DOI: 10.12737/2207 УДК 338.1
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН КАК НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ
МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ассистент кафедры экономики и финансов Е. В. Попов ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
еуаету [email protected]
В современных условиях глобализации, развития интернет-технологий, вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, перед отечественной мебельной промышленностью встают с новой остротой как давние, так и новые проблемы выживания в условиях экспансии международных торговых сетей и транснациональных корпораций.
Известно, что членство в ВТО, обязует страны участницы: снижать пошлины на ввозимые импортные товары. А также отменять протекционные меры в экономике, дающие преимущества местной промышленности перед импортной, и пользоваться услугами специального суда. То есть, суть ВТО в либерализации международной торговли и регулирование торговополитических отношений государств-членов.
Со времен реформ 90-х годов мебельный рынок претерпел серьезные изменения, но до сих пор не пришел к своему становлению. Наболевшей проблемой для мебельщиков остается устаревший парк оборудования. А обеспечение основных мебельных компонентов (лак, фурнитура, плитные материалы) не удовлетворяется в полной мере со стороны отечественных предприятий. Следовательно, приходится закупать недостающие материалы из-за рубежа, что сказывается на росте себе-
стоимости отечественной мебели.
Сегодняшний потребитель уделяет большое внимание «экологичности» и безопасности приобретаемой мебели. Особое внимание при покупке мебели потребитель отводит таким характеристикам товара, как: цена, качество продукта и ассортимент. Достижением мебельной промышленности последних лет является то, что отечественная мебель стала конкурентной по цене импортной в одинаковых классах (премиум, средний и эконом). Однако это обусловлено в первую очередь высокими ввозными мебельными пошлинами, и при вступлении в ВТО это преимущество в течение 4...6 лет исчезнет. Отечественный производитель, нацеленный на внутренний рынок, испытает сильнейшую денежную конкуренцию со стороны западных сетей.
В то же время ВТО дает и Российским производителям возможность экспортировать свою продукцию на внешние рынки, но позволить себе это могут лишь крупные производственные холдинги, такие как, Шатура, Ангстрем, Мебель Черноземья и др., число которых минимально. При этом, Российский мебельный производитель, не обладая достаточным опытом в экспансии на внешние рынки, будет встречен зарубежными сетями, с отлаженными стратегиями завоевания потребителя. Да и качество Российской мебели не
всегда соответствует заявленному эталону. Причины - устаревшее оборудование, неэффективные технологии, существенная зависимость от импортной фурнитуры. В этой связи становится очевидным, что ме-
бельный рынок России остается ориентированным на внутренний спрос. Данные диаграммы отражают устойчивую тенденцию возрастания объемов экспорта при сохраняющихся объемах импорта (рис. 1).
О 20000 40000 60000 80000 100000 120000
Рис. 1. Соотношение Экспорта и Импорта мебели в России (2010.2012 года), млрд. руб.
Важно отметить, что ситуация на рынке в ближайшей перспективе может смениться на диаметрально противоположную ситуацию, т.е. объемы импорта превысят экспортные предложения.
За последние годы (2010.2012 г.), наблюдается рост объема производства мебели. Темп роста составляет 38,3 % (рис. 2). В то же время концентрация отечественных производителей на мебельном рынке России по разным оценкам колеблется от 40.50 %, т.е. не превышает половины, что дает основание считать возможным дальнейшее развитие. На мебельном рынке устойчиво наблюдается соотношение отечественной мебели 45 % и импортной 55 %, тогда можно высказать предположение, что для удовлетворения потребностей покупателей мебельные компании должны не за-
бывать, постоянно совершенствовать свое предложение расширением модельного ряда, повышением качества сервисных услуг. Расширение доли рынка мебельных предприятий становится возможным как за счет ценового фактора, так и неценового - расширения ассортимента и повышения качества сервисных услуг. Задействование неценового фактора становится возможным благодаря использованию информационных технологий.
Для повышения эффективности бизнеса отечественным производителям следует обратить внимание на использование новых информационных технологий.
С развитием интернет-технологий коммерческим организациям стали доступны цифровые каналы товародвижения. Интернет-пространство является отраже-
О 20000 40000 60000 80000 100000 120000 140000
Рис. 2. Объем мебельного производства в России, млрд. руб.
