Научная статья на тему 'Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиентоориентированного маркетинга'

Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиентоориентированного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ ВУЗА / INTERNET MARKETING IN UNIVERSITY / САЙТ ВУЗА / WEBSITE OF THE UNIVERSITY / ЦЕЛЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И АУДИТОРИЯ / TARGET PUBLIC AND AUDIENCE / КЛИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОНТЕНТ / СТРУКТУРА КОНТЕНТА САЙТА ВУЗА / CUSTOMER-CENTRIC CONTENT / STRUCTURE OF THE UNIVERSITY SITE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются особенности управления маркетингом вуза в Интернете. Сформулированы и предложены конкретная структура контента главной страницы сайта вуза, основные принципы построения клиентоориентированного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Marketing in University: New Principles of Customer Oriented Marketing

The article discusses the features of marketing management college in the Internet. Formulate and propose concrete structure content of the main page of the university, the basic principles of customer-oriented content.

Текст научной работы на тему «Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиентоориентированного маркетинга»

ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ ВУЗА: НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА

Шевченко Дмитрий Анатольевич,

профессор, д. э. н., зав. каф. маркетинга и рекламы РГГУ, почетный член Гильдии маркетологов shevm@rggu.ru

В статье рассматриваются особенности управления маркетингом вуза в Интернете. Сформулированы и предложены конкретная структура контента главной страницы сайта вуза, основные принципы построения клиентоориентированного контента.

Ключевые слова: интернет-маркетинг вуза; сайт вуза; целевая общественность и аудитория; клиент-ориентированный контент; структура контента сайта вуза.

Многие специалисты, ответственные за реализацию коммуникационной стратегии своих вузов, столкнулись с проблемой повышения эффективности своей коммуникационной активности в интернет-пространстве в первую очередь посредством управления сайтом вуза.

Одно дело — добиться высокого уровня научной и образовательной деятельности своего вуза на рынке образовательных услуг, другое — добиться прозрачности и видимости этой работы вуза в Интернете. Сегодня актуальным становится такой тезис: мало найти эффективные механизмы повышения качества образовательной деятельности вуза в офлайн, надо еще сделать так, чтобы эта работа была видна и адекватно отражалась в онлайн. В последнее время заговорили о брендинге вуза в Интернете. Эффективное электронное представительство вуза требует большой технологической и маркетинговой работы веб-отделов вуза. Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 года, мониторинги Минобрнауки РФ, отечественные и мировые рейтинги ставят перед вузами задачу про-

фессионального подхода к созданию качественного и эффективного сайта, соответствующего потребностям пользователей(пред-ставителям целевой аудитории вуза).

Эффективный сайт вуза может гарантировать прозрачность многообразной и всесторонней образовательной и научной деятельности вуза, прямо и непосредственно отвечать на запросы целевой аудитории, в первую очередь абитуриентов.

Чтобы понять и оценить эффективность сайта вуза мы следовали следующей методической схеме: качественно выбрали критерии — подобрали параметры их оценки — оценили вузы по параметрам — с помощью матрицы парных сравнений получили вес каждого вуза и провели ранжирование вузов. Основными критериями оценки сайта вуза стали: дизайн, навигация, контент, интерактивность (обратная связь), видимость сайта в Интернете. Более подробно эта методика и ее результаты представлены ниже.

В своей работе мы стремились помочь веб-лабам, редакторам сайтов, руководителям РР и т. д.

специалистам интернет-маркетинга вуза увидеть слабые и сильные места электронного представительства вуза. На основе анализа сайта по предложенной методике оценки его эффективности наметить главные ориентиры развития сайта вуза и его достойного представительства в интернет-пространстве.

Конкуренция среди вузов постепенно перемещается из физического пространства в виртуальную среду. Интернет-технологии позволяют вузам выходить на более широкие, чем только местные: региональные, национальные, мировые рынки потребителей образовательных продуктов и услуг.

