Научная статья на тему 'Интернет-маркетинг в системе бизнес-коммуникаций'

Интернет-маркетинг в системе бизнес-коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9232
1008
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / КОММУНИКАЦИИ / РЕКЛАМА / WEB-САЙТ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томилина Н. Ю.

В статье даётся обзор такой актуальной формы бизнескоммуникации как интернет-маркетинг. Рассматриваются сущность, функции, инструменты и преимущества интернетмаркетинга по сравнению с традиционными маркетинговыми коммуникациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-маркетинг в системе бизнес-коммуникаций»

1. Елина Е.А. Семиотика рекламы: учеб. Пособие. Дашков, 2009.

2. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. Изд. 2-е, испр. -М.: Едиториал УРСС, 2004. С.5.

3. Прохоров А.В. Рекламный текст: Учеб. пособие / А.В. Прохоров, М.Е. Прохорова; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.

4. Прохоров А.В. Косвенное представление характеристик товара в текстах рекламы // Когнитивные исследования языка. 2012. № 11. С. 180-183.

5. Прохоров А.В. Понимание рекламного текста: имплицирование информации и инферентный вывод // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 9 (65). С. 139-143.

6. Пядышева Т.Г. Рекламный текст в сфере массовой коммуникации // Современные рекламные технологии: теория и практика. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина. 2012.

7. Пядышева Т.Г. Специфика рекламного текста в различных медиа // Современные технологии формирования имиджа: материалы круглого стола [электронное издание]. Тамбов. 2012.

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Н.Ю. Томилина

Липецкий государственный технический университет [email protected]

В статье даётся обзор такой актуальной формы бизнес-коммуникации как интернет-маркетинг. Рассматриваются сущность, функции, инструменты и преимущества интернет-маркетинга по сравнению с традиционными маркетинговыми коммуникациям и.

Ключевые слова:информационные технологии, интернет-маркетинг, коммуникации, реклама, web-сайт, маркетинговые инструменты.

In the article is given the review of such an actual form of business communication as Internet-marketing. Essence, functions, instruments and advantages of Internet-marketing in comparison with the traditional marketing communications are considered.

Keywords: informational technologies, Internet-marketing, communications, advertising, web-site, marketing instruments.

Развитие информационных технологий, среди которых одно из ключевых мест занял Интернет, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодействия - интернет-маркетинга.

Многие изменения в деловой сфере сегодня происходят в основном за счет достижений в области информационных технологий, что повлекло за собой переход от маркетинга массового - к ориентированному на конкретного клиента. В настоящее время маркетологи разрабатывают целевые маркетинговые коммуникации для создания и поддержания отношений с клиентами на определенных целевых рынках. Кроме того, существенное развитие информационных и коммуникационных технологий активизирует переход к персонализированным маркетинговым коммуникациям, расширяет права и возможности клиентов, которые сегодня рассматриваются в качестве партнеров в текущих деловых отношениях. В связи с этим перспективным направлением в развитии бизнес-коммуникацийвыступает Интернет-маркетинг.

В широком смысле под термином «Интернет-маркетинг» понимается теория и методология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета. Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективно-

стью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей (см. рис.1).

Рис. 1. Возможности использования Интернета в системе маркетинга предприятия

Кроме того, роль, выполняемая Интернетом, не ограничивается только коммуникативными функциями, а также включает в себя возможность заключения сделок, совершения покупок и проведения платежей, придавая ему черты глобального электронного рынка. Рисунок 1 иллюстрирует возможности использования Интернета в системе маркетинга современного предприятия.

Интернет-маркетинг определяют как деятельность по изучению спроса и предложения рынка товаров и услуг в Ин-

тернете; продвижение своего предложения в глобальной сети [1, с. 5]. Под интернет-маркетингом также понимают комплекс методов изучения целевой аудитории сайта, методик его продвижения с использованием различных рекламных носителей в Интернете (контекстная реклама, баннеры), а также оптимизации сайта для поисковых машин (SEO) [2, с. 98].

Сущность интернет-маркетинга можно представить как комплекс мероприятий по исследованию Интернет-рынка, по эффективному продвижению и продаже товаров (услуг) с помощью современных интернет-технологий. Следует отметить, что целью использования интернет-маркетинга может быть увеличение продаж как на традиционном рынке, так и через сеть Интернет. Поэтому за счет широкого охвата целевой аудитории интернет-маркетинг способствует продажам и в оф-лайне, т.е. на традиционном рынке.

