Научная статья на тему 'Интернет-банкинг: риски отмывания денег'

Интернет-банкинг: риски отмывания денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-банкинг: риски отмывания денег»

Интернет-банкинг: риски отмывания денег*

Ревенков П.В. **

Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное. Агата Кристи, английская писательница

The article describes advantages of internet-banking, as well as the causes of appearance of new sources of the banking risks related to its introduction in a credit institution, including risks of money laundering. In addition to that a general money laundering model based on the internet-banking systems is presented, considering the negative consequences of the mentioned type of criminal activity.

За последние 10—15 лет очевидной тенденцией стало развитие принципиально новых технологий дистанционного банковского обслуживания. Наибольшее распространение получили системы интернет-банкинга, которые позволяют клиентам банков управлять своими банковскими счетами и картами через Интернет и ^'еЬ-браузер в режиме онлайн.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ:

> существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично;

> клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и оперативно реагировать на изменения ситуации на финансовых рынках;

> клиент может отслеживать операции с пластиковыми картами, поскольку доступ к работе с системой не зависит от его местонахождения — достаточно иметь доступ в Интернет. Закономерно, что с развитием систем

интернет-банкинга становятся актуальными вопросы, связанные с безопасностью использования таких технологий и с появлением новых (ранее нетипичных) источников банковских рисков.

В данной статье будут рассматриваться последствия операций, совершаемых с целью отмывания денег (ОД), и возможное использование в них систем интернет-банкинга.

В последнее время проблема ОД стала одной из основных международных проблем, к решению которой привлечены ведущие страны мира. По оценкам Международного валютного фонда, в последние годы доходы от различного рода преступ-

лений составляют от 2 до 5 % мирового валового продукта, то есть 1—3 трлн долл. США в год, при этом ежегодно в мире отмывается не менее 600 млрд долл. США.

Процедура ОД имеет решающее значение для функционирования практически всех форм транснациональной и организованной преступности. Различные меры экономического характера, призванные исключить или ограничить возможность использования преступниками приобретенных незаконными путями доходов, представляют собой важнейший и действенный компонент программ по борьбе с преступностью.

Приведем лишь некоторые факторы, способствующие ОД: > высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса (существование параллельной экономики и/или черного рынка);

несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью кредитных организаций; несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями;

распространение коррупции в различных органах власти; законодательное закрепление тайны финансовых операций; широкое использование предприятиями и банками операций с вовлечением офшорных компаний и др. Как правило, в процесс ОД включается целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов, но все они входят в одну из трех составляющих (стадий) обобщенной модели ОД.

>

>

>

>

>

Настоящая статья выражает исключительно мнение автора и не отражает позицию Банка России. Заведующий сектором Департамента банковского регулирования и надзора Банка России, кандидат экономических наук.

Обобщенная модель ОД включает три стадии: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграцию (integration). Указанные стадии могут осуществляться одновременно или частично наклады-

ваться друг на друга в зависимости от выбранного механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной организацией. Это показано на приведенном ниже рис.

о>

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Размещение

Незаконные доходы помещаются в фина] институты электронн средства

«Грязные» деньги

слоение

Отделение доходов, приносимых преступной деятельностью, от их источника с помощью многослойных фина операций

Интеграция

Использование внешне легальных сделок для маскировки незаконных доходов

«Чистые» деньги

Рис. Обобщенная схема отмывания денег

На стадии размещения необходимо изменить форму денежных средств с целью сокрытия их нелегального происхождения. Например, поступления от незаконной торговли наркотиками чаще всего представляют собой мелкие купюры. Конвертирование их в более крупные купюры, чеки или иные финансовые документы часто производится с помощью предприятий, имеющих дело с большими суммами наличных денег (рестораны, гостиницы, казино, мойки машин), используемых в качестве прикрытия.

На стадии расслоения лица, отмывающие деньги, стараются еще больше скрыть следы, по которым их могут обнаружить. Для этого одни сложные финансовые сделки наслаиваются на другие. Например, для отмывания больших денежных сумм создаются фиктивные компании в странах, отличающихся строгими законами о банковской тайне или слабыми механизмами обеспечения соблюдения законодательных положений, касающихся ОД. Затем грязные деньги переводятся из одной фиктивной компании в другую до тех пор, пока не приобретут видимость законно полученных средств.

