Том 156, кн. 6
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2014
ЖУРНАЛИСТИКА
УДК 070
ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКА: ЖАНРОВЫЙ ПРОФИЛЬ
А.А. Тертычный
Аннотация
Автор анализирует сущность современной интернет-публицистики в России. На материале представленных в Интернете публицистических произведений А. Колесникова, Д. Быкова, А. Навального, А. Проханова, М. Шевченко, М. Стуруа исследованы особенности функционирования жанров в Глобальной сети. Выявлены изменения, которые претерпевают жанры вследствие адаптации к новым коммуникативным условиям.
Ключевые слова: интернет-публицистика, жанры публицистики, интернет-публицисты, структура жанров, блоги, сайты, социальные сети.
Не секрет, что слово «публицистика» практически ушло из словаря многих исследователей. Так, например, оно ни разу не встречается в двух наиболее заметных монографиях по современным массмедиа, вышедших недавно за рубежом . То же самое можно заметить при знакомстве с некоторыми новыми теоретическими трудами и учебными пособиями отечественных авторов2. О том, что публицистика изжила себя, заявляют и отдельные участники научных конференций. Между тем наблюдение за российскими СМИ (в первую очередь в Интернете) показывает, что публицистика или никуда не исчезала, или возрождается, как птица Феникс из пепла. Однако что же понимается под публицистикой в данной статье? Дело в том, что это понятие неоднозначное.
Так, за рубежом публицистикой издавна называли всё, что предъявлялось на суд публики (пропаганду, плакаты, выступления по вопросам политики и прав, рекламу, листовки и пр.). В России данное понятие также связывалось и связывается с разными явлениями. Так, один из главных теоретиков публицистики профессор Е.П. Прохоров считал её, наряду с научным и художественным познанием, третьим типом познания, который «не только допускает, но и требует сплава, соединения, переплетения научно-теоретического и художественно-образного мышления» [1, с. 90] и объединяет в себе как научные, так и художественные
1 См.: The handbook of new media: Social shaping and social consequences of ICTs. SAGE, 2007; McQuail's mass communication theory. 6th ed. SAGE, 2009; см. также: БриггзА., Кобли П. Медиа (пер. с англ.). - М., 2005 и др.
2 Дзялошинский И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: Изд-во АПК и ППРО, 2012; Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. -М.: Аванти плюс, 2004; Вейлер К. Сетевые СМИ - другая журналистика? - М.: МГУ, 2010 и др.
методы. Другой теоретик - В.В. Учёнова - указывала, что публицистика является особым родом общественно-политической деятельности, «средством массового политического общения» [2, с. 31]. Старейший исследователь публицистики М.С. Черепахов видел в ней форму общественно-политической практики, существеннейшей стороной которой является «политическое постижение действительности, её осмысление с точки зрения насущных практических задач общества» [3, с. 23]. Профессор В.М. Горохов полагает, что публицистика - это «специфическая область общественной деятельности, преследующая цель актуального политико-идеологического воздействия на массы» [4, с. 30]. Представитель украинской школы публицистики Е.А. Лазебник связывал понятие «публицистика» с литературно-художественной деятельностью: «Публицистика, как ветвь, часть литературы, начинает свою теорию в античном мире... в Древней Элладе публицистика начала вырабатывать в себе художественную образность и боевитость полемики, и философское видение мира: она не выделяла себя из литературы и была её частью» [5, с. 30]. А другой украинский исследователь В.И. Здоровега видел в публицистике форму сознания, средство познания действительности и воздействия на общественное мнение; публицистика занимает промежуточное место между наукой и искусством, тесно соприкасаясь с этими формами общественного сознания. По его мнению, «предмет публицистики, прежде всего, - социальные отношения между людьми, социально-политический аспект экономических, производственных, морально-этических, научных и всяких других явлений жизни» [6, с. 17].
