Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ИНТЕРНЕТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / подростки / преступность / интернет / жестокость / насилие / семья / семейное воспитание / самовыражение

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Р. М. Ходжиев

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет сайтов, а также изучаются возможные пути избавления от интернет зависимости и эмоционально-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ИНТЕРНЕТ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Р. М. Ходжиев

Преподаватель русского языка кафедры узбекского и иностранных языков УзГУФКС

АННОТАЦИЯ

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет сайтов, а также изучаются возможные пути избавления от интернет зависимости и эмоционально-нравственного развития.

Ключевые слова: социальные сети, подростки, преступность, интернет, жестокость, насилие, семья, семейное воспитание, самовыражение

ВВЕДЕНИЕ

Страшные события гибели людей, с непосредственным участием подростков, в разных уголках земного шара заставляют задуматься о движущих мотивах подобного поведения.

20 апреля 1999года США штат Колорадо спланированное нападение двух учеников старших классов школы с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие ранили 36 человек, из них 13 — смертельно. После этого оба нападавших покончили жизнь самоубийством, застрелившись.

В Улан-Удэ студенты ВСГИК и колледжа искусств устроили массовую драку с поножовщиной, 1 человек погиб. В результате разборок будущих певцов, художников и хореографов 24-летний молодой человек скончался от удара ножом в сердце.

3 мая 2017 года в Узбекистане 17-летнего парня забили насмерть однокурсники - учащиеся медицинского колледжа им.Боровского. После многочисленных операций 1 июня 17-летний Жасурбек скончался в реанимационном отделении Республиканского центра экстренной медицинской помощи. https://www.zakon.kz/

17 октября 2018 года в технологический колледж в Керчи пришел восемнадцатилетний учащийся этого же колледжа и открыл там огонь из ружья, а после подорвал бомбу. Погиб 21 человек.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Почему наши дети становятся такими жестокими? Под воздействием чего или кого они легко посягают на самое святое - жизнь человека? В каком аспекте воспитания допущены просчеты, за которые заплачена дорогая цена?

Подобными вопросами задаются сегодня во всех уголках земли. Вышеприведенные примеры малая часть того, что происходит в среде подростков. Список преступлений с отягчающими последствиями, совершенных подростками лишь в странах СНГ составляет десятки тысяч в год.

Считаю верным мнение Президента Российской Федерации, когда он назвал трагические события в Керчи результатом глобализации. «Трагедия в Керчи — результат глобализации, включая соцсети. Все началось с трагических событий в американских школах», - напомнил Путин.

«... В гневе ударила Снежная королева жезлом по зеркалу, и оно разбилось на несметное множество мельчайших осколков. Поднялся вихрь, и осколки понеслись по всей земле. Некоторые из них попадали людям в глаза и сердца. И те люди, которым ледяные осколки попадали в глаза, начинали видеть во всем лишь дурное, а те, которым осколки попадали в сердце, становились злыми и жестокими. И случилось так, что ... » (Х.К. Андерсен. Снежная королева)

В отличии от сказки Андерсена, людей духовно слепыми и жестокими по отношению к другим делают не осколки ледяного зеркала, а всевозможные социальные сети интернета, где культивируются жестокость и насилие, поощряются убийства отдельных личностей, а то и уничтожение группы людей. Нет необходимости доказывать очевидное в отношении пагубного влияния интернета на сознание подростков. «Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» (№ 2 [8] 2012 97 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ [ Вызовы XXI века ]).Если в добрые 70-80е годы в общественном транспорте, в парках и скверах на скамейках мы видели людей разного возраста с книгой, журналом или газетой в руках, то сегодня на каждом шагу встречаются люди различного возраста погруженные в свои телефоны или компьютеры.

ОБСУЖДЕНИЕ

Почему подростковое сознание более подвержено психологическому воздействию интернета? В своей книге «Преступность несовершеннолетних: криминалистический анализ» Я.И. Гилинский пишет: «Молодому поколению закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но за все приходится платить. Поиск приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность)»

Попробуйте кого-нибудь из них отвлечь от их общения с интернетом, чтобы проверить действительно ли влияние интернета делает подростков слепыми к чувствам других, глухими к призывам о помощи, жестокими даже по отношению к близким людям. В лучшем случае они лишь игнорируют вас, сделав вид, что не слышат вас. Но будьте готовы к тому, что субъект может грубо выразиться в нецензурной форме, а если не ретируетесь, может и применить силу. Губительное влияние интернет игр было доказано появившейся в социальных сетях игрой «Синий кит», когда дети с готовностью и добровольно, под влиянием правил игры кончали жизнь самоубийством.