нием реального мира с такими же продавцами и потребителями (пользователями).
Следует выделить, что развитие интернет-пространства в Российской Федерации с 2000 года носит положительную динамику. Происходит постоянный рост числа пользователей интернета, увеличиваются скорости соединения, и происходит эволюция интернета от технологии Web 1.0 к Web 2.0 и последующим переходом на Web 3.0. По данным аналитической компании Т№ на февраль 2013 г., как минимум один раз в месяц в интернет выходит 76,5 млн россиян. Удельный вес интернет-аудитории по федеральным округам находится в районе 50 % от численности населения. По количеству пользователей интернета Россия занимает 1-е место в Европе и 6-е место в мире. Интересны данные о возрастном составе пользователей. Возрастной интервал от 25 до 44 составляет 48 % в малых городах и 46 % в Москве. По данным ФОМ, на осень 2012 проникновение интернета за год выросло на 5 % и составило 52 %.
Так как интернет выступает двойни-
ком реального мира, то обойтись без коммерции он не может. Электронная коммерция (от англ. е-соттегсе) - это общая концепция, включающая в себя любые формы деловых операций, осуществляемых электронным способом, и использующая разнообразные телекоммуникационные технологии [1].
Рыночная среда предопределяет необходимость в том, что любой компании, занимающейся продажей, необходимо присутствовать во всемирной сети по средствам создания своего веб-сайта (рис. 3). Мебельные предприятия не являются исключением, и в последние годы значительное количество отечественных производителей открыли для своей деятельности интернет-ресурсы.
Мебельный сегмент занимает 7-е место при объеме в 14,7 млрд руб. в структуре Российского рынка, что является хорошим результатом. По данным Росстата, темпы роста мебельного ритейла 2012 года к 2011 составили 10,4 % физического объема и 15,4 % фактического роста.
Рис. 3. Российский объем рынка интернет-коммерции по сегментам млрд руб.
С целью расширения потребительской аудитории, использования новых каналов товародвижения и сокращения расходов на продажу мебели компании используют инструменты электронной коммерции, основным из которых является интернет-магазин.
Интернет-магазин - это специализированный сайт, с помощью которого можно в интерактивном режиме купить или продать товар и услуги, предварительно ознакомившись с информацией об этих товарах [1]. В зависимости от выполняемых функций, электронные магазины подразделяются:
- Электронная витрина. Представляет собой специализированный сайт, на котором размещен электронный каталог товаров. Связь между покупателем и продавцом может осуществляться посредством электронной почты, телефонных переговоров. К особенностям этого вида магазинов относят не характерность автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. К достоинствам электронной витрины относят:
1. Структура торговли не меняется;
2. Низкая стоимость открытия;
3. Новые покупатели.
К недостаткам относят:
1. Неудобство для покупателей (требует выполнения дополнительных действий);
2. Возможность отсутствия положительного эффекта на деятельность организации.
- Автоматизированный магазин. Содержит электронный каталог, корзину заказов покупателя, дополнительные атрибуты.
- Торговая интернет-система напрямую связана с внутренней автоматизированной системой коммерческой организации. Она является самой эффективной, из выше перечисленных, из-за глубокой интеграции во все параметры организации (склад, финансы, отчетность, товаропо-ток). Одним из примеров является интернет-магазин Enter, который совмещает в себе элементы как онлайн, так и офлайн продаж, в том числе мебели.
К особенностям создания мебельного интернет-магазина следует отнести, во-первых, желание потребителя «пощупать» мебель, увидеть ее. Немаловажной проблемой становится замена бракованных
изделий при огромных масштабах страны.
Данные, приведенные в таблице, показывают, что интернет-канал является для многих лидеров отечественной мебельной промышленности актуальным и прибыльным. Компания HOMEME.RU. в маркетин-
говой политики использует информацию о сниженной стоимости своего товара на 50 % по сравнению с конкурентами за счет экономии на аренде помещения, зарплате продавцам и рекламе, выстраивая прямые отношения между фабрикой и покупателем.
