account that municipal service plays a key role in solving all the problems of the local community, therefore, it is particularly important to form and develop professional competencies in the following areas:
- knowledge and use of modern regulatory legal acts governing the sphere of professional activity;
- identification of the role, place and functions of municipal government in the public service;
- management according to the results in the system of local self-government;
- technology of interaction in the system of bodies of power vertically, horizontally, and also with the institutions of the business community and civil society;
- state regulation of the economy at the municipal level;
- legal support of realization of municipal functions and rendering of municipal services;
- implementation of procurement policy for municipal purposes;
- documentation support of the municipal administration;
- implementation of ethical norms of conflict-of-interest law and of business conduct.
Summarizing, we note that the organization of the implementation of basic educational programs in the institute on the basis of competence-oriented model allows to prepare highly qualified specialists for municipal service, competent politicians, strong in contemporary political and economic processes, who are able to make strategic management decisions and to have a dialogue with representatives of civil society.
Literature:
1. Bandurina I., 2010, Scientific school as an environment for the development of ethical values of the scientific youth in the era of globalization: the dissertation of Candidate of Pedagogical Science, Rostov-on-Don, 224 p.
2. Rakitov, A. 1991, Philosophy of the computer revolution, Moscow, 287-14.
3. Cherkasova T., 2015, 'Competence approach to training of public and municipal employees in Law Department of the South Russian Institute of Management - the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration', Science and Education, Agriculture and Economics; Entrepreneurship; Law and Management, № 4 (59), p. 14.
CO
i-H
О OJ
Û-<
GO
Kj^ С
E
69
INTERNET TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS Shevchenko Galina Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected]
Ivantsov Evgenii Alexandrovich, Post-graduate Student, E-mail: [email protected]
Chair of Computer Science, institute of Information Technologies and Telecommunication, North-Caucasian Federal University, Stavropol
in article examines the issues of rational organization and systematic management of independent work of students
in the modern education system with the help of modern internet technologies.
Keywords: independent work; information and communicationai technology; internet-technologies.
ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
В статье освещаются вопросы рациональной организации и планомерного управления самостоятельной работой студентов в условиях современной системы образования с помощью современных Интернет-технологий. Ключевые слова: самостоятельная работа; информационные и коммуникационные технологии; Интернет-технологии.
УДК 378.14
© Шевченко Г.И., 2016 © Иванцов Е.А., 2016
Переход высшего образования на двухуровневую систему привел к изменениям в распределении академического времени на освоение базовых и вариативных дисциплин. Одним из результатов такого перехода является возрастание как роли, так и объема самостоятельной работы студентов. Данный вид учебной деятельности
ШЕВЧЕНКО Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент,
5Л да'!У@уап с/ех. г и
ИВАНЦОВ Евгений Александрович, аспирант, 5рес/а№огсе2б@таИ. ги
кафедра Информатики, института информационных технологий и телекоммуникаций, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
не является новым, но в условиях современного этапа развития системы образования предъявляются новые требования к результатам самостоятельной работы студентов. В связи с этим целесообразным будет выработать новые подходы к обучению, опираясь на современные образовательные технологии, в частности информационные и коммуникационные.
Характерной особенностью стандартов третьего поколения является значительное количество внеаудиторных часов. В связи с этим, студентам необходимо уделять больше времени на самосовершенствование и оттачивание навыков получения самостоятельных знаний в рамках различных дисциплин. Это в свою очередь требует организации новых видов и форм самостоятельной деятельности, характеристики которой (уровень сложности, объем заданий, тематика) обусловливаются следующими параметрами: уровень подготовки студентов, год обучения, время, отводимое на выполнение задания, и т.д.
Современные условия реформирования и модернизации Российской системы образования и наблюдаемая тенденция изменения организации учебной деятельности студентов, в частности сокращение аудиторных часов и увеличение доли самостоятельной работы, заставляет пересмотреть не только роль и место преподавателя в современном образовательном процессе, но и особенности организации учебной деятельности студентов. В этих условиях преподаватель становится не транслятором готовых знаний и умений, а менеджером учебно-познавательной деятельности. Сегодня все чаще можно встретить в педагогической литературе, наряду с понятием "организация", понятие "управление" образовательным процессом [6].
Интеграция компетентностного подхода в российское образование нацелено на формирование компетентного специалиста, способного к самообразованию на протяжении всей жизни. Это делает ещё более актуальной проблему побуждения студентов к самостоятельной работе и создания условий наиболее рациональной её организации.
Говоря о современных средствах управления самостоятельной работой студентов, исследователи отмечают широкие возможности информационных и коммуникационных технологий. Их огромный дидактический потенциал способен решить вопросы, связанные с оптимизацией самостоятельной работы обучающихся. Следует отметить, что одной из дидактических функций, присущих данным технологиям, является развитиеумений осуществлять самостоятельную учебную деятельность. Современные условия жизни, работы, профессиональной реализации требуют от людей умения самостоятельно приобретать знания и навыки на протяжении всей жизни. При этом объем самостоятельной учебной деятельности может быть значительно увеличен благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий. Поскольку эти технологии обеспечивают непрерывность и полноту процесса обучения, предоставляется возможность в интерактивном режиме, в удобном темпе самостоятельно изучить ту или иную тему курса или предмета с помощью компьютерной оболочки, которая включает постоянно обновляющийся материал [1].
