SCIENCE TIME
ИНТЕРНЕТ-ФАНДРЕИЗИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Ловкова Анастасия Евгеньевна, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
E-mail: anastasialovkova@gmail. com
Аннотация. В статье раскрывается понятие «интернет-фандрейзинг» как актуального направления фандрейзинга в сфере культуры. Также в статье рассматриваются наиболее эффективные виды фандрейзинга (краудсерсинг, краудфандинг) при организации музыкальных фестивалей.
Ключевые слова: музыкальный интернет-фандрейзинг, краудфандинг, краудсерсинг
фестиваль, фандрейзинг,
Последствия сокращения финансирования сферы культуры со стороны государства отразились на количестве ресурсов, необходимых для культурного продукта, количестве эффективных инструментов его продвижения, что так или иначе приводит к снижению качества культурного продукта. Между тем, культура в России должна изобретать новые механизмы «выживания» для того, чтобы быть актуальной, включать элементы коммерциализации, требующие использования в продвижении культурного продукта нестандартных способов продвижения, дорогостоящий современный медиа-контент и технологии. Однако не обладая финансовой поддержкой, творцы используют относительно бюджетные варианты продвижения (партизанский маркетинг), а также активно задействуют относительно свободное интернет-пространство.
Особое внимание хотелось уделить интернет-пространству, которое на сегодняшний день является актуальным и единственным эффективным каналом распространения информации, средством коммуникации. Данное пространство содержит медиа - контент во всем своем многообразии, включая различные виды платформ для коммуникации (социальные сети), видео-хостинги, online-телевидение и радио, интернет-журналы, online платформу для распространения оцифрованной звуковой информации, online-порталы и сайты событий в сфере культуры.
В век информационных технологий у аудитории популярен именно данный
43 8
источник распространения информации. Здесь вы потенциально можете получить больше шансов на поддержку некоммерческих и культурных проектов со стороны социума. В интернет-пространстве развитие получили новые методы фандрейзинга, характерные только для веб-среды.
Напомним, что «фандрейзинг» (от англ. «fund» - средства, финансирование, «raise» - нахождение, сбор) представляет процесс привлечения внешних, сторонних для организации ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом [1, с. 14; 8]. Фандрейзинг в культуре предполагает поддержку в большей степени некоммерческих культурных проектов, нацеленных не на получение прибыли, а на достижение социально-культурной цели.
Основными методами фандрейзинга в интернет-среде являются: краудфандинг («Crowdfunding», далее по тексту - краудфандинг) и краудсорсинг («Crowdsourcing», далее по тексту - краудсерсинг). Краудфандинг -это механизм привлечения финансирования, аккумулирования денежных ресурсов, частных пожертвований социума с целью реализации продукта, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки бизнеса и др. Выделяют три модели краудфандинга по виду вознаграждения или возможностям, которые получает спонсор: без вознаграждения (пожертвования), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение («краудинвестинг»). Иными словами, данный термин означает финансирование проекта при помощи толпы [11].
Для краудфандинга существует ряд интернет-платформ, представляющих сайт с элементами социальной сети. Данные платформы дают возможность создания страницы с описанием реализуемого проекта. В представление проекта могут быть включены: текстовое описание и медиа контент (презентация). В поле проекта указываются элементы спонсорского предложения, спонсорский пакет, который вправе выбрать каждый заинтересованный в культурном проекте (степень участия в проекте). В данном списке указывается сумма пожертвования, «вознаграждение», статус «вкладчика».
Ценность вознаграждения увеличивается за счет предания ему уникальности (футболка с автографом знаменитости, альбом улучшенного качества, альбом невыпущенных произведений, личный предмет знаменитости, предмет, который использовался при создании данного продукта (медиаторы, барабанные палочки и пр.). Основными мотивами при оказании подобной поддержки является сопричастность к созданию значимого и ценного продукта для социума.
В США наиболее востребованной платформой для «старт-ап» творческих, научных и производственных проектов является «Kickstarters». Среди известных краудфандинг-платформ в России можно выделить:
- «Planeta.ru» - общероссийский общетематический краудфандинг-сайт, где можно создать проект коммерческого или социального продукта;
- «Boomstarter.ru» -первая краудфандинг-платформа в России [5].
Создавая модель по сбору средств на проекты, краудфандинг платформы заинтересованы не только данной инновационной деятельностью, но и финансовой прибылью. Обязательным условием и соглашением создания проекта на данных платформах является срок сбора средств, а также проценты (3-15%), взимаемые от денежных сумм, поступающих на реализацию проекта. Для перевода денежных средств на проект используются банковские карты, Яндекс. Деньги, qiwi кошелек, Webmoney, мобильные операторы.
Отличительным от краудфандинга является метод краудсорсинга, представляющий мобилизацию человеческих ресурсов посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом. Одним из ключевых преимуществ краудсорсинга является радикальное снижение стоимости и времени достижения результата. Ключевым отличием краудсорсинга от традиционных коммуникационных инструментов является однозначная нацеленность на действие. Человек не просто расходует свои интеллектуальные ресурсы, он направляет их на выполнение конкретной задачи. В данном случае стоит упомянуть явление, именуемое фрилансинг, обозначающее в общем виде осуществление профессиональной деятельности, не подразумевающий длительного трудоустройства или штатной работы [10].
Краудсорсинг делиться на две категории:
- по сфере жизни (бизнес, социум, политика);
- по типу решаемых задач (создание продукта контента, голосование, поиск решения, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств).