Базируясь на концепции традиционного маркетинга, можно сформулировать основные функции интернет-маркетинга:

- выявление нужд и потребностей покупателей в определенном сегменте Интернет-рынка в данный момент времени и прогнозирование их возможных изменений как в ближайшей, так и в дальнейшей перспективе;

- изучение потребителей и покупателей;

- изучение конкурентов и конкурентной среды;

- выявление из существующих или создание таких продуктов, которые будут востребованы на интернет-рынке, исходя из покупательской способности потребителей для конкретного сегмента рынка;

- предложение продуктов на интернет-рынке с соответствующим качеством и обслуживанием, устраивающим интернет-покупателя;

- установление цен, приемлемых для интернет-покупателя и обеспечивающих расчетную прибыль интернет-продавцу;

- продвижение продукта на интернет-рынке, что означает эффективное и этичное применение элементов коммуникационной политики с использованием Интернета: интернет-

реклама, методы стимулирования продаж, связи с общественностью для создания благоприятного мнения о продукте, компании, прямой маркетинг с целью осуществления прямых продаж;

- доставка продуктов в приемлемое для интернет-покупателя место и время;

- обоснованное и этичное использование компанией полученной информации об интернет-покупателях и интернет-потребителях.

По сравнению с традиционным маркетингом использование интернет-маркетинга имеет определенные преимущества:

- компания-продавец более оперативно реагирует на изменяющуюся ситуацию на рынке, корректируя цены на свои товары, обновляя ассортимент предлагаемых товаров и услуг, вводя новые предложения или услуги;

- компании экономически выгодно использование электронных каталогов своих товаров, чем печатных каталогов и почтовой рассылки;

- компаниям экономически выгодно размещение интернет-рекламы в отличие от размещения рекламы на традиционных каналах распространения рекламной информации;

- компания более оперативно получает через свой сайт рекомендации клиентов относительно ее товаров, услуг, сервиса и своевременно реагирует на их жалобы;

- компания публикует необходимую информацию для клиентов на ее сайте;

- специальные программы позволяют компании получать определенную информацию о посетителях сайта, которые могут стать ее клиентами, если компания будет модифицировать и совершенствовать свои товары, услуги, сайт, рекламу, сервис;

- компания обладает неограниченным правом публикации на своем сайте полной и детальной информации о ее товарах и услугах в сравнении с традиционными средствами информации.

Использование Интернета привносит новые особенности и преимущества по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях, приведем некоторые из них:

1. Переход ключевой роли от производителей к потребителям.

Одним из наиболее фундаментальных качеств, привнесенных Интернетом в мир современной коммерции, является переход ключевой роли от производителей к потребителям. Интернет сделал реальностью для компаний возможность привлечь внимание нового клиента всего за десятки секунд, проведенных им перед экраном монитора. Однако в то же время он дал возможность тому же пользователю за несколько щелчков мыши перейти к любому из конкурентов. В такой ситуации внимание покупателей становится самой большой ценностью, а установленные взаимоотношения с клиентами главным капиталом компаний.

2. Глобализация деятельности и снижение трансакцион-ных издержек.

Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения бизнеса. Он является глобальным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Таким образом, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно, заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на этапе доставки товаров.

Временной масштаб в среде Интернета также значительно отличается от обычного. Высокая эффективность коммуникативных свойств Интернета обеспечивает возможность сокращения времени на поиск партнеров, принятие решений,

осуществление сделок, разработку новой продукции. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, его коммуникативные характеристики обладают высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение. Названные эффекты также приводят к значительному сокращению трансакционных издержек, то есть издержек, связанных с налаживанием и поддержанием взаимодействия между компанией, ее заказчиками и поставщиками. При этом стоимость коммуникаций, по сравнению с традиционными средствами, становится минимальной, а их функциональность и масштабируемость значительно возрастают.

3. Персонализация взаимодействия и переход к маркетингу «один-одному».

Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Одним из простых примеров может служить персональное представление web-сайта для каждого из клиентов или партнеров компании. В результате Интернет позволяет перейти от массового маркетинга к маркетингу «один-одному».

