Научная статья на тему 'Интернет-ресурсы как дополнительные и эффективные методы для работы со студентами'

Интернет-ресурсы как дополнительные и эффективные методы для работы со студентами Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
492
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / WEB-СТРАНИЦА / САЙТ / ЧАТ / ВЕБИНАР / КОММУНИКАЦИЯ / ОПОСРЕДОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / INTERNET SOURCES / WEB-PAGE / WEB-SITE / CHAT / WEBINAR / COMMUNICATION / INDIRECT TRAINING / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузьмина Галина Павловна, Сидоренко Людмила Павловна

Рассмотрен процесс обучения студентов посредством привлечения информационных технологий. Авторы обращают внимание на коммуникативное взаимодействие между преподавателем и студентами вуза на персональных Web-страницах, в чате и в рамках вебинара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET TECHNOLOGIES AS ADDITIONAL EFFECTIVE MEANS FOR STUDENTS'' TUTORIAL METHODS

The article is aimed at the studying process of students' tutorial with the help of information technologies involvement. The authors pay the attention to communicative interaction between a tutor and a student of higher education which is spread through web pages or tutorial sites by chatting or through the webinars.

Текст научной работы на тему «Интернет-ресурсы как дополнительные и эффективные методы для работы со студентами»

ПЕДАГОГИКА

УДК 004.7 ББК 32.973.202

Г.П. КУЗЬМИНА, Л.П. СИДОРЕНКО

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Ключевые слова: Интернет-ресурсы, Web-страница, сайт, чат, вебинар, коммуникация, опосредованное обучение, информация.

Рассмотрен процесс обучения студентов посредством привлечения информационных технологий. Авторы обращают внимание на коммуникативное взаимодействие между преподавателем и студентами вуза на персональных Web-страницах, в чате и в рамках вебинара.

G.P. KUZMINA, L.P. SIDORENKO THE INTERNET TECHNOLOGIES AS ADDITIONAL EFFECTIVE MEANS FOR STUDENTS' TUTORIAL METHODS

Key words: Internet sources, Web-page, web-site, chat, webinar, communication, indirect training, information.

The article is aimed at the studying process of students' tutorial with the help of information technologies involvement. The authors pay the attention to communicative interaction between a tutor and a student of higher education which is spread through web pages or tutorial sites by chatting or through the webinars.

К моменту появления Интернета человечество уже накопило огромные запасы информации. Всемирная сеть позволила объединить разнообразные информационные ресурсы общим методом: с помощью страниц, которые передаются Интернетом. Первым стандартным языком представления документов в общей сети стал язык HTML, который связывал разные документы при помощи гиперссылок. Появляется гипертекст: пространство ссылок и семантических элементов - дескрипторов (тегов), которые в своём последующем развитии смогли показывать самые различные информационные ресурсы.

Интернет является удобным и доступным источником самой разной информации. Новая информационная среда (Интернет) принципиально преобразует всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного опыта людей. Она способствует развитию взаимодействия между преподавателем и студентами, предполагая специфические средства деятельности в ней. В настоящее время возникло довольно много возможностей по улучшению учебного процесса с использованием информационных ресурсов. Многие преподаватели уже создают и используют свои собственные Web-страницы, которые необходимы для работы со студентами. Бывает так, что студенты не могут зайти на свои страницы в кампусе, а также во время каникул, когда семестр закончился, а они по той или иной причине не сдали зачет (экзамен). Важными эти страницы оказываются не только для этой категории студентов, но и для всех остальных. На сегодняшний день свою Web-страницу можно создать на сайтах, которые относятся к узлам бесплатных Web-служб: Setup.ru, Umi.ru, Mylivepage.ru, Ucoz.ru и др.

Если создаются платные Web-страницы, то оплата, как правило, незначительна (все зависит от содержания и продвижения ресурса).