Мы присоединяемся к точке зрения, согласно которой публицистикой имеет смысл называть наиболее выдающиеся, посвящённые актуальным проблемам современности тексты, обладающие: 1) высокой социальной значимостью; 2) психологической близостью для аудитории; 3) яркой нацеленностью авторов (то есть публицистов) на выражение личного мнения, где «"Я" - это организующее начало произведения» [1, с. 307]. Необходимо заметить, что именно против третьей черты (личностного начала) публицистических текстов в СМИ в первую очередь и выступают представители так называемого «объективистского» подхода в современных теориях массмедиа. Подобный подход, родившийся в XX веке в недрах западной рыночной журналистики, в известной мере противостоит пониманию задач публичного слова, традиционно бытовавшему в российской словесности [7]. Как, впрочем, не согласуется он и с опытом выдающихся западных публицистов, таких как Марк Твен, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. Причина видится в том, что «объективистский» подход предлагает авторам работать на уровне факта (сообщения), что соответствует прежде всего информационной, новостной журналистике. В этом случае игнорируется возможность видеть мир на уровне смысла, ценностного суждения. Возможно, именно поиск социального, гуманистического смысла, определение ценности происходящего противоречат неким насаждаемым трендам современного мироустройства?
Между тем главная цель публицистики - не простое информирование о событиях (что бывает вполне достаточно для журналистики), а глубокое воздействие на аудиторию в значимом, с точки зрения публициста, направлении [8]. Публицистика возникла намного раньше журналистики и того, что сегодня
называют массовыми коммуникациями. Публицистами могли и могут быть как журналисты, так и люди из других сфер деятельности (политики, религиозные деятели, учёные, писатели и пр.). Публицистика присутствовала и в религиозных проповедях, и в политических выступлениях, и в литературных трудах (см. [9-11] и др.), и в революционных листовках (например, в «подмётных письмах» Томаса Мюнцера, распространявшихся среди народа в период Великой Крестьянской войны XVI века в Германии) и т. д. А уже потом, после возникновения печатных газет, появилась в них, затем - в журналах, на радио и телевидении. Сейчас она проникла и в виртуальное пространство Глобальной сети [12, а 27]. Иначе говоря, в XXI веке возникла интернет-публицистика (или сетевая публицистика)2. Соответственно, её создатели могут именоваться интернет-публицистами (или сетевыми публицистами), что в известной мере предполагает некоторое пересечение данного понятия с часто употребляемым сейчас понятием «гражданский журналист» [13, 14].
Одним из важных средств реализации потенциала публицистики (в том числе и в Глобальной сети) выступают различные жанровые формы. Предварительные исследования показали, что, в силу своей природы, в силу того, что публицистика призвана выражать личное мнение публициста, выносящего «приговор» актуальным событиям, явлениям действительности, говоря словами классика, «резко, страстно, односторонне, как подсказывают ей в данный момент взволнованные чувства и мысли»4, для неё больше всего подходят жанры, позволяющие не только констатировать, но и анализировать факты, давать им развёрнутую оценку. К числу таких жанров относятся аналитические и художественно-документальные [15, с. 61].
В каких жанрах чаще всего работают сетевые публицисты? Знакомство с публицистическими текстами в Интернете показало, что большая их часть (из исследованных нами) представлена в жанрах репортажа, отчёта, рецензии, памфлета, зарисовки, фельетона, путевых заметок, реплики, комментария, открытого письма, обзора СМИ, эссе, интервью. Но у каждого публициста формируется свой «набор» активно используемых жанров. Так, если мы проанализируем жанровые особенности произведений таких известных российских публицистов, представленных в Интернете, как Андрей Колесников, Дмитрий Быков, Алексей Навальный, Александр Проханов, Максим Шевченко, Мэлор Сту-руа , то увидим следующее. В творчестве Андрея Колесникова присутствуют жанры публицистической статьи, репортажа, отчёта, комментария, эссе. Дмитрий Быков обычно обращается к жанрам интервью, публицистической статьи, комментария, эссе, памфлета, стихотворного фельетона, рецензии. Алексей Навальный прежде всего использует возможности статьи-разоблачения, построенной
3 Публицистика представлена, например, в таких сетевых изданиях, как Lenta.Ru, REGNUM, Internet.Ru, Газета.ги, Грани.Ру, Дни.Ру, Drive.ru, Membrana.ru и др., а также на веб-сайтах печатных изданий, ведущих активный диалог с читателями. Среди них: «Известия», «Ведомости», «КоммерсантЪ» («КоммерсантЪ-Деньги», «КоммерсантЪ-Власть»), «Комсомольская Правда», «Московский Комсомолец», «Независимая газета», «Новые Известия», «РБК daily», «Российская газета», «Труд», «Аргументы и Факты», «Hrorn.Ru», «Литературная газета», «Огонёк» и другие издания. Кроме того, публицистика присутствует в блогосфере и соцсетях.