4. Снижение трансформационных издержек.

Снижение трансформационных издержек может достигаться за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой продукции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников, затрат на сбыт и т. д. Например, одним из способов снижения трансформационных издержек может быть сокращение каналов распространения товаров. Причиной сокращения каналов распространения является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так как Интернет обладает более эффективной возможностью взаи-

модействия с потребителями и одновременно позволяет отслеживать информацию о потребителях.

Таким образом, развитие информационных технологий, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодействия - интернет-маркетинга, под которым понимается теория и методология организации маркетинга в среде Интернета.

Маркетинговые коммуникации в Интернете в зависимости от конечной цели могут быть разделены на два вида: коммуникации, связанные с разработкой, созданием, совершенствованием товара и его поведением на рынке и коммуникации, связанные с продвижением товара.

Маркетинговые коммуникации, связанные с разработкой, созданием и совершенствованием товара нацелены главным образом на обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов маркетинговой системы, целью которого является создание пользующегося спросом товара.

Наряду с Интернетом, для достижения эффективного взаимодействия при разработке новых товаров широкое распространение получили такие системы, как Интранет и Экст-ранет. Интранет (Intranet) представляет собой информационную среду, основанную на web-технологиях, пользователями которой являются сотрудники компании. В принципе, его можно рассматривать как целостную информационную инфраструктуру компании, включающую средства организации документооборота, корпоративную информационную систему, базы данных и т.д. Экстранет (Extranet) является распределенной информационной средой, объединяющей все филиалы компании, ее партнеров и клиентов. Можно сказать, что Экстранет более открытая система, чем Интранет. Еще раз подчеркнем, что технологии и инструментальные средства, используемые для создания сетей Интранет и Экстранет аналогичны тем, которые используются в сети Интернет. Принципиальное отличие состоит в числе объединяемых ими участников. Интранет - это исключительно внутренняя информационная среда компании. Экстранет наряду с сотрудниками

компании объединяет и ее партнеров. Интернет - глобальная мировая информационная система, обладающая интерактивными коммуникационными каналами, не имеющая территориальных, пространственных и временных барьеров.

Коммуникации второго вида в первую очередь ориентированы на продвижение имеющихся в распоряжении фирмы или уже находящихся на рынке товаров или услуг. В этом случае целью является убеждение потенциальных покупателей в необходимости приобретения товара, или напоминание уже существующим покупателям об осуществлении вторичных, регулярных покупок. Продвижение осуществляется с помощью механизма информирования, воздействия, убеждения и стимулирования покупателей, вовлечения их в процесс покупки, купли-продажи. Механизм продвижения приводится в действие с помощью комплексного инструментария, в состав которого входят: реклама, стимулирование сбыта, формирование общественного мнения, брендинг. Продвижение может быть организовано путем использования одного или, что чаще встречается, совокупности инструментов. В таблице 1 представлены наиболее часто используемые инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете.

Таблица 1 - Основные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете

Реклама Стимулирование сбыта Связи с общественностью

Web-сайт компании Конкурсы, игры, розыгрыши, лотереи Публикации материалов на шеЬ-сайте компании

Баннерная, текстовая реклама и реклама, использующая возможности средств мультимедиа Премии, призы и подарки Публикации материалов и новостей в СМИ Интернета, на специализированных и тематических сайтах

Регистрация сайта в каталогах и индексация сайта поисковыми сис- Пробные образцы, демонстрационные версии Проведение маркетинговых мероприятий с их активным освещением в Интернете

темами

Реклама при помощи электронной почты Купоны Участие в конференциях

Реклама в списках рассылки, конференциях и на досках объявлений Скидки Спонсорство

Появление и развитие Интернета прибавило целый ряд инструментов, чья функция состоит в достижении цели продвижения товаров, а также несколько дополнительных задач, связанных с использованием Сети - к ним относятся создание и продвижение собственного web-сайта и формирование собственного уникального имиджа в Интернете.

Web-сайт компании обычно выступает центральным элементом коммуникативной политики, проводимой в Интернете. Поэтому так важна задача его продвижения, от успешной реализации которой в значительной степени зависит эффективность всей коммуникативной политики.