Создать профиль на любом из перечисленных сайтов довольно просто. Там можно поместить различную информацию. Если есть возможность, то можно заложить и лекционный курс, и контрольные вопросы, и упражнения, и

различные тренинги, и тесты. Студенты принимают такие нововведения с радостью, ибо инновации делают процесс обучения проще и информативней.

Для студентов дневного обучения целесообразно создавать многостраничные Web-ресурсы, на которых можно поместить глоссарий, а также ссылки на видео-лекции по нужной дисциплине, речи и произведения разных авторов, которые имеются в Интернете. Студентам необходимы и научные работы самого лектора для того, чтобы знать круг интересов своего преподавателя. На Mylivepage.ru, например, можно создать большое меню, много страниц, а также выбрать по своему усмотрению, какую информацию выложить, а какую - нет.

На вновь созданных страницах можно поместить самый разнообразный материал. Например, списки студентов-отличников и их фото, что придаст новый импульс для более интенсивных занятий всем студентам и может способствовать соревнованию групп между собой на потоках. Можно поместить большое количество картинок: портреты ученых, схемы и какие-либо тексты, связанные с преподаваемой дисциплиной. Студенты охотно рассматривают их и, таким образом, могут лучше усвоить предмет, так как наглядное изображение лучше запоминается. Конечно, для этого надо грамотно заполнить меню, чтобы легко можно было найти нужный материал.

Для учащихся, не сдавших зачет, можно использовать отдельные Web-страницы, на которых в сжатом виде следует изложить материал, ранее размещенный в полном объеме на многостраничном ресурсе. Это удобно и для преподавателя: не нужно долго объяснять, что надо сделать для сдачи зачета или экзамена. Достаточно назвать адрес сайта. Можно создать всего три страницы: главная, страница с упражнениями и домашней работой и страница с вопросами к зачету или билетами к экзамену. Все студенты, не сдавшие зачет (экзамен), могут успешно пользоваться этим ресурсом; они легко находят домашнее задание для сдачи зачета (экзамена) и вопросы (билеты). Их подготовка более целенаправленна, ведь они вынуждены в сжатые сроки охватить полностью большой объем материала, усваиваемый студентами, которые полноценно работают в течение семестра.

Никаких сложностей в создании подобных Web-ресурсов нет. Нужно использовать встроенный конструктор (например, на сайте narod.ru, yandex.ru он называется «Мастерская»). Главное - надо следовать пошаговой инструкции для оформления данных страниц. Можно также бесплатно создать сайт, например, на Google Sites (sites.google.com), а потом бесплатно зарегистрировать домен и привязать к своему сайту. Платные ресурсы еще мощнее и имеют больше возможностей. Пока плата очень небольшая, и фактически каждый преподаватель может себе её позволить.

Таким образом, появилась возможность единожды поместить свой материал: статью, лекцию или какую-либо другую информацию на той или иной странице, и они становятся доступными в любое время, когда работает Интернет. Следует заметить, что страницы в Интернете институтов не всегда бывают доступны. Также не во всех вузах имеются страницы с аудио- и видеофайлами. Некоторые Web-ресурсы предлагают такие возможности. Это хороший наглядный материал. Его не могут заменить даже книги, которые можно прочесть на различных сайтах. Посмотреть такой материал можно в любое время, самое главное - многократно, он всегда доступен.

Особенно интересны страницы, где есть возможность общаться со студентами в чате, если есть такая необходимость. Слово чат (chat) произошло от английского «разговор». В сети Интернет чат - это обычно такое место на главной странице, где есть небольшое окно. При этом лучше заранее обозначить время посещения чата и оповестить студентов. Войдя в него, можно в реальном времени общаться со студентами. При входе нужно только вписать

свой ник - по англ. nickname, т.е. прозвище, которым будут называть посетителей чата. На экране будет периодически стираться все то, что было только что написано, и будут печататься те фразы, которые за последние несколько секунд были посланы кем-то из участников чата. Обычно в чате студенты задают каверзные вопросы и даже шутят, и преподавателю бывает нелегко справиться с лавиной вопросов. Здесь требуется умение быстро реагировать на присланный материал и легко отвечать на поставленные вопросы. Общение в чате представляет собой очень оригинальный метод обучения, он способствует большей коммуникации преподавателя со студентами.