4 Маркс К. Запрещение "Leipziger Allgemeine Zeitung" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 1, С. 166.
5 Данный выбор публицистов объясняется тем, что трое первых представляют либеральное направление в современной российской публицистике, а трое других - патриотическое, что позволяет придать исследованию интернет-публицистики определённую объективность.
на материалах журналистского расследования. Александр Проханов пишет в жанрах публицистической статьи, комментария, эссе, памфлета, беседы, очерка, репортажа. Максим Шевченко - в жанрах публицистической статьи, репортажа, интервью, комментария. Мэлор Стуруа использует публицистическую статью, комментарий, стихотворный фельетон, обозрение.
Необходимо заметить, что интенсивность применения тех или иных жанров публицистами Глобальной сети разная [16]. Наше исследование творчества названных публицистов в этом отношении показало, что на первом месте, безусловно, стоит публицистическая статья («Оккупация»6, «Геи как оружие Антихриста» , «Россия должна остановить разграбление Украины» , «Вода для Дербента или очередной распил?» , «К оружию!» и т. д.). Второе место по частоте использования делят между собой публицистический комментарий («Выпускное сочинение может вернуться» и др.) и интервью («Дмитрий Киселёв хорошо понимает, что он рыцарь не более чем на час» , «На развалинах "Большого стиля"»14 и др.). На третьем месте оказывается репортаж («Крым сейчас "берёт суверенитета" сколько сможет - как делали в России в 1992-м» , «Пылающий Майдан» , «Президент сжигает мосты» , «Душещипательный момент»18 и т. д.) и публицистическая реплика («Военное вторжение на территорию Украины» , «Технология дурных новостей» , «Крым, вооружайся!» и др.).
Достаточно распространённый жанр в сетевой публицистике - стихотворный фельетон («Болотническое»22, «Шапка Мономаха»23). На четвёртом месте
6 Проханов А. Окуппация. - URL: http://www.dentv.ru/content/view/okkupatsiya/, свободный.
7 Шевченко М. Геи как оружие Антихриста. - URL: http://www.russia.ru/video/diskurs_13960, свободный.
8 Шевченко М. Россия должна остановить разграбление Украины. - URL: http://crimea.kz/47884-Maksim-Shevchenko-Rossiya-dolzhna-ostanovit-razgrablenie-Ukrainy.html, свободный.
9 ШевченкоМ. Вода для Дербента или очередной распил? - URL: https://www.oprf.m/blog/?id=1396, свободный.
10 Проханов А. К оружию! - URL: http://igorpmigse.livejournal.com/103163.html, свободный.
11 Быков Д. Выпускное сочинение может вернуться. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1868184.html, свободный.
12 Жанр интервью занимает особое место в творчестве Д. Быкова. Он признаётся одному из своих коллег, решившему выяснить его жанровые предпочтения: «Я очень не люблю интервью. Мне всегда неловко отрывать человека от дел, договариваться, потом записывать <. .> Но поскольку другие жанры более или менее вымерли, интервью остаётся для меня чуть ли не единственной площадкой» (http://lenizdat.ru/articles/1118653/). Дмитрий Быков брал и берёт интервью у широко известных политиков, писателей, деятелей науки и культуры (в их числе Михаил Горбачёв, Чингиз Айтматов, Константин Райкин, Василь Быков, Борис Гребенщиков, Александр Яковлев и многие другие).