Среди современных информационных и коммуникационных технологий, обладающих большим дидактическим потенциалом организации самостоятельной работы, можно выделить Интернет-технологии. К ним следует отнести социальные сетевые сервисы (блоги,
вики-технологии, аудио-, видеосервисы, сервисы подкастов, видеоблоги, микроблоги, социальные сети), электронную почту, веб-форумы, чаты, учебные Интернет-ресурсы. Охарактеризуем некоторые из них.
Электронная почта является наиболее известной и широко используемой Интернет-технологией, дидактические возможности которой позволяют преподавателю общаться со студентами вне аудитории, получать письменные задания и отправлять проверенные работы обратно, консультировать и информировать студентов по тому или иному вопросу.
Решением проблемы эффективного управления самостоятельной работой может стать разработка оптимальных способов превращения педагогического опыта и учебного материала в информационный ресурс. Переход от передачи готовых знаний и пассивных форм работы с материалом, в активные формы освоения информационного образовательного пространства (алгоритмы, модели, проекты и т.д.), в процессе чего на первый план выступает разработка электронных средств обучения. Эти средства могут представляться совокупностью компьютерных учебных модулей с окаймляющими блоками входного и выходного тестирования уровней самостоятельной деятельности с целью определения индивидуальной траектории изучения темы в любое время и в благоприятном для студента темпе. При этом алгоритм управления самостоятельной работы студентов с помощью электронных средств обучения предполагает поливектор-ность по линии "теория-практика-контроль" в соответствии с тремя уровнями самостоятельной деятельности [7].
Другой формой управления самостоятельной работой студентов являются онлайн-уни-верситеты, позволяющие осуществлять дистанционное обучение. Преподавателю при этом отводится важнейшая роль. Он отбирает материал, разрабатывает методику обучения на основе учебных онлайн-ресурсов, контролирует и направляет учебный процесс.
Онлайн-университеты привлекательны тем, что на данных порталах пользователю доступны для просмотра, чтения и изучения лекции, семинары и просто учебные материалы различных учебных организаций, как отечественных, так и зарубежных. Использование коллекций онлайн-университетов помогает решить ряд проблем: внедрять в практику преподавания современные материалы; делать разнообразной и интересной самостоятельную работу; повышать мотивацию к изучению предмета.
В качестве примера, приведем онлайн-уни-верситет Coursera https://www.coursera.org. В данный момент портал Coursera охватывает более 400 интерактивных курсов на базе 77 университетов. Раздел "Courses" https://www. coursera.org/courses предлагает студенту пройти курсы на 12 языках по 25 специальностям, которые варьируются от искусствоведения и социологии до физики и математики.
Другой учебный портал Khan Academy https://www.khanacademy.org представляет собой огромную коллекцию видеозанятий с возможностью просматривать каждый ролик, независимо оттого, какой курс выбран. Акцент делается на видеоряде, однако студенты могут задавать все интересующие вопросы по теме занятия и всегда получают развернутый ответ преподавателя. На сайте онлайн-универ-ситета есть удобный раздел для преподавателей "Educators", который содержит многочисленные советы, рекомендации, ссылки, методические разработки.
Аналогичные проекты существуют и в России. В частности, кафедрой английского языка для гуманитарных направлений и специальностей Са ратовского государствен ного у ни верси-тета им. Н.Г. Чернышевского был создан электронный Интернет-ресурс для самостоятельной работы студентов. Интернет-ресурс доступен на бесплатном портале course.sgu.ru. Данный ресурс оформлен в виде учебного курса под названием "Самостоятельная работа студентов-бакалавров" и рассчитан на студентов первого курса гуманитарных специальностей в первом семестре. Однако при необходимости может использоваться и для студентов более старших курсов, а также для студентов заочной формы обучения.
Следует отметить что, онлайн-университе-ты представляют собой интересный и информативный ресурс, который можно эффективно использовать при управлении самостоятельной работой. И при работе в компьютерном классе, и при планировании самостоятельной работы преподаватель найдет подходящий материал, который соответствует профессиональным интересам студентов.
Использование рассмотренных ресурсов позволяет решать такие проблемы, как:
1) расширение и развитие навыков, знаний, приобретенных на аудиторных занятиях;
2) отработка данных знаний и умений;
3) закрепление и повторение пройденного материала;
4) получение новых знаний.
Электронные курсы, как правило, могут либо полностью дублировать тематику аудиторных занятий, либо комбинироваться с другими темами. В любом случае должна создаваться некая единая взаимосвязанная система аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Помимо преимуществ работы с электронными курсами для студентов, следует выделить положительные особенности и для преподавателей. Так, удобная автоматическая форма проверки и контроля выполненных заданий значительно облегчает задачу преподавателя. Организация студентов по группам аналогична организации на аудиторных занятиях: группы студентов формируются в зависимости от их специальности. И студент, и преподаватель имеют возможность посмотреть подробный отчет о деятельности студента, его активности, количестве набранных баллов за то или иное задание или весь курс в целом [5].
