УДК 13.01.29
Г.Х.Калимуллина, Д.Д.Калимуллин
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается влияние духовной культуры на деформирующееся образование и показывается роль Интернета, как формы общественного пространства. Прослеживается противоречивое влияние техники на образование и духовную культуру, что приводит к ослаблению мирового сообщества на глобальном и локальных уровнях. Делается вывод о том, что Интернет способствует образованию сетей разного уровня, решающих совокупность экономических, политических и социальных проблем нетрадиционными способами. Интернет создает возможности для массированной культурной экспансии, инкорпорации инкультурных ценностей в систему ценностей национальных культур.
Ключевые слова: духовная культура, глобализация, интернационализация, информационное общество, социализация, коммуникация, идентичность.
Kalimullin D.D., Kalimullina G.Kh. internet-technology as a mechanism of the formation of
SPIRITUAL CULTURE.
In the article an influence of spiritual culture on being deformed education is considered and the Internet role, as forms of public space is shown. Inconsistent influence of equipment on education and spiritual culture that leads to weakening of the world community in global and local levels is traced. Internet promotes formation of networks of the different level solving set of economic, political and social problems in the nonconventional ways is drawn. The Internet creates possibilities for the massed cultural expansion, incorporation of incultural values to system of values of national cultures.
Key words: spiritual culture, globalization, internationalization, information society, socialization, communication, identity.
В наше время многие исследователи высказываются о противоречивом характере Интернет в развитии глобализации, о том, что новые технологии губят высокие гуманистические идеалы, нравственные принципы, этические и эстетические нормы, а глобализация «убивает» культурную самобытность народа и т.д. Безусловно, есть определенные противоречия, люди подчас испытывают шок от столкновения не только с будущим, так ярко описанным Э.Тоффлером в его «Футурошоке», но и с настоящими достижениями информационной революции [7].
Изучение вопроса показало, что сегодня становится значительным влияние виртуальной реальности на российское общество. Символические формы сознания, формируемые виртуальной реальностью, являются мостиками, которые не только затрудняют, но нередко облегчают гармонизацию и согласование символических реальностей с действительной социальной реальностью, а также являются «транзитным полем», облегчающим перемещения нашего сознания из одной квазиреальности в другую. Следствием гибкости или значительной аморфности квазиреальностей является предоставление человеку различных возможностей социальной адаптации и, следовательно, выживания в информационном обществе. Мы полагаем, что в этой новой динамической структуре действуют адаптационные механизмы, обеспечивающие системе устойчивость в кризисных условиях существования.
В общественной эволюции такими адаптационными механизмами кроме институтов социализации, являются механизмы культуры, способствующие обретению человеком общественно приемлемых форм существования, что позволяет поддерживать самоорганизацию и целостность общественных связей. В этом случае неравновесные состояния отрицают гармонию системы, но в тоже время содержат модели будущей гармонии. Нелинейность в развитии культуры, как и природных процессов, носит стихийный характер и обусловлена игрой многочисленных случайностей, связанных с проявлением свободы воли отдельных индивидов - творцов культуры. Более того, саморазвитие культурной системы зависит от ее внутреннего состояния и от воздействий окружающей среды.
Безусловно, наиболее актуальные формы самовыражения культуры (образование, наука, искусство, мораль) несут основную смысловую нагрузку программ развития культуры и реализуют «программу будущего». Во время разрыва между старыми духовными структурами и институтами и формированием новых возникает ощущение кризиса духовной культуры.
В этом контексте, оценивая общее состояние Российского образования, воспитания и науки Е.И.Добринская пишет: «Образование, ориентированное на бытие (культуру), продуктивно и функционально не как капитал (пусть даже символический), но как духовная ценность, которая становится частью собственной системы мышления, способом обогащения и развития личности» [1].
Разумеется, от эпохи к эпохе менялись и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся. И как результат, наука и инженернотехническое образование занимают прочное высокое место в шкале ценностных приоритетов.