Ключевая роль в конкурентном противоборстве за кошельки и потребности потребителей образовательных услуг, за мировое признание вуза как научно-образовательного центра отведена его корпоративному сайту. Есть два направления повышения конкурентоспособности вуза посредством повышения эффективности сайта: качество сайта и его продвижение в Интернете.

В середине первого десятилетия 00-х гг. были все основания говорить о сложившемся рынке выс-

шего образования (ВО) в России. Исследователи отмечали сложный характер его становления, отмечая наличие основного критерия — конкуренции. В последующие годы наличие конкурентного рынка ВО уже никто не оспаривал, и дискуссии шли в отношении векторов его развития. Особое внимание придавалось характеру и содержанию конкуренции в системе ВО, месту и роли государства в этом процессе. В настоящее время эта дискуссия потеряла свою актуальность. Государство целенаправленно стремится занять место мегарегулятора рынка всей системы ВО. И активно вмешивается в процесс виртуального представительства вуза в Интернете. Рособр-надзор формулирует специальные требования к количеству и объему информации, которая должна быть на сайтах вузов. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила список требований к структуре официальных сайтов образовательных учреждений и формату представления информации на них. Согласно будущим нормам, сайт должен быть четко разбит на несколько подразделов: основные сведения, структура и органы управления образовательной организации, документы,образовательные программы, образовательные стандарты, список педагогов, материально-техническое обеспечение, стипендии и иные виды материальной поддержки, платные образовательные услуги и вакантные места для приема или перевода в другое заведение. В подразделе «документы» в виде копий оригиналов должны быть: устав, лицензия, аккредитация, план финансово-хозяйственной деятельности, локальные нормативные акты, документы об оказании платных услуг и их стоимости.

На страничках о «материально-техническом обеспечении» и «финансово-хозяйственной деятельности» руководство образовательного учреждения должно будет представить данные о ценном движимом и недвижимом имуществе, а также о том, на что расходуются бюджетные средства и другие требования [1].

Глобальная ориентация российского вуза на современном этапе означает интеграцию высшего образования в мировое образовательное пространство. Реализация этой стратегии возможна при условии преобразования вузов в научно-образовательные центры (НОЦ), способные конкурировать с ведущими университетами мира. Современные условия диктуют задачу интеграции науки, образования и инновационной деятельности в вузе. В новом законе РФ «Об образовании» 2012 года подчеркивается необходимость проведения независимой оценки качества образования. Она направлена на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемые ими образовательные программы на российском и международном рынках [2].

В отличие от традиционной схемы продвижения корпоративных сайтов, интернет-маркетинг в сфере высшего образования больше ориентируется не на позиции в поисковых системах Google и Yandex, а на место в рейтингах в сфере образования вроде: РИА-Новости, Эксперт РА, в международных: The-QS и рейтинга The Times, ARWU (шанхайский рейтинг) и других. Встает проблема оптимизации контента и продвижения сайта в Интернете. Это, в свою очередь, требует уси-

лий по организации качественного и эффективного контента, выбору современного дизайна, отладке удобной для пользователей навигации, предоставлению возможности получения информации пользователям, обеспечению обратной связи (интерактивность). Следует искать пути хорошей видимости сайта в поисковых системах так, чтобы образовательные и научные достижения стали известны не только отечественному академическому, но и мировому сообществам.

Для того чтобы сайт вуза занял достойное место в рейтингах, сотрудникам веб-отделов необходимо не только совершать действия по совершенствованию внутренних факторов сайта, но и серьезно заниматься контентом и навигацией (то, что называется юзаби-лити) — внешними факторами (видимостью сайта в Интернете), а руководству вуза — мотивировать профессорско-преподавательский состав на создание научных статей в своих блогах, публикацию результатов научно-исследовательской деятельности в международных электронных базах данных для повышения ци-тируемости и РЯ вуза.