Есть даже определенные наборы знаков, которые интерпретируются одинаково и выражают те или иные эмоции, которых не хватает при письме. Например, такие как: :-) - улыбка; :-D - хохот; :-О - удивление; :( - грусть; %) - счастье и др.

Можно создать отдельно Web-чат: Chatium.com - Сервис Веб-Чатов / создание чатов. Чат - это вид обучения-развлечения. Здесь можно поделиться друг с другом прочитанным и увиденным, а также новыми идеями и эмоциями. Интернет в целом «может стать хорошей школой адекватной адаптации к постиндустриальному обществу рыночной экономики, которое сегодня выбросило лозунги «креатив» и «инновация» (проще говоря, рынку срочно нужны самостоятельно мыслящие люди, которые смогут генерировать новые и полезные идеи)» [1. С. 206].

На Web-страницах всегда имеется много разных возможностей. Было бы желание работать с ними! Можно даже использовать подобные ресурсы для получения прибыли. Что может продать преподаватель? Свои материалы к лекциям, тренинги, разместить контрольные работы с ответами для тренировки по тем или иным темам, разместить свои комментарии к текстам тех или иных произведений известнейших ученых, а также свои книги. За двадцать-тридцать лет работы у любого преподавателя найдутся различные материалы, которыми он сам успешно пользуется. Но этот материал обычно исчезает навсегда с уходом человека с работы. Однако такой материал нужен как другим преподавателям, так и студентам, которые учатся не только для получения диплома.

Таким образом, на созданных Web-страницах возможно общение, которое представляет собой оригинальный метод обучения и передачи преподавателем своих знаний, иногда и в игровой форме. Такая форма позволяет вызывать больший интерес к поставленной преподавателем проблеме, а также расширяет возможности общения как для преподавателя, так и для учащихся. Если ясна цель совместного действа, если лектор хорошо знает то, о чем говорит, и если аудитория действительно заинтересована в усвоении данного материала, то такая работа может быть более эффективной.

Сравнительно новым и перспективным направлением, на наш взгляд, является использование при обучении вебинаров. Вебинар - это онлайн-семинар или онлайн-лекция (англ. Webinar), т.е. проведение онлайн-встреч через Интернет. Рассмотрим проведение лекции-вебинара, когда общение происходит в режиме реального времени. Во время такого общения лектор и те, кто его слушает, т.е. каждый из участников, находятся перед дисплеем своего компьютера; связь между ними может поддерживаться через Интернет посредством веб-приложения. Можно использовать для связи и Skype. Это настолько эффективно, что трудно представить в настоящее время более удобный и простой метод общения с аудиторией. Обычно лектор использует презентации по своим темам, которые читает. На дисплее у лектора высвечивается не только сама презентация, как это обычно бывает при чтении лекции в институте, но и в небольшом окошке вверху он видит себя, как в зеркале. То есть те, кто слушает лекцию, видят презентацию лектора и самого лек-

тора, к которому могут периодически обращаться, а не акцентировать внимание только на слайдах, как это бывает обычно.

Вебинар может быть (это зависит от руководства института или от провайдера) фактически анонимным или «невидимым» для лектора как пользователя, лектор может и не видеть на дисплее своих слушателей. Если стоит задача прочесть лекцию и общаться в основном с теми слушателями, которые присутствуют в аудитории, то нет необходимости общаться с ними через Интернет. Они видят лектора и его презентацию непосредственно. Иногда такие лекции просто записывают, обрабатывают и только потом запускают на страницах Интернета. Если лекция идет по Интернету в режиме реального времени, то лектор должен быть готов ответить на замечания, предложения, вопросы участников веб-конференции.

