Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GRAMMAR / SPANISH AS A FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE SKILLS / TEACHING / LEARNING / COMPUTER-ASSISTED LANGUAGE LEARNING (CALL) / WEB-BASED RESOURCES / ГРАММАТИКА / ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ / ЯЗЫКОВЫЕ НАВЫКИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ (CALL)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Лилия Гумаровна, Давитова Нурия Рустэмовна

Многочисленные учебники предлагают большое количество различных видов заданий и правил, которые готовы к использованию на занятии. Тем не менее, новое поколение учеников, которые общаются на «ты» с IT, становятся все более взыскательными. Следовательно, чтобы удовлетворить требования изучающих язык XXI века, учителя и преподаватели должны быть в курсе последних событий и искать эффективные способы внедрения сетевых ресурсов в образовательный процесс. Пандемия новой коронавирусной инфекции показала необходимость оперативно адаптироваться к изменениям обычного уклада жизни и переходить на дистанционный формат обучения. В статье дается обзор различных интернет-ресурсов, предлагающих грамматические задания для разных уровней. Авторами проводится анализ содержания, способов подачи информации и введения материала на занятиях по испанскому языку как иностранному. В статье рассматриваются различные методы преподавания грамматики на уроках испанского языка с помощью веб-ресурсов и измеряется их эффективность с помощью различных инструментов. В статье также приведены результаты опроса, проведенного среди студентов Казанского федерального университета, изучающих испанский язык как второй иностранный. Образовательный потенциал изучаемых ресурсов в основном обеспечивает аутентичность материала и вовлечение студентов в образовательный процесс. Статья включает в себя различные практические рекомендации, как сделать учебный процесс более прогрессивным и мотивирующим и дать учащимся возможность развить свое критическое мышление и креативность с помощью онлайн-платформ для изучения языка. Авторы считают, что преподавание грамматики с использованием сетевых ресурсов может помочь повысить интерес учащихся к уроку и, следовательно, получить более эффективные результаты в конце учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Лилия Гумаровна, Давитова Нурия Рустэмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET RESOURCES IN TEACHING GRAMMAR OF SPANISH AS A FOREIGN LANGUAGE

Numerous textbooks offer a large number of different types of tasks and rules that are ready for use in the lessons. However, a new generation of students who get on well with IT are becoming increasingly demanding. Therefore, in order to satisfy the requirements of 21st-century language learners, school and university teachers should be aware of the latest developments. They have to look for effective ways to introduce web resources into the educational process. The pandemic of a new coronavirus infection has shown the need to be able to quickly adapt to changes in the usual way of life and switch to distanсe learning. The article provides an overview of various computer assisted learning resources, offering grammar exercises for different levels. We analyze the content, methods of presenting information and methods of introducing material in classes of Spanish as a foreign language. We discuss various methods of teaching Spanish grammar using web resources and gauge their effectiveness by means of various tools. The article also presents the results of a survey conducted among the students of Kazan Federal University studying Spanish as a second foreign language. The educational potential of the studied resources mainly ensures the authenticity of the material and the involvement of students in the educational process. The article includes various practical recommendations on how to make the learning process more progressive and motivating and give students the opportunity to develop their critical thinking and creativity using online language learning platforms. We believe that teaching grammar with online resources can help increase students’ interest in the lesson and get more effective results at the end of the course.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2020. №2(60)

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.26907/2074-0239-2020-60-2-229-235 УДК 37.013.32

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАММАТИКИ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

© Лилия Газизова, Нурия Давитова

INTERNET RESOURCES IN TEACHING GRAMMAR OF SPANISH AS A FOREIGN LANGUAGE

Liliya Gazizova, Nuriya Davitova

Numerous textbooks offer a large number of different types of tasks and rules that are ready for use in the lessons. However, a new generation of students who get on well with IT are becoming increasingly demanding. Therefore, in order to satisfy the requirements of 21st-century language learners, school and university teachers should be aware of the latest developments. They have to look for effective ways to introduce web resources into the educational process. The pandemic of a new coronavirus infection has shown the need to be able to quickly adapt to changes in the usual way of life and switch to dista^e learning.