13 Быков Д. Дмитрий Киселёв хорошо понимает, что он рыцарь не более чем на час. - URL: http://ru-bykov.livej ournal.com/1890468 .html, свободный.
14 Проханов А. На развалинах «Большого стиля». - URL: http://ru-prokhanov.livejournal.com/241540.html, свободный.
15 Шевченко М. Крым сейчас «берёт суверенитета» сколько сможет - как делали в России в 1992-м. -URL: http://kavpolit.com/articles/maksim shevchenko_krym_sejchas_beret_suvereniteta-1230, свободный.
16 Проханов А. Пылающий Майдан. - URL: http://ru-prokhanov.livejournal.com/237948.html, свободный.
17 Колесников А. Президент сжигает мосты. - URL: http://www.novayagazeta.ru/columns/62492.html, свободный.
18 Колесников А. Душещипательный момент. - URL: http://www.ruspioner.ru/profile/blogpost/482/view/6834/, свободный.
19 Колесников А. Военное вторжение на территорию Украины. - URL: http://www.talica.ru/forum/ topic?p=47908, свободный.
20 Быков Д. Технология дурных новостей. - URL: http://www.russia.ru/video/online_227/, свободный.
21 Проханов А. Крым, вооружайся! - URL: http://ru-prokhanov.livejournal.com/240588.html, свободный.
22 Быков Д. Болотническое. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1889595.html, свободный.
23 СтуруаМ. Шапка Мономаха. - URL:http://www.mk.ru/blog/posts/2761-shapka-monomaha.html, свободный.
стоит жанр беседы и публицистического эссе («Россия - империя света»24 и др.). На пятом месте - жанры публицистической рецензии («Некрасов Виктор» и др.) и сатирического рассказа («Март четырнадцатого»26 и др.), а также сатирического стихотворного фельетона («Детское»27 и др.). Особняком стоит жанр разоблачительной статьи, построенной на журналистском расследовании («Как распределяются московские подряды»28 и др.). В отличие от широко распространённой публицистической статьи, построенной на общих фактах, оценках, эмоциях авторов, статья-разоблачение базируется на точных конкретных данных, полученных автором в ходе журналистских расследований. Этот жанр представлен в творчестве только одного из исследуемых авторов - А. Навального.
Анализ своеобразия названных жанров сетевой публицистики показывает, что некоторые жанры выдерживаются, так сказать, в своих классических, то есть привычных формах, другие же претерпевают определённые изменения [17, 18].
Так, публицистами Сети всё чаще применяется не классическое интервью (когда журналист задаёт вопрос, а его собеседник отвечает на него), а интервью модернизированное, условно говоря, полемическое. Суть перемен заключена в том, что журналист, готовящий интервью, не только задаёт вопросы, но и отвечает на них наряду с другим участником интервью (другим журналистом, политиком, экспертом по какой-либо тематике и пр.). При этом отвечающие на вопросы обычно представляют противоположные политические силы или идеологические направления. Такие интервью обозначаются, например, так: «Быков VS Фёдоров», «Быков VS Морозов», «Шевченко VS Щедровицкий», «Шевченко vs Зюганов. КПРФ ждёт нового лидера?»29 и т. д. В результате возникают своеобразные поединки двух (например, идейных) противников (наподобие поединков в ТВ-передаче Владимира Соловьёва: «К барьеру!»). С содержанием этих дискуссий потом и знакомится пользователь Сети.
