Научная статья на тему 'Интернет-банкинг как инновационный финансовый инструмент современной банковской системы'

Интернет-банкинг как инновационный финансовый инструмент современной банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ / INTERNET BANKING / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / BANKING / ОБСЛУЖИВАНИЕ / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тавбулатова Зулай Кариевна, Джентамиров Магомед Хизраевич, Чатаева Милана Исановна

С каждым годом темпы развития современных технологий бьют рекорды, затрагивая практически все сферы деятельности. Банковская сфера также не остается в стороне, внедряя все новые ресурсы для повышения эффективности деятельности. За последние годы в России наблюдается развитие банковского обслуживания за счет внедрения банками технологии «Интернет-банкинг». В данной статье рассмотрены проблемы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и пути их решения, а также отмечены преимущества интернет-банкинга и риски, связанные с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-банкинг как инновационный финансовый инструмент современной банковской системы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

INTERNET BANKING AS AN INNOVATIVE FINANCIAL INSTRUMENT OF THE MODERN BANKING SYSTEM Tavbulatova Z.1, Dzhentamirov M.2, Chataeva M.3 ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ Тавбулатова З. К.1, Джентамиров М. Х.2, Чатаева М. И.3

'Тавбулатова Зулай Кариевна / Tavbulatova Zulay - доктор экономических наук, доцент, профессор, кафедра «Финансы и кредит»; 2Джентамиров Магомед Хизраевич / Dzhentamirov Magomed — студент, направление: экономика, профиль: бухгалтерский учет, анализ и аудит;

3 Чатаева Милана Исановна / Chataeva Milana — магистрант, Институт экономики и финансов Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Аннотация: с каждым годом темпы развития современных технологий бьют рекорды, затрагивая практически все сферы деятельности. Банковская сфера также не остается в стороне, внедряя все новые ресурсы для повышения эффективности деятельности. За последние годы в России наблюдается развитие банковского обслуживания за счет внедрения банками технологии «Интернет-банкинг». В данной статье рассмотрены проблемы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и пути их решения, а также отмечены преимущества интернет-банкинга и риски, связанные с ним.

Abstract: every year, the pace of development of modern technologies break new records, affecting almost all spheres of activity. Banking is also not remain aside, introducing new resources to improve performance. In recent years there has been the development of banking services through the introduction of the banks' Internet banking "technology in Russia. This article deals with the problems of remote banking services (RBS) and their solutions, as well as the marked advantages of internet banking for both the bank.

Ключевые слова: интернет-банкинг, банковская сфера, обслуживание. Keywords: internet banking, banking, service.

Интернет-банкинг представляет собой совокупность средств дистанционного банковского обслуживания, позволяющего проведение операций в режиме «онлайн» в любое время и в любом месте путем подключения к глобальной сети [1]. Иными словами, интернет-банкинг -это автоматизированная форма операционного зала банка.

Внедрение интернет-банкинга в России - это, несомненно, прогресс в развитии банковской сферы, поскольку связь между банком и клиентом стала значительно оперативнее, а конкуренция между банками увеличилась, что содействует совершенствованию банковского обслуживания.

Рассмотрим основные возможности интернет-банкинга.

Онлайн сервисы лидирующих кредитных организаций имеют ряд схожих функциональных возможностей. К ним можно отнести:

- Контроль денежных средств: в любой момент можно проверить баланс счета и движение средств;

- Оплата различных услуг: мобильная связь, штрафы, спутниковое телевидение, налоги. Интернет-банкинг предусматривает систему шаблонов реквизитов для совершения оплаты одних и тех же услуг. Также в сервисах многих банков предусмотрена опция «автоплатеж». Подключив данную услугу, клиент задает определенные параметры, и сервис автоматически списывает средства, обеспечивая нулевые затраты времени клиентов;

- Открытие новых счетов (вкладов);

- Пополнение электронных кошельков, переводы денег на другие счета и погашение кредитов;

- Отсутствие абонентской платы за пользование сервисом и минимальные % по переводам.

Рассмотрим основные проблемы системы Интернет-банкинга в России.

