Знания работают на нас
Современному обществу необходимы профессионально мобильные, способные к самообразованию и самосовершенствованию специалисты, обладающие системой значимых компетенций и высокой квалификацией. Принимая за основу деятельности тезис «образование — через всю жизнь», Гродненский государственный университет имени Янки Купалы так определяет свои ключевые задачи: качественные знания, передовые научные исследования, современные технологии — во благо личности, общества, государства. Как решает их коллектив учреждения, рассказывает ректор ГрГУ доктор физико-математических наук, профессор Евгений РОВБА.
— Гродненский университет — это фактически региональный университетский комплекс, который постоянно модернизируется и развивается. Этот, по сути, непрерывный процесс предполагает вариативность и многоступенчатость обучения, интеграцию высшего и среднего специального образования, а также совместную подготовку специалистов с ведущими вузами страны, такими как Белорусский национальный технический университет, Полоцкий государственный университет, Могилевский государственный университет продовольствия.
В состав университета входят 4 колледжа, наш вуз дал мощный импульс их развитию. Кроме непосредственного и тесного взаимодействия с ними, мы сотрудничаем с более чем 50 средними специальными учебными заведениями страны.
— Евгений Алексеевич, неотъемлемой частью образовательных реформ в университете становится регулярный мониторинг потребностей рынка труда и соответствующие коррективы имеющихся специальностей. Какие изменения претерпели они в университете?
— Их арсенал за последние 5 лет пополнился десятью новыми профессиями. Среди них — «Производство строительных изделий и конструкций», «Информационные системы и технологии», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Промышленное и гражданское строительство», «Журналистика», «Дизайн», «Тыловое обеспечение войск» и др.
По основным, наиболее массовым и востребованным на рынке труда специальностям факультета строительства и транспорта учебные планы разработаны на основе новых стандартов, учитывающих современные требования, а также рекомендаций учебно-методических отделов вузов по строительству и технической эксплуатации автомобилей.
Это касается и традиционной специальности «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов». Она, отвечая новым современным запросам, приросла спецкурсом «Наноматериалы и нанотех-нологии для машиностроения», а также «Введением в физику наноразмерных систем» и «Механикой полимерных и композитных материалов». на физико-техническом факультете введены новые
дисциплины: современные информационные технологии; теория информационных процессов и систем; архитектура электронных вычислительных машин и систем; оптоэлектроника; планирование эксперимента и принятие решений; геоинформационные технологии в системах управления.
Для организации производства и технического обслуживания светодиодных систем освещения и сигнализации разработан проект новой специализации «Световая и лазерная техника».
Сегодня идет корректировка программ обучения и по ИТ-технологиям — мы хотим максимально эффективно использовать возможности, которые дает нам суперкомпьютер «СКИФ», появившийся в университете в 2010 г.
— Понятно, что изменения в структуре университетского образования продиктованы вызовами времени. И один из них — чрезвычайно серьезный — повсеместная информатизация общества. Насколько традиционные методики образования в ГрГУ интегрированы с современными ИТ-разработками?
— Совершенно очевидно, что в перспективе в основу работы высшей школы будут положены информационные и коммуникационные технологии. Естественно, что эти компоненты и сегодня активно внедряются и широко используются в деятельности нашего вуза. Ну а поскольку начинать надо всегда с головы, то мы в первую очередь пошли по пути интенсификации процессов подготовки и повышения квалификации в данной области собственно университетских педагогических кадров.
Дальнейшая работа в этом направлении ориентирована на формирование единого информационного пространства университета. С этой целью открыт корпоративный портал, обеспечивающий максимально удобный доступ к необходимой информации всем сотрудникам и студентам, создается электронная библиотека, осуществляется масштабное внедрение элементов е-ип^Ку, в учебный процесс, разрабатываются электронные средства обучения.
Для оптимизации образовательной среды используются разнообразные технологии: личностно ориентированные, проектные, интерактивные.
— Учебный процесс в сегодняшнем вузе представляет собой синтез обучения, производственной практики и научной работы. Какие подразделения в составе университета ориентированы на НИР?
— ГрГУ сегодня — это значительный объем научных исследований, тесно увязанных с принятой концепцией развития научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основные направления изысканий — энергетика, машиностроение, новые вещества и материалы, передовые лечебные технологии, приборы и изделия медицинского назначения, лазерные технологии, лекарственные и иммунобиологические препараты, клеточные и молекулярно-биологические технологии, ИКТ и др.