Можно говорить и о некоторых особенностях публицистической статьи в Глобальной сети. Во-первых, следует указать, что здесь существует два основных её типа. Первому, наиболее распространённому в сетевой публицистике типу статьи присущ ярко выраженный эмоциональный план, представляющий превалирование экспрессивно-оценочного начала в осмыслении исследуемого феномена. И в этом смысле такая статья чем-то напоминает памфлет в традиционных СМИ. Причина, очевидно, заключается в том, что в Сети авторы практически независимы от возможных ограничений и вкусовых требований главного редактора, учредителя и пр., в том числе и с точки зрения эмоционального накала публикаций. К первому типу можно отнести статьи А. Проханова, М. Шевченко, Д. Быкова, А. Колесникова. Второй тип характеризуется ярко выраженным рациональным планом30, демонстрирующим преобладание фактологического анализа
24 Проханов А. Россия - империя света. - URL: http://zavtra.ru/content/view/2007-01-0311, свободный.
25 Быков Д. Некрасов Виктор. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1892348.html, свободный.
26 Быков Д. Март четырнадцатого. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1893838.html, свободный.
27 Быков Д. Детское. - URL: http://ru-bykov.livejournal.com/1893249.html, свободный.
28 Навальный А. Как распределяются московские подряды. - URL: http://rospil.info/news/p/1873, свободный.
29 Шевченко vs Зюганов. КПРФ ждёт нового лидера? - URL: http://www.russia.ru/video/online_181/, свободный.
30 Стуруа М. Руки прочь и руки коротки: Есть ли у Америки рычаги давления на Россию по украинскому вопросу? - URL: http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/02/992427.html, свободный.
тех или иных ситуаций над их эмоциональной оценкой. Статьи М. Стуруа и А. Навального как раз и представляют этот тип публикаций.
Спокойный тон статей М. Стуруа, большая сдержанность по сравнению со статьями, отнесёнными к первому типу, на наш взгляд, объясняются устойчивостью стиля, профессиональным опытом легендарного журналиста-международника. Он обычно приводит чёткую фактологическую аргументацию, разнообразные исторические аналогии, документальные данные, которые стали известны ему за долгие годы работы над международной тематикой. Кроме того, автор нередко приводит мощный бэкграунд, служащий дополнительным основанием его выводов, чего нет в текстах первого типа (из публицистического багажа рассмотренных нами авторов) .
Что же касается разоблачительных статей А. Навального32, то они, уже в силу применяемого метода получения информации - журналистского расследования, не могут не основываться на фактах, документах, свидетельствах. Это связано и с тем, что каждое своё опубликованное утверждение расследователям нередко приходится отстаивать в суде, который, как известно, верит лишь в факты, документы, свидетельства. Оценочный материал присутствует в минимальной мере. Разумеется, такая статья требует для её подготовки неизмеримо больше сил, времени, преодоления более значительных трудностей при сборе материала, чем обычная публицистическая статья.
Определённое своеобразие проявляется и во многих публицистических репортажах, публикуемых в Сети. В этом плане прежде всего следует сказать о репортажах А. Колесникова. Как известно, он входит в так называемый президентский пул, а значит, имеет возможность лично присутствовать на мероприятиях, происходящих в верхних эшелонах власти, в частности проводимых президентом и председателем правительства. Поэтому в центре внимания его публицистических выступлений часто находится В.В. Путин и другие высшие руководители страны. Ранее, в советской печати, мероприятия, проходившие «наверху», как правило, освещались в жанре отчёта. Так происходило потому, что отчёт всегда считался одним из самых серьёзных жанров и в то же время - самым «сухим», не предполагающим эмоциональных элементов, субъективных замечаний автора, поскольку он должен был излагать только конкретные факты и цифры. Колесников же действует в своих публикациях совсем по-другому. Он не просто констатирует основные результаты событий (совещаний, брифингов и пр.), но в первую очередь приводит их наиболее щекотливые («душещипательные»), часто второстепенные моменты, яркие детали или болезненные, острые вопросы, акцентирует внимание на тональности выступлений, одежде, манерах выступающих и присутствующих. Кроме того, важно подчеркнуть ещё один аспект, значимый для творчества А. Колесникова. Дело в том, что он рассматривает заседания, встречи и подобные им мероприятия как некую игру с устоявшимися правилами, что является поводом для иронического обыгрывания тех или иных примечательных моментов события, о котором он рассказывает своей аудитории. Всё это служит для публициста эффективным средством привлечения внимания читателя.
