УДК 378.193
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Воробьев В. В.
УО "Гродненский государственный медицинский университет", Гродно, Беларусь
В статье приведены сведения об интернационализации высшего образования и основных направлениях международной деятельности университета. Представлены данные о становлении и развитии факультета иностранных учащихся.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, международная деятельность университета, обучение иностранных граждан
Общемировые тенденции глобализации и интернационализации, широко охватившие все области жизнедеятельности человека, особенно затронули систему высшего образования, тем самым потребовав возникновения качественно новых подходов к структуре и организации международной деятельности высших учебных заведений. Интернационализация высшего образования приобретает в последнее время все более реальный характер. В сфере высшего образования наблюдается теснейшее сближение проблем, тенденций, задач и целей, проявляющихся в различных национальных системах образования [1]. Среди наиболее существенных причин интернационализации высшего образования можно выделить следующие:
- глобализация экономики и технологий, требования мирового и региональных рынков труда;
- развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах;
- рост международной открытости и развивающийся диалог национальных культур;
- формирование международных стандартов качества;
- новые информационные технологии, глобальные сети.
Интернационализация высшего образования и, как
следствие, выход на международный рынок образовательных услуг существенно актуализировали проблему развития международного сотрудничества университета. Международная деятельность нашего университета определяется его образовательной концепцией, построенной на принципах открытого, развивающего и инновационного обучения. Она направлена на активную интеграцию университета в мировое образовательное пространство, обеспечение его полноценного участия в международных программах, установление прямых контактов и взаимодействие с научно-исследовательскими и учебными заведениями зарубежных стран.
Одной из основных целей международной деятельности является всесторонняя интеграция университета в качестве равноправного партнера в мировой рынок образовательных услуг и повышение авторитета вуза с учетом использования международного опыта. В конечном итоге, международная деятельность, реализуемая университетом, способствует решению основных задач поставленных перед вузом по подготовке высококвалифицированных специалистов, разработке приоритетных направлений науки, совершенствованию методов диагностики и лечения пациентов.
Основными направлениями работы университета в области развития международной деятельности являются:
■ участие в международных образовательных программах;
■ обучение иностранных граждан;
■ командирование за рубеж сотрудников университета и прием иностранных специалистов с целью обмена опытом в области медицинской науки, высшего медицинского образования и практического здравоохранения;
■ участие в международных обучающих семинарах в Республике Беларусь и за рубежом;
■ обмен учащимися с зарубежными вузами для прохождения ими различных форм стажировки;
■ подготовка, специализация, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета.
Гродненский государственный медицинский университет - активный участник международного образовательного и научного сотрудничества. Количество заключенных договоров о сотрудничестве неуклонно увеличивается. В 2005 году их было 5, в 2007 году - 9, в 2009 году - 15, в 2011 году - 24 договора. В течение последних трех лет список зарубежных университетов, с которыми наш университет установил академическое, образовательное и научное сотрудничество, пополнился еще 16 новыми партнерами. Университет успешно взаимодействует и сотрудничает с ведущими вузами России, Польши, Литвы, Латвии, Германии и других стран в области научно-исследовательской и учебной деятельности. Примерами многолетнего сотрудничества являются Институт Физиологии и Патологии Слуха (Варшава, Польша), Медицинская Академия (Вроцлав, Польша), Медицинская Академия (Познань, Польша), Рижский Университет им. Страдыня (Рига, Латвия), Государственное Учебно-Научное Учреждение Химический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва, Российская Федерация), Университет Турку (Финляндия), кафедра неврологии университета Эрлангена-Нюрнберга им. Фридриха-Александра в Эрлангене (Германия), факультет фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Российская Федерация), Российский государственный университет им. Иммануила Канта (Калининград, Российская Федерация), факультет фармацевтической биотехнологии университета прикладных наук ( г. Биберах, Германия) и др.
В настоящее время заключено и действуют 37 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами -университетами, медицинскими колледжами, институтами, факультетами, научно-исследовательскими центрами, международными организациями (таблица 1).
