Научная статья на тему 'Опыт и проблемы внедрения технологий e-learning в вузе'

Опыт и проблемы внедрения технологий e-learning в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПОРТАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ELECTRONIC TRAINING / EDUCATIONAL PORTAL / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / ONLINE COURSES / THE ELECTRONIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова С. Г.

В статье представлен опыт использования технологий e-learning в учебном процессе. Описаны проблемы, возникающие в процессе внедрения технологий электронного обучения, а также опыт использования учебного портала для поддержки самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience and problems of E-Learning technology integration in a university

This article provides an experience of e-learning technology usage in educational process. The problems which can occur in the process of electronic educational process implementation are described, and also the usage experience of educational portal for student’s self-work are described.

Текст научной работы на тему «Опыт и проблемы внедрения технологий e-learning в вузе»

дискуссия

журнал научных публикаций

С. Г. Ахметова, канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, sgahmetova@gmail.com

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING

В ВУЗЕ

За последние 20 лет произошли кардинальные изменения во всех сферах общественной и деловой жизни. Технологии Интернета позволяют писать письма, разговаривать, слушать музыку и смотреть фильмы, совершать покупки, оплачивать счета, общаться, знакомиться и т. д. И конечно, технологии Интернета становятся привычным инструментом в сфере образования, обеспечивая более открытые и оперативные коммуникации между преподавателем и студентом.

По оценкам экспертов, к 2014 г. четыре из пяти студентов будут изучать несколько предметов онлайн1. Цифры нельзя игнорировать! А они показывают, что Интернет будет оказывать еще большее воздействие на наше обучение.

Достоинства он-

По оценкам экспертов, к 2014 г. четыре из пяти студентов будут изучать несколько предметов онлайн.

лайн образования очевидны. Оно дает возможность студентам работать в своем собственном темпе и в случае необходимости несколько раз просматривать и прослушивать сложный материал. Удобно это и для самих преподавателей. Вместо того чтобы несколько раз подряд читать одну и ту же лекцию студентам разных групп, достаточно разработать учебно-методический комплекс дисциплины, включающий учебный материал, контрольные ресурсы, и разместить их на сайте. В процессе обучения реализуются коммуникации преподавателя со студентами как в режиме оффлайн в виде фо-

румов, так и в режиме онлайн в форме веби-наров.

Кроме того, по данным консалтинговой компании Cedar Group2, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45 %, время обучения меньше на 35-45 %, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25 %.

Но, к сожалению, по данным исследования Всемирного экономического форума3, Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 71 месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании. И это очень грустно. В чем же причина? Ведь возможности новых технологий вызвали большой энтузиазм и в России. В начале 2000-х практически все университеты стали вводить и использовать технологии дистанционного обучения.

Профессор Института информатизации образования МГГУ Марина Вайндорф-Сы-соева привела интересные результаты проведенных исследований среди преподавателей относительно использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе4. Согласно этому исследованию, при использовании новых технологий в обучении проявляются «дидактические потрясения», так как у многих преподавателей есть знания, но отсутствуют навыки и умение работы с информационными тех-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

нологиями. Это связано, по словам автора исследования, с опасениями типа: «а вдруг не получится, а повысится ли качество?». В результате возникает сопротивление изменениям.

ные курсы по своим дисциплинам. К сожалению, на других кафедрах такая поддержка не осуществлялась, в связи с чем некоторые дисциплины нашего направления обуче-- ния были представлены

Кроме того, при разработке электронного курса преподаватель, как правило, остается один на один с программной оболочкой, в которой он создается. И часто бывает не у кого спросить или «неудобно» квалифицированно- = му преподавателю показать свою некомпетентность в этих вопросах. Краткосрочные курсы, которые проводятся перед внедрением новых технологий, как правило, не дают устойчивых навыков работы с новыми программами.

Автор также столкнулась с подобными проблемами при внедрении технологий дистанционного обучения в Пермском национальном исследовательском политехническом университете в 2005 г. Разработка электронного курса дисциплины потребовала значительных усилий по самостоятельному изучению программной оболочки (МооШе) и освоению технологии подачи материала для загрузки на сайт. Имея опыт создания учебных пособий по использованию информационных технологий, автор разработала практическое руководство по использованию платформы МооШе для подготовки электронного курса, организовано обучение и консультирование преподавателей кафедры менеджмента и маркетинга. Это позволило многим преподавателям успешно освоить программу и разработать электрон-

По данным исследования Всемирного экономического

форума, Россия среди 75 наиболее развитых стран

находится на 71 месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании.