The article provides an overview of various computer assisted learning resources, offering grammar exercises for different levels. We analyze the content, methods of presenting information and methods of introducing material in classes of Spanish as a foreign language. We discuss various methods of teaching Spanish grammar using web resources and gauge their effectiveness by means of various tools. The article also presents the results of a survey conducted among the students of Kazan Federal University studying Spanish as a second foreign language.

The educational potential of the studied resources mainly ensures the authenticity of the material and the involvement of students in the educational process. The article includes various practical recommendations on how to make the learning process more progressive and motivating and give students the opportunity to develop their critical thinking and creativity using online language learning platforms. We believe that teaching grammar with online resources can help increase students' interest in the lesson and get more effective results at the end of the course.

Keywords: grammar, Spanish as a foreign language, language skills, teaching, learning, Computerassisted language learning (CALL), web-based resources.

Многочисленные учебники предлагают большое количество различных видов заданий и правил, которые готовы к использованию на занятии. Тем не менее, новое поколение учеников, которые общаются на «ты» с IT, становятся все более взыскательными. Следовательно, чтобы удовлетворить требования изучающих язык XXI века, учителя и преподаватели должны быть в курсе последних событий и искать эффективные способы внедрения сетевых ресурсов в образовательный процесс. Пандемия новой коронавирусной инфекции показала необходимость оперативно адаптироваться к изменениям обычного уклада жизни и переходить на дистанционный формат обучения.

В статье дается обзор различных интернет-ресурсов, предлагающих грамматические задания для разных уровней. Авторами проводится анализ содержания, способов подачи информации и введения материала на занятиях по испанскому языку как иностранному. В статье рассматриваются различные методы преподавания грамматики на уроках испанского языка с помощью веб-ресурсов и измеряется их эффективность с помощью различных инструментов. В статье также приведены результаты опроса, проведенного среди студентов Казанского федерального университета, изучающих испанский язык как второй иностранный.

Образовательный потенциал изучаемых ресурсов в основном обеспечивает аутентичность материала и вовлечение студентов в образовательный процесс. Статья включает в себя различные практические рекомендации, как сделать учебный процесс более прогрессивным и мотивирующим и дать учащимся возможность развить свое критическое мышление и креативность с помощью онлайн-платформ для изучения языка. Авторы считают, что преподавание грамматики с использо-

ванием сетевых ресурсов может помочь повысить интерес учащихся к уроку и, следовательно, получить более эффективные результаты в конце учебного процесса.

Ключевые слова: грамматика, испанский язык как второй иностранный, языковые навыки, преподавание, изучение, интернет-ресурсы. компьютерные технологии в обучении (CALL).

В последнее время информационные технологии превратились в неотъемлемую часть нашей современной жизни. Не существует каких-либо сфер, в которых бы не применялись те или иные изобретения современного века. Процесс экономических и социальных изменений показывает, что интерес к использованию компьютеров в повседневной жизни является не только следствием нового веяния, но и реальной необходимостью в эпоху глобализации. Как следствие, использование компьютеров и интернет-ресурсов в образовательном процессе стало неотъемлемой частью повседневной практики на занятиях. Мировые события 2020 года и повсеместный перевод всех образовательных учреждений на бесконтактное обучение с применением электронных технологий является подтверждением актуальности внедрения онлайн-платформ в процесс обучения.

Мы должны признать, что преподавание иностранных языков является одной из основных сфер внедрения обучения с использованием компьютерных технологий (далее - CALL). В конце 90-х гг. многие исследователи признавали тот факт, что развитие мультимедиа и радикальное изменение парадигмы «учитель-ученик» побудили создателей CALL искать новые способы представления контента [Warschauer, Healey]. Ученики нового тысячелетия очень требовательны: интернет-ресурсы должны быть информативными, простыми в использовании, функциональными, практичными, эффективными и интересными.