Задачи международной деятельности определяются требованиями, предъявляемыми к высшей школе на современном этапе, с учетом проводящейся реформы высшего образования. Она ориентирована на ускорение обмена знаниями и технологиями, развитие новаторских
Таблица 1 - Перечень договоров о сотрудничестве, заключенных уни- ному образовательному пдоетту явля-верситетом с зарубежными партнерами. ются РОссийеюш физико-технический
университет им. Д.И. Менделеева (Москва, координатор), Технический университет Брауншвейга (Германия), Университет Яна Евангелиста, Устье над Лабом (Чехия), Литовский сельскохозяйственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (каф. микробиологии биологического факультета), Новосибирский государственный университет, Казанский государственный технологический университет, Институт молекулярной генетики РАН (г. Москва), Институт микробиологии РАН им. Виног-радского (г. Москва), ООО "Научный и технический центр биотехнологии и сельского хозяйства" (пос. Шебекино, Белгородская обл.), ООО «Биотех» (г.Липецк).
С ноября 2012 года университет вошел в международное объединение университетов Украины, Испании, Италии, Латвии, Швеции, России и Республики Беларусь по реализации второго проекта программы ТЕМПУС - «Безопасность человека (окружающая среда, качество продуктов питания, здравоохранение и общество) на территориях, загрязненных радиоактивными веществами» (530644-TEMPUS-1-2012-1-ES-TEMPUS-JPCR).
С 2010 года университет является членом Ассоциации Медицинского образования в Европе (AMEE). В 2013 году университет аккредитован в качестве эксперта в организации Global World Communicator (GWC).
Интернационализацию образования невозможно представить еще без одной сферы международного сотрудничества - экспорта образовательных услуг. Обучение иностранных граждан в Гродненском государственном медицинском университете (институте) было начато в 1992 году. Первыми иностранными студентами стали 15 граждан Пакистана и 1 Турции. В 1995 году открыт факультет иностранных студентов, который в 2003 году из-за уменьшения числа обучающихся преобразован в отделение иностранных студентов лечебного факультета. Далее, в 2007 году, вновь образован факультет иностранных учащихся, который объединил иностранных граждан являющихся студентами, а также обучающихся в клинической ординатуре, аспирантуре, на курсах русского языка, подготовительном отделении. В различные периоды развития факультета численность обучающихся иностранных граждан, изменялась от 16 студентов в 1992 году до 490 студентов в 2013 году. Наиболее значительный рост числа иностранных студентов наблюдается в последние годы (таблица 2).
Образовательные услуги университета привлекательны и конкурентоспособны. ГрГМУ - многонациональный университет. Сегодня в числе студентов, клинических ординаторов, аспирантов более 500 граждан 26 государств Азии, Африки, Ближнего Востока, Европы и стран СНГ. Наиболее значительное количество студентов явля-
№ Страна Название университета на русском Дата заключения договора
1 Польша Медицинская Академия, Вроцлав 15.06.2001
2 Польша Медицинский университет, Белосток 21.01.2003
3 Польша Школа Косметологии и Охраны здоровья, Белосток 16.04.2003
4 Польша Литва Еврорегиональный медицинский центр Исследований и Образования: Медицинский Университет Белосток, Гродненский Медицинский Университет, Медицинский факультет Вильнюсского университета 3.11.2003
5 Польша Медицинский университет, Гданьск 28.06.2005
6 Польша Медицинский колледж при Ягелонском университете, Краков 29.05.2006
7 Финляндия Университет Турку 27.11.2006
8 Литва Каунасский Медицинский Университет 4.12.2006
9 Польша Фонд Помощи детям регионов добычи меди, Легница 11.12.2007
10 Польша Университет Физического Образования, Варшава 06.10.2008
11 Польша Институт Физиологии и Патологии Слуха, Варшава 14.01.2008
12 Польша Медицинская Академия, Познань 20.02.2009