Таблица
Топ лучших мебельных интернет-магазинов___________________________
Сайт Среднемесячный оборот млн руб.
HOMEME.RU 104
DIVANO.RU 77
SHATURA.COM 42
STOKDIVANOV.RU 29
STOLPLIT.RU 28
MNOGOMEB.RU 27
Создание интернет-магазина связано с затратами предприятия, которые можно разделить на предстартовые, стартовые и операционные.
К предстартовым затратам относят:
- Затраты на составление бизнес-плана. А именно, исследование целевого рынка, его сегментация, определение потребителя и его потребностей. На крупном предприятии, имеющем маркетинговые базы данных в офлайн ритейле в результате затраты на составление бизнес-плана могут сократиться.
К стартовым затратам относят:
- Затраты на открытие интернет-магазина. Данную статью затрат формируют запросы организации заказчика. Разработка может производиться за счет собственных ресурсов и специалистом, используя шаблоны и установки Joomla, Magento, WordPress - от 10 $ за установку магазина и шаблонов. Регистрация адреса сайта (домена) от 8.15 $. Покупка пакета
услуг по обслуживанию сайта (хостинг пакета) на год от 49 $.
Для мебельного предприятия необходимо не забывать, что интернет-магазин отражает не только имидж компании. Сайт должен стать новым каналом продаж, поэтому особую роль при разработке следует уделить дизайну и предоставить фирменные услуги в максимально понятной форме. Исходя из выше перечисленных затрат, бюджет на создание интернет-магазина, может варьироваться от 1000 $ до 50000 $.
К операционным затратам относят:
- Заработная плата служащим.
- Затраты на рекламу.
- Прочие затраты.
Говоря об эффективности, интернет-магазины используют понятия конверсии. Конверсия в интернет-маркетинге - это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нем какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента - по-
купку, регистрацию, подписку, посещение определенной страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах [7].
Создание интернет-магазина целесообразно только при устойчивом покрытии доходами от продаж товаров предстартовых, стартовых и операционных затрат. В этой связи целесообразно рассчитать не только пути получения доходов, но и необходимые объемы, выявив факторы, определяющие последний. Нами установлено, что наиболее существенные факторы, определяющие эффективность интернет-магазинов, являются:
- Известность интернет-магазина, которая определяется через количество посещений веб-сайта (конверсия).
- Средний чек (средняя цена одного заказа).
- Рентабельность канала.
Зная эти факторы, можно определить сопоставимость канала интернет-продаж с традиционным каналом продаж.
Мы считаем, что для обеспечения эффективной конкуренции производителям мебельного сегмента необходимо использовать новые технологии для продвижения продукции на рынок. Считаем целесообразным мебельным фабрикам обратить свое внимание на новые каналы товародвижения, которые несут новые прибыли и покупателей. Так как опыта работы в цифровом пространстве у отечественных производителей мало, то необходимо ориентировать на зарубежный опыт работы.
Библиографический список
1. Сибирская Е.В., Старцева О.А.
Электронная коммерция: учеб. пособ. М.: ФОРУМ, 2008. 288 с.
2. Журнал Коммерсантъ спецпроекты // «Коммерсантъ. Издательский дом» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/1820345 (дата обращения: 05.10.2013).
3. Центр стратегических исследований Enter // Электронное издание Enter.ru «Бизнес-результаты ритейлеров за 2012 год». М.: Республика, 1992. 510 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://content. enter.ru/wp-content/uploads/2013/04/CSI _BRR.pdf (дата обращения: 05.10.2013).
4. Журнал Мебель России // Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mebelr.us.ru/news/2013/03/26/20 96/ (дата обращения: 05.10.2013).
5. Информационный интернет портал
russian-consumer.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://russian-consumer.ru/?p=8758
(дата обращения: 05.10.2013).
6. Журнал Коммерсантъ.т // Топ 100 интернет магазинов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/Doc /2181834 (дата обращения: 05.10.2013).
7. Marketing Terms. Интернет-портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www. marketingterms.com/dictionary/conversion _rate/ (дата обращения: 05.10.2013).
8. Попов Е.В. Проблемы маркетинга на предприятиях мебельной промышленности // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 33. № 4. С. 40-41.