В вузах до сих пор существуют объективные причины, которые могут «тормозить» процесс совершенствования интернет-маркетинга, из-за которых поставленные цели не могут быть достигнуты. Есть несколько объективных проблем, с которыми сталкивается вуз, имеющих значение для понимания развития процесса интернет-маркетинга:

1. Турбулентность макросреды вуза. Не только проблемы демографии (угрожающее сокращение числа выпускников школ), но, что самое нетерпи-

мое, постоянное изменение ситуации, политическая, правовая нестабильность. В таких условиях реклама вузовских программ требует изобретательного «креатива» со стороны специалистов маркетинга, рекламы и РЯ.

2. Известно, что вузы консервативные и негибкие организационные структуры не в силу их косности, а в силу крупного масштаба и многосторонней оперативной их деятельности. Прием студентов в вуз ведется только один раз в год: весна — лето. Но сайт просматривают в течение целого года. Внимание к сайту с расширением второго высшего образования, МВА, особенно дистанционного образования и в целом дополнительного профессионального образования (ДПО) требует постоянной гибкости и подстройки сайтов к интересам и потребностям целевой аудитории.

3. Отсутствие квалифицированных кадров в сфере маркетинга, рекламы и РЯ, их низкая зарплата. К маркетингу в вузе относятся до сих пор как к чему-то второстепенному и необязательному. С одной стороны, ректоры вузов требуют от вебмастеров размещения необходимой информации Минобрна-уки РФ, а остальная настройка их мало интересует. С другой — преимущественно техническое образование специалистов веб-лабораторий не всегда является достаточным для понимания потребностей основных групп потребителей образовательных услуг — целевой аудитории. Несмотря на то, что у специалистов есть доступ к огромному количеству ценнейших данных, они продолжают создавать не всегда убедительные отчеты, со-

держащие сухие цифры, например, количества кликов, показов и просмотров страниц. Эти показатели, безусловно, хороши, но они не содержат результативных выводов по веб-аналитике. Следует включать в отчеты лояльность посетителей, показатель отказов, экономическую ценность, и многие другие показатели, которые действительно помогают понять, насколько наши действия эффективны.

4. Отсутствие достаточного компьютерного оборудования и навыков работы и использования информационных технологий в учебном процессе вуза. Проблема развития проектов в сети глобальна, она относится не только к организациям, работающим на российском рынке, но и на международном. Многие вузы не воспринимают интернет-пространство серьезно. Соответственно, нет способа убедить их платить за услуги веб-аналитики. Если вузы осознают, каких высот можно достичь, правильно используя интернет-пространство, они будут готовы вложить средства [3]. Современные тренды рынка высшего образования лежат в развитии дистанционного образования, применении дистанционных форм обучения на всех уровнях и формах. Как результат — получение диплома заочно, не выходя из дома. Это напоминает электронную торговлю образовательными услугами населению. Те вузы, которые это понимают, могут и уже зарабатывают хорошие капиталы.

Интернет-маркетинг в вузах

можно представить несколькими

позициями:

1) сайт университета и проблема его продвижения в Интернете;

2) подсайты и подразделы главного сайта образовательных подразделений — та же проблема, которая решается еще сложнее;

3) все более активизирующая форма взаимодействия студентов и преподавателей — электронная почта, сети (блоги, ЖЖ, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер, Фейсбук и пр.) — здесь процесс набирает силу;

4) научная деятельность преподавателей и вуза в целом и ее отражение в Интернете, российских и международных рейтингах.

Потребительский рынок любого вуза — это потенциальные и фактические потребители, клиенты — студенты, которые стремятся получить высшее образование и готовы посвятить этому лучшие годы своей жизни. Цели маркетинговой стратегии вуза — это увеличение продаж образовательной продукции и услуг, привлечение новых и удержание имеющихся клиентов (абитуриентов и студентов), повышение известности вуза на рынке. Поэтому, перед тем как вуз решит заниматься интернет-маркетингом, необходимо сформировать четкую стратегию действий в Интернете, которая может в себя включать:

♦ внешнюю и внутреннюю работу над сайтом вуза;

♦ работу по привлечению, удержанию и формированию мотивации посетителей к совершению покупки образовательных услуг;

♦ мероприятия по продвижению сайта в поисковых системах и специализированных рейтингах;

♦ соответствие полноты контента мониторингам Минобрнауки РФ и международному рынку (версии сайта на английском и других языках);

♦ анализ поведения потребителей, работа с мнениями аудитории, замеры эффективности сайта.