И самое обидное заключается в том, что орудие проникновения в умы и души наших детей под названием «смартфон», в руки наших детей с гордостью вручают сами родители. В большинстве семей родители, в поисках большого заработка и обеспечения благополучной жизни, оставляют своих детей-подростков на попечение старых родителей, близких родственников или же знакомых людей, чьи авторитеты не особенно влиятельны. А чтобы оставленные чада не забывали родителей и были благодарны своим «предкам», дарятся дорогие и многофункциональные телефоны, пересылаются деньги для карманных расходов, которые опять же тратятся на интернет мегабайты.

А рядом с такими свободными от родительской опеки обеспеченными подростками всегда водятся друзья-сверстники из неблагополучных семей, которые проводят время с обеспеченными товарищами ради их средств и возможности легкого доступа в интернет. Для таких подростков, как считают специалисты, интернет является средством ухода от окружающей их мрачной действительности. «Интернет обеспечивает человеку возможность «убежать из собственного тела»: как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике, а, следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т.п. Считается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных мотиваций для интернет-коммуникации у наиболее активных ее участников» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 96 № 2 [8] 2012 Наука [ Вызовы XXI века ]). До определенного времени такие подростки удовлетворяются виртуальными играми и

возможностью самовыражения без критики со стороны кого-либо. А при давлении из вне, попытках проникновения в их мир или разрушении созданных ими иллюзий, поведение подростков становится непредсказуемым. Они или совершают суицид, или становятся агрессивными и вымешают обиду на первых попавшихся людях, чаще окружающих и, вроде бы, не понимающих их.

Как вернуть внимание наших детей? Снять пелену с глаз и растопить лед в сердцах? Сможем ли мы предотвратить очередные инциденты, совершаемые подростками под негативным воздействием социальных сетей?

РЕЗУЛЬТАТЫ

На эти и другие подобные вопросы есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Только мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых, и вся окружающая действительность могут подействовать на умы и сердца детей наших. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Вот что сказала в интервью Накануне^Ц после происшествия в пермской школе №127 днём 15 января 2019 года детский психолог Ирина Медведева: «Способов предотвращения таких случаев очень много, но это не должны быть какие-то отдельные меры. Должна быть концептуально изменена система жизни. Вместо антижизни надо начать строить нормальную жизнь, вернуться к человеческой норме».

В Узбекистане в решении вопросов, связанных с образованием и воспитанием, предупреждением возможной безнадзорности и правонарушений, усилением внимания родителей к воспитанию детей важное значение приобретает дальнейшее совершенствование деятельности центров «Семья, махалля, школа». Подобный треугольник воспитательного процесса имеет воздействие не только на самих подростков, но и на родительские представления о семейном воспитании. Более активное внимание со стороны образовательного учреждения и махали уделяется детям неблагополучных семей, с целью создания условий для самореализации и самоутверждения среди сверстников. Надо заметить, что среди них немало способных спортсменов, одаренных мастеров на все руки. Неблагоприятная среда обитания, борьба за место под солнцем закалили этих подростков физически и наделили их особой смекалкой. И если общественность и образовательные учреждения смогут целенаправленно использовать эти способности, то в будущем из них могут вырасти хорошие спортсмены или умелые мастера. Однако, необходимо заметить, что все это возможно лишь в тесном взаимодействии семьи,

образовательного учреждения и общественности, при неустанном внимании и особой заботе со стороны взрослых к каждому ребенку как к своему.

Практика предлагает нам еще один контролируемый путь эмоционально-нравственного развития ребёнка - это художественная литература. Путь, на который должны направить детей их родители и педагоги. Как пишет автор книги «Уроки сказки» Л.П. Стрелкова: «Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература - богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических)».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для развития читательской культуры молодежи, отрыва от постоянного пребывания в интернет клубах и в целях приобщения к национальному и мировому искусству, в Узбекистане организованно проводится республиканский конкурс «Ёш китобхон» («Молодой книголюб»).

«В Узбекистане будут систематически проводить конкурсы «Ёш китобхон» («Молодой книголюб»), а их победителям на республиканском уровне вручать автомобили. Об этом говорится в постановлении президента Шавката Мирзиёева, опубликованном 15 мая 2018 года на сайте правительства.

В феврале этого года ученица школы №17 Нарпайского района Самаркандской области Мохинисо Шомуродова за победу в конкурсе «Ёш китобхон» получила президентский подарок - автомобиль Chevrolet Spark, передает ИА "Фергана"»

Автор данной статьи рекомендует родителям книгу «Уроки сказки» Л.П. Стрелковой, которая способна увлечь своим содержанием как детей, так и взрослых, давая возможность вернуться в мир своего детства, установить тесные и теплые отношения со своими детьми.

REFERENCES

1. Андерсен Х.К. Снежная королева

2. Гилинский Я.И. «Преступность несовершеннолетних: криминалистический анализ»

3. Медведева И. интервью детского психолога Накануне^Ц

4. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 96,97 № 2 [8] 2012 Наука [ Вызовы XXI века ]

5. Tulaganov, S. F. (2021). Indicators of the physique of handball players, taking into account their role in game. Eurasian Journal of Sport Science,, 1(2), 165-171.