Как показывает история, наиболее ярко это явление можно проследить в эпоху капитализма, который за триста лет существования достиг больших успехов в цивилизационном развитии, чем феодализм за тысячу лет. Вырос уровень жизни людей, вопрос о голоде на время снят, но главное выросло образование людей и их информационное и интеллектуальное развитие. Данная надстройка требовала изменения многих сторон жизнедеятельности общества.
Если говорить об особенностях народного образования и культуры в России -складывалась следующая ситуация. До октябрьской революции 1917г. грамотность населения России в возрасте от 9 до 49 лет составляла лишь 28,4%. Десятки народов не имели даже своей письменности. По материалам земской статистики за 1905 год, грамотность татар среди мужчин составляла 21,7%, женщин 17,7%, а грамотность татар говорящих по-русски соответственно 4-5 и 2-3%. В результате культурной революции в СССР уже в 1939 году грамотность достигла 87,4% населения, а по переписи 1959 года СССР стал страной сплошной грамотности. Причем по оценке ЮНЕСКО, система народного образования в СССР была признана лучшей в мире [3]. Необходимо также отметить применительно с заявленной темой статьи и развитие всех видов духовной культуры общества в указанный период. Существенно то, что с 1990-х годов формируется установка исследователей на изучение феноменов духовнотворческой активности, ценностного самоопределения личности, социальной активности человека на разных возрастных этапах, в различных ситуациях социальной, досуговой, творческой, образовательной деятельности.
Можно утверждать, духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и сама духовная деятельность.
В новых исторических условиях модернизации педагогика также обращается к духовным истокам культуры, в которой сегодня происходит постепенное возрождение сакральных элементов, включение их в социокультурный обиход и в практику образования. Все чаще говорят о свободе совести, а государство на деле становится светским, то есть уважающим и поддерживающим свободный мировоззренческий выбор своих граждан. Тем более, культура и образование необходимы для поддержания человеческого достоинства. Культура влияет на экономику, технологию, информационную систему как базис. Соответственно меняется и социальный заказ системе образования. Проблема формирования духовной культуры личности становится одной из определяющих перспектив развития содержания образования. Подтверждением этому служат поправки к Закону РФ «Об образовании» от 1 декабря 2007 года, в которых законодатель фиксирует, что «основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.. .включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и
другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (п.6. ст.9); что «содержание образования должно обеспечить: ... формирование духовно-нравственной личности (п.2, ст.14)» [4].
Рассматривая образование как способ трансляции и присвоения идеалов культуры, мы основное внимание уделяем процессу обогащения личности духовными принципами на основе принципа гуманитаризации знания. Такой подход обусловлен тенденциями диалогического развития культуры.
С точки зрения М.А.Ариарского, духовная культура выступает как процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущ-ностных сил человека. Именно поэтому духовная культура в современном обществе нуждается в совершенствовании механизмов ее сохранения и формирования. К этим механизмам мы относим Интернет-технологии.
Важно подчеркнуть, что сегодня вместо традиционного деления на экономические классы и страты общество дифференцируется по профессиям, уровню образования и квалификации, по отношению к информационным источникам и процессам. Такие субкультуры формируют свою духовную культуру, выступающую адаптационным механизмом для их представителей.
Говоря о подготовке специалистов необходимо отметить, что сегодня - на дворе - век узкой специализации. Общество нуждается в таких профессиях, как wеb-дизайнер, wеb-программист, бренд-мастер, контент-редактор и прочее. Более того, любая потребность стремится к своему возвышению (как количественно, так и качественно; как по оси мотивов, так и по оси интересов). В ускоряющемся информационном обществе одним из основных факторов развития информационной культуры (и реализации информационных потребностей общества и личности) современного общества является система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей. Необходимо сказать, что образовательное пространство как сфера социальнокультурной деятельности отличается многофункциональностью и разноуровневостью. Сегодня в этой сфере разрабатываются и реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы. Объектами их осуществления являются учреждения дошкольного, школьного, профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования1.