«Элементарными ячейками», двигающими науку, являются кафедры, научно-исследовательские лаборатории, учебно-научно-производственный центр «ТехноЛаб» и ресурсный центр на базе суперкомпьютера «СКИФ». Ежегодно выполняется более 70 работ по заданиям государственных программ фундаментальных, ориентированных и прикладных исследований, по отдельным проектам и грантам Министерства образования, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, а также по хозяйственным договорам на выполнение НИР с предприятиями и организациями. На кафедрах ведется более 120 научно-методических и исследовательских работ. В течение года сотрудниками университета издается свыше 30 монографий, около 100 учебников и учебных пособий, публикуется более полутора тысяч научных статей.
— Профессорско-преподавательскому составу по определению принадлежит роль «зачинщиков» методологически грамотных и востребованных практикой исследований. Но в равной степени это требование относится и к будущим специалистам. Как они справляются с научными задачами?
—Действительно, НИРС формирует молодых людей как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы. Поэтому к их решению мы активно привлекаем наших студентов. Организовано студенческое научное общество. В его составе 50 кружков, в которых занимаются 1280 студентов. Наиболее распространенная форма их приобщения к науке — участие в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследований. В первую очередь они приводятся в соответствие с тематикой курсовых, дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, а также выполняемых на кафедрах
НИР, особенно в рамках различных государственных программ, грантов БРФФИ и Минобразования, а также хозяйственных договоров.
— Насколько высока активность студентов в научной жизни вуза?
— Сфера интересов начинающих исследователей весьма многообразна: участие в выполнении заданий государственных научных программ, самостоятельное творчество, межкафедральные работы, участие в научных конференциях, реферирование и аннотирование отечественной и зарубежной литературы, участие в олимпиадах, конкурсах и выставках, представление научных материалов в виде тезисов, статей и т.д.
Спектр и география работ наших студентов весьма широки. Данное направление активно развивается за счет их участия в международных образовательных программах DAAD, IAESTE, поддерживаемых Республикой Беларусь. Так, в прошлом году 7 студентов факультета строительства и транспорта Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы выехали для прохождения практики в Университет прикладных наук г. Бибе-рах, Германия. В работе научно-практических конференций в Ягеллонском университете (Польша, г. Краков), а также в университете г. Лодзь приняли участие 32 наших студента и магистранта, еще 14 студентов-филологов прошли ознакомительную языковую практику в Гданьском университете.
«Оживить» студенческую науку помогли определенные организационные меры, предпринятые руководством вуза. Прежде всего, это разработка нормативных документов, действующих в рамках университета, факультетов и кафедр: положений о научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе студентов, о порядке проведения конкурса студенческих научных кружков, а также их рейтинговой оценке.
Кроме того, подготовлены критерии оценки дипломных проектов с учетом особенностей специальности, осуществляется анализ степени их внедрения в практику. И надо сказать, грамотное управление этим процессом приносит свои плоды. В последнее время заметно активнее наши подопечные стали участвовать в Республиканском конкурсе научных работ студентов белорусских вузов. Например, в прошлом году они представили на конкурс 233 проекта, 130 из которых удостоены наград, а 5 студентов стали лауреатами. Это один из лучших показателей среди вузов Республики Беларусь.
— Стратегически значимая задача — направить научную работу студентов в русло потребностей предприятия и, кроме «погружения» в профессиональную деятельность, предоставить им возможность реализовать собственные проекты на базе производственных учреждений. Как она решается в стенах вуза?
— Практико-ориентированный подход в обучении мы считаем одним из доминантных направлений модернизации системы образования. Становление будущего специалиста, его умение влиться в команду и эффективно работать в ней,
сочетать самостоятельность с готовностью помогать коллегам в решении конкретных задач возможно в условиях специально выстроенной системы практической подготовки. Она реализуется в виде открытия филиалов кафедр на предприятиях, привлечения работников производственной сферы к проведению занятий, обучения по программе «Приглашенный профессор», новых форм учебы на базе субъектов хозяйствования, работы в стройотрядах по профилю будущей специальности.
Есть и результат: ежегодно от 60 до 90 студенческих разработок внедряется в учебный процесс и от 30 до 50 — в производство.
— По существу, высшую школу следует рассматривать как важнейший канал внедрения достижений фундаментальной науки в реальный сектор экономики. Назовите самые удачные практические разработки университета.
— Одна из наиболее значимых новаций, удачно вписавшихся в производство, — технология рециклинга, решающая проблему утилизации пленочных отходов и разработанная доцентом кафедры материаловедения и ресур-
сосберегающих технологий Александром Скаскевичем. Созданные на основе отходов композиты имеют хорошие эксплуатационные характеристики и являются импортозамещающей продукцией. На предприятии «Белвторполимер» по данной технологии выпускается в среднем 65 т материалов и изделий в год на сумму около 110 млн руб.