6. Ахмедова, Н., Пулатов, Ш., & Азаматов, А. (2020). Ёш теннисчиларда тана мувозанати тургунлигининг хдракатланаётган объектга реакция аникдигининг намоён этишдаги роли. Academic research in educational sciences, (4).

7. Кариева, Р. Р. (2021). Методика планирования нагрузок скоростно-силовой направленности в подготовительном периоде гандболисток групп спортивного совершенствования. Проблемы науки, (3 (62)), 53-55.

8. Солиев, И. Р., Смурыгина, Л. В., Олимов, М. С., Расулова, Т. Р., Иванова-Тюрина, В. В., & Каримов, Ф. М. (2021). Урта масофага югурувчиларни мусобакаларга тайёрлаш технологияси. Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS), 1(2), 100-109.

9. Adilov, S. Q., Berdiyev, F. O., Jumaqulov, A. B., & Anarbayev, T. R. (2021). Erkin kurashchilarini mashg 'ulot jarayonlarida modellashtirishni asosiy tarkibiy qismlarini o'rganish. Academic research in educational sciences, 2(4), 1717-1722.

10. Xolmatov, A. I., Tashnazarov, D. Y., & Kurganov, O. N. (2021). Yunon-rim kurashchilariga texnik usullarni o „rgatishda modellashtirish usulining samaradorligi. Academic research in educational sciences, 2(4), 1708-1716.

11. Исламов, И. С. (2021). Влияние тренировки на иммунитет пловца. Academic research in educational sciences, 2(6), 1451-1461.

12. Islamov, I. S., & Ikramov, B. F. (2021). Starting actions of rowers on kayak and canoe. Academic research in educational sciences, 2(6), 1442-1450.

13. Ikramov, F. T., & Azimov, Z. N. (2021). Features of use rowing pool. Academic research in educational sciences, 2(6), 1154-1159.

14. Каримов, Х. А. (2021). Бошлангич тайёргарлик боскичидаги гимнастикачиларни махсус харакат тайёргарлиги ошириш. Academic research in educational sciences, 2(10), 1210-1218.

15. Багадирова, С. К. (2019). Структурная модель самореализации спортсмена в условиях профессионализации в дзюдо. Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта, (12 (178)).

16. Musaev, I. S. (2021). Ways to achieve quality and efficiency through the organization of the pedagogical process on the subject" use of the uzbek language in the field". Экономика и социум, (7), 94-98.

17. Boltayeva, I. T., Musayev, I. S., & Rakhimova, V. O. (2021). Literary success-a product of combination with confirmation and denial. Journal of American Studies, 1816-1825.

18. ХАБИБЖОНОВА, X. M., & АЗИМ^УЛОВ, Б. А. (2021). Ёш гандболчиларни техник хдракатларга ургатиш усулларининг самарадорлигини аниклаш ва тайёргарлик даражасини назорат килиш. Фан-спортга илмий-назарий журнал, 40-42.

19. Юсупова, З. Э., & Азимкулов, Б. А. (2020). Ёш гандболчиларнинг мусабока олди уйин таёргарлигни назорат килиш. "Олимпия спортида замонавий илм-фан"Халцаро илмий-амалий онлайн анжуман, 433-436.

20. Павлов, Ш. К., & Хдбибжонова, Х. М. (2020). Тайёрлов даврида ёш гандболчиларнинг жисмоний тайёргарлигини назорат килиш. "Олимпия

спортида замонавий илм-фан" Халцаро илмий-амалий онлайн анжуман, 303305.

21. ИСРОИЛОВ, Р. И. (2021). Тайёрлов даврида ёш гандболчиларнинг тезкорчидамкорлигини ривожлантириш восита ва усулларининг самарадорлигини тадкик этиш. Фан-спортга илмий-назарий журнал, 15-17.

22. Tadjibayevna, B. I. (2021). On the peculiarities of succession in Uzbek literature. Oktamovna, S. Z., & Nasriyevich, G. N. (2021). Terminology as a structural element of the language. Asian Journal of Multidimensional Research, 10(9), 724-731.

23. GAZIEV, S. (2020). Improving the speed-strength preparedness of sambo wrestlers at the stage of sports improvement. Фан^портга, (1), 56-60.

24. ИЛОВ, А. (2020). Шаркона яккакураш спорт турлари билан шугулланувчиларда меъёрлаштирилган махсус машкларни бажариш тезлиги ва унинг гипоксик киймати (каратэ мисолида). Фан^портга, (1), 65-68.

25. Tashkenbayevna, S. K., Rozikovich, S. I., Vladimirovna, L. L., Sotivoldiyevich, O. M., Mukhammadjonovich, B. A., Omonboyevich, A. B., & Valikhojayevich, S. Z. (2020). Pedagogical technologies and interactive methods as a factor of increasing special knowledge of students. Journal of Critical Reviews, 7(6), 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.