Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СРЕДА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / ИГРОВАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Никитин Григорий Михайлович

Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня практически невозможно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности без применения информационных технологии. Естественно, что сфера образования не осталась в стороне от новшеств информационных технологий. Современный учитель русского языка уже применяет информационные технологии в своей учебной работе с школьниками на всех этапах обучения. Информационные технологии хорошо подходят при закреплении, контроле знаний и конечно при объяснении учебного материала [1, с. 17]. В статье отражена проблема использования и применения информационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе. Цель исследования: проанализировать особенности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий. Задачи исследования: - выделить способы и методы интенсификации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий; - проанализировать особенности личностного развития школьников при применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы; - выявить особенности школьников при решении нестандартных педагогических задач на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий. Научная новизна исследования: Интернет-среда (виртуальное образовательное пространство) является возможностью формирования заинтересованности современных школьников в учебном процессе при изучении русского языка и литературы. Практическая значимость исследования: Результаты исследования можно использовать в педагогической деятельности в учебном процессе на уроках русского языка и литературы, в особенности способы и методы интенсификации при изучении русского языка и литературы. По результатам исследования сделаны выводы: - современная интернет-среда при обучении русскому языку и литературе представляет из себя достаточно объемное «сетевое образовательное пространство», включающее в себя учебно-методические, справочно-информационные и прикладные образовательные средства; - современные информационные технологии при обучении русскому языку и литературе имеют ряд преимуществ по отношению к традиционному (классно-урочному) обучению: мультимедийность, интерактивность и доступность; - использование информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка и литературы должно скорее носить вспомогательный характер, то есть способствовать и помогать достижению лучших учебных результатов, чем являться самоцелью преподавателей, которые стараются внедрить информационные технологии практически на каждом шаге в своей преподавательской деятельности; - необходимо стараться совмещать как новые (современные) методы, применяемые с помощью информационных технологий, так и не забывать старые (традиционные) методы и способы достижения образовательных результатов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Александровна, Никитин Григорий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET ENVIRONMENT AND APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGYAT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Modern information technologies have become part of our life. Today it is almost impossible to imagine any sphere of human activity without the use of information technology. Naturally, the education sector did not remain aloof from the innovations of information technology. A modern Russian language teacher is already using information technology in his educational work with schoolchildren at all stages of education. Information technologies are well suited for consolidation, control of knowledge and, of course, for explaining educational material [1, с. 17]. The article reflects the problem of using and applying information technologies in the lessons of the Russian language and literature at school. Purpose of the research: to analyze the features of the educational process in the lessons of the Russian language and literature using information technologies. Research objectives: - to highlight the ways and methods of intensifying the educational activities of schoolchildren in the lessons of the Russian language and literature using information technologies; - to analyze the peculiarities of the personal development of schoolchildren when using information technologies in the lessons of the Russian language and literature; - to reveal the peculiarities of schoolchildren when solving non-standard pedagogical problems in the lessons of the Russian language and literature using information technologies. Scientific novelty of the research : The Internet environment (virtual educational space) is an opportunity to form the interest of modern schoolchildren in the educational process when studying the Russian language and literature. The practical significance of the study : The results of the research can be used in pedagogical activities in the educational process at the lessons of the Russian language and literature, especially the methods and methods of intensification in the study of the Russian language and literature. According to the results of the study, the following conclusions were made: - the modern Internet environment for teaching the Russian language and literature is a fairly voluminous "network educational space", which includes educational methodological, reference information and applied educational tools; - modern information technologies in teaching the Russian language and literature have a number of advantages in relation to traditional (classroom) teaching: multimedia, interactivity and accessibility; - the use of information technologies in the educational process in the lessons of the Russian language and literature should rather be of an auxiliary nature, that is, contribute and help to achieve the best educational results, than be an end in itself for teachers who are trying to introduce information technologies at almost every step in their teaching; - it is necessary to try to combine both new (modern) methods used with the help of information technologies, and not to forget the old (traditional) methods and ways of achieving educational results in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СРЕДА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Русскийязык. Языки народов России Russianlanguage. Languages of the peoples of Russia

Научная статья

УДК 81

Б01: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-102-110

ИНТЕРНЕТ-СРЕДА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Григорий Михайлович Никитин

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail.com

Аннотация. Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня практически невозможно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности без применения информационных технологии. Естественно, что сфера образования не осталась в стороне от новшеств информационных технологий. Современный учитель русского языка уже применяет информационные технологии в своей учебной работе с школьниками на всех этапах обучения. Информационные технологии хорошо подходят при закреплении, контроле знаний и конечно при объяснении учебного материала [1, с. 17].

