб-страницы или веб-сайт. Баннерная реклама является мощным инструментом имиджевой рекламы.

5. Доски объявлений сгруппированы по тематикам и работают по принципу газет бесплатных объявлений. На досках объявлений размещают только рекламу, так как именно для этого они и создаются.

Одним из эффективных инструментов коммуникации и продвижения товаров и услуг является электронная почта (e-mail маркетинг) - распространение сообщений только по подписке, адресатам, пожелавшим определенную информацию от определенного отправителя [4].

Преимущества e-mail маркетинга:

- электронная почта существует у большинства пользователей интернет;

- возможность персонализированного сообщения;

- прямое воздействие на целевую аудиторию;

- возможность быстрого распространения.

Утвердившейся мировой тенденцией на сегодняшний день является продвижение бренда, марки, продукта, туристических услуг через социаль-

ные сети (социальные медиа). Туристские компании стали работать с клиентами через социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой Мир, Twitter) посредством организации сообществ и создания корпоративных страниц, которые по наполнению могут сравниться с корпоративным сайтом. Социальные сети позволяют компаниям поддерживать связь с заинтересованными пользователями, выстраивать долгосрочные отношения со своими клиентами, формировать их лояльность, управлять репутацией компании, повышать продажи и решать многие другие задачи развития бизнеса [5].

Социальная сеть является отличной маркетинговой площадкой для продвижения услуг. На страницах в социальных сетях публикуются различные обзоры и комментарии, размещаются фотографии и видеоролики, презентационные материалы, ведется постоянный диалог с посетителями посредством опросов.

Продвижение в социальных медиа (Social Media Marketing, SMM) - это комплекс мероприятий по использованию социальных медиа (соцсети, бло-ги, форумы, сайты отзывов, фото- видеохостинги) в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач. Продвижение в социальных сетях позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, искать площадки, где эта аудитория в большей степени представлена, и выявлять наиболее подходящие способы коммуникации с ней.

Таким образом, Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристской компании, начиная от поиска и привлечения клиентов и заканчивая формированием турпродукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.

Список литературы:

1. Есаулова С.П. Информационные технологии в туристической индустрии: учебное пособие [Текст] / С.П. Есаулова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 152 с.

2. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме: учебное пособие [Текст] / Н.Н. Шаховалов. - Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2007. - 251 с.

3. Шитов В.Н. Информационные технологии в туристической индустрии: учеб. пособ. [Текст] / В.Н. Шитов. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 416 с.: илл.

4. Все о туризме. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tourlib.net/books tourism/shahovalov.htm (дата обращения: 20.12.2013).

5. Кусина О.А. Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в индустрии встреч [Электронный ресурс] // Креативная экономика. -2013. - № 1 (73). - С. 118-123. - Режим доступа: http://www.creativecono-my.ru/articles/27543 (дата обращения: 18.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.