13 Кыргызская Республика Кыргызская государственная медицинская академия, Бишкек 26.06.2009
14 Российская Федерация Государственное Учебно-Научное Учреждение Химический факультет Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, Москва 17.07.2009
15 Латвия Рижский Университет им. Страдыня, Рига 10.12.2009
16 Польша Эльблонгский Гуманитарно-Экономический Университет 10.02.2010
17 Польша Институт туберкулеза и болезней легких в Варшаве 16.02.2010
18 Польша Поморская медицинская академия в Щетине 30.07.2010
19 Польша Люблинский Медицинский университет 15.11.2010
20 Германия Кафедра неврологии университета Эрлангена-Нюрнберга им. Фридриха-Александра в Эрлангене 30.11.2010
21 Российская Федерация Факультет фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 01.12.2010
22 Германия Факультет фармацевтической биотехнологии университета прикладных наук, г. Биберах 2.03.2011
23 Российская Федерация Российский государственный университет имени Иммануила Канта (Калининград) 19.01.2011
24 Российская Федерация Кировская государственная медицинская академия 01.02.2011
25 Украина Институт геронтологии НАМН Украины 30.03.2011
26 Польша Любушкская высшая школа общественного здоровья в Зеленой Горке 12.04. 2011
27 Российская Федерация ГОУ высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» 23.09.2011
28 Польша Государственный колледж компьютерных технологий и бизнес администрирования, Ломжа 31.10.2011
29 Российская Федерация Смоленская государственная медицинская академия 01.11.2011
30 Российская Федерация Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского 16.11.2011
31 Польша Государственная Высшая Школа им. Яна Павла Второго в Бялэй Подляске 01.02.2012
32 Украина Ивано-Франковский национальный медицинский университет 01.03.2012
33 Молдова Университет медицины и фармации им. Николая Тестемицану, Кишинёв 19.07.2012
34 Литва Санаторий «Беларусь», Друскининкай 12.03.2012
35 Литва Медицинский факультет Вильнюсского университета 05.12.2012
36 Польша Медицинский университет, г. Лодзь 05.12.2012
37 Украина Медицинский университет, г. Львов 14.05 2013
форм медицинского образования и науки на основе изучения зарубежного опыта. Важным источником такого опыта может стать реализация международных проектов и участие в и международных организациях и ассоциациях [2].
Задачи международной деятельности определяются требованиями, предъявляемыми к высшей школе на современном этапе, с учетом проводящейся реформы высшего образования. Она ориентирована на ускорение обмена знаниями и технологиями, развитие новаторских форм медицинского образования и науки на основе изучения зарубежного опыта. Важным источником такого опыта может стать реализация международных проектов и участие в и международных организациях и ассоциациях [2].
С октября 2010 года университет принимает участие в программе ТЕМПУС: «Реформа Высшего образования по биотехнологии: разработка и усовершенствование стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров» (511426-ТЕМРШ-1-2010-Яи-TEMPUS-JPCR). Зарубежными партнерами вуза по дан-
Таблица 2 - Количество иностранных студентов, обучавшихся в университете
Кол-во обучающихся иностранных студентов 1992 2002 2008 2009 2010 2011 2012 2013
16 170 270 250 280 300 430 490
ются гражданами Туркменистана, Нигерии, Индии, Шри-Ланки, Пакистана, Таджикистана. Абсолютное большинство иностранных студентов проходят обучение по специальности «лечебное дело» и только 3 - по специальности «педиатрия», 1 - по специальности «медико-диагностическое дело».
В университете создана эффективная система послевузовской подготовки иностранных граждан. Первый набор в клиническую ординатуру осуществлен в 1999 году. За этот период времени клиническую ординатуру окончили более 60 иностранных граждан. В настоящее время ежегодно обучаются по различным специальностям 20-25 клинических ординаторов.