Глобальная конкурентоспособность системы ВО может быть реализована исключительно вузами, которые сталкиваются с независимой оценкой их качества посредством рейтингов. Рейтинги становятся мерилом общественной и мировой оценки качества научно-образовательной деятельности российских вузов* [4]. В США, развитых европейских странах, а также на Востоке рейтинги, их оценки вузов, давно обрели черты глобальных ориентиров совершенствования конкурентоспособности университетов.

Рейтинги стали мерилом качества научного потенциала вуза. Рейтинги фиксируют качество подготовки человеческих ресурсов к профессиональной деятельности, социальный и интеллектуальный вклад университетов в развитие научно-технического прогресса общества.

В 2011-12 гг. 31 000 ученых из 149 стран со всего мира, посредством электронной почты при участии социологической службы psos Media, совместно с агентством Thomson Reuters провели опрос экспертов академической репутации вузов. Более половины экспертов — 53% относятся к Северной Америке и Западной Европе. Небольшое число российских ученых с высоким показателем цитируемости (а именно этот фактор служил основным критерием) не позволило нам занять высокую долю в мировом списке экспертов. «Средний респондент», включенный в число экспертов, опуб-

ликовал около 50 научных трудов, учтенных в Web of Science. Восточная Европа, включая Россию, была представлена 8-ю экспертами. Восточная Азия, включая Японию и Китай, — 10 экспертами, Южная Америка, Австралия и Океания по 7 экспертов. Индекс репутации университетов, в соответствии с которым они ранжируются, является взвешенной суммой двух показателей (в отношении 2:1), отражающих в каждой из отраслей мнения признанных экспертов о научной и учебной репутации вузов. В список топ-100 вошли университеты 19 стран. В первой десятке 7 американских (всего в сотне 44 университетов США) и два британских вуза (всего — 10) один — японский (всего — 5). Первые шесть мест заняли университеты Америки, в списке: Гарвард, Массачусетский технологический университет, Кембридж, Стэнфорд, Беркли и Оксфорд. Чем ближе к концу списка, тем более плотные результаты. Поэтому во вторую половину списка топ-100 включены университеты, ранжированные не индивидуально, а группами по 10. В сотню не вошли (были в 2011 г.) представители Финляндии и Австрии, а также МГУ (в числе 276—300 места), два университета Великобритании. В предыдущем списке топ-100 МГУ занимал 33-ю позицию. Анализируя эту ситуацию, отдельные исследователи справедливо замечают, что честный ответ на несогласие многих российских экспертов с результатами рейтинга The Times (выход МГУ из Топ-100) заключается в том, что наши университеты не являются игроками на глобальном поле мирового образовательного рынка.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, только ускорило актуальность постановки этой проблемы для вузовского сообщества. Процесс подготовки и участия вузов России в отечественных и глобальных международных рейтингах, вхождения и продвижение научных работ в мировых информационно-аналитических базах данных стало актуальной повесткой дня.

Возможность участия в глобальных рейтингах требует от каждого университета информационной открытости, обеспечения видимости его ресурсов и академического потенциала на его сайте. В новом законе об образовании подчеркивается обеспечение информационной открытости образовательной деятельности вузов. Виртуальное представление университета требует перевода его образовательной и научной деятельности с языка offline на язык online [5].

Интрига современной обстановки на рынке ВО состоит в том, что государство самым решительным образом стремится навести порядок на этом рынке. Государство выдвигает собственную стратегию развития системы ВО в направлении повышения конкурентоспособности вузов не только на российском, но и на международном рынках. Сам по себе спонтанно развивающийся рынок образовательных услуг выполнить такую задачу не в состоянии. Государственная стратегия развития ВО вступает в противоречие со стихийным характером развития рынка образовательных услуг. Инновационная стратегия государства заключается в том, что оно активно вмешивается в деятельность

* При поддержке Минобрнауки в России развернута активная работа по созданию российских рейтингов вузов. В настоящее время таких рейтингов несколько. На Федеральном портале «Российское образование» опубликован список наиболее влиятельных российских рейтингов.