на сайте обычным текстовым файлом.

Таким образом, основные проблемы, которые необходимо решить при внедрении е-1еагтщ в вузе, связаны с недостаточным уровнем компьютерной грамотности некоторых преподавателей, отсутствием соответствующего методического обеспечения, а также организационно-методического и юридического сопровождения этого процесса.

При этом значительная часть этих проблем остается нерешенной на государственном уровне. Самые главные из них — это отсутствие четкой законодательной базы по привлечению финансовых ресурсов для развития и совершенствования ИКТ и развития электронной компетентности преподавателей и студентов.

Обратимся к зарубежному опыту. Автор участвовала в нескольких международных проектах по электронному обучению в вузах Германии и Франции. В этих университетах созданы специальные подразделения по поддержке преподавателей в процессе разработки и обновления электронного курса. Например, в университете Дуисбург-Эс-

сена (ФРГ) много лет существует агентство

«-» _ *

электронной компетенции, реализующее свою работу совместно с центром информации и медиа-услуг и библиотекой университета. Основная цель агентства — оказание содействия преподавателям и сотрудникам университета в использовании ИКТ в процессе обучения и проведении исследований, а также создание основ понимания дидактического потенциала новых технологий и возможности их использования в учебном процессе. При этом консультационные услуги преподавателям могут оказываться индивидуально и конфиденциально, что особенно важно для тех из них, кто не имеет достаточного опыта работы с информационными технологиями.

http://www.uni-due.de/e-competence

*

дискуссия

журнал научных публикаций

Сотрудниками агентства разработан и ведется портал электронной компетенции*, предлагающий огромный выбор ресурсов для самообучения, включающий как различные справочные материалы, так и своеобразный «портфель электронных компетенций». В нем накапливаются готовые решения, подготовленные в процессе консультирования преподавателей, и появляющиеся новые технические или дидактические разработки. На портале также размещается расписание периодически проводимых онлайн-курсов по обучению преподавателей.

Разумеется, создание и функционирование подобного агентства требует дополнительного финансирования, а также мотивации преподавателей по использованию новых технологий в учебном процессе. Во многом это зависит от понимания важности использования ИКТ в учебном процессе для повышения качества и эффективности обучения руководителями университета.

Актуальность использования ИКТ в учебном процессе обусловлена также переходом в 2011/12 учебном году всех российских вузов к реализации образовательного процесса по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС), которые принципиально

* http://www.e-teaching.org

Основные проблемы, которые необходимо решить при внедрении e-learning в вузе, связаны с недостаточным уровнем компьютерной грамотности некоторых преподавателей, отсутствием соответствующего методического обеспечения, а также организационно-методического и юридического сопровождения этого процесса.

отличаются от действовавших ранее образовательных стандартов.

Новый стандарт основан на формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС, реализация компетент-ностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20-30% аудиторных занятий, в зависимости от направления подготовки.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения, реализация которых невозможна без использования ИКТ и индивидуализации процесса обучения.

В современном обществе особую весомость приобретает умение работать самостоятельно. Технологии е-1еагтщ позволяют реализовать потребность в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании под руководством преподавателя, задача которого — не только передать знания, а, прежде всего, развить навыки самостоятельного приобретения и применения знаний, т. е. научить учиться и ориентироваться в потоке информации.

На гуманитарном факультете Пермского научного исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) в 2008 г.

по инициативе и под руководством автора был создан учебно-образовательный портал**. Основной целью портала явилось информационное и методическое обеспечение образовательного процесса, а также предоставление пользователям портала — студентам, методистам и преподавателям, возможности интерактивного общения. Реализация проекта по созданию портала сопровождалась созданием информационного, методического и организационного обеспечения для постепенно-

http://porta1-hsb.pstu.ru

**

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

го наполнения портала информационными ресурсами.

В настоящее время на портале размещено более 30 электронных курсов дисциплин по двум специ- = альностям факультета; организованы страницы методистов, преподавателей и студенческих групп, на которых реализуются коммуникации студентов между собой; студентов с методистами и преподавателями; преподавателей и методистов между собой.