В статье отражена проблема использования и применения информационных технологий на уроках русского языка и литературы в школе.

Цель исследования: проанализировать особенности образовательного процесса на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий. Задачи исследования: - выделить способы и методы интенсификации учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий;

- проанализировать особенности личностного развития школьников при применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы;

- выявить особенности школьников при решении нестандартных педагогических задач на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий. Научная новизна исследования: Интернет-среда (виртуальное образовательное пространство) является возможностью формирования заинтересованности современных школьников в учебном процессе при изучении русского языка и литературы. Практическая значимость исследования: Результаты исследования можно использовать в педагогической деятельности в учебном процессе на уроках русского языка и литературы, в особенности способы и методы интенсификации при изучении русского языка и литературы.

Елена Александровна Никитина

МАОУ СОШ №45 имени Адмирала Федора Ушакова г. Краснодар, Россия

По результатам исследования сделаны выводы: - современная интернет-среда при обучении русскому языку и литературе представляет из себя достаточно объемное «сетевое образовательное пространство», включающее в себя учебно-методические, спра-вочно-информационные и прикладные образовательные средства;

- современные информационные технологии при обучении русскому языку и литературе имеют ряд преимуществ по отношению к традиционному (классно-урочному) обучению : мультимедийность, интерактивность и доступность;

- использование информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка и литературы должно скорее носить вспомогательный характер, то есть способствовать и помогать достижению лучших учебных результатов, чем являться самоцелью преподавателей, которые стараются внедрить информационные технологии практически на каждом шаге в своей преподавательской деятельности;

- необходимо стараться совмещать как новые (современные) методы, применяемые с помощью информационных технологий, так и не забывать старые (традиционные) методы и способы достижения образовательных результатов в учебном процессе.

Ключевые слова: информационные технологии, русский язык, педагогические риски, игровая среда, интернет-среда, сфера человеческой деятельности

Для цитирования: Никитина Е.А., Никитин Г.М. Интернет-среда и применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы // Педагогика: история, перспективы.2021.Том. 4. № 5. С. 102-110 БОТ: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-102-110

Originalarticle

INTERNET ENVIRONMENT AND APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Elena A. Nikitina

Municipal Educational Institution Secondary School № 45 named after Admiral Fyodor Ushakov Krasnodar, Russia

Grigory M. Nikitin

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail .com

Abstract. Modern information technologies have become part of our life. Today it is almost impossible to imagine any sphere of human activity without the use of information technology. Naturally, the education sector did not remain aloof from the innovations of information technology. A modern Russian language teacher is already using information technology in his educational work with schoolchildren at all stages of education. Information technologies are well suited for consolidation, control of knowledge and, of course, for explaining educational material [1, c. 17].

The article reflects the problem of using and applying information technologies in the lessons of the Russian language and literature at school.

Purpose of the research: to analyze the features of the educational process in the lessons of the Russian language and literature using information technologies.

Research objectives: - to highlight the ways and methods of intensifying the educational activities of schoolchildren in the lessons of the Russian language and literature using information technologies;

- to analyze the peculiarities of the personal development of schoolchildren when using information technologies in the lessons of the Russian language and literature;

- to reveal the peculiarities of schoolchildren when solving non-standard pedagogical problems in the lessons of the Russian language and literature using information technologies. Scientific novelty of the research: The Internet environment (virtual educational space) is an opportunity to form the interest of modern schoolchildren in the educational process when studying the Russian language and literature.

The practical significance of the study: The results of the research can be used in pedagogical activities in the educational process at the lessons of the Russian language and literature, especially the methods and methods of intensification in the study of the Russian language and literature.

According to the results of the study, the following conclusions were made:

- the modern Internet environment for teaching the Russian language and literature is a fairly voluminous "network educational space", which includes educational methodological, reference information and applied educational tools;

- modern information technologies in teaching the Russian language and literature have a number of advantages in relation to traditional (classroom) teaching: multimedia, interactivity and accessibility;

- the use of information technologies in the educational process in the lessons of the Russian language and literature should rather be of an auxiliary nature, that is, contribute and help to achieve the best educational results, than be an end in itself for teachers who are trying to introduce information technologies at almost every step in their teaching;

- it is necessary to try to combine both new (modern) methods used with the help of information technologies, and not to forget the old (traditional) methods and ways of achieving educational results in the educational process.

