Научная статья на тему 'Интернационализация НИОКР и национальная экономическая безопасность'

Интернационализация НИОКР и национальная экономическая безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Л.Л.

The article substantiates the insistent need for transition of Russian economy to the innovative way of development, including expanding partnerships in the international collaboration. It emphasizes, that the government is to work out the paradigm of relationships with foreign investors which facilitates carrying out the innovation policy and ensuring national safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R and D Internalization and National Economic Safety

The article substantiates the insistent need for transition of Russian economy to the innovative way of development, including expanding partnerships in the international collaboration. It emphasizes, that the government is to work out the paradigm of relationships with foreign investors which facilitates carrying out the innovation policy and ensuring national safety.

Текст научной работы на тему «Интернационализация НИОКР и национальная экономическая безопасность»

Л.Л. Калинина

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НИОКР И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Развитие процессов, связанных с глобализацией и потребовавших переосмыслить сложившиеcя теории и концепции мировой экономики, не ослабляет, а, напротив, усиливает конкуренцию между государствами. В этих условиях промышленная политика государства является ключевым инструментом ведения конкурентной борьбы, подъема мирохозяйственной конкурентоспособности. В «Концепции промышленной политики РФ» дается следующее ее определение: «Комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности, формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей».

В ХХ! в. стремление страны быть в числе передовых должно подкрепляться лидерством хотя бы в одной научно-технической сфере, что обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке ее продукции. Мировые тенденции к увеличению науко-емкости производства, ужесточение конкуренции в отраслях, напрямую зависящих от новизны научных разработок, требуют осуществления модернизации промышленности, повышения роли научных исследований. Опыт развитых стран показывает, что для технологического прорыва в ряде случаев требуется структурная перестройка национальной промышленности.

Россия может стать полноправным участником конкурентной борьбы, если в стране сформируются мощные глобально оперирующие компании. Одним из условий развития таких компаний является доступ к передовым научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) и каналам сбыта. Это возможно за счет расширения партнерских отношений в рамках международного сотрудничества. Отправным моментом для этого является выработка системы национальных приоритетов, направлений технологического

Л.Л. Калинина

развития. Современное состояние конкурентоспособности российской экономики, и в первую очередь промышленности, нельзя признать благополучным. Большинство российских компаний не являются инновационно активными. Они не занимаются анализом возможного развития рынков; сбором, обработкой и использованием технологической информации; не имеют обыкновения поддерживать связи с исследовательскими институтами, консалтинговыми компаниями, поставщиками и покупателями; не кооперируются с другими предприятиями в поиске новых инвестиционных возможностей. Во многом это связано с тем, что процесс формирования технологического потенциала требует значительных средств и времени. Поэтому инновационные расходы российского бизнеса в лучшем случае направлены на приобретение нового оборудования, а не на научно-исследовательские разработки или покупку патентов и ноу-хау. За последние годы инновационная активность предприятий заметно снизилась. Удельный вес предприятий, разработавших и внедривших в 2003 г. новые или усовершенствованные продукты и технологические процессы в промышленности, составлял 9,2% против 16,3 в 1992 г. Это значительно ниже, чем в Португалии (26%) и Греции (29%), отличающихся минимальными показателями инновационной активности среди стран ЕС. Разрыв же с лидирующими государствами, такими как Германия (69%), Дания (71%), Нидерланды (62%), достигает 10-12 раз. По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции РФ более чем вдвое уступает Дании, Греции, Австрии. Разрыв с Южной Кореей и Малайзией достигает примерно 13 раз, с Великобританией - 27, Японией - 38, США - 70 раз. Имеет место высокая степень технического и технологического устаревания оборудования (в 2005 г. 67,5% оборудования имело возраст более 16 лет), неполная степень загрузки мощностей (по состоянию на 2005 г. - лишь 27%), высокая степень износа -50%. Прогрессирующее старение основных фондов предприятий обусловливает техническое и технологическое отставание реального сектора экономики и существенное снижение конкурентоспособности.

Процесс морального и физического старения основных фондов имеет положительную динамику. Многим отраслям для внедрения современных наукоемких технологий необходимо большое количество высококвалифицированных кадров, качественная инфраструктура, стабильная и эффективная правовая основа, система управления, способная обеспечить

Интернационализация НИОКР...

единство действий и целенаправленность работы коллективов предприятий, и т. д.