Платформой для организации портала выбрана свободно распространяемая программная оболочка МооШе. Это позволило обеспечить лицензионную чистоту разработки. Для организации учебного процесса (регистрация пользователей, формирование групп, учебных планов специальностей) создан «электронный деканат».

Главная страница портала представляет собой своеобразный вход в виртуальное учебное пространство. На этой странице размещена информация о портале, ссылки на сайты кафедр университета, панель для регистрации и входа зарегистрированных пользователей. Кроме того, на этой странице размещены некоторые гаджеты: погода, лента новостей, расписание вебинаров, организуемых преподавателями. Вебинары могут быть как в свободном, так и в закрытом доступе. Мы используем для проведения вебинаров свободно распространяемую платформу онвебинар*.

Опыт проведения вебинаров показал их эффективность при проведении занятий. Хорошо разработанная презентация к лекции, включенные видеоролики, постоянное общение со студентами в чате, проведение опросов позволяют заинтересовать студентов и не отвлекаться на другие действия, как это бывает при традиционной лекции в аудитории.

В 2011 г. с использованием портала был проведен меж-

* http://onwebinar.ru

Хорошо разработанная презентация к лекции, включенные видеоролики, постоянное общение со студентами в чате, проведение опросов позволяют

заинтересовать студентов и не отвлекаться на другие действия, как это бывает при традиционной лекции в аудитории.

дународный семинар «Инновационные технологии обучения» с участием сотрудника университета Дуисбург-Эссен Штеффи Эн-герт. Основными целями семинара явились: = • демонстрация и обсуждение новых сервисов сетевых технологий для использования их в процессе обучения;

♦ обсуждение опыта использования электронных дистанционных технологий в европейских университетах = и в университете Дуис-бург-Эссен (ФРГ).

До начала семинара Ш. Энгерт выложила на специально созданную страницу портала презентации и другие материалы по теме семинара. Преподаватели, изучив эти материалы, активно обсуждали поставленные вопросы в форуме между собой и со Штеффи. Завершился семинар организованной видеоконференцией с университетом Дуисбург-Эссен.

Такая форма проведения международных семинаров является весьма эффективной и не требует дополнительных ресурсов. Кроме того, проведение семинара в таком формате дает возможность без отрыва от основной деятельности получать новые знания, обмениваться своими идеями, проблемами и проектами.

Таким образом, портал представляет собой инструментарий для разработки и внедрения инновационных образовательных технологий в процесс самостоятельной работы студентов и в процесс повышения

дискуссия

журнал научных публикаций

профессиональной компетенции преподавателей. Преимущество таких порталов состоит в том, что представленные там материалы постоянно обновляются и тем самым не теряют своей актуальности. Ресурсы этих проектов могут использоваться студентами в качестве дополнительной библиотеки учебных материалов.

Портал и использование интерактивных методов обучения позволяет подготовить преподавателей и студентов к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Новые знания в информационном обществе появляются каждый день, в связи с чем постоянно повышается потребность в освоении новых навыков. Для большинства студентов, выросших в информационном обществе, это обычная среда, и для них работа с порталом является естественным продолжением общения со своими сверстниками в социальных сетях.

Несколько сложнее происходит эта работа у преподавателей. Работа с порталом требует от преподавателя дополнительных затрат времени и соответствующей мотивации, в том числе материальной. К сожалению, пока разработка дисциплин для размещения на портале полностью зависит от внутренней мотивации преподавателя. Проблема мотивации преподавателей к использованию инновационных технологий в обучении стоит очень остро и требует отдельного рассмотрения.

Образование должно быть бесплатным и доступным для каждого, где бы он ни находился.

Первый опыт работы с порталом показал, что активнее стал происходить обмен опытом между преподавателями, появилась возможность определить степень активно- сти каждого из них в области инноваций.

Время не стоит на месте, и сегодня от преподавателей высшей школы требуется осваивать новые технологии, так называемые технологии Web 2.0. Именно они определяют основные тенденции, которые делают обучение современным и помогают улучшить результаты обучения:

♦ быстрый рост продаж цифровых учебников в течение текущего десятилетия (прогноз);

♦ ускорение распространения цифровой информации, что делает возможным обучение в любом месте;

♦ возможность создания индивидуальных профилей обучения и специализированных решений, обеспечивающих более эффективное усвоение информации.