Наличие хорошо разработанного традиционного бренда может также значительно облегчить задачу построения эффективной политики взаимодействия в Интернете, однако не исключено, что для достижения максимальной эффективности коммуникаций в Интернете потребуется создать новый бренд или трансформировать существующий, сделав его интерактивным. Перечисленные инструменты интернет-маркетинга являются наиболее эффективными и часто встречаемыми в современном Интернете.

Кроме того, к инструментам интернет-маркетинга относятся методы аффилиативного маркетинга, вирусного и скрытого маркетинга.

Аффилиативный маркетинг или партнерский маркетинг - это метод продвижения бизнеса в сети (продавцами/рекламодателями), при котором партнер получает вознаграждение за каждого посетителя, подписчика, покупателя и/или продажу, осуществленные благодаря его усилиям.

Вирусный маркетинг использует привычку людей делиться информацией с окружающими. Суть вирусного маркетинга в том, что пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную информацию, добровольно - по причине того, что она им интересна. Продвижение при помощи вирусного контента может принимать самые различные формы -видео, фото, флеш-игры, обычного текста (например, анекдотов или отзывов).

Скрытый маркетинг достаточно часто упоминается в контексте интернет-маркетинга, а также часто сравнивается с вирусным маркетингом. Цель подобных маркетинговых приемов заключается не в прямой рекламе продукта или услуги, а в нерекламном продвижении, когда информация о новом продукте или услуге «случайно» доносится до потребителя, например в форме обмена мнениями между счастливыми обладателями нового продукта.

Самым распространённым и широко применяемым инструментом интернет-маркетинга является реклама в Интернете. Существуют два самых распространенных понимания рекламы в глобальной сети: интернет-реклама как конвергенция традиционной рекламы и прямого маркетинга и интернет-реклама, понимаемая как конвергенция брендинга, распространения информации и продаж - все в одном месте. Популярность рекламы в Интернете связана с тем, что, по сравнению с традиционными средствами рекламы, Интернет выгодно отличают следующие свойства:

- Интернет является эффективным средством представления объекта рекламы. Это связано, с одной стороны, с возможностью предоставления максимума необходимой информации о рекламируемом объекте, с другой - с мультимедийной природой его среды, позволяющей использовать все возможные виды доведения до пользователя информации - текста, графики, звука, видеоизображения. Кроме того, гипертекстовая природа Сети предоставляет потребителю возможность самому контролировать поиск и получение информации и, тем самым, вовлекает его в процесс изучения объекта рекламы и максимально сближает с ним;

- Интернет является интерактивной средой, в результате чего, кроме пассивного воздействия на пользователей Сети, происходит и активное воздействие;

- Интернет предоставляет рекламодателю эффективный способ фокусированного воздействия на целевую аудиторию и конкретных пользователей;

- базируясь на современных информационных технологиях, Интернет предоставляет самые широкие возможности оперативного и глубокого анализа результатов проведения рекламных мероприятий.

Интернет, как инструмент рекламы значительно отличается от традиционных рекламных средств не только своими свойствами, но и разнообразием форм, к которым относятся баннерная/контекстная реклама; регистрация сайта в каталогах и индексация сайта поисковыми системами; реклама с использованием электронной почты, списков рассылки и дискуссионных листов (данный вид рекламы будет эффективен тогда, когда он не превращается в спам, т.е. в рассылку нежелательных электронных сообщений); реклама с использованием служб телеконференций и досок объявлений; партнерские программы; всплывающие рекламные окна, которые открываются при загрузке сайта пользователями или после его просмотра, и к которым существует неоднозначное отношение у пользователей Сети.

Многие поисковые системы, такие, как Yahoo, Google, Yandex, предлагают рекламодателям воспользоваться контекстной рекламой для привлечения новых целевых потребителей на свои сайты и увеличения объемов текущих продаж. Рассматривая сущность контекстной рекламы, можно отметить, что в данном случае рекламодатель создает текстовое рекламное сообщение, определяет для него соответствующие ключевые слова, по которым будет показываться данная реклама, указывает стоимость клика для каждого ключевого слова, дату и бюджет рекламной кампании. Пользователь при вводе запроса в поисковую строку получает страницу с результатами поиска, соответствующими введенному запросу. Например, пользователь поисковой системы Google.com вво-

дит в поисковую строку слово «подарки», в результате чего открывается страница с результатами по слову «подарки» и соответствующая данному ключевому слову контекстная реклама в виде текстового блока со ссылкой и описанием.

