Научная статья на тему 'Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы'

Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3882
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхуллина Л.З., Гурьянова Т.Н.

Рассматривается понятие «интернационализация» высшего образования. Авторы останавливаются на основных принципах интернационализации университетов в контексте влияния этого процесса на качество обучения и конкурентоспособность выпускников российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the concept of "internationalization" of higher education. The author dwells on basic principles in the context of the internationalization of universities its impact on the quality of learning and competitiveness of graduates of Russian universities.

Текст научной работы на тему «Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1

Л. З. Фатхуллина, Т. Н. Гурьянова

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация образования, образовательные услуги, академическая мобильность.

Рассматривается понятие «интернационализация» высшего образования. Авторы останавливаются на основных принципах интернационализации университетов в контексте влияния этого процесса на качество обучения и конкурентоспособность выпускников российских вузов.

Keywords: higher education, internationalization, educational services, academic mobility.

Discusses the concept of "internationalization" of higher education. The author dwells on basic principles in the context of the internationalization of universities its impact on the quality of learning and competitiveness of graduates of Russian universities.

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества, а значит, вопрос качества предоставляемых образовательных услуг актуален. Вызовы времени, особенности международной жизни порождают новые тенденции в высшем образовании. Важнейшие из них -процессы глобализации, либерализации и интернационализации. На последнем остановимся подробнее, так как значимость международного измерения высшего образования существенно возросла.

Интернационализация - это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия [1]. Становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы развития и совершенствования высшего образования отдельных стран, уже нельзя исходить только из критериев национального уровня. По мнению многих ученых и политиков, в XXI веке «национальная» высшая школа уже не сможет готовить специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества и обеспечивать устойчивое развитие своей страны. Ответить на глобальные вызовы XXI века высшая школа может только согласованными совместными действиями. В современном мире процессы интернационализации во многом поддерживаются и развиваются благодаря развитию транспорта, коммуникаций, информационных технологий, международной торговли, открытости и доверия между государствами и народами на политическом уровне, межкультурных связей.

Сам термин «интернационализация» в течение последних 10-15 лет претерпел значительные изменения. В конце 1980-х годов он использовался для определения ряда процессов исключительно на

институциональном уровне. Так, одно из определений гласило: интернационализация - это многочисленные виды деятельности, программы и услуги, которые имеют место в международном образовании, международном обмене и техническом сотрудничестве в этой области. Уже в конце 1990-х годов ее понимали как процесс преобразования образования таким образом, чтобы оно реагировало на требования и вызовы, связанные с глобализацией сообществ, экономик и рынков труда [2, с.163].

Наиболее часто встречаются две точки зрения. Первая состоит в том, что под интернационализацией высшего образования понимается широкий спектр научно-исследовательской и образовательной международной деятельности, а также феномен академической мобильности. Согласно второй, интернационализация высшего образования - это международная торговля образовательными услугами.

Однако классической стала формулировка, данная английским экспертом Дж.Найтом, которая под интернационализацией подразумевает процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг. Что касается классификации направлений интернационализации, то было определено три подхода:

1) подход, «основанный на деятельности», включает традиционные мероприятия (мобильность студентов и преподавателей, международное трудоустройство студентов, совместная исследовательская деятельность, изменение учебных планов и т.д.);

2) подход, «основанный на компетентности», сосредоточен на целях и результатах, измеряемых экономической выгодой интернационализации образования, возникающей в связи с подготовкой кадров мирового уровня;

3) стратегический подход - сочетает элементы вышеперечисленных подходов и преследует цель оценки потенциала учебного заведения с точки зрения способности разрабатывать такую интегри-

рованную стратегию, в которой все виды деятельности и результаты были бы систематизированы так, чтобы учебное заведение стало учреждением международного уровня.

Стоит отметить, что рассматриваемое явление возникло не сегодня - это процесс, имеющий несколько этапов. Начальный период развития европейских университетов - эпоха Средних веков и Возрождения, который характеризуется возрастающей мобильностью слушателей и преподавателей благодаря латинскому языку, на котором велось преподавание в большинстве учебных заведений. Второй этап - период между XVIII в. и второй мировой войной: происходит ориентация на экспорт образовательных систем. Этот факт дает о себе знать в отношениях между странами - доминионами и их колониями. В системах высшего образования Индии и ряда африканских стран до сих пор можно обнаружить элементы британской системы образования, на Карибских островах и в латиноамериканских странах - французской системы. Наиболее активный этап процесса интернационализации начался сразу после второй мировой войны: в период холодной войны; СССР, имея прочные позиции в странах Восточной и Центральной Европы, активизировал процесс интернационализации образования в странах третьего мира. На западе после распада колониальной системы студенты из бывших колоний устремились для получения образования в развитые страны. Следующий этап процесса интернационализации, связанный с распадом СССР, приходится на 90-е годы; высшим учебным заведениям бывших республик СССР и постсоветских стран пришлось искать пути не только восстановления утраченных связей, но и интеграции в мировое образовательное пространство. В конце ХХ века возникают качественно новые формы интернационализации высшего образования, во многом обусловленные процессом всемирной глобализации.