Доцентом кафедры промышленной электроники кандидатом физико-математических наук Александром Ва-силевичем создано универсальное измерительно-управляющее устройство «МикроЛаб», способное заменить такую необходимую для лабораторных экспериментов оснастку, как генератор, осциллограф, вольтметр, частотометр, анализатор спектра. На IX Московском международном салоне инноваций и инвестиций в августе 2009 г. прибор удостоен бронзовой медали. Большую заинтересованность в нем проявили вузы и школы нашей республики, поскольку с его помощью можно существенно переоснастить учебные лаборатории.
При поддержке Министерства образования для тиражирования устройства создано малое инновационное предприятие в форме учебно-научно-производственного центра «ТехноЛаб», которое уже приступило к работе. Первые результаты будут получены к концу года.
Наши разработки приносят немалый экономический эффект на таких предприятиях области, как «Гродно Азот», Гродненский стеклозавод, «Гродно-торгмаш», ОАО «Лакокраска», завод «Оптик», ОАО «Гроднохимволокно», РУП «Гродноэнерго», Институт «Грод-ногражданпроект», Гродненский механический завод, и многих других. И мы продолжаем активно работать в этом направлении.
Университет впервые стал головной организацией-исполнителем задания Программы Союзного государства по разработке опытного участка регионального
распределенного сегмента ГРИД-сети «СКИФ» для промышленных предприятий энергетики и машиностроения. Для этого в ГрГУ передан 500-процессорный компьютер «СКИФ 1000.1», организован ресурсный центр «СКИФ».
В рамках Государственной программы научно-технической информации нам доверено создание региональной автоматизированной системы управления для поддержки инновационной, научной и производственной деятельности. Университет — соисполнитель проекта по разработке программно-аппаратного ядра системы идентификации и авторизации доступа к ресурсам вуза на базе пластиковых смарт-карт с использованием RFID-технологий.
— Формируются ли в университете инновационные структуры, соединяющие исследования и рынок нововведений в научно-технической сфере, способствующие интеграции образования, науки и производства?
— Мы постоянно работаем в этом направлении. Вот примеры. Для предприятий «Интеллектуальное здание» и «Геоинформационные системы» нашим сотрудником, заведующим кафедрой информационных систем и технологий Юрием Бейтюком, подготовлены два бизнес-плана, одобренных комиссией Гродненского областного исполнительного комитета.
Проект «Интеллектуальное здание» будет ориентироваться на современные информационно-коммуникационные технологии, поставленные на службу потенциальных пользователей — владельцев и арендаторов строений, а также генеральных подрядчиков. Интеграция в единую информационно-управляющую систему отдельных подсистем и компонентов дома и их взаимодействие на базе единой среды передачи информации рождают новое качество здания — его «интеллект».
Предприятие «Геоинформационные системы» нацелено на разработку программного обеспечения в области геоинформационных технологий и компьютерного моделирования инженерных коммуникаций, а также пакетов расчетов инженерных сетей тепло- и водоснабжения для нашего региона.
Расширили инновационную сеть вуза и некоторые подразделения ГрГУ, получившие аккредитацию Белорусского государственного института метрологии. Пионером в этом деле стала лаборатория биохимии биологически активных веществ, получившая право выполнять работы по методике «Определение содержания свободных аминокислот и их производных методом высокоэффективной жидкостной хроматографии». Этой методикой в Беларуси владеет только наша лаборатория.
Автор, научный руководитель доктор медицинских наук, профессор Леонид Нефёдов, входит в инициативную группу для формирования заданий ГНТП «Качество» в части разработки новых методов контроля безопасности продуктов питания. Со стороны БелГИМа сделано предложение в перспективе ввести отработанные в лаборатории методики в Госстандарт. В этой работе значим не
только медико-биологический аспект. В настоящее время проводится работа по расширению области аккредитации лаборатории для обеспечения возможности исследований качества продукции мясо-молочной промышленности, комбикормов, меда и растительного сырья.
Эстафету переняла вторая НИЛ — динамики, прочности, износостойкости, — активно работающая в области подтверждения характеристик механических свойств материалов. 24 мая 2010 г. лаборатория аккредитована на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025. В ее услугах заинтересованы отечественные предприятия ОАО «Ли-даагропроммаш», ПРУП «Неман», РУП «Гомельтранснефть «Дружба», а также зарубежные партнеры — ОАО «Российские железные дороги» и др. Следует отметить, что область аккредитации лаборатории включает такие важные для машиностроения и транспорта виды работ, как испытания на усталость и трещиностойкость конструкционных материалов и моделей механических систем.
