Научная статья на тему 'Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ'

Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3536
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чаплыгина Алена Олеговна

Статья посвящена анализу материалов информационной группы жанров. Рассматриваются теоретические аспекты данных жанров в традиционных СМИ и в Интернете, выявляются их отличительные черты. Помимо этого анализируется Интернет в целом как площадка для публикаций и ее специфика в сравнении с другими СМИ. Проводится анализ материалов информационной группы жанров на сайтах федеральных изданий, выявляются структурные компоненты публикаций и признаки трансформации жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ»

5. Цецхладзе, Л. Т. Образ Республики Корея в русскоязычных СМИ (на примере интернет-издания Lenta.ru) [Текст] / Л. Т. Цецхладзе // Медиасреда-2016. Альманах факультета журналистики ЧелГУ. - 2016. - С. 121-125.

6. S. Korea, Russia agree to cooperate for denuclearization on the Korean Peninsula [Electronic resource], - URL: http://english.yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000. html?cid=AEN20160613011352315.

7. S. Korean FM leaves for Russia over N. Korea issues [Electronic resource], - URL: http://english.yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000.html?cid=AEN20160612000400315.

8. Park wraps up summit diplomacy om higher note [Electronic resource], - URL: http:// english.yonhapnews.со.kr/searchl/2601000000.html?query=Putin&from=20160901& to=20160930.

9. Putin sends message to N. Korean leader [Electronic resource], - URL: http://english. yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000.html?cid=AEN20160706013800320.

10. Russia expresses 'serious concern' over THAAD decision [Electronic resource], - URL: http://english.yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000.html?cid=AEN20160708009400315.

11. EDITORIAL from The Korea JoongAng Daily on Aug. 8 [Electronic resource], - URL: http://english.yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000.html?cid=AEN20160808002100315.

12. EDITORIAL from The Korea JoongAng Daily on Oct. 5 [Electronic resource] - URL: http://english.yonhapnews.co.kr/searchl/2603000000.html?cid=AEN20161005000700315.

Чаплыгина A. O.

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ИНТЕРНЕТ-СМИ

Статья посвящена анализу материалов информационной группы жанров. Рассматриваются теоретические аспекты данных жанров в традиционных СМИ и в Интернете, выявляются их отличительные черты. Помимо этого анализируется Интернет в целом как площадка для публикации и ее специфика в сравнении с другими СМИ. Проводится анализ материалов информационной группы жанров на сайтах федеральных изданий, выявляются структурные компоненты публикаций и признаки трансформации жанров.

Ключевые слова: журналистика, жанровая система, традиционные жанры, интернет-СМИ, информационные жанры, трансформация.

Средства массовой информации не случайно называют «четвертой властью». Их влияние и авторитет в обществе чрезвычайно высоки, ведь журналистика является своеобразным «проводником» между человеком и государством. В настоящее время самым востребованным видом медиа является Интернет. Как пишет А. А. Морозова, «в информационную эпоху, отмеченную развитием электронных средств коммуникации, Интернет становится самым популярным источником информации в любой сфере деятельности, знаний и опыта [5. С. 104]. Все выше становится конкуренция на рынке масс-медиа. Именно поэтому журналист обязан оправдывать доверие к СМИ в целом, создавать качественный медиапродукт, который будет соответствовать запросам и интересам потребителя. Показывая свой профессионализм, разносторонность, умение оперативно и объективно передавать важную информацию, журналист помогает аудитории ориентироваться в информационном потоке. Наиболее распространены в интернет-СМИ сегодня, как мы можем предположить, информационные материалы.

Традиционно под жанрами понимают «устойчивые формы журналистских произведений» [2]. Конечно, каждый жанр обладает определенным набором присущих ему характеристик. В частности, в российской журналистике принято деление журналистских материалов на информационные, аналитические и документально-художественные. Однако подобная классификация довольно условна, поскольку материал может иметь черты нескольких жанров, иногда даже не входящих в одну группу.

Информационные жанры были и остаются чрезвычайно популярными и востребованными, поскольку являются ведущими носителями оперативной информации, которая позволяет аудитории осуществлять мониторинг самых значимых и интересных событий в различных сферах общественной жизни. Жанровое разнообразие информационных сообщений играет в данном случае ключевую роль, поскольку помогает потребителю получить всестороннюю и полную картину происходящего, определить значимость каких-либо явлений, перспективы развития и т. д.

Основная задача информационных жанров - фиксация, в основном, внешних особенностей явления, получение достаточно кратких и поверхностных сведений о нем. Такие сведения журналисты стремятся получить как можно быстрее, поскольку оперативность информирования аудитории является первоочередной задачей СМИ.

В настоящее время жанровая система продолжает активно развиваться, находя новые формы выражения под воздействием многочисленных факторов, будь то общественные запросы, методы конкретного журналиста, появление новых площадок для публикации и их формат.

