СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ WEB-САЙТА ВУЗА
О.М. Култышева, д-р филол. наук, доцент О.И. Рухляда, студент
Нижневартовский государственный университ (Россия, г. Нижневартовск)
Аннотация. В данной работе рассматриваются теоретические основы и обосновывается необходимость создания корпоративного сайта образовательного учреждения. Целью является изучение понятия корпоративного сайта, анализ современных подходов и тенденций в развитии официальных сайтов высших учебных заведений. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке специалистов в области маркетинга, web-программирования, рекламы и связей с общественностью, а рекомендации по содержанию web-сайтов образовательных учреждений могут быть использованы в практике работы образовательного учреждения, чтобы занять верную позицию в информационном поле деятельности.
Ключевые слова: сайт университета, интернет-реклама, организация сайта, корпоративный сайт, образовательное учреждение.
В наше время высшие учебные заведения имеют очень большую конкуренцию на рынке образовательных услуг. Глобальные сети так проникли в жизнь современных людей, что продвижение бренда в сети Интернет стало необходимой частью любой рекламной компании. Конкуренция среди вузов переместилась из физического пространства в виртуальную среду. Интернет-технологии позволили вузам выйти на региональные, национальные и мировые рынки образовательных услуг. В связи с развитием информационных технологий официальный сайт является неотъемлемой частью любого современного университета, а также хорошим средством информирования о деятельности и перспективах образовательного учреждения потенциальной аудитории. К ней можно отнести студентов, преподавателей и сотрудников вуза, российское и мировое научное сообщество, абитуриентов и их родителей, работодателей и бизнес-сообщества, выпускников, а также органы государственной власти.
Современный брендинг вуза требует использования все новых информационных технологий и эффективных маркетинговых стратегий продвижения вуза на конкурентном рынке образовательных услуг. Электронное представительство вуза требует большой технологической и марке-
тинговой работы веб-отделов вуза. Федеральный закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу в сентябре 2013 г., мониторинга Минобрнауки РФ, отечественные и мировые рейтинги ставят перед вузами задачу профессионального подхода к созданию качественного и эффективного сайта, соответствующего потребностям пользователей (представителей целевой аудитории вуза) [1, с. 3].
Web-сайт - это совокупность страниц с текстовой, графической и другой информацией, опубликованная в сети Интернет. Корпоративный сайт - один из важнейших элементов, транслирующих корпоративную культуру. Корпоративная культура вузов имеет свои особенности, по сравнению с корпоративными культурами коммерческих организаций, поскольку несет на себе очень высокую социальную ответственность и имеет дело с такими сложными процессами, как формирование личности и образование [2, с. 40].
Web-сайты учреждений высшего образования на настоящий момент стали обычным явлением, но далеко не всегда их создатели стремятся к тому, чтобы сайт мог с полным правом носить определение «корпоративный», т. е. являться полноценным элементом соответствующей культуры. Сущность корпоративной культуры точно определил Йеспер Кунде, назвав ее «кор-
поративной религией» [3, с. 13]. Религией не в традиционном значении, а в буквальном переводе этого латинского слова, означающего «связь». Тем самым он подчеркивает коммуникативный и интегрирующий аспект феномена, которому в последнее время уделяется много внимания. И нужно заметить, не зря, потому что столь расплывчатое на первый взгляд понятие способно принести вполне конкретные и осязаемые результаты. Основной целью корпоративной культуры является обеспечение более эффективной деятельности за счет тонкой «настройки» всех элементов маркетинговой среды организации, объединяющей их в единый комплекс. В идеале на уровне человеческих взаимоотношений это проявляется в чувстве корпоративного единства, лояльности, чувстве причастности к корпоративным идеям и ценностям [2, с. 45].
Корпоративный сайт должен содержать официальное имя компании и полные реквизиты, логотип компании, соответствие дизайна сайта и его всех страниц единому фирменному стилю компании, разделы «О компании», «Новости», «События», «Пресс-релизы» и т.д. Кроме этого, сайт должен иметь хорошо налаженные интерактивные системы и качественный хостинг.