31 Блог Мэлора Стуруа. - URL: http://www.mk.ru/blogs/blog-melora-sturua.html, свободный.
32 Навальный А. Как распределяются московские подряды. - URL: http://rospil.info/news/p/1873, свободный.
Существуют устойчивые тенденции в использовании публицистами Сети и некоторых других жанров. Так, например, с помощью комментария автор, как правило, стремится выразить свою позицию по поводу новых конкретных событий, объяснить их, опираясь на реальные факты. А обращаясь к жанру эссе, публицисты акцентируют внимание на оценке устойчивого, хорошо известного аудитории явления. Кроме того, эссе чаще всего строится на базе личного опыта публициста и «правды жизни в целом», общих рассуждениях, стремлении автора изложить собственную жизненную позицию (свою философию) относительно волнующего явления. Эссеист основным методом имеет ассоциацию, установление разных связей настоящего с прошлым и будущим.
Характерной чертой жанра беседы в Сети, является то, что публицисты в качестве собеседников выбирают в первую очередь публичных людей: известных общественных, политических деятелей, именитых учёных, писателей, журналистов (и чаще всего тех, чью позицию они разделяют). Очевидно, это вызвано стремлением авторов таких произведений укрепить свой авторитет в глазах аудитории с помощью демонстрации созвучности собственных идей с мыслями знаменитых собеседников.
Сильной стороной сетевой публицистики является оригинальное использование жанров художественной литературы, прежде всего стихотворного фельетона, сатирического рассказа, басни. В этом отношении примером могут служить публикации М. Стуруа и Д. Быкова. В отличие от художественных публикаций, существовавших, например, в советской прессе, где фигурировали вымышленные герои, в данных произведениях наряду с вымышленными персонажами выступают реальные люди: М. Горбачёв, Б. Ельцин, Н. Хрущёв, И. Сталин, В. Путин, А. Навальный, Б. Обама, Е. Сердюков и т. д.
Спецификой сетевых публицистических текстов самых разных жанров (прежде всего монологических) является тяготение к известной лаконичности (обычно 300-400 слов). Это вызвано в первую очередь общей перенасыщенностью информационного поля современного человека, порождённой возможностями новых технологий, и укрепившейся в связи с этим в его коммуникативной практике тенденцией избегать чтения длинных текстов и разбираться в запутанных размышлениях авторов.
Реализовать потенциал жанров сетевой публицистики в известной мере помогают те возможности подачи информации, которые предоставляет Интернет: мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность.
Заметим, когда мы ведём речь о мультимедийности в журналистике, то имеем в виду не только то, что она представляется как объединение на одной площадке (например, в Интернете) печатных изданий, ТВ и РВ-программ. Мы также называем мультимедийностью использование в одном и том же произведении той или иной совокупности средств (медиа) отображения действительности (слова, звука, изображения). В этом смысле мультимедийность возможна уже в традиционных СМИ [19]. Интернет развил и укрепил возможности муль-тимедийности . Практически все публицистические вербальные тексты в Глобальной сети сопровождаются фотографиями или рисунками. Многие репортажи,
33 Кульчицкая Д.Ю. Мультимедиа и СМИ. - URL: http://jq.isea.ru/reader/article.aspx?id=16768, свободный.
интервью и другие материалы предстают как публицистические видеосюжеты (где могут быть использованы звук, изображение, вербальный текст). Подобная подача основного материала позволяет делать его более наглядным, экспрессивным, что способствует эмоциональному воздействию публикации на аудиторию.