Во время чтения лекций через Интернет на экране может быть открыто еще одно окно, в котором лектор видит слушателей. «Живой» аудитории перед глазами оратора нет. Читать такие лекции гораздо сложнее. Реакцию на то, что говорит лектор, ему приходится «считывать» с маленького экрана. Задавать вопросы и беседовать с аудиторией напрямую непросто, так как на экране оратор может видеть лишь едва различимые лица. И связь не всегда бывает четкой и хорошей. На обычном занятии при непосредственном общении со студентами лектору гораздо легче получить обратную связь во время выступления. Если же связь сложна или перед экранами мониторов находится слишком большое количество слушателей, то обычно лектор имеет возможность только в конце лекции услышать вопросы и замечания, пообщаться с аудиторией более активно с их стороны.

Такого рода общение - почти такое же занятие, как и обычное. Вероятно, будущее за таким способом коммуникации, он стоит в ряду современных информационных технологий. Возможно, что появятся более эффективные условия такого рода общения. Главное, что можно работать на большую аудиторию и общаться с большим количеством слушателей, чем на обыкновенной лекции, так как участников вебинара может быть неограниченное количество.

Для самого преподавателя очень важен и тот факт, что после вебинаров он может в записи просмотреть свои выступления, увидеть себя со стороны и проанализировать каждое свое слово и жест. Во время проведения вебинара главное, по нашему мнению, приготовить хорошее содержание выступления, прорепетировать его. Не нужно держать «бумажки» с текстом выступления, они только мешают. Нужно говорить от себя, как во время обычных лекций или семинаров. Не следует думать о том, что это необычное занятие. Ни в коем случае нельзя проводить его формально. Только при соблюдении этих рекомендаций аудитория будет лучше слушать и легко усваивать предложенный материал.

Еще более важно чувствовать себя уверенно, не волноваться. Конечно, ответственность за данное мероприятие ложится на лектора, ведущего занятие. Если перед ним аудитория в 50, даже 200 человек, то это непросто - выступать перед такой аудиторией. Сейчас много возможностей получения той или иной информации через Интернет. Молодые люди чувствуют себя в аудитории более свободно, чем, например, двадцать лет назад. Они могут задавать разнообразные вопросы и открыто выражать свое мнение. На вебинаре количество вопросов и замечаний возрастает во много раз. Да и аудитория гораздо шире. Опосредованное общение способствует более раскованному поведению слушателей. Но для преподавателя это интереснее и показательнее. Вопросы, которые задаются, обычно не представляют особой трудности.

Будущее все-таки за опосредованным общением, как это происходит на вебинарах. Каждый день на платформе Webinar.ru проводятся сотни онлайн-встреч, как пишут авторы этого сайта, их общая длительность превышает

1000 часов в сутки. У выступления по Интернету при помощи вебинара есть некоторые минусы, которые связаны с опосредованной связью оратора со слушателями. Живые лекции, по нашему мнению, более захватывают аудиторию. Но многое зависит от мастерства преподавателя. Вебинар может быть очень интересным и не уступать непосредственному общению с аудиторией.

Можно провести аналогию вебинаров и лекций в аудитории с фильмами и спектаклями в театре. Спектакль - это живое общение актеров со зрителями. Спектакль по сравнению с фильмом - прямая связь сцены и зрительного зала. Но спектакль посмотрит лишь небольшое количество зрителей. Фильм могут посмотреть миллионы. И впечатление от фильма иногда бывает гораздо сильнее.

Обычную лекцию можно организовать для широкой аудитории, но при этом трудно обсуждать обозначенные лектором проблемы. Онлайн-лекция (веб-конференция, вебинар) - это разновидность веб-конференции, создание в реальном времени онлайн-встреч, которые позволяют вести дискуссию по обозначенным проблемам с неограниченным количеством людей. Такие встречи в будущем станут постоянным и обычным явлением, привлекающим большую аудиторию.