Сайт вуза, как и любой корпоративный сайт, преследует четыре цели:
- Информационная - распространение информации об оказании услуг университета в сети Интернет. Для ее реализации сайт должен содержать полную и точную информацию о вузе. Для того чтобы облегчить целевой аудитории поиск информации, необходимо сделать раздел «Карта сайта» и поисковую систему. Главная страница сайта обязательно должна иметь колонку новостей. Для расширения круга распространения информации можно установить подписку на материалы сайта.
Для того чтобы выполнить требования, имеющиеся в новом Законе об образовании РФ, от вузов требуется размещать на официальном сайте определенную информацию. В частности:
- о дате, о месте размещения вуза и его учредителя;
- структуре и органов управления, студенческие советы, профсоюзы;
- место нахождения органов управления
- ФИО руководителей;
- место нахождения;
- адресов сайтов, эл. почты;
- положения о структурных подразделениях;
- уровни образования и т.п.
- Копии официальных документов:
- устав;
- лицензии (PDF);
- отчет о результатах самообследовм-ния вуза;
- порядок оказания платных услуг: документы;
- предписания: официальные документы.
Образовательная организация должна обновлять сведения не позднее 10 рабочих дней после их изменений [1, с. 33]. Вся эта информация имеет объективную природу и отражает материальную ресурсную составляющую вуза. На основании этой информации появляется возможность проведения рейтингов вузов по самым различным сторонам их деятельности и дает возможность увидеть сильные и слабые стороны самим вузам и представителям целевой аудитории вуза.
Возвратимся к целям корпоративного сайта вуза:
- Коммуникативная - налаживание обратной связи с целевой аудиторией и обеспечение эффективного взаимодействия сотрудников. Создание разделов «Контакты» и «Опрос», блога и форума облегчит и активизирует коммуникации во внешней и внутренней средах. Для более наглядного представления всего вуза в сети необходимо создать страницы для всех факультетов и администрации. Для представления университета на международном уровне должны действовать английская версия сайта и на других языках;
- Имиджевая - формирование у целевой аудитории определенного образа вуза с помощью интернет-портала. Эта цель дос-
тигается современным дизайном сайта, технической стороной и всей перечисленной ранее активностью. С помощью сайта можно продвигать учебное заведение в СМИ и представлять персону ректора. Визуальный образ вуза поможет создать фотогалерея;
- Коммерческая - возможная самоокупаемость web-сайта при размещении на нем баннерной рекламы. На портале вуза коммерческая выгода реализуется с помощью продвижения образовательных программ и преподавательского состава. Новой тенденцией является установка электронных платежных систем, что облегчает внесение платы за обучение. Маркетинговые исследования и обратная связь, которая осуществляется с помощью сайта, позволяют корректировать ассортиментную политику и улучшать сервис с учетом пожеланий клиентов.
Современный корпоративный портал высшего учебного заведения должен выполнять все правила web-дизайна, улучшающие восприятие информации, и использовать web-технологии, упрощающие навигацию и загрузку страниц. Дизайн сайта должен быть запоминающимся, соответствовать фирменному стилю университета и в тоже время не отвлекать от содержания страниц. Интернет-ресурс обязательно должен одинаково выглядеть во всех браузерах и поддерживать не только новые, но и старые версии. Также на ресурсе может быть выложен электронный архив вузовских СМИ. Стоит также уделить внимание интерактивным возможностям сайта, например, виртуальные экскурсии по кафедрам учреждения, без сомнения, будут интересны абитуриентам и их родителям [4]. В связи с широким распространением мобильного Интернета рекомендуется сделать мобильную версию сайта. Сайт должен все время обновляться, а его работа должна корректироваться грамотным специалистом.