операторов рынка ВО, подотчетных ему государственных вузов, а в последствии, в деятельность всех вузов России.

Деятельность любого вуза в мире можно оценить по тому, насколько его сайт отвечает современным требованиям и насколько он открыт для пользователей не только в стране размещения, но и за рубежом. Руководством страны ставится задача войти в топ-100 мирового рейтинга не менее 5 вузам. К 2020 году пять отечественных вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов. Это подчеркивается в Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также правительственном проекте постановления «О мерах государственной поддержки ведущих университетов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Результативность повышения конкурентоспособности российских вузов заключается в достижении ими статуса полноправного участника мирового академического сообщества. Это, в свою очередь, предполагает соответствие научной и образовательной деятельности вузов параметрам мировых глобальных рейтингов.

Современное общество не имеет иного эффективного способа оценить готовность вуза к образовательной и научной деятельности, кроме как на сайте вуза. В настоящее время вузы сталкиваются с проблемой создания эффективно работающих сайтов, включения в их платформы современных сервисов и приложений с целью улучшения навигации, дизайна, прозрачности, видимости научно-образовательного контен-

та на сайте университета. Буквально за несколько лет сфера веб-разработок прошла путь эволюции от примитивных статичных веб-страничек (текст+картинки) до многофункциональных интегрированных с другими приложениями веб-систем. Появилась реальная возможность «вынести» в веб-среду многие образовательные и научные процессы, сформировать механизмы распределенной работы групп ученых и т. д. Вузы стали создавать не один, а множество сайтов, заточенных под решение специализированных задач (например, сайты по отдельным направлениям — дистанционное образование для разных групп потребителей).

При возникновении критической массы пользователей сформировалась блогосфера, появились подкасты и целый пучок проектов тренда Веб 2.0, основанных на генерации контента самими посетителями [6].

Основной предпосылкой появления и развития интернет-маркетинга является понимание руководителями вузов, что сайт это не только визитная карточка или рекламный буклет, выложенный в Сеть, но и бизнес-инструмент и контент-сервисная среда. Интернет изменил правила игры, и вузам придется изменить свой маркетинг, чтобы извлечь максимальную пользу из существующего благодаря Интернету открытого рынка идей.

Сформулируем новые принципы клиентоориентированного маркетинга вуза:

♦ маркетинг в Интернете — это не просто реклама образовательных услуг;

♦ РЯ (связи с общественностью) предназначены не только для массовой аудитории СМИ;

♦ вуз — это то, что он опубликовал на сайте;

♦ целевую аудиторию интересует подлинность, а не раскрутка образовательных услуг;

♦ целевая аудитория вуза потенциально готова участвовать в деятельности и управлении вузом, а не выслушивать пропаганду достижений вуза и руководства;

♦ интернет-маркетинг — это не одностороннее освещение деятельности вуза и его подразделений, а предоставление оперативного и необходимого контента в тот самый момент, когда представители целевой аудитории в нем нуждаются (теперь и Минобрнауки РФ);

♦ специалисты по маркетингу должны изменить свой способ мышления, перейдя от традиционного маркетинга, направленного на строго определенные целевые сегменты, к стратегии, привлекающей с помощью Интернета многочисленные интересующиеся деятельностью вуза круги общественности, чей спрос не удовлетворен;

♦ РЯ существует не для того, чтобы ректор увидел свой вуз по телевизору или видел на сайте его активность, а для того, чтобы потенциальные потребители могли убедиться в образовательной и научной активности вуза, отображаемой в Сети;

♦ маркетинг не для того, чтобы вуз выигрывал призы, а для того, чтобы вуз выигрывал призы в конкурентной борьбе за потребности и интересы потребителей образовательных услуг;