На территории России краудсорсинг начинает обретать форму. Основоположниками бизнес, политического краудсорсинга считают компанию «Witology», успешно организовавшую масштабные краудсорсинг-проекты.
Безусловно, одним из самых ярких примеров краудсорсинга является «Википедия», где контент создается «армией» обычных пользователей интернета. При помощи данного подхода мы имеем в своем распоряжении самую полную, бесплатную и актуальную базу знаний [10].
Создатели искусства и в социально-культурной деятельности используют платформы для краудфандинга и краудсорсинга. Большое количество музыкальных коллективов собирают средства с целью записи музыкальных альбомов, организации концерта, запись live видео и съемка видео клипов [2, 6, 12]. При помощи краудфандинга организуются выставки современного искусства, создаются порталы об искусстве. Также существует отдельная краудфандинг-платформа «imin.fm», нацеленная на совместную организацию концертов [3, 7]. На сегодняшний день большое количество проектов реализуются благодаря успешной
SCIENCE TIME
краудфандинг-кампании. Применение краудсорсинг-технологий позволяет проводить социальные опросы в интернете, а также привлекать целые группы людей, способных оказать поддержку культурному проекту
Технологии краудсорсинга и краудфандинга активно используют при организации масштабных культурно-массовых форм - фестивалей. К примеру, в организации молодежного фестиваля уличной культуры «SNICKERS UREANhH» используется краудсерсинг-технологии, позволяющие основываться на мнение целевой аудитории. Проект позволил проявить интерес социально-активным, заинтересованным молодым людям, живущим в различных городах, обладающим информацией и стремящимся к самовыражению [4].
Методы краудфандинга дали возможность реализоваться фестивалю стрит-арта «MOST» в 2014 году в (г. Москва), организаторами которого удалось собрать на платформе «Planeta.ru» сумму в размере 3 105 510 рублей[9]. В 2014г. в Москве состоялся «Russian Dance Festival», организаторы которого собрали сумму в 3 006 570 рублей на платформе «Planeta.ru» [12]. Одним успешных проектов организации фестиваля является фестиваль камерной музыки «Возвращение», организаторы которого собрали сумму в размере 414 115 рублей на платформе «Boomstarter.ru» [14].
При помощи краудсорсинга появляется возможность создать полноценную рекламную кампанию, привлекая к поддержке администраторов рекламных сайтов или крупных групп социальных сетей («вконтакте», «Facebook», «Одноклассники»). Становится возможным привлечение специалистов для решения определенных задач. Например, в 2014 году организаторы областного некоммерческого молодежного фестиваля современной музыки «WINTER MUSIC FESTIVAL» смогли привлечь на безвозмездной основе специалистов для создания сайта (дизайн, верстка, программирование) - медиа платформы фестиваля, выполняющего информативную, коммуникативную, образовательную функции. При помощи краудсерсинга были привлечены члены жюри, оценивающих на безвозмездной основе участников фестиваля, привлечены волонтеры интернет-пространства. Данные технологии позволили создать не просто масштабное социально-культурное явление, но и единое творческое пространство [13].
Таким образом, методы краудфандинга и краудсорсинга являются значимыми инструментами при организации культурного проекта или события. При помощи инструментов интернет-фандрейзинга появляется возможность найти необходимые средства для реализации любого проекта в сфере культуры от записи музыкального альбома до реализации масштабного фестиваля. При помощи данных инструментов вы можете создать рекламную и PR кампанию проекта. Интернет-фандрейзинг позволяет привлечь единомышленников, способных на расстоянии обеспечить помощь и поддержку проекту.
44 1
Литература:
1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образовании: учеб. Пособие/Т.В.Артемьева, Г.Л.Тульчинский. - СПб.: Издательство «Лань», издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. - 286с.
2. Би-2.Новый альбом «16+» [Электронный ресурс]. - URL: http://planeta.ru/ campaigns/6962
3. Выставка плакатов «Аблакаты Балалайкина» [Электронный ресурс]. - URL: http://planeta.ru/campaigns/6497
4. Краудсерсинг применяли в организации фестиваля уличной культуры [Электронный ресурс]. - URL: http://newsland.com/news/detail/id/766718/
5. Краудфандинг [Электронный ресурс]. - URL: http://constructorus.ru/uspex/ kraudfanding. html
6. Новый альбом Animal Джа7 - «Хранитель весны». - URL: http://planeta.ru/ campaigns/11277
7. Портал об уличном искусстве [Электронный ресурс]. - URL: https://boomstarter.ru/ projects/slavaptrk/portal_ob_ulichnom_iskusstve_i_pablik-arte_most_wanted
8. Фандрейзинг: Записки маркетолога [Электронный ресурс]. - URL: http://marketch.ru/ marketing_dictionary/marketing_terms_i7fundraLsing/index.php
9. Фестиваль стрит-арта МОБТ [Электронный ресурс]. - URL: https://boomstarter.ru/ projects/170507/festival_strit-arta_most
10. Что такое краудсерсинг? [Электронный ресурс]. - URL: http://crowdsourcing.ru/ article/what_is_the_crowdsourcing
11. Что такое краудфандинг? [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.crowdconsulting.ru/crowdfunding
12. RUSSIAN DANCE FESTIVAL [Электронный ресурс]. - URL: https:// boomstarter.ru/projects/183265/russian_dance_festival
13. WINTER MUSIC FESTIVAL 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http:// wintermusic.ru/
14. XVIII фестиваль камерной музыки «Возвращение» [Электронный ресурс].-URL: http://planeta.ru/campaigns/10586
»
44 2