Несомненно, что CALL является реальным инструментом для изучения нового языка, его культуры и истории. С каждым днем CALL делает один шаг вперед, превращаясь в более «интеллектуальную» систему изучения языка. Этот факт подтверждается большим количеством современных исследований в данной области. Интернет-ресурсы обеспечивают основу для многих исследований, рассматривающих прошлое и будущее CALL [Jarvis, Krashen], [Egbert, Petric], [Levy, Stockwell], эффективность компьютерного обучения для изучения иностранных языков [The effectiveness of computer assisted...], [An instructional model for web-based e-learning education.], [Guerrero, Ochoa, Collazos].

Изучение истории CALL показывает постепенную разработку информационных технологий под влиянием различных подходов к преподаванию языка. В 1950-х годах компьютеры ис-

пользовались в основном для тренировочных упражнений и других заданий механического характера, в основном, для работы с текстом. Изменение произошло в конце 1970-х годов, когда возник интерес к познавательному процессу. Чисто механические упражнения были заменены различными видами интерактивных заданий и симуляций. Процесс общения был интегрирован в интернет-ресурсы, основная цель которых заключалась в том, чтобы побудить учащихся использовать грамматические формы в реальной речи, а не просто изучать или писать их. 1990-е гг. принесли много изменений в процессы преподавания и обучения. Учитель стал просто медиатором, инструктором, который помогает заинтересованным и мотивированным ученикам самостоятельно организовывать учебный процесс. Эти изменения привели к необходимости дать студентам реальную платформу для улучшения навыков.

CALL должен был объединить аутентичную среду и различные виды речевой деятельности, такие как аудирование, письмо, чтение и говорение. Последние десять лет демонстрируют невероятное развитие компьютерных технологий, которые могут быть интегрированы как в производство, так и в образование. В настоящее время интерактивный класс со смартбордами и электронными книгами — это не мечта, а реальность. Именно поэтому нам видится необходимым сделать традиционно воспринимаемую скучной грамматику более привлекательной для целевой группы обучения. В ходе исследования нами был проведен обзор интернет-ресурсов, посвященных грамматике, и проанализирована одна из наиболее часто используемых платформ для изучения испанского языка [ProfeDeELE].

Статья посвящена анализу различных информационных технологий с точки зрения их функциональности в изучении грамматики испанского языка. Практическим материалом исследования послужили следующие интерактивные грамматические платформы испанского языка: Español para inmigrantes [Español para inmigrantes], MarcoEle [MarcoEle], ProfeDeEle [ProfeDeEle], RutaEle [RutaEle] TodoEle [TodoEle]. ProfeDeEle был выбран в качестве основной платформы для анализа, поскольку он является одним из самых популярных ресурсов для изучения испанского языка среди преподавателей и студентов в России. Выбор этой плат-

формы объясняется также следующими причинами:

а) платформа имеет четкое разделение на разные уровни в соответствии с Общеевропейской системой от А1 до С2;

б) на платформе есть отдельный раздел, посвященный грамматике, что облегчает поиск необходимой темы;

в) ресурс имеет как онлайн-, так и оффлайн-задания;

г) ProfeDeEle актуален, так как контент постоянно обновляется;

д) у платформы также есть возможность форума или сообщества, где пользователи могут задать свои вопросы, получить рекомендации преподавателя;

е) создатели платформы подготовили возможность доступа с различных устройств с адаптацией размера экрана.

Общеизвестно, что грамматика считается скучной или трудной для изучения. С помощью интерактивных платформ мы можем легко сделать любое рутинное упражнение интересным, функциональным и в результате эффективным. Проблема в том, что в последнее время многие обучающиеся показывают достаточно плохие результаты в письменных заданиях из-за злоупотребления мобильными телефонами и социальными сетями. Более того, даже текстовые сообщения могут стать проблемой, так как многие телефоны имеют функцию автокоррекции, поэтому пользователю становится ненужным концентрироваться на правильности написания. Как следствие, возникает необходимость создания таких компьютерных технологий, которые могут помочь учащимся лучше освоить язык. Найденные интернет-платформы делают рутинные упражнения более интерактивными и, следовательно, мотивируют учащихся восполнить пробелы в изучении грамматики иностранного языка.