♦ Интернет возвращает РЯ вуза в исконное предназначение после долгих лет исключительной сосредоточенности на СМИ;

♦ вузы, ответственные подразделения и факультеты (кафедры) должны привлекать внимание

поступающих, абитуриентов (покупателей ОУ) адекватным их ожиданиям онлайновым контентом;

♦ блоги, социальные сети, онлайновое видео, электронные книги, новостные релизы и другие формы онлайнового контента предоставляют возможность вузам обращаться напрямую к потенциальным потребителям ОУ в подходящей для них форме;

♦ Интернет стирает границы между маркетингом, рекламой и PR.

Для интернет-маркетинга оценки эффективности вузов принципиально важно определить целевую общественность, аудиторию, к которой обращается и должна быть обращена структура контента сайта вуза.

К представителям целевой аудитории сайта вуза с точки зрения маркетинга относятся те, кто потенциально готов платить за образовательные услуги и от кого зависит его будущее и настоящее. Ниже представлены 10 основных групп представителей целевой общественности:

1. Поступающие — абитуриенты и их родители — потенциальные потребители. Информация, отражающая их потребности, интересы и выгоды, в том числе для иностранных клиентов, является ключевым фактором формирования и актуализации потенциального спроса на образовательные услуги.

2. Министерство образования и науки сформулировало свои требования к сайту и продолжает их формулировать.

3. Руководство вузом, администрация, Попечительский совет. Они должны быть довольны вузом и иметь возможность положительно сравнить свой вуз с другими конкурирующими вузами.

4. Студенты — фактические клиенты. Для них должна быть информация о преподавателях, их научных и профессиональных успехах, службе содействия занятости, медицинского центра, гимнастических залов, бассейна и др. видов спорта. Информация о стажировках и обменах студентами, юридической помощи, оформлении документов.

5. Профессорско-преподавательский состав (ППС) — персонал, основной движитель услуг. Это производственный сектор. Информация о возможностях стажировках, повышения квалификации, конференциях, возможностях участия в конференциях. Здесь должна быть информация, ориентированная на иностранных преподавателей и специалистов. Информация о том, «кто есть кто», ссылки на блоги или персональные страницы преподавателей.

6. Международная академическая и вузовская общественность.

7. Выпускники. Ассоциация выпускников. Благотворители.

8. Работодатели. Информация о технологиях взаимодействия вуза, студентов с работодателями. Контент, адресованный отраслевым сообществам, заинтересованным в сотрудничестве.

9. Кредитные учреждения, банки, они хотят видеть вуз в рейтингах на первых позициях.

10. СМИ и интернет-сообщества.

Есть контент, который непосредственно не приносит прямых доходов, но является мощным PR для более широких групп общественности, которые являются выразителями общественного мнения о вузе, его имидже и репутации.

На главной странице сайта должны присутствовать соответствующие разделы и направления. Клиентоориентированность контента сайта должна отражать:

1. Научные достижения. Научные исследования.

2. Международное сотрудничество вуза.

3. Библиотечные ресурсы вуза.

4. Блоги ППС и в первую очередь ректора.

5. Социальные сети вуза: Фейсбук, Вконтакте, Твиттер и пр.

6. Расписание. Необходимо озаботиться проблемой удобства поиска и возможности просмотра расписания с мобильных устройств. Здесь есть ограничения в удобной кроссплат-форменности сайта.

7. Сервисы: регистрация, подписка, рассылка, открытие почты и др.

8. Контент сайта на иностранном языке. Есть мнение, что минимум перевода контента сайта должен составлять не менее 30%. Какой контент переводить? Решать каждому вузу самостоятельно.

Взаключение попытаемся предложить собственную версию структуры клиентоориенти-рованного контента для сайта вуза.

На главной странице сайта должен быть контент, соответствующий запросам и выгодам целевой аудитории. Нами были проанализированы западные и отечественные сайты. На этом основании можно предложить следующую версию структуры контента для главной страницы сайта вуза:

1. О вузе — все, что требует Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582.