Настоящее живое общение оратора с аудиторией вряд ли когда-нибудь уйдет в прошлое, но вебинары все равно выйдут на первое место в коммуникации в связи с большей простотой, экономией времени, большей активностью слушателей и совершенствованием онлайн-обучения. В настоящее время вебинары в основном используются в системе дистанционного обучения, но, как нам представляется, будут все более и более внедряться при обучении и на дневных, и на вечерних отделениях. Резюмируя сказанное, следует отметить, что вебинар в настоящее время не только достаточно новый вид связи преподавателя с аудиторией, но и самый простой и удобный метод коммуникации по сравнению с непосредственным общением на лекции. В аудиторию слушатели должны прийти вовремя, заранее приготовившись к занятиям. Для этого они используют дополнительное время. Иногда это не один час, а несколько часов. Присутствие на вебинаре не требует большого количества дополнительного времени: одеться, собраться, выехать к месту встречи. Столько же времени слушатель может потерять и по возвращении с занятий. При общении через Интернет достаточно включить компьютер, зайти на нужную страницу, просто ввести иРЬ (адрес сайта) в окне браузера и приготовить планшет или ручку с бумагой для записи лекции.

Вебинар позволяет лектору общаться не с ограниченным количеством участников (слушателей), как это обычно бывает на лекции, а значительно расширить свою аудиторию. Если обычно аудитория во время проведения лекции может вместить не более 100-200 человек, то на вебинаре могут присутствовать десятки тысяч и даже сотни тысяч человек. Если вебинар организовать грамотно с привлечением больших аудиторий, то лектора смогут послушать и миллионы человек. Если вебинар можно записать на диск, флешку, то слушателю достаточно записать только самые основные моменты выступления. После вебинара есть возможность повторить запись и тем самым во много раз лучше усвоить прочитанный лектором материал, так как один из важнейших методов усвоения в обучении - это повторение услышанного, что является одним из главных методов понимания и запоминания того или иного текста наряду с методом ассоциаций. Презентация, которая обычно сопровождает выступление лектора, дает возможность вновь обращаться к уже пройденному материалу и тем самым все более вникать в проблемы, поставленные в лекции.

Литература

1. Кузьмина Г.П., Булавко А.Ю. Частный подход к самореализации и самоидентификации современного человека в Интернете // Вестник Чувашского отделения Российского философского общества. Чебоксары, 2012. С. 196-206.

КУЗЬМИНА ГАЛИНА ПАВЛОВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (cusminagp@mail.ru).

KUZMINA GALINA PAVLOVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

СИДОРЕНКО ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА. См. с. 110.

УДК 378.016:811 ББК 81.2-91

Л.А. МЕТЕЛЬКОВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Ключевые слова: модель, система подготовки будущих лингвистов-преподава-телей, профессиональная компетентность.

Обоснована необходимость моделирования системы формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-преподавателей, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата.

L.A. METELKOVA

THEORETICAL GROUNDS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE AT FUTURE LINGUISTS IN TERMS OF MODERN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Key words: model, system of preparation of would-be linguists, professional competency. Provides ground for the necessity to model the system of professional competency of would-be linguists which includes a number of interrelated components: goal, regularities, principles, tasks, basic directions, organizational forms, methods of teaching and upbringing, means and the resulting component.

Коренные социально-экономические преобразования, поворот России к демократии, правовому государству, рыночной экономике и обусловленные этими процессами преобразования в ведущих сферах общественной жизни вызвали необходимость кардинальных изменений в системе образования вообще и в системе высшего профессионального образования в частности.

По мнению многих ученых (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, А.И. Иванов, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий и др.), преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, характеризуются изменениями парадигмы отечественного профессионального образования, возникновением его новых функций и тенденций подготовки специалистов, адаптированных к рынку труда [1].

Эти и другие объективные предпосылки, обусловившие процесс модернизации системы профессионального образования, привели к реорганизации системы подготовки специалистов высшей квалификации.

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в котором указывается, что выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

Все требования к качеству профессиональной подготовки будущего лингвиста имеют непосредственное отношение к уровню сформированности у него профессиональной компетентности.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие «компетентность» определено как способность специалиста применять знания для ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.