Keywords: information technology, Russian language, communicative competencies, pedagogical risks, game environment

For citation: Nikitina E.A., Nikitin G.M. Internet environment and application of information technologyat the lessons of the Russian language and literature. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 5. PP. 102-110 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-102-110

Введение

Благодаря внедрению и использованию информационных технологий возможно достичь более высоких результатов в учебной деятельности. Информационные технологии способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Цифровые технологии весьма многообразны и многоаспектны и могут применяться для решения разных образовательных задач. Обучение гуманитарным дисциплинам изначально строится на мировоззренческих и культурных оценках школьников, их интересах.

В XXI веке возрастает роль информационно-коммуникационных технологий в гуманитарном образовании. Исторически сложилось, что точные дисциплины были всегда ближе к информационным технологиям, а гуманитарное образование развивалось особняком, независимо от них.

Интенсификация учебного процесса на уроках русского языка и литературы при применении информационных технологий.

Современный школьник должен учиться мыслить не по «шаблону», а мыслить «творчески», т.е. уметь находить необычные и нестандартные решения образовательных и учебных задач [2, с. 718].

Таким образом, с помощью информационных технологий происходит интенсификация самого образовательного процесса (образовательный процесс становится «интересным» и «увлекательным» для современного школьника). Никогда нельзя забывать, что основой движущей силой педагогического процесса всегда являлся «интерес» ребенка (школьника) к изучаемому учебному материалу. Интерес как раз и возникает благодаря применению этих информационных технологий, т.к. большинство людей понимает, что мы сейчас живем в постиндустриальном (информационном) обществе [9, с. 25].

Обычно в традиционном уроке преобладал коллективный принцип организации взаимодействия школьников с учителем. Информационные технологии способствуют проявлению индивидуального, личностного, интеллектуального развития школьника

[1, с. 17].

Информационные технологии обеспечивают всеобщую компьютеризацию преподавателей и школьников на уроках русского языка и литературы на уровне, позволяющем решать основные три задачи:

1. обеспечение выхода в интернет;

2. развитие единого информационного пространства;

3. создание, развитие и использование управляемых информационных образовательных ресурсов.

Образовательные информационные технологии реализуются в образовательной среде, где следует выделить следующие работающие компоненты:

1. технические (средства связи и компьютерная техника);

2. программно-технические (средства программной поддержки реализуемой технологии обучения);

3. организационно-методические (организация всего учебного процесса и инструкции студентам и преподавателям).

Традиционно филологическое образование представлялось в формирование фундаментальных основ, чтобы решать мировоззренческие задачи, ориентироваться в современной социокультурной обстановке.

В современной обстановке информационное общество связано с изменением задач и ориентиров филологической подготовки образования.

Филологическое образование в информационном обществе приобретает междисциплинарный характер, в основе которого лежит метод применения информационных технологий.

Личностное развитие школьников на уроках русского языка и литературы с помощью информационных технологий.

Информационные технологии помогают в личностном развитии каждого конкретного школьника по его индивидуальной образовательной траектории и самое главное с учетом именно его психолого-педагогических способностей личности. Информационные технологии являются достаточно мощным современным средством интенсификации и активизации образовательного процесса [3, с. 67].

Главная задача современного учителя (преподавателя) - заинтересовать современного школьника, помочь ему составить индивидуальный образовательный маршрут и программу самообразования, опираясь на интересы, способности, возможности конкретного школьника. Естественно, в учебном процессе вносить определенные коррективы в индивидуальную образовательную программу (образовательный маршрут) для полноценного и всестороннего развития личности современного школьника.

Информационные технологии при обучении русскому языку позволяют достигнуть самомотивации школьников к процессу обучения, в будущем школьники успешно справляются с экзаменами ОГЭ и ЕГЭ, повышается грамотность школьников [4, с. 504].

На уроках русского языка при помощи информационных технологий возможно сформировать общие учебные навыки и умения, овладеть пунктуационными и орфографическими навыками и умениями, обогатить свой словарный запас и т.д.