В частности, процессу трансформации новостных публикаций способствует такое явление как глобализация Интернета: журналистские жанры претерпевают значительные изменения, т.к. интернет-СМИ в данный момент являются ведущей площадкой для публикации материалов. Соответственно, особую значимость приобретает такое понятие как «конвергенция»: журналист должен иметь навык работы на разных медийных площадках, поскольку зачастую, например, материалы в печати нуждаются в определенной адаптации для интернет-издания.

Интернет-журналистика на нынешнем этапе представляет собой достаточно сложную и многофункциональную систему. Творческие и технологические факторы способствовали жанровой трансформации в сетевых версиях традиционных СМИ, а также появлению новых жанров. Медиакультура в Сети непосредственно влияет на способы и формы подачи материалов, в частности информационных, на их восприятие потребителем. К примеру, увеличился объем информации, что, несомненно, привело к высокой скорости создания медиапродукта и его распространения по сравнению с традиционными СМИ. Однако, как отмечают эксперты, сегодня «традиционные медиа рассматривают Интернет скорее как возможность для роста, анев качестве конкурента» [1].

Исходя из вышеизложенного, следует заметить, что специфические черты и способы подачи текста в интернет-пространстве представляют собой значимый предмет исследования.

Необходимо обратиться к тем особенностям, которые отличают интернет-СМИ в целом от своих предшественников:

• глобальный характер информации, практически не ограниченной препятствиями;

• рост возможности сбора, обработки и передачи информации, а также доступа к ней;

• высокая скорость публикации информации;

• увеличение влияния медиапродукта на общество;

• появление новых профессий, в том числе, интернет-журналист;

• появление возможности своеобразного диалога с читателем посредством комментариев;

• высокая экономичность;

• гипертекстуальность;

• комбинирование информации разного рода (текст, фото, видео и т. д.) в целях освещения полной картины происходящего.

Названные признаки помимо достоинств имеют и негативные стороны. Публикация материалов становится легкой, возможно и анонимной, вследствие этого зачастую наблюдается дезинформация, плагиат, экстремизм и т. п. Поэтому доверие общества к интернет-журналистике в целом меньше, чем к традиционным СМИ.

В пространстве Интернета стать автором заметки, интервью, репортажа, отчета, корреспонденции и т. д. может стать любой человек, который не обязательно обладает навыками профессионального журналиста, поскольку он ничем не ограничен. В то время как написать информационный материал в соответствии со всеми критериями его создания может далеко не каждый, поскольку корреспондентом может стать только профессионал, обладающий определенным набором знаний и отлично ориентирующийся в области описываемой им ситуации.

Функционирование текста в Сети также подчиняется определенной специфике. В первую очередь претерпевает изменения язык, который сочетает в себе черты как письменной, так и устной речи. Кроме этого, трансформируется и жанровая система: видоизменяются традиционные жанры из других видов СМИ, а также создаются принципиально новые. «Автор меняет принадлежность текста к той или иной родовой группе в зависимости от информативной задачи материала, объема, отведенного для него на полосе, и особенностей авторского стиля» [3].

За счет новых возможностей, доступных благодаря Сети, интернет-версии традиционных газет и интернет-издания получили возможность расширить интерактивное общение с аудиторией. Оно помогает не только корректировать деятельность редакции, но и учитывать запросы потребителей, привлекать их в качестве соавторов материалов. Для этого могут быть использованы следующие инструменты: письмо на электронную почту редакции, в котором аудитория может не только выразить свое мнение, но и прислать важную новость; гиперссылки на соцсети: «ВКонтакте», «Twitter», «Facebook» и т. п.; «лайк» для выставления оценки статьям; голосование, состоящее из вопроса и вариантов ответа на него; «окошко», в котором читатель может написать свой отзыв, высказать мнение, задать вопрос. Также в Сети зачастую предусматривается возможность рассылки публикаций по почте: потребитель может отправить понравившуюся статью своему знакомому.

Уникальность интернет-публикаций состоит в ярко выраженном смешении жанровых форм, в пределах одного материала можно выделить сразу несколько жанров. А. А. Не-грышев по отношению к трансформации информационных жанров применяет термин «интерференция» [6]. Это явление значительно осложняет применение традиционной теории жанров в контексте Интернета.

А. А. Морозова, обобщив теоретические наработки современных исследователей журналистских интернет-жанров, предлагает делить все жанры на две категории:

• традиционные жанры (пришедшие из периодической печати, сохранившие основные жанровые признаки, но при этом зачастую подвергшиеся некой трансформации);

• новые жанры (образовавшиеся в период появления мультимедийных площадок и в процессе становления конвергенции) [5].

В данной работе мы остановимся на традиционных жанрах и информационной группе.

Информационные жанры были и остаются чрезвычайно популярными и востребованными, поскольку являются ведущими носителями оперативной информации, которая позволяет аудитории осуществлять мониторинг самых значимых и интересных событий в различных сферах общественной жизни. Жанровое разнообразие информационных со-

общений играет в данном случае ключевую роль, поскольку помогает потребителю получить всестороннюю и полную картину происходящего, определить значимость каких-либо явлений, перспективы развития ит.д.