Вышеупомянутые операции должны быть замаскированы так, чтобы в конечном счете раствориться в совершаемых каждый день законных сделках. Общепринятыми техническими приемами здесь служат различные варианты выдачи «обратных ссуд»1 и «двойного выставления счетов-фактур» 2.

Другие технические приемы наслоения связаны с покупкой дорогостоящих предметов (ценных бумаг; легковых автомобилей, самолетов и яхт), которые часто записываются на имя другого человека (с целью еще больше отдалить преступника от нелегально полученных средств).

На этой стадии активно используются технологии дистанционного банковского обслуживания и, в частности, систем интернет-банкинга (см. рис.).

На стадии интеграции преступник пытается трансформировать денежные доходы, полученные от противозаконной деятельности, в средства, имеющие внешне легальное происхождение (деньги обычно вкладываются в бизнес, недвижимость, покупку драгоценностей и др.).

Поскольку процесс ОД в определенной степени полагается на существующие финансовые системы и операции, имеющиеся

у преступника, выбор конкретных механизмов ограничивается лишь его изобретательностью. Деньги отмываются через валютные и фондовые биржи, торговцев золотом, казино, компании по продаже автомобилей, страховые и торговые компании. Частные и офшорные банки, подставные корпорации, зоны свободной торговли, электронные системы и торгово-финансо-вые учреждения — все эти структуры могут скрывать незаконную деятельность.

Приведем наиболее распространенные негативные последствия ОД.

1. Бесконтрольное ОД способно нанести серьезный удар по репутации банков страны, негативно влиять на курсы валют и процентные ставки вследствие высокой интеграции фондовых рынков. Эти деньги могут поступать в глобальные финансовые системы и подрывать экономику и валюту отдельных стран. Возможность проведения банковских операций через Интернет позволила значительно сократить время на осуществление различных платежей.

2. Подрыв целостности финансовых рынков. Кредитные организации, полагающиеся на доходы от преступных деяний, сталкиваются с дополнительными трудностями.

Например, крупные суммы отмытых денег могут поступить в банк и затем внезапно бесследно исчезнуть через электронные переводы в ответ на такие нерыночные факторы, как операции правоохранительных органов.

3. Утрата контроля над экономической политикой. В некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой незаконные доходы могут намного превосходить государственные бюджеты, что приводит к утрате правительственного контроля над экономической политикой. В ряде случаев огромная база активов, накопленная за счет отмытых доходов, может использоваться для спекулятивной скупки рынков или даже целой экономики небольшой страны.

4. Экономические деформации и нестабильность. Лица, отмывающие деньги, заинтересованы не столько в извлечении прибыли, сколько в защите доходов. Они направляют свои средства в области, необязательно приносящие экономическую выгоду той стране, в которой они размещены.

5. Потеря доходов. ОД снижает налоговые доходы правительства и тем самым наносит косвенный ущерб чест-

ным налогоплательщикам (затрудняется государственный сбор налогов). Данная потеря доходов означает более высокие ставки налогообложения по сравнению с нормальной ситуацией, при которой преступные доходы были бы законными и облагались налогами.

6. Риск для программ приватизации. ОД угрожает стремлению многих стран реформировать свою экономику путем приватизации. Преступные организации располагают финансовыми средствами, позволяющими давать за предприятия, прежде находившиеся в государственной собственности, более высокие цены, чем легальные покупатели.

7. Социальные издержки. ОД ведет к росту государственных расходов на правоохранительные органы (создание специализированных подразделений) и здравоохранение (например, лечение наркотической зависимости) для преодоления возникающих серьезных последствий.

В целом ОД ставит перед мировым сообществом сложную задачу, постоянно приобретающую новые формы. Характер процессов требует разработки глобальных стандартов и международного сотрудничества для уменьшения возможности преступников осуществлять свою деятельность.

Международная организация ФАТФ3 была основана для изучения способов и тенденций ОД, анализа действий по борьбе с этим явлением на национальном и международном уровнях.

В целях глобального внедрения международных стандартов по контролю за ОД ФАТФ поощряет создание региональных групп, которые имеют статус наблюдателей. Так, региональные группы осуществляют взаимные оценки состояния дел в своих странах-участницах и анализируют региональные тенденции в сфере ОД.