Электронная коммуникация в учебном процессе на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка информационные технологии позволяют осуществлять электронную коммуникацию, когда школьники участвуют в самых разнообразных телекоммуникационных образовательных проектах. Школьники могут вести свой собственный «портфель школьника», свой сетевой дневник и даже свой блог. Школьники могут вести онлайн-диалог и переписку с учителем в рамках определенных образовательных курсов или уроков.

В любой педагогической ситуации при внедрении новшеств возможны педагогические риски и сложности, которые могут быть связаны или с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей современных школьников, или с соблюдением санитарно-гигиенических норм при использовании информационных технологий в образовательном процессе школы [5, с. 365].

На уроках русского языка и литературы возможно применить визуальную информацию, то есть для школьников предлагается некоторый иллюстративный ряд (например, фрагмент пейзажа, который предлагается дорисовать или домыслить). Таким образом у школьников развивается воображение и творческие способности на уроках русского языка и литературы. Замечательный способ воспользоваться интерактивным учебным материалом, которым являются таблицы, схемы, можно применить с помощью информационных технологий. Школьникам можно предложить использовать тренажер, который очень удобен в случае экономии учебного времени

Современное постиндустриальное (информационное) общество требует от учителей (преподавателей) умения развивать у школьников личностно-значимые качества. Учитель русского языка и литературы становится некоторой «путеводной нитью»,

можно сказать «маяком» в безграничном море Интернета. Учитель русского языка и литературы, по словам Г.К. Селевко, «учит оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способу его прохождения, т.е. «навигации в образовании»...» [7, с. 56].

Современное образование основывается на гуманных ценностях, то есть уважении к личности каждого школьника и преподавателя. Гуманизация общества показывает не столько ценность знания, сколько способ развития личности школьника [6, с. 8].

При организации самостоятельной работы школьников на уроках русского языка и литературы тоже можно использовать информационные технологии при коррекции и контроле знаний школьников. С помощью информационных технологий можно выявить проблемы в знаниях школьников.

Во внеурочное время школьники учатся составлять схемы, таблицы, тесты, сочинять свои стихи, писать свои рассказы и т. д.

Школьники могут работать как вместе, так и индивидуально, так как с помощью информационных технологий применяется принцип дифференциации между школьниками. Благодаря принципу дифференциации слабый ученик может повторить учебный материал в неограниченное количество времени (учебные задания доступны в Интернете). У учеников, более грамотных и «сильных» есть возможность разобрать трудные варианты учебных заданий.

На уроках русского языка и литературы применяются компьютерные рисунки, которые формируют воображение современного школьника. Школьники на уроках научились создавать таблицы и схемы по русскому языку и литературе, делали презентации и создавали авторские образовательные проекты.

Информационные технологии помогают школьникам обдуманно и серьезно относиться к учебному материалу, касающемуся вопросов пунктуации, орфографии, синтаксиса. Школьникам наглядно видно, что небрежное написание орфограмм приводит к коммуникационным проблемам в современном постиндустриальном (информационном) обществе [10, с. 6].

На уроках русского языка и литературы при организации проектной и исследовательской работы очень хорошо применять информационные технологии. Школьники разрабатывают проекты по определенным учебным темам для систематизации, обобщения учебного материала. Школьники при создании учебного проекта имеют возможность самореализации, так как необходимо применение совершенно различных способностей школьников (художественных, творческих, логических, аналитических, коммуникативных, суггестивных, эмпативных). Учитель дает возможность каждому школьнику ощутить и почувствовать собственную значимость при реализации учебного проекта.

Выводы:

Современная интернет-среда обучения русскому языку представляет определенное сетевое окружение участников образовательного процесса. В этой интернет-среде взаимодействуют учебно-методические, справочно-информационные, прикладные образовательные средства [8, с. 42].

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) при обучении русскому языку имеют ряд преимуществ (возможностей): мультимедийность, интерактивность и доступность. Эти преимущества позволяют быстро находить необходимую информацию в нужном разделе, изучать эту информацию, выполнять лекси-ческо-грамматические упражнения, проходить тестовый контроль. Некоторые обучаю-

щие программы и образовательные программы предоставляют кроме всего прочего и культурологическую информацию, вызывающую интерес к русскому языку и его культуре. Необходимо понимать, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе не должно являться только целью преподавания, но и выступать в качестве вспомогательного средства, способного увеличить объем знаний, повысить качество знаний, развить навыки и умения студентов-иностранцев для их успешной коммуникации на русском языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баженов Р.И. Разработка технологии изменения содержания дисциплины по информационным технологиям для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности // Информационные технологии в образовании. 2020, № 3. с. 16 - 20.