Следует отметить, что также распространена баннерная контекстная реклама. Например, при запросе «сотовый телефон» появляется соответствующий данному словосочетанию баннер, такая реклама характеризуется как поисковая контекстная реклама. Кроме этого, рекламодатели часто прибегают к тематической контекстной рекламе, которая появляется на многих специализированных сайтах.Таким образом, контекстная реклама включает в себя следующие виды:поисковая (тек-стовая/баннерная) и тематическая (текстовая/баннерная).

Баннерная реклама является эффективным инструментом имиджевой рекламы и наиболее широко распространенным видом рекламы в Интернете. Баннерная реклама остается сегодня одним из самых популярных и эффективных способов привлечения посетителей на web-сайт. Баннер представляет собой графическое изображение, которое помещается на web-странице издателя и является гиперссылкой на сервер рекламодателя. Наиболее широко распространены баннеры в формате GIF или JPG, хотя все чаще используются и другие форматы и технологии, например, ShockWave или Java.

Нельзя не упомянуть такой эффективный и малозатратный вид рекламы в сети Интернет, как реклама с использованием электронной почты. Многие эксперты сходятся во мнении, что отклик на правильно размещенную рекламу в службах Интернета, использующих электронную почту, выше, чем отклик баннеров на web-страницах, и, что самое главное, выше качество переходов на сервер рекламодателя, то есть среди общего числа посетителей доля по-настоящему заинтересованных достаточно велика. Основным направлением использования электронной почты является рассылка индивидуальных писем.

Еще одним видом Интернет-рекламы является реклама на досках объявлений. Доски объявлений сгруппированы по темам и работают по принципу бесплатных объявлений в га-

зетах. В отличие от конференций на них можно и нужно публиковать рекламу, непосредственно для которой они и были созданы. При выборе досок объявлений предпочтение следует отдавать наиболее посещаемым и имеющих отношение к теме представляемой рекламы. Например, одно из крупнейших собраний ссылок на доски объявлений можно найти по адресу bbs.promo.ru.

Ещё один из способов размещения Интернет-рекламы -телеконференции. Телеконференции или, как их часто называют, форумы создаются для обмена информацией или обсуждения вопросов по определенной тематике. Участвовать в телеконференции могут, как правило, все желающие. Иногда, перед тем как сообщение становится доступным всем участникам, оно проходит верификацию модератором. Модератор листа - лицо, ответственное за соответствие помещаемых сообщений тематике конференции и за уровень представления материала. Им может быть либо основатель телеконференции, либо компетентное лицо, выбранное участниками. При использовании телеконференций в качестве инструмента маркетинга необходимо найти все конференции, которые прямым или косвенным образом касаются области ведения бизнеса. Далее следует принять активное участие в дискуссии для того чтобы зарекомендовать себя в качестве эксперта в заданной области. Польза от телеконференции может состоять в следующем. Во-первых, в привлечении новых клиентов. Этому могут способствовать высказанные вами мнения или проведенная косвенная реклама, например, в виде упоминания названия вашей компании в качестве примера к обсуждаемой идее. Во-вторых, в существовании вероятности того, что вы будете процитированы на страницах других изданий. Это может произойти, поскольку популярные и авторитетные конференции обычно отслеживаются представителями специализированной прессы. В-третьих, в определении потенциальных клиентов и, соответственно, возможности связаться с ними напрямую. Наконец, помимо целей рекламы и продвижения web-сайта компании специализированные конференции могут быть хорошими источниками ценной информации и новостей.