Что касается гипертекстуальности, то о ней также можно говорить как о факторе, первоначально проявившемся уже в традиционных СМИ, где наряду с текстами (отдельными публикациями) существуют и гипертексты (например, тематические номера журналов или газет), позволяющие аудитории увидеть освещаемый предмет с разных сторон, более глубоко заглянуть в его суть. Однако Интернет даёт возможность реализовать фактор гипертекстуальности на несравнимо более высоком уровне. Гипертекстуальность заявляет о себе уже при введении ключевого слова в поисковик, когда перед пользователем Сети возникает несколько адресов, относящихся к предмету запроса. Выбирая тот или иной из них, мы получаем разностороннюю информацию об этом предмете. Далее, уже на конкретном сайте, с помощью гиперссылок, баннеров, переходя с вербального текста на видео или звуковые фрагменты, можно расширить и углубить своё представление о предмете публицистического выступления автора. А переключаясь на другие сайты, мы получаем ещё больший объём информации. Однако, бесспорно, это требует и повышенной активности пользователя, его глубокой заинтересованности в познании того явления реальности, о котором рассказывает публицист. Проникая в глубины гипертекста, пользователь Интернета также получает возможность проследить эволюцию взглядов публициста и понять, почему это происходит.
Такой фактор коммуникативного процесса, как интерактивность, равно как и первые два, реализуется уже в традиционных СМИ. Она осуществляется с помощью писем, телефонных звонков, личных походов в редакцию и пр. В результате авторы и читатели могут совместно подготовить или скорректировать какой-либо текст или, скажем, газетный номер. Но, опять же, всё это требует достаточно продолжительного времени и соответствующих усилий. Интерактивность в интернет-СМИ реализуется намного более эффективно и даёт возможность перманентно корректировать, уточнять, расширять и углублять содержание, смысл публицистического текста. Причём не только самому автору, но и его соавторам - представителям аудитории, которые практически в то же время, когда в Глобальной сети размещается публицистический текст, могут дать свои комментарии к нему. Такие комментарии довольно часто превращаются в самостоятельные публикации, в которых отражено собственное мнение пользователя по затронутой теме. Это позволяет публицисту активно взаимодействовать с аудиторией, видеть её реакцию на прочитанное, разворачивать дискуссию в режиме онлайн и учитывать мнения интернет-аудитории в своих последующих выступлениях в Глобальной сети, вступать с ними в полемику [20].
Подведём итог сказанному. Публицистика как особый феномен, как вид творчества, как средство выражения гражданской позиции, личного мнения и воздействия на массовую аудиторию возникла задолго до появления журналистики и на протяжении столетий активно применялась в политической борьбе, пропаганде, просвещении. При этом последовательно использовались все доступные трибуны, каналы (в том числе средства массовой информации), позволявшие
распространять публицистические выступления среди широкой аудитории. В настоящее время, в век массовых коммуникаций, одной из наиболее перспективных площадок для выступлений публицистов становится Глобальная сеть.
Эффективности публицистических выступлений в Сети, как и в традиционных средствах массовой информации, несомненно, способствуют активно применяемые авторами разнообразные жанровые формы. Наше исследование показало, что интернет-публицистами успешно используются давно известные жанры, которые адаптируются в Глобальной сети к новым коммуникативным условиям. При этом на первый план выходят аналитические и художественно-документальные жанры, позволяющие публицисту наиболее аргументированно и эмоционально ярко представить отстаиваемые им ценности. Однако те возможности, которые присущи Интернету (мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность и пр.), позволяют модернизировать прежнюю жанровую палитру публицистики, сделать её более эффективной (применительно к особенностям использования аудиторией информации в Сети). В результате складывается оригинальный, так сказать, жанровый профиль сетевой публицистики. Его изучение (как и изучение других аспектов интернет-публицистики) и применение как на уровне теории, университетского учебного процесса, учебных программ, так и на уровне практической деятельности в СМИ, безусловно, будет способствовать сохранению и развитию богатейшего публицистического наследия России.
Summary
A.A. Tertychnyi. Internet Journalism: Genre Profile.