Важно подчеркнуть, что каждый последующий этап интернационализации высшего образования не отменял и не заменял ее предшествующий этап, а развивал его, дополняя предшествующие достижения новыми направлениями международной деятельности университетов в сфере образования и научных исследований.

Сегодня в понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта: первый - внутренняя интернационализация подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами. Второй аспект - внешняя интернационализация. Это процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения.

К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести экспорт образовательных услуг, повышение качества и конкурентоспособности образования, развитие сетевого сотрудничества вузов на различных уровнях (институциональном, региональном, национальном и международном), академическая мобильность, а также перспективы в области создания международных совместных образовательных программ с выдачей двух и более дипломов. Интернационализация углубляет базу знаний институтов и участников образовательного процесса, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы. Присутствие в вузе студентов и ученых из разных стран расширяет культурные горизонты, как студентов, так и преподавательского состава страны.

Однако эта положительная тенденция объединения стран и народов имеет и обратную сторону, таящую в себе процессы, которые грозят стать причиной серьезных конфликтов в будущем. Современное объединение различных сообществ, происходит на основе нивелирования культурных различий, определяющих самобытность этих народов. Мир теряет основное свое богатство - разнообразие существующих в нем культур, ассимилируются и исчезают целые народы, некоторые стоят на грани исчезновения. Поэтому основная задача современного института образования состоит в том, чтобы сохранять и развивать культурные ценности, препятствовать процессу распада культур на основе активного приобщения к лучшим образцам мировой и национальной культуры.

При этом научная мобильность становится процессом не только сотрудничества, но и создания общей социальной сферы, профессиональной специализацией. Согласно данным ОЭСР, количество студентов, проходящих обучение за пределами своей страны, утроилось за последние два десятилетия, увеличившись с 1,3 млн. в 1990 году до 4,1 млн. в 2010 году [3, с.140]. Лидирующие позиции здесь занимают США, Австралия, Великобритания и ряд других стран, прежде всего с английским языком преподавания, который сегодня фактически приобрел статус международного языка общения; высшие учебные заведения США, где получают образование более 690 тыс. студентов-иностранцев, можно рассматривать сегодня в качестве примера для подражания в сфере интернационализации современного высшего образования.

Страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования, как часть своей стратегии развития, в настоящий момент вынуждены определяться и находить себя в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к интернационализации. Ключевой момент заключается в различных возможностях стран реагировать на процесс глобализации, «стирание» национальных границ и необходимость вхождения в мировое экономическое пространство. Многие страны по разным причинам (низкий уровень или переходный этап экономиче-

ского развития, отсутствие политической стабильности, информационная изоляция, низкие технологические возможности и т.д. и связанный с этими факторами низкий уровень образованности населения) оказались на периферии глобальных тенденций. В результате высоких темпов глобализации и технологического прогресса разрыв между странами только усиливается. «Новое образовательное неравенство» связано с увеличивающимся разрывом между развитыми и развивающимися странами в уровне образования населения и темпах роста образовательных услуг (качественно и количественно). Кроме того, на пути интернационализации образования существуют и другие препятствия, затрудняющие адаптацию уже имеющихся или разработку собственных стратегий интернационализации, а именно, наличие культурных барьеров; отсутствие (или ограниченность) четкого законодательства в отношении предоставления трансграничного образования и оценки его качества и многие др. [4, с.9].

Что касается Российской Федерации, то она в значительной мере утратила позиции страны-лидера в подготовке специалистов для зарубежных стран, а по числу студентов-иностранцев откатилась в четвертый десяток государств, широко практикующих международное образование. Экспорт российских образовательных услуг составляет сегодня менее 1% общемирового рынка экспорта образовательных услуг; только 15% от общего количества российских вузов реализовывают программы на иностранном языке; менее 20% от общего количества российских вузов реализовывают совместные образовательные программы с зарубежными партнерами. Такое положение российских вузов на международном рынке образовательных услуг объясняется, прежде всего, снижением внимания к высшему образованию со стороны государственных структур, недостаточным финансированием, что со временем привело к катастрофическому отставанию и в оснащении учебно-научного фонда, библиотек, существенным оттоком кадров (прежде всего молодых) из сферы высшего образования. Международный потенциал отечественных вузов используется сегодня не полностью, в том числе и из-за отсутствия институциональной поддержки, необходимого правового обеспечения. Если в США при Государственном департаменте созданы Американские Советы по международному образованию, Германия известна четкой организацией системы академических обменов, то в Российской Федерации каждый вуз вынужден действовать самостоятельно. Более того, на преподавателей и студентов из зарубежных стран распространяются многие из положений миграционного законодательства, которые регулируют использование низкоквалифицированной зарубежной рабочей силы.