Различия в инновационном уровне стран, увеличение разрыва между ними по данному показателю придают особую важность политике, проводимой на национальном и международном уровнях. Известно, что макроэкономическая и отраслевая конкурентоспособность базируется на конкурентоспособности фирм, причем конкурентоспособность национальной экономики можно характеризовать таким показателем, как объем ВВП на душу населения. В 2005 г. российская экономика обеспечила объем ВВП на душу населения в размере 4,4 тыс. долл., тогда как экономика США - 40,3, Франции - 33,9, Германии -33, 5 тыс. долл.

В России есть ряд отраслей, тщательный анализ которых позволит обозначить направления возможного технологического лидерства по созданию продуктов, основанных на наукоемких технологиях.

В советское время ресурсы высокого технологического уровня, лучший интеллектуальной потенциал России были сконцентрированы на предприятиях оборонного комплекса. Оборонный и топливно-энергетический комплексы, являясь приоритетными направлениями планового хозяйства, создали значительный научно-производственный задел. Это следует принимать в расчет, преодолевая топливно-сырьевую направленность экономики и обеспечивая подъем обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемкого машиностроения. Отставание обрабатывающей отрасли подтверждает, что Россия находится в самом начале создания научно-инновационных систем, способных дать импульс развитию этого сектора промышленности. Создание уникальных видов наукоемких изделий требует значительных инвестиций. Кроме того, в новых технологиях содержится высокий элемент риска. В связи с этим, а также за счет огромной разницы цен внутреннего и мирового рынка на производимую продукцию именно топливно-энергетический комплекс еще в начале перестройки получил значительное преимущество в развитии.

На фоне относительной пассивности российского капитала зарубежные инвесторы постепенно приходят к пониманию того, что Россия является эффективным объектом для их инвестиций. При этом, отмечая неравномерность отраслевого развития российской экономики, они положительно оценивают уровень ее научно-технического потенциала для развития внешних связей

Л.Л. Калинина

в области производства высокотехнологичной продукции. Не желая однако «экономической экспансии» новых конкурентов на мировом рынке, зарубежные инвесторы полагают, что выпускаемая высокотехнологичная продукция будет предназначена исключительно для емкого российского рынка. Учитывая разделяемый как экономистами, так и политиками многих государств тезис, что каждая нация является огромной корпорацией, конкурирующей на рынке в глобальном масштабе, Россия должна иметь стратегию, направленную на обеспечение комплексного развития экономики, на повышение конкурентоспособности за счет эффективного использования лучших научных разработок. Это позволит стране стать полноправным участником международных экономических отношений.

Особенностью инвестиционной политики РФ должны стать гибкость и разнообразие используемых форм привлечения капитала. Мировая практика свидетельствует, что в ряде случаев кооперация и использование таких форм, как стратегические союзы (совместные предприятия, договоры о кооперации), могут обеспечить больше выгод, чем прямая конкуренция.

Распространение опыта совместного предпринимательства в международной экономической среде способствует росту иностранных инвестиций, осуществляемых в данной форме: если в середине 1980-х годов среднегодовой объем капиталов, направляемых на создание совместных предприятий, оценивался в среднем в 20 млрд долл., то к 1995 г. он возрос до 90-93 млрд долл., а к 2004 г. достиг 173 млрд долл. Международные совместные предприятия (МСП) стали в XXI в. наиболее распространенной формой стратегической кооперации, целью которой является обеспечение конкурентных преимуществ. Эту форму выбирают многие транснациональные корпорации (ТНК), создавая международные совместные предприятия в сотрудничестве с частными фирмами-резидентами принимающей страны и считая ее оптимальным вариантом по сравнению с другими формами прямого инвестирования. Выделяют три категории мотивов образования МСП: внутренние, внешние, стратегические. Внутренние мотивы предполагают совместное несение рисков и расходов, создание благоприятного режима для инноваций, обеспечение доступа к источникам сырья. К внешним мотивам часто относят требования местного правительства (в ряде стран образование МСП возможно только на паритетных началах), создание более эффективной конкуренции. Стратегические мотивы включают расширение диверсифика-

Интернационализация НИОКР...

ции, трансфер технологий, возможность ведения дел в стране в будущем и др. Обычно при создании совместного предприятия в расчет принимается совокупность мотивов.