В рамках исследования нами был проведен опрос среди студентов Казанского федерального университета, изучающих испанский язык как второй иностранный. В опросе приняли участие 49 человек в возрасте от 18 до 21 года. Участникам опроса было предложено поделиться собственным опытом работы с онлайн-платформами при изучения грамматики. Результаты опроса показали, что большинство студентов применяет интернет-ресурсы при изучении грамматики испанского языка (83,7% опрошенных). Среди используемых студентами платформ лидирующую позицию заняла платформа ProfedeEle (26,5%), за которой следуют ¡Es fácil! (20,4%), Lingolia (18,4%), MarcoELE (14,3%), Español para inmigrantes (12,2%) и TodoEle (8,2%). Среди про-

чих были отмечены такие платформы, как Cerebriti, RutaELE, Aprenderespanol.org, Quizlet, iespanol.ru, Entre amigos, Coursera, Youtube и др., а также приложения Duolingo и Ewa. Радует также, что 81,6 % опрошенных отметили, что их преподаватели активно используют интернет-ресурсы на уроках по испанской грамматике.

В ходе опроса мы задали также вопрос о возможных сложностях в использовании онлайн-платформ. Практически половина опрошенных (38,8%) отметили отсутствие автоматической проверки задания. На плохую работу поисковой системы и скучный дизайн посетовали 18,4% и 26,5% учащихся соответственно. Немаловажными также становятся технические сложности: невозможность адаптировать экран под смартфон (20,4%), требование дозагрузки дополнительных программ для правильного отображения (16,3%). По мнению участников опроса, автоматические системы не лишены также неточностей (2%) и погрешностей в пояснении заданий (16,3%). Небольшое число (2%) опрошенных отметили, что не сталкивались с какими-либо сложностями. В качестве ключевых критериев идеальной онлайн-платформы участники опроса отметили следующие: доступность и простоту в использовании; понятную навигацию; блочную систему распределения материала по темам от простого к сложному с итоговыми тестами и автоматической проверкой ответов на каждом этапе; обязательные встроенные комментарии в случае ошибки с примерами из живой речи; простой, но красочный интерфейс; автоматическую адаптацию размера экрана при работе на смартфоне или планшете и бесплатный доступ.

При анализе некоторых существующих интернет-ресурсов, которые помогают учащимся улучшить свои грамматические навыки, нами были выявлены ключевые компоненты интерактивных грамматических заданий и так называемые критерии, которые необходимо соблюдать для достижения наилучшего результата. Стоит отметить, что некоторые платформы предлагают больше ресурсов для преподавателей (планы уроков, настольные игры и т. д.), чем практических заданий для студентов.

TodoEle [TodoEle] является одним из ресурсов, на котором можно найти огромное число заданий, охватывающих большинство лексических тем. Среди положительных сторон этого ресурса необходимо подчеркнуть, что в каждом упражнении есть примечание о грамматическом, функциональном и культурном содержании задания, которое облегчает его выбор. Еще одним преимуществом платформы является поисковый модуль. Обучающийся может выбрать грамматиче-

скую тему, над которой он хочет работать. Каждое задание также имеет градацию по уровням. Большой список грамматических тем включает в себя такие, как «Pasado» или «Subjuntivo», но без каких-либо дополнительных подразделений. Следовательно, пользователь должен просмотреть все задания на странице, чтобы найти подходящее для себя. Наконец, главный недостаток платформы, на наш взгляд, заключается в отсутствии интерактивности самих заданий, есть только скачиваемые файлы PDF и Word.

RutaEle [RutaEle] является интернет-ресурсом, на котором представлены материалы и задания, опубликованные в одноименном журнале. Одним из преимуществ ресурса является то, что многие виды деятельности основаны на видеороликах и короткометражных фильмах, а также подразделяются по уровням. Эта платформа имеет не только грамматические задания, но и задания для пополнения словарного запаса обучающихся.