2. История, руководство, попечительский совет, структура: факультеты,студенческие советы.

3. Новости/анонсы, объявления.

4. Поступающим — абитуриентам и родителям, приемная комиссия: документы и т. п.

6. Студентам — студенческие советы, НИР, культурная жизнь, КВН, ССЗ, спорт и др.

7. ППС — ссылки на блоги и персональные страницы преподавателей, информация о библиотеке, базам данных, международным базам данных, рейтинги, конкурсы и их результаты в вузе и пр.

8. Наука. Научные исследования — участие в рейтингах и результаты научных исследова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ний и результатов НИОКР, статьи, информация о докторантуре, аспирантуре, магистратуре, адъюнктуре и пр.

9. Международная деятельность — список вузов-партнеров, условия стажировок, условия обмена студентами, ссылки на дружественные иностранные кафедры, итоги конкурса международного обмена, международные и магистерские программы и пр.

10. Выпускникам — ассоциация выпускников, деятельность в сфере благотворительности, работа попечительского совета, фандрайзинг, спонсорские проекты и т. п. совместные программы.

11. Партнерам — работодатели,

кредитные учреждения, СМИ и пр.

12. Научная библиотека — электронная библиотека, возможность подписки, возможность оформления электронного читательского билета и т. п.

13. Контакты — телефоны, адрес, проезд и пр.

14. Расписание, англ. версия, регистрация, подписка, почта, поиск, форум, сети, блоги, веб-лаборатория, ДОДы, пресс-центр и пр. (целесообразно разместить эти разделы в теле заголовка и др.)

Таковы общие и конкретные требования интернет-маркетинга к построению клиентоориентиро-ванного контента сайта вуза.

ИСТОЧНИКИ

1. Рособрнадзор утвердил стандарт сайтов школ, вузов и колледжей//Известия / http://izvestia.ru/news/565162 (дата просмотра 06.02.2014 г.).

2. Федеральный закон РФ. Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст. 95.

3. Авинаш Кошик. Управление эффективностью интернет-маркетинга // http://imetrics.ru/avinash-kaushik/.

4. Федеральный портал «Российское образование».

5. Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вузов. Технология создания, сопровождения и продвижения сайта вуза / Блог Шевченко Д.А.// Ь|Мр:/^Ь^сЬ|епко.гдди.ги/?р=399.

6. Скотт Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и РР: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем /Дэвид Мирман Скотт. М.: Альпина Паблишер, 2013.

Internet Marketing in University: New Principles of Customer Oriented Marketing

Shevchenko Dmitriy A.,

PhD, Head. Univ. marketing and advertising of the Russian State University for the Humanities, an honorary member of the Guild

of Marketers. Moscow, Russia (shevm@rggu.ru)

The article discusses the features of marketing management college in the Internet. Formulate and propose concrete structure

content of the main page of the university, the basic principles of customer-oriented content.

Keywords: internet marketing in university; website of the university; target public and audience; customer-centric content;

structure of the university site content.

REFERENCES

1. Rosobrnadzor utverdil standart saytov shkol, vuzov i kolledzhey. Izvestiya. Available at: http://izvestia.ru/news/565162 (accessed: 06.02.2014).

2. Federal Law RF. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii, 29 dekabrya 2012, N 273-03, st. 95.

3. Kaushik, Avinash. Efficiency management Internet Marketing. In Russian. Available at: http://imetrics.ru/avinash-kaushik/.

4. Federal Portal Rossiyskoe obrazovanie. Available at: http://edu.ru.

5. Shevchenko, D.A. KonkurentosposobnosC vuzov. Tekhnologiyasozdaniya, soprovozhdeniyai prodvizheniya sayta vuza. Blog Shevchenko D.A. Available at: http://shevchenko.rggu.ru/?p=399.

6. Scott, D.M. (2013) New Rules of Marketing and PR: how to use social networks, blogs, podcasts, viral marketing for direct contact with the buyer. In Russian. Moscow, Alpina Publisher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.