В целом, говоря о развитии взаимовыгодного сотрудничества с отечественными предприятиями, хочу подчеркнуть, что безусловным приоритетом для нас
было и остается сотрудничество с предприятиями Гродненской области.
— В последнее время многими вузами страны взят курс на активизацию международной деятельности, поскольку она открывает дополнительные возможности расширять тематику исследований, увеличивать объемы выполняемых работ и повышать качество научных результатов. Думаю, вы тоже не остаетесь в стороне от этих процессов...
— В век всеобщей глобализации это попросту невозможно. Мы тесно работаем с 78 зарубежными вузами — из России, Литвы, Польши, Латвии, Украины, Германии, Финляндии, Австрии, Швеции, Испании, Китая, Казахстана и узбекистана. Программы взаимодействия предусматривают совместную реализацию научных проектов и грантов, обмен студентами и преподавателями, организацию и проведение научных конференций, а также подготовку научных кадров высшей квалификации. В качестве примера можно привести успешную реализацию инвестиционного проекта (Interreg III Б) (TACIS) «Приграничное сотрудничество соседствующих регионов Республики Беларусь и Литовской республики по улучшению экологической безопасности общего водного бассейна» (научный руководитель — доктор химических наук Василий Бурдь). Реализация проекта позволила стабилизировать качество вод трансграничной реки Неман путем значительного снижения риска техногенной экологической катастрофы и укрепления системы государственного и общественного контроля за состоянием вод природных водоемов бассейна немана.
В перспективе — реализация проектов по программе трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина и Латвия — Литва — Беларусь; по региону Балтийского моря и по програм-
ме «Темпус». Не оставляем в стороне и отечественные научные учреждения республики, активно взаимодействуем с ними. Заключено 11 договоров о научно-техническом сотрудничестве с институтами и другими организациями НАН Беларуси. В настоящее время началась подготовка к реализации крупного совместного проекта с Центром светодиодных и оптоэлектронных технологий по созданию в Гродно светодиодного биотехнологического комплекса для тепличных хозяйств и птицефабрик региона, где востребованы современные, экономичные и экологичные светильники.
Один из наиболее перспективных и интересных проектов, в которых Гродненский университет принимает сегодня участие, — Baltic.AirCargo.Net. Он направлен на развитие региональных аэропортов при помощи внедрения логистических услуг, основанных на новых информационно-коммуникационных технологиях, а также на повышение объемов грузоперевозок в региональных аэропортах стран-партнеров.
— При рассмотрении вопросов функционирования и развития современной высшей школы в ряд актуальных все чаще выдвигаются проблемы прописки в вузах систем менеджмента качества. Действует ли она в университете?
— Актуализация процессов совершенствования системы управления качеством образования в ГрГУ проводится поэтапно. Развивать систему менеджмента в направлении внедрения инновационных технологий и подходов на основе передового мирового опыта мы начали с 2000 г. Были успешно реализованы два международных проекта по программе Tempus: «Улучшение многоуровневой системы управления ГрГУ» и «Передача Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы опыта обеспечения качества в Европейском союзе».
В ходе этой работы внедрены элементы стратегического и финансового менеджмента, процессного подхода, заложены основы автоматизации управления деятельностью вуза и в прошлом году принято решение о подготовке системы менеджмента университета к сертификации на соответствие СТБ ISO 90012009. Под руководством консультантов БелГИСС разработаны 42 стандарта, распространяющиеся на процессы подготовки специалистов, кадров высшей квалификации, научно-исследовательской и инновационной деятельности, воспитательной работы.
Система менеджмента охватывает все факультеты, кафедры, институт повышения квалификации и переподготовки кадров и общеуниверситетские службы. вся документация разработана и используется в электронном виде, размещена на корпоративном портале в Инт-ранет, что обеспечивает максимально удобный доступ к необходимой информации всем сотрудникам. По результатам сертификационного аудита система менеджмента качества университета была признана соответствующей мировым требованиям.
В январе текущего года Гродненскому университету были вручены Премия правительства Республики Беларусь в области качества, а также национальный и международный сертификаты как лучшей организации, прошедшей сертификацию в минувшем году.
Дальнейшее укрепление системы менеджмента предполагает расширение имеющихся позиций, внедрение проектного управления и пристальное внимание к маркетинговой деятельности университета. Действующие стандарты заметно подстегивают основные процессы — учебный и научный — и, выявляя «больные» точки и слабые места, помогают повысить качество образования, вывести его на новый уровень.
Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