При наличии заинтересованности в инвестициях обеих сторон инвесторы стремятся к достижению желаемого экономического эффекта в кратчайшие сроки, возможности производства товаров, легко реализуемых на внутреннем и внешнем рынке, а инвестируемые - также к получению доступа к новейшим технологиям, управленческому опыту. Практика Венгрии, Польши, Чешской Республики свидетельствует, что совместные предприятия, созданные в отраслях, производящих электротехническое, оптическое, транспортное оборудование имеют лучшие показатели производительности труда, качества продукции, издержек производства и более благоприятные экспортные возможности, что в свою очередь обеспечивает рост ВВП.

Участие первоклассных, высокоэффективных инвесторов в деятельности предприятий данных стран повышает международную конкурентоспособность их экономик и свидетельствует о необходимости шире использовать имеющийся опыт по созданию, распространению и использованию научно-технических знаний. Однако, чтобы иностранное экономическое проникновение стало фактором развития страны, необходимо предотвратить возможные злоупотребления монопольным положением иностранных предприятий, особенно в секторе крупных многонациональных корпораций, не допускать превращения иностранных предприятий в особые экономические анклавы.

Это следует учесть России при формировании государственной политики по реорганизации экономики на основе научно-технического прогресса. В России процесс создания совместных предприятий с иностранным участием значительно активизировался начиная с 2000 г. (табл.).

Наибольшие число совместных предприятий в РФ создается в самых прибыльных и наименее рисковых областях (ресторанный бизнес, пищевая промышленность, бизнес-услуги, добывающая промышленность и др.). Значительная часть иностранных инвестиций приходится на ТЭК. Иностранные компании также сотрудничают с авиационной, ракетно-космической, атомной промышленностью России. По проектам международной кооперации осуществляются коммерческие запуски спутников, совместно используются российские пилотируемые станции.

Несмотря на происходящие в мире процессы либерализации режимов прямых иностранных инвестиций, в практике многих

Л.Л. Калинина

Таблица

Совместные предприятия в РФ, 2000-2003 гг.

Наименование страны-

Число зарегистрированных совместных предприятий

партнера 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

США 1394 1437 3397 1350

Германия 1123 1202 1222 2273

Кипр 978 733 914 1051

Китай 713 638 966 1630

Великобритания 1337 692 698 756

Финляндия 492 594 612 1253

Украина 1429 448 395 416

Швейцария 632 320 340 372

Италия 321 342 328 798

Нидерланды 34 97 275 310

Польша 207 114 213 670

зарубежных стран запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов в значительно более обширном перечне отраслей и сфер экономики, чем это законодательно закреплено в РФ. Подобные ограничения направлены на обеспечение национального контроля над важнейшими системами жизнеобеспечения стран (авиационный, водный, железнодорожный транспорт, атомная и электроэнергетика, телефонная, телеграфная связь и др.).

Особую значимость среди проблем защиты национальных интересов имеют вопросы, связанные с передачей технологий и их использованием. Решающим фактором конкурентоспособности и успешной деятельности является доступ к надежной и своевременной информации. По статистике преобладающими источниками информации об инновациях являются внутренние источники (около 40%), а также поставщики и покупатели (30%), совместные предприятия обеспечивают 10% информации. Инициируя приток иностранных инвестиций в сферу инновационных начинаний в РФ, необходимо принять меры

Интернационализация НИОКР..

по сохранению и развитию собственной научно-технической базы и передовых технологий. Следует обеспечить приток в Россию новейших зарубежных технологий, используемых в наиболее перспективных отраслях экономики, если их уровень превосходит российские разработки; предотвратить утечку за рубеж технологий, важных для экономического развития страны, обеспечения конкурентоспособности российской экономики. В частности, заключение контрактов, связанных с передачей новейших технологий, имеющих общенациональное экономическое значение (необходимо сформировать перечень таких технологий) следует осуществлять только на основании лицензионных соглашений, предварительно оценив общеэкономические последствия контракта, степень влияния сделки на технологический уровень, структуру и конкурентоспособность российский экономики.

Подобный подход в первую очередь касается использования иностранных инвестиций в оборонных отраслях промышленности РФ и создания совместных предприятий на высвобождающихся от военного производства мощностях. Известны случаи, когда западные предприниматели приобретают предприятия оборонного комплекса не в целях их развития, а желая получить доступ к технологическим секретам или ликвидировать эти предприятия как реальных конкурентов на соответствующих сегментах рынка. Приобретая акции высокотехнологичных и наукоемких предприятий, зарубежные инвесторы с минимальными затратами получают доступ к высоким технологиям, являющимся интеллектуальной собственностью российского государства.