Безусловно, образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1]. Мы полагаем, что важным звеном здесь является формирование образовательной культуры2 личности. Что касается образовательной культуры масс, то по нашему мнению, современное общество представляет собой субкультуры, национальная картина мира которых противоречива (представления о Добре и Зле, Справедливости, Нравственности и т.д.). Эволюция сознания и демократические преобразования сдетонировали, оторвав многие народы от своей истории, культуры, науки (не
1 Под образованием (просвещением), обеспечивающим вхождение каждой страны и каждого нового поколения людей в мировое культурное, информационное, образовательное, профессиональное пространство, понимается процесс и результат социально-культурной деятельности человека (или общности людей) по овладению системой научных знаний и практически важных умений и навыков.
2 Образовательная культура - совокупность элементов знаний, умений, навыков (объективных, субъективных, реальных, виртуальных) личности направленные на утверждение гуманитарных основ просвещения, становление «человеческого в человеке», сохранение культурного наследия и национальной картины мира (искусство, культура, наука).
только ХХ века, но и предыдущих эпох).
В сегодняшнем калейдоскопе информационных связей человек остался один на один со своими проблемами и вызовами эпохи, с трудом адаптируясь к сегодняшним изменениям. Специалисты полагают, что проблемы Интернета и его жителей выстраиваются в следующем порядке: спам, вирусы, кибершпионаж, порно. Видимо секс-шопы скоро затмят традиционные институты социализации, однако... В настоящее время Сеть «владеет» далеко не всеми языками мира, а именно, используется лишь 10% существующих языков. А это означает, что большое число людей в какой-то мере имеют ограниченный доступ к Всемирной паутине и к современным информационным технологиям. Вместе с тем Интернет позволил находить и объединяться в этнические, профессиональные и иные общности, соединив (пусть и на коммерческой, бизнес основе) огромные общности «пассионарных» по своей сути. Следовательно, по каналам Интернета передается не просто информация, а энергия - ЗУН, компетенции, которые трансформируют личностное пространство. Такой коэффициент (IQ) расширяется и эволюционирует по мере поступления новой информации по различным каналам коммуникации.
Как видим, размышляя о формах, технологиях подачи материала исследователи признают большую роль Интернет как ресурса образования, воспитания, просвещения масс. Однако многие люди не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родители, дети, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.
Известен случай проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях. В Белграде пользователь Светлана Павлович (Svetlana Pavlovic) попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети Facebook не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Светланы», объясняя поведение пациентки, как обычный стресс от неудовлетворенности социальной потребности индивидуума в современном мире.
Некоторые работодатели запрещают пользоваться социальными сетями — не только ради экономии, но и чтобы воспрепятствовать утечке информации.
Д.Бойд на основании материалов опросов в 16 штатах США сделала вывод о двух основных «страхах», вызываемых социальными сетями: сексуальные домогательства и конфиденциальность информации. Контент-анализ периодической печати в Дании, позволил М.Ларсен составить список наиболее часто упоминаемых проблем в связи с социальными сетями, куда входят: сексуальное насилие и педофилия, запугивание и преследование, угрозы и насилие, распространение националистических идей. К.Фукс в ходе он-лайн опроса немецких и австрийских студентов получил следующий список рисков: конфиденциальность данных, распространение спама, возможность потери личной информации, создание негативного имиджа, интернет-зависимость. С.В.Бондаренко на материале исследования виртуальных сетевых сообществ юга России сделал вывод о наличии следующих форм проявления девиатного поведения: хакерство, нарушение режима секретности, диффамация,
кибертерроризм, компьютерная педофилия. Опрос, проведенный на портале ГУ-ВШЭ показал, что, по мнению респондентов, сети «затягивают» и отнимают слишком много времени», вытесняют реальное общение, обеспечивают «избыточность общения и информации». Более того, «вопросы конфиденциальности - упоминается в отчете, - беспокоят пользователей социальных сетей в меньшей степени. В основном эти страхи связаны с легкой доступностью контактной информации для спамеров, а не с работой спецслужб» [6].
Мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. В частности на это указывает Ф.А.Саглам и выделяет следующие шесть типов Интернет-зависимости, такие как: Интернет-коммуникаторы, Интернет-эротоманы,
Интернет-агрессоры, Интернет-когнитиваторы, Интернет-гемблеры, Интернет-
покупатели3.Интернет-коммуникаторы - аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.
• Интернет-агрессоры - аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.
• Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).
Автор в данном случае ставит в один ряд людей, которые реализуют свои познавательные потребности и тех, чей психотип можно идентифицировать как отрицательный. Мы полагаем, как и другие химические и нехимические аддикции, различные формы интернет-зависимости могут переходить одна в другую и сосуществовать в различных комбинациях. Безусловно, опасны сайты с деструктивным и вредным контентом, например, с содержанием инструкций по изготовлению и применению взрывоопасных или наркотических веществ.
Специальное программное обеспечение, предназначенное для ограничения доступа к таким сайтам, не всегда эффективно срабатывает, а зачастую вообще отсутствует.
Такое положение предполагает формирование противостояния к Интернет-аддикции, что включает в себя профилактику и коррекцию, т.е. являются объектом педагогического воздействия [5, С. 11]. Что предполагает социально-педагогическое сопровождение профессионального становления прежде всего молодого человека; мотивацию интереса к обучению - сделав его привлекательным; активное участие в процессе социализации и формирования личности; способствовать осознанному выбору и освоению профессиональных и образовательных программ; помогать преодолевать определенные жизненные трудности и создавать условия, способствующие раскрытию потенциальных возможностей личности.
Безусловно, интенсивное развитие науки, техники и технологий в современном мире приводит к необходимости постоянного обновления базовых профессиональных знаний выпускников. Объемы и сложность информации, которую современный человек вынужден осваивать во всех сферах своей жизни - социальной, экономической, профессиональной, бытовой, духовной и др., - нарастают лавинообразно, требуя от человека умения оперативно обновлять свои знания, гибко ориентируясь в непрерывно изменяющейся информационной среде.
Мы полагаем, Интернет выступает средством, которое стимулирует образование сетей разного уровня, решающих огромную совокупность экономических, политических и социальных проблем нетрадиционными способами. И учитываем, Интернет создает возможности для массированной культурной экспансии, инкорпорации инкультурных ценностей в систему ценностей национальных культур, способствуя предпосылкам для становления поликультурного мира.
Действительно, «современное общество поистине становится «обществом Интернет-коммуникаций», в котором социокультурное, экономическое, информационное, образовательное пространства структурируются «вокруг» главного своего элемента -Интернета» [8].
В этой ситуации перед социально-культурной практикой стоит задача при сохранении непреходящих традиций, обновить систему профессиональной ориентации в соответствии с требованиями XXI века, внедрить образовательно-воспитательные методики, вытекающие из принципиально новых технических возможностей информационного общества, существенно расширить фундаментальную подготовку во всех звеньях профессионального самоопределения личности.
3 Интернет-эротоманы - аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.
Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.
Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online).
Литература
1. http://www.rg.ru/2012/0 1/17/оЬга2шапіе^іїе<1ок.1^і1 Проект Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3) // Опубликовано: на сайте "Российской Газеты" 17 января 2012 г.
2. Гизатов К. Национальная идеология /К.Гизатов.-Т.2.-М., 1999.-212с.
3. Добринская Е.И. Образование взрослых как культурная ценность /Культура и личность: сб. ст. / Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств.-СПб., 2006.С.184-187
4. Закон об образовании 10 июля 1992 №3266-1 (ред. от 01.04.2012) Окончание действия редакции -30.06.2012. www.baseconsultant.ru Дата обращения 03.04.2012.
5. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. 13.00.01 Казань, 2009. 24с.
6. Социальная сеть (Интернет) - материал из Википедии
7. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 557с.
8. Чистяков А.В. Социализации личности в обществе Интернет-коммуникаций (социокультурный анализ): Автореф. дис. ... докт. социол. наук 22.00.06.-Ростов н/Дону, 2006. 40с.