2. Горин М.Е., Аладинский А.А., Фешина Е.В. Высокие технологии и информационные технологии // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3-х частях. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. Краснодар, 2021, с. 717-719.

3. Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др Внедрение информационных технологий в предметной и надпредметной деятельности / под ред. А.В. Ильичева. - М.: Просвещение, 1995. - 240 с

4. Макрушина Е.Е. Современные информационные технологии в образовании // в сборнике «Languages in professional communication», 2021, с. 500 - 505.

5. Розанова О.В., Бондаренко М.А. Информационные технологии при организации самостоятельной работы студентов (на примере облачных технологий) // в сборнике: 57-я Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ТулГУ с всероссийским участием. Сборник докладов в 2-х частях, 2021, с. 363 - 369.

6. Фролов В.Н. Практическая реализация и внедрение технологии «портфолио» в образовательный процесс с помощью информационных технологий //Молодой ученый. 2021, № 33 (375), с. 5 - 9.

7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании -М.: Просвещение, 2003

8. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». - М.: МИА, 1999.

9. Akhmedov B.Information technologies in cluster systems: a competence approach // Universum: техническиенауки. 2021, № 4 - 5 (85). с. 24 - 27.

10. Lepeshev D., Shalashun L.The use of information technologies in the process of teaching younger schoolers // Наукаиреальность. 2021, № 1 (5), с. 5 - 7.

REFERENCES

1. Bazhenov R.I. Designing the technology of changing the content of the disciple on information technologies for including students in scientific research activities. Information Technologies in Education. 2020, № 3. P. 16 - 20. (In Russ.)

2. Gorin M.E., Aladinsky A.A., Feshina E.V. High technologies and information technologies. In the collection: Scientific support of agroindustrial complex. Collection of articles on the materials of the 76th scientific-practical conference of students on the results of research for 2020. In three parts. Responsible for the issue A.G. Koshchaev. Krasnodar, 2021, pp. 717-719. (In Russ.)

3. Ilyichev A.V., Petrovsky V.S., Yakovlev A.I. et al Introduction of information technologies in the subject and supra-subject activities. Edited by A.V. Ilyichev. M.: Prosvesh-cheniye, 1995. 240 p(In Russ.)

4. Makrushina E.E. Modern information technology in education, in the collection "Languages in professional communication", 2021, P. 500 - 505. (In Russ.)

5. Rozanova O. V., Bondarenko M. A. Information technologies in organization of students' self-complete work (basis of oblating technologies), in the collection: 57-th Scientific-Practical Conference of Teaching Staff of Tula State University with All-Russian participation. Collection of Reports in 2 parts, 2021, PP. 363-369. (In Russ.)

6. Frolov V. N. Practical implementation and introduction of "portfolio" technology in the educational process through information technology. Young Scientist. 2021, № 33 (375), P. 5 - 9. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Yakovlev, A.I. Information and communication technology in education . M.: Pros-veshcheniye, 2003. (In Russ.)

8. Yakovlev A.I. Information and Communication Technologies in Distance Education, Report at the Round Table "ICT in Distance Education. M.: MIA, 1999.

9. Akhmedov B. Information technologies in cluster systems: a competence approach. Universum: Technical Sciences. 2021, № 4 - 5 (85). P. 24 - 27. (In Russ.)

10. Lepeshev D., Shalashun L. The use of information technologies in the process of teaching younger schoolers. Scienceandreality. 2021, № 1 (5), P. 5 - 7.

Информация об авторах: Никитина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 45 имени Адмирала Федора Ушакова г. Краснодар, Россия

Никитин Григорий Михайлович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» г. Краснодар, Россия

0RCIDID:https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail. com

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Elena Nikitina, teacher of Russian language and literature Municipal Educational Institution Secondary School № 45 named after Admiral Fyodor Ush-akov

Krasnodar, Russia

Grigory Nikitin, Candidate of Philosophy, assistant professor of the Philosophy Department Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin Krasnodar, Russia

ORCIDID:https://orcid.org/0000-0003-2748-1425 klgffr@gmail.com

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.09.2021 Одобрена послере цензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.10.2021

Принята кпубликации / Accepted for publication: 27.10.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests.

© Никитина Е.А. 2021 © Никитина Г.М. © «Педагогика:история,перспективы» 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.