В условиях современного расширения взаимосвязей Россия нуждается в формировании законодательного механизма, который бы обеспечил максимальное использование технологического потенциала российских и иностранных предприятий в целях укрепления прогресса российской экономики. Для этого необходимо правильно выбрать инструменты работы с иностранными инвесторами, выстроить парадигму взаимоотношений, позволяющую государству проводить инновационную политику.

Объективно оценивая имевшее место за годы проведения реформ масштабное разрушение технологического аппарата промышленности, переход предприятий машиностроительного комплекса на выпуск технически несложных изделий, не требующих глубокой кооперации, зачастую непрофильных, дешевых, следует заключить, что процесс восстановления технологичес-

Л.Л. Калинина

кого потенциала требует принятия и реализации ряда решений по целенаправленному изменению структуры экономики и ее дальнейшему комплексному развитию с опорой на лучшие научные разработки. Для совершенствования имеющейся базы и внедрения передовых наукоемких технологий многим отраслям необходимо значительное количество высококвалифицированных кадров и активизация НИОКР.

НИОКР в форме фундаментальных исследований обычно проводятся в государственном секторе, а НИОКР в форме прикладных исследований и разработки товаров и процессов -в частном. В зарубежной практике этот вид НИОКР часто стимулируется корпоративной стратегией и подкрепляется комплексом корпоративных приоритетов, так как имеет определяющее значение для конкурентоспособности компаний.

В соответствии с мировой практикой на научную деятельность направляется значительная доля бюджетных средств: в странах ЕС 3-4% от объема ВВП, в Японии - 4%, США - около 4%. В частности, США еще к середине 1990-х годов сконцентрировали более 40% общемирового корпуса научных кадров. Расходы на образование и НИОКР превышали там суммарные затраты на эти цели всех остальных стран. В настоящее время США возглавляют десятку ведущих стран, на которые приходится свыше 4/5 мировых расходов на НИОКР. В эту ведущую десятку входят всего две развивающиеся страны - Китай и Республика Корея. Однако доля развитых стран в глобальных расходах на НИОКР в период с 1991 по 2002 г. снизилась с 97% до 91%, а развивающихся стран Азии увеличилась с 2% до 6%. Положительную динамику имеет и результативность их инновационной деятельности, о чем свидетельствует число выданных патентов.

В последние годы НИОКР становятся предметом офшорин-га. Разработка НИОКР утратила традиционную «привязку» к развитым странам с их сформировавшейся национальной инновационной системой. Интернационализация НИОКР путем вынесения их в развивающиеся страны, страны Юго-Восточной Азии и СНГ свидетельствует о наличии у них необходимого инновационного потенциала. ТНК играют активную роль в происходящих процессах. Среди компаний, взявших на вооружение подобную практику, «Моторола», «Дженерал электрик», «Дженерал моторс», ряд фармацевтических компаний. Ранее НИОКР считались наименее дробимым видом хозяйственной деятельности компаний, так как в процессе НИОКР зарожда-

Интернационализация НИОКР..

ются идеи, имеющие стратегическую ценность для компании; кроме того, требуется обмен конфиденциальной информацией между производителями и потребителями и т. д. Поэтому ТНК, являющиеся активными участниками процесса интернационализации НИОКР, обычно проводили в странах базирования исследования и разработки, связанные лишь с адаптацией технологий к потребностям местных рынков для достижения желаемых объемов продаж. Особенностью сегодняшней практики является вынесение в развивающиеся страны НИОКР по ключевым направлениям деятельности, ориентированным на глобальные рынки. В 2003-2004 гг. из 1773 осуществляющихся в мире инвестиционных проектов, связанных с НИОКР, 1095 проводились в развивающихся странах или странах Юго-Восточной Азии и СНГ.

По данным ЮНКТАД, Россия входит в число 10 наиболее привлекательных стран для проведения НИОКР на период до 2009 г., занимая шестое место в рейтинге, при этом лидером признается Китай, занимающий первое место. В настоящее время в экспорте Китая доля высокотехнологичной продукции составляет 34%. Подобная статистика подтверждает, что Китай успешно реализует стратегию, изложенную в программе «Государственная система по освоению новшеств на фоне наступления эпохи экономики знаний».