В интернет-среде большое значение имеют мета-теги - специальные указания для поисковой машины, находящиеся в тексте страниц, но не отображаемые пользователю в браузере. Чаще всего исполь-
зуют мета-теги Keywords и Description. Первый включает список ключевых слов, которым соответствует страница, а второй - её краткую аннотацию [5, с. 344]. Мета-теги имеют огромное влияние на пользовательские факторы и конверсию. Поэтому для получения высоких мест в результатах поисковых систем специалистам, отвечающим за ведение сайта вуза, необходимо выполнять поисковую оптимизацию сайта (SEO).
В отличие от традиционной схемы продвижения корпоративных сайтов, интернет-маркетинг в сфере высшего образования больше ориентируется не на позиции в поисковых системах Google и Yandex, а на место в рейтингах в сфере образования вроде: РИА-Новости, Эксперт РА, в международных: The-QS и рейтинга The Times, ARWU (шанхайский рейтинг) и других. Рейтинги являются мерилом общественной и мировой оценки качества научно-образовательной деятельности российских вузов. В последнее время Ми-нобрнауки РФ опирается на ресурсы «РИА-Новости».
Для того чтобы сайт вуза занял достойное место в рейтингах, сотрудникам веб-отделов необходимо не только совершать действия по совершенствованию внутренних факторов сайта, но и серьезно заниматься контентом и навигацией (то, что называется юзабилити) - внешними факторами (видимостью сайта в Интернет), а руководству вуза - мотивировать профессорско-преподавательский состав на создание научных статей в своих блогах, их публикацию в международных электронных базах данных для повышения цити-руемости и PR вуза.
В Законе РФ «Об образовании» также подчеркивается необходимость проведения независимой оценки качества образования. Она направлена на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемые ими образовательные программы на российском и международном рынках [6, с. 93].
Подводя итог, следует отметить значимость корпоративного сайта для совре-
менного высшего учебного заведения. Он имиджа вуза.
помогает в решении ряда задач, таких как: Рассмотренные правила создания кор-
создание образа вуза в интернет- поративного сайта и современные тенден-пространстве; выделение вуза в ряду уни- ции размещения информации об учебном верситетов с похожим набором специаль- заведении в сети-Интернет должны по-ностей; объединяет сотрудников, выраба- мочь сотрудникам отделов по связям с тывает чувство причастности к общему общественностью проанализировать и делу; повышает эффективность рекламы и подкорректировать работу портала кон-участвует в формировании благоприятного кретного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Шевченко Д. А., Локтюшина Ю.В. Эффективность веб-сайтов высших учебных заведений. Методика оценки конкурентоспособности сайта вуза в Интернет. М.: ННОУ «МИПК», 2014. 141 с.
2. Каверина Е.А. Организация рекламной деятельности вуза: Учебное пособие. СПб.: ООО "Книжный дом", 2007. 184 с.
3. Йеспер Кунде Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 272 с.
4. Сайт школы, ВУЗа или профессиональных курсов - рекомендации от PRcomm // Prcomm URL: http://www.prcomm-spb.ru/sait-shkoli-vuza-kursov.html (дата обращения: 16 октября 2016г.).
5. Ашманов А., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 95 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). № 7598.
CURRENT TRENDS IN THE ORGANIZATION WEB-SITE HIGH SCHOOL
O.M. Kultysheva, doctor of philological sciences, associate professor O.I. Rahlaga, student Nizhnevartovsk state university (Russia, Nizhnevartovsk)
Abstract: This paper discusses the theoretical basis and rationale for the creation of a corporate site of the educational institution. The aim is to explore the concept of a corporate site, the analysis of modern approaches and trends in the development of the official websites of higher education institutions. Article Submissions may be used for the training of specialists in the field of marketing, web-programming, advertising and public relations, and recommendations for the content of web-sites of educational institutions may be used in the practice of educational institutions to take a certain position in the information field of activity.
Keywords: university site, Internet advertising, the organization of the site, corporate site, an educational institution.