The article analyses the essence of the contemporary Internet journalism in Russia. Using the example of the Internet journalistic works by A. Kolesnikov, D. Bykov, A. Navalny, A. Pro-khanov, M. Shevchenko, M. Sturua, the paper examines the features of different journalistic genres in the global network. The changes that the genres undergo as a result of adaptation to the new communication situation are revealed.
Keywords: Internet journalism, journalistic genres, Internet journalists, structure of genres, blogs, sites, social networks.
Литература
1. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 317 с.
2. Учёнова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 147 с.
3. ЧерепаховМ.С. Проблемы теории публицистики. - М.: Мысль, 1971. - 191 с.
4. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. - М.: Мысль, 1975. -187 с.
5. Лазебник Е.А. Публицистика в литературе. - Киев, 1971. - 170 с. (на укр. яз.)
6. Здоровега В.И. Публицистика, её природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1970. - 62 с.
7. Марчан К.В. Ещё раз к вопросу о функциях публицистического текста // Журналистика в современном обществе: функции, проблемы, методы. Материалы между-нар. науч.-практ. конф. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2011. - С. 172-175.
8. Прасковьина М. Богатые возможности и эффективные приёмы публицистики // Жанровые особенности публицистики России XXI века. Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 13-14 марта 2014 г. - Самара: Порто-принт, 2014. - С. 95-98.
9. Власов С.В. Жанровое своеобразие публицистики В.Г. Распутина // Современная журналистика: опыт и перспективы развития. Материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2012. - С. 146-151.
10. Лысякова Ю.А. Жанровые особенности публицистики Андрея Белого: эволюция в контексте творческого пути // Жанры СМИ: история, теория, практика: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 14-15 марта 2013 г. - Самара: Порто-принт, 2013. - С. 22-24.
11. Новожилов Д.М. К вопросу о границах художественного и публицистического текста в творчестве Д.М. Балашова // Современная журналистика: особенности и тенденции развития. Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2010. - С. 146-151.
12. Кастельс М., Киселёва Э. Россия и сетевое общество. Аналитические исследования // Мир России. - 2000. - № 1. - С. 23-51.
13. Марченков А.А. Гражданская журналистика: понятие, направления, субъекты // 60 параллель. - 2011. - № 3 (42). - С. 16-23.
14. Олешко В.Ф. Публицистическое творчество и профессиональная культура журналиста: парадигмы взаимовлияния // Жанры СМИ: история, теория, практика: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 14-15 марта 2013 г. - Самара: Порто-принт, 2013. - С. 27-30.
15. Бабина К.А. Однонаправленность развития жанров интернет-публицистики (на примере оренбургского региона) // Жанры СМИ: история, теория, практика: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 14-15 марта 2013 г. - Самара: Порто-принт, 2013. - С. 60-61.
16. Тулупов В.В. Жанры публицистики и вид СМИ // Жанры СМИ: история, теория, практика: Тез. VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 15-16 марта 2012 г. - Самара: Порто-принт, 2013. - С. 81-84.
17. Кройчик Л.Е. Стратегические ресурсы публицистического жанра // Эволюция жанров в российской журналистике: Сб. науч. ст. II и III Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 19-20 марта 2010 г. - Самара: Порто-принт, 2010. - С. 317-328.
18. Чулюкина М.Г. От рукописного дневника до блога: эволюция жанра // Жанры СМИ: история, теория, практика: Тез. VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара, 15-16 марта 2012 г. - Самара: Порто-принт, 2013. - С. 88-90.
19. Тертычный А.А. Миг жизни явит репортаж // Журналист. - 2002. - № 3. - С. 69-71.
20. Фархатова И.Ф. Блогосфера как катализатор общественного мнения // Современная журналистика: опыт и перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2012. - С. 102-104.
Поступила в редакцию 10.04.14
Тертычный Александр Алексеевич - доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия. E-mail: tertaa@yandex.ru