Для принимающих стран интернационализация НИОКР несет хорошую перспективу укрепления производственного и инновационного потенциалов. В частности, компания «Тойота» создала Азиатско-Тихоокеанский технологический центр в Таиланде; компания «Моторола», открыв в Китае первую лабораторию НИОКР еще в 1993 г., к настоящему времени увеличила число зарубежных подразделений, занимающихся в этой стране НИОКР до 700; компания «Майкрософт» создала шесть глобальных исследовательских центров в Бангалоре (Индия). Разработкой наиболее передовых технологий занимаются не только зарубежные филиалы компаний, но и местные фирмы на контрактной основе. Вместе с тем политика «открытых дверей» недостаточна для обеспечения устойчивого экономического роста экономики принимающих стран.

С позиций общей стратегии развития позитивным можно считать тот факт, что за счет процессов накопления знаний, в которые вовлекаются предприятия и организации принимающих стран, данные страны постепенно активизируют собственные возможности в области НИОКР, формируют культуру новаторст-

Л.Л. Калинина

ва. Кроме того, прямые иностранные инвестиции в НИОКР позволяют странам укрепить свои инновационные системы и на этой основе обеспечить подъем промышленного и технологического уровня, дают возможность внедрять современное оборудование, производить сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Следовательно, чрезвычайно важен вид проводимых НИОКР, их связь с производством.

Однако, как уже отмечалось, страны, принимающие прямые иностранные инвестиции в НИОКР, могут столкнуться с реальной угрозой утраты своих наиболее значимых достижений.

Национальные хозяйства, включаясь в процесс интернационализации НИОКР и стремясь получить от этого желаемые результаты, должны решить ряд задач. В частности, странам, привлекающим прямые иностранные инвестиции в НИОКР, требуется сформировать институциональную базу, благоприятствующую новаторству. Необходимо обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности; провести реформирование системы государственной исследовательской деятельности, создав условия, при которых государственные НИОКР станут фактором развития национальной инновационной системы; сформировать систему партнерских отношений государства и бизнеса; обеспечить доступность отдельных результатов государственных НИОКР для частных компаний. Серьезное внимание должно уделяться вопросам поддержания конкурентной среды, развитию инфраструктуры, инвестированию в человеческий капитал.

Эффективность и отдача от прямых иностранных инвестиций в НИОКР может значительно возрасти в результате разработки государственной инновационной политики. Только государство может обеспечить проведение масштабной, всеохватывающей политики инновационного развития страны. В РФ главными направлениями такой политики могут быть:

государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также предприятий и организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой системы с целью создания условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектам хозяйствования независимо от форм собственности и видов финансирования;

Интернационализация НИОКР...

изменение амортизационной политики для обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источников инвестиций в инновации;

развитие лизинга уникального наукоемкого оборудования;

выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Важно четко разделить полномочия федеральных, региональных органов власти при реализации государственной инновационной политики, обеспечив развертывание потенциала российских предприятий в рамках программ развития конкретных отраслей, а также обеспечить поддержку малых и средних предприятий.

Благоприятная правовая и организационная среда, адекватные экономические стимулы позволят расширить взаимовыгодное международное производственно-инвестиционное сотрудничество на основе инновационной стратегии развития России, улучшить доступ к технологическим знаниям, облегчить поиск партнеров, объединить финансовые ресурсы, наладить связи между государственными и частными секторами экономик различных стран.

Литература

Амосов Ф. Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления

основных фондов // Экономист. 2004. № 9. Гавлик П. Страны с переходной экономикой: тенденции развития и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 21.

Иноземцев В. Китайский экономический феномен: состояние и перспективы //

Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 28. Кольчугина А.В. Статистический анализ совместного предпринимательства в Российской Федерации: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2003. С. 79.

Концепция промышленной политики РФ. М., 2000.

Новицкий Н. России нужно инновационное развитие // Проблемы теории

и практики управления. 2005. № 3. С. 85. ПелихА.С. Экономика предприятий. Ростов н/Д, 2003. С. 163-169. Петков А. Эффективность инвестиционных потоков в Центральную и Восточную Европу // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 58.

Л.Л. Калинина

Фей К. Международные совместные предприятия // Вопросы экономики. 1994. № 8. С. 135.

Innovation in Europe: Results for the EU, Iceland and Norway. Luxembourg, 2004. Р. 24.

International investment agreements: key issues. N.Y., 2005. Vol. 3. Р. 144. www.unctad.org/wir/2005(overview)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.