Следующим проанализированным ресурсом стал дидактический журнал MarcoELE [MarcoEle]. На данной платформе представлено много различных заданий, распределенных по уровням. Но именно грамматические задания пока малочисленны. Раздел грамматики «Gramática ELE» находится в стадии разработки. На данный момент он предлагает задания только для двух уровней (A и B).

Español para inmigrantes [Español para inmigrantes] - один из ресурсов, который имеет широкий спектр видов деятельности: кроссворды, головоломки, интерактивные задания, настольные игры и т. д. Одним из недостатков ресурса является сложность при поиске задания.

Среди других онлайн-ресурсов, которые позволяют отрабатывать грамматические темы, стоит отметить такие сайты как Lingolia [Lingolia] (включает теоретический блок по каждой грамматической теме и одно интерактивное упражнение с возможностью автоматической проверки), ¡Es fácil! [¡Es fácil!] (веб-сайт для тренировки спряжения глаголов), Cerebriti [Cerebriti] (ресурс с различными грамматическими играми). Несмотря на наличие этих ресурсов, выбор остается достаточно ограниченным.

Проанализировав существующие онлайн-ресурсы, которые предлагают игры и интерактивные задания на отработку грамматических тем, мы пришли к выводу, что их достаточно трудно использовать в качестве основного ресурса для самостоятельного изучения грамматических тем. Так или иначе, внедрение этих ресурсов в учебный процесс предполагает активную роль преподавателя. Преподаватель должен

не только тщательно подобрать упражнения и материалы, подходящие студентам по уровню подготовки, но и грамотно организовать процесс выполнения этих заданий.

Мы считаем, что простая и удобная система поиска, организация разделов по грамматическим темам и по уровням владения языком, широкий выбор упражнений, интерактивные материалы и возможность мгновенной проверки ответов или получения обратной связи являются ключевыми факторами, влияющими на удобство и эффективность онлайн-ресурса.

Далее детально рассмотрим грамматические разделы онлайн-ресурса ProfeDeELE [ProfeDeEle], который пользуется популярностью среди преподавателей испанского языка в России.

Сайт ProfeDeELE.es предлагает материалы для тех, кто самостоятельно изучает язык, а также для тех, кто преподает испанский язык как иностранный. Материалы сайта рассчитаны на разные уровни владения испанским языком. Мультимедийные материалы позволяют фокусироваться на грамматике, при этом практиковать другие виды речевой деятельности, такие как аудирование, чтение и письмо.

Каждый грамматический раздел состоит из ряда различных заданий, который, как правило, включает видео с объяснением грамматической темы (Рис. 1), инфографику (Рис. 2), интерактивные онлайн-упражнения с возможностью мгновенной проверки ответов, игры и головоломки.

Рис. 1. Видеоматериал с объяснением грамматического правила

Рис. 2. Инфографика, иллюстрирующая грамматическую тему

На сайте можно найти подборку песен и стихотворений с различными заданиями для изучения грамматики испанского языка. В этом разделе наряду с традиционным заданием, которое предполагает заполнение недостающих слов из текста песен, предложены интерактивные упражнения для отработки грамматических тем.

Грамматические разделы, представленные на сайте ProfeDeELE.es, организованы в соответствии с традиционным грамматико-переводным методом обучения языку, то есть сначала дается грамматическое правило, а затем полученные знания отрабатываются на практике. В грамматике этот метод называется дедуктивным. Дедуктивный метод обучения противопоставляется индуктивному, когда изучающие язык сами приходят к грамматическому правилу, основываясь на примерах. Данный способ организации материала, представленный сайте ProfeDeELE.es, может не подходить тем, кто отдает предпочтение коммуникативному методу обучения языку. Однако преподаватель может адаптировать материалы ресурса к урокам по собственному усмотрению. Также дедуктивные и индуктивные техники могут эффективно взаимодополнять друг друга [Gollin].