Зарубежными исследователями достаточно регулярно проводятся исследования, связанные с изучением факторов, влияющих на выбор иностранными абитуриентами места для получения высшего образования. В центре опросов, как правило, находятся потенциальные абитуриенты из стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, представ-

ляющие наиболее активную и быстрорастущую часть рынка образовательных услуг. Как показывают результаты этих исследований, студенты сначала делают выбор страны, а затем - вуза. При выборе страны абитуриенты в первую очередь оценивают доступность информации об образовании, оценки других иностранных студентов, получивших в этой стране образование, качество образования и связанные с ним карьерные перспективы, признание получаемого образования в своей стране. Безусловно, на принятие решения влияет стоимость обучения, информация о численности иностранных студентов, уже обучающихся в данной стране, распространенность языка, на котором будет получаться образование. В последнее время особую значимость стал приобретать такой фактор, как уровень благоприятности окружающей среды. При этом значение имеет не только климат и другие природные условия, но и комфортность, безопасность проживания, терпимость к представителям других рас, вероисповеданий и культур [5, с.233-234]. Необходимо отметить, что Россия, к сожалению, не входит в число стран с репутацией «безопасного направления для обучения». По многочисленным опросам абитуриентов явными лидерами здесь являются Канада, Германия и Новая Зеландия.

Для того чтобы кардинально изменить положение российских вузов на международном рынке образовательных услуг (ускорить процесс интернационализации российского образования), по мнению большинства исследователей, сегодня необходимо:

- обновить законодательную и нормативно-правовую базу обучения студентов-иностранцев, которая должна привлекать, а не отталкивать тех, кто хочет учиться в России;

- повысить имидж отечественных вузов-лидеров - вновь созданных федеральных и национальных исследовательских университетов;

- принять меры по сохранению и укреплению традиций толерантного отношения российского населения к представителям других наций, народов и культур;

- создать современную, обеспечивающую высокое качество, систему обучения и расширить спектр предлагаемых образовательных услуг;

- активизировать информационно-рекламную и маркетинговую деятельность вузов;

- ориентировать вуз на подготовку специалистов для конкретных стран и по конкретным специальностям, так как, по прогнозам специалистов, в скором времени произойдет сегментация рынка зарубежных абитуриентов) [6].

Можно сказать, что интернационализация высшего образования, ставшая неотъемлемой чертой развития современного мира, во многом меняет сложившуюся на протяжении долгого времени привычную деятельность высших учебных заведений. Она ломает прежние привычные структуры, бросая тем самым новые вызовы и системе образования в целом и государству, в частности.

При этом процесс интернационализации сегодня практически неизбежен. Ведь даже при со-

хранении национальной идентичности и самобытных традиций в области образования именно интернационализация является источником динамичного развития международного измерения российской высшей школы, межвузовского взаимодействия и сотрудничества. Она позволит российским вузам укрепить престиж российского университетского образования за рубежом, использовать мировой опыт для реорганизации и совершенствования российской системы образования, привлечь дополнительные внебюджетные средства для развития университетского образования в стране.

Литература

1. Дударева, Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг / Н.А. Дударева // Вестник ИГЭУ. - Вып. 1. -2010. - С.1-5.

2. Яголковский, С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С.Р .Яголковский. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 270 с.

3. Аржанова, И.В., Барышникова М.Ю. Императивы интернационализации / И.В.Аржанова, М.Ю.Барышникова и др. - М.: Логос, 2013. - 420 с.

4. Ларионова, М.В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР / М.В. Ларионова, Е.М. Горбунова // Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика - ГУ ВШЭ, 2005. - С. 8-14.

5. Агранович, М.Л. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего: Национальный фонд подготовки кадров / М.Л. Агранович и др. - М.: Логос, 2010. - 280 с.

6. Билалова Д.И., Зинурова Р.И. Процесс формирования имиджа исследовательского университета /Д.И.Билалова// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. -№13. - С. 180-186.

7. Байденко, В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / В. И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 352 с.

8. Зинурова, Р.И., Хурамшина, А.З., Хурамшин, И.Г. Менеджмент высшей школы: документационное обеспечение управления учебным процессом / Р.И. Зинурова// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - №14. - С. 234239.

© Л. З. Фатхуллина - канд. социол. наук, доц. каф. социальной и политической конфликтологии КНИТУ, lialfa@rambler.ru; Т. Н. Гурьянова - канд. истор. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, tatgur1964@mail.ru.

© L. Z. Fatkhullin - candidate of sociological Sciences, senior lecturer of the Department of social and political conflict, f-TA soci-otechnical systems KNRTU, lialfa@rambler.ru; Т. N. Gurjanova - candidate of historical Sciences, associate Professor social work educators-Ki and psychology, faculty of the sociotechnical systems KNRTU, kaspp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.