Одна из наиболее насущных проблем, решение которой необходимо российским банкам на сегодняшний день - слабое развитие онлайн-сервисов относительно с европейскими и

западными странами в розничном банковском секторе в контексте возрастающей конкуренции платежных онлайн-систем от небанковских организаций. Решение данной проблемы лежит в усиленном инвестировании и развитии системы дистанционного обслуживания. Вопрос окупаемости данных проектов является достаточно-таки болезненным. Однако это в свою очередь оправдается экономией времени на обслуживание частных клиентов за счет внедрения интернет-банкинга, что влечет за собой совершение операций многочисленными клиентами в режиме онлайн. То есть, если банк в течение рабочего дня мог обслужить 100 человек по стандартным операциям, то теперь затраты времени на них значительно сокращается. Таким образом, можно утверждать, что интернет-проект банка окупается за счет косвенных факторов: увеличения активов, привлечения новых клиентов, роста оборотов и транзакционных комиссий.

Проблема разработки и самого процесса внедрения интернет-проектов является кадровая обеспеченность. Оперативность и качество решения всякой задачи зависят напрямую от квалификации экспертов, которые берутся за нее. Для эффективного сопровождения системы онлайн-банкинга необходимы не только программисты, но и экономисты, юристы, системные администраторы, маркетологи и веб-дизайнеры.

Отсутствие инструкций по руководству пользователя, подсказок и информационных справок в самой системе онлайн-банкинга также является отрицательным моментом. Учитывая, что с увеличением встроенных функций, клиенту становится тяжелее пользоваться данным инструментом, особенно новичкам. Возможности программных модулей и платформ, на основе которых созданы сервисы интернет-банкинга, имеют в основном ограниченный спектр функций и не позволяют клиенту в полной мере удовлетворить потребности клиентов [2].

Огромный список контрагентов в списках возможный платежей также является проблемой. Большинство клиентов в принципе не понимают, какие конкретно платежи им доступны. На смену им необходимо добавить больше услуг, знакомых основной массе клиентов.

Как и во всякой системе, пользование интернет-банкингом имеет свои риски.

Как правило, многие банки регламентируют правила безопасности и предостережения по эксплуатации программных модулей. Несоблюдение предлагаемых мер безопасности может привести к денежным потерям. В этой связи для проведения финансовых операций необходимо:

- Установить систему антивирусной защиты и несанкционированного доступа в профиль из лицензионных сайтов поставщика;

- Установить соединение непосредственно с сервисом обслуживающего банка, проверить префикс «http» перед сайтом кредитной организации в целях предостережения входа в систему мошеннических интернет-ресурсов;

- Не оставлять в открытом доступе ПК, завершить сеанс по окончании проведения тех или иных операций в системе интернет-банкинга;

- Стирать персональные данные (логин и пароль) на ПК и не давать их никому;

- Систематически менять пароль входа в интернет-банкинг (раз в пару месяцев);

- Максимально избегать сеансов онлайн-банка в общественных интернет-кафе и других публичных местах, имеющих незащищенных вход;

- Отслеживать регулярно выписки по счетам (в целях предостережения мошеннических атак).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интернет-банкинг в РФ требует

технической доработки, не смотря на бурное развитие за последние годы. Не существует никаких преград замедления совершенствования дистанционного банковского обслуживания и в будущие годы. В целях повышения привлекательности ДБО в глазах клиентов, следует проводить обучающие уроки по пользованию онлайн-сервисов и бесплатные консультации по защите персональных данных и счетов клиента от злоумышленников. Такая практика должна обеспечить существенное снижения краж денежных средств клиента и снижение сообщений о хищениях в СМИ, что в свою очередь повысит уровень доверия клиентов интернет-банкинга. Следует также рассмотреть правовое регулирование систем дистанционного обслуживания и безукоризненно следовать принимаемым Банком России положениям.

Литература

1. Таращенко Л. С. Основы дистанционного банковского обслуживания в РФ. М.:

издательство Свобода, 2013. 370 с.

2. Принкин П. Л. Основные тенденции развития интернет-банкинга в РФ. СПб.: Север, 2015.

438 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.