Общемировой тенденцией последних лет стала демократизация образования. Многие ученые престижных университетов США и Европы считают, что образование должно быть бесплатным и общедоступным.

Создателем первого в мире электронного университета стал немецкий профессор информатики Стэндфордского университета, член Академии наук и по совместительству сотрудник Google Себастьян Тран (Sebastian Thrun). Он прочитал на камеру и транслировал онлайн курс лекций по введению в теорию искусственного интеллекта. Отклик был ошеломительным. На трансляцию его лекций подписались 160 000 студентов из 190 стран мира! Для сравнения — этот же самый курс в Стэндфорде посещали не более 200 студентов. После прочтения последней лекции и в Интернете, и в университете профессор Тран предложил своим студентам сдать экза-

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

мен. Высший балл получили 210 студентов — и все они были слушателями онлайн трансляций. Вдохновленный успехом, Себастьян Тран за свой счет создал электронный университет Udacity*. Сегодня преподаватели из ведущих университетов мира ведут в университете Udacity бесплатные онлайн-кур-сы. Подать заявку на обучение может каждый, независимо от его места проживания, уровня образования и финансового положения. Лекции Трана уже переведены на 44 языка, включая немецкий и русский.

«Я против качественного образования, которое доступно только 1 % всех студентов. Я против десятков тысяч долларов в качестве платы за обучение. Я против неравенства существующей системы. Я хочу предоставить возможность остальным 99 % студентов. Я хочу демократизировать образование. Образование должно быть бесплатным и доступным для каждого, где бы он ни находился», — написал Себастьян Тран на своем официальном сайте**.

Проект профессоров из Стэндфорд-ского университета Эндрю Энг и Дафна

т7~ ***

Коллер Coursera позволяет преподавателям из ведущих мировых вузов разрабатывать и запускать собственные курсы. Свои образовательные программы на платформе уже представили педагоги Стэндфорда, Мичиганского университета и Калифорнийского университета Беркли. Обучение в этом университете ведется по 16 направлениям. Среди них экономика и финансы, бизнес и менеджмент, информационные системы и другие. В настоящее время разработано и ведется 111 бесплатных онлайн-курсов.

Каждый курс имеет свою продолжительность, но структура подачи материала у всех аналогичная: серия лекций по 8-15 минут, еженедельные тесты, практические задания и финальный экзамен. На сайте всегда можно найти дополнительные материалы для углубленного изучения. Есть

Информация о запуске новых бесплатных онлайн-курсов от зарубежных престижных

университетов появляется чуть ли не еженедельно, и их распространение может серьезно ударить и по российским региональным институтам.

* http://www.udacity.com

** http://robots.stanford.edu

*** https://www.coursera.org

форум, где можно пообщаться с другими учениками или сообщить о неисправности в работе системы.

Информация о запуске новых бесплатных онлайн-курсов от зарубежных престижных университетов появляется чуть ли не еженедельно, и их распространение может серьезно ударить и по российским региональным институтам.

По оценке генерального директора института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной, нынешние американские программы способны привлечь до миллиарда слушателей по всему миру, среди которых будут и россияне, которые заинтересованы в бесплатном дипломе именитого вуза. И. Абанки-на считает, что языковой барьер — не такая большая проблема для желающих получить качественное образование5.

В связи с этим российским вузам следует более активно внедрять технологии электронного обучения. Внедрение электронных технологий, безусловно, требует дополнительных финансовых вложений, но, как показывает мировая практика, эти затраты всегда окупаются.

1. Nicholas Jackson. Infographic: How the Internet Is Changing the Way We Learn [Электронный ресурс] URL: http://www.theatlantic.com/technology/ archive/2011/08/infographic-how-the-internet-is-changing-the-way-we-learn/243708/ (дата обращения: 22.06.2012).

2. http://www.cedar.uk.com/2012 (дата обращения: 22.01.2012).

3. The Global Information Technology Report 2010-2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.weforum.org/ reports (дата обращения: 12.07.2012).

4. Александр Чубуков. ИТ с трудом проникают в сферу образования [Электронный ресурс] URL: http://www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=135266 (дата обращения: 22.06.2012).

5. Интернет проекты крупных американских и европейских вузов [Электронный ресурс] URL: http://www.lovi-moment.com.ua/novyny-vnz/zagal ni/17648-2012-07-24-13-16-16.html (дата обращения: 30.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.