Секция комментариев под материалами на ресурсе ProfeDeELE.es позволяет пользователям поделиться своим мнением, а также рассеять сомнения, задав вопросы другим пользователям. Некоторые задания позволяют отправлять ответы напрямую на электронную почту преподавателю с возможностью прикрепления дополнительных файлов (см. рис 3).

Рис.3. Форма, позволяющая отправить выполненное задание на почту преподавателю

Мы хотели бы выделить следующие рекомендации для применения материала веб-ресурса ProfeDeEle на уроках:

1) мультимедийные материалы и инфографи-ки с объяснениями грамматических тем на сайте ProfeDeEle могут быть применены на уроках наряду с традиционными учебными материалами;

2) викторины или игры могут служить для проверки знаний обучающихся;

3) интерактивные грамматические упражнения могут использоваться как задания для отработки материала непосредственно на уроке или в качестве домашнего задания;

4) грамматические игры онлайн-ресурса могут служить дополнительным заданием для обучающихся, которые закончили работу над основным материалом раньше остальных;

5) материалы сайта ProfeDeEle могут вдохновить преподавателей и обучающихся на создание собственных онлайн-материалов. Создание контента для онлайн-ресурсов является оригинальным творческим заданием, которое развивает различные навыки обучающихся.

Без сомнения, онлайн-ресурсы стали неотъемлемым компонентом изучения языка. Они предлагают различные мультимедийные и интерактивные учебные материалы и задания, которые вносят разнообразие в процесс обучения языку, позволяют сделать индивидуальную работу над грамматическими темами более продуктивной.

Мы считаем, что дальнейшее развитие существующих и создание новых платформ для изучения и отработки грамматики испанского языка может расширить возможности и сделать процесс изучения языка более гибким. Например, использование веб-ресурсов позволяет преподавателям давать индивидуальные задания тем, кто

отстал от группы и хочет восполнить пробелы в изучении той или иной темы.

Повсеместный переход на онлайн-формат обучения в условиях изоляции, вызванной пандемией коронавируса весной 2020 года, подтолкнул к поиску эффективных решений для противостояния вызову, с которым столкнулись преподаватели и обучающиеся по всему миру. Эти события подчеркнули необходимость наличия и создания широкого спектра интернет-ресурсов для изучения иностранных языков.

Список литературы

Alonso F., López G., Manrique D., Viñés J. M. An instructional model for web-based e-learning education with a blended learning process approach // in British Journal of Educational Technology, Vol. 36, No. 2. Blackwell Publishing, 2005. Pp.217-235. URL: http://www.fisme.science.uu.nl/publicaties/literatuur/2005 _modelforwebbasedelearning.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

Cerebriti. URL: https://www.cerebriti.com/juegos-de-espa%C3%B1ol/tag/mas-recientes/ (дата обращения: 10.04.2020).

Egbert J., Petric G. M. CALL research perspectives. Lawrence Erlbaum Associates publishers, 2005.

¡Es fácil! URL: https://www.esfacil.eu/en/ (дата обращения: 1.03.2020).

Español para inmigrantes. URL:

https://espanolparainmigrantes.wordpress.com/ (дата обращения: 15.01.2020).

Gollin J. Deductive vs. Inductive language learning // English Language Teaching Journal, 1998. No. 52, pp. 88-89.

Guerrero L.A., Ochoa S., Collazos C. A mobile learning tool for improving grammar skills // Procedia Social and Behavioral Sciences 2, 2010. Pp.1735-1739. URL: https://ac.els-cdn.com/S1877042810010153/1 -s2.0-S1877042810010153-main.pdf?_tid=679289ef-b100-4449-8ef3-

4765554b1b68&acdnat=1536906725_195d7319f5acf3a3 7dfe70e1e249b01e (дата обращения: 15.04.2020).

Jarvis H., Krashen S. Is CALL Obsolete? Language Acquisition and Language Learning Revisited in a Digital Age // TESL-EJ, vol. 17, no. 4, 2014. Pp.1-6.

Levy M., Stockwell G. CALL Dimensions. Routledge, 2013.