Для более эффективного решения вопросов, связанных с противодействием ОД, должен быть принят всеобъемлющий свод законов, относящий ОД к уголовным преступлениям, предусматривающий наложение ареста на нелегально полученные средства, их изъятие и конфискацию. Кроме того, необходимо принятие всевозможных регулирующих мер, включая осуществление комплексного надзора над банковской деятельностью и создание системы предоставления сведений о вызывающей подозрение деятельности с целью обнаружения и сдерживания ОД. Только в результате сотрудничества между различными ведомствами и странами возможно остановить поток неле-

0) 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О)

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

со

гально полученных средств и подорвать деятельность преступных организаций.

Регулирующие органы рекомендуют банкам эффективнее использовать все ресурсы для выявления сомнительных операций, направленных на ОД.

Меры по предотвращению ОД предпринимаются банками не только в соответствии с требованиями законодательства, но и в собственных интересах.

В рамках проведения процедур по идентификации клиентов кредитным организациям следует:

> разработать и внедрить комплексные процедуры, связанные с открытием счетов, установлением кредитных и других деловых взаимоотношений, а также совершением операций с лицами, не имеющими счетов;

> иметь данные о действительной личности пользующегося его услугами клиента, в том числе о подлинном владельце счета, открытого на другое имя;

> подвергать проверке данные, удостоверяющие личность, во избежание открытия счетов для фиктивных пользователей;

> располагать данными о роде занятий или профессиональной деятельности клиента, об источниках его доходов, состояния или активов, а также о конкретном источнике денежных средств, вовлеченных в совершаемые через данный банк операции;

> знать цель, с которой открывается счет, и представлять типы операций, в которые обычно вовлечен данный клиент. При открытии счета сотрудники банка должны понимать, нужно ли отнести клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания.

В рамках выполнения процедуры мониторинга:

> иметь внутренние системы для идентификации и мониторинга вызывающих подозрения операций;

> оценивать риск, исходя из конкретных видов счетов, регионов и операций;

> обращать внимание на любую операцию, превышающую установленный денежный порог депозитов при открытии счета, ежемесячных телеграфных переводов, операций с наличностью, дорожными чеками, получения кредитов и заключения сделок, включая покупку и продажу валют, опционов, драгоценных металлов и т.п.;

> обращать внимание на усиление активности по банковским счетам, особенно тем, которые могут стать объектами сомнительных операций (офшорные и корреспондентские счета, счета небанковских финансовых институтов, политических деятелей и личных инвестиций сотрудников компаний, счета, информация о которых может быть затребована судебными органами и др.);

> установить пороговые размеры сделок и время от времени проверять их адекватность.

Отдельно следует отметить роль топ-менеджеров кредитных организаций. Они должны стремиться к постановке и практической реализации задач в области предотвращения незаконных операций и демонстрировать, что банк как субъект корпоративной культуры заботится о своей репутации не меньше, чем о прибылях, маркетинге и качестве обслуживания клиентов.

В заключение хотелось бы сказать, что ни одна программа по борьбе с ОД не может быть эффективной на 100 %. Преступники используют все более сложные способы обхода банковских программ по выявлению незаконных операций, применяя новейшие достижения в области дистанционного банковского обслуживания. Тем не менее процедуры, подобные описанным выше, в значительной степени улучшают способности банка предотвращать и выявлять факты ОД. Данные меры способствуют не только сохранению репутации банка как добросовестного учреждения, но и являются необходимым условием его безопасного функционирования.

Литература и примечания

1. При использовании обратной ссуды преступник вкладывает деньги в офшорное предприятие, находящееся под его тайным контролем, а затем «ссужает» сам себе сумму вложенных им средств. Этот технический прием срабатывает, поскольку в некоторых странах трудно определить, кто на самом деле контролирует счета.

2. Двойное выставлении счета-фактуры. Это мошенническая уловка ввоза (или вывоза) средств в ту или иную страну, где одно из офшорных предприятий ведет двойную бухгалтерию. Чтобы ввезти чистые деньги в другое государство, некое предприятие в стране назначает завышенную цену на определенный товар или услугу. Для вывоза средств (например, чтобы избежать уплаты налогов) предприятию выставляется завышенный счет-фактура.

3. Международная организация Financial Action Task Force (FATF) была создана в 1989 г. странами «большой семерки». Сейчас в ФАТФ входят 35 государств. Российская Федерация является членом ФАТФ с июня 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.