Важным фактором интернационализации высшего образования является язык, на котором ведется обучение. Возможность получения высшего профессионального образования на английском языке наиболее привлекательна для иностранных студентов. Гродненский государственный медицинский университет одним из первых в Республике Беларусь предоставляет образовательные услуги как на русском, так и на английском языках. С 2003 года иностранные студенты получили возможность обучения на английском языке. Вначале такой вид преподавания охватывал студентов первых трех курсов, но с 2009 года преподавание на английском языке осуществляется на всех шести курсах по 62 дисциплинам на 41 кафедре. Учебный процесс обеспечивают 128 преподавателей прошедших аттестацию по английскому языку. В текущем учебном году более 50 % иностранных студентов проходят обучение на английском языке.
За весь период обучения иностранных граждан в университете выдано 520 дипломов, из них 19 с отличием. Дипломы получили граждане 31 страны (таблица 3). Выпускники факультета иностранных учащихся нашего университета успешно подтверждают свою квалификацию и работают в престижных клиниках Англии, Австралии, Индии, США, Сирии, Германии, Польши и других стран.
Успешная работа факультета в значительной степени определяется грамотно выстроенной системой управления и кадровым составом деканата. Деканами факультета иностранных учащихся в различные годы были Хотим Е. Н. (1992-1998), Пирогова Л. А. (1998-2002), Богданович И. П. (2002-2007), Масловская А.А.(2007-2009), Плоцкий А.Р. (2009-2013),Стенько А.А. (с 2013 г). Значи-
Таблица 3 — Количество иностранных граждан из различных стран, получивших дипломы Гродненского государственного медицинского университета
Ангола - 1 Азербайджан - 1 Германия - 2
Гана - 4 Армения - 2 Литва - 6
Египет - 4 Бангладеш - 2 Польша - 25
Замбия - 1 Грузия - 6
Камерун - 3 Израиль - 2
Маврикий - 52 Иордания - 9
Мавритания - 1 Йемен - 3
Марокко - 2 Иран - 4
Сомали - 2 Индия - 71
Судан - 3 Ливан - 47
Тунис - 4 Мальдивы - 1
ЮАР - 1 Сирия - 153
Пакистан - 90
Палестина - 12
Шри-Ланка - 9
Турция - 6
Африка: 78 Азия: 418 Европа: 33
тельный вклад в развитие факультета внесли заместители декана Конкин Е.Б., Хоров О.Г., Чирко С.М., Кажина М.В ., Климович В.В., Шевчук Д.В., Довнар И.С., Сенько В.И. Дешко М.С. Мишонкова Н.А.
Одной из целей международного сотрудничества является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и его участие в международных мероприятиях, семинарах и конференциях. Это направление международной деятельности вносит существенный вклад как в обеспечение качества образования, так и научной деятельности нашего вуза. В 2012 году, например, 114 специалистов университета находились в зарубежных командировках, в том числе 6 сотрудников прошли стажировки в зарубежных вузах, образовательных и исследовательских центрах. В системе международных связей не меньшее значение занимают и различные программы образовательных студенческих обменов, осуществляемые совместно с зарубежными партнерами. О масштабах этого направления международного сотрудничества говорят следующие цифры: за 2012 год в партнерские вузы и организации выехало более 60 студентов и аспирантов.
Несомненно, активное международное сотрудничество, поиск новых возможностей развития отношений с зарубежными образовательными и научными центрами будет и далее оставаться одним из приоритетных направлений деятельности университета.
Литература
1. Трегубова, Т.М. Функции международного сотрудничества профессиональных учебных заведений в едином образовательном пространстве / Т. М. Трегубова // Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2009. -С. 207-211.
2. Жук А. И. Программа ТЕМПУС в Республике Беларусь: результаты и перспективы / А. И. Жук, Н. И. Листопад // Вышэй-шая школа. - 2012. - №6. - С. 3-6.
INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AND INTERNATIONAL ACTIVITIES OF THE GRODNO STATE MEDICAL UNIVERSITY
VorobiovV. V.
Educational Establishment «Grodno State Medical University», Grodno, Belarus
The article gives the information about internationalization in higher education and about the main trends in international activities of the University. The data on the foundation and development оf the Medical Faculty of International Students are represented.
Key words: higher education, internationalization international activities of the University, teaching international students._
Адрес для корреспонденции: [email protected] Поступила 20.09.2013