Lingolia. URL: https://espanol.lingolia.com/es/ (дата обращения: 11.03.2020).

MarcoEle. URL: https://marcoele.com (дата обращения: 16.01.2020).

Neri A., Mich O., Gerosa M., Giuliani D. The effectiveness of computer assisted pronunciation training for foreign language learning by children // Computer Assisted Language Learning, vol. 21, no. 5, 2008. Pp. 393-408.

ProfeDeEle. URL: https://www.profedeele.es/ (дата обращения: 11.02.2020).

RutaEle. URL: https://www.rutaele.es/ (дата обращения: 11.02.2020).

TodoEle. URL: https://www.todoele.net/ (дата обращения: 16.01.2020).

Warschauer M., Healey D. Computers and language learning: an overview // Lang. Teach. 31, 1998. Pp.57-71.

References

Alonso, F., López, G., Manrique, D., Viñés, J. M. (2005). An Instructional Model for Web-based E-learning Education with a Blended Learning Process Approach. British Journal of Educational Technology, Vol. 36, No. 2, pp. 217-235, Blackwell Publishing. URL: http://www.fisme.science.uu.nl/publicaties/literatuur/2005 _modelforwebbasedelearning.pdf (accessed: 10.03.2020). (In English)

Cerebriti. URL: https://www.cerebriti.com/juegos-de-espa%C3%B 1ol/tag/mas-recientes/ (accessed:

10.04.2020). (In Spanish)

Egbert, J., Petric, G. M. (2005). CALL Research Perspectives. Lawrence Erlbaum Associates publishers. (In English)

¡Es fácil! [It Is Easy!]. URL: https://www.esfacil.eu/en/ (accessed: 1.03.2020). (In Spanish)

Español para inmigrantes [Spanish for Immigrants]. URL: https://espanolparainmigrantes.wordpress.com/ (accessed: 15.01.2020). (In Spanish)

Guerrero, L. A., Ochoa, S., Collazos, C. (2010). A Mobile Learning Tool for Improving Grammar Skills. Procedia Social and Behavioral Sciences 2, pp.17351739. URL: https://ac.els-cdn.com/S1877042810010153/ 1-s2.0-S1877042810010153-main.pdf?_tid=679289ef-b100-4449-8ef3-

4765554b1b68&acdnat=1536906725_195d7319f5acf3a3 7dfe70e1e249b01e (accessed: 15.04.2020). (In English)

Jarvis, H., Krashen, S. (2014). Is CALL Obsolete? Language Acquisition and Language Learning Revisited in a Digital Age. TESL-EJ, Vol. 17, No. 4, pp.1-6. (In English)

Levy, M., Stockwell, G. (2013). CALL Dimensions. Routledge. (In English)

Lingolia. URL: https://espanol.lingolia.com/es/ (accessed: 11.03.2020). (In Spanish)

MarcoEle. URL: https://marcoele.com (accessed: 16.01.2020). (In Spanish)

Neri, A., Mich, O., Gerosa, M., Giuliani, D. (2008). The Effectiveness of Computer Assisted Pronunciation Training for Foreign Language Learning by Children. Computer Assisted Language Learning, Vol. 21, No. 5, pp. 393-408. (In English)

ProfeDeEle. URL: https://www.profedeele.es/ (accessed: 11.02.2020). (In Spanish)

RutaEle. URL: https://www.rutaele.es/ (accessed: 11.02.2020). (In Spanish)

TodoEle. URL: https://www.todoele.net/ (accessed: 16.01.2020). (In Spanish)

Warschauer, M., Healey, D. (1998). Computers and Language Learning: An Overview. Lang. Teach. 31, pp. 57-71. (In English)

Газизова Лилия Гумаровна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. liliksu@mail.ru

Давитова Нурия Рустэмовна,

ассистент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. nuriadavitova@gmail.com

The article was submitted on 18.05.2020 Поступила в редакцию 18.05.2020

Gazizova Liliya Gumarovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. liliksu@mail.ru

Davitova Nuriya Rustemovna,

Assistant Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. nuriadavitova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.