Рассмотрим партнерские программы как способ размещения Интернет-рекламы. В качестве методов привлечения новых посетителей и увеличения объемов продаж, с одной стороны, и способа заработать комиссионные - с другой, широкое распространение в Интернете получили партнерские программы. В партнерской программе обычно участвует сайт-продавец товаров или услуг и сайты-партнеры. Партнеры располагают у себя логотипы, баннеры или просто ссылки на сервер продавца, за которые последний платит им комиссионные. В зависимости от варианта программы комиссионные могут выплачиваться за каждого пришедшего по их ссылке посетителя, за регистрацию или подписку на предлагаемый товар или услугу, или за произведенную покупку. Комиссионные могут быть фиксированной суммой или процентом от совершенной покупки. Кроме того, одни продавцы платят комиссионные только от первой сделки, другие же учитывают и последующие покупки клиента. Выбор партнерской программы зависит от вида предлагаемых товаров или услуг. Интернет-магазины, продающие товары типа книг, цветов или компакт-дисков обычно платят за конкретные продажи, а web-серверы, предлагающие подписные услуги, например на информационные формы, другие - только после оплаты определенной услу-ги.В качестве примеров сайтов из разных секторов рынка можно привести следующие: Barnes&Noble и Amazon.com -торговля книгами, Cyberian Outpost и BuyDirect.com - продажа компьютерной техники и программного обеспечения, FAO Schwartz - продажа игрушек, Omaha Steak и The Lobster Net -торговля продуктами питания, CD Now - торговля компакт-дисками и множество других.

Для продавцов естественными привлекательными сторонами создания и развития партнерских программ является бесплатная реклама их товаров и услуг, расширение каналов продаж. Кроме того, в отличие от баннерной рекламы, им не приходится платить живые деньги до продажи товара.

Участие в партнерских программах дает владельцам web-сайтов возможность получения дополнительного дохода от своего web-сервера. Этот способ позволяет избежать слож-

ностей, связанных с использованием платежных систем и предоставлением дополнительных услуг своим посетителям, что особенно важно для владельцев сайтов с небольшим трафиком. Из непривлекательных сторон участия в партнерских программах можно отметить: для продающего сайта - необходимость использования достаточно сложного программного обеспечения, а для владельцев сайтов-партнеров - факт отправки своего посетителя на другой сервер, с которого последний может и не вернуться.

Самым характерным примером продвижения и использования партнерских программ является компания Amazon.com (www.amazon.com), ставшая благодаря применению партнерских программ самым известным в Интернете продавцом книг, а сегодня предлагающая и множество других товаров. Среди российских компаний, которым удалось добиться результатов с использованием партнерских программ, можно назвать интернет-магазин Ozon (www.ozon.ru). За привлеченных покупателей партнеры магазина получают 12 % от стоимости книги или кассеты, на которую они разместили у себя ссылку, и 5 % от всех дополнительных покупок, сделанных ими в течение данного посещения магазина (www.ozon.ru/associates/) [3, с.22].

Безусловно, в настоящее время нельзя говорить о реальной конкуренции интернет-рекламы с традиционными видами, поскольку Интернет в мировом масштабе (особенно в России) распространен не так широко, как телевидение или печатные СМИ. Однако, поскольку интернет-технологии развиваются очень бурно, и количество пользователей Интернет растет экспоненциально, увеличивается аудитория, которой можно адресовать свою информацию, в том числе и рекламного характера. В России, где Интернет доступен по разным оценкам 4-8 процентам всего населения, пока рано говорить о широком распространении рекламы. Пока российский рынок Интернет-рекламы невелик и составляет 1-2 миллиона долларов, эксперты прогнозируют его увеличение в ближайшие годы до 150 миллионов.

Таким образом, основным методом продвижения в глобальной сети сегодня является интернет-реклама, являющаяся базовым инструментом развития бизнес-коммуникаций. При этом следует учитывать, что по-настоящему эффективной реклама в Интернете может быть только в случае комплексного подхода. Такой подход предполагает разработку и создание полноценной рекламной кампании, включающей в себя множество инструментов Интернет-рекламы: от баннерной рекламы, текстовых вставок на наиболее эффективных для данного рекламодателя веб-ресурсах до партнёрских программ и рекламы, действующей через механизм телеконференций и досок объявлений.

Список литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг. Минск: Высшая школа, 2005.

2. Голик В.С. Некоторые аспекты использования интернет-маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №2. C. 6-25.

3. Чупалов А. Как зарабатывать деньги в Internet. СПб.: 2007.

АГРЕССИВНАЯ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА (СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ РЕКЛАМИСТАМ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.П.Иванцов, Е.В.Лучук

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, [email protected]

В статье на примерах российского рынка рекламы предпринята попытка показать роль агрессивной рекламы в Интернете. В качестве советов начинающим рекламистам сформулированы основные проблемы для нового направления работы в данной области.

Ключевые слова: агрессивная реклама, креатив, бриф, он-лайн-баннер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.