На сегодняшний день свое место в системе средств Интернет-технологий для управления учебной деятельностью студентов прочно занимают веб-форумы и чаты. Грамотное использование чатов и веб-форумов способствует общению студентов друг с другом и со специалистами. Информационные или академические чаты успешно используются в самостоятельной проектной, исследовательской работе. Как справедливо отмечает C.B. Титова, "чат в руках профессионалов - это не бессмысленная болтовня, стимулированная анонимной вседозволенностью, а точный инструмент, объединяющий специалистов разных регионов". Использование в преподавании чатов способствует развитию навыков профессионального общения и др. [2, С. 150-151 ].
Интернет представляет собой огромное информационное пространство, в котором легко потеряться без навыков критической оценки найденных ресурсов. При организации самостоятельной работы обучающихся по поиску и анализу информации сети Интернет можно использовать следующие веб-задания разных форматов:
- полезный список и "охота за сокровищами" - эффективны при решении веб-квестов;
- мультимедийный альбом - можно использовать для самостоятельного изучения нового материала;
- образец постановки проблемы - эффективно работает при решении кейсов [8].
Особый интерес для организации самостоятельной работы студентов представляют дидактические возможности социальных сетевых
сервисов, работа которых основана на технологии Веб 2.0. Концепция Веб 2.0 позволяет пересмотреть организацию учебной деятельности, в центре которой - не потребление знаний студентами, а управление знаниями. Интернет перестает быть платформой только для передачи и поиска информации, а превращается в среду, где информация постоянно пополняется и изменяется самими пользователями.
Одними из наиболее популярных сервисов Веб 2.0 являются блог-технологии. При обучении обычно используются блоги преподавателя, личные блоги обучающихся и блоги учебной группы. Блог преподавателя является эффективным средством организации самостоятельной работы благодаря возможностям информирования студентов об изученном на конкретном занятии материале, размещения тематических ссылок на полезные ресурсы Интернета и источники литературы для дополнительного изучения, размещения сетевых тестов или тренажеров для самостоятельной работы, организации внеаудиторного обсуждения изучаемых тем и вопросов. Блог зачастую выступает как основа для начала исследовательской или творческой деятельности студентов.
В личных блогах студенты могут описывать свою жизнь, увлечения, интересы, проведенный отдых, а также комментировать новости друг друга. Блоги учебных групп используются как совместное академическое поле преподавателей и учебной группы для обсуждения заданий, обмена опытом и др. [4].
Другим эффективным средством управления самостоятельной работой студентов, основанным на технологиях Веб 2.0, является Вики-технология. Данный вид сервиса позволяет одному пользователю или группе людей дистанционно работать над созданием единого мультимедийного документа, в любое время корректируя и дополняя его. На основе данной технологии студенты могут выполнять групповые письменные задания. За счёт доступа к вики-документу всех участников проекта, данная технология может быть использована для организации проектной деятельности [3].
В заключение следует отметить, что при организации самостоятельной работы студентов и ееуправлении с использованием средств Интернет-технологий важным моментом является избежание опасностей скачивания вредоносных программных продуктов, несанкционированной утечки личной информации,
негативного воздействия на личность студента нежелательной информации и др. Поэтому вся необходимая информация отбирается и подготавливается преподавателем заранее.
Примечания:
1. Байназарова А. В., Проскурина И. К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов//Ярославский педагогический вестник. - 2012-№3.-С. 170-174.
2. Гасов В.М. Методы и средства подготовки электронных изданий : учеб. пособие / В.М. Гасов, A.M. Цыганенко. - М.: МГУП, 2013.
3. Золотухин С. А. Применение технологий Веб 2. 0 как инструментов развития информального медийного обучения // Вестник БФУ им. И. Канта. -2013.-№11.
4. Иванцов Е.А., Куликова Т.А Использование бло-га в учебном процессе студентов высшей школы/ / Информационные технологии в социально-экономическом развитии Ставропольского края материалы 5б-й научно-методической конференции преподавателей и студентов "Университетс-
кая наука региону", посвященной 80-летию СГУ 26 апреля 2011 г.
5. Лапшева Е. Е. Сущность и содержание реализации педагогической технологии, основанной на современных информационных концепциях образования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010.
6. Шевченко Г.И. Инновационность отечественного образования и новые проблемы педагогического менеджмента //Стандарты и мониторинг в образовании - М.: Образование и информатика, 2012,- №6-63 с
7. Шевченко Г.И., Иванцов Е.А. ИКТ в управлении самостоятельной работой студентов //Инфоком-муникационные технологии в науке, производстве и образовании: Шестая международная научно-техническая конференция. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет,
2014.-390 с
8. Шевченко Г.И., Иванцов Е.А. Образовательные веб-квесты в организации и управлении самостоятельной работой студентов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск : РМНКО,
2015,- №6 (55).-398 с.