Основная задача информационных жанров - фиксация, в основном, внешних особенностей явления, получение достаточно кратких и поверхностных сведений о нем. Такие сведения журналисты стремятся получить как можно быстрее, поскольку оперативность информирования аудитории является первоочередной задачей СМИ.

Следует отметить, что А. А. Тертычный относит к информационной группе жанров заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, репортаж, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог [7].

В рамках данного исследования мы проанализировали 100 публикаций (был использован как качественный, так и количественный анализ) на сайтах федеральных СМИ («ТАСС», «РИА Новости», «Life.ru», «Газета.ги») в период с 28 апреля 2017 года по 14 мая 2017 года и отразили полученные результаты в приведенной ниже таблице (таблица У).

Таблица 1

Жанр журналистики Частотаупотребления

(количество публикации из ста)

Заметка 35

Информационная корреспонденция 10

Информационный отчет 6

Информационное интервью 1

Репортаж 7

Некролог 3

Аналитический отчет 1

Аналитическая корреспонденция 2

Аналитическое интервью 5

Комментарий 5

Социологическое резюме 2

Рецензия 4

Статья 7

Обозрение 3

Рекомендация (совет) 3

Очерк 3

Памфлет 1

Житейская история 1

По результатам исследования мы пришли к некоторым выводам. Наиболее востребованными и часто используемыми журналистами информационными жанрами оказались заметка, информационная корреспонденция, репортаж, информационный отчет, некролог. Информационное интервью не часто встречающийся тип публикаций, зачастую интервью является либо информационно-аналитическим, либо полностью аналитическим.

Следует отметить, что заметка, отчет и корреспонденция в целом сохранили свои структурные элементы (заголовок, лидер-абзац, основная часть), безэмоциональный сухой язык и строгое изложение. Изменения в жанрах по сравнению с традиционными СМИ:

1. Добавились гиперссылки, с помощью которых можно расширить знания по какой-либо проблеме или событию, получить более полную картину происходящего.

2. Появилась возможность публиковать видео- и аудиофрагменты для получения подробной информации.

3. Увеличилось количество иллюстраций в материале.

4. Появилась возможность использования хэштегов для удобства поиска схожих по тематике материалов.

Форма выражения информационного интервью может быть разнообразной: видеоинтервью, аудиоинтервью (вопросы журналиста могут звучать, не звучать или же могут быть написаны на экране); текстовое интервью (публикуется без вопросов журналиста как своего рода монолог респондента либо публикуется с вопросами). Иногда встречаются комбинированные варианты: интервью может быть частично прописано текстом, в то время как другая часть вопросов может быть представлена в формате видео. По сравнению с традиционными СМИ можно отметить большую импровизацию журналиста по ходу интервью: иногда материал напоминает непринужденную дружескую беседу.

Репортаж среди информационных жанров претерпел наибольшие трансформации: зачастую он сопровождается большим количеством иллюстраций, хэштегами, гиперссылками, добавляются видеофрагменты с места события. Особый статус получил жанр онлайн-репортажа как очень оперативного материала с постами небольшого объема, который удобно и легко читается. Помимо этого широко распространен в Сети фоторепортаж, обычно сопровождающийся несколькими пояснительными предложениями.

Также следует отметить, что в целом в онлайновых изданиях большое внимание уделяется заголовку: он должен быть содержательным, включает в себя глагол и ключевые слова текста. Это помогает привлечь читателя, сразу показать ему информацию и сэкономить его время.

В качестве особенности информационных жанров в Интернете следует выделить и их объем: в стремлении облегчить понимание материала многие сайты ставят ограничение по количеству знаков так, чтобы пользователю не нужно было «скроллить» страницу.

Выявленные трансформации наглядно демонстрируют насколько влиятельной площадкой является Интернет: структура и форма подачи журналистского текста постоянно изменяется, остро реагируя и адаптируясь под запросы аудитории, что делает интернет-СМИ более популярными и выигрышными по сравнению с традиционными изданиями.

Список литературы

1. Калмыков, А. А. Медиалогия Интернета [Текст] / А. А. Калмыков. - M.: URSS, 2012.-271 с.

2. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие [Текст] / А. В. Колесниченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 180 с.

3. Мальчевская, Е. А. Трансформация жанра рецензии [Текст] / Е. А. Мальчевская // Вести. БГУ - Сер. 4.-2011.-№1.-С. 74-77.

4. Морозова, А. А. Верификация информации интернет-источника: к вопросу о критериях достоверности / А. А. Морозова, А. А. Селютин // Изв-я высш. учеб. зав-й. Уральский регион. - 2013. -№2,- С. 104-108.

5. Морозова, А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде // Вестн. Челябинск, гос. ун-та. - Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск. - 2015. -№ 5 (360). - С. 240-249.

6. Негрышев, А. А. Интерпретация в новостях СМИ: потенциал синтагматической структуры текста [Текст] / А. А. Негрышев. - // Медиаальманах. - 2014. - № 1. - С. 78-84.

7. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. А. Тертычный. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.